Нотный материал регент Горбик подобрал не то чтобы тривиальный, но и не сверхсложный: семинаристы из действующего состава хора с ним оказались знакомы. Тем интереснее было читать на их лицах неподдельное восхищение от метафор, щедро рассыпанных Владимиром Александровичем по своим разъяснениям и наставлениям. Узнав, что атмосфера вечности в звучании клироса достигается качественным цепным дыханием, студенты пытаются уделить этому важному компоненту первостепенное внимание. И... неминуемо занижают концовку фразы – еще одна «болезнь» непрофессиональных хоров. Она связана с тем, что основная масса поющих не в состоянии «на автомате» следить за разными параметрами звучания и неминуемо упускает из виду что-то важное. «В ноту нельзя входить, как барин. Представьте, что это стрелковая мишень. Помните, как учат целиться из автомата? Надо совмещать нижнюю прорезь мушки с верхним краем мишени, - выдает еще одну неочевидную, но прекрасно понятную всем молодым людям аллегорию Горбик. - Так и мы: чтобы предотвратить понижение, заходим на цель сверху. Выровняется звук уже сам, за счет ансамбля. Однажды я поинтересовался у архимандрита Матфея (Мормыля), как он работает над интонацией и предотвращает тенденцию к занижению. Он поделился очень интересным образом: надо представить себе, что на вытянутых руках на высокий шкаф заносишь наполненную доверху кипятком кастрюлю. То есть сначала аккуратно приподнимаем груз над верхней границей, а потом осторожно ставим на место!» Неверная дикция, искажающая произношение отдельных гласных и согласных звуков — еще одна притча во языцех в непрофессиональных хорах. Обычно ее исправляют на специальных занятиях по вокалу. Но для студентов бакалавриата и магистратуры — будущих священников и богословов — с учетом их учебной загрузки это, как правило, непозволительная роскошь. «В Консерватории учат петь редуцированным звуком: на нем выстроена вся система академического вокала. Но на клиросе это вредно: во-первых, неестественно и манерно, во-вторых, не молитвенно, в-третьих, молящимся просто не понятны слова. Поэтому, произнося гласные, всегда вспоминайте великую фразу Федора Шаляпина: «Пойте так, как говорите, и говорите, как поете». Согласные в академическом хоре обычно учат артикулировать. Это правильно, но не всегда. Например, звук «с» на акцентах начинает свистеть, да еще с шипением. Попробуйте сказать слово «свет» все вместе — так, чтобы этого избежать», - продолжает делиться Горбик нехитрыми приемами, до которых на хоровых репетициях обычно элементарно не доходят руки...

http://e-vestnik.ru/reports/nota_kak_mis...

И как обязательное условие - умение слышать и понимать византийскую и русскую, знаменную певческую традицию независимо от репертуара хора. Репертуарной панацеи нет. Никакой напев, распев или композиторские находки не делают молящихся святыми автоматически. Музыка связана с аскетикой довольно дискретно. Это же можно сказать не только о стиле, но и о манере исполнения. По меньшей мере смешно прийти к особому " молитвенному " звучанию при поверхностном использовании лишь музыкальных, технических средств. Иногда приходится слышать произведения эпохи русского барокко в " бесплотной " манере исполнения, тусклым, подснятым звуком. И наоборот, оперный солист, вкладывающий в знаменный унисон всю силу страстных чувств, иногда и не догадывается, как неуместно такое звучание в храме. Что делать? Повторюсь: церковное пение - дело не только церковных певчих. И найти решения, устраивающие всех, быстро не удастся. Главное - сообща назвать проблемы проблемами и понять, в каком направлении двигаться. Не только у певчих есть претензии к сложившейся практике. Каждому священнику известно обычное богослужебное неудобство: хор петь уже закончил, а молитва еще не дочитана. Или наоборот: священник уже прочитал положенные молитвы, а хор все еще продолжает выводить разнообразные рулады. Естественно, что композиторы прошлого ориентировались на привычные им темпы богослужения или вообще пренебрегали ими - это обычный каприз художника. Отчасти эта проблема преодолима подбором музыки композиторов-священнослужителей, органично ощущающих соразмерность текста молитв и сопровождающего его пения хора: митрополита Илариона (Алфеева), митрополита Ионафана (Елецких), архимандрита Матфея (Мормыля), диакона Сергия Трубачева и пр. Конечно, это требует и от самого регента понимания структуры богослужения. Ведь пение - не только музыкальная сопровождающая священнодействия, напоминающая нам о славных страницах культурного прошлого и настоящего России, а часть апостольского служения, приводящего к адекватному восприятию прихожанами Евхаристии, знанию основ своей веры.

http://mitropolia.spb.ru/docs/doklad-igu...

Титульный лист кандидатской диссертации иеромонаха Лазаря (Гнатива). Сверху надпись: «Профессору архимандриту Матфею Мормылю на отзыв. 8.V.98. Ректор Академии Епископ Верейский Евгений». По всей видимости, здесь о. Матфей имеет в виду аранжировку «Интернационала», выполненную не кем иным, как композитором Александром Кастальским, этим выдающимся мастером хорового искусства, вдумчивым исследователем русского церковного и народного творчества, который в свое время выступил одним из первых авторов массовых революционных песен и крупных хоровых сочинений, посвященных героической советской действительности, среди которых «Красная Русь» (для хора и оркестра народных инструментов), «В. И. Ленину» и др. Издание «Интернационала» в переложении для хора и оркестра А. Кастальского. 1919 г. В этой же рецензии отец Матфей задается вопросом: «Все-таки почему знаменный распев сошел с пьедестала? Почему после такого расцвета произошла не реформа даже, а нечто революционное? А ведь все силы государственные и церковные, от Алексея Михайловича и патриархов Иосифа и Иоасафа и до ученых дидаскалов (имеется в виду Александр Мезенец. — и. Л. ), были подключены к делу противостояния новой певческой системе и всем нестроениям певческим того времени. Но увы, все эти старания остались безуспешными» . Этот же вопрос спустя некоторое время отец Матфей озвучил в единственном интервью, данном им известному знатоку древнерусской певческой традиции, ныне доктору искусствоведения Николаю Григорьевичу Денисову. В нем он упоминает о прошедшей защите и почти дословно повторяет заданный в рецензии вопрос о причинах «сошествия с пьедестала» знаменного распева, отметив при этом, что не получил на него ответа, и говорит буквально следующее: «Абсолютизировать его (знаменный распев. — и. Л. ) мы не имеем права. В нем есть нечто земное, отчего он сошел с пьедестала» . В связи с вышесказанным позволим себе остановиться на двух моментах. Во-первых, в оправдание соискателя степени кандидата богословия следует сказать, что отец Матфей тогда не получил ответа на поставленный им вопрос не потому, что мне нечего было ответить, а только потому, что в связи с обилием вопросов и комментариев, содержащихся в рецензии, до него попросту не дошла очередь на защите.

http://bogoslov.ru/article/6195138

23:6), который, как известно, почувствовав по разговорам в зале суда, что между саддукеями и фарисеями нет полного взаимопонимания, решил углубить раскол между ними, заявив, что является фарисеем, которого судят за веру в воскресение мертвых. Саддукеи, разумеется, отрицали воскресение, а также существование духов или ангелов. Т. е. апостол Павел в каком-то смысле использовал мирскую уловку с целью разделить своих слушателей. Подобным образом иногда складывалась ситуация и на семинарах между сторонниками древнерусской и партесной богослужебно-певческих традиций. Отец Матфей прекрасно понимал: достаточно ведущему выбрать позицию одной из сторон, дискуссия, а то и работа целого заседания могла зайти в тупик. Поэтому, отвечая на вопросы и комментируя порой абсолютно категорические суждения некоторых из присутствовавших, отец Матфей занимал взвешенную позицию, избегая всякого рода крайностей. Таким же взвешенным был его подход к выбору репертуара своего собственного хора, включавшего в себя немало песнопений знаменного распева: воскресные стихиры на «Господи, воззвах», догматики, стихиры на Литии, песнопения служб Великого Поста (Великого Повечерия, песнопений Страстной Седмицы) и др.  Наконец, отметим еще один момент. В бытность регентом академического хора я стал постепенно включать в репертуар немало песнопений знаменного распева, ранее до этого не звучавших в академическом и лаврских храмах. В репертуаре хора отдельно сформировалась Литургия древних распевов из песнопений знаменного распева, раннего русского многоголосия, обработок знаменного распева. Надо сказать, что такой подход к выбору репертуара и тяготение к древним распевам не всегда и не у всех находило понимание и поддержку. Будучи уставщиком и главным регентом Лавры, отец Матфей зорко наблюдал за разного рода репертуарными новшествами, иногда делал замечания, иногда выражал несогласие, иногда давал профессиональные советы и оказывал поддержку. Так было, например, с песнопением «Покаяния отверзи ми двери». По установившейся традиции, братский хор пел его в подготовительные недели, а т.

http://patriarchia.ru/db/text/6108510.ht...

Ленину» и др. 9 . В этой же рецензии отец Матфей задается вопросом: «Все-таки почему знаменный распев сошел с пьедестала? Почему после такого расцвета произошла не реформа даже, а нечто революционное? А ведь все силы государственные и церковные, от Алексея Михайловича и Патриархов Иосифа и Иоасафа и до ученых дидаскалов (имеется в виду Александр Мезенец. — И.Л. ), были подключены к делу противостояния новой певческой системе и всем нестроениям певческим того времени. Но увы, все эти старания остались безуспешными» 10 . Этот же вопрос спустя некоторое время отец Матфей озвучил в единственном интервью, данном им известному знатоку древнерусской певческой традиции, ныне доктору искусствоведения Николаю Григорьевичу Денисову. В нем он упоминает о прошедшей защите и почти дословно повторяет заданный в рецензии вопрос о причинах «сошествия с пьедестала» знаменного распева, отметив при этом, что не получил на него ответа, и говорит буквально следующее: «Абсолютизировать его (знаменный распев. — И.Л. ) мы не имеем права. В нем есть нечто земное, отчего он сошел с пьедестала» 11 . В связи с вышесказанным позволим себе остановиться на двух моментах. Во-первых, в оправдание соискателя степени кандидата богословия следует сказать, что отец Матфей тогда не получил ответа на поставленный им вопрос не потому, что мне нечего было ответить, а только потому, что в связи с обилием вопросов и комментариев, содержащихся в рецензии, до него попросту не дошла очередь на защите. Во-вторых, предложенный о. Матфеем в интервью ответ на им же поставленный вопрос, что в знаменном распеве было «нечто земное, отчего он сошел с пьедестала», представляется не совсем удобовразумительным, если не малоубедительным. А вот фраза, которая содержится в рецензии на вышеупомянутую кандидатскую диссертацию, может послужить некоторым ключом к осмыслению данной проблемы. Когда мы говорим о «сошествии с пьедестала» знаменного распева, «вероятно, надо, — пишет отец Матфей, — в данном случае иметь суждение не только о внешних факторах, но и внутренних причинах...» 12 .

http://patriarchia.ru/db/text/6108510.ht...

Муз. соч.: Арх.: концерты: «Величая, величаю Тя, Господи»; «Услыши, Господи, глас моления моего»; «Господи, Боже мой, на Тя уповах»; «Милосердия двери отверзи нам»; «Боже мой, вскую оставил мя еси» (g- moll)//ГЦММК. Ф. 283. Ед. хр. 918–921. 22; «Святителей удобрение»//Там же. Ед. хр. 4, 48, 51. 17; «Се ныне благословите Господа»: Автографы//Московский музей- усадьба Останкино. 5, 14, 16, 12, 17; «Услыши, Боже, глас мой»//Там же. 44; «Господи, возлюбих благолепие» B -dur//РГИА. Ф. 1119. Оп. 1. Ед. хр. 58; «Да воскреснет Бог»//Там же. 14; «Исповедайтеся Господеви в гуслех»//Там же. 11; «Крепость моя и пение»//Там же. 7; «Придите вернии, любящие Божественную славу»//Там же. Ед. хр. 59; «Приидите взыдем на гору Господню»//Там же. Ед. хр. 61; «Возлюблю Тя, Господи, крепости моя», «Господи, услыши молитву мою», «К Тебе, Господи, воззову, к Богу моему помолюся», «Днесь грядите (придите) соборы верных», «Господи, услыши молитву мою»//Сб. духовных концертов из собр. архим. Матфея (Мормыля). Серг. П., б. г. Ркп.; отд. песнопения: «Верую», Херувимская c-moll//ГЦММК. Ф. 283. Ед. хр. 126; «Достойно есть», «Отче наш»//Там же. Ед. хр. 128; «Слава Отцу и Сыну»//РГИА. Ф. 1119. Оп. 1. Ед. хр. 57.Изд.: циклы: Ирмосы Пасхи: Сб./Ред: Н. Д. Лебедев. СПб., 1913. С. 25–30. 5: Из Цветной Триоди; Литургия//Традиц. жанры рус. духовной музыки и современность/Ред. -сост.: Ю. И. Паисов. М., 2004. Вып. 2. С. 119–161; концерты: «Блажени вси», «Преславная днесь»//Ист. хрестоматия церк. пения/Ред.: М. Гольтисон. СПб.[: Изд. «Музыка и пение», 1900 е гг.] Вып. 7; «Днесь Христос в Вифлееме раждается», «Сей нареченный и святый день»//Там же. Вып. 8; «Взыде Бог», «Радуйтеся, праведнии, о Господе»//Там же. Вып. 9; «Приидите вернии, составим лик»//Там же. Вып. 10; «Богоотец убо Давид», «Се ныне время благоприятно»//Там же. Вып. 11; «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых»//Там же. Вып. 12; «На всяк день благословлю»//Историческая хрестоматия церк. пения/Ред.: Н. И. Привалов. СПб.[, 1900 е гг.] Вып. 12; «Готово сердце мое»//Собр.

http://pravenc.ru/text/171569.html

Архив Пн В Северной Осетии открылся фестиваль духовной музыки памяти архимандрита Матфея (Мормыля) 24 октября 2023 г. 12:46 23 октября 2023 года в Северной Осетии открылся фестиваль духовной музыки, посвященный 85-летию со дня рождения выдающего регента и церковного композитора, заслуженного профессора Московской духовной академии, уроженца станицы Архонской архимандрита Матфея (Мормыля). В этот день на территории храма благоверного князя Александра Невского в станице Архонской состоялось открытие музея имени архимандрита Матфея. Церемонию возглавил архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим . В мероприятии приняли участие представители администрации Архонского сельского поселения и духовенства Владикавказской епархии , а также многочисленные станичники. «Сегодня большой день в истории станицы Архонской и всей республики. Мы собрались здесь почтить память нашего земляка, уроженца станицы Архонской, великого регента Русской Православной Церкви архимандрита Матфея (Мормыля). Наверное, нет такого человека, который, зная хотя бы понаслышке о церковной музыке, не был бы знаком с именем отца Матфея. И тем более это имя дорого нам, его землякам, и тем людям, которые были с ним в Свято-Троицкой Сергиевой лавре . Поэтому сегодня мы открываем музей памяти отца Матфея, и к этому празднованию присоединился хор Троице-Сергиевой лавры и Московской духовной академии , который был создан трудами отца Матфея. Сегодня он будет здесь петь, сегодня мы вместе будем молиться на этом месте и сегодня, наверное, наши сердца почувствуют ту особую благодарность и радость, которую всегда церковные песнопения вносят в наши души, а тем более песнопения, созданные нашим земляком отцом Матфеем», — сказал архиерей в приветственном слове. От лица родственников архимандрита Матфея (Мормыля) собравшихся приветствовал А. Перевозников, а от лица администрации Архонского сельского поселения — заместитель главы администрации М.А. Кулюшин. В состав экспозиции музея вошли личные вещи отца Матфея, его церковные облачения и музыкальные инструменты.

http://patriarchia.ru/db/text/6070937.ht...

В честь архимандрита Матфея (Мормыля) названа улица в североосетинской станице Архонской Владикавказ, 26 июля 2011 г. Архимандрит Матфей Одной из улиц в центре станицы Архонской, расположенной в 10 км от столицы Северной Осетии, присвоено имя архимандрита Матфея (Мормыля), который более 30 лет руководил хором Свято-Троицкой Сергиевой лавры и был родом из этой казачьей станицы, пишет " Церковный вестник " . Инициатором переименования улицы Далибанды в улицу имени архимандрита Матфея, почившего 15 сентября 2009 года на 72-м году жизни, был настоятель храма великомученика Георгия Победоносца, почетный гражданин города Беслана иерей Сергий Мальцев, лично знавший отца Матфея. «Решение о наименовании было принято на собрании представителей станицы. В июне этого года по благословению правящего архиерея епархии архиепископа Владикавказского и Махачкалинского Зосимы скульптором Арсеном Дзгоевым сделаны макеты памятных досок. Администрацией местного самоуправления станицы Архонской во главе с Александром Васильевичем Лысоконем финансируется изготовление памятных досок и табличек с названием улицы; планируется, что к 15 сентября они будут готовы и их установят», — рассказал ЖМП священник Сергий Мальцев. По его словам, одна из памятных досок будет довольно внушительного размера — полтора метра на метр, на ней будет в полный рост изображен отец Матфей в служебном состоянии - регентующий на фоне Успенского собора лавры. Памятные доски установят на улице, названной в честь архимандрита Матфея (Мормыля), на которой сейчас строится новый храм в честь святого благоверного князя Александра Невского, и на доме, где останавливался знаменитый станичник и где сейчас проживает его сестра. «Станичники единодушно поддержали идею назвать улицу в честь архимандрита Матфея, потому что все его очень уважали и любили. Сегодня в молитвенном доме-храме собрано большое количество икон, освященных на святых мощах Преподобного Сергия Радонежского, которые передал в дар отец Матфей, их бережно хранит настоятель храма протоиерей Евгений Стратейчук», — говорит иерей Сергий Мальцев. Когда построят новую церковь, на месте молитвенного дома-храма, в котором совершал богослужения отец Матфей, когда приезжал в Архонскую, должен появиться духовно-просветительский центр. По словам отца Сергия, в настоящее время также идет подготовка к фестивалю — конкурсу хоровых коллективов, посвященному великому регенту лаврского хора. Православный фестиваль-конкурс имени архимандрита Матфея (Мормыля) «Духовное в мире музыки» планируется провести ко дню его рождения в марте будущего года в Архонской и во Владикавказе. Население станицы составляет 8,3 тыс. человек. 26 июля 2011 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/47766.html

В рамках программы мероприятий памяти архимандрита Матфея (Мормыля) в Московском концертном зале «Зарядье» выступил хор Троице-Сергиевой лавры 16 сентября 2019 г. 19:48 15 сентября 2019 года в  Троице-Сергиевой лавре и Московской духовной академии   отметили десятую годовщину преставления главного регента и уставщика хора Свято-Троицкой Сергиевой лавры заслуженного профессора МДА архимандрита Матфея (Мормыля). В рамках памятных мероприятий вечером 15 сентября в Московском концертном зале «Зарядье» состоялся концерт с участием хора Троице-Сергиевой лавры. Торжественные мероприятия памяти отца Матфея организовал фонд «Наследие архимандрита Матфея (Мормыля)» при поддержке Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Московской духовной академии. Репертуар концерта был составлен на основе дискографии, созданной отцом Матфеем за годы его служения; в программу вошли не все известные песнопения концертного хора Троице-Сергиевой лавры, но самые значимые в творческой деятельности отца Матфея и его коллектива. В начале концерта хор пропел «Вечную память» приснопоминаемому регенту. На экране демонстрировался фрагмент из фильма, где отец Матфей спрашивает певчих: «Как слышно, братья? Удобно ли стоять?» По взмаху руки отца Матфея на экране хор на сцене запел «Приидите, поклонимся», и все песнопение было пропето под управлением отца-архимандрита. С приветственным словом к зрителям обратился ректор Сретенской духовной семинарии , наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы архиепископ Верейский Амвросий . Далее хор исполнил песнопения «Днесь благодать Святаго Духа нас собра» (музыка иеромонаха Нафанаила), «Союзом любве» (музыка Петра Турчанинова) и «Уне тебе бяше, Иудо» (музыка Александра Кастальского). Все песнопения были обработаны архимандритом Матфеем (Мормылем) для мужского хора. В продолжение концерта на экране демонстрировались фрагменты интервью с Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием , хоровым дирижером народным артистом СССР Владимиром Мининым и руководителем Московского Синодального хора заслуженным артистом России Алексеем Пузаковым.

http://patriarchia.ru/db/text/5500446.ht...

В Московской духовной академии прошли мероприятия памяти архимандрита Матфея (Мормыля) 16 сентября 2010 г. 17:52 15 сентября 2010 года исполнился год со дня кончины заслуженного профессора Московской духовной академии архимандрита Матфея (Мормыля). В этот день в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры была совершена заупокойная Божественная литургия, а по окончании Литургии — панихида на могиле отца Матфея. В спевочном зале Братского хора в колокольне открылась выставка, посвященная отцу Матфею. Во второй половине дня в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялся вечер памяти архимандрита Матфея (Мормыля). На вечере выступили смешанный хор лавры, руководителем которого отец Матфей являлся на протяжении более 40 лет, под управлением архимандрита Глеба (Кожевникова), и сводный мужской хор под управлением игумена Никифора (Кирзина). Воспоминаниями о почившем поделились архимандрит Венедикт (Князев), игумен Никифор (Кирзин), игумен Даниил (Василенко), личный врач отца Матфея, его младшая сестра и многие другие, знавшие отца Матфея. Архимандрит Матфей родился 5 марта 1938 г. на Северном Кавказе в станице Архонская бывшей Терской области (ныне Республика Северная Осетия-Алания). В 1959 г. окончил Ставропольскую духовную семинарию. С 1959-го по 1963 г. обучался в МДА. Успешно защитил кандидатскую работу на тему: «Воскресение Христово в изложении русских богословов-апологетов». Пострижен в монашество в декабре 1962 г., рукоположен во иеродиакона 30 марта 1963 г., рукоположен во иеромонаха 29 марта 1964 г. С 1963-го по 1974 г. — преподаватель МДАиС (Церковный устав, Священное Писание Ветхого и Нового Завета и Литургика). Удостоен сана игумена в 1968 г. Удостоен сана архимандрита в 1971 г. С 1969-го по 1974 г. — преподаватель Регентского класса. В марте 1984 г. удостоен звания доцента. В 1988 г. утвержден в звании профессора. В 2004 г. присвоено звание заслуженного профессора МДА. С 1961 г. — уставщик и старший регент хора Свято-Троицкой Сергиевой лавры, руководитель объединенного хора Сергиевой лавры и Московской духовной академии и семинарии. Награжден орденами Святого Креста Иерусалимской Церкви, св. князя Владимира III степени (1968 г.) и II степени (1976 г.), св. князя Даниила Московского III степени (1998 г.), святителя Макария, митрополита Московского, II степени (2008 г.). Отец Матфей скончался  15 сентября 2009 г. на 72-м году жизни после продолжительной болезни. Отпевание состоялось 18 сентября 2009 года в Троице-Сергиевой лавре. Похоронен архимандрит Матфей (Мормыль) за храмом Сошествия Святого Духа. Пресс-служба МДА /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1276785.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010