Через несколько дней, во время официального суда над Спасителем, первосвященники пригласили некоторых лжесвидетелей и повели свое следствие в другом направлении (Матф. 26, 59-66; Марк. 14, 55-64), но это следствие было необходимо им не для составления справедливого приговора, а только для оправдание заранее составленного приговора в глазах иудейского народа, почитавшего Спасителя за истинного Божия посланника. 180 У Платона, Phaedo cap. 11. 181 По суждению пифагорейского мыслителя Филолая: " свидетельствуют и древние богословы и прорицатели, что в наказание за что-то душа сопряжена с телом и похоронена в нем, как в могиле " – Климент Александрийский. Строматы, III, 17. 182 У Платона Teaet. Op., ed. Didot, vol. I, p. 135, Phaedo, cap. 29, Civitas vol. II, p. 38, 44. 183 Секст Эмпирик, Pyrron. III, 230, приводит соображение Гераклита: " когда мы живем, мертвы наши души и схоронен в нас, когда же мы умираем, оживают и живут души " – Секст Эмпирик. Пирроновы основоположения, III, 230. 184 Phaedo, cap. 30-31, Phaedr. cap. 28-30. 185 Ibid., cap. 62. 186 Вся сущность философской сотериологии язычества выражается одним положением Платона, что человек, познавший истину, сам по себе достаточен для того чтобы вести хорошую жизнь, и ни в чем другом для этого решительно не нуждается. Civitas, lib. III, p. 41. 187 Последние строфы " золотого стихотворения " пифагорейцев: " Когда бы, оставивши тело, ушел ты в свободный эфир, стал бы ты богом бессмертным, нетленным и уж более не был бы смертным " . 188 Teaet., p. 135: " нужно стараться как можно скорее бежать отсюда туда, бегство же есть уподобление Богу по мере возможности " . Ср. Civitas, lib. VII, p. 128. 189 У Платона, Alcibiad. II, Oper. col I, p. 501. 190 У св. Иустина Мученика, Dialog, cum Tryphone, cap. 10: " Ваши правила в так называемом евангелии, – говорил иудей Трифон св. Иустину, – я нахожу столь великими и удивительными, что, по моему мнению, никто не в состоянии выполнить их: я постарался их прочитать. Ввиду этого нас весьма смущает то обстоятельство, что вы хвалитесь своим благочестием и считаете себя лучшими, чем другие люди, а на самом деле вы ничем не отличаетесь от других людей и не превосходите своей жизнью даже язычников: вы не соблюдаете ни праздников, ни суббот и не имеете обрезания, а полагаете свое упование на распятого человека и все-таки надеетесь получить себе милость от Бога, не исполняя Его заповедей " , – Очевидно, иудей Трифон относился к христианам не только снисходительно, но по-своему даже сочувствовал им.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

22. Избави мя, яко нищ и убог есмь аз, и сердце мое смятеся внутрь мене. Мы сказали выше, кто нищ и кто беден, и что от лица Господа сказывается сие, по словам Феодорита, как человека. И в 21-м псалме сказано: избавь от оружия душу мою, и в Евангелии также: Отче! спаси Меня от часа сего; а равно и следующее там же: теперь душа Моя возмутилась; и еще: душа Моя скорбит смертельно (Матф. 26, 28). 23. Яко сень, внегда уклонитися ей, отеяхся (уничтожен), стрясохся яко прузи. Я, говорит, так скоро убит и исчез, как скоро удаляется и исдезает тень, когда солнце склонится на запад и зайдет (здесь предлог ντ в глаголе: ντνηρευην, стоит вместо: π, или излишен по свойству еврейского языка; или может заключать ту мысль, что за (ντ) те блага, которые Я делал иудеям, и убит ими). И как саранча скоро перескакивает и как бы стрясается с одного места на другое ветром: так и Я, говорит, стрясен смертию из настоящей Слова Феодорита: Я, говорит, на подобие саранчи, метаемой ветрами и уносящейся в разные стороны, проводил жизнь, не имея ни города, ни села, ни дома, но переселяясь в разные места и весьма часто уходя на горы и в пустыни. Божественного Максима в нравственном отношении: Саранча, говорят, не прежде стряхивает с себя верхний покров и лежащую на ней кожицу, как выбросив находящийся внутри ее сор: так никто и из людей не может совлечься ветхого человека, если прежде совершенно не извергнет находящейся в уме расположенности к пагубным действиям, на подобие никоего смрадного кала. Безименного: Выражение: я отрясен, как саранча, может относиться и ко всем ученикам, которые хотя бывают преследуемы и отрясаемы злоумышленниками, однако же не унижаются, но парят и держатся на высоте. И все мученики, будучи стрясены как саранча, оставив дольнее, стремятся к почестям вышнего звания. 24. Колена моя изнемогота от поста, и плоть моя изменися елея ради (от неупотребления елея). Колена, говорит, мои изнемогли от поста; поскольку Владыка наш Христос провождал жизнь тесную и содержал себя сурово, без умовений и без попечения о себе и свидетель тому сорокадневный пост, ячменные хлебы и то, что ученики Его, по словам Феодорита, по причине голода стирали колосья, хотя по своему смотрении употреблял иногда и лучшую пищу. И плоть моя, говорит, изменилась от жестокости и безобразия, по недостатку елея и неупотребления мазания; так, как древние при умовениях своих мазались

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

2.249. Купцу Василию. Сказано, что есть сосуды «не в честь» (Рим. 9, 21). Это живущие блудно, мытари и, одним словом сказать, занимающиеся всяким нечистым делом. Однако же и они, переменив худой нрав на добрый, могут соделаться сосудами «в честь» и благопотребными Царю веков. 2.277. Постельничему Мефодию. Христос, Владыка всяческих нимало не устрашился смерти. Он пришел пострадать для спасения человеков. Посему, когда слышишь, что говорить Он: «Отче, аще возможно есть, да мимо идет от Мене чаша» смерти (Мате. 26, 39), — разумей, что не с боязнью и трепетом произносит сие, но смирением в речах уловляет мысленного змия, чтобы, признавая Его простым человеком, трепещущим и боящимся страдания, исполнил чрез служивших ему иудеев то, что Сам Он предположил и старался совершить за нас. Ибо враг, сам от себя измышляя крест, не знал, что исполнится сим сказанное в псалмах: «в делех руку своею увязе грешник» (Пс. 9,17), и: «обратится» лукавство «его на главу его» (Пс. 7, 17), уловленного в погибель рабиим зраком и смиренными речами Владыки. Ибо уловляем был уловляющий нас, называемый китом и змием. И о Христе сказано в книге Иова, что «имать одолети великаго кита» (Иов. 3, 8), и извлечет змия удицею Своего домостроительства по плоти (40, 20). И когда слышишь также, что Господь взывает на Кресте: «Боже Мой, Боже Мой, векую Мя еси оставил!» (Матф.27, 46)— знай, что говорить сие от лица всех от Адама рожденных человеков. Как и Ходатай, не потерпев обиды и расхищения, от лица защищаемого им взывает Судии: мы обижены ограблены, расхищены. Ибо, если бы все мы, происшедшее от Адама человеки, не были оставлены Богом, то не подверглись бы поруганию тысячей грехов и не стали бы приносить жертв, поклоняясь камням, деревьям, водам, неодушевленным звездам, обезьянам, псам, волкам, крокодилам, злым демонам и самому диаволу. 2.285. Карину, чиновнику при градоначальнике. Сказано: «егда же покорит Ему всяческая, тогда и Сам Сын» вместо нас «покорится Отцу» (1 Кор. 15, 28). Как Глава наша, Христос покорится Отцу за члены Свои: «зане уди есмы» Христовы, «от плоти Его и от костей Его», как говорит Апостол (Ефес.5, 30).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

17. Не уповай на себя, пока не услышишь последнего о тебе изречения, памятуя, что и возлежавший уже на брачной вечери был связан по рукам и по ногам, и ввержен во тьму кромешную (Матф. 22, 13). 18. Не возвышай выи, перстный; ибо многие, будучи святы и невещественны, были свержены с неба. 19. Когда бес гордости утвердился в своих служителях, тогда являясь им во сне или наяву в образе светлого Ангела или мученика, преподает им откровение таинств и как бы дар дарования, чтобы сии окаянные, прельстившись, совершенно лишились ума. 20. Если бы мы и бесчисленные смерти за Христа претерпели, то и тогда не исполнили бы должного; ибо иное есть кровь Бога, а иное — кровь рабов, по достоинству, а не по существу. 21. Если не перестанем сами себя испытывать, и сравним житие наше с житием прежде нас бывших св. Отцов и светил, то найдем, что мы еще и не вступали на путь истинного подвижничества, ни обета своего, как должно, не исполнили, но пребываем еще в мирском устроении. 22. Монах собственно есть тот, кто имеет невозносящееся око души и недвижимое чувство тела. 23. Монах есть тот, кто невидимых супостатов, даже и когда они бежат от него, призывает на брань и раздражает, как зверей. 24. Монах есть тот, кто находится в непрерывном восхищении ума к Богу и спасительной печали. 25. Монах есть тот, кто имеет такой навык к добродетелям, какой другие к страстям. 26. Монах есть непрестанный свет в очах сердца. 27. Монах есть бездна смирения, в которую он низринул и в которой потопил всякого злого духа. 28. От гордости происходит забвение согрешений; а память о них есть ходатай смиренномудрия. 29. Гордость есть крайнее убожество души, которая мечтает о себе, что богата, и находясь во тьме, думает, что она во свете. 30. Сия скверная страсть не только не дает нам преуспевать, но и с высоты низвергает. 31. Гордый подобен яблоку, внутри сгнившему, а снаружи блестящему красотою. 32. Гордый монах не имеет нужды в бесе; он сам сделался для себя бесом и супостатом. 33. Тьма чужда света; и гордый чужд всякой добродетели.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=714...

26. Человек едва схраняет и то, что ему естественно; Христос же крестом дарует усыновление. 27. Одна заповедь частная, а другая общая: ибо в одном месте частно повелевается подавать неимущему; а в другом дается заповедь отречься всего имения. 28. Иное есть действие благодати, непонятное для младенца (по духовному возрасту), а иное действие злобы (врага), похожее на истину. Но хорошо не обращать внимания на таковые действия, чтобы не впасть в обольщение, - и не проклинать их, дабы не проклясть истину; но (лучше) с надеждою все предавать Богу; ибо он знает пользу того и другого. 29. Кто хочет переплыть мысленное море, тот долготерпит, смиренномудрствует, бодрствует, воздерживается. Без сих же четырех, если понудит себя войти в него, то возмутит только сердце, а переплыть не может. 30. Безмолвие есть отсечение зла. Если же к молитве присоединить и четыре оные добродетели, то нет лучшего пособия к безстрастию. 31. Невозможно безмолствовать умом без тела, не разорить средостения их без безмолвия и молитвы. 32. Плоть похотствует на духа, и дух на плоть (Галат. 5,17); ходящий же духом, похотей плоти не совершает. 33. Молитва несовершенна без мысленного призывания. Неразсеянно вопиющую мысль услышит Господь. 34. Неразсеянно молящийся ум утесняет сердце. Сердце же сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Псал. 50,17). 35. И молитва называется добродетелью, хотя она есть мать добродетелей; ибо рождает их от соединения своего со Христом. 36. Что сделаем без молитвы и доброй надежды, то после бывает вредно и несовершенно. 37. Когда услышишь, что будут последни первии, и перви последнии (Матф. 19, 30); то разумей сие об имеющих добродетели и имеющих любовь. Ибо любовь первая из всех по достоинству, и предшествовавшие себе делает последними. 38. Если молясь, или будучи многообразно оскорбляем злобою (врагом), впадешь в уныние; то вспомни конец жизни и лютые мучения. Но лучше прилеплятся к Богу молитвою и надеждою, нежели вспоминать о внешнем, хотя бы оно было и полезное. 39. Никакая добродетель одна сама по себе не отверзает естественную нашу дверь, если все они не будут последовательно зависеть одна от другой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/620/...

г) Вместо Матфеева и Маркова: «потому что написано» (пред цитатой из Захарии), фрагмент: «по написанному». д) В самой цитате из Захарии вместо Матфеева: «поражу пастыря и рассеются овцы стада», фрагмент короче и сходно с Марком: «поражу пастыря и рассеются овцы». е) Фрагмент не имеет пророчества Христа, которое у Матфея и Марка помещено вслед за цитатой из Захарии: «но после того как воскресну, предварю вас в Галилее» ( Мф.26:32 ; Мк.14:28 ). ж) Вместо полного и округленного предложения перед словами Петра: «Петр же сказал Ему» (Марк.) или: «отвечав же Петр сказал Ему» (Матф.), во фрагменте стоит придаточное предложение в форме родительного самостоятельного, малоупотребительного в канонических евангелиях вообще, и никогда при изложении речей: «сказавшу Петру», – оборот менее литературный и более свойственный первоначальному наивному рассказу евангельской истории. з) Слова Ап. Петра фрагмент передает в более отрывочной и более приближающейся к обычному разговору форме, чем Матфей и Марк, которые излагают их в полном и закругленном предложении. У Матфея: «если все соблазнятся о Тебе, то я никогда не соблазнюсь», – Марк: «если все соблазняются, но не я», – фрагмент: «и если все, не я». и) И если далее мы читаем у Матфея: «сказал ему Иисус», а у Марка: «и говорит ему Иисус» фрагмент только: «сказал». к) Уже все предыдущие наблюдения, по мнению Гарнака, показывают, что стиль фрагмента, сравнительно с каноническим текстом, отличается большей краткостью и наивностью, меньшей литературностью: несомненный будто бы признак большей оригинальности и древности папирусного текста. Но особенное внимание свое критик останавливает на изложении пророчества Христа о троекратном отречении Ап. Петра. Фрагмент не имеет священно-торжественной (hieratische), как выражается Гарнак, формулы Матвея и Марка, предваряющей пророчество: «истинно говорю тебе». Затем вместо торжественно-поэтического выражение: «πριν ‘αλκτορα φωνσαι – петел возгласит» – фрагмент имеет вульгарное и звукоподражательное: «о’ «αλεκτρυν κοκκξει – петух прокукаречит».

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Но еще ужаснее приговор, какой услышат грешники от сидящего на престоле славы Господа: « идите от Меня, проклятые, в огонь вечный ». « Идите » — Я не признаю вас более своим народом; вы презрели мой крест, мое евангелие; вы отреклись от Меня, теперь и Я отрекаюсь вас. Время благодати и покаяния уже прошло и не возвратится (Мат. 7:22; Лук. 13:26–27 ); вся надежда на спасение потеряна (Прем. 3:18). « И пойдут сии в муку вечную .» Тут вечный плач и скрежет зубов; тут огонь вечно горит и не угасает, мучениям нет предела, времени нет конца. 2. Утешительно для праведников. а) « Приидет Сын Человеческий во славе своей » и это пришествие, столько страшное для грешников, будет невыразимо радостным для праведников. « Восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше » (Лук. 21:28), сказал Господь смущенным ученикам, после того, как возвестил им о грядущем суде своем. Теперь избранные Божьи ведут мучительную борьбу с своею греховной природой; тогда настанет для них «избавление от этой борьбы». Теперь они терпят поношения и оскорбления, тогда Бог «отымет всяку слезу от очей их» (Апок. 20:4). Теперь они скрываются во мраке и неизвестности, тогда «просветятся как солнце» (Матф. 17:2). « Приидите », скажет Господь одесную стоящим, « благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира ». Приидите все, подвизавшиеся в вере и благочестии, и наследуйте не царство мира, земное, преходящее, но царство вечное. — И придут « праведники в жизнь вечную ». Настанет блаженство, которого никакое слово человеческое не в состоянии выразить (1 Коринф. 2:9; Рим. 8:18; 1 Иоан. 3:2 ), и этому блаженству не будет конца. б) « Приидет Сын Человеческий во славе своей »: итак вы, ревнующие о Господе, « вы же, братия, не унывайте, делая добро » (2 Фесс. 3:13). « Труд ваш не тщетен пред Господом » (1Кор. 15:58). « В мире будете иметь скорбь » (Иоан. 16:33), но « и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас » (Иоан. 16:22; Псал. 125:5 ).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

5. Нельзя гневаться (Матф.5:21). Далее на протяжении всей 5-ой главы, начиная с 21 ст., Господь показывает, в чем именно пришел Он восполнить ветхозаветный закон: Он учит здесь более глубокому и духовному пониманию и исполнению ветхозаветных заповедей. Мало только не убивать человека физически, нельзя убивать его и морально, гневаясь на него напрасно. «Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему «рака», подлежит синедриону: а кто скажет «безумный», подлежит геенне огненной». Здесь применительно к еврейским представлениям указывается различная степень грехов гнева против ближнего. Обычный городской суд ведал меньшими преступлениями; большие преступления подлежали великому Синедриону, или сонмищу, высшему судилищу, находившемуся в Иерусалиме и состоявшему из 72 членов под председательством первосвященника. «Рака» значит «пустой человек» и выражает собою презрение. «Уроде», или «безумный» выражает собою крайнюю степень презрения или пренебрежения к ближнему: так называли не только глупого, но и нечестивого, бессовестного человека. Наказание за эту высшую степень гнева — «геенна огненная» . Так называлась долина Энномова, находившаяся к юго-западу от Иерусалима, в которой при нечестивых царях совершалось отвратительное служение Молоху (4 Цар. 16:3 и 2 Парал. 28:3), где проводили юношей через огонь и приносили в жертву младенцев. Эта долина, после прекращения идолопоклонства, сделалась предметом ужаса и отвращения. Туда стали свозить из Иерусалима нечистоты и трупы остающихся без погребения; там же совершались иногда и смертные казни; воздух в этой долине был так заражен, что для очищения его там постоянно горел огонь; поэтому место это стало страшным и отвратительным, прозвано долиной огненной и стало служить образом вечных мучений грешников. Кротость и любовь христианина к ближним должна простираться до того, чтобы не только самому не гневаться ни на кого, но и ничем не вызывать гнева против себя со стороны ближнего, разумеется, с недобрым чувством. Это препятствует с чистой совестью приносить молитвы Богу, а потому надо поспешить примириться с братом. Применительно к римскому судопроизводству, согласно которому заимодавец мог силою вести своего должника к судье, обиженный нами брат называется нашим «соперником», с которым мы должны примириться, еще находясь «на пути» этой земной жизни, чтобы он не отдал нас Судье — Богу, и мы не понесли бы заслуженного возмездия. И св. ап. Павел торопил обидчика мириться с обиженным, говоря: «Солнце да не зайдет во гневе вашем» (Ефес. 4:26).

http://zavet.ru/a/page_all_81.html

Первое препятствие заключается в физической природе, – как окружающей нас, так и имеющейся в нашем телесном организме. Физическая природа среды течет своим чередом, не обращая внимания на жизнь человеческого духа. А наш телесный организм подвержен болезням, страданиям, вообще нестроениям, задерживающим духовную жизнь и деятельность. Второе препятствие заключается в самом духе человека, в его воле. Здесь мы ощущаем иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного ( Рим. 7:23 ); вследствие чего я не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю ( Рим. 7:15, 19 ). Как же быть в виду этих препятствий? Необходима вера в премудрого и благостного Бога, целесообразно направляющего течение физической природы и устрояющего человеческие судьбы таким образом, что они служат во благо человеку, содействуют достижению его конечной цели ( Иов. 28:26 ; 1Цар. 2:6,7 ; Притч. 20:24 ; Матф. 10:30 ; 1Петр. 5:7 ; Рим. 8:28 ). Необходима также вера в Искупителя, возвестившего и совершающего силой Святого Духа «новое рождение» ( Ин. 3:3 ) человека и делающего его способным преодолеть «иной закон». Лишь имея веру в эту всесильную помощь возможны мужество и энергия в следовании этой нравственной задачи. Лишь при опыте союза с Богом и надежде на вечное блаженство возможно радостное чувство и готовность, как к совершенной нравственной деятельности, так и к перенесению страданий. Наконец, без веры в личного Бога не может быть подлинного содержания или качества нравственности, не может быть чистоты и высоты ее. Совершив «хищение» достоинства и чести Божией ( Фил. 2:6 ) и основывая свою жизнь лишь на самом себе, человек делает себя центральным пунктом своей жизни, и потому уровень его нравственности неизбежно падает и извращается себялюбием, эгоизмом и гордостью. Тогда нравственность уходит далеко от своего идеала, состоящего в самоотверженной деятельности искренней любви. А с ложной любовью к самому себе неизбежно связана и ложная привязанность к миру и рабское ему подчинение.

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

33, 1). Никому не было пощады от их правдивого и грозного слова; они не знали потворства людским страстям; не умели льстить сильным и знатным; смело обличали самих царей (борьба Илии с Ахавом и Иезавелью). В борьбе со злом и нечестием и в проповедании небесной истины они совершенно забывали о себе, о своих телесных нуждах, даже о своей личной безопасности. Напрасно развращенные современники преследовали их угрозами, упреками, интригами ( Иер. 11, 21; 20, 10 ), заключали в темницы ( 3Цар. 22, 27 ), подвергали различным истязаниям ( Иер. 20, 2 ): ничто не могло заградить уста рабам Божиим, творившим волю своего Господа, – и многие из них кровью своею запечатлели верность своему призванию ( Иер. 26, 20 – 23 ; Матф. 23, 29, 30 ; Евр. 11, 37 ). § 55. Ветхозаветные пророчества. Исполнение этих пророчеств в истории. Кроме высокого нравственного характера провозвестников ветхозаветного откровения, о божественном посланничестве их свидетельствуют еще многочисленные их пророчества и совершенные ими чудеса. Подробный разбор ветхозаветных пророчеств принадлежит другой богословской науке, а здесь для нашей цели достаточно будет сказать только, что все эти пророчества исполнились на самом деле, и притом большею частью с буквальною точностью. Для примера довольно указать на пророчество Movceя о судьбе народа еврейского, в случае непослушания его Господу и неповиновения закону (Втор. гл. 28 сн. гл. 32 и Лев. гл. 26), – пророчество, частью исполнившееся во время пленения вавилонского, а во всей силе и точности начавшее исполняться во время разрушения Иерусалима римлянами и продолжающее исполняться даже доселе в жизни этого злосчастного народа. Пророчество – в высшей степени поразительное! Оно изречено за несколько столетий до его исполнения, но изречено с такою ясностью, с такими подробностями, как будто Movceй сам был очевидцем этих ужасных событий и записал их уже по совершении. Таковы же пророчества других пророков относительно аммонитян, моавитян, идумеян, филистимлян, – пророчества на Ниневию, Вавилон, Тур, Египет и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Gulya...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010