По ходатайству архим. Даниила (Ростовского; 1880-1891) Б. м. в 1890 г. был отписан земельный участок в Старосельской даче, открыта церковноприходская школа. У монастырских ворот была поставлена часовня. При архим. Сергии (Богдановском) с 1891 по 1901 г. проведен капитальный ремонт храма, настоятельских и братских келий. Сменивший его архим. Алипий (Кабанов; 1900-1907) построил вторую, трапезную, ц. во имя прп. Алипия Печерского. Настоятель увеличил число монастырских певчих, для проживания к-рых в башнях храма устроили 6 келий. Заботясь о внутреннем убранстве собора, он сам выполнил мн. фресковые росписи стен, написал неск. икон для иконостаса. Архим. Мелхиседек (Паевский) в 1907 г. открыл при Б. м. отд-ние епархиального миссионерского совета, архим. Арсений (Смоленец ; 1907-1910) организовывал в мон-ре чтения и собеседования, благодаря чему в 1910 г. к Православию присоединилось неск. человек. Последний известный настоятель архим. Николай (Судзиловский) основал близ мон-ря скит. Для многочисленных паломников были построены 2 гостиницы. По ходатайству жителей Могилёва с 1904 г. ежегодно 29-30 мая проходил крестный ход из Б. м. в Могилёв, для чего была написана копия чудотворной иконы. В нач. XX в. братия Б. м. насчитывала ок. 40 чел. Ок. 1920 г. мон-рь был закрыт, в 30-е гг. с переоборудованного под клуб храма был снесен купол. В 1941-1945 гг. в нем был кинотеатр. В 1953 г. храм взорван, к 2002 г. сохранилась лишь часть лестничной галереи с фрагментами фресок. Во время Великой Отечественной войны утрачена чудотворная икона. 25 апр. 1991 г. архиеп. Могилёвский Максим (Кроха) освятил в Белыничах храм в честь Белыничской иконы Пресв. Богородицы, в к-ром находится ее список. Арх.: План мон-ря Белынич, с окружающею ситуациею, 1810//Российский гос. военно-исторический архив. ВУА. 21768. Лит.: Василий (Жудро), иером. Белыничский Рождество-Богородицкий мон-рь. Могилев на Днепре, 1911. Ч. 1-3; Жудро Ф. Белыничский Рождество-Богородицкий мон-рь. Могилев, 1912; Ветер Э. И. Фрески Белыничского мон-ря//Наш Родавод: Мат-лы международной конференции по региональной истории Вост. Европы. Гродно, 1991. Кн. 3. Ч. 2. С. 383-386; Слюнькова И. Н. Мон-ри восточной и западной традиций: наследие архитектуры Беларуси. М., 2001.

http://pravenc.ru/text/77974.html

Почитался как праведник при жизни и после смерти. Прославлен в числе исповедников Церкви Русской Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Мощи его пребывают в храме арх. Михаила в с. Михайловском. Арх.: УФСБ России по Владимирской обл. Д. П-8248; УФСБ России по Ивановской обл. Д. 8433-П, Д. 8597-П. Лит.: Жизнь и чудеса старца архим. Леонтия (Стасевича): Мат-лы для прославления. Иваново, 1997; Федотов А. А. Ивановская епархия РПЦ в 1918-1998 гг.: Внутрицерк. жизнь и взаимоотношения с гос-вом. Иваново, 1999. С. 13-14; Жизнеописание прп. Леонтия, архим. Михайловского, чудотворца. Иваново, 2000; ЖНИР: Янв. С. 405-436. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР (Орудов (Уродов) Георгий Андреевич; 1876-1961), архим., посл. наместн. Седмиозерной пуст., исп. (пам. 14 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Вятских святых) ЕЛИСАВЕТА Григорьевна Румянцева (1873-40-е гг. XX в.), исп. (пам. 31 июля, в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ИОАНН Михайлович Блинов (1874-1932), исп. (пам. 19 марта, в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАПИТ (Таубе Михаил Михайлович; 1894-1936), мон., исп. (пам. 5 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Васильевич Орлов (1878 – 1941), свящ., исп. (пам. 14 апр., в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Иванович Крылов (1892 – 1938), прот., сщмч. (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе святых Ивановской митрополии)

http://pravenc.ru/text/2463501.html

р.Б. Елена 2013/11/01, 07:27:37 Господи Боже, Царю Безначальный, прости ты меня многогрешную и помоги крест свой донести. Не остави меня. Аминь. р.Б..Татиана 2013/10/31, 09:35:28 Прости, Господи, все мои вольные и невольные грехи. Во имя Иисуса Христа! Аминь! Тамара 2013/10/30, 14:56:42 Господи, Боже Сил, с нами буди! Защити нас Твоей Любовью. Укрепи нас Твоей силой.Победи врагов и сохрани в нас доброе сердце Твоей победой. Лариса 2013/10/24, 13:41:40 Крестик Господен помоги Деанисию освободиться из неволи чтобы его оправдали и он чистым вышел из сложившийся ситуации. Спаси Госпади и помоги ему Аминь 2013/10/17, 07:57:03 Великий Бог! Слава и Хвала Тебе! Прости все вольные и невольные прегрешения! Даруй мир, устройство, крепость веры и любовь всем моим родным и близким! Во имя Иисуса Христа! Аминь! Тамара 2013/10/11, 08:58:33 На меня кричат - я кроткая, Грубят - я кроткая, Хамят - я кроткая, В моем присутствии мат - я кроткая, Меня осуждают - я кроткая, Идет ложь и клевета - я кроткая, Молчу и держусь ради Христа. Молюсь, Господи помоги! Ради Христа я кроткая!!! 2013/10/10, 21:36:48 Кресте Господин! Помоги Анне на работе с достоинством выдержать все испытания и проверки. Аминь 2013/10/05, 09:01:27 Господи, прости и помилуй! Во имя Иисуса Христа! Аминь! Тамара 2013/10/04, 12:03:38 КРЕСТУ ТВОЕМУ ПОКЛАНЯЕМСЯ ВЛАДЫКО...! георгий 2013/10/04, 11:33:51 ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ, БОЖЕ МОЙ, СМИЛУЙСЯ И СЖАЛЬСЯ ПРОШУ ТЕБЯ ПОЖАЛУЙСТА НАДО МНОЙ! георгий 2013/09/27, 13:39:15 Господи! Тебе ведомо все наше тайное и явное . Умоляю, спаси сына Александра. Не дай погибнуть его душе , разлучи с Алесей , верни его в церковь. Помоги, чтоб не курил, не пил всякую гадость. Спасибо. 2013/09/26, 09:50:43 Великий Бог! Слава и хвала Тебе! Прости все грехи наши! Помоги, Господи, рассчитаться со строителями за выполненные работы, чтобы не огорчать людей. Благослови всех наших должников, пусть у них не будет финансовых затруднений, чтобы рассчитаться с нами. Во имя Иисуса Христа! Аминь! Тамара 2013/08/20, 10:25:33

http://isihazm.ru/?id=657&c_pid=18

Ряд ученых признают достоверность рассказа т. н. Иоакимовской летописи о насильственном крещении Новгорода киевским воеводой Добрыней и тысяцким равноап. кн. Владимира Святославича Путятой (см.: Татищев В. Н. История Российская. Л., 1962. Т. 1. С. 112-113). По мнению исследователей, сообщение «Иоакимовской летописи» подтверждается археологическими данными, а именно следами большого пожара 989-990 гг. в Неревском конце Новгорода ( Янин В. Л. Летописные рассказы о крещении новгородцев: О возможном источнике Иоакимовской летописи//Русский город: Исслед. и мат-лы. М., 1984. Вып. 7. С. 40-56; Он же. Средневек. Новгород: Очерки археологии и истории. М., 2004. С. 130-143; Рапов О. М. Рус. Церковь в IX - 1-й трети XII в.: Принятие христианства. М., 1988. С. 257-274; Мусин. Христианизация. 2002. С. 97; Азбелев С. Н. К изучению Иоакимовской летописи//НИС. 2003. Вып. 9(19). С. 17; Он же. Устная история в памятниках Новгорода и Новгородской земли. СПб., 2007. С. 22-24). По мнению других ученых, «Иоакимовская летопись» - текст очень позднего происхождения (вероятно, подделка под летопись, произведенная в 1-й пол. XVIII в.) и крайне сомнительно, что в ней могли сохраниться столь ранние сведения (см.: Толочко А. П. «История Российская» Василия Татищева: Источники и известия. М.; К., 2005. С. 196-245; Лукин П. В. Новгородское вече. М., 2018. С. 10-11 и др.). Маловероятно, что к.-л. рус. епархия могла быть основана ранее возникновения Киевской митрополии. В историографии получило признание мнение, что митрополия на Руси появляется не сразу после Крещения, а к кон. X в. (не позднее 997/8 г., ок. 996/7 г.- Poppe A. Pánstwo i kosció na Rusi w XI w. Warsz., 1968. S. 25-33; Щапов Я. Н. Гос-во и Церковь Древней Руси, X-XIII вв. М., 1989. С. 23-28). В К-поле после смерти в 991 г. патриарха Николая Хрисоверга следующий патриарх, Сисиний II, был поставлен только в 996 г. и занимал кафедру до 998 г.; не исключено, что именно при этом патриархе и был поставлен 1-й рус. митрополит, к-рый возглавил хиротонии рус.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Согласно Житию архиеп. Новгородского Ионы, П. Л. после кончины митр. Московского свт. Ионы (1462) получил от новгородского владыки заказ на составление «последования памяти его и службы канона», посвященных Московскому святителю. Это поручение П. Л. выполнил, а каноны прп. Сергию Радонежскому и прп. Михаилу Клопскому, а также Житие последнего писать не стал, т. к. «готовяшеся самъ ити в Московскиа страны». В кон. 1461 - нач. 1462 г. П. Л. вернулся в Москву. В это время он мог составить «Слово избрано от святых писаний, еже на латыню», к-рое датируется 1461-1462 гг. и атрибутируется ему нек-рыми исследователями. В нач. 1462 г. по поручению вел. кн. Василия II Васильевича († 1462) и митр. Феодосия (1461-1464) П. Л. отправился в Кириллов Белозерский мон-рь, чтобы собрать там материалы для Жития его основателя. Он пробыл в обители, видимо, до мая 1462 г., т. к., по наблюдению Яблонского, в самой ранней редакции Жития прп. Кирилла еще не упоминается о поставлении 13 мая 1462 г. кирилловского игум. Трифона во архиепископа Ростовского ( Яблонский. 1908. С. 92). К этому периоду М. А. Шибаев относит сотрудничество П. Л. и недавно пришедшего в Кириллов мон-рь книжника Евфросина : при составлении своего келейного сборника Евфросин привлек серб. агиографа для написания известных последнему сказаний об афонских мон-рях - об этом свидетельствует автограф П. Л., обнаруженный Шибаевым в евфросиновском сборнике РНБ. Кир.-Бел. 22/1099 ( Шибаев. 2008). Кроме того, П. Л. поделился с Евфросином своими запасами бумаги ( Шибаев М. А. Бумага в России XV в.//Актуальные вопросы истории бумаги и бумажного производства: К 40-летию со дня выхода в свет книги З. В. Участкиной «Из истории рос. бумажных мануфактур и их водяных знаков»: Мат-лы и сообщ. первых науч. чт. СПб., 2003. С. 36-37). Написав Житие, агиограф составил Службу прп. Кириллу. В нач. 60-х гг. XV в. П. Л., вероятно, вернулся в Троице-Сергиев мон-рь. Однако между 1464 и 1470 гг. он находился в Новгороде и работал над циклом, посвященным прп. Савве Вишерскому. Существует предположение, что во время составления Службы святому П. Л. тяжело болел (все богородичны канона объединены темой исцеления от болезни). По мнению А. Г. Боброва, П. Л. в этот период участвовал также в новгородском владычном летописании, будучи автором статей Летописи Авраамки за 1458-1469 гг. ( Бобров А. Г. Новгородские летописи XV в. СПб., 2001. С. 233. Примеч. 56).

http://pravenc.ru/text/2579870.html

Спустя нек-рое время вокруг пустынножителя собралась братия и возникла Исетская пуст., во 2-й пол. 40-х гг. XVII в. в ней были построены деревянные часовня и кельи. Из Невьянского мон-ря преподобный принес с собой Далматскую икону Успения Пресв. Богородицы, ставшую главной святыней Далматова мон-ря (утрачена в 20-х гг. XX в.). Новооснованная обитель была первым рус. поселением в долине р. Исети. Впосл. Далматов Успенский мон-рь сыграл важную роль в просвещении и хозяйственном освоении края, в течение века являлся форпостом в обороне вост. рубежей России от набегов калмыков, башкир и сибир. татар. Помимо духовного окормления иноков и мирян Д. много сил отдавал хозяйственной жизни строившейся обители. В условиях малозаселенности края остро стояла проблема рабочих рук. В поисках крестьян для работы в монастырских вотчинах Д. ездил по слободам Тобольского и Туринского уездов, зачастую вступал в конфликты с местной светской администрацией, иногда шел на нарушение царских запретов в отношении приема новых крестьян. (В 1654 приказчик Киргинской слободы М. Фефилов подал тобольским воеводам челобитную о том, что Д. отказался выдать укрывшихся в Далматовом мон-ре беглых пашенных крестьян Киргинской слободы. Воеводы послали в мон-рь память, чтобы «крестьян с тягла не принимали»; см.: Манькова И. Л. Неопубликованные мат-лы по истории Далматовского Успенского мон-ря//Культура и быт дореволюционного Урала. Свердловск, 1989. С. 42-43.) В сент. 1651 г., вернувшись из очередной поездки, Д. застал на месте мон-ря пепелище. Часовня, кельи и крестьянские дворы были сожжены войском сибир. царевича Девлет-Гирея. Чудесным образом в пожаре уцелела икона Успения Пресв. Богородицы. И вновь вокруг Д. собрались сподвижники, обитель возродилась. Были построены ц. в честь Успения с приделом во имя прп. Димитрия Прилуцкого, кельи и монастырские службы, обитель обнесли острогом, над св. вратами в 1683 г. была освящена ц. во имя ап. Иоанна Богослова. В восстановленном монастыре для преподобного была построена келья, где он провел в затворе остаток жизни. При этом Д. продолжал руководить как духовной, так и хозяйственной жизнью обители. Он писал в ответе в Тобольск в 1664 г., что без его веления «братия по своим волям до сего дни никакова дела духовнаго и телеснаго делать не начинали и не делали» (РГАДА. Ф. 214. Оп. 3. Д. 663. Л. 318а). Из того же дела известно, что по указанию преподобного посылались вооруженные дозоры «в степь для проведывания вестей» о приближении кочевников.

http://pravenc.ru/text/168654.html

К древнерус. рукописям М. относился как к неотъемлемой части совр. рус. культуры и был неустанным пропагандистом этой «живой старины». Начатое им направление археографической работы нашло продолжение в деятельности др. научных центров (Москвы, Ленинграда (С.-Петербурга), Новосибирска, Екатеринбурга). Отчеты об археографических экспедициях М. и др. специалистов публиковались в «Трудах Отдела древнерусской литературы» в разд. «По рукописным собраниям», создателем и постоянным редактором к-рого был М. М. являлся членом Комитета славистов, Географического об-ва, Межведомственного научно-методического совета по приобретению документальных материалов в собственность государства. Он вел обширную переписку с издательствами, редакциями журналов, с писателями (Ф. А. Абрамовым, Б. К. Зайцевым , Л. М. Леоновым, Ю. П. Казаковым, Ю. М. Нагибиным, В. Т. Шаламовым), дарителями и старообрядцами (свящ. Евгением Бобковым , И. Н. Заволоко ), зарубежными славистами и деятелями культуры (Дж. Биллингтоном , Д. Н. Брещинским, С. А. Зеньковским , Л. Ф. Зуровым , С. М. Лифарем, А. Мазоном, Накамурой, П. Паскалем, А. В. Флоровским , Р. О. Якобсоном), церковными деятелями (в т. ч. с Саратовским и Вольским еп. Пименом (Хмелевским) ). Неутомимая археографическая деятельность М. и его самобытный характер нашли отражение в повести Д. А. Жукова «Владимир Иванович» (М., 1981). Ежегодно в начале мая в ИРЛИ проходят Малышевские чтения (в 2017 состоятся 40-е чтения). Продолжением научных традиций М. служит издание сборников статей, посвященных изучению рукописного наследия Древлехранилища ИРЛИ (1972, 1985, 1990). Арх.: ИРЛИ ОР. Ф. 494. 1692 ед. хр. (1879-1976 гг.). Библиогр.: Рукописное наследие Древней Руси: По мат-лам Пушкинского Дома. Л., 1972. С. 406-421; Древнерусская книжность: По мат-лам Пушкинского Дома. Л., 1985. С. 340-345; Малышев В. И. Избранное: Статьи о протопопе Аввакуме. СПб., 2010. С. 373-396. Лит.: Панченко А. М. Искатель старинных книг//Звезда. 1970. 10. С. 142-149; î н же. Памяти Владимира Ивановича Малышева//ТОДРЛ. 1976. Т. 31. С. 397-398; îí æå . О Владимире Ивановиче Малышеве//Древнерусская книжность: По мат-лам Пушкинского Дома. Л., 1985. С. 265-276; Гречишкин С. С., Маркелов Г. В. В. И. Малышев в переписке с рус. советскими писателями; Малышев в переписке с деятелями советской культуры//Древлехранилище Пушкинского Дома: Мат-лы и исслед. СПб., 1990. С. 281-298; Бударагин В. П. «Ищите - да обрящете…»: (В. И. Малышев и его Древлехранилище)// Иванова Т. Г. Рукописный отдел Пушкинского Дома: Ист. очерк. СПб., 2006. С. 401-419.

http://pravenc.ru/text/2561754.html

татьяна 26 января 2015, 11:59 Спасибо за такую правильную и сильную статью! А те, кто требует мата, служат нечисти, какие бы высокопарные слова они ни говорили бы. Свинья познается по запаху и поведению и петь как соловей не может. Да, мат-это язык ада Дмитрий 26 января 2015, 04:57 С Михалковым давно уже всё ясно - безобразные похабные сцены в его фильмах вполне имеются. А похабщина и мат - плоды с одного дерева. Но Шахназаров??? Мда. Друзья, на это неприличное предложение несчастных режиссёров имеются два железобетонных аргумента: 1) существует огромное колличество великолепных фильмов без мата. Не умеешь донести мысль или эмоции до зрителя без мата=расписываешься в своей несостоятельности как режиссёр. И 2) " мат - часть жизни, а мы в кино показываем жизнь, " - звучит аргумент этих деятелей " культуры " . Ну что, раз вы показываете жизнь, будьте любезны, крупным планом, покажите как тот или иной персонаж ходит по большому в туалет. Залейте, так сказать, фекалиями, экран. СлабО? А мат это те же фекалии, только словесные. Предлагаю бойкотировать фильмы режиссёров, по какой бы то ни было причине работающих над обыдлением нашего народа. Даже если их свинское предложение не пройдёт. Елена 25 января 2015, 22:15 На этих " виднейших российских режиссеров " после их просьбы теперь смотреть противно, не то что их слушать. И это ещё деятели культуры. Если у вас не хватает таланта снимать фильмы без мата, тогда оставьте кино в покое. Автору благодарность за статью! Наталья 25 января 2015, 21:35 " По делам узнаете их... " . Татиана Селиванова 25 января 2015, 20:20 Почему так? Все народы населяющие нашу Россию,чуваши, татары,и т.д. когда разговаривают на своем родном языке, матерные слова вставляют только на русском. Потому, что внутреннего уважения нет. Если мы сами его не уважаем и другим пример подаем. Александр Цихиев 25 января 2015, 19:40 Каждый слышит , говорит то слово которое у него в сердце , на которое настроена душа. По словам проверяют состояние души. Какая она сейчас у тебя. Вошедшее в уши не осквернит воина Христос, а духовно юного может расстлить. Вспомните у Достоевского Сон смешного человека... Что бывает с тем через кого входит зло....

http://pravoslavie.ru/76758.html

«Наш человек состоит из трех субстанций: души, тела и ИНН», а казнокрадство в эпоху 4-й технологической революции похоже будет выглядеть следующим образом: 1) Заявляем о внедрении искусственного интеллекта. 2) Воруем. 3) Все уворованное списываем на искусственный интеллект. Круг замкнулся - никакой коррупции! Шах и Мат! Физиологические и ментальные особенности современной молодежи Обратимся к поколению, которое родилось и выросло в информационном обществе. Это - цифровые люди, которых называют «цифровыми аборигенами», или, обобщенно, цифровым поколением. Особое внимание к этому поколению вызвано тем, что оно выросло в условиях, которых не имело ни одно предшествующее поколение. Как это повлияло на их развитие, физиологию, менталитет и мировоззрение? Вопросы влияния технологий на эволюцию человека были поставлены Станиславом Лемом в философско -футурологическом трактате «Сумма технологий» (1962 г.). В книге осуществлен прогностический анализ научно-технических, морально-этических и философских проблем, связанных с функционированием цивилизации в условиях свободы от технологических и материальных ограничений (по образному выражению автора, «исследование шипов ещё несуществующих роз». Многие из затронутых Лемом вопросов, в 1960-е годы составлявших исключительную прерогативу научной фантастики - виртуальная реальность , нанотехнологии , искусственный интеллект , технологическая сингулярность , - через 30 - 40 лет после первой публикации «Суммы» перешли в разряд активно разрабатываемых научных проблем. В отличие от техноэволюции, движимой техническим воображением конструктора, биоэволюция слепа и подчинена необходимости приспособления. Цифровая реальность оказывает непосредственное воздействие на физиологию современной молодежи. Студенты, в своем абсолютном большинстве, не могут более полутора минут отвечать на поставленные вопросы. Им нужна пауза, перезагрузка. Не могут запомнить большие тексты. Способ передачи и восприятия информации изменяет сознание. Поражает отсутствие развернутой речи: рубленные фразы в твитерском исполнении. Не развивается память. Эмоциональная жизнь молодого человека построена на тактильности. Однако, перед компьютером осуществляется депривация тактильных ощущений. В смайлике живая улыбка не дана. «Он меня лайкал двадцать раз». «Познакомились в Интернете. Это была любовь с первого сайта».

http://ruskline.ru/analitika/2019/05/24/...

Подчиненная Новгороду территория была основным источником его благосостояния. Опорными пунктами для освоения земель были основанные новгородцами погосты — судебно-податные центры. Отдаленные территории, как правило населенные неслав. народами, могли сначала не включаться непосредственно в адм. плане в состав Новгородской земли, с них лишь собиралась дань (Пермь, Печора, Югра, Терский берег, часть территории современных Эстонии и Финляндии) (Насонов А. Н. «Русская земля» и образование территории Древнерус. гос_ва: Ист.-геогр. исслед. М., 1951. С. 69–115). Под властью Новгорода или в даннической зависимости от него оказалось значительное финноязычное население, среди которого были карелы, водь (вожане), ижора, саамы, вепсы, на какое-то время — эсты. Имена с фин. этимологией нередко встречаются в новгородских берестяных грамотах: по данным на 2007 г., их известно от 40 до 60, что составляет 4–5% всего именослова этих документов (Saarikivi J. Finnic Personal Names on Novgorod Birch Bark Documents//Slavica Helsingiensia. 2007. Vol. 32. P. 196–246). С сер. VIII в. значительное скандинавское присутствие отмечается в низовьях Волхова, где возникло поселение Ладога (в сканд. сагах: Aldeigja, Al deigjuborg). Скандинавы жили там и позднее, в XI–XII вв., что подтверждается археологическими и антропологическими данными. Исключительно богато сканд. находками основанное уже в IX в. в 2 км южнее Новгорода Рюриково городище. Их обилие и разнообразие свидетельствуют о том, что скандинавы селились там целыми семьями (Носов. 2012. С. 102–118). Вероятно, именно это поселение скандинавы называли Holmgardr, позднее они перенесли это название на Новгород. Первые новгородские князья охотно нанимали варяжские дружины, существенно усиливая этим свои войска. Начиная с XII в. в источниках фиксируются тюрк. имена, носителями к-рых были, вероятно, люди из княжеского окружения — выходцы из Юж. Руси (Гиппиус А. А., Михеев С. М. Заметки о надписях-граффити новгородского Софийского собора. Ч. 3//ДРВМ. 2011. 2(44). С. 46; Гиппиус А. А. «Ильдятино селище»: Коммент. к новгородской берестяной грамоте 71//Проблемы дипломатики, кодикологии и актовой археографии: Мат-лы XXIV междунар. науч. конф. М., 2012. С. 231–234; Новгородские грамоты на бересте. 2015. Т. 12. С. 99–100). Проживали в Новгородской земле и выходцы из Литовского великого княжества. Никаких данных о дискриминации неславянского населения нет, напротив, в XIV–XV вв. по являются сведения о проникновении представителей карел в новгородскую элиту и о довольно крупном землевладении карел. знати («корельских детей») (Lukin. 2017. Р. 297; Чибисов Б. И. «Дети корельские» в контексте этнической истории Сев.Зап. Приладожья XV в.//ДРВМ. 2017. 2(68). С. 18–25).

http://sedmitza.ru/lib/text/8742738/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010