Свою любовь к вере православной они явили, как сам ты знаешь, и добрыми делами. Старайся же, чтобы они не охладели в своей первой любви, а преизбыточествовали в ней. Позаботься и о том, чтобы эта пока еще малая церковная община разрослась, подобно евангельскому горчичному семени, в древо многолиственное (Матф. 13:31—32), под которым бы укрывались и не находящиеся пока во дворе нашем. А привлекать она будет чужих более всего тем, если в ней богослужение будет отправляться истово, с благолепием, церковная жизнь отличаться благочинием, если члены общины будут жить в мире, любви, согласии, по братски. Начатки иному там уже положены, нужно только укрепить и развить их; а иное еще и не начато; так, нет там церковной школы, об устройстве которой нужно тебе позаботиться. Я и тебе говорю, и пред другими не умалчиваю, что от церковных школ зависит будущность православия в здешнем крае, что школы эти сугубо здесь необходимы, так как в публичных школах этой страны, как сам знаешь, закону Божию не учат.    До сего сказанное мною относится к внешнему твоему будущему деланию. Но не думай ограничиться одним этим. Быть может, одного внешнего делания достаточно в каком нибудь другом звании, но отнюдь не в пастырском, хотя иные и из пастырей едва ли не все свое служение поставляют во внешнем делании. Обращал ли ты, возлюбленный, свое внимание на слова Спасителя: «многие скажут Мне...: Господи, Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали и не Твоим ли именем бесов изгоняли и многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Матф. 7:22—23). Что же? Значит, можно быть пастырем, проповедовать Христа, именем Его творить чудеса и не быть признану от Господа? Да, и убойся сего, да не постигнет участь сия! Помни, что успех пастырского делания не столько зависит от внешних мероприятий, сколько является следствием духовного подвига и благодатной жизни самого пастыря. Священник лишь в том случае может быть истинным созидателем душ и руководителем их ко Христу, когда он сам созидает себя духовно и в своей совести проходит путь христианского самоусовершенствования.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Смотри же, какое братолюбие и какую любовь высказывает Петр, отвечая за весь лик (апостолов). Не говорит: я познал, но: " познали " . Особенно же обрати внимание на то, как приноравливается к самым словам Учителя, говоря не то, что говорили иудеи. Те говорили: " это сын Иосифов " , а Петр: " Ты Христос, Сын Бога живаго " , и еще: " Ты имеешь глаголы вечной жизни " ; (и он говорил так), вероятно, потому, что часто слышал слова Христовы: " верующий в Меня имеет жизнь вечную " . Припомнив, таким образом, самые слова, он показал тем, что содержит (в памяти) все высказанное. Что же Христос? Не похвалил и не превознес Петра, хотя это и сделал при другом случае; но что говорит: " Не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол " (ст.70)? Так как Петр сказал: " и мы уверовали " , то Христос исключает из этого лика Иуду. В другом месте Петр не сказал ничего об учениках, но на вопрос Христа: " а вы за кого почитаете Меня " ? – отвечал: " Ты – Христос, Сын Бога Живаго " (Матф.16:15,16). Но так как здесь сказал: " и мы уверовали " , то Христос, по справедливости, не оставляет Иуду в лике учеников. А это Он сделал с намерением заранее отвратить вероломство предателя; и хотя знал, что это будет безполезно, тем не менее исполнял Свое дело. 4. И смотри, с какою мудростью (поступил Христос)! Он и не открыл вполне предателя и не оставил его совсем неизвестным, чтобы он, с одной стороны, не сделался более безстыдным и упорным, а с другой, думая, что остается неизвестным, не отважился безстрашно на злодеяние. С этою-то целью, продолжая Свою беседу, изобличает его яснее. В самом деле, сначала Он включил и его в число прочих, сказав: " есть из вас некоторые неверующие " . А что здесь Он разумел и предателя, это показал евангелист словами: " ибо от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его " . Но так как Иуда остался при Нем, то Он изобличает его сильнее, говоря: " один из вас диавол " , и, таким образом, наводит страх на всех вообще, желая прикрыть его. При этом справедливо может возникнуть недоумение: отчего теперь ученики не говорят ничего, а впоследствии приходят в страх и в недоумении смотрят друг на друга и спрашивают: " не я ли, Господи " (Матф.26:22)? и Петр подает знак Иоанну, чтобы он узнал о предателе и спросил у Учителя, кто это (Иоан.13:24).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

Согласно учению Христову, молитва это не однообразное, безчувственное повторение «красивых» слов, как у язычников, а (мысленное или вслух) обращение к Богу, окрашенное ярко выраженными эмоциями, представляющее собой вершину человеческих чувств, искреннее обращение к Богу сердца и ума человеческого, сопровождаемое непоколебимой верой в Бога. Такая молитва и называется молитвой веры. О такой молитве в Библии пишется: «И всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите» ( Матф.21:22 ). Под словами «и всё, чего ни попросите» подразумеваются прошения, не противоречащие учению Христову. То есть прошения, направленные на достижение добра, мира и счастья (блага) как самого человека, так и его ближних. Для того, чтобы молитва человека была исполнена, человек должен жить по законам Божиим. «Потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло, (чтобы истребить их с земли)» ( 1Пет.3:12 ). Поэтому лучше быть добрым человеком, так как «будет Господь с добрым» ( 2Пар.19:11 ). Таким образом, человек, живущий по заповедям Иисуса Христа и являющийся примерным христианином, и будет в своих молитвах услышан Богом. Об этом говорит Сам Иисус Христос: «И если чего попросите у Отца во имя Моё, то сделаю, да прославится Отец в Сыне» ( Иоан.14:13 ). А в молитве во имя Иисуса Христа можно просить только то, что не противоречит учению Христову. То есть просьбы человека, высказанные в молитвах, не должны нарушать принципы христианской морали и должны быть направлены на достижение добра, милосердия и любви к ближнему. Именно о такой молитве в христианском её понимании, отличающейся от молитвы язычников, и говорит Господь Иисус Христос когда рекомендует людям молиться не так как язычники. Наряду с этим Иисус Христос говорит: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники». О каком лишнем в молитве говорит Господь? На этот вопрос о том, что является лишним, произносимым в молитве язычниками и дает исчерпывающий ответ Сам Иисус Христос в Своей Нагорной проповеди. «Не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» ( Матф.6:31–33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Сын Человеческий является Стефану «стоящим» одесную Бога, тогда как в изречениях подобных и самого Господа ( Матф.26:64 ), и апостолов ( Мк.16:19 ; Еф.1:20 ). Он представляется сидящим одесную Бога. Св. Григорий Великий объясняет эту особенность таким образом: «сидение есть положение повелевающего и господствующего, а стояние – воюющего и помогающего. Стефан увидел стоящим Того, Кого имел помощником себе (Бес. 29-я на день Вознесения)»... Возможно, что этим стоянием Господа выражалась Его готовность принять душу верного свидетеля Своего ( Деян.7:59 ). Деян.7:57 .  Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, «Закричав громким голосом, затыкали уши свои». И то и другое для того, чтобы не слышать мнимого богохульства. Деян.7:58 .  и, выведя за город, стали по­би­вать его камнями. Свидетели же по­ложили свои одежды у ног юноши, именем Савла, «Стали побивать его камнями». Право наказания смертною казнею было отнято римлянами у иудейского Синедриона (ср. Матф.27:2 ; Ин.18:31 ; Флавия археол. XX, 9, 1). Очевидно, это побиение, формально даже и не постановленное Синедрионом, было своевольным делом взрыва фанатизма, самосудом отдельных фанатиков, воздвигших потом кровавое гонение и на остальных христиан. При нескрываемом сочувствии и пособничестве озлобленного Синедриона и недостатке на первых порах, может быть, Римского гарнизона для удержания погрома и водворения порядка, легко становится понятным, почему это гонение достигло столь значительных размеров. Убийцы вывели предварительно мученика за город... для жалкого согласия с законом о богохульниках, каковым они признали этого мужественного исповедника Христова ( Лев.24:14–16 : «выведи злословившего вон из стана, и... все общество побьет его камнями»). Свидетели преступления, подлежащего смертной казни чрез побиение камнями, должны были, по закону ( Втор. 17:7 ), первые бросить камни, а потом уже за ними все общество. Для удобства здесь эти свидетели ( Деян.6:11–13 ) снимают свои верхние широкие одежды, положив их (ср. Деян.22:20 -для сохранности) у ног Савла, будущего великого Павла, тогда одобрявшего убиение Первомученика и принимавшего деятельное участие в последовавшем затем погроме христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силой и славой великой» (Матф., 24, 30): это разрушение человеческого порядка. «Когда же приидит Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, И соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов» (Матф., 25, 31—32): это осуществление божественного порядка. История , начавшись с Христа как обетования Святой Троицы, Им и завершается как главным Судией времен. В этом отношении вся история после Христа есть подготовка ко второму пришествию Сына Человеческого. До своего вочеловечения Христос жил в истории как божественное обетование и направлял ее течение к своему рождению. За короткое, но полнотой насыщенное время в Палестине Он своей богочеловеческой личностью осуществил историю. В эпоху после своего восхождения на Небеси он живет как грядущий исход, который он осуществит своим личным вмешательством и судом. Таким образом, в отношении времени Христос есть истинный Бог истории. Он есть «Альфа и Омега, начало и конец, первый и последний» (Откр., 22, 13). Никакой период истории не проходит мимо Него, ни один — вне зависимости от Него. История как религиозный  процесс личностно осуществляется во Христе. Рожденный от женщины, будучи сыном человеческим в глубочайшем смысле этого слова, Он направляет человеческую природу в истинное отношение с Богом и, таким образом, создает истинную религию. Христианство только потому истинно и вечно, что гипостатический союз человека с Богом во Христе истинен и вечен. И этим религиозный элемент истории настолько укреплен, что она уже не может стать вторым преступлением — отпадом от Бога. Христос сделал невозможным второе отпадение рода человеческого от Бога. Даже если бы все человеческие личности отступились бы от Творца, природа человеческая как таковая навечно осталась бы с Богом, ибо ее поддерживает, как составную часть своей богочеловеческой полноты, Логос.

http://predanie.ru/book/84483-tayna-bezz...

    “Доброе дело – молитва с постом и милостынею и справедливостью. Лучше малое со справедливостью, нежели многое с неправдою; лучше творить милостыню, нежели собирать золото, ибо милостыня от смерти избавляет и может очищать всякий грех” (Тов. 12:8-9).     ЗАЧЕМ НАМ НУЖНО МОЛИТЬСЯ?    Иисус Христос назвал молитву очень важным делом и неоднократно Сам молился. Например, Сын Божий молился после Своего крещения (Лук.3:21-22), перед призванием Своих учеников (Лк. 6:12-13), в Гефсимании перед тем как был предан (Лк. 22:39-46). Сам Иисус Христос убедительно призывал молиться и наставительно говорил: “Молитесь, чтобы не впасть в искушение” (Лук.22:40).    В другом месте Библии пишется, что молиться надо для того, чтобы были прощены грехи. В таком случае надо молиться как мытарь: “Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!” (Лук.18:13). Молиться надо для того, чтобы Господь удовлетворил нужды и потребности наши.    Иисус Христос говорит об этом так: “И если чего попросите у Отца во имя Моё, то сделаю, да прославится Отец в Сыне” (Иоан.14:13). Молиться нужно с непрестанным благодарением Богу за заботу о нас, и прославлять Его могущество и величие. Так, например, пророк Даниил «три раза в день преклонял колени, и молился своему Богу, и славословил Его» (Дан.6:10).    Таковы правила жизни, по которым осуществляется связь между Богом и нами во время нашей молитвы. Однако могут найтись люди, которые скажут: “Ведь Бог Всезнающ! Он знает о всех нуждах наших, зачем же нужно молиться Богу?» Молитва нужна не Богу, а нам самим. Молитва не Бога низводит к нам, а возносит нас к Богу, и помогает нам уподобиться Ему. Господь знает что для нас необходимо, но Его радует, если мы с доверием просим Его о том, что Он охотно может дать нам.    Христос говорил: “Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него” (Матф.7:11). Как видим, Сам Христос говорит о том, что Бог дает тому, кто просит. “Не имеете, потому что не просите” (Иак 4:2) – говорит Иаков. А Иисус Христос учит: “Просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна” (Иоан.16:24). Молитва – это дыхание души человеческой, направленное к Богу. Во время молитвы и после неё Бог вразумляет и просветляет ум человека, наставляя его на путь истинный.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Клятва произносится в знак отрицания своей вины, поддержки какого-либо утверждения и т. д. В Библии, как правило, произнесение клятвы сопровождается призванием Бога в свидетели или выражением готовности принять Его кару в случае нарушения клятвы. Так, например, Ионафан клянется перед Давидом словами: «…жив Господь Бог Израилев!.. пусть то и то сделает Господь с Ионафаном и еще больше сделает…»(1Цар. 20:12-13), а в другом месте Давид клянется перед народом: «…то и то пусть сделает со мною Бог и еще больше сделает, если я до захождения солнца вкушу хлеба или чего-нибудь» (2Цар. 3:35). Порою в клятве упоминается только ее объект или агент, а угроза проклятия за невыполнение лишь подразумевается; так, один египтянин для гарантирования своей безопасности требует от Давида клятву, в которой просит указать Бога в качестве агента: «поклянись мне Богом, что ты не умертвишь меня и не предашь меня в руки господина моего» (I Цар. 30:15) , метонимически под словом страх Бог указан и в клятве Иакова : «…Иаков поклялся страхом отца своего Исаака» (Быт. 31:53), (см. также Матф. 5:36). Для евреев клятва была сакральным актом, святость которого отражена в утверждении, что ложно поклявшийся именем Бога бесчестит его (см. Лев. 19:12), а также в представлении, что даже Бог скрепляет Свои обещания клятвой (см. Быт. 22:16-17; 1Цар. 3:14; Иер. 22:5, 44:26, 49:13; Ис. 45:23). Согласно библейскому законодательству суд признавал клятву одной из форм доказательства (см. Исх. 22:7-11), следовательно, отказ от произнесения клятвы был равносилен проигрышу в тяжбе. Тяжущиеся стороны могли клятвой добиться вызова в суд свидетеля, который видел, слышал или знал что-либо по тяжбе. Нарушение клятвы предписано искупать кровавым жертвоприношением (см. Лев. 5:4). Клятвенный зарок, данный зависимой от отца или мужа женщиной, мог быть отменен в день, когда им это стало известно (Чис. 30:4-16). В Библии подсудность Богу клятвопреступника или давшего Его именем ложную клятву вытекает из стиха в Десяти заповедях: «...не пощадит Яхве того, кто произнесет имя Его всуе» (Исх.

http://bogoslov.ru/article/3109806

«Доброе дело – молитва с постом и милостынею и справедливостью. Лучше малое со справедливостью, нежели многое с неправдою; лучше творить милостыню, нежели собирать золото, ибо милостыня от смерти избавляет и может очищать всякий грех» ( Тов. 12,8–9 ). ЗАЧЕМ НАМ НУЖНО МОЛИТЬСЯ? Иисус Христос назвал молитву очень важным делом и неоднократно Сам молился. Например, Сын Божий молился после Своего крещения ( Лук.3:21–22 ), перед призванием Своих учеников ( Лк. 6,12–13 ), в Гефсимании перед тем как был предан ( Лк. 22,39–46 ). Сам Иисус Христос убедительно призывал молиться и наставительно говорил: «Молитесь, чтобы не впасть в искушение» ( Лук.22:40 ). В другом месте Библии пишется, что молиться надо для того, чтобы были прощены грехи. В таком случае надо молиться как мытарь: «Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!» ( Лук.18:13 ). Молиться надо для того, чтобы Господь удовлетворил нужды и потребности наши. Иисус Христос говорит об этом так: «И если чего попросите у Отца во имя Моё, то сделаю, да прославится Отец в Сыне» ( Иоан.14:13 ). Молиться нужно с непрестанным благодарением Богу за заботу о нас, и прославлять Его могущество и величие. Так, например, пророк Даниил «три раза в день преклонял колени, и молился своему Богу, и славословил Его» ( Дан.6:10 ). Таковы правила жизни, по которым осуществляется связь между Богом и нами во время нашей молитвы. Однако могут найтись люди, которые скажут: «Ведь Бог Всезнающ! Он знает о всех нуждах наших, зачем же нужно молиться Богу?» Молитва нужна не Богу, а нам самим. Молитва не Бога низводит к нам, а возносит нас к Богу, и помогает нам уподобиться Ему. Господь знает что для нас необходимо, но Его радует, если мы с доверием просим Его о том, что Он охотно может дать нам. Христос говорил: «Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» ( Матф.7:11 ). Как видим, Сам Христос говорит о том, что Бог дает тому, кто просит. «Не имеете, потому что не просите» ( Иак 4,2 ) – говорит Иаков. А Иисус Христос учит: «Просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна» ( Иоан.16:24 ). Молитва – это дыхание души человеческой, направленное к Богу. Во время молитвы и после неё Бог вразумляет и просветляет ум человека, наставляя его на путь истинный.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

1) «Все мы много согрешаем», -говорит апостол Иаков 3:2 . Поэтому все мы непрестанно должны сокрушаться пред Еогом о своих грехах. «Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» ( Пс. 50:19 ; сравн. Иоиль 2:12–13 ; 2Кор. 7:9 ). Но такового покаяния еще не достаточно для получения прощения грехов. Мы должны исповедовать грехи не в молитве только, но в особо установленном Самим Богом таинстве пред лицом Богом поставленного пастыря. Так повелел Господь Израильтянам каяться и очищаться от грехов ( Лев. 5, 13; 6, 6–7 ; Числ.5:6–8 ; 1Цар. 2:25 ). Так поступали Израильтяне, как это мы видим из примеров ветхозаветных мужей. «И сказал Аарон Моисею: господин мой! не поставь нам в грех , что мы поступили глупо и согрешили» ( Числ. 12:11 ). «И сказал Саул Самуилу: согрешил я, ибо преступил повеление Господа и слово твое; но я боялся народа и послушал голоса их. Теперь же сними с меня грех мой, и воротись со мною, чтобы я поклонился Господу (Богу твоему)» ( 1Цар. 15:24, 25 ; 2Цар. 12:13 ; Матф. 3:5–6 и др.) «И сказал Давид Нафону: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь» ( 2Цар. 12, 13 ). «Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему, и крестились от него во Иордане, исповедуя грехи свои» ( Мф. 3:5–6 ). Христос Спаситель пришедший, установил таинство покаяния, даровав апостолам, а в лице их, и преемникам их, пастырям Церкви, право и власть «вязать и решить» (Иан. 20:21–23; Мф. 18:18, 28:20 ). Пастыри Церкви, в силу полученной им власти, и разрешают грехи кающихся «силою Св. Духа» ( Иоан. 20:22 ) «властью Божиею» (2 Кор, 10:8). Ссылка сектантов на Евангелие от Марка (2, 7), что никто не может прощать грехи, кроме Бага – неосновательна. Православная Церковь учила и учит, что пастыри православные отпускают грехи на исповеди не сами собой, не собственной властью, вяжут и решат грехи людские, но властью, данной от Господа Иисуса Христа ( Иоан. 20:22–23 ), Который имеет право отпускать грехи ( Лук. 5:24 ; Мф. 28:18 ). Притом, ссылаясь на Евангелие от Марка, где говорится, что книжники и фарисеи так думали, сектанты уподобляют себя ими, врагам Христовым. Что же касается молитвы Господней ( Мф. 6:12 ), то Православная [ Церковь всегда учила и учит, что нужно обращаться с молитвой к Господу о помиловании; но она также исполняет повеление Господне уча о том, что кроме молитвы нужна и исповедь пред священником.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

22. Старец сказал: чудное дело! мы приносим молитвы так, что представляем Бога присущим и слушающим слова наши; а когда грешим, то делаем так, как бы Он не видел нас. 23. Брат спросил старца, говоря: почему, когда я стою на молитве, возмущает меня помысл? И получил в ответ: потому что диавол, от начала не желающий поклониться Богу всех, был низвергнут с небес и сделался чужд царствия Божия; поэтому, и в нас желая произвести то же самое, он удерживает нас от молитвы. Глава 13. О том, что должно быть страннолюбивым и творить милостыню с радушием 1. Однажды некоторые оз отцев пришли к авве Иосифу в Панефо спросить у него, как принимать братий, издалека приходящих к ним: должно ли снисходить им и говорить с ними свободно? И прежде нежели они спросили старца, старец сказал ученику своему: смотри, что я хочу сегодня делать, и жди. Старец поставил два стула, - один по левую, а другой по правую сторону себя и сказал: садитесь. И взошедши в келию свою, надел на себя ветхую одежду, и, выйдя из келии, прошел посреди их. И возвратясь, надел свою одежду, и, опять вышедши, сел в середине их. Отцы же с изумлением смотрели на действия старца. И сказал им старец: видели ли вы, что я сделал? Да, говорят они. Говорит им: переменился ли я от презренного одеяния? Отвечают: нет. Старец еще говорит: не переменился ли я от хорошего одеяния? Отвечают: нет. На это сказал им: и так, если я один и тот же в том и другом одеянии, как первое не изменило меня, так и другое не повредило мне, то и мы таким образом должны поступать в принятии братий, Кесарева Кесареви, и Божия Богови (Матф. 22, 21). Итак, когда приходят братия, будем принимать их с радушием; когда же останемся одни, то имеем нужду в сетовании, чтобы оно пребывало с нами. Они же, услышавши, удивились, что старец сказал им, что у них было на сердце, еще прежде, нежели они спросили его, - и прославили Бога. 2. Авва Кассиан сказал: некогда мы пришли из палестины в Египет к одному из отцев; и когда он принял нас с любовью, мы спросили его: почему во время принятия чужестранных братий не соблюдаете правило поста вашего, как мы приняли в Палестине? И старец в ответ сказал им: пост всегда со мною; а вас я не могу иметь всегда при себе. Пост хотя дело полезное и необходимое, однако же он в нашей воле; а дело любви мы исполняем по необходимости, как требует закон Божий. Итак, принявши одного из вас в виде Христа, как должник, буду служить со всяким усердием. Когда же отпущу вас, могу восстановить правило поста. Ибо не могут сынове брачнии, дондеже жених с ними есть, поститися. Егда же отъимется от них жених, и тогда по власти своей постятся (Марк. 2, 19. 20).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/16/f...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010