28, 19), во имя Божественной Троицы, не имеющей ничего различнаго в наименовании; но так что один Бог в законе и пророках, в евангелиях и у апостолов, в Ветхом и Новом Завете нам проповедан, возвещен и служит предметом веры, Отец, и Сын и Святый Дух, не Божество, представляющее в Себе какое либо слияние, но Троица истинно совершенная, совершенный Отец, совершенный Сын, совершенный Дух Святый, единое Божество, единый Бог, Которому слава, честь и держава ныне и всегда и во веки веков. Аминь. Слово въ неделю Перевед. изъ S. Patr. nostr. Epiph. Constant. S. Salam. in Cypro Episc. Operr. Tom, II pag. 301–303, ed. Colon. 1682. Тотъ, Котораго непрестанно воспеваютъ и прославляютъ Ангелы, Тотъ на земле, какъ человекъ, преклоняетъ колена предъ Отцемъ и молится, а на небе самъ молитвы и отъ всей твари, видимой и невидимой; на земле, какъ человекъ, алчетъ (Матф. 4, 2; 21, 18), а самъ есть Хлебъ небесный, свыше 6, 41. 51); по домостроительству жаждетъ 19, 28), a по Божеству самъ есть источникъ жизни; на земле утруждается 4, 6) по воспринятому (человечеству), а Самъ есть труждающихся и обремененныхъ (Матф. 11, 28). Блаженны Церквей! Блаженны надежды Люди, уверовавъ въ Начальника мира (Ис. 9, 6), и обогатившись миромъ, сделались сожителями Ангеловъ. Христосъ совокупилъ дольнее и горнее, соединилъ бренныхъ съ безтелесными. Радуйтесь во Христе! Еще повторяю, радуйтесь: радуйся зело, дщи (Зах. 9, 9), Новый Церковь Приникни глубже въ таниство твоего празднества! Вознесись превыше видимаго, чтобъ понять духовно (αναγωγις) то, что совершается чувственно. Для чего Который всегда пешешествовалъ, ныне, и только ныне, возселъ на животное, самъ восшедши на оное? Для того, чтобы вразумить насъ о своемъ на крестъ. Какая это противу–лежащая весь? Безъ противоположный и противный образъ мыслей, усвоенный себе поселеннымъ прямо рая (Быт. 3, 24) человекомъ, къ которому Христосъ и послалъ двухъ учениковъ, то есть, два свои завета, — заветъ и Новый. Кто эта ослица? Безъ ветхая и прелюбодейная синагога, которая отягчена бременами житейскими, и на которой Христосъ возседалъ до некотораго времени.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

3. Вифания, воскрешение Лазаря, Иоанна 11 См. пояснение к карте 9–8. СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ 1. Вифания на горе Елеонской, Иоанна 12:1–8 Иисус прибыл туда за шесть дней до Пасхи. Там Он ранее воскресил Лазаря. В доме Симона прокажённого был приготовлен ужин. Мария, сестра Лазаря, помазала ноги Иисуса дорогим миром. Это возмутило Иуду Искариота, но Иисус сказал, что она сделала доброе дело. 2. Торжественный въезд, Иоанна 12:9–19 Ожидания народа взлетели, когда все услышали, что Иисус на окраине Иерусалима. Восторг усилило присутствие воскресшего Лазаря. Въезд Иисуса в Иерусалим на ослице стал исполнением пророчества ( Зах. 9:9 ). 3. Елеонская гора и Храмовая гора, Луки 19:41–44 С Елеонской горы Иисус смотрел на Иерусалим и плакал, зная о грядущем суде. Он вошёл в храм, скорее всего, со стороны южных ворот Хульды. 4. Возвращение в Вифанию, Марка 11:11 В храме Иисус осмотрел всё и вернулся в Вифанию, так как «время уже было позднее». 5. Храмовая гора, Марка 11:15–18 Следующие два дня Иисус контролировал храм. Он снова очистил его от покупающих, продающих и меновщиков, объяснив это из Ис. 56:7  и Иер. 7:11 . Простые люди приняли это с восторгом. Реакцией же вождей был страх и зависть. Они решили убить Его, но не арестовывали, боясь народа ( Матф. 21:46 ; Лук. 19:48 ). Они попытались дискредитировать Иисуса, но неудачно, и больше никто не решился вступить с Ним в спор ( Марк. 12:34 ; Лук. 20:40 ). Вопросом о связи Мессии с Давидом Иисус перешёл в наступление, обличив лицемерие религиозной элиты ( Матф. 22:41–23:36 ). Ближе к вечеру Он ушёл с учениками на гору Елеонскую ( Марк. 13:3 ). 6. Горница, Луки 22:1–38 Чтобы о месте Вечери не узнал Иуда, Иисус послал двух учеников навстречу человеку с кувшином воды. Возможно, встреча произошла близ купальни Силоам. Традиционно принимается место на Западном холме, где сегодня стоит здание времён крестоносцев. Здесь Иисус объявил, что Он является сутью празднования Пасхи. 7. Гефсимания, Матфея 26:36–56 По пути в Гефсиманский сад Иисус наставлял учеников и молился о Своём отшествии ( Иоан. 14:31–17:26 ). Перейдя через долину Кедрон, Он пришёл в Гефсима- нию ( Иоан. 18:1 ), где подтвердил послушание воле Отца. Его арестовала группа служителей храма во главе с Иудой.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Откуда семь таинств? . Что каждое из таинств совершает во спасение наше, о том уже сказано. А теперь кратко надо сказать о том, откуда каждое из них получило начало. Брак в начале узаконен Богом всяческих, сочетавшим Адама с Евою. А после Господь и в Евангелии частью почтил брак чудом, частью же подтвердил, показав причину, почему закон Моисеев позволял отпущать жен, давая им книгу распустную. Он говорит, что «из начала не бысть тако», но что это дозволено по «жестосердию» принявших закон. А к этому присовокупил и то, что тех, которых «Бог сочета, человек да не разлучает» ( Марк.10:2–9 ). После же сего и Апостол объявляет, что «женитва честна и ложе нескверно» ( Евр.13:4 ), и называет это таинством, говоря так: братие, «тайна сия велика есть: аз же глаголю во Христа и во Церковь » ( Еф.5:32 ). Таким образом и сие таинство преподано свыше, и утверждено и в новом завете, как сказано. Чин священный (я не буду говорить о дозаконных, не вполне известных священствах, по недостатку очевидности) весьма ясно предан от Бога всяческих, при Моисее и Аароне, сообразно со служением по закону. А во времена благодати, первые, почтенные сим достоинством, были избраны Единородным, как и Писание свидетельствует, что Господь сказал Апостолам: «не вы Мене избрасте, но Аз избрах вы от мира» ( Иоан.15:16,19 ). Совершенно же они утверждены в пятидесятницу через наитие на них Всесвятого Духа; а они предали сей дар всем своим преемникам. Святое крещение (я говорю о том, какое у нас, ибо образы теперь прешли) предал Господь наш Иисус Христос делом и словом, делом: приняв крещение от Иоанна во Иордане; словом: заповедав Своим ученикам: «шедше научите вся языки крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Матф. 28:19 ). Таинство божественного мира, хотя о нем подробно и определительно не говорится в божественном Писании, предано однакож учениками Слова, как это предал в своих священных сочинениях, наученный божественным Павлом, священнейший Дионисий, которого Церковь Божия чтит после Апостолов. Таинство причащения, священнейшего между таинствами, образно сеннописуется в законных жертвах; истинно же предано Господом, когда Он хотел идти на страдание, в ту нощь, в которую Он, совершив вечерю со Своими таинниками, молился в саду Гефсиманском. На этой вечери Господь Иисус установил новую жертву, преломив хлеб и разделив им, и назвав самым телом Своим; подав же им чашу, исполненную действительного смешения из вина и воды, произнес, что сие смешение действительно есть собственная Его кровь, и заповедал сие творить в Его воспоминание и знать, что всякий раз, когда они будут творить это, будут возвещать смерть Господа и Учителя ( Матф.26:26–28 ; Лук.22:19 ; 1Кор.11:23–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/otve...

«Когда ученики Иисуса провозгласили Его воскресение, – отмечает Джон Уорик Монтгомери, – они выступали в качестве очевидцев, причём ещё при жизни людей, соприкасавшихся с событиями, о которых шла речь. В 56 г. Павел писал о том, что Иисуса видели более 500 человек, из которых большая часть доныне в живых...» ( 1Кор. 15:6 ). Совершенно невероятно, что первым христианам удалось бы сфабриковать подобную сказку, а потом распространять её среди тех, кто мог легко опровергнуть их рассказы, попросту представив народу мёртвое тело Иисуса». «Если воскресения не было, – пишет Бернард Рамм, – то радикальные критики должны признать, что Павел лгал апостолам, когда говорил о явлении ему Христа, а они, в свою очередь, лгали Павлу, когда рассказывали о явлениях воскресшего Христа перед ними. Нелегко оспаривать свидетельство Посланий по этому вопросу, где столь убедительно подтверждается их истинность!» Явления Христа отдельным людям Воскресшего Иисуса видели: Мария Магдалина – ( Иоан. 20:14 ); ( Мк. 16:9 ). Женщины, возвращавшиеся от гробницы, – ( Матф. 28:9–10 ). Пётр, позднее в тот же день – ( Лук. 24:34 ); ( 1Кор. 15:5 ). Ученики по дороге в Эммаус – ( Лук. 24:13–33 ). Апостолы в отсутствие Фомы – ( Лук. 24:36–43 ); ( Иоан. 20:19–24 ). Апостолы в присутствии Фомы – ( Иоан. 20:26–29 ). Семеро у Тивериадского озера – ( Иоан. 21:1–23 ). Толпа из 500 с лишним человек на горе Галилейской – ( 1Кор. 15:6 ); Иаков – ( 1Кор. 15:7 ). Одиннадцать учеников – ( Матф. 28:16–20 ); ( Мк. 16:14–20 ); ( Лук. 24:33–52 ); ( Деян. 1:3–12 ). Присутствовавшие при вознесении – ( Деян. 1:3–12 ). Павел – ( Деян. 9:3–6 ); ( 1Кор. 15:8 ). Стефан – ( Деян. 7:55 ). Павел в храме – ( Деян. 22:17–21 ); (23:11). Иоанн на Патмосе – ( Отк. 1:10–19 ). Враги Христа не сумели опровергнуть его Воскресения Молчание противников Христа В Деян. 2 Лука пишет о проповеди Петра в день Пятидесятницы. Никто из евреев не возразил ему, когда он смело провозгласил воскресение Христа. Почему? Потому что пустая гробница была свидетельством, которое мог проверить любой из противников, если хотел опровергнуть его. Однако всем было известно, что Тела Христа в гробнице больше не было.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

Но Сын Божий явился на землю не для внешнего господства, не для того, чтобы служили Ему, как служат земным владыкам (20, 28); царство его несть от мира сего ( Иоан. 18, 36 ): Христос царствует в душах, освящая их истиною ( Иоан. 17. 17 ), соединяя их между собою союзом веры и любви и руководя их к небесной славе. Такому делу диавол не мог оказать помощи, ибо он враждебен ему по самой испорченной природе своей. Ст. 10. Иди за мною, т. е., иди прочь, с глаз моих, сатано: Господу Богу твоему поклонишися и тому единому послужиши. Иисус Христос, приводя эти слова из Второзакония (6, 13), не только отвергает ими безумное предложение искусителя, но и показывает, что не признает власти сатаны над миром, над всеми земными царствами и славою их, потому что вселенная принадлежит Господу и Ему единому подобает поклонение на ней. Ст. 11. Тогда остави его диавол, по св. Луке, отъиде от него до времени (4, 13). Предание Иоанна Крестителя и начало проповеди Христовой Матф. 4:12–17 ; Марк. 14:15 ; Лук. 3:19–20, 4:14–15 Матф. 4:12–13 . От повествования об искушении Иисуса Христа в пустыне ев. Матфей переходит прямо к тому, как Иисус, услышав о заключении Иоанна в темницу (предан бысть – выражение еврейское, равносильное выражению: был заключен, – подобно тому, как в Псалме 87, 9, предан бых и не исхождах значит: я заключен и не выхожу), отправился в Галилею и, пробыв не долго в Назарете, поселился в приморском городе Капернауме. При этом ев. Матфей опускает следующие события: 1) Возвращение Иисуса Христа из пустыни искушения на Иордан и свидетельство о Нем Иоанна ( Иоан. 1:29–36 ). 2) Последование за Христом Андрея, Иоанна, Петра, Филиппа, Нафанаила (37 – 51). 3) Первое возвращение Иисуса Христа в Галилею и первое чудо в Галилее на браке в Кане ( Иоан. 2:1–11 ). 4) Первое прибытие в Капернаум и оттуда отправление на Пасху в Иерусалим (12–14). 5) Изгнание Иисусом Христом торгующих из иерусалимского храма, чудеса и их действие на многих (11–25). 6) Беседа с Никодимом ( Иоан. 3, 1–2 ). 7) Пребывание Иисуса в стране иудейского до заключения Иоанна в темницу, 24 ст., и последнее свидетельство о Нем Иоанна (25–36).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

Р1 (по фон-Зодену ЕО1). Один лист из книги с текстом из Еванг. Матф. 1, 1–9, 12, 14–20 . Найден в Оксиринхе, в Египте в 1896 году и опублико­ван Грэнфелом и Хонтом. III век. Варианты фрагмента подтверждают чтения Синайского и Ватиканского кодексов. Хранится в Пенсильванском университете. Р5 (у фон-Зодена ЕО2). Заключает в себе отрывки из Еванг. Иоанна 1,23–31, 33–41; 20, 11 – 17, 19–25 . Один из листов сброшюрованной тет­ради, содержавшей полностью Евангелие от Uoahha. III век. Найден в Оксиринхе Грэнфелом и Хонтом и издан ими в 1899 году. Находится в Бри­танском музее. Текст папируса самый краткий из всех, какие предлагают нам древние рукописи. Он не испытал на себе ни влияний гармонизации, ни исправлений, ни стилистических прикрас. Во многом он совпадает с алеф и В, но еще больше отличается от них. Р 11 . Содержит отрывки из 1-го посл. к Коринфянам б, 13–18; 7, 3–4; 10–14. Первый папирусный фрагмент Нового Завета, ставший известным миру, привезен с Востока епископом Порфирием Успенским . V век. Хра­нится в Ленинграде. Описан кратко у Грегори 27 . Р 13 . Содержит отрывки из Послания к Евреям: 2, 14–5, 5; 10, 8–11, 13; 11, 28–12, 17. Написан на оборотной стороне свитка, на лицевой стороне которого имеется конспект из Тита Ливия. Конец III или начало IV века. Найден и издан Грэнфелом и Хонтом. Это один из наиболее полных из Ново­заветных папирусов. Он очень ценен в том отношении, что содержит час­ти послания к Евреям, отсутствующие в Ватиканском кодексе, к которому он очень близок по своему тексту. Находится в Британском музее. Р 17 . Отрывок из Послания к Титу 1, 11–15; 2, 3–8 . Часть листа из па­пирусной книги. III век. Найден в Египте и опубликован Хонтом. Р 19 . Отрывок из Апокалипсиса 1,4–7. Написан на оборотной стороне папирусного свитка со списком из Исхода. Конец III или начало IV века. Найден в Оксиринхе и опубликован Хонтом. Р 23 . Содержит стихи из Соборного послания ап. Uakoba 1, 10–12; 15– 18. IV век. В вариантах обнаруживает сходство с В и А. Р 37 . Находится в числе рукописей Мичиганского университета. Опуб­ликован проф. Сандерсом. Содержит стихи из Матф. 26, 19–52 . Относится к III веку. Наиболее близок в вариантах к манускрипту Кесарийской груп­пы ?.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tekstua...

СТАВРОФИЛА. «Не все вмещают слово сие, но кому дано» от Бога (Матф.19. 11). Эту непостижимую для людей истину открывает не «плоть и кровь», но «Отец, Который на небесах» (Матф.16:17). АНГЕЛ. Так, Бог «утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам» (Лук. 10:21), т. е. младенствующим злобою. Понимал это Апостол Павел, который был мал в собственных своих очах, а велик в очах Божиих. «я гораздо охотнее, — говорил он, — буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен» (2 Кор.12:9, 10). Сравнивая же себя с прочими, он говорит: «Христовы служители? (в безумии говорю я больше». А это преимущество чем он приобрел? Послушай внимательно: «Я гораздо более [был] в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока [ударов] без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине [морской]» (2 Кор.11:23—25). Вот чем хвалится избранный сосуд Христов. СТАВРОФИЛА. Когда я это слышу или читаю, всегда прихожу в великое удивление. И кто не подивится этому непобедимому терпению сердца Св. Апостола, и крепости его души, крепчайшей всякого адаманта? Будучи человеком смертным, он как на знамение Апостольства своего и отличительное свое преимущество указывает на беды, на страдания, тесноту, глад, жажду, мраз, наготу, от чего все люди отвращаются. Кто премудр и уразумеет сие? АНГЕЛ. Это не совсем сокрыто и небезызвестно миру. Не говорили ли даже и язычники: „творить великие дела и переносить великие страдания свойственно Римлянам?» Огнь искушает злато, а скорби людей мужественных. Доблесть никогда не обнаруживается в отраде. Воины прославляются за свои раны, которые они получили, показывая свое мужество в опасностях. Полководец для защищения опаснейших мест посылает избраннейших воинов. Наставники требуют больших трудов от тех, кто подает более надежды. Равным образом и великие кресты посылаются избраннейшим и достойнейшим воинам Христовым. И кто причисляемый к такому сонму не похвалится о Господе?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

27) Текст испорчен. Принимаем чтение Rig.: curiosus tecum. 28) Критические издания Н. 3. дают для Тит. 3,10 " после первого и второго вразумления " . В тексте, которым пользовался Тертуллиан, отсутствовали слова " и второго " . 29) См. Пс. 108,8; Деян. 1,20. 30) См. Иоан. 13,25-26; 19,26; 21,20; Матф. 17,1 сл.; Лук. 9,28 сл. 31) Например, манихеи, Маркион, возможно, эвиониты. 32) См. Галат. 2,11 сл. 33) См. 1 Кор. 15,9. 34) См. Иоан. 5,31. 35) См. Деян. 16,3. 36) О том, что Маркион происходил с Понта (область на северо-востоке М. Азии), сообщают Юстин (Апология 26; 58) и Ириней (Против ересей IV 6). Что он был корабельщиком, известно также из сообщения Евсевия (Церковная история V 13,3). 37) Валентин и Маркион жили при императоре Антонине Пие (138-161), а, возможно, и при Марке Аврелии (161-180). 38) Точнее, Элевтер - епископ Римский в 177-192. Упоминание Элевтера в данном контексте является анахронизмом. 39) См. Марк. IV 4. 40) Маркион запрещал брак. 41) Нигидий - видимо, гностик; известен только из данного упоминания. Гермогену Тертуллиан посвятил специальный трактат. 42) Текст испорчен. Принимаем чтение Rig.: Sic enim apostohis descripsit, solet facere... 43) Апостольские церкви были основаны самими апостолами - в Коринфе, Филиппах, Фессалонике, Эфес и Риме. (См. ниже, гл. 36.) Евсевий (Церковная история VII 10) присоединяет к ним еще кафедру апостола Иакова в Иерусалиме. О Поликарпе и Клименте см. Евсевий V 20,5; III 15,34. 44) Саддукеи - влиятельная (наряду с фарисеями) религиозно-политическая группировка в Иудее в I в. д.Х. - I в. Объединяла по преимуществу высшие слои жречества. Считалось, что саддукеи отрицали воскресение мертвых и грядущий Суд (см. Матф. 22,23; Деян. 23,8; Терт. Воскр. 2; 36 и др.). 45) См. Герм. 2-3; 6. 46) Caiana haeresis Н. Щеглов переводит неверно как " ересь Гая " . Между тем речь несомненно идет о " Каиновой ереси " (см. Крещ. 1, прим. 2). Основателем ереси николаитов считался Николай Антиохийский, поставленный в диаконы самими апостолами (Деян. 6,5). Николаиты сурово осуждаются в " Откровении " Иоанна (2,6; 14; 20) за то, что призывали " любодействовать " и есть " идоложертвенное " (ср. Марк. I 29; Климент Александрийский. Строматы II 20,118; III 4,25). Впрочем, Евсевий (Церковная история III 29,2) и другие считали невозможным, чтобы ересиархом оказался преемник апостолов, и были склонны оправдывать Николая.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/555/...

2. При посредстве или соучастии ангелов дан был людям сам закон, писанный на скрижалях, как видно: а) отчасти из сказания Моисея, что Бог Законодатель явился на Синае со тьмами святых (Втор. 33:2); б) еще более из слов первомученика Стефана Иудеям: вы, которые приняли закон при служении Ангелов ( ες διαταγας αγγλων ) и не сохранили (Деян. 7:53); и - в) из выражения святого апостола Павла, что закон преподан через Ангелов ( διαταγες δι ’ αγγλων ) (Гал. 3:19; срав. Евр. 2:2). 3. Наконец. ангелы нередко наставляли людей и после того, как дан был им закон письменный, являясь Пророкам, например, Даниилу (9:21), Захарии (3:1), и открывая им волю Божию касательно человеческого спасения. В истории Церкви новозаветной: 1. Мы видим ангелов слугами самого Начальника и Совершителя нашей веры во все важнейшие минуты Его высокого служения человеческому роду. Именно - а) при Его появлении на землю, когда ангелы возвестили зачатие Его Предтечи (Лук. 1:28), и Его собственное (Матф. 1:20), возвестили и прославили Его рождение (Лук. 2:9); б) при Его вступлении в общественную должность учителя, когда, после искушения Господа в пустыне от диавола, Ангелы приступили и служили Ему (Матф. 4:П): в) перед Его крестной смертью, которою искупил Он нас от клятвы законной, в саду гефсиманском Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его (Лук. 22:43); г) при Его вознесении на небо (Деян. 1:11), откуда ниспослал Он на Апостолов Святого Духа. 2. Ангелы служили и святым Апостолам, которым поручил Господь, возносясь на небо, докончить начатое Им самим устроение на земле Его благодатного царства. Так, ангел освободил Апостолов из темницы, куда заключили было их враги креста Христова (Деян. 5:19); ангел же потом освободил из темницы одного апостола Петра (Деян. 12:7); ангел научил язычника Корнилия пригласить к себе этого апостола и принять от него крещение (Деян. 10:3); ангел утешал святого апостола Павла во время страшной бури па море, угрожавшей ему и бывшим с ним смертью (Деян. 27:23), и проч. §107. Ангелы-хранители человеческих обществ

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

Regula fideiздecь, собственно. Символ веры в его начальной редакции. См. след. главу. 296 Текст испорчен. Принимаем чтение Rig.: curiosus tecum. 297 Критические издания Н. 3.  дают для Тит. 3:10 «после первого и второго вразумления». В тексте, которым пользовался Тертуллиан, отсутствовали слова «и второго». 298 См. Пс. 108:8; Деян. 1: 20.  299 См. Иоан. 13:25–26; 19:26; 21:20; Матф. 17:1 сл.; Лук. 9:28 сл. 300 Например, манихеи, Маркион, возможно, эвиониты. 301 См. Галат. 2:11 сл. 302 См. 1 Кор. 15: 9.  303 См. Иоан. 5: 31.  304 См. Деян. 16: 3.  305 О том, что Маркион происходил с Понта (область на северо–востоке М. Азии), сообщают Юстин (Апология 26; 58) и Ириней (Против ересей IV 6). Что он был корабельщиком, известно также из сообщения Евсевия (Церковная история V 13:3). 306 Валентин и Маркион жили при императоре Антонине Пие (138–161), а, возможно, и при Марке Аврелии (161–180). 307 Точнее, Элевтер — епископ Римский в 177– 192.  Упоминание Элевтера в данном контексте является анахронизмом. 308 См. Марк. IV 4. 309 Маркион запрещал брак. 310 Нигидий — видимо, гностик; известен только из данного упоминания. Гермогену Тертуллиан посвятил специальный трактат. 311 Текст испорчен. Принимаем чтение Rig.: Sic enim apostohis descripsit, solet facere… 312 Апостольские церкви были основаны самими апостолами — в Коринфе, Филиппах, Фессалонике, Эфес и Риме. (См. ниже, гл. 36.) Евсевий (Церковная история VII 10) присоединяет к ним еще кафедру апостола Иакова в Иерусалиме. О Поликарпе и Клименте см. Евсевий V 20:5; III 15:34. 313 Саддукеи — влиятельная (наряду с фарисеями) религиозно–политическая группировка в Иудее в I в. д.Х. — I в. Объединяла по преимуществу высшие слои жречества. Считалось, что саддукеи отрицали воскресение мертвых и грядущий Суд (см. Матф. 22:23; Деян. 23:8; Терт. Воскр. 2; 36 и др.). 314 См. Герм. 2–3; 6. 315 Caiana haeresis Н. Щеглов переводит неверно как «ересь Гая». Между тем речь несомненно идет о «Каиновой ереси» (см. Крещ. 1:прим. 2). Основателем ереси николаитов считался Николай Антиохийский, поставленный в диаконы самими апостолами (Деян. 6:5). Николаиты сурово осуждаются в «Откровении» Иоанна (2:6; 14; 20) за то, что призывали «любодействовать» и есть «идоложертвенное» (ср. Марк. I 29; Климент Александрийский. Строматы II 20:118; III 4:25). Впрочем, Евсевий (Церковная история III 29:2) и другие считали невозможным, чтобы ересиархом оказался преемник апостолов, и были склонны оправдывать Николая. 316

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010