На вопрос же приближенных к нему: как он, приемля сам поклонение, поклонился иудейскому священнику, Александр ответствовал, что он поклонился Богу священника, видимому в его образе, и прибавил, что еще в Македонии в сем точно виде явился ему во сне муж, который обещал ему победу над персами. Как благоразумно судит сей язычник в сравнении с мнимыми нашими христианами! Не усумнился поклониться образу потому, что видел в нем Бога невидимого, образуемого им. Видел того, который предрек ему победу и даровал оную. А иконоборцы и молоканы ничего не умеют видеть в образе Божием, кроме гнусного идола! Чем изъяснить это странное и вместе жалкое явление в людях, непрестанно читающих Писание и непостигающих животворной силы его? – Ничем более, как только или намеренным ожесточением или явным ослеплением Божиим, подобным тому, какое послано было некогда от Господа на ожесточенных иудеев, так что они видя не видели, и слыша не слышали, и сердцем своим не уразумели. Видели чудотворные дела Иисуса Христа, обличающие в Нем Божественную природу, и называли Его сообщником веельзевула, князя бесовского. Знали Его непорочность и праведность, и не стыдились назвать Его ядцею, винопийцею и другом мытарей и грешников. Видели затмение солнца, распадение гор, отверзение гробов и востание умерших, ради Его совершившееся и один только языческий сотник восклицает при сем поразительном зрелище: воистинну Божий Сын бе Сей ( Матф. 27:54 ), а сыны верного Израиля чествуют Его именем льстеца и обманщика: помянухом, говорят они, яко льстец он, еще жив сый, рече ( Матф. 27:63 ), и спешат дать сребренники воинам, да глаголют, яко спящим нам нощию ученицы Его украдоша ( Матф. 28:13 ). О, сердце, сердце человека жестокое и окамененное! Справедливо Пророк называет его наковальнею, о которую сколько ни ударяют молоты, но не сокрушают ее. Но доколе, Господи, доколе? Еда и сему новому Израилеви отчасти ослепление бысть ( Рим. 11:25 )? Да не будет, да не будет. Аще же бысть уже, сотвори Твоею всемогущею силою и благодатию, да поне останок Израиля спасется ( Рим. 9:27 ). Аминь. Читать далее Источник: Собрание слов, бесед и речей Синодального Члена Высокопреосвященнейшего Арсения, митрополита Киевского и Галицкого. Часть I. — СПб.: В типографии духовного журнала «Странник», 1874. — 639+III с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

И язык мой прильне гортани моему Это слово исполнилось, когда лжесвидетели говорили против Иисуса, а Он ничего не отвечал, но стоял молча; или исполнилось тогда, когда возжаждал на кресте и никто не нашелся, кто бы утолил жажду водою. 59 И в персть смерти свел мя еси Прах смертный есть гроб, потому что в нем превращаются в прах тела умерших; итак в сей то гроб Ты низвел Меня, желавшего сего для спасения людей. Пс.21:17 .  Яко обыдоша мя пси мнози Выше иудеев назвал волами, потому что они, по Феодориту, находились под игом закона, как волы, или быки, хотя они и нарушали закон. Собаками ЗДЕСЬ называют воинов из язычников римских, как нечистых по закону и бесстыдных, как собаки. Так и Христос называл Хананеанку как язычницу: не хорошо отнять хлеб у детей и бросить псам ( Матф.15:26 .) 60 Сонм лукавых одержаша (обступил) мя. Толпа завистливых иудеев схватила Меня. Ископаша (пронзили) руце мои, и нозе мои. Гвоздями пробили руки и ноги мои. Пс.21:18 .  Исчетоша вся кости моя Пересчитали, говорит, почти все кости мои. Ибо повесили Меня на кресте нагим и натянули столь крепко все члены тела моего, что видны были и самые составы и связи костей моих; а посему кто хотел мог пересчитать их, изъясняет Феодорит. Тии же смотриша Они, говорит, вникали, когда Я висел на кресте и хотели увидеть, Сын ли Я Божий; ибо говорили: если Ты Сын Божий, сойди с Креста ( Матф.27:40 ). И презреша мя (взирали на мя). (3) Когда, говорит, иудеи наблюдали и надзирали за Мною, тогда узнали, что Я Сын Божии, видя, что вся тварь сострадала мне, ХОТЯ ОНИ остались, по прежнему, жестокосердыми и неверными, как говорит Евангелиста Матфей: «сотник же и с ним сторожившие Иисуса, увидев землетрясение и все бывшее, убоялись весьма, и говорили: во истину Он Божий Сын был» ( Матф. 27:54 ). Можно понимать еще и так: они наблюдали, не снимут ли Меня с креста ученики мои, и потому присматривали за Мною, иначе стерегли Меня посредством военной стражи. (3) Феодорит говорит: Что взирали на меня, значит насмехались и хохотали.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

   56) Но им, слыша «Аз и Отец едино есма», надлежало видеть единое Божество и свойственное Отчей сущности, а слыша: «плакал» и подобное тому, именовать сие свойственным телу, тем паче, что в том и другом имеют основательный повод признавать одно написанным о Нем как о Боге, а другое сказанным по причине человеческого Его тела. В Бесплотном не было бы свойственного телу, если бы не приял на Себя тленного и смертного тела. Ибо смертною была святая Мария, от которой было тело. А потому, когда был Он в теле страждущем, способном плакать и утомляться, тогда необходимо стало, чтобы Ему вместе с телом приписывалось и то, что собственно принадлежит плоти. Итак, если Он плакал и возмущался, то и плакало и возмущалось не Слово как Слово, но это свойственно было плоти; если и молился, «да мимоидет чаша», то не Божество страшилось, но и эта немощь свойственна была человечеству. И слова «вскую Мя еси оставил?», по сказанному выше, Ему же опять, хотя нимало не страждущему (потому что Слово было бесстрастно), приписали однако же Евангелисты. Ибо Господь соделался человеком; и это совершается и говорится Им как человеком, чтобы Ему Самому, облегчив и эти страдания плоти, соделать плоть свободною от них. Посему не может быть и оставлен Отцом Господь, всегда сущий во Отце, как и прежде нежели изрек это, так и по произнесении этих слов. Но непозволительно опять сказать, будто бы убоялся Господь, Которого убоявшись, «вратницы... адовы» дали свободу содержимым в аду, «и гробы отверзошася: и многа телеса... святых восташа... и явишася своим» (Матф. 27:52, 53). Итак, да умолкнет всякий еретик и да устрашится говорить, будто бы имел боязнь Господь, от Кого бежит смерть, как змий, пред Кем трепещут демоны, Кого страшится море, для Кого разверзаются небеса и все силы колеблются. Ибо вот, когда говорит Он: «вскую Мя еси оставил», Отец показывает, что как всегда, так и в это время был Он в Нем. потому что земля, зная вещающего Владыку, немедленно потряслась, завеса раздралась, солнце сокрылось, камни расселись, гробы, как сказано выше, отверзлись, и бывшие в них мертвецы восстали, и, что всего удивительнее, предстоящие, которые прежде отреклись от Него, когда увидели это, исповедуют, что «воистину Божий Сын есть Сей» (Матф. 27:54).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2577...

104). Евангелие 74, л. 16, 72 и 125; лаврентиевское Евангелие, л. 16 об.; гелатское Евангелие, л. 33 об., 103 об. и 172; Евангелие нац. библ. 54, л. 32 об. и 125 об.; Евангелие нац. библ. suppl. 27, л. 67 об. и 68 (демоны имеют форму черных купидончиков); афоноиверское Евангелие 5, л. 35 и 156); коптское Евангелие, л. 22; ахенское Евангелие 1541 ; кодекс Эгберта 1542 . Греческий иконописный подлинник в общем согласуется с памятниками 1543 . Исцеление тещи Симоновой ( Мф. 8:14–17 ; Мк. 1:29–34 ; Лк. 4:38–39 ). На одре лежит больная; к ней приближается Иисус Христос в сопровождении апостолов и берет ее за руки. Кодекс Григория Богослова 510, л. 170 1544 . Евангелие 74, л. 15 (налево Иисус Христос с тремя апостолами возлежат за столом, а исцеленная служит им), л. 66 (Id.), 114 об. Евангелие лаврентиевское, 15 об. и 64 об.; гелатское Евангелие, л. 32 и 158; Евангелие нац. библ. 54, л. 114 об.; Евангелие нац. библ. 115, л. 44; Евангелие нац. библ. suppl. gr. 914, л. 98 об.; Евангелие императорской публ. библ. 105, л. 23. Сходно исцеление дочери сирофиникиянки ( Мф. 15:21–28 ; Мк. 7:24–30 ): Евангелие нац. библ. 74, л. 79; елисаветградское Евангелие, зач. 30; гелатское Евангелие, л. 112; лаврентиевское Евангелие, л. 77; греческий подлинник 1545 , кодекс Эгберта 1546 . Исцеление прокаженных ( Мк. 1:40–45 ; Лк. 5:12–14 ; Мф. 8:2–4 ; Лк. 17:12–19 ). Иисус Христос со свитком, в сопровождении апостолов; перед Ним стоит прокаженный, покрытый струпьями с перевязкой по чреслам; за ним народ; иногда палаты. Иногда художники брали другой момент и изображали прокаженного перед священником или у ног Иисуса Христа после исцеления. Кодекс Григория Богослова 510, л. 170 и 215 об. Евангелие 74, л. 14, 16, 115 об. и 146 об. Елисаветградское Евангелие, зач. 24 Матф.; Лук. зач. 18 и 85. Гелатское Евангелие, л. 31, 95 об., 160 и 199. Лаврентиевское Евангелие, л. 14 об., 112 и 145 об. Евангелие нац. библ. suppl. 27, л. 74 об. Евангелие нац. библ. 54, л. 115 об. Евангелие императорской публ. библ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

   Явившись на землю, Господь — Иисус Христос обнаружил в Своей жизни и в своем Лице достаточно таких черт, которые ясно и несомненно говорят о Божественном его достоинстве. Начнем рассмотрение этих черт с событий внешней Его жизни.    Если Христос не Бог, а только человек, то как Архангел Гавриил в благовестии Пресвятой Деве Марии именует его Господом, «Сыном Божиим»? (Лк. 1:35). Если не Бог, то кого славят ангелы? кому поклоняются пастыри и волхвы? о ком возвещает звезда? Если не Бог, то как Он, будучи 12 лет, Своею мудростью приводит в смущение опытных и поседевших в мудрости учителей израилевых? Если не Бог, то о Ком говорит Бог Отец при крещении Иисуса: «Сей есть Сын Мой возлюбленный» (Матф. 3:17) и на кого сходит Дух Божий? кому служат ангелы в пустыне? кто превращает воду в вино? кто насыщает пятью хлебами и двумя рыбами целые тысячи людей? кто повелевает ветрам и морю? кто исцеляет больных, очищает прокаженных, воскрешает умерших? кто прощает грехи, дает воду живую, исцеляет сокрушенных сердцем, проповедует пленным отпущение? Если не Бог, то почему при кресте солнце затмевается, земля колеблется, завеса раздирается, гробы отверзаются? Если Христос не Бог, то как Он сокрушает узы собственной смерти, является по воскресении ученикам Своим и чрез 40 дней возносится на небо? «Воистину Он (Христос) был Сын Божий» (Матф. 27:54).    В истинности такого заключения мы еще больше убедимся, если от внешней жизни обратимся к внутренней, к рассмотрению собственно Его Личности.    Прежде всего при взгляде на Личность Христа Спасителя нас поражает Его безгрешность. Он вполне свободен от греха. Высоко, — несоизмеримо высоко, — стоит Он над грехами и страстями людскими. На Нем не лежит ни одного пятна, ни малейшей тени. Никогда никому не сделал он неправды, ни одному человеку не причинил вреда, не сказал ни одного дурного слова, не совершил ни одного худого поступка. Один Он сохранил ничем незапятнанную чистоту мыслей, чувств и действий.    Правда, бывает иногда, что и на известных людей мы с восторгом взираем, как на образцы нравственного совершенства; но чем внимательнее и ближе мы их изучаем, чем более строгие нравственные требования к ним предъявляем тем скорее замечаем, что эти великие и благородные образцы, которые сначала нас так очаровывали и увлекали, оказываются и сами не без недостатков и грехов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4001...

Страх Божий есть истинное училище смирения, которое привлекает Божию благодать. Воистину нет ничего тверже и крепчае того, кто имеет страх Божий. Вельможа, и судия и сильный славни будут: но несть от них ни един вящший боящагося Господа, говорит премудрый сын Сираха ( Сир. 10:27 ). II) Знаки страха Божия суть. Имеющий страх Божий бережется всяких грехов – явных и тайных, пред людьми и без людей; он не смотрит чужих грехов, но в свою совесть проникает и ее испытывает и очищает; он охотно слушает Божие слово, и всякое душеполезное наставление и обличение; от чести, богатства и утех мира сего уклоняется, потому что они отворяют двери ко греху; все чувства – зрение, слух ограждает. III) О страхе Божием святитель Тихон из св. Златоуста вот что говорит. «Ничто не может сравниться с имущим в себе страх Божий (Бесед. 3 на Фил). Чрез все житие должно иметь страх (Бесед. 54 на Матф.). Страх приводит и возбуждает на покаяние (Бесед. 11 на Матф.). Аще бы не было страха, все бы погибло (Бесед. 60 на Иоан.). Он имел обычай неотложно в известный час дня молиться о страхе Божием – так: Господи, всели в мя корень благих и страх Твой – в сердце мое! IV) (§181. Кн. 6). Вопр. От чего страх Божий рождается и усиливается? Отв. При помощи Божией, 1) от размышления о страшных Его судьбах, которыя явились на грешниках, как-то: на Каине, ( Быт. 4 ), на погибших от потопа ( Быт. 9:7 ), на содомлянах, огнем и жупелом сгоревших ( Быт. 19 ), на Фараоне, с воинством своим в море погрязшем ( Исх. 14 ), на Дафане и Авироне, землею пожертых ( Числ. 16 ), на Авессаломе, между небом и землею повисшем ( 2Цар. 18 ) и на прочих многих. Но тот же Бог, Который прежде за грехи казнил, и ныне посылает казни на беззаконных. Слышим ужасныя трясения земли и грады, в одном гробе с жителями погребаемые; слышим и видим плачевныя государств сражения, ужасныя кровопролития; видим и слышим ужасные пожары, от которых веси, села и грады погибают. Все сие показует, что есть Бог, Который ненавидит беззакония и наказует беззаконников. А временныя наказания свидетельствуют, что будут и вечныя – неисправным и ожесточенным грешникам: будет геена, червь неусыпающий, скрежет зубный, тьма кромешная. 2) Страх Божий рождается от представления Божиих свойств, наипаче – вездесущия и всеведения Божия. Вездесущие Божие показует тебе, что Бог везде – с тобою, и над тобою и пред тобою: о Нем бо живем, движимся и есмы ( Деян. 17:28 ). Ходишь ли, почиваешь ли, говоришь ли, молчишь ли, один ли ты, или с кем беседуешь? Бог – с тобою. Делаешь ли? Видит Бог дело твое. Говоришь ли? Слышит Бог слово твое. Мыслишь ли? Проницает Бог помышление твое.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Смысл этого упрека тот, что усердие Марфы направлено на скоропреходящую суету, без которой можно обойтись, а Мария избрала то, что единственно нужно для человека — внимание Божественному учению Христову и последование ему. То, что Мария приобретает, слушая Господа, никогда не отымется от нее. Этот евангельский отрывок всегда читается на Литургии почти во все дни Богородичных праздников, так как образ этой Марии является как бы символом Пресвятой Девы Марии, также избравшей «благую часть.» К этому отрывку присоединяются еще стихи 11:27-28, где прямо прославляется Матерь Божия и вновь ублажаются «слышащие слово Божие и хранящие его.» Притча о неотступной просьбе (Луки 11:5-8). Подобно св. Еванг. Матфею, и св. Еванг. Лука в 11:1-4 излагает текст молитвы Господней, начинающейся словами «Отче наш,» а затем с ст. 5 — приточное учение Господа о неотступности в молитве. По неизъяснимым целям Своим, Бог не всегда сразу подает просимое, хотя бы это и было сообразно с волей Его. Рассказом о друге, просящем хлеба и получающем его в результате своей настойчивости, Господь желает внушить необходимость постоянства в молитве. Обличение книжников и фарисеев (Матф. 23:1-39 и Луки 11:37-54). Две очень сходные по содержанию и по выражениям обличительные речи книжникам и фарисеям приводят два Евангелиста Матфей и Лука, но с той разницей, что обличение, приводимое св. Лукою, было произнесено Господом на обеде у некоего фарисея, пригласившего Его к себе, по поводу омовения рук, а обличительная речь, излагаемая Матфеем, произнесена Господом в Иерусалимском храме, незадолго до Его крестных страданий. Надо полагать, что Господь неоднократно произносил подобные обличения в сходных выражениях. Весьма вероятно, что св. Лука, не передающий грозной речи Господа, помещенной у св. Матфея, заимствовал из нее некоторые изречения, вложив их в уста Господа, при обличении Им фарисеев, за обедом, о котором он один повествует. В обеих речах фарисеи обличаются за то, что слишком много заботятся о «внешней» чистоте, пренебрегая чистотой «внутренней,» очищением своей души от греховных страстей и пороков.

http://sedmitza.ru/lib/text/430493/

Хотите ли видеть истинную веротерпимость в лицах? Это есть Иисус Христос в кроткой и назидательной беседе с самарянкою, которую вы ныне слышали, хотя она и сделала ему колкий упрек за предрассудок иудейский: не прикасаются жидове к самарянам, и в беседе Его с учениками Своими о самарянах, нехотевших принять Его, грядущего к ним, на которых первые хотели, было, низвести огнь небесный ( Лук. 9:54 ). Это есть добрый самарянин в человеколюбивом поступке его с иудеянином, впадшим в разбойники. Это суть Апостолы, и верным и неверным равно и всеми способами благодеявшие, не распри и раздоры, не ожесточение и ненависть первым против последних внушавшие, но кротость и терпение, любовь и благожелание, не бунты и измены, не хитрости и козни, не клеветы и злословия против языческих властей, непрестанно и всюду их гнавших и преследовавших, озлоблявших и умерщвлявших, заповедавшие, но покорность и повиновение не точию за страх, но и за совесть. Но все сии качества не воспрепятствовали однакоже Иисусу Христу неоднократно и жестоко порицать и поносить иудеев за ожесточение и неверие их, – изгнать из храма нарушителей святости храма бичем, от вервий силетенным; а Апостолам – благовременне и безвременне вразумлять и наставлять уклоняющихся от преданные истины, обличать и запрещать и даже отсекать мечом слова Божия непослушных и нераскаянных от сообщества верных, даже до запрещения вкушать с ними пищу и, при случайных встречах, говорить им обычное приветствие ( 1Кор. 5:11 ; 2Иоан. 1:10 ). Хотите ли с другой стороны видеть олицетворенными и ханжество и фанатизм? – Это суть современные Иисусу Христу книжники и фарисеи лицемеры, весь образ благочестия имущии, силы же его отвергшиися ( 2Тим. 3:5 ), или, по выражению Христову, гробы повапленные, иже внеуду убо являются красны, внутрьуду же полны суть костей мертвых и всякия нечистоты ( Матф. 23:27 ), представляющие себя ревнителями закона, но закон и превратными своими толкованиями, и беззаконными поступками искажающие и оскверняющие, но тем не менее готовые всех с ними разномыслящих – огнем и мечом стереть с лица земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

1:17), то правильно взирающий на тварь по необходимости усматривает создавшее ее Слово, а чрез Слово начинает уразумевать и Отца. Если же, по сказанному Спасителем, никто же знает Отца, токмо Сын, и если кому Сын откроет (Матф. 11:27), и на вопрос Филиппа: «покажи нам Отца» , не сказал Господь: смотри на тварь, но: «видевый Мене, виде Отца» (Иоан. 14:8, 9), то справедливо Павел обвиняет язычников, что, рассматривая стройность и порядок в твари, не домышляются о Зиждителе твари — Слове, потому что твари возвещают своего Зиждителя, чтобы через них уразумели истинного Бога и прекратили служение тварям. Апостол, давая разуметь о Сыне, сказал: «и присносущная сила Его и Божество» (Рим. 1:20). Святые же, говоря: «Сый прежде век» (Псал. 54:20), «Имже и веки сотвори» (Евр. 1:2), тем не менее, благовествуют опять о всегдашнем бытии и о вечности Сына, чем и означают, что Он Бог. Исаия говорит: «Бог вечный... устроивый концы земли» (Ис. 40:28). Сусанна сказала: «Боже вечный» (Дан. 13:42). Варух написал: «возопию к Вечному во дни моя» (Вар. 4:20), и несколько ниже: «аз бо надеяхся на Вечнаго о спасении вашем, и прииде ми радость от Святаго» (Вар. 4:22). Поелику же и пиша к евреям, апостол говорит «Иже сый сияние славы и образ ипостаси Его» (Евр. 1:3), и Давид в восемьдесят девятом псалме воспевает: «и буди светлость Господа... на нас» (Псал. 89:17), и «во свете Твоем узрим свет» (Псал. 35:10), то будет ли кто столь неразумен, чтобы сомневаться в вечном бытии Сына? Ибо когда видел кто свет без светлости сияния, чтобы мог и о Сыне сказать: было, когда Его не было, или не был, пока не рожден? А сказанное Сыну в 144-м псалме «царство Твое царство всех веков» (Псал. 144:13), не позволяет никому представлять даже самомалейшей продолжительности, в которую бы не было Слова. Ибо если всякая продолжительность измеряется веками, а Слово есть Царь и Творец всех веков, то поелику нет и самомалейшей продолжительности прежде Слова, необходимо назвать это безумием, когда говорят: было, когда не было Вечного, и Сын из не сущего.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2576...

   14. гл. 6: «Сегодня повешен на древе Тот, Кто на водах утвердил землю; на Царя Ангелов надевается терновый венец, в одежду поругания облекается Покрывающий небо облаками; принимает удары Очистивший в Иордане Адама от греха; гвоздями пригвождается Жених Церкви; копьем пронзается Сын Девы. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе. Удостой нас увидеть и славное Твое воскресение».     Седален, гл. 4: «Ты искупил нас от законного проклятия драгоценною Твоею Кровию. Пригвожденный ко кресту и копьем пронзенный, Ты источил бессмертие людям, Спаситель наш, слава Тебе».     6 Евангелие Мк. 15:16-32.    «В Царстве Твоем вспомни нас, Господи, когда придешь в Царство Твое».    «Блаженны нищие…» (см. изобразительные).    «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся».    Гл. 4: «Из-за дерева Адам был выселен из рая, и через древо креста разбойник вселился в рай; первый, вкусив запрещенного плода, нарушил заповедь своего Творца; второй, с Тобою распинаемый, Богом исповедал Тебя, хотя Ты ему не открывался. Вспомни и нас, Спаситель, в Царстве Твоем…».    «Радуйтесь к веселитесь, ибо велика награда ваша на небесах».    «Рукописание грехов на кресте разорвал Ты, Господи, и причисленный к мертвым, связал тамошнего властителя и всех избавил от оков ада Своим Воскресением, которым мы просветились, Человеколюбивый Господи, и восклицаем Тебе: вспомни и нас, Спаситель, в Царстве Твоем».     Прокимен, гл. 4: «Делят ризы Мои между собою и об одежде Моей бросают жребий».     Стих: «Боже мой, Боже мой, внемли Мне: для чего Ты оставил Меня?» (Пс. 21:19, 2).     7 Евангелие: Матф. 27:33-54.     8 Евангелие: Лк. 23:32-49.     Трипеснец гл. 6. (Св. Косымы Маюмского).     Песнь 5. Ирмос: «Утро посвящаю Тебе, Слово Божие, без изменения уничижившему Себя, по милосердию к падшему человеку, и кротко снисшедшему до страданий; мир даруй мне, падшему, Человеколюбец».     Тропари:    1. «Ныне, омывши ноги и благовременно очистившись причащением Божественного таинства, служители Твои, Христе, взошли с Тобою с Сиона на великую гору Елеонскую, воспевая Тебя, Человеколюбец».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010