«Минувшей субботе, Мария Магдалина и Мария Ияковля и Соломия купиша ароматы» (Мк. 16:1). Кто такие жены были Мироносицы? Св. Марк, между блаженными Мироносицами, указывает прежде всего Марию Магдалину, т. е. урожденную, из галилейского городка Магдалы, ту самую, «из которой , — по его же повествованию, Иисус — изгнал седмь бесов» (Мк. 16:9). Итак Мария Магдалина удостоилась особенной благодати от Господа; но она же, по известию евангельскому, платила за благодеяние особенною любовию Господу. Мария Ияковля, вторая мироносица, была, по словам евангелиста, мать Иакова и Иосии, или по выражению св. Марка была материю «Иакова малаго и Иосии» (Мк. 15:40). Она вместе с Мариею Магдалиною следовала за Спасителем до самого гроба (Матф. 27:56). В повествовании об этом подвиге ее у св. Иоанна называется она Мариею Клеоповою, сестрою матери Иисусовой, — Клеоповою по супругу, который иначе назывался Алфеем. Иаков малый, сын ее, один из 12 апостолов, называется Иаковом Алфеевым (Матф. 10:3; Мк. 3:18). Саломия, указываемая св. Марком между мироносицами, в повествовании евангелистов оказывается материю сынов Зеведеевых, апостолов Иоанна и Иакова (Матф. 10:2), знаменитых сынов громовых. По словам св. Марка (Мк.15:40) на распятого Спасителя смотрела вместе с Мариею Магдалиною Саломия, а по словам св. Матфея (Матф. 27:56), то «был а... мать сынов Зеведеевых» . Кроме Марии Магдалины и Марии Ияковлевой св. Лука указывает между мироносицами Иоанну и еще других, не называемых по имени. «Бяше же , — говорит он, — Магдалина Мария, и Иоанна и Мария Ияковля и прочия с ними» (Лук. 24:10). Кто была эта Иоанна? Св. Лука пишет что за Спасителем, обходившим города с проповедию и чудесами, следовали не только апостолы, но «и жены некия, яже бяху исцелены от духов злых и недуг: Мария, нарицаемая Магдалина, из нея же бесов седмь изыде, и Иоанна, жена Хузаня приставника Иродова и Сусанна и ины многи, яже служаху Ему от имений своих» (Лук. 8:1—3). Итак «Иоанна ... была... жена Хузы; домоправителя Иродова» (Лук. 8:3), человека богатого и почетного и она же была из числа жен, исцеленных Господом; она также, как Магдалина, сопутствовала Спасителю во время проповеди Его и будучи столько же признательною, сколько и богатою, охотно употребляла свое имущество на служение Господу. По словам св. Луки не можем сомневаться, что Сусанна, бывшая в числе последовательниц Господа, была и в числе мироносиц, тем более, что, по словам св. Марка (Мк.15:40—41), жены, ходившие за Иисусом в Галилеи и служившие Ему, т. е. те самые о которых говорит св. Лука, были в Иерусалиме во время распятия Спасителя и с скорбию любви смотрели на распятого Благодетеля и учителя своего. Затем между прочими мироносицами с полною вероятностию можем поставить Марию и Марфу, сестер Лазаревых, столько любивших Господа. Итак, вот мироносицы, указываемые евангелистами: Мария Магдалина, Мария Ияковля, Саломия, Иоанна, Сусанна, Мария и Марфа сестры Лазаревы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2966...

Слово на Плач Пресвятыя Богородицы, когда Она объяла, приняв со Креста, Честное Тело Господа нашего Иисуса Христа Источник Скачать epub pdf Это – то, сладчайший Иисусе, что образно представили тогда волхвы, пришедшие из Персии в Вифлеем, принесли свои дары: не только золото, как Царю, и ливан – как Богу, но и смирну – как смертному, родившемуся тогда Тебе ( Матф. 2, 11 ) 1 . Это – то оружие, которое имело пронзить Мое сердце, как предсказал Симеон ( Лук. 2, 35 ). Это – тот огонь, который Ты пришел низвести на землю, как это Ты Сам предсказал ( Лук. 12, 49 ). Потому что более жгуче, чем огонь, для любящаго сердца Матери смерть единороднаго Сына Ея. В малом, чтобы не оказаться противоположными, даже Мне представляются слова Благовещения Гавриила ( Лук. 1, 28–55 ). Потому что не только сейчас Господа нет со Мною, как Он Мне возвестил ( Лук. 1, 28 ), но Ты, будучи бездыханным и среди мертвых, озаряеши внутренния сокровищницы ада, а Я, между тем, вдыхаю воздух и пребываю среди живущих. И, однако, Я не понимаю: за какую вину Ты был убиен? Потому что добродетель Твоя, как говорит Аввакум, покрыла небеса ( Авв. 3, 3 ); а ныне Ты лежишь не имея образа, Ты – Который прекраснее, паче (всех) сынов человеческих ( Пс. 44, 3 ), и не имея славы, будешь предан земле, Ты – славу Котораго возвещают небеса ( Пс. 18, 2 ). И гробница, вырубленная в камне принимает Тебя, которую, как отсеченную без участия человеческих рук гору видел Даниил ( Дан. 2, 34–35 ). Безстрастным явилось здесь Рождество Твое, как и в Купине Божественное Твое соединение с людьми ( Исх. 3, 2–4 ), и на Иосифе (Прекрасном) был как образ представлен злой умысел Иудеев в отношении Тебя ( Быт. 37, 11–28 ), как и подобие смерти – в Исааке ( Быт. 22, 1–18 ). Итак, остается (неисполненной еще) тайна Твоего Воскресения, предъявленная в Ионе ( Матф. 12, 39–40 ; Лук. 11, 29–30 ). Увы, в камень Ты полагаешься как мертвый, Воздвизающий чада Аврааму из камней ( Матф. 3, 9 ; Лук. 3, 8 ). Потому что если бы этого не было, то тогда когда, по причине Твоей спасительной Страсти, камни разсеклись 27, 51), многие не уверовали бы имени Твоему.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Metafra...

Слово в неделю Мясопустную Святая церковь посвящает настоящую неделю воспоминанию последнего суда Божия. Заботливая о нашем спасении, она желает пробудить в нас раскаяние в грехах наших и подкрепить слабое усердие наше к подвигам спасительным. Последуем ее голосу. Выслушаем слова Божии о суде великом, о суде страшном. Подвигнем сердце наше к сокрушению. О, как велик сей день — день греха и отмщения Божия! Пусть не обольщают себя мечтами, пусть не питают в душе греха своевольными помышлениями о несбыточности грозного будущего. На пагубу себе говорит своеволие: «где есть обетование пришествия Его?» Неверно слово человеческое, но верно слово Божие: придет день страшного явления Христова, день откровения суда Божия, день великий, день последний, после которого не будет дней (Рим. 2:5; Мф. 13:40, 49). Пусть не спешат грешить, а поспешат каяться. Жизнь — поле, где растет пшеница, растут и плевелы. Не вырывают плевелов по осторожному снисхождению. Придет время жатвы, тогда не пощадят плевелов (Мф. 13:39—40). Не медлит Господь исполнением обещания: Он только терпит и ждет, не придут ли люди в себя, не одумаются ли, не решатся ли оплакать грехов своих горькими слезами раскаяния? Будет суд. Бог сказал о том. Небо и земля пройдут мимо. Не прейдет слово Божие. Пророки Божии возвещали о суде всеобщем (Ис. 34:1—6, 66:16—21; Иоил. 3:7—17; Дан. 7:9—10; Мал. 3:14—18). Псалмы поют о суде вселенной: «Той судити имать вселенней в правду» (Псал. 9:9, 93:23). Апостолы проповедывали: «всем... явитися нам подобает пред судищем Христовым» (2 Кор. 5:10). Сам Сын Божий, столько полный любви и милости к нам, повторял много раз: «приити... имать Сын Человеческий во славе Отца своего со ангелы своими, и тогда воздаст комуждо по деянием его» (Мф. 16:27). Страшен будет сей день для всех, страшен особенно для отвергших Христа или неисполнивших верности своей Ему. Кто будет судиею на том суде? Господь наш Иисус Христос — Он, Который пролил за нас кровь Свою, вытерпел столько мук за грехи наши, чтобы мы более не жили для греха, — Он, которому обязались служить мы от купели до гроба. О, как страшно будет предстать пред Него нам, столько неблагодарным к Нему! Каково бы то ни было явление Его, оно уже само по себе будет грозно обличать безчувствие христиан. «Тогда явится знамение Сына Человеческаго на небеси: и тогда восплачутся вся колена земная» (Матф. 24:30). «Воззрят нань, Егоже прободоша» (Иоан. 19:37; Зах. 12:10).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2977...

Скачать epub pdf Введение Христианская традиция, принятая за норму в византийском обществе, отмечена внутренним напряжением в истолковании человеческой сексуальности, семьи и брака. С одной стороны, она – наследник Ветхого Завета, который видит в потомстве человека продолжение его существования. Предки Христа упомянуты в генеалогиях Матфея и Луки, и прославленные пары еврейских патриархов перечислены в молитвах византийского чина брачного венчания. С другой стороны, в Новом Завете, выживание через потомство перестало быть самоцелью, как это было в иудаизме. Бездетная женщина больше не проклята, и еврейский закон левирата, который требовал, чтобы мужчина женился на бездетной вдове умершего брата, чтобы «восстановить семя брата», стал бессмысленным. В беседе с саддукеями об учении о воскресении, Иисус утверждает, что в воскресении «не женятся, не выходят замуж» ( Матф. 22:23–32 ; Марк 12:18–27 ; Лука 20:27–40). Это принуждает апостола Павла отговаривать его корреспондентов жениться и заводить семьи: «Время коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие» ( 1Кор. 7:29 ). Не поняв этого эсхатологического измерения христианства, невозможно понять каноническое законодательство и литургическую традицию, принятую Византийской православной церковью. Все византийские христиане могли выбирать между холостым аскетизмом и женатой жизнью, но в любом случае они были призваны к ожиданию в их жизни эсхатологического Царствия Божия. По крайней мере, так Церковь интерпретировала идеал, к которому каждый христианин должен стремиться. Аскетический идеал безбрачия был принят большинством христианских святых, которые предлагались обществу как образ совершенства и как поразительный контраст сексуальной распущенности, доминирующей в языческом обществе поздней античности. По замечанию Питера Брауна, «идеал девственности, практиковавшейся в равной мере мужчинами и женщинами, обладал моральным и культурным превосходством в христианской церкви.» 1 Аскетическая тенденция, которая существовала в христианстве с новозаветных времен, была усилена «энкратитскими» или «мессалианскими» течениями, возникшими из манихейства и особенно влиятельными в Сирии. Два великих сирийских автора четвертого столетия, Афрахат и св. Ефрем, считали сексуальное воздержание нормой после крещения даже для супружеских пар. 2 Манихейские сообщества существовали и на Западе, а св. Августин считал сексуальный инстинкт (concupiscentia) следствием первородного греха, рассматривая безбрачие намного более желательным состоянием, чем брак.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Послание к Максиму философу Возлюбленному и истинно желанному сыну философу Максиму Афанасий желает о Господе радоваться. 1) Прочитав писанное тобою ныне, похвалил я благоговение твое, и крайне подивившись безрассудству «не разумеюще, ни яже глаголют, ни о нихже утверждают» (1 Тим. 1:7), действительно решался хранить молчание. Ибо отвечать о том, что так явно и светозарнее самого света, не иное что значит, как людям беззаконным подавать повод к бесстыдству. Так научены мы и Спасителем. Ибо Пилату, после того, как умыл он руки и дал место клевете тогдашних иудеев, Господь не ответствовал более, вразумлял же паче жену его, чтобы не по слову, но по явлению силы, уверовали, что судимый есть Бог. Не ответствуя также и на суесловие Каиафы, обетованием Своим Господь приводил всех к ведению (Матф. 26:63, 64). Так и я, долго медля и смотря на словопрение бесстыдных людей, едва подвигнут был твоим ревнованием по истине, и не сказал ничего сверх написанного тобою, чтобы противник, убедившись тем самым, что оспаривал, «удержал наконец язык свой от зла, и устне свои, еже не глаголати льсти» (Псал. 33:14). И, о если бы подобные люди не хулили более Пригвожденного к древу, говоря с мимоходившими тогда иудеями: «аще Сын еси Божий, сниди со креста» (Матф. 27:40, Лк 23:35)! Если же и в этом случае не устыдятся они, то постыдись ты, помня Апостольскую заповедь: «еретика человека по первому и второму наказании отрицайся, ведый, яко развратися таковый, и согрешает, и есть самоосужден» (Тит. 3:10, 11). Ибо если отваживающиеся на это или суть язычники, или иудействуют; то пусть крест Христов, как иудеи, почитают они соблазном, а как язычники — безумием (1 Кор. 1:23). Но если выдают себя за христиан, то пусть знают, что распятый Христос есть «Господь славы» (1 Кор. 2:8), что Он «Божия сила и Божия премудрость» (1 Кор. 1:24). 2) А если сомневаются в том, что Он Бог; то да постыдятся Фомы, который осязал Распятого и именует Его Господом и Богом (Иоан. 20:28); да убоятся самого Господа, Который, по умовении ног ученикам, говорит: «вы глашаете Мя Учителя и Господа: и добре глаголете, есмь бо» (Иоан. 13:13). Но в том же теле, в котором умывал ноги, и «грехи нашя сам вознесе на теле своем на древо» (1 Петр. 2:24). Засвидетельствовано также, что Он — Владыка твари; потому что солнце удержало лучи, земля потряслась, камни распались, и сами распинатели сознались, что распятый «воистинну Божий Сын бе сей» (Матф. 27:51, 54).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2569...

Предисловие на изъяснение Псалтири почтеннейшего из философов Г. Евфимия Зигабена, монаха, и похвала пророку Давиду, разделенные на главы для пособия памяти и разумения читателей. Глава 1. Кто дал бытие Псалтыри, или книге Псалмов? Глава 2. Задача и цель псалмов Глава 3. Высокое значение и польза Псалтири Глава 4. Кто написал псалмы? Глава 5. Объяснение разных терминов, употребляемых в Псалтири Глава 6. О собрании псалмов в одну книгу, о начальниках хоров и о музыкальных еврейских инструментах Глава 7. Порядок псалмов Глава 8. О переводах Псалтири Глава 9. О пении псалмов Псалом 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150     Предисловие на изъяснение Псалтири почтеннейшего из философов Г. Евфимия Зигабена , монаха, и похвала пророку Давиду, разделенные на главы для пособия памяти и разумения читателей. Глава 1. Кто дал бытие Псалтыри, или книге Псалмов? Бытие настоящей книге псалмов, говоря вообще, дал пророк Давид, отрок Божий, как именует его сам Бог: «и защищу город сей ради меня и Давида отрока моего» ( 4Цар. 20:6 ), отец Сына Божия по плоти, как сказано: «книга родства Иисуса Христа Сына Давидова» ( Матф.1:1 ). А чтобы в кратких словах заключить другие частные его названия, скажем так: отец книги сей есть Давид, который один после Авраама был отцем народов, – наш собственный Орфей – певец; первый краснописец добродетелей; – Давид, первый провозвестник трех лиц в едином Божестве, пастырь и отличный воин, пророк и вместе царь, – Давид, сделавшийся сердцем, языком и пером первого Царя – Царя неба, снискавший все добродетели, которые делают человека Богом и относятся к человеку. 1

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

для иудеев 55 Пс.21:8 .  Вси видящии мя поругашамися, глаголаша устнами, покиваша главою Пс.21:9 .  Упова на Господа да избавит его, да спасет его, яко хощешь его (потому что благоволит к нему). Сии слова ты можешь найти в Евангелии Матфея, где говорит: проходящие же злословили Его, помахивая своими головами, и говоря: разрушающий храм, и в три дня созидающий, спаси Себя... Уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если благоволит к Нему (если любит Его)( Матф.27:39 ), и в Евангелии от Луки, написавшего сие: стоял и народ и смотрел; насмехались также и начальники с ними сими словами: других спасал, пусть спасет и Себя, если он Христос-избранный Божий ( Лук. 23:35 ) 56 Пс.21:10 .  Яко Ты, еси исторгий мя из чрева Чрез сообщение с мужем разрушаются ключи девства жены; ибо семя вброшенное мужем, естественно разверзает утробу; которая, затворившись содержит семя в себе, доколе младенец не сделается совершенным; а когда он совершится, сия утроба, стесняясь бременем и великостью младенца, разверзается опять и таким образом дает младенцу свободу выйти вон, или родиться. А в отношении к рождению Христа Спасителя надобно сказать, что как зачатие Его было без семени мужеского, так и рождение младенца было сверхъестественное и преславное. Поелику сила Божия извлекла младенца на свет неизреченным образом, не отверзши и не повредивши ключей девства Богородицы. Упование мое от сосцу матере моея! Ты, Боже, говорит, надежда моя от сосцев матери моей, ибо с сего самого времени Я познал надежду мою, был вразумлен соединившимся со Мною в одно лице Божеством, как и Евангелист Лука сказал: Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудростию; и благодать Божия была на Нем ( Лук. 2:40 ) 57 Пс.21:11 .  К Тебе привержен есмь от ложесн Твоему, Отец мой, покрову Я предан, потому что на земли Я не имел отца. От чрева матере моея Бог мой еси Ты Тотчас, говорит, со времени зачатая моего Я познал Тебя Бога моего, будучи научаем, как мы уже сказали, соединенным со Мною Божеством. А слово «от чрева» означает: когда Я находился еще во чреве, или со времени выхода из чрева, или рождения! Пс.21:12 .  Да не отступиши от Мене, яко скорбь близ, яко несть помогаяй ми об этом говорят божественные Евангелисты Матфей и Марк, что Иисус начал скорбеть и тосковать, и опять: тогда все ученики, оставя Его, разбежались ( Матф.26:37, 56 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Поэтому исцеленный от проказы не мог, вместе с другими иудеями, следовать за Христом, пока он не получил этого формального удостоверения о своей чистоте, хотя он и был телесно и нравственно уже очищен прикосновением к нему руки Господней. Это толкование может находить себе подтверждение, во 1-х, в Матфеевом «последовало за Ним множество народа» ( Матф. 8. 1 ). бывшего, по-видимому, свидетелем чуда, которое поэтому не требовалось скрывать, – и. во 2-х, в Марковых: «воззрев на него строго тот час изгнал его ( μβριμησ μενοσ αυ εθως ξβαλεν ατν)»,и: «он же, вышедши, начал провозглашать много и рассказывать о событии», – дается косвенное указание на какую-то предосудительную слабостьисцеленного, может быть на его неумеренную словоохотливость, могшую увлечь его в разглагольствования о чуде и повергнуть в забвение или нерадение о законе Моисеевом, особенно ввиду прикосновения к нему Господа, как уже чистому. Распространение молвы среди народа, что Господь освобождает исцеленных прокаженных от узаконенного Моисеем формального освидетельствования священнического, могло бы создать преждевременные препятствия для дела Христова.. «Во свидетельство им» – для удостоверения или священникам вообще, из коих один («священник») свидетельствовал исцеленного и совершал установленные обряды при объявлении его чистым ( Лев. 14, 1 след.), – или же народу ( χλοι πολλο ст. 1), чтобы он, после формального засвидетельствования священнического, получил полное удостоверение в совершении чудМножественному αυτοις 8 грамматически более соответствовало бы οχλοι ст. 1-го, если бы оно было не так далеко..   2) Исцеление отрока сотника Капернаумского: 8, 5 – 13 ср. Лук. 7, 1 – 10 В этом второУ св. Марка совсем нет повествования об этом чуде. А св. Лука определяет хронологическое место этого чуда уже после многих других событий евангельских: (чудесного) освобождения Господа от насилия Назаретян (4, 16 – 30), изгнания нечистого духа из бесноватого в Капернауме (4, 31 – 37), исцеления тещи Симона (4, 38 – 39), исцеления многих других больных и бесноватых (4, 40 – 41), чудесного лова рыбы (5, 4 – 11), исцеления прокаженного (5, 12 – 15), исцеления расслабленного (5, 18 – 26), призвания Левия (5, 27 – 39), срывания колосьев (6, 1 – 5), исцеления сухорукого (6, 6 – 11), избрания Двенадцати Апостолов (6, 12 – 16) и Нагорной Беседы (6, 17 – 49).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

«Сей будет велий и Сын Вышняго наречется», то есть, не ты назовешь и дашь ему имя, но Тот будет назван. И кем наречется? Ясно, что единосущным и в полноте знающим божественное естество Отцем, потому что «никто знает Сына, токмо Отец: ни Отца кто знает, токмо Сын» (Матф. 11:27). Ибо, от Кого неизреченное и предвечное рождение Сына, Тот и владеет истинным разумением Его, у Кого истинное знание Рожденного, Тот и достоин дать Ему соответствующее имя. Посему Бог всяческих и Отец Господа нашего Иисуса Христа и говорит: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих: Того послушайте» (Матф. 17:5). Итак, Он есть всегда, хотя ныне, для нашего поучения и разумения, и дается Ему имя; поэтому и говорит — наречется, а не будет, потому что Он прежде век восседал на престоле с единосущным Отцем. Сего Ты и зачнеши во чреве и будешь провозглашена Его материю; Твое девственное чрево вместит Того, Кого не вместило небесное пространство, Кто горстию (Ис. 40:12) обнимает все и промышлением Коего все существует и сохраняется; Сего-то Ты зачнешь во чреве».    Но что на это отвечает Пресвятая Дева? Не пленилась ли она тотчас словами или, преклонивши радостно слух, не выразила ли своего согласия, без всякого колебания? Нет. Но что она говорит? «Како будет сие, идеже мужа не знаю?» (Лук. 1:34). Как будет у Меня сын, отец коего не известен? — «Но кто умеет изъяснить Господень совет? Кто осмелится указать причину царского повеления и раскрыть смысл таинственного домостроительства? Кто может возвестить образ чудесного рождения? Кто в силах исследовать непостижимое таинство? «Како будет сие?» — Одно я знаю, одному научен, одно сказать я послан, это и говорю: «Дух Святый найдет на тя, и сила Вышняго осенит тя» (Лук. 1:35). Он (Дух) научит тебя и изъяснит, како Ты зачнеши. Он, как соцарствующий, есть участник Господня совета, а я — раб, слуга Господних повелений, но не изъяснитель их; я служитель воли, но не толкователь ея. Он всем управляет, ибо «Дух... вся испытует и глубины Божия» (1 Кор. 2:10), а я же восклицаю только — «радуйся, благодатная», воспеваю чудо, поклоняюсь Сыну твоему, но не могу изъяснить образ зачатия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Явившись на землю, Господь — Иисус Христос обнаружил в Своей жизни и в своем Лице достаточно таких черт, которые ясно и несомненно говорят о Божественном его достоинстве. Начнем рассмотрение этих черт с событий внешней Его жизни.    Если Христос не Бог, а только человек, то как Архангел Гавриил в благовестии Пресвятой Деве Марии именует его Господом, «Сыном Божиим»? (Лк. 1:35). Если не Бог, то кого славят ангелы? кому поклоняются пастыри и волхвы? о ком возвещает звезда? Если не Бог, то как Он, будучи 12 лет, Своею мудростью приводит в смущение опытных и поседевших в мудрости учителей израилевых? Если не Бог, то о Ком говорит Бог Отец при крещении Иисуса: «Сей есть Сын Мой возлюбленный» (Матф. 3:17) и на кого сходит Дух Божий? кому служат ангелы в пустыне? кто превращает воду в вино? кто насыщает пятью хлебами и двумя рыбами целые тысячи людей? кто повелевает ветрам и морю? кто исцеляет больных, очищает прокаженных, воскрешает умерших? кто прощает грехи, дает воду живую, исцеляет сокрушенных сердцем, проповедует пленным отпущение? Если не Бог, то почему при кресте солнце затмевается, земля колеблется, завеса раздирается, гробы отверзаются? Если Христос не Бог, то как Он сокрушает узы собственной смерти, является по воскресении ученикам Своим и чрез 40 дней возносится на небо? «Воистину Он (Христос) был Сын Божий» (Матф. 27:54).    В истинности такого заключения мы еще больше убедимся, если от внешней жизни обратимся к внутренней, к рассмотрению собственно Его Личности.    Прежде всего при взгляде на Личность Христа Спасителя нас поражает Его безгрешность. Он вполне свободен от греха. Высоко, — несоизмеримо высоко, — стоит Он над грехами и страстями людскими. На Нем не лежит ни одного пятна, ни малейшей тени. Никогда никому не сделал он неправды, ни одному человеку не причинил вреда, не сказал ни одного дурного слова, не совершил ни одного худого поступка. Один Он сохранил ничем незапятнанную чистоту мыслей, чувств и действий.    Правда, бывает иногда, что и на известных людей мы с восторгом взираем, как на образцы нравственного совершенства; но чем внимательнее и ближе мы их изучаем, чем более строгие нравственные требования к ним предъявляем тем скорее замечаем, что эти великие и благородные образцы, которые сначала нас так очаровывали и увлекали, оказываются и сами не без недостатков и грехов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4001...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010