11 Идеже ангели крепостию и силою болши суще, не терпят на ся от Господа укоризнен суд. Желая удержать их от такой дерзости, говорит: тогда как и ангелы, превосходя их крепостию и силою, не произносят на них пред Господом укоризненного суда. Апостол, как мы заметили, говорит одно и то же с блаженным Иудою; ибо и он, удерживая дерзких на язык, убеждает их этим же самым примером. Впрочем, он говорит обширнее: «Михаил архангел», и далее: «не смел произнесть укоризненного суда» (Иуд. 1, 9). Подобное хочет сказать теперь и Петр, что эти злобесные не имеют никакой пощады в хуле на славы, тогда как и ангелы, превосходящие этих скверных силою и крепостию, не приносят, т. е. не произносят против них, т. е. слав, укоризненного суда пред Господом. А как диавол причастен некоторой славы, потому что он начаток творения Господня (Иов. 40, 14), то (архангел) не произнес на него укоризненного слова. Если же более достойный хулы, т. е. диавол, как причастный славе, не получил от Михаила хулы пред Господом; то весьма неразумны те, которые поспешно хулят славы, тогда как сами гораздо ниже достоинства ангелов. Под славами разумеет божественные силы, или и церковные начальства, против которых они восстают и которые они непрестанно злословят. 12 Сии же, яко скоти животни естеством бывше в погибель и тлю, в нихже не разумеют хуляще, во истлении своем истлеют: 13 приемлюще мзду неправедну, сласть мняще вседневное насыщение. Некоторые объясняли это так: они истребятся в растлении своем, как бессловесные животные, родившиеся естественно, т. е. нисколько не различаясь от скотов, которые рождаются на одно истребление. Как бессловесные животные естеством, т. е. живущие одною только чувственностию, а не умом и жизнию разумною. Посему они и удоболовимы для ведения по жизни растленной, водятся и увлекаются гневом и похотию, злословят то, чего не знают, т. е. с свойственным им незнанием, почему и истребятся в заслуженном ими растлении, получая возмездие за беззаконие, которое они сами приготовили себе добровольно: Сласть мняще вседневное насыщение, т. е. в каждодневном услаждении горла полагая истинную цель, истинное и любимое благоразумие и удовольствие. Однако должно знать, что божественное Писание, когда порицает то, что находится в людях по естеству, т. е. что присуще самым животным, уподобляет их бессловесным. Оно говорит, например: «человек, будучи в чести, не уразумел, приложился к скотам бессловесным и уподобился им» (Псал. 48, 13); также «не будьте конь и лошак» (Псал. 31, 9); еще: «сделались конями женонеистовыми» (Иер. 5, 8); и еще: «будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Матф. 10, 16). Писание говорит это, не переменяя природы, а только убеждая удерживаться от природных наклонностей. Когда возвещает оно что-нибудь спасительное, то подобие заимствует от высшего, например: «будьте милосерды, как и Отец ваш небесный» (Лук. 6, 36). И здесь не претворяет природу, а только повелевает делать это, насколько станет силы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

128 Не имея от древности полного изложения скопческого учения, должны довольствоваться позднейшим изложением его, не без основания полагал, что оно тоже, что и древнейшее. Скопцы учат, что прародители Адам и Ева изгнаны были из рая не за нарушение заповеди Божией, а за брачную жизнь, от чего проистекли все грехи человека. Скопцы уверены, что чрез это человек потерял рай. О браке они отзываются, как о плотском грехе, и основываясь на том, что Спаситель мира рожден от Духа Святаго, вне брака, утверждали, что продолжение рода человеческого не зависит от плотского соединения, ибо Бог, как говорили они, ссылаясь на текст евангельский, и из камней воздвигнет чада Адаму ( Матф. 3:10 ). (Опыт изследования скопческой секты А. П. Крыжина, Спб. 1867 г. Записки И. С. Географ. Общ. 1867 г., стр. 501, 502. Сн. Хлыстовщина и скопчество в России. Рождественского, Чт. Общ. Ист. и древн. 1881, стр. 151 и др.). Замечательно. «Известие, на чем скопчество утверждается, поданное камергером-скопцом А. Еленским в 1804 году, Императору Александру I, при проэкте об учреждении божественной канцелярии. В Известии под плотскою жизнию Еленский разумеет происхождение людей от Адама по плоти. Он говорит: Отец светов послал в мир Сына своего Иисуса Христа. Своим учением Сын Божий освободил людей (между прочим) от плотской жизни по Адаме, от наружной мудрости, от плотоугодия, даже самое плотское родство ни во что не вменил, говоря: кто есть матм моя, и братия моя, и сестры? Сии иже слушают слово Божие и сотворит е. Он же сказал: соблазняющие уды отсеки (Чтен. Москов. Общ. Истор. и древн. 1867 г., кн. IV: II, стр. 73 сн. Раскольники и Острожники, Ливанова, Т. IV, стр. 36). 129 Чтобы дать понятие о том, как аскетический взгляд на брак удобно мог быть неверно понят и неправильно истолкован, приводит учение о браке св. Иоанна Златоуста . Про этом уместным считаем присоединить о том же учение св. Григория Богослова . Св. Иоанн Златоуст в слове о девстве говорит: Созданный от земли пребывал в раю, и о браке не было и речи; встретилась нужда в помощнице ему, и она явилась, но и тут не было нужды в браке.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

292 В частности, для объяснения неизменяемости воли и определений Божиих по отношению к свободным тварям и особенно к человеку, святые Отцы, на основании Священного Писания, придумали разделение воли Божией: на первую ( θλημα πρτον) и вторую ( δετερον), иначе – предыдущую ( προηγομενον) и последующую ( πομενον), или, как в последствии начали вы­ражаться, на безусловную и условную (voluntatem absolutam et conditionatam). Под именем первой воли разумеется такая, по которой Бог желает чего-либо без всяких сторонних условий, например, хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины ( 1Тим. 2:4 ); а под именем последней – такая, по которой Он желает чего-либо по отношению к свободным тварям, под каким-нибудь обязательным для них условием, например, послал к людям своего единородного Сына, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ( Иоан. 3:16 ; Марк. 16:16 ). Таким образом и воля Божия по отношению к свободным тварям, как и ко всем вообще, остается неизменной, и свобода тварей нисколько не стес­няется этою волею и ее определениями. 293 И здравый разум не может не сознать справедливости всех этих отеческих соображений, и вслед за тем не исповедать Бога существом неизменяемым, как и исповедал еще древле в мудрецах языческих. 294 7. Всемогущество. Всемогущество приписывается Богу в том смысле, что Он обладает неограниченной силой все производить и над всем владычествовать, – от чего называется безразлично всемогущим или всесильным ( παντοδναμος), и вседержителем ( παντοκρτωρ). 295 В священных книгах находится бесчисленное множество мест, изображающих это свойство Божие. Они свидетельствуют: а) о всемогуществе Божием вообще: знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено ( Иов. 42:2 ); Авва Отче! всё возможно Тебе ( Марк. 14:36 ); Богу же всё возможно ( Матф. 19:26 ); ибо у Бога не останется бессильным никакое слово ( Лук. 1:37 ). И вместе с тем называют Бога сильным ( Пс. 88:9 ), Господом сил ( Пс. 23:10 ), единым сильным ( 1Тим. 6:15 ), и вседержите­лем: Боже великий, сильный, Бог Великий в совете и сильный в делах, Господь Вседержитель, Боже Вседержитель ( Иер. 33:18–19 ; срав.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

33 Взято из древняго Харатейнаго Требника, за подписанием руки Св. Феогноста Митропо­лита Московск., переведеннаго с Греческаго на Российск. язык 1329 года по P. X. с листа 89-го на оброте. Св. Феогноста Митро­полита мощи почивают в Московском Успе­нском Соборе. Память его Церковь совер­шает Марта 14-го дня. 34 О препод. Отцах Илии Муромце и Иосифе Многоболезненном, зри свидетельство в книге Обличение неправды раскольническия, в I главе, в рассуждении 5-м. Здесь очевидно изобличается раскольническая клевета на сих Преп. Отцев, в молении двоперстным сложением. 36 Взято из Словаря Историческаго о Свя­тых, прославленных в Российской Церкви, напечатанном в С.-Петербурге 1836 года, стр. 285. 37 В подтверждение сей истины, смотри в книге Преосвящен. Никифора, Архиеписко­па Астраханского, во ответах на старообрядческ. вопросы на стр. 33, 34, 100, 101, 102. 38 Мнимо-старообрядцы толкуют, будто бы от лет Святейш. Никона Патриарха , в церкви молящихся трехперстным сложением Святыя и истлинные мощи быть не мо­гут, и посему где он есть открыто, не доверяют, и не покланяются им: какое мне­ние, яко ложное, сим параграфом испровержено очевидно. 39 О важности церковнаго обычая или предания, Св. Писанием не утвержденного, но Св. Апостолами и Св. Отцами первенствующей Церкви словесно преданного, который с то­го времени и до днесь Кафолическая Цер­ковь содержит за свято, см. в книге Ка­мень веры, от стран. 689 до 776. Еще в книге Преосв. Никифора, Архиепископа Ас­траханского, в ответах противу старообрядческ. вопросов, на стр. 243, 244, 276. И в Христианском Чтении 1838 года, во 2 части, на стр. 3 и след., в Слове Св. Священномуч. Иринея, Епископа Лионского. 41 Кафолическия Церкве власть суть Еписко­пы Православные , получившие сию от Го­спода Иисуса Христа. См. Иоанна гл. 20 ст. 22, 23. Матф. гл. 16, ст. 19, Луки гл. 10. ст. 16. 42 Взято из Книги Преосвещенного Никифора Астраханского ответов против Соловецкой Челобитны, напечатанная в Москве 1813 года, стр. 109. 44 Карфагенского Собора (на коем 84 Святых Отец присутствовало, из коих первый был Священномученик Куприан), определение о крещении всех еретиков и раскольников, обращающихся к Православной Церкви, вто­рой Вселенский Собор седьмым правилом опороверг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Malinovs...

  Не получается ли так – (простите, я постоянно пытаюсь вернуться к теме дискуссии – символам) – «владеющие еврейским языком» никаких символов не видят, а свв. Отцы, которые «толковали лишь переводы» (по выражению португальского батюшки) – символическим богословием владели.   Почему бы так? Напомню слова Мартина Хайдеггера: «Мы … знаем нечто похожее на сокрытое и сокрытость. Мы знаем его как утаивание, закутывание, закрытие, и оно же встречается как сохранение, сбережение, удержание, доверение и переусвоение. … Греки постигали забывание как событие сокрытия».   Не сокрыта ли Истина от ревнителей иудейских текстов, и не сохраняется ли, не сберегается ли, не открывается ли она последователям свв. Отцев?   С почтением,   Сергей Демаков Вятка, Россия     Вера, Москва 06 апреля 2011г. 12:14 Досточтимый отец Иона! Простите за невнятно сформулированный вопрос. Не убеждена, что выйдет лучше, но, по крайней мере, длиннее. При чтении Вашей интересной статьи я призадумалась над фразой: «Например, дверь может символизировать конкретные вещи, но этот символ не может выступить «пророческим символом», он не может содержать исторических черт, которые бы актуализировались в будущем и были бы в связи с этим будущим важны и ценны в настоящий момент (как это важно, например, в случае с неперебитой голенью распятого на кресте Господа (Иоанн 19. 36) и несокрушенными костями пасхального Агнца (Исх. 12.46)). В системе же символов Дверь может выступать «пророческим символом», например косяки дверей, помазанные кровью». Какие известны «двери» (метафорические, символические)? Дверь овцам (Ин.10:1,2,7,9); дверь, открытая Господом для веры, для слова, для неба (Деян.14:27, 15:4; 1Кор.16:9; 2Кор.2:12; Кол.4:3; Откр.3:8; 4:1); дверь нашего сердца (Матф.6:6; Откр.3:20). Тут и вспомнила удивившую меня когда-то «половинку двери» из книги прот. Николая Иванова «И сказал Бог…». Рассматривая текст Быт.2:18 И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему, - он пишет, что выражение «помощник, соответственный ему» дословно переводится как «помощник против него» или «помощник – противник». И размышляя, как это можно понимать, среди прочего он обращает наше внимание и на то, что слово «ребро» - евр. «цэла» - имеет еще и другие значения, в том числе «половинка (створка) двери». То есть, Адам и Ева как две створки одной двери. Всякий знает, что створки навешиваются одна против другой, похожи, но не одинаковы и т.д. и т.д. На мой взгляд, это очень выразительный образ, он добавляет еще один штрих к известным толкованиям.

http://bogoslov.ru/article/1549834

б) Тоже показывает оно, когда имя ангела употребляет за выражение чего-то особенного по славе и счастью; напр. оно говорит, что и человек ел хлеб ангельский ( Пс. 77:25 ), лице Стефана было как лице ангела ( Деян. 6:15 ). в) Откровение и прямо называет добрых ангелов гражданами небесного Иерусалима ( Евр. 12:22, 23 ). г) Спаситель говорит: ангелы на небесех выну видят лице Отца небеснаго ( Матф. 18:10 ). Так как выражение предстоять царю на священ. языке означает и высокую деятельность и великое счастье ( 3Цар. 10:8 ), и только святым предоставлено в жизни загробной зреть Бога лицеем к лицу ( 1Иоан. 3:20 ): то слова: ангелы всегда видят лице Отца небесного. Означают то, что ничто созданное не отвлекает любви их от Бога и блаженство их не изменно. Далее св. писание сравнивает с положением ангелов состояние людей благочестивых по воскресении ( Лук. 20:36 , Мат. 22:30) и даже славу самого воскресшего Мессии Иисуса ( Евр. 1:6, 9 ); называет их святыми ( Лук. 9:26 ) и представляет окружающими престол Божий. Все это дает видеть и особенное величие славы, какою наслаждаются добрые ангелы, и то, что силою Божией они совершенно утвердились в добре и в соразмерном тому блаженстве. § 109. Учение церкви об отношении Промыслителя к добрым ангелам Церковь признает блаженное состояние добрых ангелов неизменным, как следствие подвига, совершенного ими для Господа и Господом достойно награжденные. Св. Григорий беседователь пишет: «поскольку смиренно избрали они, чтобы любить Того, кем созданы; то этой неизменностью победили в себе самую изменяемость свою» 432 . «Они свободною волею устояли в истине, говорит блаж. Августин, и заслужили, чтобы быть вполне уверенными в том, что с ними никогда не будет падения 433 . Если спрашивают, почему они блаженны: правильный ответ тот, что они привержены к Богу» 434 . В том, что добрые ангелы есть верные слуги верховного Промыслителя, и по Его воле находятся «тесном общении с родом человеческим, церковь никогда несомневалась 435 . Учение об ангеле хранитель было предлагаемо и в церкви в.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Бедствия ближних служат пробным камнем нашего человеколюбия и сострадания. Зло не создано для того, чтобы являлись противоборники ему; но если оно существует, то наша общая обязанность там, где оно свирепствует, ослаблять силу его влияния. Потому нам и заповеданы дела милосердия, между которыми к важнейшим относятся подаяние милостыни, насыщение алчущих. Древний закон гласил: Отверзая отверзи руце твои брату твоему нищему ( Втор. 15:11 ). Еще решительнее обязывает всех нас закон Христов: будите милосерди ( Лук. 6:36 ), дадите милостыню (12:33). По свидетельству апостола Иоанна, тот недостоин любви Божией, кто видит брата своего требующа, и затворяет сердце свое от него ( 1Иоан. 3:17 ). Премудрый сын Сирахов, убеждая не медлить подаянием нищему (4:3), дает такое сильное предостережение: «Не оскорбляй души голодной (ст. 2); не лиши бедного жизни» (ст. 1). Опасность та, что от медлительности вспоможения голодный может прийти в совершенное изнурение и умереть. В этом же смысле Василий Великий замечает о жестокосердом: «Не стоит ли он, чтобы причислить его к лютым зверям, признать человекоубийцею? Каких наказаний заслуживает тот, кто жестокосерд к человеку голодному?» 225 Ответственность за сие становится тем важнее, что как милуяй нищаго взаим дает Богови ( Притч. 19:17 ), так равнодушный к алчущему не хочет напитать самого Христа. Посему и скажет Он таким людям на суде: Взалкахся, и не дасте Ми ясти ( Матф. 25:42 ). Алчет же Он в лице бедных, не имеющих хлеба. Если бы кто сказал: «мы своих нищих имеем, которые нас преследуют всюду»; это не освобождает нас от обязанности помочь тем голодным, которых хоть не видим, но о мучительном положении которых несомненные получаются сведения. Во времена апостольские, многие из палестинских христиан от гонений и других неблагоприятных обстоятельств пришли в нищету, а иные потерпели расхищение всего имущества ( Евр. 10:34 ). Апостол Павел, проповедуя в разных странах, вменил себе в обязанность, чтобы помнить иерусалимских нищих ( Гал. 2:10 ); во многих городах открывал сбор пожертвований, и сам приходил в Иерусалим, чтобы доставить собранные приношения бедствующему народу ( Деян. 24:17 ); а в посланиях своих, убеждая продолжать этот сбор, поощрял к сему одних усердием других ( 2Кор. 8:1; 9:2 ). Так, пиша отдаленным Римлянам, он возбуждал и их, примером жителей Македонии и Ахаии, к пожертвованиям в пользу палестинских христиан ( Римл. 15:26–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

в) в служении своем воле ветхозаветного Домостроителя, Давид является не менее единым прообразом своего новозаветного первообраза – Христа, по новозаветному толкованию и именно: α) как царь и основатель Богом избранной через него, царственной династии из рода иудина (срав. родослов. в Евангелии от Матф. 1 и Луки 3 и сн. Евр. 7:14 ) –династии Давидидов, о которой, как семени его, обетовано, что престол за ней будет упрочен на веки ( Псал. 88:36–38 , сн. 2 Самуил. 7:12–13,16); как высший представитель теократии, видимый царь царства Божия на земле, Давид прообразовал собой Царя новозаветного Царства Божия, обетованного ему его великого Потомка по плоти ( Деян. 2:30; 13:23 , сн. Рим. 1:3 ), помазанного подобно Давиду царем над Сионом верой святой для вечного царствования в небесном Иерусалиме (срав. Псал. 2 и Деян. 4:25–27 ) вместо земного, одесную Бога, Своего Отца по Божеству ( Евр. 1:3  сн. 8:1 и др.) 367 . β) Как пророк, возвещающий повеления Господни, Давид прообразовал собой Христа на Его пророческом служении. Эту черту в Давиде новозаветное толкование, подобно, как и уничиженное и затем прославленное состояние его, указывает типологически. Сюда относятся два новозаветных места, служащих дополнением одно другому. Разумеем Евр. 2:12  и Рим. 15:9 . В первом месте св. Апостол, представляя Христа, как вождя спасения всех верующих в Него, через Свое страдание делающего и их совершенными подобно тому как Сам от Бога получил совершенство по силе того же страдания (ст. 10) на том основании, что и Его, и их освящающий есть один и тот же Бог Отец, – Его, по Божеству и освящению, а их только по освящению, говорит: по сей причине Он (Христос) не стыдится называть их братьями, говоря: возвещу имя Твое братьям Моим, посреди Церкви воспою Тебя». Евр. 2:11–12 . Последние слова, которые св. Апостол представляет сказанными от лица Самого же Христа, изречены Давидом, который был таким образом органом откровения (в нем и через него) Сына Божия. Эти слова читаются уже в рассматриваемом нами псалме 21:23 и страждущий праведник, представляемый в первой части этого псалма, от живого и сильного изображения своих страданий, – среди которых он уже не раз обращался к Богу с мольбой об избавлении (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

В сем смысле изъясняет слова Христовы Благовестник в толковании на евангелиста Матфя зач. 10, лист 78: «Учитель бо, рече, аще возсмердится, сиречь аще нерадит учити, и обличати и лютити, но разленится, чем осолится? Прочее же вон извержен будет от сана учительского, и попираем бывает, сиречь презираем всеми». Зрите, толкование не глаголет: аще учители все воссмердятся, должны простые людие быть без священства, но глаголет: учитель воссмердев извержется, то есть частное какое-либо лицо, или церковное общество, а не вся Церковь , как несправедливо понимают беспоповцы. А притом нужно заметить, что по тексту Священного Евангелия следует обуявшую соль прежде иссыпати, то есть, по толкованию блаженного Феофилакта, изврещи, а потом уже она бывает попираема человеки; старообрядцы же, беспоповцы, поступают напротив евангельского изречения: прежде иссыпания, то есть прежде соборного суда и извержения, православное священство попирают. 3) Беспоповцы еще приводят себе в оправдание жизнь апостолов до Тайной Вечери, – говорят: «Апостолы только крещение имело, а Таин Тела и Крови Христовы не причащались. Вот какое, говорят, начало имела Церковь , – и какое ее начало, таков должен быть и конец ее» Не только тайна Евхаристии, но и святое крещение новозаветное не было совершаемо апостолами при земной жизни Христа Спасителя, – они были только приуготовляемы к сему Спасителем. И если апостолы еще до распятия действовали крещение, то оно было точию приуготовительное, ничем не отличалось от крещения иоаннова, оставление грехов и Дар Св. Духа не подавало. Чти о сем Евангелие Благовестное от Матф. зач. 5, лист 36 на обор.: от Марка зач. 1, лист 6: от Иоанна зач. 11, лист 49 и 50: Деяния зач. 42 38 . И сам Господь Иисус Христос на Тайной Вечери, исполняя Ветхий закон, прежде преподания Нового Завета Таинств ял Ветхаго закона пасху 39 , потом предал Нового Завета Таинства, сам себе предпожер. От сего ясно показуется, что до Тайной Вечери еще существовал Ветхий Завет , что ему и сам Христос исполнитель бе; напрасно поэтому беспоповцы ищут себе примера в том времени и полагают себя паки под иго работы закона. От сего закона свободил нас Христос, за ны распятся; а они паки обращаются к тому времени, когда еще существовало законное иго работы, когда еще не дан был Дух Святой и крещение, совершаемое учениками Господними не подавало ни грехов оставления, ни Дара Духа, как мы выше показали, когда еще рай не был отверзен, когда еще умирающие сходили во ад и тамо ждали избавления от Избавителя. Итак, напрасно беспоповцы указуют в начальном времени Церкви Божией образец безиерархическому и без Таин Тела и Крови Христовы своему пребыванию. Церковь Божия Нового Завета с самого своего начала, на Тайной Вечери, в лице апостолов, получила от Христа завет о Таинствах Тела и Крови, от Него Самого первоначально священнодействованных. Если беспоповцы сих Таин не имеют и заповеди о них не исполняют, то и вотще приводят в подобие себе начало церковное.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

В частности, для объяснения неизменяемости воли и определений Божиих по отношению к свободным тварям и особенно к человеку, святые Отцы, на основании Священного Писания, придумали разделение воли Божией: на первую ( θλημα πρτον ) и вторую ( δετερον ), иначе — предыдущую ( προηγομενον ) и последующую ( πομενον ), или, как в последствии начали выражаться, на безусловную и условную (voluntatem absolutam et conditionatam). Под именем первой воли разумеется такая, по которой Бог желает чего-либо без всяких сторонних условий, например, хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2:4); а под именем последней — такая, по которой Он желает чего-либо по отношению к свободным тварям, под каким-нибудь обязательным для них условием, например, послал к людям своего единородного Сына, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Иоан. 3:16; Марк. 16:16). Таким образом и воля Божия по отношение к свободным тварям, как и ко всем вообще, остается неизменной, и свобода тварей нисколько не стесняется этою волею и ее определениями. И здравый разум не может не сознать справедливости всех этих отеческих соображений, и вслед за тем не исповедать Бога существом неизменяемым, как и исповедал еще древле в мудрецах языческих. 7. Всемогущество Всемогущество приписывается Богу в том смысле, что Он обладает неограниченной силой все производить и над всем владычествовать, — от чего называется безразлично всемогущим или всесильным ( παντοδναμος ), и вседержителем ( παντοκρατωρ ). В священных книгах находится бесчисленное множество мест, изображающих это свойство Божие. Они свидетельствуют: а) о всемогуществе Божием вообще: знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено (Иов. 42:2); Авва Отче! всё возможно Тебе (Марк. 14:36); Богу же всё возможно (Матф. 19:26); ибо у Бога не останется бессильным никакое слово (Лук. 1:37). И вместе с тем называют Бога сильным (Пс. 88:9), Господом сил (Пс. 23:10), единым сильным (1 Тим. 6:15), и вседержителем: Боже великий, сильный, Бог Великий в совете и сильный в делах, Господь Вседержитель, Боже Вседержитель (Иер.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010