Все это напечатлевая в уме и всегда представляя, чтобы и нам не потерпеть того же, удержим в свежей памяти страх смерти, чтобы избежать наказания за наши грехи и получить вечные блага, которых и да сподобимся все мы благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу и Святому и животворящему Духу слава ныне и присно, и во веки веков. Аминь.  БЕСЕДА 54 1. Для чего евангелист упомянул об основателе города? Для того, что была другая Кесария, именно Стратонова; а Иисус Христос спрашивал учеников не в Стратоновой, а в Филипповой, отведя далеко от иудеев, чтобы они, освободившись от всякого опасения, смело высказали все, что у них было в мыслях. Для чего же Он спросил сначала не об их мнении, а о мнении народа? Для того чтобы они, сказав народное мнение, потом, будучи спрошены: " а вы за кого почитаете Меня " ? — самым порядком вопросов были возведены к высшему разумению, и не стали о Нем так же низко думать, как и народ. По той же причине спрашивает их не в начале проповеди, но когда сотворил много чудес, беседовал с ними о многих и высоких истинах и многократно доказал Свою божественность и единство с Отцом, тогда уже предлагает им этот вопрос. И не говорит: за кого Меня почитают книжники и фарисеи? — хотя они часто приходили к Нему и беседовали; но желает знать непритворное мнение народа: " за кого люди почитают Меня " ? Мнение народа было хотя и гораздо ниже надлежащего, но без всякого лукавства; мнение же книжников и фарисеев внушено было сильной злобой. И показывая, как сильно желает, чтобы исповедовали Его воплощение, говорит: " Сына человеческого " , — разумея под этим и божество, как нередко и в других местах Он делает. Так говорит: " никто не восходил на небо, как только сошедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах " (Иоан. 3:13); и в другом месте: " если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде " (Иоан. 6:62). Потом, когда ученики сказали Ему: " одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков " (Матф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

Глава 6 Зач. 22. Проповедь Иисуса Христа в Назаретской синагоге. Читается во вторник 15-й недели по Пятидесятнице. Событие учения Христова в Назаретской синагоге описано и евангелистом Матфеем ( Мф.13:54–58 ) почти одинаково, как у Марка. Мк.6:1 . Оттуда вышел Он и пришел в Свое отечество; за Ним следовали ученики Его. В отечество Свое, т. е. в город Назарет в Галилее, который был отечеством Иисуса Христа, как место жительства мнимого отца Его Иосифа, с обрученной ему Богоматерью Марией. Назарет, это был небольшой город с бедным населением (чит. еще о Назарете в объясн. 23 ст. 2 гл. Матф.). Из слова оттуда можно заключить, что Иисус Христос прибыл в Назарет из дома Иаира, где воскресил дочь сего начальника синагоги (ст. 38, гл. 5); но из сличения с повествованиями Матфея ( Мф.13 ) и Луки ( Лк.4 ) видно, что тут опущены евангелистом Марком некоторые события, последовавшие за чудом воскрешения Иаировой дочери, уже после которых Господь прибыл в Назарет. Мк.6:2 . Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге; и многие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его? Начат в сонмищи учити (Он начал учить в синагоге) и пр. О синагоге чит. в объясн. 21 ст. 1 гл. И силы таковы (чудеса) руками Его бывают (совершаются)? Руками, т. е. вообще Им, Иисусом Христом – Его действием или словом и в частности возложением, прикосновением рук. Мк.6:3 . Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем. Не сей ли есть тектон (плотник), сын Мариин, по еванг. Матфею, не плотников ли Он сын? Из этих слов видно, что Иисус Христос не только воспитывался в доме плотника, но и Сам был обучен тому же ремеслу, на что указывает и древнее предание, сохранившееся у мученика Иустина, Феодорита и др. (Мих.). Это было одним из видов уничижения Господа ради нашего спасения. О братьях и сестрах Христовых чит. в объясн. 21 ст. 3 гл. Жители Назарета, где жил Иосиф с Богородицей и Богомладенцем, или не знали, или не верили преестественному воплощению и рождению Иисуса Христа и считали Его просто сыном Иосифа и Марии (Мих.). Они не хотели понять, что Господь Иисус Христос есть воплощенный Сын Божий. Посему и блажняхуся (соблазнялись) о Нем. Объясняя эти слова, св. Златоуст пишет: „Неизвинительно блазнение Назаретян об Иисусе Христе, ибо и в прежние времена много примеров имели тому, что у незнатных родителей бывали знаменитые дети. Таковы: Давид, Амос, Михей. Следовательно, и пред Христом должно было благоговеть и прийти в изумление, потому наиболее, что, имея таковых родителей, говорил необыкновенно. Сие ясно показывало в Нем не человеческое обучение, а божественную благодать... Но зависть лукава и часто противоречит сама себе; что было и странно, и чудно, и достаточно к тому, чтобы привлечь их, то самое их соблазнило“.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

И, когда еще говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных.  Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его.  И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его.  Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его " (Матф. 26: 45-50). У других Евангелистов не находим этого названия " друг " , а просто " предающий " . Почему? Сейчас рассмотрим. Александр Жабенко 29 августа 2011г. 13:54 Видите, Иуда был другом Христовым, одним из Двенадцати Апостолов и близких учеников. Но трагедия его в том, что он, будучи другом, совершает предательство --  и даже в тот момент Господь, призывая его к покаянию, называет его другом. Видите -- Иуда -- не враг Христу, а предавший друг... И не раскаянный... А отчаявшийся... В Псалмах об этом написано: " Отдалил Ты от меня друга и ближнего, сотворил меня гнушаемым для них... " -- апостолы -- разбежались, а один стал предателем... Но Господь с любовью относился и к Иуде, предавшему другу. Петр также трижды отрекся, но раскаялся и остался другом Христовым. Иуда же не был врагом, был другом, но предал, а потом не раскаялся и не стал другом Христовым... В этом его личная трагедия. Господь же предвидел о том, что Иуда не раскается, но впадет в отчаяние, поскольку предав, перестал верить Христу, утратил веру в Его милосердие и любовь, а посему отчаялся и погиб... Христос доверил Себя другу, но тот предал Его. И Господь верен, но предавший погиб -- в этом его горе... Александр Жабенко 29 августа 2011г. 14:06 Для нас же это предостережение -- ведь каждый раз (на Литургии свт. Иоанна Златоустого), приступая к Чаше, верные читают молитву, где просят не стать подобными Иуде, но, как разбойник, исповедовать Христа. Видите, Иуда был бы порядочным и благочестивым человеком, апостолом и другом Христа, если бы не имел страсть и грех сребролюбия -- тайную и нераскаянную. Итак, лукавый нашел способ создать ситуацию, в которой Иуда оказался в его власти -- ситуацию выбора, где ничего Иуду от предательства не удерживало, кроме оказанного доверия со стороны Христа (ведь Христос отказался добывать славу, власть, богатство...) и заповедей -- и Иуда, имея страсть нераскаянную, оказался слаб. Будучи свободен быть другом или получить награду (сребренники) -- он выбрал второе -- будучи рабом греха сребролюбия... А согрешив, не верил, что может быть прощен и очищен через верность, подобно Петру -- вот в чем опасность страстей нераскаянных -- они закрывают от человека веру в Божью любовь...

http://bogoslov.ru/article/753318

Итак, опустив в землю родного, или близкого нам, прольем о нем слезы, как о грешнике, но, в то же время, вверим его милосердию Божию, вспомнив, что и этот грешник дорог был для Господа, что и за него принесена умилостивительная жертва на кресте, что и за него пролита на Голгофе бесценная кровь, и скажем с Апостолом: «Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» ( Рим.8:31,32 ) Проливая слезы над прахом близкого нам, припомним некоторые черты из жизни его: Он был грешник, но он веровал в Сына Божия, пролившего кровь Свою для искупления мира, а верующий в Него не будет осужден, и Бог послал в мир Сына Своего именно для того, чтобы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ( Иоан.3:15 ). Был грешник; но сподобился святого таинства крещения, а это таинство – дверь в Царствие Божие. Был грешник; но, может быть, всегда твердо исповедывал имя Христово; может быть, не раз смеялись над ним, когда он, например, молился, издевались, когда посты соблюдал; ложно толковали о нем, когда он святые места посещал по чистому усердию благочестивого сердца, а он не переставал молиться и поститься, как бы не слыша никаких оскорблений, не видя никаких насмешек, – а таким обещана великая награда на небесах ( Лук.6:23 ). Был грешник; но, может быть, в жизни своей не раз удавалось ему прощать ближних своих, а сказано: если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный ( Матф.6:14 ). Был грешник; но, конечно, не раз в жизни со страхом и верою приступал к принятию святых Таин Христовых; а ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную ( Иоан.6:54 ). Был грешник; но, может быть, в последний раз принес искреннее, чистосердечное покаяние во грехах, в последний раз с полною верою и несомненной надеждой приступил к Чаше Господней, в последний раз удостоился принять св. елеопомазание, – таинство, о котором святой Апостол так выразился: «если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак.5:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

К таковому пророк говорит: всядеши на кони твоя, и яждение твое спасение (Аввак. 3:8). И Иову говорится в облаке и вихре: или ты обложил еси коня силою (Иов. 39:19)? Таковы были кони и всадники, множество которых Иоанн видел на небе (Апокал. гл. 6). Итак говорит к Гогу: Я выведу или соберу тебя и все войско или силу твою. Кто выводится и собирается из рассеяния, тот снова привлекается к спасению согласно с тем, что обещается в Законе: аще будет рассеяние твое от края небесе даже до края его, оттуду соберу тебя (Второз. 30:3). Также [соберу] коней и всадников, покрытых бронями, которые подражают всеоружию апостола и хвалятся, что они имеют броню праведности (Ефес. гл. 6). Их чрезвычайно много, и все они берут щит и меч против Церкви; это народы весьма жестокие и враждебные Израилю, персы, ефиопляне и ливийцы, войны которых против народа Божия описываются в Священных Писаниях. Также Гомер и дом Фогорма, приходящие с пределов севера, откуда дует самый холодный ветер, называющийся благоприятным (dexmer), и вся сила Магога и все подчиненные ему народы придут вместе с ним для войны. Иронически говорится ему: приготовляйся и снаряжайся и собери к себе все множество твое, повинующееся твоей власти, и знай, что после многих дней ты будешь посещен согласно с написанным: посещу жезлом беззакония их и ранами неправды их (Псал. 88:33). В последний из годов, говорит, ты придешь. Посему и Иоанн говорит: дети мои, последний час есть (1 Иоанн. 2, 18). И для работы в винограднике в одиннадцатом часу нанимается народ из язычников (Матф. гл. 20), на землю которых, то есть на землю вротких и землю святых, приносящую плоды в сто, в шестьдесят и в тридцать крат, приходит Гог, чтобы завоевать ее; но она была избавлена или отвращена от меча. Ибо она знает написанное: расточи, Господи, языки, хотящия бранем (Псал. 67:31). И осталась она в мире, и была собрана из многих народов и племен, чтобы, презрев заблуждения язычников, прийти на горы Израилевы, то есть к патриархам и пророкам, которые прежде постоянно были оставленными, без закона и заповедей Божиих, но ей впоследствии говорится: многа чада пустые паче, нежели имущия мужа (Исаии 54, 1).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Но это от человека зависит, потеряет он благоговение или нет, просто надо всегда готовиться и следить за собой. Например, Иоанн Кронштадтский причащался каждый день, хотя надо учитывать, что он и жизнь вел соответствующую. Неужели кто-то без частого причащения надеется достигнуть состояния как у Апостола Павла, когда он сказал про себя: «уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал.2:20) а ведь к этому все мы призваны, слова Христа «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Матф.5:48) обращены ко всем верующим. И совершенства можно достигать лишь пребывая во Христе для чего и нужны таинства исповеди и причастия. «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни(Иоан.6:53) Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.» (Иоан.6:56) Советую почитать книгу: «О непрестанном причащении Святых Христовых Таин» Прп. Никодим Святогорец, свт. Макарий Коринфский. Ceльckiй бригадиръ 18 сентября 2010, 12:54 Марине. В древности, действительно, в эпоху гонений практиковалось более частое причащение Св. Дарами. Однако эта практика относится к периоду становления Церкви, характеризующемуся чистотой жизни первых христиан, обильными харизматическими дарами (пророчествами, исцелениями, воскрешениями мертвых и т.п.). Однако после окончания гонений в церковную ограду вошло много людей, жизнь которых не вполне соответствовала евангельским заповедям. Была введена практика раздачи и вкушения антидора в конце литургии, вместо Св. Даров, для неподготовившихся к причастию. Верные не принуждались к причастию при каждом посещении церкви, т. к. не все бывали готовы к причащению. Именно для того, чтобы в соответствии с 9-м Ап. прав. обязать оставаться в храме до окончании божественной литургии и тех, которые по тем или иным причинам не могут причаститься, заведена была раздача антидора, который принимался из рук священника по окончании литургии для вкушения и освящения непричащающихся.

http://pravoslavie.ru/39157.html

Таинство крещения, установленное Самим Господом Иисусом Христом, совершается чрез троекратное погружение в воду с произнесением слов: «Во имя Отца и Сына и Св. Духа». Ибо Сам Господь сказал: «истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие» ( Иоан. 3:5 ). В послании апостола Павла читаем: (коринфские христиане) «омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» ( 1Кор. 6:11 ). О таинстве св. причащения Христос Спаситель говорит: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пьющий Мою кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» ( Иоан. 6:53–54 ). Относительно таинства миропомазания, которое во времена апостольские совершалось чрез возложение рук, в книге Деяний Апостольских говорится, что св. апостолы Петр и Иоанн ложили руки на самарян, которые были уже крещены «и они приняли Духа Святого» ( Деян. 8:17 ). Таинство покаяния также установлено Господом Иисусом Христом ( Матф. 18:18 ; Иоан. 20:22–23 ), как и таинство священства ( Лук. 6:13 ; Деян. 20:28 ), брака ( Мф. 19:5–6 ) и елеосвящения ( Марк. 6:13 ; Иаков. 5:14–15 . Поэтому таинства не обыкновенные обряды, а особые священнодействия, в которых чрез видимую форму, или знаки, душе верующего подается невидимо благодать Божия, и вот именно этим таинства отличаются от обрядов. Православная Церковь исповедует семь таинств. Призывая на вас, православные христиане, благословение Божие, скажу вам: стойте за веру Христову, за Церковь Православную, твердо держите все то, что установил Христос, в том числе и семь таинств, которые будут совершаться в церкви Христовой до самого второго пришествия Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, поистине единородного Сына Божия. Вера Христова, вера апостольская–суть вера Православная, которую кто исповедует, тот принимает и все семь церковных таинств, домостроителями которых являются святые апостолы и их преемники епископы и священники. Аминь. 1. О СВ. КРЕЩЕНИИ. СЕКТАНТ: ПРАВОСЛАВНЫЙ: Крещение, т. е. погружение в воду, есть простой обряд, действие, образное представление душевного возрождения. Само по себе водное крещение не омывает грехов, а оно нужно тем, которые уже омыты от грехов кровью Христа и спасены чрез веру. Апостол Пётр в первом своём послании пишет: «Так инас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Также и кресты, которыми совершают освящение воды, могут быть изготовлены из различных материалов. Кроме того, освящение воды в Таинстве Крещения вообще совершается просто рукой священника. И, тем не менее, эта вода имеет все свойства, которые должна иметь " Святая вода " . Это лишь наиболее наглядный пример действия Благодати Святого Духа в Церкви, хотя освящение воды является далеко не самым важным священнодействием и даже не относится к Таинствам. Таинства Вопрос: Что такое Благодать Святого Духа? Ответ: Благодать Святого Духа - " спасительная сила Божия, Божественная энергия, необходимая человеку для совершенствования в духовно-нравственной жизни " . (Брошюра " Всенощное бдение. Литургия " изд. Московской Патриархии. Москва. 1991 г. стр. 54). Благодать Святого Духа (сокращ. благодать) - это реально существующая Божественная энергия (энергия - деятельная сила греческ.), дарованная Господом Иисусом Христом Своей Церкви почти две тысячи лет назад и доныне пребывающая в сохранившей чистоту Вероучения Святой, Соборной, Апостольской, Православной Церкви. О Благодати Святого Духа следует рассказать подробней, так как это ключевой вопрос в понимании внутренней жизни Церкви, её предназначения. Когда Господь наш Иисус Христос вышел на проповедь Евангелия Царствия Божия, он даровал нам Новую Заповедь - Заповедь Любви. " Заповедь новую даю вам: да любите друг друга! " (Иоан. 13.34) Эти слова были обращены к народу, который уже много веков жил по данному от Бога через пророка Моисея " Ветхому " Закону - закону справедливости: " око - за око, зуб - за зуб " . И вдруг этот народ слышит слова Иисуса: " Вы слышали, что сказано: " Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего " . А Я говорю вам: Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас " . (Матф. 5.43-44) Народу, чтобы поверить в то, что Иисус действительно послан Богом, нужны были подтверждения, и Он дал эти подтверждения. Евангельские повествования изобилуют описаниями неисчислимых чудесных деяний, совершённых Господом Иисусом Христом; исцелений неизлечимых больных, хождения по воде, насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами, воскрешения мёртвых и множества других.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2163...

Тот Самый Христос, Который сказал: сие творите в Мое воспоминание, сказал также: Я с вами во все дни до скончания века ( Мф. 28:20 ). Он заповедал нам поминать Его не как отсутствующего, а как присутствующего, не как умершего, но как воскресшего из мертвых и живущего среди нас. Участвуя в таинстве евхаристии, мы теснейшим образом соединяемся с Господом Иисусом Христом и получаем духовную жизнь. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем ( Ин. 6:58 ); ядущий Меня жив будет Мною (57); если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (53). Но действие евхаристии не ограничивается только душевной областью. Как принимаем мы в себя в таинстве причащения всего нераздельного Христа и по духу, и по телу Его (примите, ядите, сказано, сие есть тело Мое), так и влияние этого таинства простирается и на телесную область. Потому это таинство есть залог воскресения тела и вечной жизни с прославленным телом. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную и Я воскрешу его в последний день (54). Вообще, евхаристия ставится в Свящ. Писании в теснейшую связь с эсхатологическими (последними) судьбами человека (напр.: отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего ( Матф. 26:29 ); она есть пророчество и предобразование того соединения верующих со Христом, которое последует в будущей жизни, по воскресении мертвых. А так как в евхаристии все верующие причащаются от единого хлеба, по слову апостола ( 1Кор. 10:17 ), и таким образом соединяются в едино тело, то евхаристия есть предображение теснейшего соединения верующих в будущей жизни и между собой. Внутренние опыты, переживаемые христианином после участия в таинстве евхаристии, те же, что и после истинной молитвы, только после евхаристии они ощущаются в высшей степени; именно, душевный мир, обновление любви к Богу и ближним и прирост силы на подвиги и борьбу жизни. Евхаристический дар есть божественное зерно, влагаемое в христианина, развивающееся в нем и приносящее соответствующие плоды, если оно не встречает препятствий для своего роста.

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

Христианские правила. Всеведение Божие. Догм. Богосл. § 30. 7 издан. стран. 54. «Вот истина, с одной стороны самая утешительная, с другой весьма страшная, утешительно, то, что Бог знает все наши нужды… Всегда и везде слышит молитвы наши. Но и страшно то, что не утаится от Него и все худое, что бывает у нас в тайне сердца, не обманем мы Его лицемерием. Страшно заставлять чистейшие света очи Господни зреть наши скверны» Святость. 36. Стран. 56. «Святость Божия и нас обязывает уподобляться Богу святостию и чистотою жизни. Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный (Мафт. 5: 48)» Всемогущество. 38. Стран. 57. «Не ослабевай ни в каких обстоятельствах в уповании на Бога. Он может сделать несравненно больше всего, чего мы просим. или о чем помышляем (Ефас. 3:20). Праведнику нечего боятся: если Бог за нас, кто против нас? ( Римл. 8:3 ). Благоговей пред Богом и смиряйся под крепкую руку Его ( 1Петр. 5:6 )». Исламские правила. Всеведущий. Прекрасные имена Божии 19-ое имя. Кто по вечерам будет произносить это имя (Всеведущий): тот легко сохранит свое знание, и не забудет того, что знал. О Святый 4-ое имя. Кто сто раз произнес «О Святый» того сердце будет чисто от печали и черноты. О Мощный! 69-ое имя. Кто всегда будет говорить: О Мощный! тот от Бога получит желаемое. А если, делая омовение, при умывании каждого члена, будет произносить: о мощный! тот возьмет верх над своим врагом. Премудрость. 36. Стран. 58. » руках Господних жребий твой: будь же уверен, что Господь все ведет к лучшему, и ведет самым лучшим образом; никогда не ропщи и не предавайся нетерпеливости. Если у кого из вас не достает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков ( Иак. 1:5 ). Страх Господень есть мудрость, и удаление от зла есть ведение. ( Иов. 28:28 )». Благость. 40. Стран. 58. «Должно так же часто благодарить Бога, как часто мы дышем. Неблагодарность к Богу есть весьма тяжкий грех . Будь и ты благ ко всем, даже ко врагам, как Бог благ даже к неблагодарным и злым ( Матф. 5:44. 45 ). В грехах не отчаивайся: молись, кайся, отпущай, и получишь прощение».

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010