О всем, т. е. о самом важном. В Новом Завете слово весь или всякий довольно часто употребляется для означения дел вообще или большей части важных дел (Деян.13, 10. I Тим.1, 16. Иак.1, 2. Матф. 2, 3; 3, 5. Деян.2, 5. Рим.11, 26. Колос.1, 6 и проч.). Подобный образ выражений со словом весь и всякий существует во всех языках. Иисус — в сирском переводе Библии второй половины второго века (Пешито) читается: «Иисус наш Мессия» или Христос. Делал — этим выражением писатель указывает не только на чудеса Господа и различные благодеяния Его несчастным людям, но и на Его страдание, смерть и воскресение, словом на все, что сделал Иисус для спасения мира. «Не погрешит тот, кто и самое страдание» Иисуса, как бы невольно мучительное состояние души и тела, назовет действием; ибо чрез страдание Он сотворил великое и чудное дело — разрушил смерть и совершил все прочее» (Злат.). От начала. 2-й ст. До того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал (Лук.24, 49. Матф.28, 18. Иоан.20, 21. Лук.24, 51). До того дня — сороковой день после Воскресения. (См. ст.3-й и Ев. Лук.24, 51). В который Он вознесся — на небо ; образ вознесения см. в 9 ст. Дав Святым Духом и проч. — Место это по различным чтениям текста толкуется различно. В Библиях сирской (2-й пол. 2-го века) и арабской (1-й пол. 7-го века) читается: «давши повеления Свои апостолам, которых Он избрал Духом Святым». У нас, как и в греческом тексте слова «духом Святым» отнесены к повелению апостолам, а не к избранию их. Толкование по этому чтению должно признать правильным и точным. «Как и Сам Господь, по смирению и приспособительно к слушателям говорил: Я Духом Божиим изгоняю бесов (Матф.12, 28): так здесь заповедав Духом говорится не потому, что Сын имел нужду в Духе, но потому что там, где творит Сын, там содействует и соприсутствует и Дух, как единосущный» (Феофил.). Повеления — именно повеление идти проповедовать Евангелие спасения всем народам: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Матф.28, 14. См. Марк.16, 15-19). Дав повеления в славянском тексте согласно с подлинником (ντειλλμενος), заповедав или повелев — причастие единств. числа; так что многих собственно повелений не выражает. Следовательно, из настоящего стиха не должно заключать, что вместе с указанною единою высшею заповедью даны были от Господа другие еще какие-либо и особенные приказания апостолам; они были излишни, если Божественным Наставником их во всем их служении делался Утешитель Дух Святый — чит. Иоан.14, 26. Притом же заповедь о проповедании Евангелия всей твари совмещает в себе все, чему научил Господь Апостолов Своих по воскресении, поэтому-то Лука и говорит здесь о ней одной. 3-й ст. «Которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о царствии Божием» (Лук, 24, 13 и дал. 36 и дал. Иоан.20, 30; 21, 14 и проч. Иоан. 20, 22. Лук.17, 21.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

   И когда Петр говорит: твердо убо да разумеет весь дом Исраилев, яко и Господа и Христа Его сотво­рил есть Бог, Сего Иисуса, Егоже вы распясте (Деян. II:36),-he о Божестве Его говорит: яко и Господа и Христа Его сотворил есть, но о человечестве Его, ко­торое есть вся Церковь, в Нем господствующая и царствующая по распятии, и помазуемая на царство небесное, чтобы соцарствовать с Ним, истощившим Себя за нее и восприявшим ее чрез принятие рабия зрака. Ибо Сын Божий, Божие Слово всегда был Господь и Бог; и не по распятии сотворен Господом и Христом, но как сказано прежде, Бо­жество Его сотворило, что человечество Его стало Господом и Христом.    И когда говорит: Опте, аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия (Матф. XXVI:39): обаче не Моя воля, но Твоя да будет (Лук. XXII:42); и: дух убо бодр, плот же немощна (Матф. XXVI:41); показывает сим две воли: человеческую, свойственную плоти, и Божескую, свойственную Богу; и человеческая, по немощи плоти, отрекается от стра­дания, а Божеская Его воля готова на оное. И как Петр, услышав о страдании, убоялся и сказал: милосерд Ты, Господи; Господь, же укоряя его, гово­рит: иди за Мною, сатано: соблазн Ми ecu, яко не мыслиши яже Божия, но человеческая (Матф. XVI:23); так разумеется и здесь. В подобии человечестем быв, отрекается от страдания как человек; но как Бог непричастный страданию по Божеской сущности, с готовностию приял страдание и смерть. Посему-то не бяше мощно держиму быти Ему, потомучто в по­добии человеческом был Бог, и умирающий по воле Своей, и воскрешаемый собственною Своею властию, как Бог, о чем говорил и Давид: да воскреснет Бог, и расточатся врази Его (Псал. LXVII:2); и потом: востани, Господи Боже мой, повелением имже заповедал ecu, и сонм людий обыдет Тя: и о том на высоту обратися. Господ судит людем (Псал. VII:10). Говорит же и Апостол в другом месте: пострадал от немощи, но жив есть от силы Божия (2 Коринф. XIII:4). Но сила Божия есть Сын, стра­давший от немощи, то есть от сопряжения с пло­тию, и молившийся об освобождении от страдания как человек, но пребывающий живым по причине силы Своей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3698...

Видимая тожественность слов не должна быть принимаема без всякого различия. Ибо множеству происхождения слов, повидимому, однозначительных, были свои причины, те именно, по которым говорящие не находили, для выражения своих понятий в точности, достаточными слова готовые, и потому придумывали новые и новые. Так любовь, благость, милосердие, милость, щедрота, человеколюбие и проч. имеют свои отличительные значения в Н. 3. В особенности нужно примечать существенное значение каждого слова из отличительных и как бы собственно Библейских; каковы слова: благодать, царство небесное и проч. Напр. слово Евангелие Христово в строгом смысле, по писанию, значит не столько учение Христово или сказание о Иисус Христе вообще, сколько сообщаемость сего учения и тем людям, которые всего менее могли ожидать его, сообщаемость и язычникам. (Деян, 10, 36. 14, 7. сн. 13, 46. 15, 7. Рим. 1, 1. 5 , Матф. 4, 23 . сн. 16. 11, 5). Примечание. В отношении к Иудеям учение Евангельское называлось проповедью, ρυγμα, т. е. объявлением, возглашением ясным, вслух всех, от ρυξ, герольд. Такова была проповедь Иоанна Предтечи. ( Матф. 3, 1 . сн. Иоан. 1, 20 . Матф. 10, 17 ).   54. Видимая связь понятий Есть видимая связь понятий 41 ; она в частицах, собственно так называемых включительных, (εγκλειτικαι), в союзах, предлогах и мелких наречиях, чем изобилуют особенно древние языки. Сколь ни малы такие части речи, они, по выражению филологов, то же, что жилы в теле или известь в каменном здании. Познание таких важных мелкостей, выражающих впрочем многоразличные соотношения понятий, (напр. αι до 28ми), приобретается опытом при чтении, также из грамматик и словарей. Есть уже и нарочитые сборники частиц 42 . 55. Порядок понятий При рассмотрении свойства и сущности понятий, не надобно терять из вида того самого порядка их, какой находится в рассматриваемых местах. Языки древние не искусственное имеют расположение слов, как большая часть новейших, но простое, естественное: всякое слово (имя, наречие, глагол) в языках древних может быть поставлено на всяком месте, на первом, третьем, последнем, смотря по тому, как понятия родились в уме или изливались на языке говорящего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Иерихон — город в Палестине. 119 Эмеса — город в Сирии. 120 ...бежали, как Петр и Иоанн к животворящему гробу Господню...— апостолы Петр и Иоанн, услышав от Марии Магдалины, что тело Христа исчезло из гроба, бегом бросились туда, где он был похоронен (Иоанн 20, 4). 121 ...звавшийся Никон, жизнь которого... соответствовала имени его.— Имя Никон (Nikwn) звучало по-гречески сходно с причастием настоящего времени глагола “побеждать” (nikwn). 122 ...десятка твоя победила... разумел совершенство монашеского подвига.— Число десять, согласно христианской символике чисел,— число совершенства. 123 ...не видел чего глаз, не слышало ухо...— I Коринф. 2,9. 124 Ты прекраснее сынов человеческих.— Пс. 44,3. 125 Позволь мне прежде пойти и похоронить отца Моего... предоставь мертвым погребать своих мертвецов.— Матф. 8, 21—22. 126 Патрикий — один из высших титулов византийской табели о рангах; кувикулярий — придворный из личной охраны императора. 127 ...облачить вас в святое и ангельское одеяние.— Пострижение волос и сложение мирской одежды — подготовительный этап посвящения в монахи. 128 Воски — особый вид подвижников в Месопотамии и Палестине. Они жили в горах и пустынях без крыши над головой, почти без всякой одежды и питались только дикорастущими травами и корнями. 129 ...как научил Давида, когда при стадах своих тот жил в пустыне.— Согласно Ветхому завету, иудейский царь Давид в отрочестве пас овец своего отца. 130 Сколько драгоценных камней ...“лежат на земле его”.— Захар. 9, 16. 131 Не забывай нерадивых работников...— Матф. 20, 6 ел. 132 Под пророком подразумевается Моисей — см. Исх. 3, 2. 133 Просите, и получите.— Иоанн 16, 24. 134 ...направь ноги рабов Твоих и стопы их на путь мира — ср. Пс. 36, 23; 39, 3 и Лук. 1, 79. 135 Будьте просты, как голуби.— Матф. 10, 16. 136 ...упование всех концов земли и находящихся на чужбине далеко.— Ср. Пс. 64, 6. 137 Возьми щит и латы...— несколько измененная цитата из Пс. 34, 2—3 138 ...сам пошлет ангела Своего пред лицом вашим...— Ср. Марк 1, 2. 139

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=932...

Созданный в Византии тип изображения Тайной вечери послужил образцом для изображений всех вечерей, о которых рассказывается в Евангелии и которые находили себе место почти исключительно в полных лицевых кодексах Евангелий. Раз дано было в практике общеизвестное изображение Тайной вечери, и оно при незначительном напряжении мысли легко могло превратиться в иную вечерю. Во всех этих вечерях видим тот же стол-сигму; с левой стороны его возлежит Иисус Христос, с противоположной – главное лицо, с которым Иисус Христос ведет беседу, в середине между ними второстепенные участники вечери. Подробности событий, имеющих историческую связь с этими вечерями, изображаются на втором плане. Таковы: вечеря в доме ап. Петра ( Мф. 8:14–15 ; Мк. 1:29–31 ; Лк. 4:38–39 ): главные места занимают Иисус Христос и ап. Петр; они ведут разговор; между ними сидят апостолы. К столу приближается с сосудом в руках теща Петрова; на правой стороне Иисус Христос воздвигает больную от одра (Евангелие нац. библ. 74, л. 15 и 66. Елисав. Евангелие, зач. 26 Матф. и 5 Марк.). В Евангелии нет речи об этой вечере, но она изображается здесь на основании замечания Евангелия: теща Петрова служила им. Служение истолковано миниатюристами в смысле служения на вечере. Вечеря в доме мытаря ( Мф. 9:10 ; Мк. 2:15 ; Лк. 5:29 ): к обычной схеме вечери в некоторых миниатюрах присоединяется призвание мытаря, сидящего или стоящего у стола, на котором лежат деньги (Евангелие 74, л. 17, 67 об. и 116 об. Елисав. Евангелие, зач. 30 Матф., 8 Марк. и 20 Лук. Гелат. Евангелие, л. 35 и 162). Вечеря в доме Симона Прокаженного ( Мф. 26:6  и след.; Мк. 14:3  и след.); подробность: женщина помазывает ноги Иисуса Христа миром (Евангелие 74, л. 32 об. Елисав., зач. 108 Матф. Гелат., л. 77 и 130 1794 , лаврент. Евангелие публ. библ. 105, л. 99. Код. Григория Богослова 510 1795 , л. 91), а в одной миниатюре Евангелия 74 женщина эта прислуживает вечеряющим; позади нее сосуд на огне и два вертела (л. 94. Елисав., зач. 63 Марка): подробности эти явились под влиянием изображения вечери в доме ап. Петра (женщина=теща Петрова), поводом к чему для миниатюриста послужило сходство имени Симон. В тех же формах изображалась вечеря в доме Фарисея ( Лк. 7:36 , Евангелие 74, л. 122. Елисав., зач. 33. Гелат., л. 169. Лаврент., л. 139). Вечеря в даме Лазаря ( Лк. 10:38  и след.; Ин. 12:2  и след.): Марфа прислуживает, Мария сидит у ног Иисуса Христа (Евангелие 74, л. 132, ср. 193. Елисав., зач. 54 Лук. Гелат., л. 181). Вечеря в доме Закхея ( Лк. 19:1  и след.): к вечере присоединяется встреча Иисуса Христа с Закхеем, представленным на дереве (Евангелие 74, л. 149 об. Елисав., зач. 94. Лаврент., л. 149). Вечеря на море Тивериадском ( Ин. 21:12  и след. Евангелие 74, л. 212. Елисав., зач. 66. Гелат., л. 276) и даже вечеря братьев Иосифа на сенском авории 1796 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

27) Текст испорчен. Принимаем чтение Rig.: curiosus tecum. 28) Критические издания Н. 3. дают для Тит. 3,10 " после первого и второго вразумления " . В тексте, которым пользовался Тертуллиан, отсутствовали слова " и второго " . 29) См. Пс. 108,8; Деян. 1,20. 30) См. Иоан. 13,25-26; 19,26; 21,20; Матф. 17,1 сл.; Лук. 9,28 сл. 31) Например, манихеи, Маркион, возможно, эвиониты. 32) См. Галат. 2,11 сл. 33) См. 1 Кор. 15,9. 34) См. Иоан. 5,31. 35) См. Деян. 16,3. 36) О том, что Маркион происходил с Понта (область на северо-востоке М. Азии), сообщают Юстин (Апология 26; 58) и Ириней (Против ересей IV 6). Что он был корабельщиком, известно также из сообщения Евсевия (Церковная история V 13,3). 37) Валентин и Маркион жили при императоре Антонине Пие (138-161), а, возможно, и при Марке Аврелии (161-180). 38) Точнее, Элевтер - епископ Римский в 177-192. Упоминание Элевтера в данном контексте является анахронизмом. 39) См. Марк. IV 4. 40) Маркион запрещал брак. 41) Нигидий - видимо, гностик; известен только из данного упоминания. Гермогену Тертуллиан посвятил специальный трактат. 42) Текст испорчен. Принимаем чтение Rig.: Sic enim apostohis descripsit, solet facere... 43) Апостольские церкви были основаны самими апостолами - в Коринфе, Филиппах, Фессалонике, Эфес и Риме. (См. ниже, гл. 36.) Евсевий (Церковная история VII 10) присоединяет к ним еще кафедру апостола Иакова в Иерусалиме. О Поликарпе и Клименте см. Евсевий V 20,5; III 15,34. 44) Саддукеи - влиятельная (наряду с фарисеями) религиозно-политическая группировка в Иудее в I в. д.Х. - I в. Объединяла по преимуществу высшие слои жречества. Считалось, что саддукеи отрицали воскресение мертвых и грядущий Суд (см. Матф. 22,23; Деян. 23,8; Терт. Воскр. 2; 36 и др.). 45) См. Герм. 2-3; 6. 46) Caiana haeresis Н. Щеглов переводит неверно как " ересь Гая " . Между тем речь несомненно идет о " Каиновой ереси " (см. Крещ. 1, прим. 2). Основателем ереси николаитов считался Николай Антиохийский, поставленный в диаконы самими апостолами (Деян. 6,5). Николаиты сурово осуждаются в " Откровении " Иоанна (2,6; 14; 20) за то, что призывали " любодействовать " и есть " идоложертвенное " (ср. Марк. I 29; Климент Александрийский. Строматы II 20,118; III 4,25). Впрочем, Евсевий (Церковная история III 29,2) и другие считали невозможным, чтобы ересиархом оказался преемник апостолов, и были склонны оправдывать Николая.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/555/...

Иисус Христос признавал Давида богодухновенным мужем ( Марк.12:36 = Пс.109:1 ), нередко прилагал к Себе псаломские пророчества ( Пс.8:3 = Матф.21:16 ; Пс.117:22–23 = Матф.21:42 ; Пс.109:1 = Марк.12:36 ; Пс.81:6 = Иоан.10:34 ; Пс.40:10 = Иоан.13:18 ; Пс.108:17 = Иоан.17:12 ) и признал, что в псалмах находится о нем не мало пророчеств, наравне с законом и пророками ( Лук.24:44 ). Точно также евангелисты и апостолы очень часто прилагали к Иисусу Христу псаломские пророчества ( Пс.68:10 = Иоан.2:17 ; Пс.21:19 = Иоан.19:24 ; Пс.68:22 = Иоан.19:28 ; Пс.15:8–11 . Пс.131:11 = Деян.2:25–31 ; Пс.117:22 = Деян.4:11 ; Пс.2:1–2 = Деян.4:25–26 и мн. др.). Вообще, по вычислению специалистов в Новом Завете до 50 цитат приводится из Псалтири, и после Исаии она чаще всех других ветхозаветных книг цитируется 225 . Согласно учению Иисуса Христа и апостолов, Псалтирь в христианской Церкви всегда составляла неизменную часть канона и помещается во всех соборных и отческих исчислениях священных ветхозаветных книг. В христианском богослужении она употребляется чаще других книг. В православном богослужении она еженедельно вся прочитывается, а в великий пост дважды в неделю прочитывается. Вообще, с древнего и до настоящего времени, Псалтирь – наиболее употребительная у христиан священная книга и в своей каноничности никогда ни в ком не вызывала сомнения. Значительная разность в частных выражениях между переводом 70 и еврейским текстом Псалтири – ныне общепризнана. Решение вопросов, какое чтение должно иметь преимущество, зависит в каждом частном случае от специального экзегеса. Монографий по этому вопросу не знаем 226 . Несомненно, лишь мессианские пророчества (напр. пс. 15:10;21:17;109:3 и др.) исправнее в тексте перев. 70, о других же – задача детальной экзегетики. Ожидаем ее выполнения в Cursus scripturae sacrae (Paris, 1885), в коем еще не вышло толкование на Псалтирь. У других же толковников этот вопрос решается мимоходом и случайно. Толковательная литература на Псалтирь своим обилием превосходит все ветхозаветные книги и едва ли уступает даже толкованию на ветхозаветные книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Regula fideiздecь, собственно. Символ веры в его начальной редакции. См. след. главу. 296 Текст испорчен. Принимаем чтение Rig.: curiosus tecum. 297 Критические издания Н. 3.  дают для Тит. 3:10 «после первого и второго вразумления». В тексте, которым пользовался Тертуллиан, отсутствовали слова «и второго». 298 См. Пс. 108:8; Деян. 1: 20.  299 См. Иоан. 13:25–26; 19:26; 21:20; Матф. 17:1 сл.; Лук. 9:28 сл. 300 Например, манихеи, Маркион, возможно, эвиониты. 301 См. Галат. 2:11 сл. 302 См. 1 Кор. 15: 9.  303 См. Иоан. 5: 31.  304 См. Деян. 16: 3.  305 О том, что Маркион происходил с Понта (область на северо–востоке М. Азии), сообщают Юстин (Апология 26; 58) и Ириней (Против ересей IV 6). Что он был корабельщиком, известно также из сообщения Евсевия (Церковная история V 13:3). 306 Валентин и Маркион жили при императоре Антонине Пие (138–161), а, возможно, и при Марке Аврелии (161–180). 307 Точнее, Элевтер — епископ Римский в 177– 192.  Упоминание Элевтера в данном контексте является анахронизмом. 308 См. Марк. IV 4. 309 Маркион запрещал брак. 310 Нигидий — видимо, гностик; известен только из данного упоминания. Гермогену Тертуллиан посвятил специальный трактат. 311 Текст испорчен. Принимаем чтение Rig.: Sic enim apostohis descripsit, solet facere… 312 Апостольские церкви были основаны самими апостолами — в Коринфе, Филиппах, Фессалонике, Эфес и Риме. (См. ниже, гл. 36.) Евсевий (Церковная история VII 10) присоединяет к ним еще кафедру апостола Иакова в Иерусалиме. О Поликарпе и Клименте см. Евсевий V 20:5; III 15:34. 313 Саддукеи — влиятельная (наряду с фарисеями) религиозно–политическая группировка в Иудее в I в. д.Х. — I в. Объединяла по преимуществу высшие слои жречества. Считалось, что саддукеи отрицали воскресение мертвых и грядущий Суд (см. Матф. 22:23; Деян. 23:8; Терт. Воскр. 2; 36 и др.). 314 См. Герм. 2–3; 6. 315 Caiana haeresis Н. Щеглов переводит неверно как «ересь Гая». Между тем речь несомненно идет о «Каиновой ереси» (см. Крещ. 1:прим. 2). Основателем ереси николаитов считался Николай Антиохийский, поставленный в диаконы самими апостолами (Деян. 6:5). Николаиты сурово осуждаются в «Откровении» Иоанна (2:6; 14; 20) за то, что призывали «любодействовать» и есть «идоложертвенное» (ср. Марк. I 29; Климент Александрийский. Строматы II 20:118; III 4:25). Впрочем, Евсевий (Церковная история III 29:2) и другие считали невозможным, чтобы ересиархом оказался преемник апостолов, и были склонны оправдывать Николая. 316

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Но Сын Божий явился на землю не для внешнего господства, не для того, чтобы служили Ему, как служат земным владыкам (20, 28); царство его несть от мира сего ( Иоан. 18, 36 ): Христос царствует в душах, освящая их истиною ( Иоан. 17. 17 ), соединяя их между собою союзом веры и любви и руководя их к небесной славе. Такому делу диавол не мог оказать помощи, ибо он враждебен ему по самой испорченной природе своей. Ст. 10. Иди за мною, т. е., иди прочь, с глаз моих, сатано: Господу Богу твоему поклонишися и тому единому послужиши. Иисус Христос, приводя эти слова из Второзакония (6, 13), не только отвергает ими безумное предложение искусителя, но и показывает, что не признает власти сатаны над миром, над всеми земными царствами и славою их, потому что вселенная принадлежит Господу и Ему единому подобает поклонение на ней. Ст. 11. Тогда остави его диавол, по св. Луке, отъиде от него до времени (4, 13). Предание Иоанна Крестителя и начало проповеди Христовой Матф. 4:12–17 ; Марк. 14:15 ; Лук. 3:19–20, 4:14–15 Матф. 4:12–13 . От повествования об искушении Иисуса Христа в пустыне ев. Матфей переходит прямо к тому, как Иисус, услышав о заключении Иоанна в темницу (предан бысть – выражение еврейское, равносильное выражению: был заключен, – подобно тому, как в Псалме 87, 9, предан бых и не исхождах значит: я заключен и не выхожу), отправился в Галилею и, пробыв не долго в Назарете, поселился в приморском городе Капернауме. При этом ев. Матфей опускает следующие события: 1) Возвращение Иисуса Христа из пустыни искушения на Иордан и свидетельство о Нем Иоанна ( Иоан. 1:29–36 ). 2) Последование за Христом Андрея, Иоанна, Петра, Филиппа, Нафанаила (37 – 51). 3) Первое возвращение Иисуса Христа в Галилею и первое чудо в Галилее на браке в Кане ( Иоан. 2:1–11 ). 4) Первое прибытие в Капернаум и оттуда отправление на Пасху в Иерусалим (12–14). 5) Изгнание Иисусом Христом торгующих из иерусалимского храма, чудеса и их действие на многих (11–25). 6) Беседа с Никодимом ( Иоан. 3, 1–2 ). 7) Пребывание Иисуса в стране иудейского до заключения Иоанна в темницу, 24 ст., и последнее свидетельство о Нем Иоанна (25–36).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

«Когда ученики Иисуса провозгласили Его воскресение, – отмечает Джон Уорик Монтгомери, – они выступали в качестве очевидцев, причём ещё при жизни людей, соприкасавшихся с событиями, о которых шла речь. В 56 г. Павел писал о том, что Иисуса видели более 500 человек, из которых большая часть доныне в живых...» ( 1Кор. 15:6 ). Совершенно невероятно, что первым христианам удалось бы сфабриковать подобную сказку, а потом распространять её среди тех, кто мог легко опровергнуть их рассказы, попросту представив народу мёртвое тело Иисуса». «Если воскресения не было, – пишет Бернард Рамм, – то радикальные критики должны признать, что Павел лгал апостолам, когда говорил о явлении ему Христа, а они, в свою очередь, лгали Павлу, когда рассказывали о явлениях воскресшего Христа перед ними. Нелегко оспаривать свидетельство Посланий по этому вопросу, где столь убедительно подтверждается их истинность!» Явления Христа отдельным людям Воскресшего Иисуса видели: Мария Магдалина – ( Иоан. 20:14 ); ( Мк. 16:9 ). Женщины, возвращавшиеся от гробницы, – ( Матф. 28:9–10 ). Пётр, позднее в тот же день – ( Лук. 24:34 ); ( 1Кор. 15:5 ). Ученики по дороге в Эммаус – ( Лук. 24:13–33 ). Апостолы в отсутствие Фомы – ( Лук. 24:36–43 ); ( Иоан. 20:19–24 ). Апостолы в присутствии Фомы – ( Иоан. 20:26–29 ). Семеро у Тивериадского озера – ( Иоан. 21:1–23 ). Толпа из 500 с лишним человек на горе Галилейской – ( 1Кор. 15:6 ); Иаков – ( 1Кор. 15:7 ). Одиннадцать учеников – ( Матф. 28:16–20 ); ( Мк. 16:14–20 ); ( Лук. 24:33–52 ); ( Деян. 1:3–12 ). Присутствовавшие при вознесении – ( Деян. 1:3–12 ). Павел – ( Деян. 9:3–6 ); ( 1Кор. 15:8 ). Стефан – ( Деян. 7:55 ). Павел в храме – ( Деян. 22:17–21 ); (23:11). Иоанн на Патмосе – ( Отк. 1:10–19 ). Враги Христа не сумели опровергнуть его Воскресения Молчание противников Христа В Деян. 2 Лука пишет о проповеди Петра в день Пятидесятницы. Никто из евреев не возразил ему, когда он смело провозгласил воскресение Христа. Почему? Потому что пустая гробница была свидетельством, которое мог проверить любой из противников, если хотел опровергнуть его. Однако всем было известно, что Тела Христа в гробнице больше не было.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010