Василий Петрович Сокольский, впоследствии священномученик, святой Русской Православной Церкви, родился 30 января 1878 года. Как сообщает его современный жизнеописатель игумен Дамаскин (Орловский), детство  Василия проходило в селе Белое Озеро Сенгилеевского уезда Симбирской губернии. Потомственный священник, В. П. Сокольский продолжил стезю своих отцов и поступил в Казанскую Духовную академию. Окончив ее в 1902 году, он стал кандидатом богословия, женился и был рукоположен. В 1905м его удостоили  магистрской  степени за богословское сочинение «Евангельский идеал христианского пастыря». Затем отец Василий преподавал в Духовных семинариях, Астраханской и Черниговской. В его послужном списке – церковь Благовещения в Петрограде, вместе с приходом устоявшая против обновленцев.  В годы после революции священник участвовал в переговорах с обновленцами, старался вернуть их в лоно Церкви. Верность вере и своему служению не прошли для него даром.  С первых же лет советской власти священника регулярно репрессировали и ссылали: в 20е – туда же, куда и царедворца Меньшикова, в город Берёзов Тобольского округа. В начале 30х его отправили еще севернее, туда, где жизнь была особенно сурова и батюшка почти потерял зрение. В промежутке между ссылками отец Василий был удостоен протоиерейства, служил в Ленинграде. Там же он поселился вместе со своей семьей после освобождения. Ленинградцы запомнили его служащим в храмах апостола Матфея и Афонской (Ватопедской) иконы Богородицы  прежде Новодевичьего монастыря. А в 1935 году протоиерей Василий Сокольский отправился в свою последнюю ссылку вместе с семьей в Северный Казахстан (Акмолинская область). Правда, и там ему снова предъявили обвинение: совершать обряды не прекращал, от Бога не отрекся, пастве говорил правду о происходящем. Но и в казахстанской тюрьме виновным священник себя не признал. По постановлению тройки УНКВД по Северо-Казахстанской области 10 сентября 1937 года священника расстреляли. Архиерейский Собор РПЦ 2000 года прославил священномученика в лике святых.

http://azbyka.ru/deti/svjashh-vasilij-so...

Здравствуйте Святые Отцы И Братья Ватопедского монастыря! Прошу Вас помолитесь о рабе Божием Виталие и рабе Божией Людмиле. Да простит нам Господь грехи наши по милости Своей и дарует нам дитя долгожданное. Аминь. Людмила 2015/11/27, 19:33:43 Здравствуйте дорогие наши Ангелы со Святой горы Афон.Очень вас прошу выслать мне 6 поясков освященных на честном поясе Пресвятой Богородицы.Очень нужно для всей нашей семьи.У меня часто болеют маленькие племянницы.Мама наша тоже часто болеет.Так же прошу вас выслать пояски для моей невесты и ее папы.Мой адрес.Ходак Вадим Анатольевич.Деревня Павлиново.дом 73.квартира 35.Барановичский район.Брестской области.Белорусь.Индекс-225358.Храни вас Господь Братья.Покрова и заступничества Божьей матери всем вам. Вадим. 2015/11/25, 21:29:35 Здравствуйте святые Отцы и Братия Ватопедского монастыря! Очень Вас молю выслать мне 2 пояса Пресвятой Богородицы. Один пояс моему болящему сыну - у него отказывают почки, а второй - его жене, которая сейчас под сердцем носит двоих детишек. Она не могла зачать 10 лет, и только молитвами божьими свершилось чудо!! Очень волнуемся за нее и за малышей!!! Мой адрес 180004 г. Псков. Октябрьский проспект д. 33.Б кв. 10 Семенова Нелли Викторовна Спасибо!!! Храни Вас Бог!!! 2015/11/22, 23:48:55 Мир вам , Божий всем . Прошу святых молитв за болящию Емилию , Сергия болящего детстве была трамма плохо учился , хочет на учиться играть на флейтах музыкальных знать ноты туго даёться за поменать . О здравия Василия , Лидии ,отрк Александра , отрок Татьяны, малд Семёна, малд Матфея, малд Ирины, малд Валерии, Нины, Романа, Арсения, Ольги вразумление. Храни вас Господи. Сергий. 2015/11/22, 20:10:59 Здравствуйте Святые Отцы и Братия Ватопедского монастыря. Прошу Вашего благословения и молитв о помощи в здоровье болящих р.б. Григория и Александры со чадами. Прошу Вас от всей души выслать нам поясок Пресвятой Богородицы. храни Вас Бог!!! Адрес249844 Россия Калужская обл.,Дзержинский район, поселок Полотняный Завод, ул.Советская дом 1,кв.1 Костикова Александра

http://isihazm.ru/1/?id=1710&c_pid=7

Известно, что праздник Святого Богоявления- один из самых древних праздников в Церкви. Его установление относится ко временам апостолов, что можно видеть из Апостольских правил 13 . На Востоке Богоявление праздновалось задолго до того, как праздник Рождества Христова был принесен с Запада 14 . Древнейшее название праздника, когда он еще соединялся с воспоминанием поклонения волхвов, было «Епифания» – «Явление» или «Феофания» – «Богоявление», а также «праздник Светов» или же просто – «Светы» 15 . Эти названия сохранялись и после IV века. В афонской ватопедской рукописи X-XI веков, положенной Ж. Гродидье де Матоном в основу научного критического издания кондака преподобного Романа на Богоявление, творение, помещенное под 6 января, носит название «кондак на Святые Светы» 16 . Названию праздника соответствует и рефрен кондака Свет Неприступный. Кондак отличается высокими достоинствами: динамизм и изящество содержания придают живость всему песнопению, большую часть которого составляет диалог между Господом Иисусом Христом и Иоанном Предтечей. Построение основной части кондака в форме диалога имеет реальное основание в описании события Крещения Господа в Евангелии от Матфея ( Мф. 3:13–17 ). Переданный евангелистом диалог Иоанна Предтечи с Господом Иисусом Христом еще до преподобного Романа был положен в основу проповеди , посвященной Иоанну Предтече и усвояемой святителю Иоанну Златоусту . В этой проповеди можно отметить ряд мест, имеющих параллели с кондаком святого Романа. Так, словам 6-го икоса, с которыми Иоанн Предтеча обращаемся ко Христу: «Чего ищешь у человека, Человеколюбие? Что главу Свою подклонил под мою руку?» соответствуют в проповеди слова Крестителя: «Что это, – сказал он, – о, Владыка? Что это за преславное чудо?.. Мне ли преклоняешь главу, Глава Церкви? Мне ли преклоняешь главу, преклонивший Небеса и сошедший на землю?». 17 Автор проповеди передает недоумение Иоанна Предтечи перед непостижимостью тайны Крещения Господа «Ты ли приходишь ко мне, Единородный Сын Божий, к сыну Захарии? Родившийся от Девы – к рожденному от неплодной?.. От утробы принявший поклонение – к познавшему от утробы Твое владычество?» 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

типа. Так, в Четвероевангелии из Ватопедского мон-ря на Афоне (Ath. Vatop. 949. Fol. 83v, 222v, 949 г.) Е. представлены на ровных золотых фонах. Их фигуры обращены в одну сторону. Позы приобрели более сдержанный и условный характер, что позволило в дальнейшем повторять их из рукописи в рукопись. Нек-рые иконографические варианты пользовались особой популярностью и сохранялись почти без изменения на протяжении столетий, напр. изображение Марка, к-рый сидит, подпирая голову левой рукой и опустив правую руку со стилом на раскрытый кодекс, лежащий у него на коленях (Ath. Vatop. 949. Fol. 83v; Ibid. 950. Fol. 72v, XI в.; Ibid. 960. Fol. 104v, 1128 г.; Ibid. 953. Fol. 92v, XIII в.; Ibid. 939. Fol. 82v, XIII в. (фигура развернута фронтально); РНБ. Греч. 801, XI в.; мозаика ц. Успения Богородицы в Никее, 1065-1067, не сохр.). Также Марк может изображаться читающим, он держит книгу обеими руками (Ath. Vatop. 913. Fol. 74v, нач. XIV в.); пишущим в книге, к-рая лежит на коленях (Ibid. 917. Fol. 62v, XIV в.); опустившим стило в чернильницу и придерживающим лист пергамена на колене (Ibid. 974. Fol. 74v, XIII в.; Ath. Stauronik. 56. Fol. 62v, XIII в.); опустившим руку со стилом на колено и придерживающим левой рукой кодекс на пюпитре (Трапезундское Евангелие - РНБ. Греч. 21. Л. 5 об., сер. X в.); разворачивающим свиток обеими руками (Ath. Laur. А-113. Fol. 210v, XIV в.). Каждый из Е. может быть представлен в одной из таких поз, Е. в одной рукописи могут быть изображены одинаково, напр. пишущими в книгах (Ath. Vatop. 917. Fol. 7v, 62v, XIV в.). В палеологовскую эпоху в визант. миниатюрах появились изображения Евангелиста, затачивающего стило (изображение Матфея - Ath. Vatop. 937. Fol. 14r, нач. XIV в.), заимствованные из западноевроп. миниатюр XI-XII вв. ( Buchthal. 1983. P. 158). Наряду с представлением к.-л. этапа в процессе создания автором книги - писания текста, обдумывания, сверки текстов, приготовления инструмента письма - в изображениях Е. могут быть запечатлены особые обстоятельства, при к-рых были написаны Евангелия, отражены агиографические детали, имеющие и историческое и духовное значение.

http://pravenc.ru/text/180937.html

Ученые заслуги отца Матфея известны всем, кто интересуется историей христианского востока, и оценены даже на западе: года два тому назад отец Матфей получил от Парижской академии наук официальное признание в почетном звании ученого, удостоившись соответствующего ордена и диплома. Особенно изумительно в этом человеке то, что свои обширные познания он приобрел самообразованием, без предварительной систематической школы. А затем отец Матфей – редкий по скромности и нравственным доблестям монах. Несмотря на то, что в монастыре он, в некотором роде, persona grata, отец Матвей по своей скромности упорно отказывается от сана даже иеромонаха и остается простым иноком, неся наряду со всеми обычные монастырские послушания. Его дорога только в храм да в библиотеку, а за стены обители он никогда и не выходит, проводя все свободное от послушаний время в своей келлии, среди кодексов и хартий, да в беседе с заезжими учеными, которые, по приезде в Русский монастырь, прежде всего спешат к этому замечательному человеку для поучения и наставлений касательно богатейшей и обширнейшей афонской письменности. Дай Бог , чтобы в Руссике никогда не оскудевал дух геронта-отца Матфея... § XVI Кроме Пантелеймоновского монастыря, крупными очагами русского иночества на Афоне в настоящее время служат скиты Андреевский и Ильинский. Скит Андреевский расположен на земле Ватопедского монастыря, близ Кареи, городка афонского, и возник на месте келлии «Серай» (красивый дворец), во имя преподобного Антония Великого , в коей некогда жили на покое константинопольские патриархи Афанасий Пателларий (XVII в.) и Серафим (XVIII в.). В начале минувшего столетия келлия «Серай» находилась в полном упадке. В 1841 году ее приобрели у Ватопедского монастыря русские иеромонахи Виссарион и Варсонофий, в мире купцы Толмачев и Вавилов, собрали здесь до 20 монахов и насколько было возможно, благоустроили новую иноческую общину. Искренним желанием ктиторов келлии было возвести ее на степень скита В этом деле существенную им услугу оказал известный ревнитель православия Андрей Николаевич Муравьев, прибывший в 1849 году на Афон с паломническою целью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/a...

Ученые заслуги отца Матфея известны всем, кто интересуется историей христианского Востока, и оценены даже на Западе: года два тому назад отец Матфей получил от Парижской Академии наук официальное признание в почетном звании ученого, удостоившись соответствующего ордена и диплома. Особенно изумительно в этом человеке то, что свои обширные познания он приобрел самообразованием, без предварительной систематической школы. А затем, отец Матфей – редкий по скромности и нравственным доблестям монах. Несмотря на то, что в монастыре он в некотором роде persona grata, отец Матфей по своей скромности упорно отказывается от сана даже иеромонаха и остается простым иноком, неся наряду со всеми обычные монастырские послушания. Его дорога только в храм да в библиотеку, а за стены обители он никогда и не выходит, проводя все свободное от послушания время в своей келии, среди кодексов и хартий, да в беседе с заезжими учеными, которые, по приезде в Русский монастырь, прежде всего спешат к этому замечательному человеку для поучения и наставлений касательно богатейшей и обширнейшей афонской письменности. Дай Бог, чтобы в Руссике никогда не оскудевал дух геронта-отца Матфея... XVI Кроме Пантелеимоновского монастыря крупными очагами русского иночества на Афоне в настоящее время служат скиты Андреевский и Ильинский. Скит Андреевский расположен на земле Ватопедского монастыря, близ Карей, городка афонского, и возник на месте келии «Серай» (красивый дворец), во имя преподобного Антония Великого , в коей некогда жили на покое Константинопольские патриархи Афанасий Пателларий (XVII в.) и Серафим (XVIII в.). В начале минувшего столетия келия «Серай» находилась в полном упадке. В 1841 году ее приобрели у Ватопедского монастыря русские иеромонахи Виссарион и Варсонофий, в мире купцы Толмачев и Вавилов, собрали здесь до 20 монахов и, насколько было возможно, благоустроили новую иноческую общину. Искренним желанием ктиторов келии было возвести ее на степень скита. В этом деле существенную им услугу оказал известный ревнитель Православия Андрей Николаевич Муравьев, прибывший в 1849 году на Афон с паломнической целью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Анастасиматарий-Анфология письма доместика Космы Македонца. 1687 г. (Cod. Pantel. 919. Fol. 1) При рассмотрении афонского муз. творчества можно выделить 4 наиболее важных аспекта: 1. Вклад святогорских дидаскалов в теорию певч. искусства: на Св. Горе сохранилось не только множество списков «Протеории пападического искусства», различающихся между собой, но и мн. др. известные теоретические сочинения визант. и поствизант. периодов. Среди них - труды по теории церковного пения, а именно «методы расстановки знаков» (α μθοδοι τν θσεων τν σημαδων) святогорцев прп. Иоанна Кукузеля и Григория Буниса Алиата. В сер. XVIII в. певч. теорией занимался Феодул Энит. 2. На протяжении т. н. переходного периода в истории визант. нотации (1670-1814) мн. афонские дидаскалы занимались созданием аналитической записи сочинений предшествовавших им по времени мелургов. После введения аналитической нотации нового метода (1-я пол. XIX в.) над ее «истолкованием» (ζγησης) трудились гл. обр. святогорские дидаскалы: Феофан Пантократорин, Матфей Ватопедский, Иоасаф Дионисиат, Николай, Никифор и Косма Дохиариты. 3. Запись народных песен, являющаяся первым письменным свидетельством греч. внецерковной музыки. Только в афонских муз. рукописях благодаря образованным афонским монахам сохранились уникальные примеры народных песен, зафиксированные визант. нотацией. Рукопись Iver. 1189 (1562 г.) содержит древнейшую запись мелизматически распетой песни. 13 песен, найденных в рукописи Iver. 1203 (ок. 1700 г.), и 3 песни из рукописи Xeropot. 262 (нач. XVII в.) служат надежным основанием для изучения греч. народной песенной традиции. Кодекс Vatop. 1428 Никифора Кантуниари («архимандрита Антиохийского престола»), датированный 1815 г., является наиболее полным собранием внецерковных, в основном городских, песен разного рода. 4. Традиция создания жанровых певч. книг с творениями афонских мелургов: «согласно стилю Святой Горы» составлены Ирмологий Иоасафа Ватопедского (кон. XVI в.), Ирмологий и Стихирарь доместика Космы Македонца (2-я пол. XVII в.), Доксастарий стихир на стиховне (Δοξαστταριον τν ποστχων) Матфея Ватопедского и Прологарий (Προλογριον) Иоасафа Дионисиата (1-я пол. XIX в.).

http://pravenc.ru/text/Афон.html

Как приобретенный в монастырскую библиотеку недавно, он еще совершенно неизвестен в археологической литературе, равно как в вышеописанный кодекс Григория Богослова . Кроме лицевых рукописей, на Афоне встречаются и другие памятники византийского искусства. Видное место в ряду их занимают перегородчатые эмали; значительное количество их находится в лаврском соборе: на ковчеге, содержащем в себе часть древа Господня, медальонные, эмалевые изображения апостолов и святых: ап. Матфея и Андрея, Иоанна Златоуста , св. Николая, прор. Илии, ап. Симона, Григория Богослова , Феодора Стратилата и др. Всех медальонов 16; из них некоторые повреждены. Относятся они ко временам Никифора Фоки. В алтаре лаврского собора на полях мозаического образа Иоанна Богослова находятся эмалевые изображения свв. Иоанна Златоуста , Иоанна Постника , Иоанна Каливита, Захарии и Елизаветы, Иоанна Анаргира, Иоанна Милостивого, Иоанна Дамаскина и Иоанна Лествичника ; а вверху уготование престола. Эмали эти хуже предыдущих: одежды сделаны, правда, очень хорошо, но лики святых довольно грубы; приписывают их Иоанну Цимисхию, хотя, быть может, основанием к тому служит только его имя Иоанн, тожественное с именами помещенных здесь святых. Несколько эмалевых пластин на полях очень древней иконы Петра и Павла в Ватопедском монастыре. Четыре эмалевые пластины встретили мы также на полях Евангелия 678) в библиотеке Хиландарского монастыря, с изображениями архангелов Михаила и Гавриила и Иоанна Предтечи; относятся они приблизительно к XII в. Наличное состояние их и способ хранения дают основание думать, что они в скором времени будут совершенно уничтожены. Других памятников византийской эпохи мы не нашли на Афоне. Мозаик на Афоне также немного. Наиболее крупную величину представляют мозаики в соборе Ватопедского монастыря, где на столбах, отделяющих алтарь от средней части храма, представлено Благовещение Пресвятой Богородицы, по переводу, с рукодельем, во внешнем притвор также Благовещение деисус. Отдельные мозаические иконы на досках встречаются чаще: в алтаре того же Ватопедского собора мозаические иконы распятия Спасителя, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Вседержателя Спаса Христа. (Замечено содержание сего акта, проливающего свет на Историю Сербов). Матфея Епископа Езивского и Стефанианского, данная м. Есфигменскому на методах Св. Георгия на Стримоне. 6866, Февр. Инд. 11. Есфиг. Грамота Иакова Митрополита Серского м. Есфигменскому о том же метохе. 6868, Декабр. Инд. 13. Есфиг. Грамота Митрополита Серского о методах м. Нсфигменского в деревне Зинце. (Есть выметка). 6873, Август. Инд. 3. Есфиг. Грамота великого Хартуллария, о земле великого Доместика Алексия Ласкаря Метохита около Солуня. 6876, Декабрь. Инд. 14. Ватопед. Грамота того же Ласкаря, завещавшего упомянутую землю м. Ватопедскому. 6877, Июня. Инд. 7. Ватопед. Акт о продаже имения, Марианна, монастырю Дохиарскому. 6881, Август. Инд. 11. Дохиар. Алексея Палеолога, в котором он уступает м. Рускому свою деревню Анцисту. Симеон монах завещал свой дом в Солуне м. Дохиарскому. (Замечено содержание). 6890 Окт. 27. Инд. 5. Дохиар. Три акта об имении Мануила Девлицына. (Замечено содержание). Дохиар. Николая Пагаси Баддуина, зятя Радослова Хлапена. Он передал монастырю Св. Павла во владение отчинную обитель Богоматери Средоостровской с разными имениями. (Есть выметки). Св. Пав. Логофета Серского Ксенофонта о методах Св. Георгия на Стримоне. (Замечено содержание). 6895 Мая. Инд. 10. Есфиг. Грамота Матфея Митрополита Серского о деревне Ахиару на Стримоне. Замечено содержание. 6901, Февр. Есфиг. Радослава Сабии, в котором он завещал монастырю Св. Павла половину доходов с своих деревень, Аврамити и Неохори. (Замечено содержание). 6913, Июня 1. Инд. 13. Св. Пав. Грамота Феодоры жены Комита Варфоломея. Она завещала м. Дохиарскому нивы при деревне Ермилии. 6928, Декаб. Дохиар. Протовестиарита.. об имении м. Дохиарского. Сент. Инд. 13. Дохиар. Агафии монахини. Она завещала м. Ксиропотамскому часть своего имения близ Афонской горы. (Есть выметка). 6950, Сент. 20. Инд. 9. Ксироп. Грамота Макария Епископа Ериссавского о Теронском методе м. Есфигменского на Лонгосе близ Стримона. 7036, Август.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Кто еще ориентир для Вас в богословии? Нам повезло, мы попали в такой период истории академии, когда старцы еще не были совсем старцами. Были и яркие преподаватели более молодого поколения, которые, как мне кажется, на нашем курсе раскрывались по-новому. В плане четкости выражения мыслей, точности формулировок – это Константин Ефимович Скурат. Все говорят, что катехизис – это очень скучно, но наблюдая, как в эти сухие, выверенные формулировки вкладывается живая, искренняя вера, становилось понятно, где происходит здоровый синтез академического богословия и жизненного опыта. Это и упомянутый отец Валентин Асмус. Его лекции по византологи до сих пор вспоминаю с большим теплом и благодарностью. Упомянутый отец Максим Козлов. Конечно, отец Павел Великанов, который у нас на основном богословии просто фонтанировал идеями и образами. Отец Владимир Шмалий с его зажигательными лекциями по философии и догматике. Отец Матфей (Мормыль), который не был в академическом смысле сильным литургистом или библеистом, но у него был авторский, уникальный подход, который за пределами громадной личности отца Матфея не работал. Все, кто отца Матфея знал лично, помнят его прекрасное чувство юмора. Его подача материала была глубокая и остроумная одновременно. Корифеи, конечно: Михаил Степанович Иванов, Алексей Ильич Осипов… Можно перечислять долго. Отец Мелетий (Соколов), который преподавал вспомогательную дисциплину – стилистику, курс риторики Александра Александровича Волкова и курс гомилетики Владимира Викторовича Буреги – все это была школа ясности мысли и четкости выражения своих идей. У нас были замечательные преподаватели. Да, это правда. Митрополит Платон (Левшин) как-то ответил императрице Екатерине Великой: «Я принял монашество из любви к просвещению». Не было у Вас желания принять монашество из любви к просвещению? Нет. В этом смысле мне запали в душу слова отца Ефрема, игумена Ватопедского монастыря, которыми он ответил на вопрос, как понять, к чему ты предназначен – к браку или к монашеству. Он сказал: «Если у тебя имеются мысли по поводу семейной жизни и семейного счастья, лучше женись, потому что монашество будет для тебя трудным путем. В монашество нужно идти тогда, когда ты для себя альтернативу не видишь». Я не видел для себя возможности избрать в таком безальтернативном виде монашество. Было четкое понимание того, что именно к семейной жизни я и предназначен.

http://bogoslov.ru/article/6177665

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010