«И если Я силою веелъзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют?»— говорит Господь (Матф. 12:27; Луки 11:19). Под сыновьями можно понимать здесь и Апостолов, получивших от Господа власть изгонять бесов, и учеников фарисейских, упражняющихся в заклинании злых духов, и того человека, о котором Апостолы говорили Господу, что он изгоняет бесов именем Христа, но сам с Христом не ходит (Марк. 9:38; Луки 9:49). «Посему они [сыновья] будут вам судьями» (Матф. 12:27; Луки 11:19), то есть на страшном суде изобличат в преднамеренной лжи. «Если же Я Духом Божьим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божье» (Матф. 12:28; ср. Луки 11:20); здесь Господь имеет в виду то, что пришло Царствие Божье вместо царства сатаны, который и бежит от мира, гонимый Христом: изгоняя бесов, Господь доказывает тем самым, что Он «связал» самого «сильного» — сатану. Тут же Господь добавляет следующую мысль: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Матф. 12:30; Луки 11:23). В Царстве Христовом: кто не с Христом, тот уже враждебен Ему, ибо он вносит разделение в единый «дом» под единой властью. Другое дело, когда человек находится еще вне Царства Христова, еще не был призван туда; тогда лишь бы он не был бы против Христа, не был бы в союзе с враждебным Христу миром. Такой человек, уже отчасти принадлежащий Христу, может стать за одно с Ним и вступить в Его Царство. Но кто не с Христом в Его борьбе с сатаной за собирание всех людей в Царствие Божье, тот против Него, поскольку любой, кто, слыша и понимая учение Христово, не становится на Его сторону, тот уже враг, и тем более враг тот, кто противодействует. А выводом из этого следует: «Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Матф. 12:31-32; ср. Марк. 3:28-29). Милосердие Божье бесконечно, и нет греха, который побеждал бы его; но всякий, кто упорно отвергает самое это милосердие, кто упорно противится самой спасающей благодати Божьей, для того нет милосердия, и грех его остается непрощенным, и такой человек погибает. Это намеренное противление спасающей благодати Божьей, которая есть благодать Святого Духа, Господь называет хулой на Духа . Это ясно выразилось в том, что фарисеи осмелились назвать дела всемогущества Бога делами дьявола. Почему же нет прощения за этот грех «ни в сем веке, ни в будущем?» Да потому, что если человек отвергает очевидные действия спасающей благодати Святого Духа, то неоткуда взяться в нем и покаянию, без которого нет спасения. Если кто похулит Христа, видя Его уничижение, тому простится этот грех, поскольку это простое заблуждение, легко смываемое покаянием.

http://sedmitza.ru/lib/text/430490/

Создание «Диатессарона», в котором Татиан искусно сплел повествования четырех канонических Евангелий в одно, тоже, без сомнений, было вызвано, скорее, хронологическими разногласиями между Евангелиями, чем различиями в параллельных эпизодах. Татиан не всегда предпочитает хронологический порядок Иоанна, однако склонен принимать авторитет Иоанна в отношении точности указаний на время действия 585 . Подытожим сказанное: мы видим, что Папий противопоставляет недостаток упорядоченности в Евангелиях от Марка и от Матфея тому порядку, который можно найти в Евангелии от Иоанна 587 . То, что все три Евангелия исходят от очевидцев, он принимает как само собой разумеющееся; однако, в то время как Евангелие от Иоанна действительно написано очевидцем, Евангелия от Марка и от Матфея (в известных Папию формах) отстоят на одну ступень передачи от непосредственного сообщения очевидца. В случае с Евангелием от Марка устное свидетельство Петра было переведено и записано Марком, чем и объясняется недостаток в нем «порядка», то есть литературной обработки – под коей Папий, учитывая обычную историографическую практику, имеет в виду связную хронологическую последовательность и датировку событий. Самого Марка, по его мнению, следует не критиковать, а, скорее, хвалить за то, что он сознательно ограничил себя записью показаний Петра, не более и не менее, и не стал приводить этот материал в порядок, который, не будучи сам очевидцем, не сумел бы правильно соблюсти. Таким образом, Евангелие от Марка в глазах Папия представляет собой незавершенный исторический труд: Марк выполнил первую часть задачи историка – записал свидетельство очевидца, однако не мог закончить работу – правильно скомпоновать материал 588 . С учетом этого ограничения, Папий высоко ценит Евангелие от Марка за точную запись хрий, переданных Петром. Евангелие от Матфея в известной Папию греческой форме он тоже противопоставляет Евангелию от Иоанна, также указывая на недостаток в нем порядка, но по иной причине. В изначальном еврейском или арамейском сочинении, написанном самим очевидцем Матфеем, порядок был, поскольку Матфей способен был его соблюсти; однако, по мнению Папия, затем этот порядок был нарушен переводчиками, которые при переводе Евангелия на греческий позволяли себе менять его композицию. Такие оценки Евангелий от Марка и от Матфея прекрасно укладываются в предположение, что превыше всего Папий ценил Евангелие от Иоанна, написанное очевидцем и предлагающее точную хронологическую последовательность событий. Именно в сравнении с Евангелием от Иоанна Евангелия от Марка и от Матфея кажутся Папию неупорядоченными; однако, не желая отвергать эти Евангелия, он находит объяснение тому, почему они лишены порядка, но тем не менее ценны своей близостью к свидетельствам очевидцев.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

Марка Арефусийского, празднуемого церковью в 29 день марта месяца. В этот день, со времени погребения Марка пустынника, близ живущий народ ежегодно собирается в часовню для служения панихиды над его могилою. В церкви же села Миголощи в этот день ежегодно служится литургия за упокой Марка пустынника и родителя его Тихона. Кроме сего, народ собирается в часовню Марка еще в первое Воскресенье Петрова поста и в день празднования Владимирской иконы Богоматери, в честь которой устроена существующая ныне приходская церковь . В этот день приходят поминать Марка и из дальних селений, служат панихиды, берут песок с его могилы, купаются в речке, окружающей часовню, ходят и в другую часовню, где имеется родник холодной воды, которую пьют, моются ею, берут по домам. И все это делается по глубокому уважению к Марку пустыннику, который, как слышно, оказывал некоторым страждущим свою помощь. Так один отставной из нижних воинских чинов Максим Максимов, сидевший 6-т лет в углу без ног, после усердных молитв в часовне и на могиле пустынника Марка, куда он привезен был на телеге, начал владеть ногами сначала с помощью костылей, а потом и без них ходить свободно. Девица дворянского происхождения, по имени Александра, по причине глазной болезни, потерявшая зрение, получила оное сряду после того, как давши обещание каждогодно ездить в часовню Марка, побыла в этой часовне и стала видеть. Многие из приходящих просят служить панихиды и по родителю Марка Тихону, над могилою которого, состоящею на кладбище при церкви, находится крест из дикого камня с надписью слов: «сделан старцем Тихоном» и означением года, но какого именно, нельзя понять. Усердствующие к памяти Тихона окатывают этот крест водою, которою потом кропят больных. Чаще всего приходят на могилу его одержимые припадком, а попросту тихоньким, в особенности же приносятся матерями припадочные младенцы, которые, после сего, или скоро исцеляются или немедленно умирают и, таким образом, избавляются от страданий. Часовня, при которой состоит могила Марка пустынника находится в одной версте от бывшей Миголощской или Милогорской пустыни, а ныне села Миголощи, которое от Новгорода в 220-ти, от уездного города Борович в 55-ти, и от села Никандрова, где почивают мощи преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

Хотя русское «от Марка», «от Матфея» указывает на то, что данное Евангелие от начала до конца написано тем или иным евангелистом, традиция утверждает, что Евангелие от Марка было написано для проповеди среди римлян, на основе проповеди апостола Петра в Риме. Марк повторил в своей проповеди то, о чём говорил Пётр, а затем ученики Марка составили Евангелие ano, secundum , «согласно Марку». Это значит не by Marc , a according to Marc , то есть «согласно проповеди». И по-французски, скажем, это не par St. Marc , a selon St. Marc , то есть «согласно проповеди Марка, согласно тому, что говорил некогда Марк». Похоже, Евангелие от Марка действительно адресовано римлянам. Из римской литературы эпохи императора Августа, близкой по времени к евангельской, мы знаем, что римляне – это народ воинов и поэтов. Они эмоциональные, решительные, взрывные, они не любят рассуждать, они умеют воевать, страдать и воспринимают мир без полутонов. Они очень остро воспринимают то, что Гораций назвал « color vitae » – краски жизни. Римляне не любят отвлечённостей – это не греки, давшие миру замечательных историков и философов, это – предки современных итальянцев. Именно поэтому Евангелие от Марка наполнено яркими зрительными образами, которых нет ни у Матфея, ни у Луки, ни у Иоанна. И в этом ярком мире, где всё воспринималось в большей мере через зрение, краткое Евангелие от Марка с яркими описаниями чудес, где Иисус мало говорит, но много действует, – такое Евангелие действительно могло быть воспринято как своё… Вот сцена, когда Спаситель усмиряет бурю на Галилейском море. Она описана во всех четырёх Евангелиях, но только у Марка есть такая, например, деталь. У всех сказано, что во время бури Иисус спал. А Марк добавляет: «на корме на возглавии» – то есть даёт нам чисто зрительный образ. И мы сразу представляем себе, как Он спал: «на корме на возглавии». Другой пример. К Иисусу прибегает богатый юноша, чтобы спросить: «Учитель благий! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» В ответ Иисус говорит ему: «Знаешь заповеди…». У Марка есть деталь: «подбежал… пал пред Ним на колени и спросил». Это движение юноши, который падает на колени, сохранило только Евангелие от Марка.

http://azbyka.ru/katehizacija/nad-stroka...

3) Обычно все трое синоптиков согласны друг с другом в том, что касается порядка расположения общего для них материала. Там, где один из двоих отличается от Марка, другой обычно согласуется с ним. 4) Часто, когда язык Матфея или Луки отличается от языка Марка, видно, что это отличие представляет собой грамматическое или стилистическое улучшение. 5) Те места у Марка, которые могли смутить или соблазнить неподготовленного читателя, иногда удаляются, а иногда преподаются в менее озадачивающей форме у Матфея или у Луки (например, Лука удаляет 15:34; ср. 4:38 и Мф 8:25, Лк 8:24). 6) Форма обращения учеников к Господу во время Его земной жизни — “Рабби”, или “Учитель”, отражена именно у Марка. 7) То, что Матфей, чей стиль гораздо более сжат, чем стиль Марка, мог опускать некоторые слова и словосочетания, которые он заимствовал у Марка, с тем, чтобы освободить место для дополнительного материала, вполне понятно. Теория первенства Матфея вынуждена, наоборот, предположить, что имел место процесс сокращения ценного материала для того, чтобы освободить место для более длинных выражений, а это совершенно необъяснимо. То, что Марк писал свое Евангелие после смерти Петра, явно ут­­верж­дается в “Антимаркионитском Прологе” и у священномученика Иринея, и, возможно, подразумевается у Папия. Это подтверждается и внутренним свидетельством Евангелия. Безоглядность, с которой в нем сообщается об ошибках и слабости Апостола, легче всего понятна, если допустить, что ко времени написания Евангелия он уже претерпел мученическую кончину. При жизни Петра откровенность Марка могла бы показаться злым умыслом; после его мученичества она, наоборот, воспринималась как поддержка и ободрение для сознающих свою личную немощь христиан. Итак, 65 г. по Р. Х. — terminus post quem 2 , ибо можно считать установленным, что Петр был убит в Нероново гонение 64–65 гг. Использование текста Марка другими синоптиками делает маловероятной датировку позже 70 г. Следовательно, Евангелие можно датировать временем между 65 и 70 годом.

http://pravmir.ru/krenfild-ch-dzh-kommen...

А. И. Сидоров излагает содержание труда «Против несториан» преп. Марка среди статей, вышедших в работе «Святые отцы в истории Православной Церкви». Анализируя указанное сочинение преподобного, профессор высказывается против того, чтобы относить его (как это делают некоторые западные исследователи) к так называемому «монашескому богословию» (mönchische Theologie), поскольку это сочинение принципиально не отличается от творений свт. Прокла Кизического или свт. Феодота Анкирского, направленных против несторианства. А. И. Сидоров пишет, что преп. Марк, как и упомянутые святители, полемизируя с несторианством, выражали соборное веросознание Церкви. Среди западных ученых наибольший вклад в исследование личности преп. Марка внес И. Кунце. В труде «Marcus Eremita, ein neuer Zeuge für das altkirchliche Taufbekenntnis», изданном в 1894 году, он предположил, что первоначально преп. Марк жил среди аскетов Нила, затем стал настоятелем монастыря близ Анкиры в Галатии, после удалился в пустыню, возможно пустыню Иудейскую. Одну из глав своего сочинения он назвал «Богословие Марка», оговариваясь, что хотя исследование богословия преп. Марка выходит за пределы его труда, он вынужден дать некоторые пояснения по христологии исследуемого автора. И. Кунце назван успешно разгадавшим тайну преп. Марка в «Dictionnaire de théologie catholique». Часто именно гипотеза И. Кунце приводится в справочной литературе, она содержится во введении к новогреческому переводу одного из сочинений преподобного. Этой гипотезы придерживаются в своих курсах по патрологии О. Барденхевер и И. Квастен. П. Христу в третьем томе «Ελληνικ πατρολογα» хотя и соглашается с тем, что преп. Марк был настоятелем монастыря близ Анкиры, считает, что после он удалился не в Иудейскую, а в Галатийскую пустыню. Он не только подобно О. Барденхеверу или И. Квастену дает обзор творений преподобного, но и кратко излагает основные пункты его учения. К современным западным исследователям богословия преподобного относится епископ Диоклийский Каллист (Уэр), защитивший в 1965 году диссертацию в Оксфорде по теме: «Аскетические труды Марка Пустынника» (The ascetic writings of Mark the Hermit). В 1970 он опубликовал в серии «Studia Patristica» статью «Таинство Крещения и аскетическая жизнь по учению Марка Монаха». В этой работе епископ Каллист показывает антимессалианский характер учения о Крещении преп. Марка, приводит параллели с учением о Крещении преп. Макария Великого и свт. Григория Нисского.

http://bogoslov.ru/article/3508099

Так один отставник из нижних воинских чинов Максим Максимов, сидевший 6 лет в углу без ног, после усердных молитв в часовне на могиле пустынника Марка, куда он привезен был на телеге, начал владеть ногами: сначала с помощью костылей, а потом и без них ходил свободно. Девица дворянского происхождения, по имени Александра, по причине глазной болезни потерявшая зрение, получила оное сряду после того, как, давши обещание каждогодно ездить в часовню Марка, побыла в этой часовне. Многие из приходящих просят служить панихиды и по родителе Марка Тихоне, над могилою которого, состоящею на кладбище при церкви, находится крест из дикого камня с надписью «сделан старцем Тихоном» и означением года, но какого именно, нельзя понять. Усердствующие к памяти Тихона окачивают этот крест водою, которой потом кропят больных. Чаще всего приходят на могилу его одержимые припадком, в особенности же приносятся матерями припадочные младенцы, которые после сего или скоро исцеляются или немедленно умирают и таким образом избавляются от страданий. Часовня, при которой состоит могила Марка пустынника, находится в одной версте от бывшей Миголощской или Милогорской пустыни, а ныне – села Миголощи, которое от Новгорода отстоит в 220-ти, от уездного города Боровичи в 55-ти, и от села Никандрова, где почивают мощи преподобного Никандра (Городноезерского чудотворца – Сост.), в 22-х верстах. Тропарь и Кондак общие. Дополнительные сведения Жервэ Н. Н. Марк-пустынник//София 50 . Новгород. 1997. N° 2. С. 22–23. Недалеко от села Миголощи находятся издавна почитаемое местными жителями захоронение Марка-пустынника и целительный источник. До 30-х годов XX века здесь же была деревянная часовня, построенная, по преданию, самим отшельником, который был некогда настоятелем Миголощской пустыни, обращенной в приходскую церковь в 1764 г. по указу Екатерины II. Над его могилой впоследствии была положена икона Марка Арефусийского, память которого отмечается Церковью 29 марта. В этот день с момента погребения пустынника ежегодно собирался народ в часовню для служения панихид над его могилой. В церкви села Миголощи в этот день служилась литургия за упокой священников Марка и Тихона, отца Марка. Также народ собирался в часовню Марка в первое воскресенье Петрова поста и в день празднования Владимирской иконы Божией Матери, во имя которой была приходская церковь в селе Миголощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

ап. Павла и Варнавы, под 61 числом и третий – племянник Варнавы под 66 числом. В Синаксаре, полных месяцесловах, Святцах и пр. в течение года совершается память трем апостолам именем Марка. Так 27 сентября память св. Марка именуемого также Иоанном, который быть спутником Варнавы и Павла; 30 октября Марк-племянник, св. Варнавы и 25 апреля память св. апостола и Евангелиста Марка. В прологах, Четьи Минеях и сказаниях (житиях) – упоминается также три апостола из 70 с именем Марка. 1 . Марк, св. евангелист, о котором пишет св. ап. Петр, называя его возлюбленным сыном (I посл. V, 13), был епископом в Александрии, где, скончался мучеником за Христа. 2 . Марк, называвшийся Иоанном, о котором св. евангелист Лука пишет в Деяниях (XV, 37) был спутником св. Варнавы и Павла, в последствии был епископом в Аполлониаде, и котором ап. Павел упоминает в Послании к Колоссянам (IV, 10). Но из сличения сказаний о жизни и длительности св. Марка – спутника ап. Павла, Варнавы и Марка – племянника Варнавина, видно, что это одно и тоже лицо. Племянник Варнавы носил двойное имя Марка – Иоанна ( Дeяh. XII, 12 ) и был спутником ап. Павла и Варнавы ( Дeяh. XV, 37 ); св. Марк – Иоанн, племянник Варнавы, был именно спутник ап. Павла и Варнавы ( Дeяh. XIII, 5, 13; XV, 37 ). Таким образом вместо 3-х Марков в числе 70 Апостолов оказывается два: Евангелист Марк ученик и спутник ап. Петра, епископ в Вавилоне (Египте в Александрии), и племянник Варнавы, епископ Вивлоса (или Аполлониады); но многие из древних отцов и учителей церкви: Папий Иерапольский , Ириней Лионский , Климент Александрийский , Ориген , блаж. Иероним, Евсевий Кесарийский и др. считают Евангелиста Марка за одно лицо с Иоанном Марком, племянником Варнавы, но если внимательно проследить сообщаемое о Марках у Папия, Климента, Оригена , свидетельство которых приводится в Церковной Истории Евсевия, то едва ли можно признать Марка – Иоанна, племянника св. Варнавы за одно лицо с Евангелистом Марком. Так древнейший из вышеупомянутых церк. писателей Папий ссылается на Аристиона и пресвитера Иоанна, ученика самого Господа (о таковых учениках Иисуса Христа нет никаких сведений в книгах Нового Завета), что по их рассказам Марк истолкователь Петра, написал Евангелие, но у Папия нет намека на то, чтобы Евангелист Марк был племянник Варнавы и спутник ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

В следующей записи «Библиотеки» свт. Фотий замечает относительно свт. Диадоха Фотики йского , что «речь слагается у него безукоризненно и мысль проявляет мудрость от дел. Однако превосходя Марка тем и другим качеством, он иногда противоречит мыслям [Марка]» 97 . О творениях преп. Марка упоминает преп. Симеон Новый Богослов († 1022) в «Наставлениях». Он повествует, что некий юноша Георгий, живший в Константинополе, принял от одного святого монаха вместе с его устным наставлением и книгу преп. Марка Подвижника «О духовном законе». Прочитав её и получивши большую пользу, он во время молитвы удостоился невещественного Божественного осияния, исполнившего и то место, в котором он находился 98 . Во втором тысячелетии в связи с исихастским движением XIV века востребованным оказалось учение преп. Марка о действии благодати Святого Духа и связанное с ним учение о таинстве Крещения. Свв. Каллист и Игнатий Ксанфопулы (XIV век) многократно ссылаются на аскетическое учение преп. Марка. В «Наставлениях безмолвствующим» они приводят цитату преподобного, в которой сказано, что в Крещении подаётся совершенная благодать Святого Духа, открывающаяся по мере исполнения заповедей 99 . Преп. Григорий Синаит († 1346) в сочинении «О безмолвии и молитве» также ссылается на преп. Марка и, в частности, пишет: «действие (νργεια) Духа, которого мы таинственно (μυστικς) получили в Крещении, приобретается двумя способами. Прежде всего, следует вообще сказать, что дар [Святого Духа] открывается исполнением заповедей с помощью великого и долговременного труда, как сказал подвижник Марк» 100 . Далее преп. Григорий пишет о втором способе – о памятовании Бога, при котором действие Духа Святого открывается быстрее, чем через исполнение заповедей 101 . Никифор Каллист († ок. 1350) упоминает творения преп. Марка в «Церковной истории». Он сообщает, что преп. Марк оставил множество писаний, из которых он видел восемь, по числу главных страстей. Кроме того, преп. Марк, по словам Никифора, написал ещё тридцать два сочинения, в которых «проходит весь путь подвижнической жизни» 102 . Скорее всего, указание на тридцать два сочинения ошибочно. 1.3 История текста творений

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Podvizhni...

Вот сцена, когда Спаситель усмиряет бурю на Галилейском море. Она описана во всех четырёх Евангелиях, но только у Марка есть такая, например, деталь. У всех сказано, что во время бури Иисус спал. А Марк добавляет: «на корме на возглавии» — то есть даёт нам чисто зрительный образ. И мы сразу представляем себе, как Он спал: «на корме на возглавии». Другой пример. К Иисусу прибегает богатый юноша, чтобы спросить: «Учитель благий! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» В ответ Иисус говорит ему: «Знаешь заповеди…». У Марка есть деталь: «подбежал… пал пред Ним на колени и спросил». Это движение юноши, который падает на колени, сохранило только Евангелие от Марка. Иисусу говорит ученикам, что тот, кто хочет быть первым, должен стать последним. А кто не смирится, как дитя, не внидет в Царство Божие. Этот эпизод есть и у Матфея, и у Марка. У Матфея читаем: «Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них, и сказал…» А у Марка перед словом «сказал» вставлен причастный оборот: «обняв его». Это опять яркая зрительная деталь. Слепой по имени Вартимей кричит: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня». Слепого зовут к Иисусу, и он подбегает, скинув плащ. Эту деталь, это движение — слепой скидывает плащ и остаётся в одном хитоне — сохранило только Евангелие от Марка. Женщина с алавастром, маленьким сосудом с драгоценным благовонным миром, приходит, чтобы пролить это миро то ли на ноги, то ли на главу Иисуса. У Марка запечатлено ещё одно характерное движение: разбив алавастр, женщина возлила миро. Она разбила сосуд, чтобы больше никто ничего не смог в него налить. И эта сцена есть тоже только в Евангелии от Марка. Почти на каждой странице Евангелия от Марка можно найти такие детали, которые, не изменяя содержания в целом, даже не прибавляя к учению Иисуса никаких новых штрихов, дают нам возможность как бы увидеть происходившее, внося в рассказ зрительные, как правило, динамичные детали: сброшенный плащ, разбитый сосуд, упавший на колени юноша. Иногда, как, например, в описании входа Господня в Иерусалим, они просто конкретизируют повествование. Ученики идут к какому-то дому, чтобы отвязать осла. Марк уточняет, что осёл был привязан у ворот снаружи, в переулке. Не внутри двора, не на улице, а именно снаружи и именно в переулке. Этих деталей ни в одном из других Евангелий нет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010