Павел: «иже во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу, но себе умалил зрак раба приим, в подобии человечестем быв» (Флп. 2:6-7). «Един Бог и Отец всех» (Ефес. 4:6). «Един ходатай Бога и человеков человек Христос Иисус» (1 Тим. 2:5). В Евангелии: «яко Сын человечь есть, не дивитеся сему» (Иоан. 5:27-28). «Егда приидет Сын человеческий... тогда сядет на престоле славы Своея» (Матф. 25:31).        Против нечестивцев, безумно утверждавших, что Господь не страдал плотию, но призрачно казался страждущим:     Распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.       Павел: «завещаваю ти пред Богом, оживляющим всяческая, и Христом Иисусом, свидетельствовавшим при Понтийском Пилате доброе исповедание» (1 Тим. 6:13). В Евангелии: «Иисуса ищеши Назарянина распятого» (Мк. 16:6)? Павел: «предах... яко (Христос) умре, и яко погребен бысть, и яко воста в третий день, по писанием» (1 Кор. 15:3-4).        Против Иудеев и Еллинов, и всех прочих нечестивцев:     И воскресшего в третий день, по Писанием.       В Евангелии: «воскрес Иисус заутра в первую субботу» (Мк. 16:9). «Третий сей день имать днесь, отнелиже сия быша» (Лук. 24:21). «Воскрес Иисус от мертвых, ста посреде ученик и глагола им: мир вам» (Иоан. 20:19). «Помяните, якоже глагола вам еще сый в Галилеи, глаголя, яко подобает Сыну человеческому предану быти в руце человек грешник, и пропяту быти, и в третий день воскреснути» (Лук. 24:6-7).     И восшедшего на небеса и седящего одесную Отца.       В Евангелии: «Господь же убо по глаголании Его к ним вознесеся на небо и седе одесную Бога» (Мк. 16:19). «И бысть, егда благословяше их, отступи от них, и возношашеся на небо» (Лук. 24:51). В Деяниях: «зрящим им взятся и облак подъят Его от очию их» (Деян. 1:9).     И паки грядущего со славою судити живым и мертвым.       В Деяниях: «мужие Галилейстии, что стоите зряще на небо? Сей Иисус вознесыйся от вас на небеса такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо» (Деян. 1:11). В Евангелии: «и тогда узрят Сына человеческого грядуща на облацех с силою и славою» (Лук. 21:27). «Тогда сядет (Сын человеческий) на престоле славы Своея и соберутся пред Ним вся языцы» (Матф. 25:31-32). В Деяниях: «иже с ним ядохом и пихом по воскресении Его от мертвых; и повеле нам проповедати людем и засвидетельствовати, яко Той есть нареченный от Бога Судия, живым и мертвым» (Деян. 10:41-42). Даниил: «зрях, дондеже престоли поставишася и Ветхий денми седе: и се на облацех небесных яко Сын человечь идый бяше; и Тому дадеся власть и честь» (Дан. 7:9, 13-14).  

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«Начало и основание общественного христианского богослужения, как хорошо и подробно указывает архимандрит Гавриил, положено Самим Иисусом Христом частию Своим примером, частию Его заповедями. Совершая Свое Божественное служение на земле, Он устрояет Новозаветную Церковь (Матф. 16:18-19; 18:17-20; 28:20), избирает для нее Апостолов, а в лице их, преемников их служения пастырей и учителей (Иоан. 15:16; 20:21; Еф. 4:11-14; 1 Кор. 4:1). Научая верующих покланяться Богу в духе и истине, сообразно с этим Сам прежде всего представляет Собой пример устрояемого богослужения. Он обещает быть с верующими там, где «собраны двое или трое во имя Его» (Матф. 18:20), «и пребыть с ними во вся дни до скончания века» (Матф. 28:20). Он Сам молится, и иногда целую ночь (Лук. 6:12; Матф. 14323), молится при пособии внешних видимых знаков, как-то: возведения очей Своих к небу (Иоан. 17:1), преклонения колен (Лук. 22:41-45), и главы (Матф. 26:39). Он возбуждает к молитве и других, указывая в ней благодатное средство (Матф. 21:22; Лук. 22:40; Иоан. 14:13; 15:7), делит ее на общественную (Матф. 18:19-20) и домашнюю (Матф. 6:6), учит Своих учеников самой молитве (Матф. 4:9-10), предостерегает Своих последователей от злоупотреблений при молитве и богопочтении (Иоан. 4:23-24; 2 Кор. 3:17; Матф. 4:10). Далее Он возвещает новое Свое учение Евангелия через живое слово, через проповедь и заповедывает Своим ученикам проповедовать его «во всех языцех» (Матф. 28:19; Марк. 16:15), преподает благословение (Лук. 24:51; Марк. 8:7), возлагает руки (Матф. 19, 13-15) и, наконец защищает святость и достоинство дома Божия (Матф. 21, 13; Марк. 11:15). А чтобы сообщить людям, уверовавшим в Него, Божественную благодать, Он устанавливает таинства, повелевая крестить приходящих в Его церковь (Матф. 28:19); во имя данной им власти поручает им право вязать и решить грехи людей (Иоан. 20:22-23); особенно же между таинствами заповедует совершать в Его воспоминание таинство Евхаристии, как образ голгофской крестной жертвы (Лук. 22:19). Апостолы, научившись от Божественного своего Учителя новозаветной службе, не смотря на преимущественное занятие благовестием слова Божия (1 Кор. 1:27), довольно ясно и подробно определили самый чин внешнего богослужения. Так, на некоторые принадлежности внешнего богослужения мы находим указания в их писаниях (1 Кор. 11:23; 14:40); но наибольшая часть его осталась в практике Церкви. Преемники Апостолов пастыри и учители церкви, сохранили Апостольские постановления в отношении богослужения и, на основании оных, во времена спокойствия после ужасных гонений, на Вселенских и поместных соборах определили письменно весь, почти до подробностей, постоянный и однообразный чин богослужения, сохраняемый церковью и до ныне» («Руководство по Литургике,» архим. Гавриила, стр. 41-42, Тверь, 1886).

http://pravmir.ru/o-bogosluzhenii/

Наиболее авторитетная традиция приписывает основание А. Ц. св. ап. и евангелисту Марку (Евсевий. ЦИ. II 16. 1), происходившему из семьи евр. поселенцев в Киренаике. Трудно точно определить время его прибытия в Египет; источники называют различные даты: 39/40 г.— 3-й год правления имп. Калигулы (Chron. Pasch.//PG. 92. Col. 559; 546), 43 г.— 3-й год правления Клавдия (Euseb. Chron., 2//PG. 19. Col. 539) или 49 г.— 9-й год правления того же императора (Eutychii. Annales//PG. 111. Col. 903). Равным образом трудно точно указать, где и когда он написал свое Евангелие: весьма вероятно, что еще в Риме, но, м. б., уже в Египте (Иоанн Злат. 1-я гомилия на Еванг. от Матф. 3//PG. 57. Col. 17). Ап. Марк благовествовал в Египте, Фиваиде и Пентаполе; в Александрию он вступил через Лунные ворота, находившиеся близ городской таможни (на этом месте позже возник первый в городе христ. храм). В этом же городе св. евангелист завершил свой земной путь, претерпев мучения от толпы разъяренных поклонников Сераписа (в 62 или 68). Его тело было погребено христианами в ц. Вукола. Впосл. в этом храме, у гроба апостола, обретали упокоение его преемники по Александрийской кафедре. Здесь же в 311 г., во время гонений имп. Максимина, претерпел мученическую кончину еп. Петр. Это место привлекало множество паломников из разных стран. В IX в. венецианские купцы тайно похитили мощи св. апостола и увезли их в Венецию. Позднее, после различных превратностей, мощи оказались в Риме. Лишь в ХХ в. католич. Церковь передала мощи св. Марка Коптской Церкви, и ныне они покоятся в соборном храме Каира. Список первых преемников св. Марка (до Димитрия включительно) восстанавливается по сообщениям Евсевия Кесарийского (Церк. ист. II 24; III 14, 21; IV 1, 4, 5.5, 11.6, 19; V 9, 22). Становление А. Ц. в первые 2 столетия после Р. Х. проходило в противостоянии с разного рода культами и религ. сектами многонациональной Александрии. Наиболее известными были секты гностиков. Во II в. город был прибежищем для таких представителей этого течения, как Василид, его сын Исидор, Карпократ и его сын Епифаний, Валентин и др.

http://sedmitza.ru/text/411791.html

К каждому из людей приставлен ангел для помощи ему в добрых делах. Поэтому такой ангел обыкновенно называется ангелом-хранителем. Вера в ангела хранителя была уже у первых христиан, потому что когда ап. Петр, чудесно освобожденный из темницы явился к христианам, то они удивлены были и говорили друг с другом, что это ангел ( Деян.12:15 ). Сам Спаситель подтвердил это верование, говоря ( Матф.18:10 ), что ангелы младенцев непрестанно видят лице Божие. Каждый народ также имеет своего особого ангела, который служит его хранителем. В книге Даниила ( Дан.10:13,21 ), упоминается об ангеле греков и ангеле персов. Кроме того, по переводу LXX ( Втор.32:8 ), Бог разделил землю на народы по числу Своих ангелов. И многие писатели заключали отсюда, что каждый народ имеет своего ангела хранителя. Ангелом народа иудейского был Михаил ( Дан.10:13,21, 12:1 ; Иуд.9 ), который теперь является особым покровителем церкви вселенской ( Апок.12:7 ), за которую он воинствует. Отсюда довольно естественно было думать, что и поместные церкви каждая имеет своего ангела хранителя. Это мнение весьма распространенное. Есть толкователи, которые думают, что св. Иоанн в начале Апокалипсиса обращается к ангелам семи церквей Азии; но те, кого он называет ангелами в этом месте, суть епископы этих церквей, как это доказывают делаемые им укоры. Верование в ангелов-хранителей не было особенностью иудеев и христиан; оно существовало у персов, греков и других народов. Стефан первомученик ( Деян.7:53 ) и ап. Павел ( Евр.2:2 ; Гал.3:19 ) говорят, что закон и откровение Моисеевы даны были иудеям чрез ангелов. Ап. Павел пользуется при этом случаем показать превосходство христианского откровения, которое принесено было в мир Сыном Божиим лично ( Евр.1 ). Ангелы, как сказано выше, часто являлись людям. Между явлениями, о которых говорится в Ветхом Завете, много таких, где являющийся называется Ангелом Иеговы или «Ангел Господень» ( Быт.16:7, 21:17, 22:11,15 ; Числ. 22:32 ; Суд.2:1,4 , и друг.). Часто та самая личность, которая называется ангелом, впоследствие называется Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

   Итак, не слушай злых речей окружающих лиц: истина показывает, что ты сам клевещешь более, чем тот (кто обыкновенно распространяет злые слухи), потому что кто верит слухам, тот уже втягивается в дело злословия, а тебе приходится вновь измышлять порицания. Но существует, действительно существует некоторый злой и коварный род людей (о, еслибы мы все были избавлены от них!), которые делают своим занятием и ремеслом распространение собственных гнусных клевет и раскрашивание ими своих ближних, дабы самим, по праву пасущихся животных, в массе обвинений было безопаснее в избытке насыщаться всеобщею развращенностью и дабы, посредством коварного привлечения многих к участию в том же самом наименовании, они могли представить свою преступную деятельность в более безвредном виде. Итак, если кто нибудь окажется таковым (среди нас такого нет и да не будет! ибо я не настолько несчастлив, чтобы управлять такими зверями), о, сколько несчастий он принесет! Не «жернов осельский... о выи его» (Лук. 17:2), не пучина моря (Матф. 18:6), которые являются наказанием и гибелью только одного тела, но «тьма кромешная» (Матф. 22:13), червь не умирающий (Марк 9:44) и всякий вид мучений, превышающих силу разума и мышления и жестоко истребляющих самую душу, — вот что поистине ожидает этого диавола среди людей (2 Тим. 3:3), этого чужеземца среди единоплеменников, безчестие рода, обвинителя творения.    Мы же, возлюбленные, станем избегать «лукавства их» (Матф. 22:18), дабы не оказаться нам и участниками их наказания. Будем избегать «лжесвидетельства» (Матф. 15:19), «досаждения» (1 Петр. 3:9), «клеветы» (Псал. 118:134). Станем охранять себя от всякаго делания нечистоты (Ефес. 4:19), дабы нам достигнуть Царствия Небеснаго (2 Тим. 4:18), «во Христе Иисусе Господе нашем» (Рим. 6:11), Коему подобает всякая слава, честь (2 Петр. 1:17), поклонение с безначальным Отцем и собезначальным и вечным Духом, — Троице Единосущной и Животворящей, — ныне и присно и вовеки веков. Аминь. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

βλλουσι κα καεται, – ст. 9 καθ ς γπησν με πατρ, κγ μ ς γπησα, – 8:28–29: κα πμψας με μετ μο στν. οκ φκν με μνον, – 13:31–32: νν δοξσθη... κα δοξσει, – 1Ин. 2:27 : διδσκει... κα καθ ς δδαξεν, – Марк. 3:21 ξστη ср. ст. 22: Βεελζεβολ χει, – Иуд. 1:14 ; Апок. 10:7 , – в сравнениях Мф. 13:44 : ερ ν – κρυψεν κα – πγει κα πωλε cp. ст. 46, 48. Иак. 1:11, 24 , – 1Пет. 1:24 из Ис. 40:7 (LXX), – cp. Паст. Ермы Vis. III, 12, 2: κατελεφθη – ξηγρθη – νεδσατο – οκτι νκειται λλ’ στηκεν κτλ. 13, 2: πελθετο – προσδχεται κτλ, – и в частности у Ап. Павла: 1Кор. 7:28 : ν γαμσ ς, οχ μαρτες κα ν γμ οχ μαρτεν, – 8:2: ει δ τις δοκε γνωκναι τι, ο πω γνω καθ ς δε γνναι, – о Боге 2Тим. 2:19 : γνω Κριος и Рим. 8:29–30 : προγνω – προρισεν – κλεσεν – δικαωσεν – δξασεν (Blass, Grammatik des Neutestamentlichen Griechisch, 2 Aufl. 57, 9 S. 198; cp. Иов. 6:17 : καθ ς – οκ πεγνσθη – ο τως κγ κατελεφθην – πωλμην γενμην, – сюда же можно в качестве иллюстрации отнести вариант в кодексе С 5 ст. и у древних христианских писателей к Матф. 11:17 γνω – аорист вместо настоящего πιγινσκει). При этом первое лицо глагола берется в примерном значении, как нередко у Ап. Павла (ср. выше), – и здесь же в первом разъяснении («когда я был младенцем...»). Перевод будет такой: «тогда же познаю так, как и я познан или познаюсь Богом, или: как Бог познает человека». Но и при таком толковании разъяснение Апостола не имеет надлежащей силы, общепонятности и наглядности. Возникает необходимый и неразрешимый вопрос: какое же познание Бог имеет о человеке? С библейской, и в частности Павловой точки зрения, ближайшего и ясного ответа на этот вопрос не может быть дано. В том же послании выше Апостол выразительно утверждает, что Божиего никто не знает, кроме Духа Божия... ибо кто познал ум Господень ( 1Кор.2:11, 16 ; ср. Рим. 11:34 из Ис. 40:13 ; Ин. 1:18, 6:46 др.). О дне и часе второго пришествия Христова не знают даже Ангелы и Сын ( Мф. 24:36 ; Мк. 13:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

митрополит Макарий (Булгаков) Содержание Часть 1. О Боге в самом себе и общем отношении его к миру и ... Глава 1. О Боге, едином в существе Глава 2. О Боге, троичном в лицах Часть 2. О Боге в общем отношении Его к миру и человеку... Глава 1. О Боге, как Творце Глава 2. О Боге, как промыслителе Информация о первоисточнике Часть 1. О Боге в самом себе и общем отношении его к миру и ... 1. О Боге в самом себе     Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. 1 Иоанн (5:7). §9. Степень нашего познания о Боге, по учению православной Церкви    Все учение свое о Боге в Символе Веры православная Церковь начинает словом: верую..., и первый догмат, какой она хочет внушить нам, состоит в следующем: «Бог непостижим для человеческого разума; люди могут познавать Его лишь отчасти, — настолько, насколько Он сам благоволил открыть Себя для их веры и благочестия.» Истина непререкаемая: она ясно изложена в Священном Писании и подробно раскрыта в писаниях святых Отцов и учителей Церкви, на основании даже здравого разума.    Священные книги проповедуют с одной стороны: а) что Бог обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может (1 Тим. 6:16); б) что не только для людей, но и для всех существ сотворенных неведомо существо Его, непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его (Рим. 11:33-34; срав. Иоан. 1:18; 1 Иоан. 4:12; Сирах. 18:3,4), и в) что Бога вполне знает только один Бог: кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (1 Кор. 2:11), и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына (Матф. 11:27). Но с другой стороны священные книги возвещают нам, что Невидимый и Непостижимый сам благоволил явить Себя людям -    а) в творении: невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны (Рим. 1:20; срав. Пс. 18:2-5; Прем. 13:1-5), а еще более -    б) в сверхъестественном откровении, когда многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне (Евр. 1:1-2; срав. Прем. 9:16-19), и когда сей единородный Сын Божий, явившись на земле во плоти (1 Тим. 3:16), дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного (1 Иоан. 5:20), и потом проповедал свое учение чрез Апостолов, ниспославши на них Духа истины, который все проницает, и глубины Божии (Иоан. 14:16-18; 1 Кор. 2:10). Наконец, священные книги утверждают, что хотя, таким образом, Единородный Сын, сущий в недре Отчем, и явил нам Бога, которого не видел никто никогда (Иоан. 1:18), но и ныне мы видим невидимого только как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, и ныне мы разумеем Непостижимого только отчасти (1 Кор. 13:12), и ныне мы верою ходим, а не видением (2 Kop. 5:7). Святые Отцы и учители Церкви подробно раскрывали эту истину, особенно по случаю возникавших касательно ее еретических мнений.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Любовь как основа единства Церкви Рассуждая над тем, что является залогом церковного единства, автор, основываясь на Священном Писании, доказывает ключевое значение любви в формировании истинного понимания Церкви. Публикуется в авторской редакции. Статья Вступление Образы единства верующих, представленные в Писании довольно разнообразны и, наверно, нельзя утверждать, что какой-то из них является более или менее важным или выразительным, потому что каждый приоткрывает лишь одну сторону этой тайны. Так, например, апостол сопоставляет образ духовного единства с отношениями родственных связей отца-ребенка: " Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! " (Гал.4:19). В других местах благодатное единство находит свое сравнение в образе жениха и невесты, когда Царство Небесное уподобляется " десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху " (Матф.25:1) или когда апостол, увещевая, говорит, что " я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою " (2Кор.11:2). Еще чаще единство верующих во Христа сравнивается с единством цельного организма, наподобие человеческого тела, в котором все члены взаимосвязаны и неотделимы друг от друга, которые живут одной цельной жизнью, хотя и имеют разное назначение и внешние отличия. В Посланиях апостола Павла встречаются сравнения Церкви со строением, основание которого Христос (1Кор.3:9-11). Христиане в Церкви уподобляются ветвями маслины, которые питаются от общего ствола маслины или, если отсечены от дикой маслины, то прививаются к хорошей маслине (Рим.11:16-24).

http://bogoslov.ru/article/3355824

Содержание К читателям Предисловие составителя Патерика Глава 1. Увещание святых отцов к преуспеванию в совершенстве Глава 2. О том, что со всем старанием должно искать безмолвия Глава 3. О сокрушении Глава 4. О воздержании и о том, что должно соблюдать его не только относительно пищи, но и относительно движений души Глава 5. Разные повести к укреплению против восстающих на нас блудных браней Глава 6. О нестяжательности, и о том, что должно хранить себя от лихоимства Глава 7. Разные повести, поощряющие нас к терпению и мужеству Глава 8. О том, что ничего не должно делать напоказ Глава 9. О том, что должно остерегаться, чтобы никого не осуждать Глава 10. О рассудительности Глава 11. О том, что должно всегда бодрствовать Глава 12. О том, что должно непрерывно и бодрственно молиться Глава 13. О том, что должно быть страннолюбивым и творить милостыню с радушием Глава 14. О послушании Глава 15. О смиренномудрии Глава 16. О терпении зла Глава 17. О Любви Глава 18. О прозорливых Глава 19. О чудотворцах, святых старцах Глава 20. О боголюбезной жизни различных отцев Рассказы двенадцати отцов, собравшихся вместе, о собственных подвигахе Глава 21. Изречения старцев, состарившихся в подвижничестве Глава 22. Собеседования старцев друг с другом о помыслах Глава 23. Вопросы юного к старцу Фивеянину о том, как должно пребывать в келии, и осозерцании Приложение. Преподобного отца нашего Макария Египетского слово о совершенстве духовном К читателям Путие праведных, то есть их жизнь и учение, по слову Премудрого (Притч.4, 18), подобно свету светятся: они предходят нам и просвещают путь к спасению. В особенности сие надо сказать о святых Церкви новозаветной, принявших от полноты Христа благодать на благодать (Иоан. 1, 16). Христианские подвижники хотя и скрывались от мира, подобно ветхозаветным, скитаясь в пустынях, и в горах, и вертепах и в пропастях земных (Евр. 11, 38): но как свет мира, как град величественный, поставленный на горе Божией, не могли укрыться от мира, тем менее от верующих (Матф. 5, 14). Свет подвигов и учения их так сияет, по изречению Спасителя, пред всеми человеками, что, видя добрые дела их, мы невольно прославляем Отца небеснаго, благоговеем к святым Его и соуслаждаемся им по внутреннему человеку (Римл. 7, 22).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/16/h...

А.В. Попов Поучение при бракосочетании 5 Приветствуя вас, возлюбленные о Христе, с законным браком, хочу вместе с сим сказать вам и несколько слов в назиданье. Св. Церковь в чине венчания заповедует предлагать новобрачным поучительное слово, сказу я им, что есть супружеская тайна, и како в супружестве богоугодно и честно жительствовати имут. О браке и о семейной жизни говорится немало и особенно в последние годы, но слышатся о сем не всегда здравыя словеса. Надлежит посему твердо знать и содержать, а тебе, возлюбленный женише, как служителю Православной Церкви, и других поучать, что есть супружеская тайна, и како в супружестве богоугодно и честно жительствовати. Не добро быти человеку единому: сотворим ему помощника по нему (Бытия2:18), изрек Сам Бог, когда прародитель наш Адам был еще в раю. Без помощника неполно было для Адама и самое блаженство рая: одаренный способностью мыслить, говорить и любить, первый человек своею мыслью ищет другого существа мыслящего; его речь печально звучит в воздухе, и только мертвое эхо служит ему ответом; его сердце, полное любви, ищет другого сердца, близкого и равного ему; все его существо жаждет другого существа, подобного ему, но такого существа нет: твари мира видимого, его окружающие, ниже его и не могут быть помощниками по нему; а существа мира невидимого, духовного, выше его. Тогда всеблагий Бог, заботящийся о блаженстве человека, удовлетворяет его потребности и творит ему помощника по нему – жену. Но если нужен был помощник для мужа в раю, стране блаженства, то гораздо нужнее сделался он после грехопадения, в юдоли плача и печали. Ветхозаветный мудрец изрек справедливо: двоим лучше, нежели одному, ибо, если упадет один, то другой поднимает товарища своего; но горе одному, когда упадет, а другого нет, который бы поднял его ( Еккл.4:9–10 ). Лишь немногие способны переносить туту духовного одиночества, – достигается это с трудом немалым, и далеко не все вмещают слово сие, но кому дано ( Матф.19:11 ), а для прочих – не добро быти человеку единому – без помощника.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010