И в клятве головою или жизнию своею нельзя забывать о Том, без Которого не падает ни один волос с головы человека (Лук. 21:18). Вообще Господь внушал смотреть на клятву, как на дело священное, воспрещая приступать к ней легкомысленно или ослаблять ее силу неразумным и суеверным изменением существенного выражения ее, где имя Бога вездесущего, всеведущего и правосудного поставлено в основание ее (Втор. 6:13). Как у иудеев распространена была привычна злоупотреблять клятвою, видно также из послания ап. Иакова, писанного к обращенным из иудейства христианам. Св. ап., увещевая их к обузданию языка, почти буквально повторил слова Господа: прежде всех, братие моя, не кленитеся ни небом, ни землею, ни иною коею клятвою; буди же вам еже: ей, ей, и еже: ни, ни, да не в лицемерие впадете (5, 12).    Но выводить из слов И. Христа и св. апостола мысль о безусловном воспрещении клятвы и присяги было бы несогласно с истиною. Не отменяя древнего закона о клятве (Втор. 6:13. 10, 20), но обновляя дух его, Господь напоминал, что свидетель всякой клятвы – Бог, и что не избежит наказания и осуждения и тот, кто клянется, не называя имени Божия.    Что клятва законная и необходимая в общественной и частной жизни не есть грех, Иисус Христос подтвердил Своим примером, когда впоследствии на клятвенный вопрос первосвященника отвечал: ты рекл еси (Матф. 26:63, 64). В св. писании ветхого завета встречается иного указаний как на клятвенныя обетования Самого Бога (Быт. 22:16. 26, 3, Псал. 88:4. 5. 36. 131, 11), так и на клятвы патриархов, иногда соединенные с особенными знаменательными действиями (Быт. 14:22, 23. 21, 23. 26, 28. 31. 31, 44. 47, 29. 31. Втор. 4:26. Нав. 14:9, 1 Цар. 24:23. 26, 10. Псал. 118:106), и хотя многие ветхозаветные учреждения отменены в новом завете, но о клятве предсказано, что употребление ее сохранится и в христианской церкви (Ис. 66:16. Иер. 12. 16). Правда, в св. книгах нового завета не упоминается о таких видах клятвы, какие были употребительны у ветхозаветных праведников, но из посланий св.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Во-вторых, как условие для получения благ Синайского завета, дан был в руководство закон на каменных скрижалях, т.е. требования закона предъявлялись от Законодателя Бога только внешне, без сообщения внутренней духовной силы для исполнения этих требований, и посему немощные Израильтяне «не пребыли в том завете и Господь пренебрег их», т.е. отверг (ст.32 ср. Евр.8:9 ). Законы, как условия для получения благ «нового завета», по обетованию Божию, будут «вложены в мысли верующих и написаны на сердцах их» ( Иер.31:33 ), и таким образом эти законы, сделавшись законами духа человеческого (через возрождение в таинстве крещения), сделаются вполне исполнимыми, и даже «всякий, рожденный от Бога, не будет делать греха» (1Ио.3:9), разрушающего заключенный Богом завет с ним. В-третьих, в ветхом завете ведение Бога достигалось внешним принудительным научением («познай Господа»), без внутреннего непосредственного убеждения в присутствии милостивого Господа в душе, и притом научением человеческим, т.е. всегда несовершенным и дающим место заблуждению признать ложь за истину. В «новом завете» верующие, «очищение сердцем через прощение грехов, сами узрят Бога» ( Матф.5:8 ), «все сами, от малого до большого, будут знать Господа; потому что Он простит беззакония их и грехов их уже не будет вспоминать более» ( Иер.31:34 ). Это исполнилось, по свидетельству апостола Иоанна Богослова (1Ио.2:20 и 27), в церкви Христовой, где истинно верующие получили «помазание от Святого-Христа, т.е. полноту даров Святого Духа (ср.Ио.16:13), и потому не имеют нужды кто бы учил их; но самое сие помазание учить их всему, и оно истинно и не ложно». §12. Гл.32:1–44: покупка пророком Иеремиею поля у анафофского родственника Изложение содержания. Нижеописанные (ст.6–44) откровения Божии и покупка пророком Иеремиею поля совершилась тогда, когда в 10 год царствования Седекии и в 18-й год Навуходоносора войска последнего, завладевши всею Иудеею, кругом обложили Иерусалим, а сам пророк сидел в темнице во дворе стражи при царском дворе, куда он заключен был царем Седекиею за то, что предсказывал взятие Халдеями Иерусалима и пленение самого Седекии (32:1–5).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Что же он приводит в доказательство? Что в начале своего озарения светом христианства не имел обращения ни с одним апостолом. Был в Иерусалиме: но апостолов никого не видал, исключая Петра, у которого пробыл только две недели, и Иакова, брата Господня. Очевидно, за кого считает Павел сего Иакова. К чему говорить о нем здесь, когда он не апостол, хотя бы и был уважаемым лицом в церкви иерусалимской, епископом. Утверждать учение – дело апостола. Прибавление: брат Господень Павел делает только для того, что в то время, когда был он в Иерусалиме, был еще жив и другой Иаков, – Заведеев. А вот, когда дело идет о позднейших событиях, в том же послании к Галатам (2:9–12; сл. Деян. 15:13 ), он называет его просто Иаковом. Иаков апостол и брат Господень есть единственное лицо, известное в церкви апостольской с сим именем. Лука, сказав ( Деян. 12:2 ) о кончине Иакова Зеведеева, говорит потом об Иакове том самом, о котором у нас дело, просто не прибавляя ничего к его имени, как о лице, всем известном ( Деян. 15:13 и 21:18). По-видимому «братья Господни» исключаются из числа апостолов ( 1Кор. 9:5 ; Матф, 12:48, 49; Мар. 3:31–34 ; Иоан. 7:5, 10 ), где μα9ητα и δελφο различаются: братья не вероваху ( Иоан. 7:5 ); а в книге Деяний (1:14), братья Иисуса прямо отличаются от Его апостолов. Но во всех случаях стоит только внимательнее присмотреться к словам и смыслу речи, чтобы не было противоречия в выводах из тех ясных мест. Из братьев Господних, кроме Иакова, только Иуда еще принадлежал к лику апостолов, как это видно из того, что и сам он себя называет братом Иакова (Иуд. ст. 1; Лук. 6:16 ; Деян. 1:13 ). Прочие евангелисты, именно Матфей, называет его Левий, глаголемый Фаддей (10:3), а Марк просто Фаддеем (3:18). Но о духе сего апостола всего лучше свидетельствует его послание, в котором можно видеть и некоторые черты христианских церквей, образовавшихся собственно из иудейства. По учению о вере и делах, заключающемуся в сем послании, с давнего времени думали, что апостол Иаков исправляет одни – правильное, другие – неправильное разумение учения об оправдании, раскрываемого апостолом Павлом в своих посланиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Но вызывает недоумение и разногласие во мнениях то, в каком отношении находился день Тайной Вечери к праздновавшемуся тогда иудейскому празднику Пасхи, т.е.: происходила ли Тайная Вечеря 14 Нисана, в вечер которого начинается иудейская Пасха, или 13 Нисана, т.е. в день, предшествующий тому вечеру, когда начиналось празднование Пасхи? Эти недоумения порождаются следующими указаниями Евангелистов относительно дня Тайной Вечери: Матф. 26:17 : В первый день опресночный... Марк. 14:12 : В первый день опреснок, егда Пасху жряху... Лук. 22:7 : Прииде же день опреснок, в оньже подобаше жрети Пасху... Иоан. 13:1 : Прежде праздника Пасхи... Пасха начиналась вечером 14 Нисана, и, следовательно, если придерживаться строго библейского словоупотребления, «первым днем опресноков» можно назвать только следующий за этим день, т.е. 15 Нисана. Очевидно первые три Евангелиста придерживались не строго библейского словоупотребления, а обычного, разговорного. По этому словоупотреблению можно было назвать «первым днем опресноков» не 15-ое Нисана, которое бывает на другой день по вкушении Пасхи, даже не 14-е, когда вкушается Пасха, а 13-е, день перед Пасхой, как это ясно указано у св. Евангелиста Иоанна, утверждающего, что Тайная Вечеря была «прежде праздника Пасхи». Кроме того, у св. Иоанна есть и другие свидетельства о том, что иудейская Пасха начиналась только вечером в пятницу, когда Господь был распят: Иоан. 18:28 , – ведшие Иисуса к Пилату не вошли в претор, «да не осквернятся, но да ядят Пасху», и Иоан. 19:31 – Иудеи спешили перебить голени у распятых, чтобы не оставлять на кресте тела их в субботу, «бе бо велик день тоя субботы», т.е. суббота совпадала с первым днем праздника Пасхи, и следовательно, вкушали Пасху накануне в пятницу вечером, после того, как Христос был распят. Является вопрос, почему же Христос совершил иудейскую Пасху, которая несомненно была совершена Им на Тайной вечери (хотя Апостолы и не описывают совершения ее в подробностях, ибо главное внимание их устремлено было на установление Пасхи новозаветной – причащение Тела и Крови Христовой) одним днем раньше, чем следовало.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Но вот и Сам Господь сретает их и глаголет им: радуйтеся. Оне приступили к Нему, схватились за ноги Его и поклонились Ему, как повествует Матфей, 28, 9. Матф. 28, 10 . Тогда глагола им Иисус: не бойтся: идите, возвестите братии моей, да идут в Галилею, и ту мя видят. Покорные этому повелению, жены снова пошли к ученикам Христовым, при чем соединилась с ними и Мария Магдалина, которая еще раньше их удостоилась видеть Воскресшего ( Марк. 16, 9 ). Свидетельниц воскресения теперь было уже не мало: Мария Магдалина, Иоанна, Саломия, Мария Иаковлева и другие проповедовали воскресение апостолам ( Лук. 24, 10 ) и всем, которые были прежде со Иисусом, и среди которых господствовало теперь глубокое уныние, плач и рыдание об Учителе, как о погибшем невозвратно ( Марк. 16, 10 ). Но рассказы их казались пустыми и веры им не давалось ( Лук. 24, 11 ). Только Иоанн и Петр, бывшие у гроба по зову Магдалины, относились к благовестию мироносиц более внимательно. Первый из них уверовал в воскресение Господа еще тогда, когда рано утром осматривал внутренность погребальной пещеры: а второй, если но убедился в истине воскресения, то по крайней мере находил исчезновение тела и пребывание на его месте одних пелен крайне удивительным делом ( Лук. 24, 12 ). Явление воскресшего Господа двум ученикам, шедшим в Эммаус Лук. 24, 13–35 ; ср. Марк. 16, 12–13 . Ст. 13. И се два от них бести идуща в той же день в весь, отстоящу стадий шестьдесят от Иерусалима, ей же имя Эммаус. Это были Клеопа, один из 70 учеников Иисуса Христа, и евангелист Лука, по обычаю священных писателей, не называющий себя при рассказе о событии, в котором был участником, но обнаруживающий себя полнотой и живостью повествования и изображением внутреннего состояния учеников во время беседы с Господом на пути в Эммаус (ст. 16, 31–32). Расстояние в шестьдесят стадий равняется 10½ верстам. Посему на путешествие в Эммаус требовалось при самой поспешной ходьбе 1½ часа, которые и употреблены были вероятно на обратный путь, а при ходьбе неторопливой около 3-х часов, которые, может быть, проведены были в дороге при первом путешествии учеников из Иерусалима в Эммаус.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

220 О мерзости, которая будет во времена антихристова царствования в три года с половиной, Стефан Зизаний говорит в книжице своей (напечатанной в Вильне 1596-го года в осьмую долю листа на Польско-русском языке), в шестом Знаке сице: Когда церкви христианския опустошены будут от антихриста, и выброшены из них жертвенники и престолы; тогда во оных церквах уже безкровная жертва Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа приноситься не будет; а на святом месте, где жертвенники и престолы стояли, поставится мерзость (запустения), то есть изображение (статуя) пресквернаго антихриста, о коем значит в Апокалипсисе в главе 13 с. 14, 15. Вот какая будет тогда мерзость запустения стоять на месте святе, то есть, идол антихристов, поскольку Иудеи в древности идолы, то есть статуй человеческих подобия, называху мерзостию, о чем говорит святый Иоанн Златоустый , в Беседе 75-й на Матфеа, на листе 312, и в Маргарите на листе 95-м; такожде и Блаженный Феофилакт в Благовестнике, Марка в зач. 60-м гл. 13 с. 14 и Матф. в зач. 99-м, гл. 24 с. 15. И у Луки в гл. 21 с. 20. 221 Сия ужасная хула нестерпима для слуха православных христиан! Несчастные хулители возмогут ли оправдитися своею слепотою и невежеством? Но если, что страшно изрещи, хула сия восходит на Бога Духа Святаго ( Мк.3:29 ), освящающего Божественные дары чрез служителей Своих в церквах христианских? Дерзкие изрыгатели ее не подвергаются ли страшногремящему прещению сему: Отверглся кто закона Моисеова, без милосердия при двоих или триех свидетелех умирает. Колико, мните, горшия сподобится муки, иже Сына Божия поправый, и кровь заветную скверну возмнив, еюже освятися, и Духа благодати укоривый? Вемы бо рекшаго: Мне отмщение, и Аз воздам, глаголет Господь; и паки: яко судит Господь людем Своим. Страшно есть, еже впасти в руце Бога живаго ( Евр.10:28–31 ). Трепет объемлет при одной мысли, до чего может дойти исступление ожесточенных еретиков, если оно может увеличиваться время от времени! Но то к величайшему сожалению видим, что раскол в России не престает распространяться и вместе с ним умножаются хулители Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Malinovs...

Прощальная беседа (Ин. 13 гл. 31-38 и главы 14-я, 15-я и 16-я; Матф. 26:30-35; Мк. 14:26-31; Лк. 22:31-38). Эта замечательно умилительная беседа Господа с учениками приводится полностью только одним Евангелистом Иоанном, небольшой отрывок из нее приводит св. Лука, а первые два Евангелиста говорят только о предсказании Господом отречения Петра и о встрече с учениками по воскресении в Галилее. Вся эта речь чрезвычайно пространна и занимает несколько глав. Вместе со следующей за ней, так наз., «Первосвященнической молитвой» Господа, она вся читается у нас за богослужением вечером в Великий Четверг в качестве первого Евангелия святых страстей. По св. Иоанну, Господь Иисус Христос начал Свою беседу тотчас по уходе Иуды словами: «Ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем...» Надо полагать, однако, что эта беседа начата Господом не только после ухода Иуды, но и после установления Господом таинства Причащения, о чем св. Иоанн не говорит (как восполняющий повествования первых трех Евангелистов). Преподав ученикам Свое Тело и Кровь и видя тайну искупления уже как бы совершившейся, так как если бы Он уже был принесен в жертву и была совершена победа над всеми враждебными силами, Господь и воскликнул эти победные слова: «Ныне прославился Сын Человеческий...» «Ныне» то есть в эту таинственную и страшную ночь наступило прославление Сына Человеческого, которое в то же время есть и прославление Бога Отца, благоволившего дать Сына Своего Единородного в жертву за спасение людей, и это земное прославление Сына Его есть начало Его будущего небесного прославления, как победителя смерти и ада. Желая вывести учеников Своих из того угнетенного настроения духа, в котором они находились под влиянием мысли о предательстве одного из них, Господь обращает их мысли к Своей Божественной славе, которая откроется и в Его предстоящих страданиях, и в воскресении и вознесении на небо. «Вскоре прославит,» то есть недолго будет продолжаться Его унижение, а скоро начнется Его видимое прославление.

http://sedmitza.ru/lib/text/430496/

Все четыре Евангелиста повествуют о последней Тайной Вечери Господа со Своими учениками накануне Его крестных страданий, но не все передают обстоятельства этой вечери с одинаковой полнотой. Кроме того в выражениях, употребленных первыми тремя Евангелистами о дне, в который происходила Тайная Вечеря, находится как бы некое противоречие с выражениями, употребленными четвертым Евангелистом, св. Иоанном. Совершенно несомненно лишь то, что Тайная Вечеря происходила в пятый день недели, то есть, по-нашему, в четверг , так же как ясно, что Господь был осужден и распят в шестой день недели — в пятницу , пробыл во гробе седьмой день недели — субботу и воскрес из мертвых в первый день недели. Но вызывает разногласие во мнениях то, в каком отношении находился день Тайной Вечери к праздновавшемуся тогда иудейскому празднику Пасхи, то есть, происходила ли Тайная Вечеря 14-го Нисана, в вечер начала иудейской Пасхи, или 13-го Нисана, то есть накануне вечера празднования Пасхи? Эти недоумения порождаются следующими указаниями Евангелистов относительно дня Тайной Вечери: Матф. 26:17 " В первый день опресночный " ... Мк. 14:12 " В первый день опресноков, когда закалили пасхального агнца " ... Лк. 22:7 " Настал же день опресноков, в который надлежало закалить пасхального агнца " ... Ин. 13:1 " Прежде праздника Пасхи " ... Пасха начиналась вечером 14-го Нисана, и, следовательно, если придерживаться строго-библейского словоупотребления, " первым днем опресноков " можно назвать только следующий за этим день, то есть 15 Нисана. Очевидно, первые три Евангелиста придерживались не строго-библейского словоупотребления, а обычного, разговорного. Поэтому можно было назвать " первым днем опресноков " не 15-ое Нисана, которое бывает на другой день по вкушению Пасхи, даже не 14-е, когда вкушается Пасха, а 13-е, день перед Пасхой, как это ясно указано у Ев. Иоанна, утверждающего, что Тайная Вечеря была " прежде праздника Пасхи " . Кроме того, у св. Иоанна есть и другие свидетельства о том, что иудейская Пасха начиналась только вечером в пятницу, когда Господь был распят: Ин. 18:28, — ведшие Иисуса к Пилату не вошли в претор, да " Не осквернятся, но да едят Пасху " , и Ин. 19:31 — иудеи спешили перебить голени у распятых, чтобы не оставлять на кресте тела их в субботу, " Ибо та суббота была день великий " , то есть суббота совпадала с первым днем праздника Пасхи, и, следовательно, вкушали Пасху накануне в пятницу, после того, как Христос был распят.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1425...

Усматривай же, читатель, мудрость и разум божественного Космы. Он применил и этот ирмос к первой Моисеевой песни, из которой заимствовал его; и в то же время не уклонился от цели, – прославления Креста, предлежавшей ему. Взяв из первой песни, с одной стороны, жезл Моисеев, а с другой, – Чермное море, одним этим уже сохранил приличествующее и первой песни и празднику Креста. Подобно тому как тогда Моисей жезлом своим рассек Чермное море, так впоследствии и новый Моисей, Христос Господь, собственным жезлом своим т. е. честным Крестом, о котором Давид сказал: жезл правости, жезл Царствия Твоего (Псал. 44, 7), этим самым, говорю, жезлом рассек грех, который представляется красным и кровавым по Писанию; ибо убийц и грешников Давид именует мужами кровей (Псал. 35, 24). А пророк Исаия еще яснее свидетельствует об этом, говоря: аще будут греси ваши яко багряное (т. е. как цвет морской соли, склоняющийся к белому на вид), яко снег убелю, т. е. сделаю их гораздо более белыми: аще же будут, яко червленное, т. е. как цвет кровавый и темный, яко волну убелю (т. е. менее убелю) (Ис. 1, 18). Итак, Христос, рассекши жезлом Креста своего красный грех, нас, новых Израильтян, следующих Ему, переправил в пустыню греха, т.е. в бесстрастие. Фараона же, т. е. сатану, и бесовские колесницы его и тристатов потопил. Колесницами сатаны называются демоны не как имеющие что-нибудь приличное и благопристойное, ибо все дела демонов не благопристойны и не приличны, но их называют колесницами за их гордость и надменность, от которых они ниспали с небес. Тристатами же именуются демоны, потому что воюют с тремя (tria) частями души человеческой, т. е. с желающей, чувствующей и рассуждающей, по толкованию Птохопродрома . Не только самый этот ирмос песнопевец применил к празднику Креста, но и заключительный его конец: тем Христу поим Богу нашему, яко прославися. По мнению Птохопродрома поим Христу Богу нашему, яко прославися, сказано в том смысле, что Он распялся. Ибо если слава Христа есть и называется крест, то стало быть и выражение " распяться " можно заменить выражением " прославиться " . Поэтому и Господь, идущий на крестное страдание, говорил: Ныне прославися Сын человеческий (Иоан. 13, 31). Но крест называется не только славою Христа, а и начальством, как написано у Исаии: Егоже начальство бысть на раме Его (Ис. 9, 6), что толкуя, Григорий Богослов говорит: " ибо с крестом совозвышается " (слово на Рождество Христово), т. е. крест, который нес Господь на Своих раменах, стал для Него начальством, т. е. властью. Ибо дадеся Ми, говорит сладчайший Иисус после страдания Своего и воскресения, дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли (Матф. 28, 18) .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=108...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010