Читается в четверг 21-й недели по Пятидесятнице. Об этом мнении повествуют и еванг. Матфей ( Мф.14:1, 2 ) и Марк ( Мк.6:14, 16 ), первый кратко, а второй несколько пространнее. Еванг. Матфей и Марк вместе с этим сказанием повествуют и о мученической смерти Иоанна Крестителя от рук Ирода; но евангел. Лука, упомянув о сем кратко ранее ( Лк.3:19, 20 ), нигде более не говорит о том. Лк.9:7 . Слыша же Ирод четвертовлáстник бывáющая от негó вся и недоумевáшеся: Занé глагóлемо бе от неких, яко Иоáнн востá от мéртвых: Услышал Ирод четвертовластник о всём, что делал Иисус, и недоумевал: ибо одни говорили, что это Иоанн восстал из мертвых; Ирод четверовластник. (Чит. о нем в объясн. 1 ст. 3 гл.) Бывающая от Него вся (все, что делал Иисус), т. е. проповедывал новое учение и творил многие чудеса. Недоумевашеся (недоумевал), кто же Этот (ст. 9); у еванг. же Мафвея и Марка сказано, что Ирод прямо принимал Иисуса Христа за Иоанна: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых. Епископ Михаил из сопоставления трех сказаний объясняет это разноречие следующим образом: «услышав о необыкновенных делах Господа, Ирод начал говорить, что это – обезглавленный им Креститель воскрес из мертвых и чудодействует (Матф. Мар.). Но узнав, что одни думают, как он, а другие полагают, что это Илия, иные же, что какой-нибудь из древних великих пророков (Мар. Лук.), он пришел в недоумение – кто бы это в самом деле мог быть? Иоанна он обезглавил. И, наконец, решил, что это действительно должен быть Иоанн (Мф. Мр.) Ему представилось, что Иоанн – невинная жертва его безумия из угождения своей жене, – воскрес, чтобы наказать его за преступление. Чтобы рассеять окончательно недоумение, он пожелал видеть Самого Иисуса Христа ( Лук. 9 ст.), конечно, не без страха за себя.» Св. Златоуст относит к суетности и небрежности Ирода то, что он узнает о делах Иисуса Христа, о всем, что делал Иисус (бывающая от Него вся), не в начале, а по прошествии немалого времени. Лк.9:8 . от инех же, яко илиá явися: от других же, яко прорóк един от дрéвних воскрéсе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

23:6), сильно гордятся названием — учителя (Матф. 23:7), чрезмерно хвалятся охранением закона посредством расширения «воскрилий риз своих» (Матф. 23:5), но нисколько не заботятся об истине и не исполняют ни одного дела благочестия. Таково жало зависти: лишь только оно вонзилось в душу, поражает всего человека; зависть ослабляет силу помышления о добре, до крайности извращает чувства, пользование коими есть средство к познанию, и не позволяет помышлять о полезном, укреплять слух памятью и правильно созерцать видимое.    Мы же, возлюбленные, станем избегать сих душевредных страстей. Будем удаляться тщеславия (Флп. 2:3), из-за которого пал первым падением первый из бесплотных (Ис. 14:12). Станем избегать зависти (1 Петр. 2:1) и в особенности потому, что она для того, кто имеет ее является гибелью, нисколько или мало опечаливающею того, кому завидуют. Будем удаляться самомнения и честолюбия, которыми прогоняется уразумение истины. Станем избегать неблагодарности (2 Тим. 3:2) и хуления (Кол. 3:8). Ибо все это низвергло архиереев и книжников иудейских в бездну погибели (Матф. 23:13), привело их в неистовство Христоубийства (Мк. 11:18) и сделало не разумнее младенцев (Матф. 21:15—16). Не будем подражать неразумию иудеев, но взревнуем благодарению детей. Будем следовать не богоборству старейшин, но богословствованию младенцев, не слепоте завидующих, но богопознанию воспевающих, не злобе убивающих, но незлобию младенствующих. Будем и мы как дети, ибо Господь говорит: «аще не обратитеся, и будете яко дети, не внидете в Царство Небесное» (Матф. 18:3). Будем детьми по незлобию, не записывая в своей душе ничего дурного или лукавого, но, освободившись от образов злочестия и приняв и вписав в своей душе благочестивую веру, (станем стремиться) к тому, чтобы войти в Царство Небесное (Матф. 5:20). Принесем Господу ваии сострадания и человеколюбия, дабы войти нам в вечную радость праведников (Матф. 25:46). Выйдем в сретение Ему, грядущему на «жребяти осли» (Иоан. 12:15), предавшему позору безумие иудеев (Матф.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Помысли, человече, сколь велики страдания Христа моего и Бога, которыми Он потребил мои страсти! Сколько образовалось для меня источников благодеяний, сколько спасительных врачеваний! Сколько в течение двух дней перенес от иудеев тот добрый Пастырь, который положил душу Свою за нас — овец! Сколько — прежде страсти от дня явления Своего Израилю! То они говорили: «беса имаши» (Иоан. 8:48), — то: «ядца и винопийца, друг мытарем и грешником» (Лук. 7:34); иногда: «разрушает (Иисус Христос) закон», «разоряет субботу», — иногда: «самарянин есть» и «сын тектонов» и прочее, что содержится в Евангелиях. А что сказать об искушениях и вопросах с целию уловить Господа: «достойно ли есть дати кинсон кесареви, или ни» (Матф. 22:17)? «коею властию сия твориши» (Матф. 21:23)? «кое знамение являеши нам, яко сия твориши» (Иоан. 2:18)? «доколе души наша вземлеши» (Иоан. 10:24)? «аще ты еси Христос, рцы нам не обинуяся» (Иоан. 10:24)... Как много предпринимали дерзкие и христоненавистные люди против Кроткого и Смиренного, против Того, Кто претворял для них воду в вино, Кто вместе с ними вечерял, Кто призывал самарян, оправдывал мытарей, блудниц обращал к целомудрию, изсушал течение кровей, изгонял демонов, очищал прокаженных, хромых, согбенных соделывал прямоходящими, укреплял члены разслабленным, исцелял сухую руку, подавал глухим слух, слепым — зрение, немым — способность речи, ходил по морю, немногими хлебами питал многия тысячи людей, словом возбуждал мертвецов! О, еслибы и нас, мертвых грехами и страстями прельщения, Он сооживил в Себе, благодатию и милосердием Своего человеколюбия! Чрез Него и с Ним слава, честь и поклонение Отцу и благому, животворящему Его Духу, ныне и присно и во все безконечные веки веков. Аминь. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православная энциклопедия «Азбука веры». " (http://azbyka.ru/). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Наконец необходимое условие к наследию живота вечного есть соблюдение закона Божия: не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в царствие небесное; но творяй волю Отца Моего, Иже есть на небесех, глаголет Господь ( Матф. 7:21 ). Итак причина, почему без милосердия нельзя получить живота вечного, заключается в самом законе: ибо нет человека, который бы в точности исполнил весь закон и не согрешил хотя в чем-либо одном; согрешив же во едином, по свидетельству апостола Иакова, бысть всем повинен (гл. 2:11); между тем как милосердие и сострадательность если не совсем предотвращает или уничтожает сию невозможность, чего по настоящему состоянию человека никогда быть не может, – то по крайней мере сокращает и уменьшает ее и делает, так сказать, менее невозможною. Весь закон Спасителем сокращен в двух заповедях: возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем умом твоим, и всею крепостию твоею; и возлюбиши ближнего твоего, яко сам себе ( Марк. 12:30:31 ). Но истинная любовь к ближнему не может быть без истинной любви к Богу, и любящий искренно своего ближнего в тоже время и столь же искренно любит и Бога. Сие-то без сомнения имея в виду, Иисус Христос отличительным признаком Своих учеников положил взаимную их любовь между собою. О сем разумеют вси, говорит Он, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою ( Иоан. 13:85 ). Следовательно, истинно любящий ближних своих, и потому милосердый и сострадательный к ним, как вместе любящий и Бога, исполняет весь закон: любяй бо друга, по свидетельству Апостола, закон исполни ( Рим. 13:8 ), а потому имеет право и на наследие живота вечного, так как напротив тот, кто не оказывает никакой помощи несчастным, не может сказать, что он исполняет закон, следовательно, не может и надеяться на получение вечной жизни, но пребывает в смерти: не любяй бо брата, пребывает в смерти ( 1Иоан. 3:11 ). Представим также себе, слушатели, тот страшный день, в который приидет праведный Судия, воздати коемуждо по делом его ( Апок. 22:12 ). В каком торжестве будут находиться милостивые тогда, как все будет в ужасе и смятении! Они нетрепетною ногою вступят во всеобщее собрание вселенные; алчущие, коих они питали, нагие, коих они одевали, сирые и беззащитные, коих они принимали под кров свой, будут называть их своими благодетелями, и тем умножать их радость. Тогда пред сонмом Ангелов и святых Божиих за то, что из любви к Богу благотворили меньшим братиям Христовым, услышат сладостнейший глас милосердого Судии: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира ( Матф. 25:34 ): ибо вы, милуя нищих, взаим давали Мне самому, и се, по даянию рук ваших, воздаю вам. Какая награда! какое блаженство! Подлинно, блаженнее есть паче даяти, нежели приимати ( Деян. 20:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Но еще ужаснее приговор, какой услышат грешники от сидящего на престоле славы Господа: « идите от Меня, проклятые, в огонь вечный ». « Идите » — Я не признаю вас более своим народом; вы презрели мой крест, мое евангелие; вы отреклись от Меня, теперь и Я отрекаюсь вас. Время благодати и покаяния уже прошло и не возвратится (Мат. 7:22; Лук. 13:26–27 ); вся надежда на спасение потеряна (Прем. 3:18). « И пойдут сии в муку вечную .» Тут вечный плач и скрежет зубов; тут огонь вечно горит и не угасает, мучениям нет предела, времени нет конца. 2. Утешительно для праведников. а) « Приидет Сын Человеческий во славе своей » и это пришествие, столько страшное для грешников, будет невыразимо радостным для праведников. « Восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше » (Лук. 21:28), сказал Господь смущенным ученикам, после того, как возвестил им о грядущем суде своем. Теперь избранные Божьи ведут мучительную борьбу с своею греховной природой; тогда настанет для них «избавление от этой борьбы». Теперь они терпят поношения и оскорбления, тогда Бог «отымет всяку слезу от очей их» (Апок. 20:4). Теперь они скрываются во мраке и неизвестности, тогда «просветятся как солнце» (Матф. 17:2). « Приидите », скажет Господь одесную стоящим, « благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира ». Приидите все, подвизавшиеся в вере и благочестии, и наследуйте не царство мира, земное, преходящее, но царство вечное. — И придут « праведники в жизнь вечную ». Настанет блаженство, которого никакое слово человеческое не в состоянии выразить (1 Коринф. 2:9; Рим. 8:18; 1 Иоан. 3:2 ), и этому блаженству не будет конца. б) « Приидет Сын Человеческий во славе своей »: итак вы, ревнующие о Господе, « вы же, братия, не унывайте, делая добро » (2 Фесс. 3:13). « Труд ваш не тщетен пред Господом » (1Кор. 15:58). « В мире будете иметь скорбь » (Иоан. 16:33), но « и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас » (Иоан. 16:22; Псал. 125:5 ).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Свет правды Божией рассеет мрак ее. «Приидет Господь, Иже во свете приведет тайная тмы, и объявит советы сердечныя» (1 Кор. 4:5). Озаренная сим светом совесть покажет нам все ряды прошедшего, ряды мыслей, движений, желаний и дел. Не забудьте еще: тогда как настает великая жатва для поля дел мира, — жателями будут ангелы, которые отделят плевелы от пшеницы, нечестивых от благочестивых. Пробудимся — спящие в грехах, возстанем от сна самоугождения, да осветит нас Христос, прежде того страшного озарения правдою (Ефес. 5:14). Как строг, до какой точности справедлив будет суд последний! Если Господу все известно, если Он столько же справедлив, сколько и мощен: то как грозен будет суд Его! «В пламенеющем огне совершит Он отмщение над незнающими Его и непокоряющимися благовествованию Господа нашего Иисуса Христа» (2 Сол. 1:8). Не будут смотреть там на лица, Судия будет святый и праведный (Рим. 2:11). Никто и ничто не защитит нас на этом суде, — ни друзья, ни сродники, ни те, которым льстили мы в надежде на силу их, каждый из них за себя будет отвечать (Ефес. 6:9). Повелитель народов будет стоять там, как и последний подданный, в трепетном ожидании приговора. Там каждый будет значить столько, сколько значат его добродетели. Мы привыкли покоить беспечность свою надеждою на благость Божию. Там сретим одну правду, — она отличит в нас святую надежду от надежды беспечной и хульной. Откроет нам и меру сил наших, и меру немощей наших; примет в расчет меру способов, и нищету нашу. Горе и беда «всякой душе, делающей зло» , но прежде «иудею, потом еллину» (Рим. 2:9), — прежде христианину, потом незнающему Христа. Много взыскано будет с меня несчастного, которому дано больше, чем другому (Лук. 12:47—48). Други мои! «смотрите же за собой, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими;... бдите во ...всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих, и предстать пред Сына Человеческого» (Лук. 21:34—36). Не дано нам знать, когда настанет страшный день, но то открыто, что он несомненно настанет, — и мы все предстанем судищу Христову. Запасемся же елеем добрых дел, чтобы светильники наши не погасли тогда, как негде будет взять елея (Матф. 25:7). Припадаю к Тебе, Господи мой Иисусе Христе, Сыне Бога живаго! Не воздай нам по делам нашим, и да не прогневают Тебя дела наши. Помилуй нас по милости Твоей; даруй узреть Тебя в мире и веселии, хотя бы в числе самых последних рабов Твоих, к славе Твоей и единосущнаго Тебе Отца и Святаго Духа. Аминь. 1845 г. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2977...

Важно, что для библейских Пророков – и Самого Господа Иисуса – отношение к бедным было проявлением завета с Богом. Поклонение Богу и заботу о «бедном, пришельце, сироте и вдове» невозможно было разделить. Для людей Ветхого Завета богопочитание подразумевало существенные материальные издержки и пожертвования. Скиния, а потом и храм, должны были быть украшены «искусной работою» (например, Исх.36:8 ), с использованием драгоценных материалов (положим, Исх.25:18 ). Пророк Аггей выражает негодование Бога на людей, которые пренебрегают обустройством Храма ( Агг.1:4–10 ). Пересмотрена ли эта забота о поклонении Богу в Новом Завете? Господь Иисус нередко резко порицает религиозных людей своего времени, но что Он не критикует, так это Храм. Иерусалимский храм был чрезвычайно величественным сооружением, которое недавно перестроил царь Ирод Великий. Как Господь относится к этой дорогостоящей постройке, воздвигнутой явно не добродетельным царем, да еще на деньги налогоплательщиков? Он говорит о том, что этот Дом принадлежит Его Отцу ( Лук.2:49 ). Он называет Храм «домом Отца» и, подобно ветхозаветным Пророкам, ревностно негодует о злоупотреблениях в Нем ( Иоан.2:16,17 ). Он одобряет вдовицу, которая отдала на Храм последние деньги ( Лук.21:2–4 ), говоря, что то, что она отдала на Храм, она отдала Богу. Он обличает фарисеев, в частности, в том, что они позволяли неблагоговейно клясться храмом ( Матф.23:16–19 ), и упоминает при этом, что Храм – место, где пребывает Бог ( Матф.23:21 ). Можно, конечно, полагать, что деньги, потраченные на строительство и содержание Храма, лучше было раздать бедным вдовицам, но при этом невозможно ссылаться на Господа Иисуса. Он так явно не считал. Кроме того, мы знаем, что Иисус принимал пожертвования. В Евангелии упоминается денежный ящик ( Иоан.12:6 ). Он также принимал то, что мы бы сейчас назвали спонсорской помощью от состоятельных сторонников. Евангелие называет некоторых из них. «Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим» ( Лук.8:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Побеждающему, глаголет небесный Судия и Мздовоздаятель, дам сести на престоле Моем, якоже и Аз победих, и седох на престоле славы Отца Моего ( Апок. 3:21 ). Непременно достигнет сей избранный Божий, если, почитая себя не жителем мира сего, пренебрегает его суетными удовольствиями; если, взирая на себя, как на странника и пришельца земли, ни к чему земному не прилепляется, но постоянно распинает плоть свою со страстьми и похотьми ( Гал. 5:24 ), и, не прельщаясь блеском видимых предметов, заботится более о внутреннем, и вся по Апостолу, вменяет за уметы, да точию Христа приобрящет ( Фил. 3:8 ). Непременно достигнет, ежели он выну имеет живую веру, чистую совесть и непритворную любовь к Богу и ближнему, а не фарисейскую или лицемерную. Непременно достигнет: ибо он не творит ничего такого, чтобы омрачило светлость души его, а напротив всеми добродетелями старается украшать благолепное облачение ея, как готовящийся на браки. И потому, когда он явится пред лицем славы грядущего Бога, то не услышит он того страшного упрека, какой сказан одному из упоминаемых в Евангелии – приглашенных на брачное торжество, яко неимый одеяния брачна ( Матф. 22:12 ), и не будет, подобно ему, изгнан из среды пиршествующих, яко недостойный, но будет принят и учрежден до преизбытка от всех сладостей дому Господня. Ц арство Божие внутрь его есть ( Лук. 17:23 ). Посему, когда явится Судия вселенные с безчисленными сонмами небесных сил, то откроет пред лицем их внутреннюю его доброту и заставит подивиться в нем силе благодати своея, из немощного и бренного сосуда плоти устроившей благолепный и благопотребный сосуд духа, почему и излиет в него все обилие Божественного Своего света, силы и ведения, а с сим вместе блаженство и радость неизглаголанную и препрославленную. Он неповинен рукама и чист сердцем ( Псал. 23:4 ). Почему и возведет его Господь на гору святую Свою, даст ему созерцать красоту велелепые славы своея с окружающими престол Его горними чинами, и даже соделает его причастником Своего Божественного естества ( 2Петр. 1:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Рейтинг: 9 Голосов: 14 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Алексей 24 июня 2014, 12:00 По поводу этого произведения очень хорошо выступил по телеку Александр Ужанков,замечательный ученый, христианин.Так вот,он указал на вещи которые не замечаешь. Оказывается Акакий Акакиевич был просто глуп.Там идет перечисление его расходов и как он собирал деньги, так получается,что он экономил там где экономить глупо(чай, кипяток)Для тех кто понял сарказм Гоголя видно, что Акакий Акакиевич не нуждался в экономии. Он мог спокойно купить эту шинель и без глупых лишений.Я не могу вспомнить все детали, не было возможности это выступление ученого по культуре пересмотреть, но по всему выходило, что образ Башмачкина это образ чудовища. Самого настоящего чудовища. Аккакий стяжательски превратил Образ Божий в насмешку.Говоря словами дьякона Андрея Кураева:- важно что автор написал,а иногда важнее то о чем он оглушительно промолчал.Вот в чем Гоголевская гениальность.Автор полон презрения к своему герою, то что мы принимаем за жалость на самом деле его обличение,урок всем нам,“Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше” (Матф. 6:21) Вот,батюшка жалеет Башмачкина,а Гоголь нет.Само имя Акакий «не делающий зла», «неплохой» уже настораживает.Сколько же нас таких неплохих зла не делающих. Володимир Довжик 5 июня 2014, 19:25 Никаких духов мстителей из душ умерших людей, не бывает так как это противоречит Православной Традиции: душа человека после смерти проходит мытарства при условии что Крещена, а после суда ведь для каждого суд будет после смерти определяется либо в Рай либо в Ад... Ниокаких духах мстителях из душ умерших людей Православная Церковь не говорит! Наталья Варнина 22 мая 2014, 09:14 Храни Вас Господь! Спасибо! гость 16 мая 2014, 22:17 " Маленький " человек сам себя сделал маленьким и жалким- это его выбор .Гоголь его взял как образ человека бездуховного, живущего ради низкой цели ,от того и конец его жалок и душа покоя не знала и после смерти.. Василий Н. 14 мая 2014, 15:57

http://pravoslavie.ru/70360.html

Руководственные сведения о книгах Священного Писания вообще 1. Книга, которая у тебя в руках, православный читатель, носит общее наименование Библия, весьма часто употребляемое особенно св. Иоанном Златоустом. Сие слово есть греческое и означает: книги, то есть книги по преимуществу, книги наиболее достойные этого имени. Иначе еще эта книга называется у отцов Церкви Писание (как и Мф.22:29), т.е. самоважнейшее и преимущественнейшее писание из всех писаний, какие когда-либо обретались и ныне обретаются в человеческих хранилищах, иначе " священное Писание " или " Книги Священного Писания " . 2. Первое, что ведать надлежит о Свящ. Писании, это то, что оно не есть произведение ума человеческого, но слово Божие и написано по внушению Св. Духа. Ни бо волею бысть когда человеком пророчество, но от Святаго Духа просвещаемы, глаголаша святи Божии человецы (2Петр.1:21). Поэтому книги свящ. Писания называются Богодухновенными и Божественными. " Когда свящ. писатели имеют нужду определенно показать, что они именно говорят от Бога, они употребляют еще другие выражения, например: видение еже виде пророк (имярек), или: слово Господне еже бысть к (имярек). Некоторые пророки и сами видели Бога, глаголавшего им видеть (Ис.6:1), насколько возможно было им видеть Бога. Иногда боговдохновляемые вещания свящ. писатель получал от Бога тайным внушением Духа, иногда же слышал вещавшего ему Бога членораздельными словами " (Златоуст. На 1Сол. Бес.8, 1). Поэтому книги Св. Писания суть книги безусловно верные и истинные. " Загляните в Писание, говорит св. Климент Римский, эти истинные глаголы Св. Духа, и заметьте, что в них ничего несправедливого и неправильного не написано " (Климент Римский. К Коринф. Послание 1. Гл.45). " Мы должны быть уверены, что Писания совершенны, так как они изречены Словом Бога и Духом Его " (Ириней. Против ересей. Кн.2. Гл.28, 2). 3. " Все Св. Писание Богодухновенное не безпредельныя, но паче определенныя имать книги " (Синопсис Афанасия). " Иже убо прежде закона они Божественные мужие не писаньми и книгами просвещахуся, но чист имущее смысл, Пресвятаго Духа сиянием просвещахуся и тако Божия ведяху хотения, Самому Оному беседующе тем усты ко устом. Таков бе Ное, Авраам, Исаак, Иаков, Иов, Моисей. Но понеже изнемогоша человецы и недостойни быша просвещатися и учитися от Св. Духа, даде человеколюбец Бог Писания, да поне сими воспоминают Того хотения " (Златоуст. На Матф. Бес.1. В переложении Феофилакта Болг.). Таким образом Св. Писание имеет свою определенную историю, свое начало и конец, свой определенный состав, к которому ни прибавлять, ни убавлять ничего не должно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1119...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010