Такие разногласия евангелистов встречаются не редко. Вот что пишет относительно этого г. Боголепов: «не обычны ли в наших евангелиях такие разницы между евангельскими повествованиями, которые происходят от не строгой внимательности евангелистов в определении второстепенных, неважных обстоятельств события, каковы указания топографические, хронологические, числовые и нужно ли трудиться над их примирением? Достаточно в этом случае вспомнить историю исцеления Иисусом Христом гадаринских бесноватых (Мф. VIII:28; Mapk. V:2 ; Лyk. VIII:27 ) и иерихонских слепцов ( Матф. ХХ:21–80 ; Марк. Х:46 ; Лyk. XVIII:35 ), чтобы видеть, как евангелисты, всегда строго согласные в существе дела, расходятся иногда в показании таких вещей, каковы числовые данные» 34 . Ангел, по свидетельству евангелиста Марка, имел вид юноши, одетого в белую одежду. Кроме немногих рационалистов, никто не сомневался, что здесь нужно разуметь явление ангела. Известно, что еще в Ветхом Завете ангелы являлись в виде юношей ( 2Mak. III:26 ). Этот ангел имел белую одежду – символ чистоты и невинности. По евангелию Луки, жены во гробе увидали двух мужей в блистающих одеждах. Под этими мужами несомненно разумеются ангелы, так как в стихе 23-м этой главы они прямо называются ангелами. В каком пункте пещеры находился ангел, Матфей не указывает, но Марк говорит, что ангел сидел в десных – ν τος δεξιος. Этому указанию не противоречит и рассказ Луки о том, что два мужа стаста – πστησαν – пред женами. Глагол – φστημι выражает только неожиданное появление и не определяет того, какое положение занимает явившийся, – стоит ли он, или сидит. Сопоставляя рассказ Луки с рассказом Марка, можно заключать, что ангелы, по Луке, сидели. Такое положение указывало на то, что все уже окончилось, так что ангелы могли соблюдать теперь праздничный покой. Ангелы сидели на правой стороне, вероятно, потому, что смертное ложе Господа находилось на правой стороне при входе в пещеру. Увидав ангелов, жены пришли в смущение. По Матфею, их охватил страх, так что ангел должен был сказать им: не бойтесь: ρι φοβεισϑαι.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/voskres...

13, 8). Вместе с тем приближался, наконец, и час, когда Ему, Агнцу Божию, вземлющему грехи мира (Иоан. 1:29), надлежало действительно быть заклану на жертвеннике крестном. В это-то время, днем ранее того, как собирались праздновать Пасху иудеи, Господь посылает двух учеников своих в Иерусалим приготовить место и все нужное для празднования Пасхи. А в самую ночь, в нюже предан бываше (1 Кор. 11:23), со всеми обанадесятью приходит в иерусалимскую горницу, приготовленную сообразно с Его волею. Здесь, возлегши с учениками своими, Он прежде всего совершает ветхозаветную пасху (Лук. 22:15); затем умывает ноги ученикам, научая их смирению и взаимной любви (Иоан. 13:3—15), снова предсказывает им о своих приближающихся страданиях, указывает самого предателя (Матф. 26:21—25; Лук. 22:16—27), и, наконец, установляет таинство Евхаристии.     Ядущим же им, повествует св. евангелист Матфей, прием Иисус хлеб, и благословив, преломи, и даяше учеником, и рече: приимите, ядите: сие есть тело мое. И прием чашу, и хвалу воздав, даде им глаголя: пийте от нея вси: сия бо есть кровь моя, новаго завета, яже за многия изливаема, во оставление грехов (26, 26—28; снес. Марк. 14:22—24). Или, как пишет св. апостол Павел к Коринфянам: аз бо приях от Господа, еже и предах вам, яко Господь Иисус в нощь, в нюже предан бываше, прием хлеб и благодарив, преломи, и рече: приимите, ядите: сие есть тело мое, еже за вы ломимое: сие творите в мое воспоминание. Такожде и чашу, по вечери, глаголя: сия чаша, новый завет есть в моей крови: сие творите, елижды аще пиете, в мое воспоминание (1 Кор. 11:23—25; снес. Лук. 22:19. 20).    а) На квасном хлебе, а не на опресночном совершил первоначально таинство Причащения сам Христос Спаситель. Неоспоримо, что Он установил это таинство прежде праздника иудейской пасхи (Иоан. 13:1): потому что на другой день был судим (Иоан. 18:28), предан на смерть (19, 14) и даже снят со креста (Иоан. 19:31), когда иудеи только что готовились к празднованию пасхи. След., установил в такое время, когда в домах иудейских употреблялся еще хлеб квасной, а не опресночный.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

Надлежащее уразумение мысли Апостола дается следующими соображениями: 1)  Мы сказали, что для определения опущенного при πεγνσθην субъекта действующего имеет существенную важность этот, употребленный Апостолом, сложный с предлогом глагол. Сложность эта оттеняет и некоторую сложность выражаемого глаголом действия или состояния, его процессность, соотносимость и под. Применимый к человеку, как существу ограниченному, условному и сложному, – он мало соответствует представлению о Боге, как существе простом, безусловном, неограниченном и несоотносимом, – в Коем нет изменения и ни тени перемены ( Иак. 1:17 , – ср. Числ. 23:19 ; Мал. 3:6 др.), или, как Филон выражает это, «Бог (Сущее, как сущее) не имеет отношения к чему-либо», т.е. не из соотносимых или условных существ ( οχ τν πρς τι – De nom. mut. Wendl. 3, 161. § 27). Поэтому мы говорим о Боге простыми: ведает, знает, внемлет, зрит под., но невольно как-то избегаем сложных: разведывает, разузнает, познает, присматривается, всматривается, вслушивается под. Так это и в греческом библейском языке по отношению к употреблению простых γινσκω, οδα, ρω и сложного πιγινσκω. Постоянно употребляемый о человеке (около 143 раз), πιγινσκω можно признать неупотребительным о Боге, так как в каноне еврейском он встречается только один раз у Иерем. 24:5 в речи пророка, в будущем времени, и притом не в гносеологическом значении «знания» и не для определения «познания Божия», а в смысле именно «признания», «оценки», «определения качества». И еще трижды у Сираха ( Сир. 15:19–20, 18:10–12, 44:23–26 ), при чем в первом месте речь человекообразная ( φθαλμο ατο) и во всех – не в гносеологическом значении «знания», а в нравственно-практическом смысле «признания». В Новом Завете из 43 или 44 раз глагол трижды употреблен об Иисусе Христе, конечно, по Его человеческой стороне: Марк. 2:8, 5:30 и Лук. 5:22 , – и однажды о Боге – Отце и Сыне вместе, в речи Христа у Матф. 11:27 : οδες πιγινσκει τν ιν ε μ πατρ, οδ τν πατρα τις πιγινσκει ε μ ις, при чем прямыми и ближайшими подлежащими при глаголе являются οδες и τις, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Какая общая черта и черта высокая открывается в сих женах еще прежде, чем принесли оне дорогое миро Спасителю своему! Конечно не малое значило и то, что оне, по словам евангелистов, следовали за Спасителем по Галилеи. Но за великим чудотворцем следовали и толпы народа и о некоторых из следовавших за Ним сказал Он Сам: аминь глаголю вам, ищите Мене, не яко видесте знамение, но яко яли есте хлебы (Иоан. 6, 26). Другое дело, когда видим тех же жен при кресте Спасителя, там, где позор и ужас смерти сокрыли от взора людей божественную славу небеснаго посланника. Пастырь поражен, в ужасе разсееваются ученики Его; самый Петр, который обещался умереть с Иисусом, три раза отрекся от Него. Но благоговейныя жены не оставили Иисуса и среди ужасов смерти. Оне следовали за Ним на Голгофу, орошая путь Его слезами сострадания, Оне были с Ним и на Голгофе, не сводили глаз с возлюбленнаго Учителя; иныя издали измеряли страдания Его чувством сострадательным, другия стояли у самаго креста. Ни неистовство черни, ни злоба книжников и фарисеев, ни дерзости воинов не могли удалить их от божественнаго Учителя. Оне смотрели потом, где Его полагаху (Марк. 15, 47) и сидели насупротив гроба (Матф. 27, 61). Жены-подражательницы мироносиц! нежность любви, верность любви — преимущественная принадлежность вашего пола. Посвящай-те же Господу отличие вашего пола, по примеру мироносиц. Не дозволяйте унижать сердца вашего предметами недостойными любви. Будьте верными в любви к Господу. Не волнуйтесь помыслами малодушия при встрече с искушениями: болезнь ли посетит кого из вас, непрывычныя ли перемены быта встретят вас: будьте душею с Господом, которому вы уневестились. Храните сердце ваше обетами, данными Ему; не уклоняйтесь ни мыслями, ни желаниями, тем более делами, от служения, покорности, самоотречения, чистоты, которыя обещались вы сохранять до гроба. Купиша ароматы, да помажут тело Иисуса, или, по повествованию св. Луки, уготоваша ароматы и миро, — приготовили ароматы — сухия благовония, и миро — благовонную масть, то и другое весьма дорогой цены и на какое употребление? да помажут тело Иисуса, чтобы отдать почесть возлюбленному Учителю и Господу своему. Вот для кого надобно жертвовать всем дорогим. Жены мира! учитесь у мироносиц, на что вам надобно делать дорогия издержки. Благовония, дорогия масти, дорогия украшения полезны душе, когда оне употребляются для славы Господа. Иначе чего ждут себе жены, когда благовония их отзываются зловонием страстей и дорогой убор открывает только безобразие души? Чего ждут себе, когда соблазнами губят души невинныя, искупленныя Господом? Пусть помнят, что сказал Господь о подобных женах Сиона: понеже исходиша с высокою выею и помазанием очес и ступанием ног, купно ризы влекущия и ногами купно играющия: Господь открыет срамоту их. И будет вместо вони доброй смрад и вместо пояса ужем (веревкою) препояшешися (Ис. 3, 16. 17. 23).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

л. 294. Пасхалия с предисловием, на особой тетради. 308 . (841.) Псалтирь с возследованием неполная, напис. 1429 (?) года, в четверть, 284 листа. Рукопись весьма замечательная по каллиграфии: изобретательность писца в почерках удивительна, но чаще других встречается греческий; заставки и заглавные буквы с красками и золотом также разнообразны и изящны. Список, вероятно, подносный. – Слова, неразобранные в приписях, означены точками. В начале написаны греч. почерком чтения евангельские: л. 1. От Луки зач. 4. – об. От Матф. зач. 27. – об. От Марк. зач. 51. л. 2. От Лук. зач. 37. – „ От Лук. зач. 51. л. 3. От Лук. зач. 3. л. 5. Отрывки мелкою скорописью также на греч. вид: Григориа Синаита , что есть образ иноческаго житиа и что образование коегождо истина. Никиты Стифанта от глав его деятелных. Под строками синими чернилами: Милосерде помилуй мя падшаго окаяннаго… л. 6. Наказание Великаго Василиа о отвержении жития совершеннем и духовнем. См. 129 л. 176. Заглавие писано вязью, текст красивым полу-уставом. л. 18. Повесть отца Исаия. Из Патерика. См. 190 л. 340. л. 23 об. Полууст. мелким: Поучение препод. отца нашего Макариа. Нач. Аще кто изшед от своих и отрекся мира сего. За тем два отрывка Тогоже и Изосимино. На конце греч. скороп. почерком: Ведомо буди, ако проходяще божествная писания ползу приемлют. л. 26. Полууст. переходящим в скоропись: Наказание препод. Лариона к отрекшимся мнихом мира сего. Нач. Вси, иже мира сего отвргшеися и образ иноческы приемше. л. 38. Св. Василиа о постничестве, како подобает украшену быти иноку. См. 129 л. 175. л. 39 об. О различии безмолвиа, проходя среднее в посредних бых. Нач. Покровено сказует отець, яже в иступлении виде, на молитве сущу ему. С л. 41 начинается Псалтирь: Давида пророка и царе песнивець, поущение на благочестие и на отметание противных. Вместо заглавной буквы текста изображен царь Давид, в заставке над заглавием, вероятно, Соломон среди цветов, первые буквы прочих псалмов цветочные. Самые псалмы писаны разными почерками, особенно любопытны почсрки на л. 86, 100 и 128.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

   Чудеса И. Христа были чрезвычайно велики и многочисленны и вообще такие, ихже ин никтоже сотвори (Иоан. XV:24). Здесь Он явит Себя – а) владыкою внешней природы, когда претворил воду в вино (Иоан. II:1 – 11), повелевал ветрам и морю, и они повиновались Ему (Лук. VIII:24; Матф. VIII:23 – 27); шествовал по водам (Матф. XIV:26); немногими хлебами и рыбами напитал однажды пять, в другой раз четыре тысячи мужей, кроме жен и детей (Матф. гл. XIV и XV); б) владыкою природы человеческой, когда одним словом, одним прикосновением своей руки или одежды исцелял всякие болезни (Матф. IX:20 – 23; XIV, 35 и 36; Лук. IV:40); давал зрение слепым (Матф. XX:29 – 34; Марк. X:46 – 52); слух глухим, язык немым (Матф. IX:32 – 35; XII, 22; Лук. XI:14), исцеление прокаженным (Матф. VIII:1 – 5); в) владыкою самой преисподней, когда одним приближением своим к людям, одержимым духами нечистыми, заставлял трепетать последних и одним словом изгонял их из людей вон (Матф. 28 – 34; Лук. VIII:26 – 40); г) владыкою жизни и смерти, когда воскресил сына бедные вдовы Наинские (Лук. VII:11), дщерь Иаира, начальника синагоги (Матф. IX:18 и 19; Лук. VIII:49), и воскресил Лазаря, находившегося во гробе уже четыре дня (Иоан. гл. XI). Ко всему этому надобно присовокупить еще необыкновенные знамения, которые совершены не Самим Спасителем, а ради Спасителя, в разных обстоятельствах Его земной жизни, как-то: а) вдруг после Его крещение, когда, при выходе Его из воды, над Ним разверзлись небеса, явился Дух Святой в виде голубя сходящим на Него, и слышан был с высоты глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих (Матф. III:16 и 17; Марк. I:10 и 11; Лук. III:21 и 22); б) во время Его преображение на Фаворе пред тремя апостолами, когда просветится лицо Его яко солнце ризы Его быша белы яко свет, когда явились к Нему Моисей и Илия для собеседование, и опять последовал из облака глас: Сей есть Сын Мой возюбленный, о Немже благоволих; Того послушайте (Матф. XVII:1 – 5); в) однажды в Иерусалиме, в присутствии многочисленного народа, когда, по молитве Господа к Отцу небесному; да прославить Он имя Свое, прииде же с небесе глас и прославь их и паки прославлю (Иоан. XII:28 – 31); г) наконец, во время крестных страданий Искупителя, когда от шестого часа тма бысть по всей земли до часа девятого, и как только предал Он дух Свой в руки Отца небесного, завеса церковная раздрася на двое с вышняго края до нижнего и земля потрясеся, и камение распадеся: и гроби отверзошася, и многа телеса усопших святых воссташа (Матф. 45, 51 и 52). Словом: жизнь нашего Спасителя, которая сама есть чудо в нравственном отношении, исполнена и окружена чудесами со всех сторон.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

34 Игнатий испрашивает у Магнезийцев молитв за себя и церковь сирскую. «Поминайте меня в молитвах ваших.... и церковь сирскую». (гл. ΧΙV ср. Трал. гл. ХШ; Puмл. III и IX). Правда, испрошение Игнатием молитвы за себя и свою церковь еще ничего не говорит о существовавшей обычной практики; но не следует забывать, что богослужение лишь формировалось в эту эпоху и частное испрошение Игнатия должно было послужить поводом к постоянному обычаю церкви молиться за епископа, если такого обычая не было раньше. 39 Сократ рассказывает, что Игнатий некогда видел ангелов, воспевших Троицу попеременными песнями, и образ пения, виденный им, предал Антиохийской церкви. Н. E. lib. 6. с. 8. 41 1 Коринф, гл. слова: «какою мерою мерите, та кою отмерится вам» взяты или у Mamф. I, 2 . или у Луки VI, 38. – Гл. Приводятся слова Еванг. Иоанна 3. – Гл. XLVI. Климент напоминает слова Господа, находящиеся у Mamф. XVIII, 6. XXVI. 24 . Лук. 2. Марк. 12. – 2-е послание гл. Слова: «не пришел призвать праведников, но гршных» приводятся прямо как слова Писания, т. е Mamф. IX, 13 . Лyk. V, 32 . – Гл. Буквально повторяются слова Иисуса Христа: «Кто исповедаетъ Меня пред человеками, исповедаю и Я пред Отцем Моим» Матф. Х, 32 . – Гл. IV. Слова: «не всякий, кто говорит Мне: Господи, Господи! спасется» взяты у Mamф. VII, 21 ; у Матф, же VII, 23 и у Лук. 27 заимствованы последние слова четвертой главы. – Гл. V. «Будете как агнцы посреди волков» слова Матф. Х, 16 .; равно как ниже приводится место, находящееся у Матф. Х, 28 и Лук. 4. 5: «не убойтесь убивающихъ тело» в измененной несколько форме. – Гл. Приводятся места изъ Матф. 24. XVI, 26 и Лук. 13.– Гл. «Верный в малом и во многом вернымъ будет» слова Лук. 10. 11. –Гл. IX. Братья Мои суть те, которые исполняют волю Отца Моего –место Матф. 50. 43 Посл, к Eфec. V . Слова: «если молитва двоих имеет великую силу» указывают на Матф. XVIII, 19. – Гл. VI. Слова: «всякаго, кого посылает домовладыка наш должно принимать как самого пославшаго» напоминают Mamф. XXIV, 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

   Воскресение нашего Господа служит как бы венцом всех тех чрезвычайных событий, которыми доказывается Его божественное происхождение и посольство, а вместе и божественное происхождение Его Веры. Это выразил и сам Спаситель, когда Иудеям, требовавшим от Него новых чудес, двукратно отвечал: род лукав и прелюбодей знамения ищет: и знамение не дастся ему, токмо знамение Ионы пророка,— якожебо бе Иона во чреве китове три дни и три нощи: тако будет и Сын человеческий в сердцы земли три дни и три нощи (Матф. 12:39-40; 16, 4), и когда, отходя на крестную смерть, за которой долженствовало последовать Его воскресение, воззвал: ныне прославися Сын человеческий, и Бог прославися о нем (Иоан. 13:31). Так смотрели на это событие и св. Апостолы, когда утверждали, что через воскресение своё Христос открылся во всей силе Сыном Божьим (Рим. 1:4), и проповедовали, что аще Христос не воста, суетна вера наша (1 Кор. 15:17, сн. Деян. 4:33). Здесь мы видим, во-первых, величайшее пророчество: ибо Христос, говоря о своём будущем воскресении, предсказал событие сверхъестественное, которого, следовательно, нельзя было предвидеть ни по каким соображениям ума. Притом, Спаситель изрёк это пророчество не однажды только и как бы мимоходом, но изрекал несколько раз, при различных случаях,— не одним только приближённым ученикам (Матф. 16:21; 17, 9. 22 и 23; 20, 17—19; 26, 31—32), но всему народу Иудейскому и учителям его (Матф. 12:40; 16, 4; Иоан. 2:19; 10, 17 и др.), не в обоюдных выражениях, но ясно так, что никто не мог не понять этого предсказания, или понять его превратно (Матф. 27:62-64), наконец, изрёк — с самым точным определением времени, которое Ему надлежало пребыть в гробе (Марк. 8:31; Матф:12, 40; 16, 21; 20, 19). Здесь же видим, во-вторых, и величайшее чудо. Величайшее уже по тому одному, что оно ясно предсказано было, и предсказано самим Воскресшим: Христос воста, якоже рече (Матф. 28:6). Величайшее — и по чрезвычайному явлению в нём силы Божьей: воскресение мёртвого, без всякого сомнения, есть дело большего могущества, нежели исцеление больных, очищение прокажённых и пр. Величайшее, наконец, потому, что воскресение Спасителя совершено не каким-либо сторонним чудотворцем, как совершались все прочие воскресения мёртвых, упоминаемые в Ветхом и Новом Завете, но Воскресший сам, как область имел положить душу свою, так и опять приял её (Иоан. 10:18): Он воскрес силой Божества своего, по единосущию с Богом Отцом, воздвигшим Его от мёртвых (Рим. 8, 11: 10, 9),— который якоже сам имать живот в себе, тако даде от века и Сынови живот имети в себе (Иоан. 5:26).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3599...

И если эти принципы в истории еще недостаточно проявлены, то в конце истории они предстанут во всем своем свете. Что значит для Церкви Петр? Понятно, что это камень, на котором Христос возводит свою Церковь, то есть это развитие Его самого в пространстве и времени (ср.: Матф., 16, 18). Но был ли Петр камнем? Обладал ли он по своей природе свойствами камня и означает ли намерение Христа только развитие этих природных качеств Петра? Отнюдь, нет! Ни один из апостолов Христа не был таким непостоянным, как Петр. Когда Христос впервые увидел его у Галилейского моря и пригласил идти за собой, пообещав сделать его ловцом душ, Петр, оставив свои сети, нисколько не колеблясь, последовал за Ним (ср.: Марк, 16—17). Однако по прохождении какого-то времени Петр стал вопрошать своего Господа: «вот, мы оставили все и последовали за Тобой; что же будет нам?» (Матф., 19, 27). Когда Петр в канун муки Христа услышал от Господа, что Он будет всеми оставлен, он стал смело возражать Ему: «Господи! С Тобой я готов и в темницу и на смерть идти» (Лука, 22, 33). Но через час, когда во дворе Каиафы одна служанка сказала ему, что и он вместе с другими был с Иисусом Галилеянином, Петр несколько раз отрекся от Него, сказав «что не знает Сего Человека» (Матф., 26. 72). Мы сознательно выбрали только несколько примеров, ибо они, возможно, наиболее яркие. Однако их ряд можно продолжить. Достаточно вспомнить поведение Петра во время хождения по водам, во время преображения Христа на горе, мытия ног и мы признаем, что Петр по своей природе не был героем, что он не обладал твердостью характера. И все-таки Христос призвал его быть во главе апостолов — быть Кифой, «что значит: «камень» (Петр) (Иоанн, 1, 42); на нем Он возвел свою Церковь; ему доверил пасти своих овец и агнцев; и, наконец, ему отдал ключи от Царства Небесного (ср.: Матф., 16, 19). Противоположность человеческой природы Петра и его божественного призвания настолько очевидна, что мы должны сделать следующий вывод: камень, на котором стоит Церковь, не разрушается не в силу своей природы, но в силу благодати Божией.

http://predanie.ru/book/84483-tayna-bezz...

1. Известно, что четыре конца восьмиконечного креста состоят из дщицы, на которой сделана была надпись И.Н.Ц.И., и подножия. Когда Господь шел на страдания, с дшицею ли и подножием нес Он крест Свой? Очевидно, без оных; ибо дщица и подножие были прибиты уже тогда, когда Он был распят. Так относительно дщицы Евангелисты говорят: и возложиша, уже по распятии, повествует Евангелист Матфей, верху главы Ею вину Его написану: Сей есть Иисус, Царь Иудейский (Матф. 27, 37). Был же час третий, говорит Марк, и распяли Его. И было написание вины Его написано: царь Иудейский (Марк. 15, 26). То же самое подтверждают и Евангелисты Лука (23, 38) и Иоанн (19, 19 и дал.). Итак несомненно, что, идя на страдание, нес Господь крест четвероконечный. Но этот же самый крест теми же четырьмя Евангелистами и до распят называется не крыжем римским и не печатью антихристовою, а прямо крестом, и мало того, даже крестом Христовым. Исходяще же обретоша человека Киринейска именем Симона: и сему задеша понести крест Его (Мф. 27, 32), говорит Евангелист Матфей и то же самое и Евангелисты - Марк с Лукою (Марк. 15, 21; Лук. 23, 26). 2. Многие из ветхозаветных событий были прообразом креста Христова и в некоторых из них можно видеть ясно подобие креста четвероконечного. Например, в том, что перед переходом Израильтян через Черное море Моисей крестообразно поразил и разделил море, св. отцы видят подобие креста и, конечно, четвероконечного. Когда, во время странствования по пустыне, Евреи в наказание за ропот на Бога были умерщвляемы смертоносными змиями; тогда, по молитве, Моисея, Господь повелевал воздвигнуть ему на полковое знамя медного змея. Уязвленные естественными змеями, с верою взирая на сего змея, получали исцеление. Этот змей был прообразом креста Христова и образовал крест четвероконечный. Когда на Евреев напали Амаликитяне, тогда Моисей взошел на близ лежащую гору вместе с Аароном и Ором, молился с воздеянием рук. В положении Моисея, крестовидно распростершего руки, виден крест: какой? Конечно, четвероконечный.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/121/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010