В книге Неемии, кроме того, что не раз упоминается о законе Моисея (8, 1. 2. 14 и др.), говорится, что в этой книзе Моисеове обретеся написано: да не имут внити Амманитяне и Моавитяне в церковь Божью даже до века: понеже не сретоша сынов Израилевых с хлебом и водою, и наяша на них Валаама на проклятие их ( Неем. 13, 1–2 ). Это, действительно, и написано в 3 ст. 23 гл. Второз. и 23 гл. Числ. В книге Товита повествуется, что сын Товии, вследствие отеческого наставления, поял себе жену от семени отец своих (4, 12), по закону Моисеову (7, 12). Этот закон начертан в 7 ст. 26 гл. Чисел. В Псалмах встречаются выражения из Пятикнижия, повторяется вся история Моисея, воспоминаются его чудеса и знамения ( Псал. 104–106; 113–114 ). Что же касается до книг пророческих: то в них весьма часто упоминаются события, описанные в Пятикнижии (срав. Исх. 14, 21 и Иса. 51, 10; Ис. 52. 4 с Быт. 46,6 ; Мих. 6, 4–5 с Числ. гл. 22–24 и др.), приводятся законы и другие мысли, очевидно, заимствованные из Пятикнижия (срав. Иерем. 34, 14 с Исх. 21, 2 ; Иез. 4, 6 с Числ. 14, 34 ; Иез. 20, 11 с Лев. 18, 5 ; Авд. ст. 10 с Быт. 27, 42 ) а нередко и прямо говорится о законе Моисея. Так Варух-пророк пишет: устави Господь слово свое, еже глагола на нас... навести на ны зло велие, еже не сотворися под всем небесем, якоже сотворися во Иерусалиме, по писанным в законе Моисеове и далее (2, 2–4). Точно также рассуждал в своё время и пророк Даниил: и прииде на ны клятва и заклятие, вписанное в законе Моисеа..., якоже есть писано в законе Моисеове, вся злая сия приидоша на ны ( Дан. 9, 11 и 13). Эти бедствия, точно, и предсказаны в 27–29 гл. Второзакония. Наконец, пророк Малахия заключает своё и все ветхозаветные пророчества следующими словами: Помяните закон Моисеа раба моего, якоже повелех ему в Хориве ко всему Израилю повеления и оправдания (4, 4) 340 . То же самое встречаем и в книгах Нового Завета. Например, Евангелисты приводят слова Иисуса Христа прокажённому: шед покажися иереови и принеси дар, егоже повеле в законе Моисей во свидетельство им ( Матф. 8, 4 ): этот закон находится в 14 гл. книги Левит; – слова Спасителя саддукеям: несте ли чли в книгах Моисеовых, при купине, якоже рече ему Бог: Аз есмь Бог Авраамов, и Бог Исааков, и Бог Иаковль ( Марк. 12, 26 ): это место содержится в книге Исход гл. 3, 6; – слова фарисеев и саддукеев Спасителю, указывающие на два закона Моисеева – в Пятикнижии (сн. Марк. 12, 19 со Второз. 25, 5; Иоан. 8, 5 с Лев. 20, 10 ). Апостол Иаков упоминает о том, что Моисей по всем градом проповедающия его имать, в сонмищах по вся субботы чтомый ( Деян. 15, 21 ). Ап. Павел говорит ( 2Кор. 3, 13–16 ) о покрывале, какое полагал Моисей на лице своём ( Исх. 34, 30 ), и о чтении Израильтянами закона Моисеева 341 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В 39 ст. 12 гл., равно как и в 4 ст. 16 гл., Иисус Христос утверждает, что фарисеям не дано будет знамения, какого они ищут, что и чудо тридневного погребения и воскресения будет знамением не для них, потому что возвестит им конечное осуждение. Но в ст. 2–3 гл. 16 Он обнаруживает и другое отношение к фарисейскому требованию, а именно – показывает, что знамения были и есть, что к убеждению фарисеев исчерпаны все средства призывающей благодати Божией, и что если фарисеи не убедились и ходят во тьме, то потому что возлюбили тьму и не хотят идти к свету. Они не лишены рассудка; по явлениям неба они верно предсказывают погоду. Следовательно, если они не понимают знамений времени, то потому что не хотят. Какие здесь разумеются знамения времени? Не одни только чудеса, но и вообще внешние признаки, показывавшие, что наступило время явиться Христу, и что Тот, к Кому фарисеи относятся теперь с такою злобою и недоверием, есть именно обетованный Мессия. Сюда относятся пророчества Ветхого Завета, исполнившиеся на Иисусе, свидетельства Иоанна Крестителя, сверхъестественные события, сопровождавшие рождество и явление Иисуса миру, и мн. др., по чему фарисеи и народ иерусалимский могли уразуметь день посещения своего ( Лук. 20, 44 ). Ст. 2. Вечеру бывшу, глаголете: ведро, чермнуетбося небо. Разумеется ярко красный цвет неба, происходящий тогда, когда лучи заходящего солнца не встречают в воздухе паров, предшествующих дождю. Ст. 3. И утру: днесь зима: чермнуетбося дряслуя небо. Цвет неба тоже – красный, но с оттенком мрачным, или, как по-русски переведено, багровый, темно-красный, зависящий от того, что лучи восходящего солнца встречаются с водяными парами, предшествующими дождю, ненастью, или зиме ( χειμv от χω, лью). Лицемери, лице, т. е. наружный вид, небесе умеете рассуждати, т. е. истолковывать в смысле предсказания о наступающей погоде, знамений же временом, т. е. временам мессианским, не можете. Исповедание Петрово и обетование о создании Церкви Матф. 16, 13–19 ; ср. Марк. 8, 27–29 ; Лук. 9:18–20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

Ст. 28–29. Хощеши ли убо, да шедше исплевем я? Он же рече (рабам): ни: да не когда восторгающе плевелы, восторгните купно с ними и пшеницу. Пока не выколосятся, злаки похожи один на другой и потому пшеницу трудно отделить от плевел. В таинственном знаменовании эта черта приточного рассказа указывает на то, что пребывающие в Церкви Божией грешники, которых по-видимому не следовало бы терпеть в составе ее членов, могут потом оказаться или чрез покаяние сделаться – вполне достойными всех благ Церкви прославленной. Сюда примыкает притча, изложенная у Марка в 4 гл. 20–30 ст., – о том, что Царство Божие подобно семени, которое, быв однажды брошено в землю, растет далее само собою. Это Царство представляет собою семя духовного обновления и богоугодной жизни; сеется оно в учении Христа при содействии Святого Духа; силою благодати оно дальше и больше возрастает и, сначала обновляя отдельных людей, призванных Христом, потом образуя видимое общество верующих, наконец распространяется во всем мире. Матф. гл. 13 ст. 31–32. Притча о зерне горчичном показывает, что хотя начало Царствия Божия по-видимому мало и неславно, но сила, в нем сокрытая, побеждает все препятствия на пути его распространения и преобразует его в царство великое и всемирное. Притча о закваске имеет (33 ст.) тот же смысл. Ст. 34. Без притчи ничесоже глаголаше к ним. До сего времени говорил и будет говорить потом, но в это время ничего не говорил без притчи. Ст. 35. Да сбудется реченное пророком, глаголющим: отверзу в притчах уста моя ( Псал. 77, 1–2 ). Это было сказано пророком Асафом конечно о самом себе, и слова эти рассматриваются, как пророчество, не в отношении к лицу, но в отношении к притчам, которые необходимы были как для этого псалмопевца 2 , так и для Господа, тем более нуждавшегося в приточном изложении мысли, чем эта мысль была у Него выше и совершеннее, заключая в себе вечное промышление Божие о человеке. Ст. 44. Представляется такой случай. Человек узнал о кладе, который находится в непринадлежащем ему поле. Чтобы им воспользоваться, он прикрывает клад землею (скры), продает все, что имеет, покупает это поле и тогда вступает в обладание кладом. Подобную драгоценность представляет для мудрого и царство Божие, понимаемое в смысле внутреннего освящения и духовных даров. Затаив у себя ату драгоценность, ни кому показывая ее ради хвастовства или пусторечия, последователь Христов всем жертвует и от всего отрекается для ее сохранения или большего приобретения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

изображается так: рисуются город, храм и в нем жертвенник, и книжники, держащие хартии и учащие стоящих пред ними евреев. Близ жертвенника воин убивает пророка Захарию. Вне храма царь заушает пророка Михея, а близ него иудеи побивают камнями пророка Захарию, сына Иодаева. За городом на холме распят Христос. 14. Притча о краеугольном камне. Камень, егоже небрегоша и проч. (Матф. 21, 42) изображается так: в церкви апостолы, святители и преподобные крестят и учат еллинов и евреев, которые лобызают друг друга. Христос свыше благословляет их. Вдали горит Иерусалим. Вне его воины убивают иудеев, а пророк Исаия, указывая на Христа, держит хартию со словами: се аз полагаю в основание Сиону камень многоценен, избран, краеуголен, честен, и веруяй в он не постыдится (Исаии гл. 28, ст. 16). 15. Притча о царе, сотворившем браки сыну. Уподобися царствие небесное человеку царю и проч. (Матф. 22, 2–14). изображается так: рисуется церковь . Вне ее, на одной стороне, иудеи – одни отсчитывают деньги за волов и за другие товары, кои стоят подле них, другие пируют с женами, слушая мусикийские органы, иные перепиливают пророка Исаию, некоторые ввергают Иеремию в тинный ров. На другой стороне церкви апостолы учат язычников, мытарей и блудниц, из коих одни припадают к ним, а другие сокрушают идолов. Среди церкви на трапезе видны потир и дискос. Вокруг нее стоят ангелы и все святые в белых одеждах, со светильниками в руках. Поодаль от них бесы связывают по рукам и ногам человека, одетого в рубище, и влекут его в ад; а Христос в царской одежде стоит близ него и говорит ему (на хартии): друже, како вшел еси семо, не имый одеяния брачна. 16. Притча о вечери. Человек некий сотвори вечерю... (Лук. 14) изображается так: Христос стоит и благословляет. Справа от Него видны иудеи, книжники и фарисеи, одни ядущие и пиющие, другие торгующие, а некоторые из простолюдинов поклоняются Ему. На левой стороне припадают к Нему язычники, а прочих поучают апостолы. 17. Притча о талантах. Человек некий отходя, призва и проч. (Матф. 25, 14–29)

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

На последней выставке предлагалась листовка с описанием этой картины, сделанная, вероятно, самим Васнецовым: «Основанием изображения служат: Ев. Матф. гл. 25, ст. 31–46; Ев. Марка, гл. 13, ст. 24–27; Ев. Луки, гл. 21, ст. 27 и Ев. Иоанна, гл. 5, ст. 28–29. Исполнена картина согласно древним иконописным подлинникам. На главном месте изображен Судия, Господь наш Иисус Христос, сидящий на престоле с раскрытым Евангелием и крестом в руках. На листе правой стороны Евангелия написано: «придите благословении Отца Моего, исследуете уготованное вам Царствие от сложения мира» ( Мф.25:34 ); на левом же листе: «идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный Диаволу и аггелом его» ( Мф.25:41 ). При престоле Господа – предстоящие: с одной стороны, Пресвятая Матерь Господа, Заступница кающимся грешникам, а с другой стороны Иоанн Креститель. Далее по краям предстоят Архангел Гавриил и Архангел Михаил, поражающий древнего змия зла – и Диавола. По сторонам престола, непосредственно за Богоматерию и Крестителем – Апостолы на 12 престолах. За Апостолами – сонмы Ангелов. В верху картины изображены Бог Отец, благословляющий Сына на Суд, и Дух Святый. У ног Господа – распростерты ниц прародители рода человеческого – Адам и Ева. В центре картины, ниже Престола Господа Судии, – Ангел, держащий в одной руке праведные весы, а в другой руке – запечатанный семью печатями свиток с праведными делами. Перед Ангелом с весами судимая душа человеческая по воскресении. Слева от Ангела – Диавол с развернутым свитком грехов. По правой стороне от Судии Господа Иисуса Христа праведные по порядку и чину, как изображалось в древней иконописи: цари, князи, епископы, священники, иноки и миряне, исполнившие заповеди Христовы. У одного из епископов – раскрытое Евангелие с записанными словами из 10-й главы Евангелия от Иоанна: «Аз есмь Пастырь добрый – Пастырь добрый душу свою полагает за овцы». Страшный Суд. Икона. XVII в. 141х109,5х3,2 см. ГРМ. Происходит из Косцовой церкви Среди праведных изображены свершающие дела любви к ближним по слову Господа: «взалкахся бо, и дасте Ми ясти; возжалахся, и напоисте Мя; странен бех и приидосте ко Мне» ( Мф.25:35–36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Иоанн. 18 гл. 29 ст. Изыде Пилат к ним вон. Он делает великодушную уступку еврейской религиозной нетерпимости, по которой иудеи, приведшие Иисуса, не хотели сами входить в преторию, чтобы пред Пасхой не оскверниться. И рече: кую речь приносите на человека сего? в чем вы Его обвиняете? Иоан. 18, 32 . Да слово Иисусово сбудется, еже рече назнаменуя, коею смертию хотяше умрети. Господь Иисус предрекал, что Его предадут язычникам ( Матф. 20, 19 ), т. е. иноплеменной и иноверной власти, – что Он будет распят, вознесен от земли (26, 2; Иоан. 12, 32 ): исполнение этих предречений ев. Иоанн усматривает в том, что иудеи прибегают к Пилату, признавая свое бесправие – для предания Христа смерти, и тем самим уготовляют Христу римскую казнь, каково и было распятие (чуждое еврейским обычаям). Ст. 30. Между тем враги Христа надеялись, что Пилат не будет рассматривать дела и, положившись на синедрион, прямо повелит исполнить его приговор. Поэтому они говорят: аще не бы был сей злодей, не быхом предали его тебе. К чему твой вопрос? Зачем тебе знать, в чем Он обвиняется? Мы предаем тебе Его не как подозрительного для исследования Его дела, но как явного злодея для исполнения над Ним нашего приговора. Ст. 31. Поимите его вы и по закону вашему судите, ему. «Я не могу осуждать, не выслушав дела: если вы не хотите изложить дела, то уйдите отсюда и судите Его, как знаете, по законам вашим, а не римским». Ст. 32. Нам не достоит убити никогоже. Не дальше, как за два года до этого, отнято было у еврейских властей право меча, право предавать кого-либо смерти без согласия римского прокуратора. Ссылаясь на это, иудеи дают Пилату понять, что они считают Христа достойным смерти; но изменив тон гордый на покорный, они сознаются, что в этом деле имеют права ограниченные: нам не достоит убити никогоже. После этого враги Христовы конечно должны были изложить Пилату свои обвинения против Христа. Мы находим эти обвинения у ев. Луки. Лук. 23 гл. 2 ст. Сего обретохом развращающа язык наш и возбраняюща Кесареви дан даяти, глаголюща себе Христа царя быти. Синедрион присудил Спасителя к смертной казни за то что Он богохульствует, называя Себя Сыном Божиим. Для римского правителя ни действительное богохульство, ни «исповедание себя Сыном Божиим не представились бы преступлениями, заслуживающими смертной казни. Римлянин был равнодушен к религии и безучастно относился к появлению новых религиозных учений. Πосему иудеи создают против Господа новые обвинения, – будто Он, называя Себя царем и требуя Себе подчинения, запрещает народу оставаться под властию императора, в частности запрещает платить римскую дань – и чрез все это развращает народ. В заседании синедриона Каиафа притворялся пламенным ревнителем славы Божией, а здесь, пред римским правителем, враги Христовы притворяются такими же ревнителями власти и достоинства Кесаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

Ст. 29. И всяк, иже оставит дом, или братию или сестры, или отца, или матерь, или жену, или чада, или села, имене моего ради, сторицею приимет, и живот вечный наследит. У св. Марка Господь говорит, что такой приимет сторицею во время сие, домов, и братий, и сестер, и отца, и матере, и чад, и сем, во изгнании (10, 30). Как понимать это (на эти слова Иисуса Христа опирались Хилиасты, когда учили о тысячелетнем царстве Христовом на земле по воскресении мертвых пред кончиною мира)? Господь сам дает нам объяснение Своих слов, когда в другом месте говорит: кто есть мати моя и кто суть братия моя? и простер руку свою не ученики своя рече: се мати моя и братия моя(12, 38–39). Подобно сему у каждого последователя Его есть духовные чада и духовные отцы, духовные братья и сестры, привязанность к которым может восполнит в его сердце лишение родственной любви и вознаградит его за отречение от плотского родства. Отречение от домов и земель и вообще от всего телесного вознаграждается духовными благами царства Христова, и при сем еще в этой жизни, среди самых гонений. Притча о работниках в винограднике, получивших равную награду за разновременный труд Матф. 20, 1–16 . В 19 гл. ев. Матфея Господь заключил Свою речь о награде тому, кто все оставит имени Его ради, такими словами: Мнози же (однако многие) будут перви последнии, и последни первии (30). Изложенная в 20 главе притча о работниках, получивших одну и туже плату за разновременный труд, имеет целию уяснить мысль приведенного стиха 19 гл. и потому начинается так: Подобно бо есть царствие Божие человеку домовиту, домохозяину; или – собственно: бывающее в царствии Божием подобно тому, что бывает у домохозяина. В следующем затем приточном изображении требуют объяснения лишь немногие черты. Ст. 2. Пенязь, или динарий, равнялся десяти римским ассам, одной греческой драхме и 25 нашим копейкам; он составлял, вероятно, обычную поденную плату. Ст. 3. День у евреев делился на 12 часов которые имели разную продолжительность от различной продолжительности дня. Первым часом был тот, в который солнце восходило, третьим был средний между восходом и полуднем, шестым был полдень, девятым – средний час между полуднем и закатом, двенадцатый час был час заката.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

Крин — лилия белая — прекрасный цветок из семейства луковичных. Красоту лилии Сам Господь восхваляет и ставит ее выше всех великолепных одежд Соломона (Еванг. Матф. гл. 6, ст. 28–29. Еванг. от Луки гл. 12, ст. 27). Поэтому в св. Писании лилия весьма часто служит образом высоких нравственных совершенств, соответственно сему и здесь добродетельная жизнь юного Григория уподобляется прекрасной лилии, растущей среди терновника, который служит в Писании образом нечестия и греха. Ориген — знаменитейший христианский учитель Александрийокой церкви († 254 г.), — чудо своего века по громадности своего ума и глубине учености — в то время был выдающимся катехетом Александрийского огласительного училища. Он воспитал многих замечательных отцов и учителей Церкви, из коих некоторые ему обязаны своим обращением из язычества в христианскую веру, с которой он хотел согласовать знание и философию. Особенно замечательны труды его по изучению Священного Писания, по истолкованию его и особенно по восстановлению и очищению его истинного текста, а также сочинения, направленные к защите христианства против еретиков и врагов христианства. Вообще, он весьма много сделал не только для своего, но и для последующих времен, и все великие учители Церкви 4-го века относились к Оригену с величайшим уважением и значительно пользовались его сочинениями. Ориген привлекал в огласительное училище массу слушателей, среди которых было множество и языческих юношей, ревностно искавших высшего просвещения. С ним то и познакомился в Александрии св. Григорий и стал ревностным его учеником. Ориген, по словам самого Григория, заставил его сперва искать разбросанные семена истины в системах философов и пробудил в нем любовь к истине; потом стал излагать начало веры христианской и объяснял св. Писание. После восьмилетнего пребывания у Оригена, Григорий принял у него св. крещение и, поблагодарив своего наставника публичным словом, возвратился в свое отечество со скорбью о разлуке с ним. «Я думаю, — так писал Григорий о учителе своем, — он говорил это не иначе, как по внушению Духа Божия: для того чтобы быть пророком и изъяснять пророка, нужна его сила. И никто не может разуметь пророка, если Сам Дух Божий не сообщит разумения Своих слов. Сей человек получил от Бога величайший дар — быть переводчиком слова Бога к людям, разуметь слово Божие, как Бог Сам его употреблял, и изъяснять его людям, как они могут разуметь».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

С вершины скалы выходит источник, который малой струей сочится по скале и у самой пещеры собирается в каменное овальное ложе, а затем бежит с журчанием в глубину долины. Здесь-то бысть глагол Божий ко Иоанну, Захарииному сыну, в пустыни: и прииде во всю страну Иорданскую, проповедая крещение покаяния во оставление грехов ( Лк.3:2 ). (Из кн.: «Святые места и святыни... Петрушевского. Вып. I, изд. 1896 г., стр. 156–161). Июнь месяц. 29-й день. Память святых первоверховных апостолов Петра и Павла Еванг. от Матф. зач. 67-е, гл. XVI; 13–19 ст. 1. Исповедание Петра Кого Мя глаголют человецы быти, Сына человеческого, т. е. обетованного Мессию ( Мф.16:13 ; сн. Дан.7:13 )? – спрашивал Иисус Христос приближенных учеников Своих. Ученики отвечали: одни – Иоанна Крестителя, другие – Илию, иные – Иеремию или единого от пророков. Вы же кого Мя глаголете быти? Тогда Симон Петр исповедал: Ты еси Христос, Сын Бога живого! На сие Иисус сказал в ответ: блажен еси, Симоне, вар (сын) Иона, яко плоть и кровь не яви тебе, но Отец Мой, иже на небесех. И Аз тебе глаголю, яко ты еси Петр, и на сем камени созижду церковь Мою и врата адова не одолеют ей ( Мф.16:13–18 ). Вот место, где Иисус Христос в первый раз говорит о церкви Своей! И прежде ученики исповедали Его Сыном Божиим ( Мф.14:33 ), но тогда не было слова о церкви, вероятно, потому, что к тогдашнему случаю примешивалось маловерие Петрово, и самое исповедание основывалось на виденном чуде – спасении апостола Петра от потопления и укрощении бури, чем спаслись и прочие ученики, бывшие на корабле, потому-то они и говорили: воистину Божий Сын еси; но потому-то и вера их, может быть, была не так совершенна, как здесь вера Петрова. Здесь же без всяких посторонних обстоятельств, которые могли бы возбуждать веру, исповедание апостола Петра льется стремительною речью: Ты еси Христос, Сын Бога живого! Видно, что это исповедание излилось из всей души Петровой, проникнутой верою в Иисуса, как Христа, Сына Божия; видно, что такого полного, сердечного исповедания ученики Христовы не изрекали еще ни однажды, хотя уже исповедали Его Сыном Божиим; и Сам Иисус Христос замечает, что такое исповедание внушили апостолу Петру не плоть и кровь, т. е не соображения просто человеческие, по коим иные называли Иисуса то Иоанном Крестителем, то Илиею, то Иеремиею, то единым от пророк, но Сам Отец небесный, Который, по слову Христову, Один и привлекает людей к Сыну ( Ин.6:44 ). Потому-то, как доселе не было столь полной веры и такого сердечного исповедания Иисуса Христом, Сыном Божиим, т. е. истинным Мессиею, так не было и слова о церкви. Что же из сего должно заключить? – То, что твердая, сердечная, Самим Богом в сердце человека производимая вера во Христа и есть в человеке тот камень, на котором Христос созидает церковь Свою.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Ибо тогда и чести удостоили Его иноплеменники, т. е. уверовавшие в Него из язычников. Ибо Христос есть тот, Который вышел из пределов Иудеи, составил Себе город у иноплеменников (как Давид, Секелаг) и покоится в сугубом браке, приняв в свой чертог одну из дочерей народа израильского (как Давид дочь Саула), а другую из иноплеменных (как Давид Авигею, жену Навала Кармильского), т. е. церковь из Иудеев и язычников. Сказывается также этот псалом и от лица Христова об Иудеях. Евсевий , замечает, что Давид ходил к Анхусу царю Гефскому дважды; в первый раз, когда оставшись один притворился юродивым, и таким образом избавился, а второй раз, когда Анхус просил его и дал ему место Секелаг, где он жил 4 месяца с 600 мужей, с двумя женами и всем семейством своим; как о том свидетельствуем. 1 Царст. в главе 27-й. Итак, кажется, что сей псалом изречен Давидом не в тот первый раз, когда ходил к Анхусу и для спасения своего притворился юродивым, по какому случаю написал 33 псалом, но во второй раз, когда иноплеменные удержали его в своем отечестве Гефе и почтили его, дав ему, как сказал выше Евсевий , место для жительства. Ст. 2. Помилуй мя, Боже, яко попра мя человек. Попрал здесь значит то же, что сокрушил; и если это слово сказывается от лица плененного вавилонянами народа, то человеком называется вавилонский царь Навуходоносор; а если сказывается со стороны находящихся во грехах, то человеком называется диавол, ибо так часто называет его и священное Писание, и особенно Исаия (гл.31, 3), по причине плотолюбия и сластолюбия диавольского. Так и Господь в притче о плевелах назвал диавола врагом человеком: враг—человек сделал это (Матф.13,28). А если сказывается от лица Давида, то под человеком разумеется Саул, а слово попрал значит унизил, как в следующем месте: то не гораздо ли больше тот, кто Сына Божия попирает (Евр.10, 29), то есть, уничижает Тот же Григорий Нисский: Как во время нечаянного нападения какого либо разбойника или человекоубийцы призывают на помощь друзей, когда не могут избавиться от опасностей, так и здесь (Давид), находясь в борьбе с человеком (а называя человеком, выражает сим много объемлющим словом все страсти природы), призывает помощь свыше, сказывая, что он попирается врагом, и от целодневной брани изнемогает и скорбит: ибо не один тот, кто сплетается с ним бранью, но под одним человеком разумеется все множество врагов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2343...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010