Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото: arhimatfei.ru Человек, который пел Богу: история архимандрита Матфея (Мормыля) из Троице-Сергиевой Лавры 15 мин., 09.07.2023 На его могильном кресте высечено: «Пою Богу моему дондеже есмь». То есть «пока существую». Известный далеко за пределами Советской России регент, он очень не любил давать интервью, а на просьбу рассказать о себе отвечал: «Преподобный всё знает!», имея в виду, конечно, Сергия Радонежского. Почти вся жизнь отца Матфея прошла в Троице-Сергиевой лавре. Об этой удивительной жизни наш рассказ. Голоса слепых В детстве его поразило пение слепых певчих — Анны Михайловны Калашниковой и ее подруги Елены Сергеевны Касьяновой. Впервые он встретил их семилетним мальчиком на Радоницу. И запомнил их голоса на всю жизнь. Он и сам был из певческой семьи. Сестра его деда, матушка София, была монахиней, а мама, Анна Леонтьевна, пела в церковном хоре. Родился он 5 марта 1938 года в пригороде Владикавказа, в станице Архонская, где жило много выходцев из Белоруссии. Вот и фамилия Мормыль — белорусская. А назвали мальчика Львом. В семье Мормылей, несмотря на все гонения властей на «церковников», справляли и Рождество, и Пасху: к Рождеству учили тропарь, кондак, колядки, к Пасхе — пасхальный канон. В дом Мормылей часто стучали. Выходила бабушка Лёвы, Ирина Максимовна. Ей говорили: — Нам сказали, вы здесь людей принимаете. Можно у вас переночевать? И она пускала. Кормила казачьим борщом. Обе Лёвины бабушки были неграмотными, но наизусть знали Евангелие и всегда молились за своих родителей. Об одной из них, матери отца, он потом вспоминал: «Иногда бабушка Ирина Максимовна говорила: “Я вот обижаюсь на своих папу-маму. Почему они меня не научили грамоте? Я бы сейчас хоть какое-нибудь письмецо почитала или Святое Евангелие”. Но изумительная была у бабушки память. Вот она придет из церкви, расскажет, какое батюшка читал Евангелие, что говорил в проповеди, настолько передаст всё своими словами, что я думаю: вот, пожалуйста, просвещение простых верующих людей. Она грамоте не научена, но человек глубоко верующий, являющий глубоко осознанный акт веры».

http://foma.ru/chelovek-kotoryj-pel-bogu...

С приветственным словом к гостям обратился президент фонда «Наследие архимандрита Матфея (Мормыля)» игумен Антоний (Зимин). Закончился концерт исполнением пасхального тропаря «Христос Воскресе» (музыка Александра Кастальского). В 1961 году регентом хора братии Троице-Сергиевой лавры и студентов Московской духовной академии стал Лев Мормыль, впоследствии архимандрит Матфей. Спустя годы кропотливой и усердной работы отца Матфея хор стал известен по всему миру. Благодаря регулярным выступлениям за границей культуру русского церковного пения узнали, запомнили и полюбили. Объединенный хор Московской духовной академии и Троице-Сергиевой лавры выступал на Святой Земле в годовщину 2000-летия Рождества Христова, неоднократно давал концерты в Европе. Хор и его знаменитый регент сопровождали в поездках по епархиям Святейшего Патриарха Алексия II , регулярно пели на Патриарших богослужениях. Отец Матфей управлял хором 48 лет. Заслуженный профессор Московской духовной академии воспитал тысячи семинаристов — певчих, священнослужителей, церковных иерархов, а также воссоздал культуру церковного пения — нотные сборники, регентские и певческие приемы. Пресс-служба МДА /Патриархия.ru за темою ЖУРНАЛ Священного Синода от 10 апреля 2024 года [Документи] Пензенская епархия доставила помощь беженцам в два пункта временного размещения. Информационная сводка о помощи беженцам (за 6-8 апреля 2024 года) [Стаття] Кирил благословив повернутися до До питання про час та обставини заснування монастиря [Стаття] У збори Катеринодарська духовна отримала державну на провадження за програмою (бакалаврат) Затверджено склад ради наукового журналу «Богослов» монастиря з чернечого постригу : та звернення] У VII хоровий фестиваль Зведений хор взяв участь у присвяченому повного блокади У Морському Кронштадта Хоровий собор, присвячений повного блокади Голова ради з розвитку руського церковного очолив роботу VI та церковних ПКФО Царским путем: об отношении архимандрита Матфея (Мормыля) к древним распевам [Стаття] У Навчальному пройшов загальноцерковний круглий присвячений питанням в духовних навчальних закладах У в у престольне свято зведений хор, який об " 12 з з ключовими словами життя – школи – духовна музика – регентська справа   новини Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в У пройде виставка-форум Слова» П " ятигорський в м.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5501288...

И главное, что отличало его хор: это было не исполнение церковной музыки, это была молитва в музыкальных звуках! Можно однозначно сказать, что он – солнце, которое сияло эти полвека, и это солнце от нас ушло. Я не могу никого поставить вровень, рядом с ним… Это Апостол церковной музыки вот этого, самого сложного, советского периода ее истории. И если очень кратко сказать, как бы я охарактеризовал отца Матфея (Мормыля), я бы это выразил такими словами: отец Матфей велик, и он таким великим останется навсегда! Николай Сергеевич Георгиевский, профессор, первый регент Патриаршего кафедрального собора Храма Христа Спасителя: Я получил печальную весть о том, что скончался один из виднейших представителей самых профессиональных, самых лучших монастырских регентов нашей Святой Церкви отец Матфей (Мормыль). Очень жаль, и очень, конечно, тяжелая утрата. Отца Матфея я хорошо знаю очень долгое время – с 1960-х годов, когда он сам еще учился, регентствовал у нашего общего, я считаю, учителя – Николая Васильевича Матвеева. Самое главное то, что он сумел взять все лучшее, все самое личное, которое было у Николая Васильевича. И надо сказать, что у него вышло все прекрасно. Пение отца Матфея было для нас всегда тем мерилом церковности монашествующих в стенах Святой Лавры. Я прекрасно помню юбилей – 50-летие архиерейского служения Святейшего Патриарха Алексия (Симанского), когда к этому времени, к 1963 году, было выпущено две пластинки. Одна пластинка – Матвеева, вторая пластинка – отца Матфея (Мормыля). И то незабвенное первое впечатление, которое было от его исполнения, незабываемо по сегодняшний день! Я никогда не забуду братские молебны у раки Преподобного Сергия в раннее время. Надо сказать, что там пели именно монашеские сердца. И это очень важно, и это очень лично все было, и это было, конечно, наполнено той монашеской жизнью – ее спецификой, ее переживаниями, ее крепкой верой, ее полной отдачей Русской Православной Церкви в ее сердце, которое тогда билось, конечно же, в стенах Лавры, у раки Преподобного Сергия.

http://pravoslavie.ru/37805.html

Памяти архимандрита Матфея (Мормыля). Интервью архиепископа Астраханского и Енотаевского Ионы 15 сентября 2010 г. 16:01 15 сентября 2009 года на 72-м году жизни после продолжительной болезни скончался заслуженный профессор Московской духовной академии , старший регент Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандрит Матфей (Мормыль). Об отце Матфее вспоминает его близкий друг и коллега по преподавательской деятельности архиепископ Астраханский и Енотаевский Иона . — Владыка, как Вы познакомились с отцом Матфеем? — Наше знакомство состоялось в 1959 году. Я тогда поступил в первый класс семинарии, а отец Матфей — уже в академию после Ставропольской духовной школы. Особенно мы подружились в дни богослужебной практики после первого года обучения. Отец Матфей, тогда еще Лев, управлял певческой группой в Академическом храме. Затем он перешел в Троице-Сергиеву лавру, где ему дали послушание регента монашеского братского хора. Мы вместе несли послушание в этом братском хоре, я пел под его управлением. На тот момент в лавре хор был, признаться честно, среднего уровня и отец Матфей сразу же принялся его поднимать. Впоследствии это стало его любимым занятием — петь за богослужением, проводить спевки, подготавливать песнопения и так далее. Могу сказать, что в его лице Бог даровал пример очень строгого, прежде всего к себе, монаха и регента. — Помимо общего послушания вас объединяют и годы в стенах московских духовных школ. Что Вы можете вспомнить из них? — Студенты, которые учились у отца Матфея, а тогда он преподавал несколько дисциплин, вспоминают его не просто учителем, но и наставником. Он не жил для себя, отдаваясь всецело Богу, Церкви и людям. Обладая великолепной памятью, отец Матфей был очень эрудированным человеком во многих сферах: прекрасно знал Священное Писание, святоотеческие наставления. Но при этом не терял и прекрасное чувство юмора. Отдельные шутки сейчас уже сложно вспомнить, но он мог пошутить в любой ситуации. Несмотря на отсутствие светского музыкального образования, отец Матфей очень много трудился в области пения, занимаясь переложением, гармонизацией и собственным сочинением церковной музыки.

http://patriarchia.ru/db/text/1275866.ht...

Патриарх Кирилл выразил соболезнования в связи с кончиной регента хора Троице-Сергиевой лавры 16 сентября, 2009. Редакция " Правмира " В связи с кончиной заслуженного профессора Московской духовной академии, старшего регента Троице-Сергиевой лавры архимандрита Матфея (Мормыля) патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил соболезнования. В связи с кончиной заслуженного профессора Московской духовной академии, старшего регента Троице-Сергиевой лавры архимандрита Матфея (Мормыля) патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил соболезнования. «Заботами почившего пастыря Братский хор лавры получил поистине мировую известность, став еще в советские годы ярким свидетельством преемства монашеского подвига, соединенного с творческим осмыслением традиций церковного регентства и хорового исполнительского мастерства», — говорится в соболезновании патриарха наместнику лавры архиепископу Сергиево-Посадскому Феогносту. По словам предстоятеля в эпоху гонений на Церковь «это было одной из самых действенных форм проповеди православной веры как в нашем Отечестве, так и по всему миру» . Труды отца Матфея на ниве сохранения и преумножения сокровищ духовного пения, участие в работе по составлению служб новопрославленным святым Русской церкви «стяжали ему уважение не только среди братии лавры, но и далеко за пределами монастыря», отметил патриарх. «Покойный немало сил и времени уделял подготовке будущих пастырей. На протяжении многих лет он щедро делился с воспитанниками семинарии и студентами академии знаниями в области Нового Завета и истории церковного пения», — сказано в письме. Отец Матфей «мужественно и стойко боролся со своим недугом, черпая силы в молитве и возлагая упование на милость Божию». Отец Матфей скончался во вторник на 72-м году жизни после продолжительной болезни. На протяжении 30 лет он был бессменным регентом хора Троице-Сергиевой лавры. Источник: Интерфакс-Религия Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-vozdae...

Церковь Все рубрики Редакция " Правмира " Песнопения Рождества Христова Рождественские песнопения в исполнении объединенного хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Московской Духовной Академии и Семинарии под управлением архимандрита Матфея (Мормыля).Августу единоначальствующу на земли...» - 3.48 (3,5 МБ) «Написовашеся иногда со старцем Иосифом...» - 2.09 (2 МБ)«Рождество Твое, Христе Боже наш...» - 1.08 (1 МБ)«Слава в вышних Богу...» - 5.44 (5,3 МБ)«Христос раждается...» - 12.26 (11 МБ)«Дева днесь...» - 2.00 (1,8 МБ) Илья Оводов Все мы немного дети… Как известно, православному человеку не пристало верить в приметы. Но все же для одной приметы я допускаю исключение. Родилась она в нашем истосковавшемся по чуду народе, и говорит: «как встретишь Новый Год, так его и проведешь». Эта примета вспоминается, когда возникает то удивительное чувство соединения постовой молитвенной сосредоточенности и детского ожидания приближающейся радости, которое связано со временем новогодних выходных, последними днями Рождественского поста. Протоиерей Александр Шаргунов Когда и как нам праздновать Новый Год? Жизнь христианина проходит в двух измерениях - во времени и в вечности. Дай Бог нам и в новом году быть достойными гражданами своего Отечества, земного и небесного. Какие бы испытания ни ждали нас на земле, Господь, если мы верны Ему, готовит снова для каждого из нас небесные утешения в празднике Рождества Христова и далее - в Пасхе Господней и во всех великих праздниках, приглашая нас быть причастниками вечной Его радости. Песнопения Рождества Христова Рождественские песнопения в исполнении объединенного хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Московской Духовной Академии и Семинарии под управлением архимандрита Матфея (Мормыля).Августу единоначальствующу на земли...» - 3.48 (3,5 МБ) «Написовашеся иногда со старцем Иосифом...» - 2.09 (2 МБ)«Рождество Твое, Христе Боже наш...» - 1.08 (1 МБ)«Слава в вышних Богу...» - 5.44 (5,3 МБ)«Христос раждается...» - 12.26 (11 МБ)«Дева днесь...» - 2.00 (1,8 МБ) Редакция " Правмира "

http://pravmir.ru/category/cerkov/page/1...

Церковь Все рубрики Редакция " Правмира " Песнопения Рождества Христова Рождественские песнопения в исполнении объединенного хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Московской Духовной Академии и Семинарии под управлением архимандрита Матфея (Мормыля).Августу единоначальствующу на земли...» - 3.48 (3,5 МБ) «Написовашеся иногда со старцем Иосифом...» - 2.09 (2 МБ)«Рождество Твое, Христе Боже наш...» - 1.08 (1 МБ)«Слава в вышних Богу...» - 5.44 (5,3 МБ)«Христос раждается...» - 12.26 (11 МБ)«Дева днесь...» - 2.00 (1,8 МБ) Илья Оводов Все мы немного дети… Как известно, православному человеку не пристало верить в приметы. Но все же для одной приметы я допускаю исключение. Родилась она в нашем истосковавшемся по чуду народе, и говорит: «как встретишь Новый Год, так его и проведешь». Эта примета вспоминается, когда возникает то удивительное чувство соединения постовой молитвенной сосредоточенности и детского ожидания приближающейся радости, которое связано со временем новогодних выходных, последними днями Рождественского поста. Песнопения Рождества Христова Рождественские песнопения в исполнении объединенного хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Московской Духовной Академии и Семинарии под управлением архимандрита Матфея (Мормыля).Августу единоначальствующу на земли...» - 3.48 (3,5 МБ) «Написовашеся иногда со старцем Иосифом...» - 2.09 (2 МБ)«Рождество Твое, Христе Боже наш...» - 1.08 (1 МБ)«Слава в вышних Богу...» - 5.44 (5,3 МБ)«Христос раждается...» - 12.26 (11 МБ)«Дева днесь...» - 2.00 (1,8 МБ) Редакция " Правмира " Все мы немного дети… Как известно, православному человеку не пристало верить в приметы. Но все же для одной приметы я допускаю исключение. Родилась она в нашем истосковавшемся по чуду народе, и говорит: «как встретишь Новый Год, так его и проведешь». Эта примета вспоминается, когда возникает то удивительное чувство соединения постовой молитвенной сосредоточенности и детского ожидания приближающейся радости, которое связано со временем новогодних выходных, последними днями Рождественского поста. Илья Оводов

http://pravmir.ru/category/cerkov/doroga...

Подпишитесь на наш Телеграм Церковная музыка помогает нам глубже понять и прочувствовать событие, запечатленное в том или ином празднике. Рождественская музыка в Церкви — это целый массив ярких песнопений, наполненных запоминающимися образами. Размышления о любви Божией и о свете, рассказ о внешних событиях праздника и внутреннем их смысле. Вашему вниманию — цикл «Рождество во всем мире. Плейлисты рождественской музыки — от древности до наших дней». Некоторые рождественские песнопения — в нашей подборке. Из разных стран и городов, разными составами, на разные мелодии, певчие славят пришествие в мир Спасителя . Ирмосы канона Рождества Христова Весть о рождении Спасителя мира начинает звучать православных храмах задолго до праздника Рождества Христова. Со дня Введения в храм Пресвятой Богородицы (4 декабря по новому стилю) церковный Устав предписывает во время утрени пение ирмосов рождественского канона «Христос раждается». Эти песнопения исполняются накануне воскресных дней до праздника Рождества, а также во время святок. Хор под управлением архимандрита Матфея (Мормыля) Канон Рождества Христова составил в XVIII веке церковный гимнограф преподобный Косма Маюмский . Произведение было вдохновлено проповедью святителя Григория Богослова , записанной в IV веке — «Слово на Богоявление, или на Рождество Спасителя» . Первая песня канона — это прямая цитата из проповеди святителя Григория. Вот как звучат эти слова в русском переводе: Христос рождается — славьте! Христос с небес — встречайте! Христос на земле — возноситесь! Пой Господу вся земля! Люди, воспойте в радости, ибо Он прославился. Ирмосы рождественского канона в исполнении объединенного хора Троице-Сергиевой лавры и Московской Духовной академии и семинарии под управлением архимандрита Матфея (Мормыля) (1938–2009). Тропарь праздника Рождества Христова Тропарь — это главное песнопение церковного праздника, кратко выражающее его суть. Тропарь Рождества Христова рисует образы волхвов — мудрецов, пришедших поклониться Богомладенцу. Они кланялись звездам, и звезды привели их к познанию Истины.

http://blog.predanie.ru/article/pravosla...

Заканчивая краткий экскурс в недавнее прошлое, очень не хочется прощаться с этим дивным явлением, с которым Господь судил прожить рядом практически всю сознательную жизнь. Но жизнь идет вперед, изменяются люди, заданы другие ориентиры, приходится признать, что невозможно возвратить невозвратимое, хотя звуки его, весь его образ – еще так свежи в памяти! Не хочется и завершать этот очерк на грустной и безнадежной ноте. Мои многочисленные собеседники, делившиеся воспоминаниями об отца Матфее и впечатлениями от общения с хором, высказывают, в принципе, общую мысль о перспективах развития хорового пения в Русской Церкви. И все, в общем, сходятся в одном: начинать нужно с богословского образования будущего пастыря, священника (а впоследствии, может быть, и архиерея). Если священнослужитель разбирается в церковном пении и чтении, если ему дороги наши церковные традиции, освященные веками, он обязательно, с помощью Божией, воспитает у себя в храме или в своей епархии достойного регента и соберет прекрасный хор. Отец Матфей, кстати, также поддерживал мысль о том, что священник обязан быть музыкально образованным человеком. Он искренне желал, чтобы возродился у нас статус церковного певца в храме, тем более, статус регента. И тогда можно говорить о возрождении в настоящем духовном смысле церковного пения в Русской Православной Церкви. Сегодня во многом происходит профанация церковной музыки и церковного певческого искусства: мы постоянно слышим о том, как тот или иной церковный коллектив исполняет светские произведения, выступает с концертами или турне, записывает диски и участвует в конкурсах. Как отмечал Николай Григорьевич Денисов, все-таки «важно, чтобы средоточие церковного пения было в храме, на самом богослужении, а не разменивалось на диски и концерты». И еще одна его мысль: «Без проникновения в суть музыкальной трактовки сочинения, как это делал отец Матфей, ни у регента, ни у хора ничего не получится! Его нужно слушать, слушать и слушать!.. Я привел в своем очерке лишь мизерную часть тех воспоминаний и свидетельств, которыми щедро делились со слушателями нашей радиостанции многочисленные ученики и воспитанники архимандрита Матфея (Мормыля).

http://radonezh.ru/analytics/tekst-i-muz...

Агнеса Яковлевна рассказывает: «Иди, поправь свечку!» - говорил он студенту во время Литургии, чтобы тот, вроде бы поправляя свечу на подсвечнике, незаметно задал тон стоящему на солее диакону, у которого это не получилось. Поэтому молодые диаконы часто боялись пройти по амвону в сторону нашего хора, ожидая наставления или «научения» отца Матфея. Но, между прочим, многие из них впоследствии стали хорошими диаконами. А кто сейчас будет «подтягивать» диаконов?.. …Самое основное, я считаю, у него было сердечное горение. Он и сам горел, и нас всех зажигал! Ждешь праздника: колокол ударил, ты еще дома, а сердце уже трепещет: «Праздник наступил! Праздник преподобного Сергия!.. …Он очень переживал в последнее время, что не выдерживает громадной нагрузки: интронизация нового Патриарха проходила уже без него. Он чувствовал, что уже отходит от дел, но его эмоциональной натуре это было тяжело. Умер он «на посту», на службе, на своем посту. …Пение отца Матфея – это как окошко в Горний мир. Отчасти это, наверное, пение «Небесных сфер». Записи его для нас – это как луч из Горнего мира. Вспоминаю, как студенты пели в Троицком соборе у раки Преподобного Сергия (это бывало обычно по воскресным дням). И вот, когда запоют они все хором: «Наста, Богородице, солнца светлейший Твой Праздник…», я подбегала скорее ближе, чтобы хоть в дверях послушать это дивное пение. Тут была хвала Богородице всех Ангелов, всех Архангелов и всех святых… И я всегда задавалась вопросом: если тут, на земле, такое прекрасное и дорогое пение, то что делается там, на Небе?!. Но это было тогда, когда отец Матфей был еще живой, рядом с нами. А теперь слушаешь эти записи, и будто луч солнца идет с неба и тебя обогревает... Он, живя здесь, был уже гражданином Неба. …Те, кто пел у отца Матфея, сейчас рассеяны по всей Церкви. Они насаждают это пение и у себя в храма, на своих приходах. Мы все помним отца Матфея, стараемся, чтобы все, чему он нас научил, осталось с нами на всю жизнь!..» Последняя фраза приведенных воспоминаний старейшей певчей хора отца Матфея Агнесы Яковлевны Ткаченко, вероятно, является определяющей для будущего. А именно – это завет всем ученикам Регента, всем тем, кто неравнодушен к церковному пению.

http://radonezh.ru/analytics/tekst-i-muz...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010