Из повествования Евангельского мы видим, что у Иудеев были тогда в ходу троякого рода монеты, именно: еврейский сикль, греческая дидрахма и римский динарий. Это совершенно соответствует времени земной жизни Спасителя, когда Иудея, незадолго перед тем находившаяся под владычеством Греков, и принявшая от них, вместе с некоторыми законами, монету, носила уже иго Римлян, сообщавших ей также некоторые свои постановления и монеты. А самое употребление всех этих монет между Иудеями, как оно представлено в Евангельском сказании, совершенно соответствует происхождению монет, или их назначению. Так, плата за что-либо, которая выдавалась из сокровищницы храма, производилась древней Иудейской монетой ( Матф. 26, 15 ). Подати, введённые в Иудее до владычества над нею Римлян, были платимы монетой Греческой. Например, подать поголовная ( Матф. 17, 24 , сн. Иос. Флавий о войне Иуд. кн. VII, гл. 6). Но в делах общественных, в выдаче жалования, в купле и продаже, употреблялись одни монеты Римские ( Матф. 10, 29; 20, 2 ; Марк. 14, 5 ; Лук. 12,6 ; Иоан. 6, 7; 12, 5 ), которыми платимы были и все новые подати, введённые Римлянами ( Матф. 12, 19 ; Марк. 12, 15 ; Лук. 20, 24 ). III. Ещё более изумительны некоторые подробности топографические, встречающиеся в Евангелиях, и вполне подтверждаемые писателями не христианскими. Довольно представить из этих подробностей немногие. По словам Евангелиста Иоанна, Пилат, производя суд над Спасителем в преторе, когда услышал вопли Иудеев, изведе вон Иисуса, и седе на судищи, на месте глаголемом лифостротон ( Иоан. 19, 9–13 ), которое, следовательно, находилось невдалеке от претора или жилища Пилатова. И действительно, Иосиф Флавий, рассказывая о том, что Римляне сделали нападение на храм со стороны замка Антония, упоминает о лифостротоне, как внешней принадлежности храма, находившейся подле этого замка 440 . А Филон в одном месте мимоходом замечает, что претор или жилище Римского правителя помещалось в палатах Ирода, стоявших, как известно, в соседстве храма и замка Антония к северо-западу 441 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Притчу о званных на вечерю Господь предложил в доме фарисея в день субботний, задолго до торжественного входа в Иерусалим (см. Библейскую историю митр. Филарета, стр. 407), а притчу о браке сына царева Господь предложил после этого входа, несомненно в Иерусалиме (см. Матф. 21, 23–46; 22, 1 ), не раньше проклятия смоковницы, следовательно не ранее второго дня недели – понедельника, в который оно последовало ( Матф. 21, 18 ): вернее же всего во вторник, когда была беседа о смоковнице и о силе веры ( Марк. 11, 19 ), но отнюдь не в день субботний. Далее, хотя обе притчи сходны по основной мысли, тем не менее в раскрытии ее представляют разность, истекающую из разности обстоятельств, при которых они были произнесены. В то время, о котором повествуется в 14 главе ев. Луки, вожди народа иудейского еще не искали схватить Иисуса и не решили погубить Его. На вечере в доме фарисея, куда случилось придти и Господу, один из возлежавших с Ним сказал Ему: блажен, иже снесть обед в царствии Божии ( Лук. 14, 15 ). Притча о званных на вечерю была косвенным ответом на это восклицание. Умолчанием подтвердив, что действительно блажен будет тот, кто будет есть и пить на престоле Его в царствии Его ( Лук. 22, 29–30 ), Господь притчею показывает, как многие отрекутся от этого блаженства ради печалей века сего и лести богатства (Мат. 13, 22); один скажет: я купил землю, некогда мне думать о земле живых, о царствии Божием; другой скажет: я купил пять пар волов и иду испытать их, некогда мне работать Господу: некогда мне угождать Ему, скажет третий, мне нужно угождать Жене ( 1Кор. 7, 32–33 ). Тогда Господь чрез апостолов Своих призовет в царство Свое людей, которые ни во что вменяют этот мир и век, потому что в этом мире не имеют значения, в атом веке обречены на несчастия и презрение. Они, по слову ап. Павла, суть буяя мира, и немощная мира, худородная мира и уничиженная. Таких-то людей и призовет Бог в царство Сына Своего, чтобы посрамить, премудрая и упразднить сущая ( 1Кор. 27, 28 ). Люди, не имевшие достоинств ни но рождению, ни по образованию, ни по мирской силе, первыми вступили в Церковь Христову, почему и писал аи. Павел к коринфским христианам: братие, видите звание ваше, яко не мнози в вас мудри по плоти, не мнози сильни, не мнози благородни (26). В притче о званных на вечерю это изображается в повелении рабу идти на улицы и переулки города, на дороги и за изгороди, и привести на вечерю нищих, слепых и хромых ( Лук. 14, 21–23 ). Но главная мысль этой притчи есть та, что многие, ради житейских попечений, откажутся от царствия Божия. Господь как бы так говорит собеседнику, который называл пред тем блаженными участников царствия Божия: внемли себе, не утрать этого блаженства подобно многим другим, отягчая себя печалями житейскими ( Лук. 21, 34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

Иоан. 20, 23 и Лук. 24, 47–48 . Евангелисты Лука и Иоанн взаимно пополняют себя, излагая слова Господа, изреченные после сообщения Святого Духа и просвещения ума учеников к разумению Писаний. В логическом порядке их можно расположить так. «Теперь вы знаете, что так написано и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день:» Лук. 46 . Вы есте свидетелие сим, посылаю вас свидетельствовать о Моих страданиях и воскресении пред народами земли: Лук. 48 . И проповедатися (подобает) во имя его (Христа) покаянию и отпущению грехов во всех языцех, наченше от Иерусалима: Лук. 47 . «Возвещайте плоды Моей смерти и Моего воскресения, состоящие в оправдании заслугами Агнца Божия, взявшего на Себя грех мира». Иоан. 20, 23 . Имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся. И здесь усматриваем сочетание невидимого, духовного и божественного с видимым, вещественным и человеческим. Невидима, духовна и божественна та сила, которая производит отпущение грехов. Видимо и чувственно то слово или действие, чрез которое будет совершаться это отпущение и которое будет принадлежать апостолам. Не все получат отпущение грехов, но, во 1-х, только стяжавшие покаяние ( Лук. 47 ), и во 2-х, только те, кому будет изъявлено отпущение грехов апостолами (или их преемниками), хотя сила, действующая в этом отпущении или неотпущении грехов, пребудет всегда силой божественной и небесной. (Елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех; Матф. 18г 18). Таково в христианстве постоянное и неотменное воплощение божественного в человеческое, безусловного в условное, вечного во временное. Таково и во Христе воплощение Божества, соединившее расстоящаяся естества (выражен. церк. песни). Явление воскресшего Господа одиннадцати ученикам в восьмой день по воскресении Иоан. 20, 24–29 . Ст. 24. Фома же, един от обоюнадесяте, глаголемый близнец (таково буквальное значение имени Фомы, по переводу с еврейского, передаваемое у евангелиста греческим δδυμος, рожденный вдвоем с братом, – близнец), не бе ту с ними, егда прииде Иисус.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

Об этих последних ев. Матфей говорит, что они усмотрены были Господом в некотором отдалении от Петра и Андрея, что они тогда в лодке с отцом своим Завведеем чинили сети (4, 21). Вероятно, оказавши помощь Петру (согласно 7 ст. 5 гл. Луки), они снова возвратились к своему отцу и были там, пока Господь не подошел и к ним. Петр, объятый страхом, припал к стопам Господа и молил Его, чтобы Он ушел от него, как от грешника ( Лук. 8 ). Таков был ветхозаветный человек! Проявление божественной силы возбуждало в нем страх, заключающий в себе муку ( 1Иоан. 4, 18 ). Ибо любовь Божия не была излита в сердце его Духом Святым ( Рим. 5, 5 ), та любовь, которая изгоняет страх и приводит с собою дерзновение и радость. Он ежеминутно боялся осуждения и кары за свои грехи, страшился проклятий, назначенных тем, кто «не пребудет во всех словах закона,“ и потому бежал Божества, как сурового пестуна. Нагорная беседа Матф. 5, 6–7 главы; Лук. 6, 12–40 . В 17 ст. 4 гл. еванг. Матфей указал на самую сущность проповеди Иисуса Христа, когда привел слова Его: покайтеся, приближися бо царство небесное. Излагая слова и дела Господа вообще в систематическом порядке, еванг. Матфей вслед за тем помещает беседу, содержащую как бы основные законы царства Христова. Эта беседа носит название нагорной проповеди или нагорной беседы. Время и обстоятельства ее подробнее излагаются ев. Лукою (6, 12–16), по которому нагорной беседе предшествовала ночь, проведенная Господом в молитве, и потом избрание 12 апостолов. Матф. 5, 1–2 . Узрев же народи, взыде на гору, и седшу ему, приступиша к нему ученицы его. Народ теснил Господа, лишая его возможности излагать учение в полноте и последовательности. Высота новозаветного учения требовала, чтобы оно изложено было сначала не пред толпой, разнообразно настроенной, а пред ближайшими учениками Христа и в особенности пред теми из них, кого Он нарек уже Своими апостолами ( Лук. 6, 12–10 ). Правда, еванг. Лука говорит, что провозглашая блаженства, Господь стоял на ровном месте и среди многочисленного народа (17); но это лучше всего понимать так, что некоторая часть того, что было сказано на горе апостолам, была по сошествии с горы повторена народу (сравни и Матф. 7, 28 ) и потом воспроизведена ев. Лукою, тогда как ев. Матфей преимущественно воспроизводил беседу в собственном смысле нагорную, обращавшуюся к одним апостолам.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

Св. Иакова низибийского : «Вера наша учит, что, когда умирают люди, души праведных отходят к Богу, а души грешных – в геенну» 1872 . Св. Василия великого : «Смерть не зло: разве кто назовет злом смерть грешника; потому что для него перехождение отсюда бывает началом мучений во аде» 1873 . «Никтоже да льстит себе суетными словесы ( Еф. 5, 6 ). Ибо внезапу нападет на тебя всегубительство ( 1Сол. 5, 3 ), и постигнет переворот, подобно буре. Прийдет грозный ангел, насильно поведет я повлечет душу твою, связанную грехами, часто обращающуюся к тому, что оставляет здесь, и рыдающую безгласно, потому что уже сомкнулось орудие плача. – О, сколько ты будешь терзать сам себя! Как восстанешь, без пользы раскаиваясь в своих начинаниях, когда увидишь светлость праведников при торжественном раздаянии даров и унылость грешных в самой глубокой тме? Что скажешь тогда – в сердечной твоей муке? Увы мне, что не сверг я с себя тяжкого бремени греха, когда так легко было сложить его, но привлек кучу этих зол! Увы мне, что не омыл я своей скверны, но заклеймен грехами! Теперь был бы я с ангелами, теперь наслаждался бы я небесными благами. О, лукавые мои рассуждения! За временное наслаждение греха бессмертно мучусь, за удовольствие плоти предан теперь огню» 1874 . Так же учили: Тертуллиан , Климент александрийский , св. Григорий нисский 1875 , Иероним 1876 , Августин 1877 и другие 1878 ). II. О месте, куда отходят души грешников после частного суда, равно как о самых их страданиях там, можно сказать весьма немного. Место это называется в св. Писании и в писаниях древних учителей Церкви: адом ( Лук. 16, 23 ; Деян. 2, 51 ), тьмою кромешною ( Матф. 22, 13; 25, 30. 46 ), темницею духов ( 1Петр. 3, 18 ), бездною ( Лук. 8, 31 ), преисподнею ( Филип. 2, 11 ), геенною ( Матф. 5, 22; 10, 28 ), пещию огненною ( Матф. 13, 50 ; Лук. 12, 2 ) 1879 и другими именами, которые, впрочем, все выражают одну мысль, что место для душ, отшедших отсюда во грехах, есть место осуждения и гнева Божия (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 68). Где именно находится ад, или геенна, об этом были только мнения. Одни, на основании слов Писания ( Числ. 16, 30–34 ; Иезек. 26, 20; 31, 18 и др.), представляли себе ад во внутренности или чрезвычайной глубине земли, в преисподней 1880 . Другие, как, например, св. Иоанн Златоуст , полагали, что геенна находится вне мира 1881 . Но всего лучше помнить здесь слова того же Златоуста: «спрашиваешь, где и в каком месте будет геенна? Но что тебе до этого за дело? Нужно знать, что она есть, а не то, где и в каком месте скрывается… Итак, будем доискиваться не о том, где она, но как избежать ее» 1882 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Есть много примеров явного искажения Слова Божия в переводе Библии Общества Сторожевой Башни. Чтобы обсудить многие из них, нужно много времени. По сути, для этой цели нужно написать другую книгу или несколько книг на эту тему. На английском языке есть такие книги, которые можно было бы перевести. Надеемся, что переводы будут. А тем временем, обратим внимание на несколько примеров искажённого английского перевода Библии, сделанного «верным и благоразумным рабом» иеговистов. Иоанна 8:58  – «Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь ». Однако в переводе Библии Сторожевой Башни слова «Я есмь» переведены, как «Я был». Ни одна из древних рукописей Нового Завета не даёт никакой основы, чтобы вместо «есмь» настоящего времени можно было употребить слово «был» прошедшего времени. Во всех рукописях, свитках и фрагментах Нового Завета, которые были найдены во время археологических раскопок, везде по-гречески в данном стихе стоит слово настоящего времени eimi (эйми). Поэтому его никак нельзя перевести словом «был». Иисус Христос намеренно употребил «есмь», чтобы подчеркнуть Своё вечное Божество. Но переводчики культа иеговистов перевели его умышленно не так, как оно стоит в оригинале. Правильный перевод шёл бы вразрез с их учением о Христе. Мы скажем об этом стихе больше в обсуждении третьего столпа веры свидетелей Иеговы. Матфея 27:50   – «Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух ». Однако переводчики Сторожевой Башни перевели этот стих следующим образом: «Иисус снова возопил громким голосом и испустил дыхание », хотя в греческом оригинале находится слово pneuma (пнеума), что значит дух. Вместо слова дух (по-гречески пнеума) они использовали слово дыхание. Причина для этого – отвержение Библейского учения о сознательном существовании духа человека после его смерти. На греческом языке есть другое слово – pnoh (пноэ), – которое означает «дыхание» и переведено так в Деян. 17:25 . Переводчики Сторожевой Башни перевели слово пнеума как «дыхание» в Матф. 27:50 , но они не смогли этого сделать в Лук. 23:46 , где Библия гласит «Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю Дух Мой. И сие сказав, испустил дух». А в версии Нового Мира этот стих дан так: «Иисус, воззвал громким голосом и сказал: «Отче, в Твои руки Я предаю мой дух». Когда он сказал это, он скончался ». Хотя и Матф. 27:50 , и Лук. 23:46  говорят об одном и том, что случилось в последние минуты земной жизни Иисуса, переводчики культа постарались сделать так, чтобы читатели их версии перевода оставались в заблуждении. В Матф. 27:50  они умышленно перевели греческое слово пнеума (дух), как «дыхание». А в Лук. 23:46  они не могли этого сделать дважды, ведь слово пнеума (дух) употребляется в этом стихе два раза, поэтому заключительные слова «испустил дух» они перевели словом «скончался». Понятно, что переводчики версии Нового Мира пренебрегли ясным текстом оригинала ради учения своей организации.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/organiza...

Христос вознёсся на небеса после Своего воскресения, однако Он неоднократно говорил о том, что придёт в этот мир опять в силе и славе небесной ( Матф. 24 и 25; Марк 13 ; Лук. 21 ). Во время Его вознесения Божии ангелы подтвердили это обещание апостолам ( Деян. 1:10–11 ). Поэтому апостолы проповедовали людям о Втором Пришествии Господа Иисуса Христа ( Иак. 5:8–9 ; 2Пет. 3; 2 Фес. 1:7–10; Отк. 22:12, 20 ). Однако важно заметить, что в связи со Вторым Пришествием Христа, было неоднократно сказано, что людям не дано знать, когда именно оно будет. Нам даны лишь признаки и предупреждения. Пришествие Спасителя, согласно Новому Завету, будет неожиданным как для верующих, так и для неверующих ( Матф. 24:36, 42–44; 1 Фес. 5:1–30). Верующие должны быть всегда готовы к Его Пришествию ( Матф. 24:44; 25:13; 1 Фес. 5:4–6). Христос сказал ученикам, и мы должны принять, что Он имел в виду не только апостолов, но и всех нас: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» ( Матф. 24:36 ). А после Своего воскресения, перед тем как вознестись на небо, Он еще тверже предупредил: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» ( Деян 1:7 ). Несмотря на это, в истории церкви неоднократно бывали случаи, когда люди в том или ином виде пытались предсказать год и время Второго Пришествия Христа и установления Его видимого Царства. Этим до настоящего времени занимаются многие еретики и, к сожалению, некоторые верующие христиане. Одним из таких верующих был американский проповедник Вильям Миллер, баптист, живший в Америке в первой половине 19-го века. Он сделал попытку предсказать дату Второго Пришествия Христа и потерпел неудачу. Поэтому движение адвентизма – это проявление крайности в толковании Библейского учения о Втором Пришествии Христа, а также нарушение предупреждения Спасителя не заниматься этим. Этот первоначальный адвентизм не имел ничего общего с соблюдением субботы и требованием соблюдения Ветхозаветного закона, как практикуется сегодня в церкви адвентистов седьмого дня.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/organiza...

Евангелисты мгновение разлучения Его духа (τ πνεμα) с телом поставляют мгновением Его смерти ( Мф. 27:50 ; Иоан. 19:30 ). Душа Иисуса Христа представляется с принадлежащими человеческой душе силами и свойственными им проявлениями. Так, замечание евангелиста, что Иисус преспеваше премудростию ( Лук. 2:52 ), дает понятие о том, что во Христе человеческий ум и в ближайшем единении с божеством не был изъят от свойственных нам условий и ограничений, и не иначе, как постепенно исполнялся премудростию и ведением. Подобным образом усвояется И. Христу человеческая воля. Сам Он в молитве к Отцу изъявил желание человеческой воли: Отче Мой, еще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия; обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты ( Мф. 26:39 ; Лук. 22:42 ; сн. Евр. 5:7 ). Говорится об Иисусе Христе, что Он возмущался духом ( Иоан. 11:33; 12:27; 13:21 ), скорбел и тужил при мысли о страданиях и смерти ( Мф. 26:37–38 ; Лук. 22:42–45 ), печаловался о народе, который, слушая Его несколько дней, не вкушал пищи ( Марк. 8:2 ), радовался, когда видел явление славы Божией в человеках ( Лук. 10:21 ; Иоан. 11:15 ), имел ревность о славе Божией, сопровождавшуюся справедливым гневом ( Иоан. 2:14–17 ; Мф. 21:12–13 и др.), сожалел об Иуде, чаде погибели ( Иоан. 13:21 ), изъявлял особенную любовь к детям и негодование на возбранявших им приближаться к Нему ( Марк. 10:13–16 ). Можно находить в Писании указания на то, что духовная и телесная природы в человеческом естестве Иисуса Христа имели такую же связь или взаимодействие, как и в нашем составе. Так, напр., душевная скорбь Иисуса Христа о жителях Иерусалима ( Лук. 19:41 ), о Лазаре, четверодневном во гробе ( Иоан. 11:35 ), открывалась в слезах Его и плаче. Ревность о славе Божией, возгоравшаяся в душе Его, сопровождалась внешними действиями, соответствующими внутреннему расположению ( Иоан. 2:14–17 ; подобн. Лук. 4:2 ; Иоан. 19:28–29 ). II. Церковь неизменно отвергала и отвергает учения, которыми Иисус Христос признается не единосущным нам по человечеству, – по телу или по душе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Созданный в Византии тип изображения Тайной вечери послужил образцом для изображений всех вечерей, о которых рассказывается в Евангелии и которые находили себе место почти исключительно в полных лицевых кодексах Евангелий. Раз дано было в практике общеизвестное изображение Тайной вечери, и оно при незначительном напряжении мысли легко могло превратиться в иную вечерю. Во всех этих вечерях видим тот же стол-сигму; с левой стороны его возлежит Иисус Христос, с противоположной – главное лицо, с которым Иисус Христос ведет беседу, в середине между ними второстепенные участники вечери. Подробности событий, имеющих историческую связь с этими вечерями, изображаются на втором плане. Таковы: вечеря в доме ап. Петра ( Мф. 8:14–15 ; Мк. 1:29–31 ; Лк. 4:38–39 ): главные места занимают Иисус Христос и ап. Петр; они ведут разговор; между ними сидят апостолы. К столу приближается с сосудом в руках теща Петрова; на правой стороне Иисус Христос воздвигает больную от одра (Евангелие нац. библ. 74, л. 15 и 66. Елисав. Евангелие, зач. 26 Матф. и 5 Марк.). В Евангелии нет речи об этой вечере, но она изображается здесь на основании замечания Евангелия: теща Петрова служила им. Служение истолковано миниатюристами в смысле служения на вечере. Вечеря в доме мытаря ( Мф. 9:10 ; Мк. 2:15 ; Лк. 5:29 ): к обычной схеме вечери в некоторых миниатюрах присоединяется призвание мытаря, сидящего или стоящего у стола, на котором лежат деньги (Евангелие 74, л. 17, 67 об. и 116 об. Елисав. Евангелие, зач. 30 Матф., 8 Марк. и 20 Лук. Гелат. Евангелие, л. 35 и 162). Вечеря в доме Симона Прокаженного ( Мф. 26:6  и след.; Мк. 14:3  и след.); подробность: женщина помазывает ноги Иисуса Христа миром (Евангелие 74, л. 32 об. Елисав., зач. 108 Матф. Гелат., л. 77 и 130 1794 , лаврент. Евангелие публ. библ. 105, л. 99. Код. Григория Богослова 510 1795 , л. 91), а в одной миниатюре Евангелия 74 женщина эта прислуживает вечеряющим; позади нее сосуд на огне и два вертела (л. 94. Елисав., зач. 63 Марка): подробности эти явились под влиянием изображения вечери в доме ап. Петра (женщина=теща Петрова), поводом к чему для миниатюриста послужило сходство имени Симон. В тех же формах изображалась вечеря в доме Фарисея ( Лк. 7:36 , Евангелие 74, л. 122. Елисав., зач. 33. Гелат., л. 169. Лаврент., л. 139). Вечеря в даме Лазаря ( Лк. 10:38  и след.; Ин. 12:2  и след.): Марфа прислуживает, Мария сидит у ног Иисуса Христа (Евангелие 74, л. 132, ср. 193. Елисав., зач. 54 Лук. Гелат., л. 181). Вечеря в доме Закхея ( Лк. 19:1  и след.): к вечере присоединяется встреча Иисуса Христа с Закхеем, представленным на дереве (Евангелие 74, л. 149 об. Елисав., зач. 94. Лаврент., л. 149). Вечеря на море Тивериадском ( Ин. 21:12  и след. Евангелие 74, л. 212. Елисав., зач. 66. Гелат., л. 276) и даже вечеря братьев Иосифа на сенском авории 1796 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Смиренно и покорно приняла Мария ангельское благовестие. «Тогда же Слово, как Ему Самому известно, низошло и, как Само изволило, подвиглось, вошло в Марию и вселилось в Ней» (преподобный Ефрем Сирин , «Похвала Пресвятой Божией Матери»). «Как молния озаряет сокровенное, так и Христос очищает сокровенное естества. Он очистил Деву, и потом родился, чтобы показать, что где Христос, там проявляется чистота во всей силе. Очистил Деву, предуготовав Духом Святым, и потом утроба, став чистою, зачинает Его. Очистил Деву при Ее непорочности, почему и родившись оставил Девою. Не говорю, что Мария стала бессмертною, но что осияваемая благодатию Она не возмущалась греховными пожеланиями (преподобный Ефрем Сирин , «Слово на еретиков», 41). «Вселился в Нее Свет, омыл Ее ум, чистыми сделал Ее помыслы, уцеломудрил попечения Ее, освятил девство Ее» (преподобный Ефрем Сирин , «Мария и Ева»). «Чистую по человеческим понятиям сделал благодатно чистой» ( святитель Игнатий Брянчанинов , «Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери»). Мария не сказала никому про явление Ангела, но Ангел сам объявил Иосифу о чудесном зачатии Марией от Духа Святаго ( Матф. 1, 18–25 ), а по рождении Христовом со множеством воинства небесного благовестил пастырям. Пастыри, прийдя поклониться Новорожденному, сказали, что слышали о Нем. Прежде молча претерпевшая подозрение, Мария теперь молча слушала и «слагала в сердце Своем» слова о величии Своего Сына ( Лук. 2, 8–19 ). Слышала Она через 40 дней хвалебную молитву Симеона и предсказание об оружии, которое пройдет чрез Ее душу. После видела, как Иисус преуспевал в премудрости, слышала Его в 12 лет поучающим в храме и все «соблюдала в сердце Своем» ( Лук. 2, 21–51 ). Хотя и благодатная, Она еще не вполне разумела, в чем будет состоять служение и величие Ее Сына. Еврейские понятия о Мессии были Ей еще близки, и естественные чувства заставляли заботиться о Нем, охраняя Его от чрезмерных, как могло казаться, трудов и опасностей. Поэтому невольно Она вначале становилась на пути Своего Сына, что и вызвало Его указание о превосходстве родства духовного над телесным ( Матф. 12, 46–49 ). «Имел Он попечение и о чести Матери, но гораздо более об Ее душевном спасении и о благе людей, для чего и плотию облекся» (святой Иоанн Златоуст , «Толкование на Евангелие от Иоанна», беседа XXI). Мария уразумела то и, «слышавши речь Божию, сохранила ее» ( Лук. 11, 27–28 ). Как ни один человек, Она возымела те же чувствования, что и Христос ( Флп. 2, 5 ), безропотно перенеся материнскую скорбь, когда видела Своего Сына гонимым и страдающим. Обрадованная в день Воскресения, Она в день Пятидесятницы облеклась Силою свыше ( Лук. 24, 49 ). Сошедший на Нее Дух Святый «Ее научил всему» ( Иоан. 14, 26 ) и «наставил на всяку истину» ( Иоан. 16, 13 ). Просвещенная, Она еще ревностнее стала трудиться творить слышанное Ею от Ее Сына и Искупителя, чтобы взойти к Нему и быть с Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010