е. благоразумие или уменье услужить господину, сберечь и употребить надлежащим образом вверенное ему имущество господина. Даяти (раздавать) слугам господина в свое время житомерие (меру хлеба), т. е. быть, распорядителем в доме. Слова сии о верности и мудрости раба ближайшим образом относятся к предстоятелям церкви – пастырям, как поставленным в дому Божием, т. е. в церкви, для раздаяния членам сего дома, т. е. пасомым, потребных им даров духовных, напр., совершать таинства и богослужение, проповедывать слово Божие и пр. (Чит. 1Кор.4:1, 2, 12:28 и в других местах). Но могут относиться они и ко всякому из нас, потому что на всякого христианина возлагаются те или другие обязанности, который должно исполнять верно и мудро, чтобы не подвергнуть себя ответственности за нерадение. «Одарен ли ты мудростию, или вручена тебе власть, поучает св. Златоуст; богат ли ты или имеешь что другое: ты не должен употреблять даров своих во вред собратий своих и для своей погибели». Над всем имением своим поставит его, – не только над слугами, но и над всем имением, т. е. господин наградит раба возвышением. Это указывает на райское блаженство, приготовленное для верных исполнителей закона Христова, – на ту честь и славу, какой они будут удостоены по смерти, в будущей жизни (чит. Матф. 21 ст. 25 гл.). Лк.12:45 . Аще же речéт рáб тóй в сéрдцы своéм: коснит господин мóй приити: и начнéт бити рабы и рабыни, ясти же и пити и упивáтися: (Если же раб тот скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, –) Здесь изображается раб недостойный, т. е. забывающий свои обязанности, злоупотребляющий ими, забывающий то, что он в своих поступках должен дать отчет своему господину, преданный нерадению, беспечности относительно своих обязанностей, и притом злой, развращенный. Этот раб изображает собою беспечных и нераскаянных грешников. Лк.12:46 . приидет господин рабá тогó в дéнь, в óн же не чáет, и в чáс, в óн же не весть: и растéшет егó, и чáсть егó с неверными положит.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Если она может забыть его, То Я не забуду тебя. (16) Да, на ладонях Я начертал тебя, Две стены твои предо Мною постоянно 341 . – (17) Спешат сыны твои 342 .. Разрушители твои и опустошители твои От тебя удаляются.. (18) Обведи кругом глаза твои, и посмотри: Все они собираются, идут к тебе; Жив Я, – говорит Иегова, – Что всеми ими, как украшением, ты покроешься, И обрядишься ими, как невеста 343 . (19) Да, развалины у тебя, И запустение у тебя, И земля разорена твоя; А теперь у тебя будет тесно от жителей, Когда удалятся пожиравшие тебя. (20) Тогда будут говорить вслух тебе Дети вдовства твоего: «Тесно для меня это место, Подвинься, чтобы я мог поселиться». (21) А ты скажешь в сердце своём: «Кто родил мне их? Я вдова 344 и бесплодная, Изгнанная и отверженная, А их кто воспитал? Вот я осталась одинокою.. Они... где же они»?... (22) Так говорит Господь Иегова: Вот Я простру к племенам руку Мою, И к народам подыму знамя Мое, И они представят сынов твоих на лоне, И дочерей твоих на плечах принесут. (23) И будут цари воспитателями у тебя И княгини – жены их кормилицами у тебя; Лицом до земли будут кланяться тебе, И прах ног твоих будут лизать 345 , – Тогда узнаешь, что Я – Иегова, Что не постыдятся Надеющиеся на Меня». (24) «Неужели отымется у сильного добыча, И взятое в плен победителем будет освобождено»? (25) Да, так говорит Иегова: «И взятое в плен сильным возвращено будет, И добыча притеснителя отнимется, И с противником твоим Я буду препираться, И сынов твоих Я спасу. (26) И Я заставлю притеснителей твоих есть плоть свою, И, как вина нового, крови своей они напьются 346 ; И узнает всякая плоть, Что Я – Иегова, Спаситель твой И искупитель твой, Сильный Иакова». XL 334 Трудно согласиться с толкователями, что эта речь идёт от лица всего народа, или же, что она высказана от лица самого пророка. Как прежде спасителем народа еврейского представлялась отдельная личность Кира, так и теперь общее спасение народов ясно усваивается отдельной личности. Если эта личность называет себя общим именем то отсюда видно, что этою личностию не может считаться и сам Исаия. Название неделимаго общим именем указывает особенное его достоинство ( Матф. 16, 18 ); в частности, имя народа могло приписаться только царю (10, 5). А когда это лицо говорит, что его имя известно от чресел матери его, то это, не соответствующее древнему обычаю, указание на матерь, предпочтительно перед отцем, делает ясным предположение, что лицо, говорящее здесь, есть то же лице, которое названо γενóμενος κ γυναικóς, о котором Исаия говорил в .7 гл. 14 ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Ест же хлеб один Он пред Господом, потому что существо и божественная природа Его отличны от существа всех тварей. Он входит и выходит чрез одне и теже ворота притвора, ибо Он и внутри и снаружи, то есть все наполняет и окружает; входит же чрез ворота для того, чтобы ввести с Собою тех, кои без учения и помощи Его не могут входить, и выходит, чтобы снова других вводить и говорить с теми, кои ее могут понять более трудного. А что восточные ворота за пределами мира всегда затворены и недоступны для человеческого взора, это доказывает Евангелие Иоанна, который говорит: Бога никто же виде никогда: единородный Сын, сый в лоне Отчи, Той исповеда (Иоан. 1:18). Он как бы сказал другими словами: и будут затворены для князя. Один князь будет сидеть в них, чтобы есть хлеб совершенного и полного знания. Ибо никтоже знает Сына, токмо Отец, ни Отца кто знает, токмо Сын, и ему же аще волит Сын открыти (Матф. 11:27). Прекрасно некоторые под затворенными воротами, чрез которые один Господь Бог Израилев входит и вождь, для которого затворены ворота, разумеют Марию Деву, которая и прежде рождения, и после рождения осталась девою. Ибо в то время, когда ангел говорил: Дух Святый найдет на тя и сила Вышнего осенит тя, темже и рождаемое свято, наречется Сын Божий (Лук. 1:35), и когда Он родился, она пребыла вечною девою к посрамлению тех, кои, вследствие упоминания в Евангелии (Марк. гл. 3) о братьях Его, полагают, что она, после рождения Спасителя, имела сыновей от Иосифа. Об этом вопросце я в Риме, во время своей юности, написал, как это знаю, небольшую книгу против Гельвидия, еретика того времени. Ст. 4—5. И привел он меня путем ворот северных пред лице дома, и я видел, и вот слава Господи наполнила дом Господа и пал я на лице мое. И сказал мне Господь: сын человеческий! прилагай сердце твое [ко всему], и смотри глазами твоими и слушай ушами твоими все, что Я скажу тебе о всех священнодействиях дома Господня и всех узаконениях его, и прилагай сердце твое к путям храма чрез все выходы святилища.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

И исполнтиасл сси Духа Свята и начаши глаголати иными языки, якоже Дух даяше им провещавати (Деян. 2:3—4). Это тот огонь, который Господь пришел низвесть на землю, и желал, чтобы он прежде страдания возгорелся в Его учениках (Лук гл. 120). Огонь имеет двоякую природу: он несет свет для верующих и имеет тьму мучения для неверующих, называемые столпами дыма. Этот дым самый едкий, который ослепил очи иудеев и о котором в Притчах читаем: яко же дым вред очима и гроздие зеленое зубом, тако законопреступление творящем е (Притч. 10:26) Об этом дыме и Исаия говорит в великом ??? в котором предсказывалось ослепление иудеев: и взя я наддверие, и дом наполнися дыма (Исаи 3, 4). Потом следуют слова: иди и рци людем сим: слухом услышите, и не уразумеете: и видяще узрите, и не увидите. Од??? сердце людей сих, и ушами своими ??? (там же ст. 9—10). Солнце превратилось во тьму, когда оно не дерзало видеть Господа, висевшего [на кресте], и луна — в кровь, что, как мы можем полагать исполнилось буквально, но умолчано евангелистами; потому что не все то, что сотворил Иисус, сообщается в писаниях, и если бы писать о том подробно, то ни самому, мню, всему миру вместити пишемых книг (Иоанн. 21, 25). Или, может быть, как солнце превратилось во тьму не потому, что оно изменилось во тьму, а потому, что оно окутало мир тьмою; так и луна не превратилась в кровь, но своим кровавым, вечным свидетельством оно осудило иудеев, заклейменных ужасными богохулениями и отрицанием в отношении ко Христу и говоривших: кровь Его на нас и на чадех наших (Матф. 27:25). Все это описывается, как имеющее быть прежде, нежели наступит день Господен великий и страшный. Под днем же Господним великим и страшным должно понимать или день воскресения, или, может быть, имеющий быть по истечении долгого времени день суда, который по истине велик и страшен. Но так как далее следует: и будет, всякий, кто призовет имя Господне, спасется, и так как апостол Павел относит это ко времени страдания Господня, то скорее следует относить это ко дню воскресения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3160...

Итак, если и великие праведники могли подвергаться опасному действию клеветы, то тем более мы, немощные духом, ограниченные и недальновидные умом, должны беречься, чтобы не впасть в сети клеветников, соплетаемые ко вреду ближнего. Неделя 8-я по Пятидесятнице Еванг. от Матф. зач. 58-е гл. XIV, 14–22 ст. 1. О насыщении Иисусом Христом пятью хлебами пяти тысяч человек, с назиданием для нас молиться пред вкушением пищи Во время Своей земной жизни Спаситель раз находился около г. Вифсаиды, на берегу Галилейского озера, прибыв сюда в лодке вместе с Своими учениками. Вышедши из лодки, Иисус Христос увидел множество собравшегося народа и стал учить его, беседуя о царствии Божием. Беседа затянулась надолго; наступал уже вечер, а народ с наслаждением внимал словам, исходившим из уст Богочеловека. Наконец, к Иисусу Христу подошли апостолы и сказали: «Учитель! место здесь пустынное, а время уже позднее; итак, отпусти народ, чтобы он пошел в соседние города и села и купил себе хлеба». «Не нужно им расходиться; вы дайте им Есть, – сказал Спаситель и затем обратился к апостолу Филиппу и сказал ему: – как бы нам купить хлеба, чтобы накормить их?» Филипп отвечал: «Господи! и на двести динариев (на наши деньги 43 руб. сер.) не довольно будет хлеба, чтобы досталось каждому хотя по немногу.» Но Спаситель сказал: «идите и посмотрите, сколько у вас найдется здесь хлеба». После обыска и расспросов оказалось, что у одного мальчика было пять ячменных хлебов и две небольшие печеных рыбы. Несмотря на такое малое количество, Иисус Христос сказал: «принесите мне их сюда, а народу велите возлечь». И разместились все по траве, и возлегло всех около пяти тысяч человек, не считая женщин и детей. Тогда Иисус Христос взял пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо и, воздавши хвалу Богу, преломил хлебы и стал раздавать ученикам Своим, а те относили народу. И дивное дело: – ели все и насытились, так что оказался еще остаток – кусков двенадцать коробов. Обратим внимание, православный христианин, на то, как Иисус Христос приступил к чудесному насыщению народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

– «ограничение мира»? Разве не ясно Господь указывает на участие диавола в грехопадении наших прародителей словами «от начала»? Разве не ясно указывает Он же и на падение ангела, ставшего потом диаволом, когда говорит, что последний «не устоял в истине» ( Иоан 8:44 )? Г. Дурново до такой степени здесь, как и в весьма и весьма многих других случаях искажает яснейший текст слова Божия в угоду своим тенденциям, что превзойти его было бы кому-либо воистину невозможно. Но его выдумки и извращения до такой степени в то же время очевидны, что, право, не нуждались бы и в изобличении... Но, тем не менее, отметить хотя существенное считаем все же необходимым для некоторых, по крайней мере, читателей... Далее, если Бог, по г. Дурново., какое-то непонятное и абстрактное Совершенство, – если Лицами в Боге являются лишь Его свойства..., то уже отсюда ясно, что о какой-либо божественной благодатной помощи, о которой учит христианство , как о посылаемой свыше христианам, поддерживающей их, помогающей им, руководящей ими..., говорить было бы более, чем странно. Г. Дурново и заявляет категорически, «что никакой помощи свыше человек не может и не должен ждать в течение своей жизни» (стр. 53). Для него, следовательно, никакого особого значения не имеют слова Господни: «и Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» ( Иоан 14:16 ). «Утешитель..., Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему, и напомнит вам все, что Я говорил вам» (14:26) (ср. Деян., 2:1–4) (чит. подробности в цитир. труде о. Η.П.Малиновского: 3-й т., Серг. Посад, 1909 г.). Г. Дурново переделывает ясную речь Господа по-своему, как он делает это обычно и в других случаях, не стесняясь и не смущаясь нисколько. Слова: «Утешитель же, Дух Святый» (14:26 ст. цитир. Гл. Иоан.) δ παρα κλητος τ Πνεμα τ γιον... г. Дурново переводит: «но то внутреннее духовное удовлетворение» и т. д. (продолжать выдержки из его нелепого и произвольнейшего перевода не только бесполезно, но и противно). Христианство, затем, проповедует, что праведники «наследуют Царство, уготованное от создания мира.» ( Матф. 25:34 ), а грешники будут ввержены «в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (25:41), – что последние, т.е., грешники, «пойдут в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (25:46), – одни – в рай, другие – в ад (подробности см.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Оно произойдет " в повелении " , коим Бог изречет определение, что время кончилось и настал момент воскресения мертвых и обновления мира. Это Божие повеление будет принято первым из Ангелов, конечно, Михаилом, блюстителем народа Божия, прежде ветхого Израиля, а потом Нового Израиля — христиан — и возвещено гласом Архангела прочим воинствам небесным, которые посредством труб Божиих возвестят об этом повелении Божием всем концам земли. " Под " трубою Божией " здесь разумеется, как поясняет святой Иоанн Златоуст, не одна труба: труб будет много. Господь же снидет по последней трубе " . Труба эта возбудит умерших и соберет их с живыми во едино. И в Ветхом Завете труба была органом созывания народа Божия для выслушания воли Божией и исполнения ее (Лев. 25:9 [ 8 ]; Числ. 10:2 [ 9 ]; 31:6 [ 10 ]). Некоторые полагают, что под этой трубой надо понимать великие и шумные перевороты в природе (2 Петр. 3:10 [ 11 ]), которые произойдут при кончине мира (ср. Матф. 24:31 [ 12 ]). " И мертвые во Христе воскреснут прежде " — слово " прежде " не то означает, как толкуют некоторые еретики и сектанты, будто прежде воскреснут верующие христиане, а потом через 1000 лет — и неверующие, на что здесь нет никакого намека, а только то, что прежде мертвые воскреснут, а затем оставшиеся в живых будут вместе с ними, после мгновенного изменения их тел, восхищены на облаках, чтобы встретить грядущего Господа. " Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем " (4:17) — умершие воскреснут, а живые мгновенно изменятся: получат тонкие нетленные духовные тела, вместо дебелых душевных тел, о чем пишет Апостол Павел в другом месте, именно в 1-м Послании к Коринфянам гл. 15 ст. 51-52: " Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся: вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся " . После того, как одни воскреснут, а другие изменятся, последует суд и отделение добрых от злых.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Отвечая на вопрос учеников своих: кто больше в Царстве Небесном? ( Матф. 18:1 ), Господь, призвав отроча, постави е посреде их, и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; и кто примет одно такое дитя, (здесь, очевидно, разумеется отроча в смысле духовном, т, е. всякий обратившийся к Христианству, умалится, как это дитя) во имя Мое, тот Меня принимает: а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня (еще прямее указание, что под малыми или детьми разумеются здесь верующие во Хри­ста, кроткие и смирные сердцем), тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской (2–6). Сказав потом еще несколько слов о соблазнах, как они многочисленны в мире и пагубны, и как бороться с ними (ст. 7–9), Господь снова обратился мыслью к малым тем, которых только что назвал верующими в Него, и заключил: Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного (10). В этих-то последних словах и содержится ясное учение, что у каждого из верующих во Христа есть свой, особый ангел-хранитель. Ибо – а) как мы видели из всего хода речи Спасителя, под малыми или младенцами Он разумел именно последователей своих, младенцев в смысле духовном, и б) вот о них-то Он выразился: Ангелы их ( ο γγελοι αυτν), т.е. ан­гелы, приставленные к каждому из них, ангелы собственные. В таком точно смысле понимали слова Спасителя о малых и об ангелах их знаменитейшие Отцы Церкви: Василий Великий , Златоуст и другие. 1627 1 .3. Вследствие столь ясного учения самого Господа, вера в бытие особенного ангела-хранителя при каждом Христианине существовала еще в Церкви апостольской, как показал следующий случай (Деян. гл. 12). Апостол Петр, по повелению Ирода, был заключен в темницу и находился под самой сильной стражей (4). Вся церковь прилежно молилась об освобождении его (5).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Первое мы относим к учению, а второе к делам, совершаемым чрез плоть. Ибо грехопадение кто разумеет (Псал. 18:13)? И когда произойдет спор о чем-либо или, как перевели LXX, [спор] крови, то есть преступление, караемое смертию; то священники должны держаться постановлений Моих, никому не отдавая на суде предпочтения и не оказывая лицеприятия на суде ни бедному, ни богатому, но держась постановлений Божиих и памятуя следующий псалом: Бог ста в сонме богов, посреде же боги рассудит (Псал. 81:1), где богами называются те, которые имеют у людей власть судить и которые каким судом будут судить, таким судом будут судимы (Матф. гл. 7). Они должны, говорит, наблюдать законы и постановления Мои о всех праздниках Моих, чтобы знать, как была заклана за нас Пасха, Христос, как мы должны проводить недели радости и веселия и смирять души наши во время поста, понимать звук труб и поставление духовных кущей, в отношении к которым мы говорим: пресельник аз есмь и пришлец, якоже вси отцы мои (Псал. 88:18). Это те истинные праздники Божии, которые с большею последовательностию может истолковать тот, кто будет изъяснять Пятокнижие. Первая добродетель священника состоит в том, чтобы не только учить тому, что он знает, но также соблюдать все праздники Божии, и чтобы он мог учить других соблюдению того, что и сам он соблюдает. А что священники должны знать закон, этому мы научаемся и чрез Малахию, который говорит: устне иереовы сохранят разум, и закона взыщут от уст его: яко ангел Господа Вседержителя есть (Малах. 2:7). Ст. 24—28. Они должны свято хранить субботы Мои. К мертвому человеку они не должны подходить, чтобы не оскверниться (вместо этого LXX перевели: к душе человека они не должны подходить, чтобы не оскверниться); только чрез отца, говорит, и мать, сына и дочь, брата и сестру, не имевшую мужа, могут они оскверняться. И по очищении его семь дней надлежит отсчитать ему, и в день вхождения своего во святилище и во внутренний двор для служения Мне во святилище он должен принести жертву за грех свой Господу Богу (или принести умилостивление).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Представилось ей, что она видит женщину, одетую с ног до головы в белое одеяние. «Кто это?» спросила означенная духовная дочь моя стоявшего здесь же некоего мужа, которого почла она за святого. «Это твоя смерть»! – отвечал он. – «Как, неужели я должна теперь же умереть?» – «Да», отвечал он. – «Но я еще к смерти не готова», говорит в страхе видевшая сон. – «Обратись с усердною молитвою ко Владычице», сказал ей тот муж, «и проси, чтобы Она умолила за тебя Господа, дабы ты не отошла из сей жизни, подобно многим другим, без христианского напутствования»! При этом имевшая видение узрела на стене икону Матери Божией, к которой она имела особенную веру. Тотчас повергшись пред этою св. иконою, она со слезами просила Заступницу рода человеческого не попустить ей умереть преждевременно и без покаяния. Но, к ужасу своему, она узрела на иконе, что лик Матери Божией отвратился от нее. После сего она с великим страхом и трепетом стала сильнее умолять Владычицу и так сильно и много рыдала, как никогда не рыдала в жизни своей. Тогда упомянутый святолепный муж снова приступил к ней и повторил преждесказанные слова: «ступай! Приготовляйся к смерти, да не отойдешь из временной жизни, подобно многим другим, без напутствования»! – И она проснулась. Теперь эта женщина с христианским напутствием переселилась в вечность, проживши лет 10 после бывшего ей видения. («Странник», 1873 г.). Неделя по просвещении Еванг. от Матф. зач. 8-е, гл. IV, 12–17 ст. 1. Евангельское чтение в неделю по Просвещении Отверженный назаретянами, Иисус Христос пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное чрез пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной возсиял свет. С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтеся, ибо приблизилось царство небесное (ев. Мф.4:13–17 ; Ис.9:1–2 ). С этого времени Капернаум стал для Него своим городом (ев.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010