«Как мы не сомневаемся в том, что пророки, будучи еще в смертном теле, видели предметы небесные, почему и предсказывали будущее: так точно не только не сомневаемся, но и непоколебимо веруем и исповедуем, что Ангелы и Святые, которые соделались как бы Ангелами, при беспредельном свете Божией, видят наши нужды» (Посл. восточ. патриарх. о прав. вере чл. 8). Так же объясняли это ведение Святых и древние учители Церкви (Августин. de cara pro mort. gerenda n. 18. 19; Григор. двоесл. in Job. XII, 26). «Можно ли, спрашивает последний, не знать видящим Того, кто видит и знает все» (Dialog, IV, с. 33)?    Renaudot. Liturg. orient. collect. T. II, p. 33, Paris 1716.    Ibid. p. 145. 176 et. equ.    См. молитв. по освящ. св. даров и др.    Asseman. Cod. liturg. Eccl. universae, T. IV, part. 1. 2. 3. Rom, 1751; Zaccaria, Dissert. de liturg. in rebus theolog. usu, coroll. 17. 18.    Поучен. тайновод. V, n. 9, стр. 462—463.    Мучен. св. Игнатия Богон., в Хр. Чт. 1822, VIII, 355—360.    Vid. Acta martyr, scillitanorum, inter Act. martyr. sincera ed. a Ruinartio, pag. 87.    (1785) Vid. Acta s. Maximi — ibid. p. 157.    Церк. ист. кн. VI, гл 5, стр. 330.    Слов. в похв. св. Киприану, Тв. св. Отц. II, 255.    О церк. иерарх. гл. VII, ч. 3, § 6.    Epist. LVII ad Cornelium, p, 96, ed. Mavr.    Praepar. Evangel. XIII, c. 11.    Бесед. на св. четыред. муч., в Тв. св. Отц. VIII, 306. 307.    Тв. св. Отц. II, 103.    Там же, стр. 264. Подобные же молитвенные обращения он делает к св. Афанасию великому (там же, стр. 213) и к св. Василию великому: «призри же на меня свыше, божественная и священная глава, и данного мне, для моего вразумления, пакостники плоти (2 Кор. 12:7) утиши твоими молитвами, или научи меня сносить его терпеливо, и всю жизнь мою направь к полезнейшему » (там же IV, 139).    На Ев. Матф. бесед. V, п. 4. 5, в т. 1, стр. 96. 97.    In Genes. homil. XLIV, n. 2.    Похв. слово мученик., в Тв. св. Отц. XV, 250.    Martyres obsecrandi (sunt), quorum videmus nobis quoddam corporis pignore patrocinium vindicare. Possunt pro peccatis rogare nostris, qui propria sanguine, etiam si aliqua habuerunt peccata, laverunt, isti enim sunt Dei martyres, nostri praesules, speculatores vitee actuumque nostrorum. Non erubescamus eos intercessores nostree infirmitatis adhibere... (De viduis c. 9).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Евтихий Константинопольский. Творения Творения святителя Евтихия Константинопольского, председателя Пятого Вселенского Собора. Здесь представлены: Послание к Папа Вигилию (как раз связанное с проблематикой и обстоятельствами Собора) и Слово о Пасхе и Св. Евхаристии (небольшой опус по литургическому богословию). Слово о Пасхе и св. Евхаристии. 1) Мы находим, что Господь совершил около пасхальнаго времени три вечери и в различных местах: одну в Гефсимании, на которой было и омовение (ног апостолов) в день субботы, т. е. при наступлении перваго дня — Господняго; посему и мы тогда совершаем бдение (προφωτισματα); другую в Вифании, которая была при наступлении втораго дня седмицы и окончании перваго; и очевидно, что она не есть самая Пасха; посему Матфей прибавляет: „в первый же день опресночный спросили ученики: где велишь нам приготовить Тебе пасху (Матф. XXVI, 17)? " — может быть, называя первым опресночным день Господний, как первый день седмицы, в которую совершались опресноки, которую Иоанн называет Пасхою, упоминая о шестом дне пред Пасхою: „за шесть дней до Пасхи, — говорит он, — пришел Иисус в Вифанию (Иоан. XII, 1) " А шестый пред четырнадцатым есть первый день (седмицы), котораго вечеря была при наступлении втораго и с избранием истиннаго Агнца. Ибо слова: „пришел час Его, перейти от мира сего (Иоан. XIII, 1) " , что иное означают, как не то, что Господь избран был по человечеству, которое называется агнцем, потому что могло принять страдание? Они показывают, что избранное уже принадлежит к другой жизни, по сказанному: „Я избрал вас, посему вы не от мира " (Иоан. XV, 19). Потому и тот день, в который это происходило, называется Пасхою и погребением, по слову Его (Марк. XIV, 8). Итак, чтобы исполнить закон, заповедавший в десятый день перваго месяца взять агнца и хранить до четырнадцаго (Исход. XII, 3 — 6), Он, как священник и жертва, избирает самаго Себя, и соблюдается до пятаго дня; потом таинственно закалается при наступлении четырнадцаго.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=107...

Будем снисходительны и милосерды, чтобы нам не подвергнуться тяжкому наказанию. Если мы пользуемся столь многими и великими дарами, если так немного требуется с нашей стороны, и притом если требуется то, с чем мы должны расстаться здесь невольно, если так сильно привязаны к вещам временным, - то не послужит ли все это к нашему обвинению? Каждое из этих обстоятельств уже само по себе может осудить нас. Где же надежда спасения, если все это соединится вместе? Итак, чтобы не подпасть совершенному осуждению, будем сострадательны к бедным. Чрез это мы сделаемся достойными благ как здесь, так и там, коих и да сподобимся все мы благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь. БЕСЕДА 46 ТВОРЕНИЯ святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского Толкование на святого Матфея Евангелиста БЕСЕДА XLVI Ину притчу предложи им, глаголя: уподобися царствие небесное человеку, сеявшу доброе семя на селе своем. Спящим же человеком, прииде враг его, и всея плевелы посреде пшеницы, и отъиде. Егда же прозябе трава, и плод сотвори, тогда явишася плевелие. Пришедше же раби господина, реша ему: господи, не доброе ли семя сеял еси на селе твоем? Откуду убо имать плевелы? Он же рече им: враг человек сие сотвори. Раби же реша ему: хощеши ли убо, да шедше исплевем я? Он же рече: ни; да не когда восторгающе плевелы, восторгнете купно с ними пшеницу. Оставите расти обое купно до жатвы (Матф. XIII, 24-30).       1. Какая разность между этой притчею и предыдущею? Там Спаситель говорил о людях, которые без внимания Его слушали, а отойдя, и самое семя бросили; здесь же разумеет еретические сонмища. Чтобы ученики не смущались и этим, Христос, после того как объяснил им, для чего говорит притчами, предсказывает и об еретиках. Первая притча показывала, что слово Его не принято; а второю дается знать, что вместе с словом приняты и вредящие слову. Таково одно из ухищрений дьявола, что он к самой истине всегда примешивает заблуждение, прикрашивая его разными подобиями истины, чтобы тем легче обмануть легковерных.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

XIX, 27)? Послушай также и Христа, отвещающего ученикам: сядете на двоюнадесяти престолу. И всяк, иже оставит дом, или братию, или отца, или матерь, сторицею приимет в веце сем, и живот вечный наследит (ст. 28, 29). Итак, удалив от себя все житейские попечения, посвятим себя Христу, чтобы нам и соделаться равными апостолам по определению Его, и сподобиться вечной жизни, которую да получим все мы по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь. БЕСЕДА 47 ТВОРЕНИЯ святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского Толкование на святого Матфея Евангелиста БЕСЕДА XLVII Сия вся глагола Иисус в притчах народом, и без притчи ничесоже глаголаше к ним. Яко да сбудется реченное пророком, глаголющим: отверзу в притчах уста Моя, отрыгну сокровенная от сложения мира (Матф. XIII, 34, 35).       1. Евангелист Марк говорит, что Христос проповедовал им слово в притчах, якоже можаху слышати (Марк. IV, 33). Но евангелист Матфей, чтобы показать, что проповедовать в притчах не есть что-либо новое, приводит пророка, которым предсказан этот способ учения, и вместе, чтобы открыть нам намерение Христово, с каким Он беседовал в притчах, именно - не то, чтобы оставить слушателей в неведении, но то, чтобы возбудить их к вопросам, - присовокупляет: и без притчи ничесоже глаголаше к ним. Хотя Христос о многом говорил без притчи, но в настоящем случае без притчи Он ничего не говорил. И однако же никто не вопрошал Его, - хотя часто вопрошали пророков, как-то, Иезекииля и многих других. Теперь не предложили ему ни одного вопроса, хотя сказанного достаточно было к тому, чтобы озаботить слушателей и побудить к вопросам. Даже угроза величайшим наказанием, высказанная в притчах, не произвела на слушателей никакого впечатления. Вот почему Господь оставил их и ушел. Тогда, говорит евангелист, оставль народы, прииде в дом свой Иисус (ст. 36). И ни один из книжников не следует за Ним. Отсюда видно, что они следовали за Христом единственно с намерением уловить Его в слове.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Итак, будем стремиться к этой трапезе, чтобы нам насладиться и ее плодами, которых да сподобимся все мы, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа. Ему слава и держава во веки веков. Аминь. БЕСЕДА 71 ТВОРЕНИЯ святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского Толкование на святого Матфея Евангелиста БЕСЕДА LXXI Фарисее же слышавше, яко посрами саддукеи, собрашася вкупе. И вопроси един от них законоучитель, искушая Его, и глаголя: Учителю, кая заповедь больши есть в законе (Матф. XXII, 34, 35)?       1. Опять евангелист представляет новую причину, по которой фарисеям надлежало бы умолкнуть, и таким образом еще более обнаруживает дерзость их. Как же это? Спаситель уже заградил уста саддукеев, и фарисеям после этого надлежало бы замолчать; но вот они опять приступают к нему, опять с прежним злобным намерением заводят с Ним спор, и подсылают к нему законника, не с тем, чтобы научиться, но чтобы искусить Его, и спрашивают: какая первая заповедь? Они знали, что первая заповедь: возлюбиши Господа Бога твоего; но ожидали, что Спаситель поправит ее, назвав Себя самого Богом, и чрез то подаст им случай обвинить Его, а потому и предложили такой вопрос. Что же отвечает Христос? Желая показать, что они предлагают этот вопрос потому, что вовсе не имеют любви, но истаевают от злобы и снедаются завистью, Он говорит: возлюбиши Господа Бога твоего, сия есть первая и большая заповедь. Вторая же подобна ей: возлюбиши ближняго твоего, яко сам себе (ст. 37-39). Почему же подобна ей? Потому что вторая пролагает путь к первой, и взаимно поддерживается ею. Всяк бо, сказано, делаяй злая ненавидит света и не приходит ко свету (Иоан. III, 20); и в другом месте: рече безумен в сердце своем: несть Бог (Псал. XIII, 1). А что отсюда происходит? Растлеша и омерзишася в начинаниих (там же). И еще: корень всем злым есть сребролюбие, егоже нецыи желающе заблудиша от веры (1 Тим. VI, 10); и: любяй Мя заповеди Моя соблюдет (Иоан. XIV, 15). А из всех заповедей Его главная заповедь: возлюбиши Господа Бога твоего, и ближняго твоего яко сам себе.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

15. О чтении житий святых. Преосвященный Антоний иногда разговор свой заимствовал из видимых предметов. В одно время материя беседы взята была от висевшего в его келлии портрета С.-Петербургского митрополита Михаила. Архипастырь говорил о Михаиле: когда сей знаменитый иерарх был в Киеве, то, между прочим, сказал о важности Четьи-Минеи, то есть, житий святых: тот много драгоценного не читал, что не читал еще Четии-Минеи. Ибо здесь изящные добродетели являются в светлых образах; здесь блистает в примерах Евангельская истина; здесь примеры, к святой жизни приводящие. Из жизни святых мы яснее постигаем невидимый мир, где сияет солнце правды – Христос Бог наш. Что значат сочинения светских мудрецов пред сими творениями святителя Димитрия? Что суетные умствования и баснословные вымыслы пред высокими истинами, наподобие драгоценных камней сияющими в сих святых писаниях? Чтение празднословных сочинений ведет к ошибкам, заблуждениям, к жизни греховной, а чтение житий угодников Божиих все заключает нужное к спасению нашему, к счастью временному и к блаженству вечному. Жизнь святых, продолжал преосвященный, научает нас, каким образом исполнять заповеди Господни. Господь рек в Евангелии: «возьмите иго Мое на себе, и научитеся от Мене, яко кроток есмь и и смирен сердцем» ( Матф. 11:29 ). Что же значат кротость и смирение, и каким образом украситься сими добродетелями? Читайте Четии-Минеи. Угодники Божии, эти земные ангелы и небесные человеки, научат вас. 16. Поклонение Христовым страстям. Здесь говорено было о святителе Иоасафе, которого чудотворные мощи почивают в Белгороде, что сей угодник Божий, всякий час воспоминая о пришествии в мир Спасителя, о Его страданиях и крестной смерти, особенную читал молитву. Преосвященный Антоний слово в слово на память произнес сию молитву святителя Иоасафа: «буди благословен день и час, в оньже Господь мой Иисус Христос мене ради родися; распятие претерпе и смертию пострада. О, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! в час смерти моея приими дух раба твоего в странствии суща, молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/starch...

Вот почему иудеи, несмотря на то, что не задолго перед тем временем сообщники возмутителей Иуды и Февды все были побиты в пустыне Иорданской, нимало не страшились идти туда. Иоанн призывал их не с тем же намерением, как эти возмутители, т. е. чтобы склонять их к восстановлению царства, восстанию и нововведениям, но чтобы руководствовать к небесному царству. Потому он и не удерживал их в пустыне, чтобы вести за собою, но отпускал, преподав крещение и правила строгой жизни; он всеми мерами старался внушить им презирать все земное, а возноситься и устремляться постоянно к будущему. Будем и мы подражать Иоанну, и, оставив сластолюбие и пьянство, начнем жизнь воздержную. Теперь время покаяния как для некрещеных, так и для крестившихся, чтобы одни, покаявшись, сделались причастниками святого таинства, а другие, омывши скверны, приобретенные после крещения, с чистою совестью приступили к трапезе. Оставим же эту сластолюбивую и развращенную жизнь. Нельзя, ведь, никак нельзя в одно и то же время и каяться, и предаваться сластолюбию. И в этом пусть уверит вас одежда, пища и жилище Иоанново. Что ж, скажете, — прикажешь и нам вести такую суровую жизнь? Не приказываю, но советую и прошу. Если же для вас это невозможно, то хоть оставаясь в городах будем совершать покаяние. Суд уже у дверей. Да если бы он и не был так близок, все-таки нам не должно быть беспечными, потому что конец жизни каждого имеет такую же силу для отзываемого в будущую жизнь, как и кончина мира. А что суд уже у дверей, послушай, как говорит о нем Павел: нощь пр е йде, а день прибл и жися (Рим. XIII, 12); и в другом месте: приидет бо грядый и неукоснит (Евр. X, 37). Да и самые признаки, возвещающие день суда, уже открылись, потому что сказано: проповестся сие евангелие царствия во всем мире, во свидетельство всем яз ы ком, и тогда приидет кончина (Матф. XXIV, 14). 6. Заметьте особенно эти слова. Не сказал Спаситель: когда уверуют все люди, но: когда будет всем проповедано. Потому-то Он и прибавил: во свидетельство языком, давая чрез то знать, что Он не будет отлагать пришествия Своего дотоле, пока все уверуют.

http://predanie.ru/book/68213-tolkovanie...

XIII, 27). Далее, всякаго, кто слушает, но не исполняет слов Его, Он уподобил глупому человеку, который строит дом на песке и делает его удоборазрушимым от рек, дождей и ветров (Матф. VII, 26, 27). И в другом месте проповедуя, Он говорит: " как рыбаки, извлекши сеть, выбрасывают вон худую рыбу; так будет и в тот день, когда ангелы ввергнут в пещь всех грешников " (Матф. XIII, 47-50). Также, беседуя о развратных и нечистых людях, Он сказал, что они отойдут туда, где червь не умирающий и огнь не угасающий (Марк. IX, 43 и сл.). И еще, царь, говорит, сотвори браки сыну своему, и, увидев человека, оболчена в ризы гнусны, рече к нему: друже, како вшел еси семо не имый одеяния брачна? Он же умолча. Тогда глагола слугам своим: связавше ему руце и нозе, вверзите его во тьму кромешнюю (Матф. XXII, 2. 11-13; Зах. III, 3). Вот чем он угрожает людям развратным и распутным. А девы, не впущенныя в чертог жениха, потерпели это за немилосердие и нечеловеколюбие. Да и другие опять, за эту же самую вину, пойдут во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его (Матф. XXV, 41). Осуждаются даже те, которые произносят пустыя и праздныя слова: от словес большинство своих, говорит, оправдишися, и от словес своих осудишися (Матф. XII, 37). Ужели же тебе кажется что напрасно мы боимся за жизнь и заботимся с великим усердием о нравственной части любомудрия? Не думаю; разве скажешь, что и Христос напрасно говорил все это и еще многое сверх этого: не все здесь приведено. А если бы я не затруднялся написать длинное слово, то научил бы и из пророков, и из блаженнаго Павла, и из других апостолов, какое попечение Бог явил об этой части. Впрочем, считаю достаточным и это, или лучше, не только это, но и малую часть сказаннаго; потому что, когда говорит Бог, то, хотя бы Он сказал однажды, должно принимать сказанное так, как бы оно было сказано многократно. 7. Что же, скажут, разве остающиеся дома не могут совершать те добродетели, неисполнение которых приносит такое наказание? Хотел бы и я не меньше, а гораздо больше вас, и часто молил, чтобы миновалась надобность в монастырях и такой бы настал добрый порядок в городах, чтобы никому никогда не нужно было убегать в пустыню.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

XXVIII:18); и: Отец не судит никому же, но суд весь даде Сынови (Иоан. V:22); и: Отец любит Сына и вся даде в руце Его. Веруяй в Сына имать живот веч­ный (Иоан. III:35—36); и еще: вся Мне предана суть Отцем Моим.... ни Отца кто знает, токмо Сын, и ему же аще восхощет Сын открыти (Матф. XI:27); и еще: все, еже даст Мне Отец, ко Мне приидет» (Иоан. VI:37)? Потом еретеки присовокупляют: «если бы Он был, как утверждаете, Сыном по естеству, то не имел бы нужды приимать, но, как Сын, имел бы сие по естеству. Или, как может быть по естеству истинною силою Отчею. Кто во время страданий говорит: ныне душа Моя возмутися, и что реку? Отче, спаси Мя от часа сего, но сего ради приидох на час сей. Отче, прослави имя Твое. Прииде же глас с небесе: и прославих, и паки прославлю (Иоан. XII:27—28)? Подобно также сему сказал Он: Отче, аще возможно есть, да мимоидет чаша сия (Матф. XXVI:39). И сия рек Иисус возмутися духом, и свидетелствова и рече: аминь, аминь глаголю вам, яко един от вас предаст Мя» (Иоан. XIII:21). И при сем говорят зломудренные: «если бы Он был силою, то не страшился бы, но и другим подавал бы силу». Потом говорят: «если бы Он был по естеству истинною и собственною Отчею Премудростию, то почему написано: Иисус преспеваше премудростию и возрастом, и благодатию у Бога и чело­век (Лук. II. 52)? И пришедши во страны Кесарии Филипповы, спрашивал учеников: кого Мя глаголют человецы быти (Матф. XVI:13)? И пришедши в Ви­фанию, спрашивал: где лeжim Лазарь (Иоан. XI. 34)? Сверх того, говорил ученикам: колико хлебы имате (Марк. VI:38)? Почему же, говорят, Тот есть Премудрость, Кто преспевает премудростию, и не знает того, о чем желал узнать от других?» Еще же говорят они и следующее: «как собственным Отчим Словом, без Котораго, как мудрствуете вы, Отец никогда не был, и чрез Котораго все творит, может быть Тот, Кто на кресте говорит: Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя ecu оставил (Матф. XXVII:46)? И прежде сего молится Он: Отче, про­слави имя Твое (Иоан. XII:28); прослави Мя, Ты, Отче, славою, юже имех у Тебе прежде мир не бысть (Иоан.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3698...

1629 Варнав. посл. п. 7; Иустин. Аполог. 1, п. 8; Разгов. с Трифон. п. 125; Ирин. adv. haer. 111, 16, n. 6; IV, 33, n. 3; Тертулл. de praescr. haeret, n. 13. 1630 Поуч. оглас. XV, п. 26, стр, 333, в русск. перев. 1631 Поуч. оглас. XVIII, п. 14, стр. 417—418. 1632 Нравств. прав. 1, гл. 2 и 5, в Тв. св. Отц. VII, стр. 359. 361. 1633 Слов. XV, в Тв. св. Отц. II, стр. 54. 1634 На Ев. Матф. бесед. XXXVI, в т. II, стр. 139 по русск. перев. 1635 In Psal. IX, n. 4. 1636 In Ps. VI, 6; cfr. in Ps. XCIV, 1. 1637 Толк. на 6 гл. Ев. Луки. 1638 Толков. на 22 гл. Ев. Матфея. 1639 Толков. на 25 гл. того же Евангелиста. 1640 Слов. XXII, похвал. Афан. велик., в Тв. св. Отц. II, 200. 1641 На Ев. Матф. бесед. XIV, п. 4, т. I, стр. 263. 1642 На Ев. Матф. бесед. XIII, п. 6, т. I, стр. 251—252. 1643 Бесед. о Лазаре II, п. 4, в т. I, бесед. к антиох. народу, стр. 63, по русск. пер. 1644 Nam illud, quod rectissime et valde salubriter credit (Vincentius Victor), judicari animas, cum de corporibus exierint, antequam veniant ad illud judicium, quo eas oportet jam redditis corporibus judicari, atque in ipsa, in qua hic vixerint, came torqueri, hoc itane tandem ipse nesciebas? (De anima et ejus origine II, 4, n. 8, in Patrolog. curs. compl. T. XLIV, p. 498). 1645 Розыск o раскол. брынск. вере, стр. 117. 1646 Собр. сочин. т. V, стр. 8. 1647 Розыск стр. 285—286. 1648 Некоторые еретики учили, что душа умирает вместе с телом, чтобы потом вместе с ним воскреснуть в день воскресения (Евсев. церк истор. VI, гл. 37; Августин. haeres. LXXXIII; Дамаскин. haeres. ХС — θνητοψυχται ). Несториане утверждали, будто душа, хотя не умирает, но во весь означенный период, т. е. со смерти тела до его будущего воскресения, остается в состоянии бессознательном (Asseman. dissert. de Nestor, in Bibl. Orient. T. III, P. 11, p. 342), Последнее мнение возобновили анабаптисты и некоторые протестанты (Zwing. Elench. adv. Catabapt. vol. III, n. 433). 1649 Впрочем, и в самом Православном Исповедании выражена сущность этого учения, хотя не так ясно и полно, и не употреблено слово — мытарства (см. ч. II, отв. на вопр. 25).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010