А подписал Государев Царёв и Великого Князя Алексея Михайловича всея Русии Дьяк Иван Фёдоров; справил с прежней грамотой подьячий Никифор Кошикулин. В 1624 году, Января 26, от Государя Царя Михайла Феодоровича дана была грамота на Александрийском листе, за подписанием Его Царского имени на обороте, на вотчины и угодья в Грузинском погосте. У этой грамоты печать красного воска на красном шёлковом шнуре. Припись Дьяков: Прокофья Пахирева, и на обороте к подтверждению Фёдора Титчена и Тимофея Литвинова, справа Василия Калинина. Список Настоятелей Деревяницкого монастыря А) Игумены: 1 . ИОАНН I. 2 . АВРАМИЙ. 3 . ТАРАСИЙ. 4 . СЕРАПИОН. 5 . ЕМЕЛИАН. В 1424 году хиротонисан в Архиепископа Новгородского и наименован Евфимием. 6 . ААРОН. 7 . ГЕРАСИМ I. 8 . ТРИФИЛЛИЙ. 9 . ПИМЕН. 10 . МАТФЕЙ. 11 . ИОАНН II. 12 . ГЕДЕОН I. С 1583 по 1593 год. 13 . АЛЕКСАНДР I. С 1605 по 1609 год. 14 . ДИОНИСИЙ. С 1609 по 1610 год. 15 . ЛЕОНТИЙ. С 1611 по 1615 год. 16 . ГЕРАСИМ II. С 1615 по 1620 год. 17 . ВАРЛААМ I. С 1624 по 1643 год. 18 . ФЕОДОСИЙ I. С 1643 по 1648 год. 19 . ИОСИФ I. С 1651 по 1654 год. 20 . СЕРГИЙ I. С 1654 по 1661 год. 21 . ГЕРАСИМ III. С 1661 по 1670 год. 22 . ИОНА. С 1670 по 1671 год. 23 . ИОАСАФ I. С 1671 по 1676 год. 24 . КОРНИЛИЙ. С 1677 по 1678 год. 25 . АЛЕКСАНДР II. С 1678 по 1679 год. 26 . НЕВФАЛИМ. С 1679 по 1681 год. 27 . ПАИСИЙ. С 1681 по 1682 год. 28 . ФЕРАПОНТ. С 1683 по 1685 год. 29 . СЕРГИЙ II. С 1685 по 1688 год. 30 . НИКОДИМ. С 1688 по 1689 год. 31 . МАРКЕЛЛ. С 1690 по 1695 год, из ризничих Архиерейского дома. 32 . АНТОНИЙ I. С 1695 по 1699 год. Б) Архимандриты: 33 . СИЛЬВЕСТР I. В Декабре 1700 года, из Казначеев Архиерейского дома, и был по 1701 год. 34 . ФЕОДОСИЙ II. В 1701 году, Июля 30, из Иеромонахов Архиерейского дома, и был по 1705 год. 35 . АФАНАСИЙ. С 1705 по 1708 год. 36 . СЕРАФИМ. С 1709 по 1717 год. 37 . ИОАННИКИЙ. Переведён в Феврале 1717 года из Старо-Русского Спасского монастыря и в 1737 году скончался. 38 . ВЕНЕДИКТ. Игумен. С 1738 по 1739 год. 39 . ЕВФИМИЙ. С 1739 по 1741 год. 40 . АНТОНИЙ II. С 1742 по 1743 год. 41 . ДАМАСКИН Аскаронский. С 1743 по 1747 год. Наконец был Епископом Костромским. 42 . ВАРСОНОФИЙ. С 1748 по 1757 год. 43 . ФЕОКТИСТ. С 1757 по 1760 год. 44 . СИЛЬВЕСТР II. С 1760 по 1761 год. В) Игумены: 45 . ИОАНН III. С 1762 по 1763 год. Наконец был Епископом Олонецким. 46 . ИОСИФ II. С 1763 по 1774 год. 47 . ПАВЕЛ I Можайский. Новгородской Семинарии учитель с 1775 года; в том же 1775 году выбыл в Тверской Отроч монастырь Архимандритом. 48 . ИЛАРИОН Копьев. Той же Семинарии учитель. С 1775 года; в 1776 году переведён в Тверской Борисоглебский монастырь Архимандритом.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Вечность воскресших Узнает ли Бог в нас Себя? 14 мая, 2016 Узнает ли Бог в нас Себя? Про то, как батюшка, идя на дискотеку, попал под самосвал. Иеромонах Дмитрий (Першин) Жил-был батюшка. Полвека он исполнял всё, что надо, так, как надо, соблюдал все посты и вычитывал все правила. Но вот однажды он услышал про дискотеку. И стало ему любопытно, и решил он туда сходить. Но чтобы быть на дискотеке своим, нужно иметь соответствующий прикид. И в угоду дресс-коду состриг он бороду, купил джинсу с клепками и кроссовки с фонариками. В заветный вечер нацепил всё это, вышел из дому и попал под самосвал. Очутившись на том свете, он возопил гласом велиим: «Господи, я Тебе всю жизнь отдал, все посты соблюдал и молитвы вычитывал, как же так?!!!» И был дан ему ответ: «Прости, батюшка, не узнал». Вопрос не праздный: а узнает ли нас Господь? Узнает ли Он в нас Себя? Загадочны слова Спасителя о том, что Он постыдится нас, когда придет во славе Отца Своего, если мы постыдимся Его и Его слов перед людьми, одержимыми развратом и погрязшими в грехах (Мк. 8:38). Но перед кем Ему стыдиться? Не перед Отцом ли Небесным? Но тогда за что? Мой ответ: за наше неподобие Творцу. Бог Словом Своим призвал нас к бытию, к возрастанию в любви, вводящей нас в общение с Ним. И вот Слово Божие не обретает нашего отклика на этот призыв. Мы не то что не совершенны, как Отец наш Небесный, мы даже шага навстречу этому совершенству сделать не удосужились. Но подобное познается подобным. Бог есть любовь – и мы, если хотим быть с Ним и в Нем, должны научиться любви, явить Его образ в своем подобии и приобщиться светлой благодатной вечности, уготованной нам. Но, как повествует евангелист Матфей (ср. Мф. 25:31-46 ), мы можем пойти другим путем. Не подать чашу воды, не поделиться одеждой, не навестить узников больниц и тюрем. Ожесточить свое сердце, ослепнуть и оглохнуть для любви. А Евангелие радикально. После Благовещения Бог стал нам родным. Восприняв человеческую природу, Он воспринял и все узы нашего родства, вошел в общечеловеческую семью Адама и Евы.

http://pravmir.ru/vechnost-voskresshih/

Протасий , 1686–88. Арсений , 1689. Матфей , 1692. Филарет , 1695. Мисаил , 1732. 44 Ксенофонтов, от Новгорода в 25 верстах, основан св. Ксенофонтом в 1262 г.; 16 янв. 1653 приписан был к Хутыне; упразднён 1764. [IV, 878.] Строитель Димитрий , 1647. 45 Пантелеймонова, под Новгородом, упразднённого [V, 454]: Игум. Аркадий , первый... [Игум. Михаил , XIV века; сего или Псковского?] – Зосима (Карамз. IV, прим. 227) 32 . Строитель Леонид , 1671. 20 мая 1667 приписан к Юрьеву. 46 Евфимиин, в Новгороде, основан в исх. XII века, упразднён 1786 г. [IV, 97.] Игуменьи Феодосия , 1618. Марфа , 1623. Маремиана , в янв. 1659. Мария , 1678. Надежда , 1685. Агафья , 1694–98. Строительница София , 1737 и 38. Дорофея , 1764–66. Нимфодора , 1767–78. Дорофея перев. из Сыркова 1778; до 1786. 47 Михалицкий (Рождественский) и Михайловский Маленн, на Молоткове, в Новгороде, основан в исх. XII века. В 1775 перев. (?) в Сокольницкий. Упразднён 1786. [V, 80.] Игуменьи Александра , 1594 и 95. Марфа , 1606. Анна , 1608. Евгения , 1617. Мавра , в янв. 1647. Марфа , в мар. (sic) 1б54, мар. (sic) 1660. Марфа , 1675–92. Мария , 1702. София Логачева , 1764–66, перев. в Зверин. 48 Сокольницкий Николаевский, под Новгородом, существовал в исх. XIV века; упразднён 1786 г. [VI, 172.] Строительницы Пелагия , 1627–31. Евфимия , 1653. Екатерина , в мар. 1676, 1679, 1686. София , 1736–45. Ирина , 1765–80. Павла Щепотева 1786 перев. в Духов. 49 Ковалев Спасский, под Новгородом, существовал в XIV веке; в 1686 приписан был к Новгородскому архиерейскому дому; упразднён 1764. [IV, 546.] Игумены Тихон , 20 февр. 1595. Арсений Столыпин , 20 янв. 1558. Феодосий , строитель, 1624. Евфимий , в янв. 1633. Пимен , 1646. Зосима , 1653 и 54. Арсений , 1655 и 56, 58, июль. Зосима , 1670 и 71. Ануфрий , в янв., мае 1674. Савва , 1676–78. Перфений , 1686. Игнатий , строитель, в янв. 1689. 50 [IV, 576] Написанное под этим в подлиннике зачёркнуто. 51 Горнецкий Спасский, от Новгорода в 60 верстах; в 1667 приписан к Юрьеву, а 1685 к Новгородскому архиерейскому дому; упразднён. [III, 746; VI, 241.] Строители

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «матим» найдены статьи: МАТЕЙ БАСАРАБ (Брынковяну) (ок. 1580 - 1654), господарь Валахии (сент. 1632 - 9 апр. 1654), МАТЕЙ ГРАММАТИК [Матфей] (XVI в.), болг. книжник МАТОЙ (Далматой), иером., прп. (пам. в субботу сырную) МАТОЙ (VIII-IX вв.), прп. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 5 окт. - в Кларджетских преподобных отцов и жен Соборе) «НЕ РЫДАЙ МЕНЕ, МАТИ» символическая композиция, именуемая по первым словам ирмоса 9-й песни канона на Великую субботу прп. Космы Маюмского «О ВСЕПЕТАЯ МАТИ» - см. Арапетская икона Божией Матери Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/матим .html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Толстой» найдены статьи: АГНИЯ (Толстая Анна Андреевна; 1793-1860), игум. Знаменского Вознесенского мон-ря в Осташкове КОНСТАНТИНОВСКИЙ Матфей Александрович (1791-1857), прот., проповедник, духовный наставник Н. В. Гоголя, обер-прокурора Синода гр. А. П. Толстого и др. Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Толстой .html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «В н А» найдены статьи: ВОЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ (1919-1923), организована в Москве Н. А. Бердяевым КИПРИАН (1-я пол. V в.), лат. христ. поэт, автор поэтических переложений первых 7 книг ВЗ (кн. Бытие - Книги Судей Израилевых), т. н. Семикнижия, а также предполагаемый автор др. произведений на ветхозаветную тематику КОНСТАНТИНОВСКИЙ Матфей Александрович (1791-1857), прот., проповедник, духовный наставник Н. В. Гоголя, обер-прокурора Синода гр. А. П. Толстого и др. Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/В-н А.html

Список Иерусалимских первоиерархов Святой апостол Иаков, брат Господень 1. Иаков брат Господень 62 2. Симеон сын Клеопы 106-107 3. Иуст 111- 4. Закхей — 5. Товия — 6. Вениамин I — 7. Иоаким I — 8. Матфей I — 9. Вениамин II, называемый Филиппом — 10. Сенека — 11. Иуст II — 12. Левий — 13. Ефрем I — 14. Иосиф I — 15. Иуда — 16. Марк 134- 17. Кассиан — 18. Пувлий — 19. Максим I — 20. Юлий — 21. Гай или Гайан I — 22. Симмах — 23. Гай II — 24. Юлиан или Уалис — 25. Капион — 26. Максим II — 27. Антоний — 28. Уалис — 29. Долихиан -185 30. Нарцисс I 185-213 31. Элиос или Зевс 211 32. Германион 211 33. Гордей 211 34. Александр 213-251 35. Мазаван 251-260 36. Именей 260-298 37. Замвда 298-300 38. Ермон 300-314 39. Макарий I 314-333 40. Максим 333-348 41. Кирилл I 350-386 42. Иоанн II 386-417 43. Правлий I 417-422 44. Ювеналий 422-458 45. Анастасий I 458-478 46. Мартирий 478-486 47. Саллюстий 486-494 48. Илья I 494-516 49. Иоанн III 516-524 50. Петр I 524-552 51. Макарий II 552 52. Евстохий 552-564 53. ................. 564-575 54. Иоанн IV 575-594 55. Амос 594-601 56. Исаакий 601-609 57. Захария 609-632 58. Модест 632-634 59. Софроний I 634-638 60. Анастасий II -706 61. Иоанн V 706-735 62. Феодор I 735-770 63. Илья II 770-797 64. Георгий II 797-807 65. Фома I 807-820 66. Василий 820-838 67. Иоанн VI 838-842 68. Сергий I 842-844 69. Соломон 855-860 70. Феодосий 862-878 71. Илья III 878-907 72. Сергий II 908-911 73. Леонтий 912-929 74. Афанасий I 929-937 75. Христодул I 937- 76. Агафон 950-964 77. Иоанн VII 964-966 78. Христодул II 966-969 79. Фома II 969-977 80. Иосиф 980-983 81. Орест 984-1005 82. Феофил 1012-1020 83. Никифор I — 84. Иоанникий 1020-1084 85. Софроний II — 86. Евфимий I -1084 87. Симеон II 1084-1106 88. Савва — 89. Иоанн VIII 1106-1156 90. Николай — 91. Иоанн IX 1156-1166 92. Никифор II 1166-1170 93. Леонтий II 1170-1190 94. Досифей I -1191 95. Марк II 1191- 96. Евфимий II до 1223 97. Афанасий II 1224-1236 98. Софроний III 1236- 99. Григорий I -1298 100. Фаддей 1298

http://pravoslavie.ru/39549.html

«В добром и чистом сердце» (стих 15), т.е. в нравственно прекрасном и добром ( καλ κα γαθ) сердце, а таким сердце делается благодаря очищающему действию слышанного слова ( Ин.15:3 ). «В терпении» (стих 15), т.е. постоянно держась слова. Это противоположение «отпадению», указанному в 13-м стихе. «Отнимется и то, что он думает иметь» (стих 18). Евангелист Лука здесь более точен, чем Матфей и Марк: он говорит, что некоторые люди только воображают, что достигли известных успехов в нравственном усовершенствовании, а на самом деле они ничего не приобрели. И вот, скоро у таких людей отнимется также и эта утеха – пред ними будет раскрыто все их нравственное ничтожество... Лк.8:19 .  И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа. Лк.8:20 .  И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя. Лк.8:21 .  Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его. О приходе к Христу Пресвятой Марии и братьев Его евангелист Лука сообщает согласно с Марком ( Мк.3:31–35 ; ср. Мф.12:46–50 ). Лк.8:22 .  В один день Он вошел с учениками Своими в лодку и сказал им: переправимся на ту сторону озера. И отправились. Лк.8:23 .  Во время плавания их Он заснул. На озере поднялся бурный ветер, и заливало их волнами, и они были в опасности. Лк.8:24 .  И, подойдя, разбудили Его и сказали: Наставник! Наставник! погибаем. Но Он, встав, запретил ветру и волнению воды; и перестали, и сделалась тишина. Лк.8:25 .  Тогда Он сказал им: где вера ваша? Они же в страхе и удивлении говорили друг другу: кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему? Лк.8:26 .  И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи. Лк.8:27 .  Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Лк.8:28 .  Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

123 . Матфей продолжает: «Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился», и проч. до слов: «Ибо много званных, а мало избранных» ( Мф. 19:13–30, 20:1–16 ). Этот порядок вместе с Матфеем удержал и Марк ( Мк. 10:13–31 ); о работниках, посланных в виноградник, вставляет только один Матфей. А Лука, после ответа Его на споры учеников между собой о том, кто из них больший, присоединил рассказ о том изгоняющем бесов человеке, которого они видели, хотя он и не ходил за Ним. С этого места Лука расходится с другими, когда говорит, что Он восхотел идти в Иерусалим ( Лк. 9:46–51 ); но после многих вставок он снова сходится с ними при воспоминании о том богаче, которому было сказано: «Все, что имеешь, продай и раздай нищим» ( Лк. 18:18–30 ), о котором первые два евангелиста говорят в том порядке, в каком далее они и идут одним и тем же путем; ведь и Лука не преминул сказать о детях, прежде чем поведал о том же богаче, что и они. Глава LXIV 124 . Затем Матфей продолжает так: «И, восходя в Иерусалим, Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников одних и сказал им...», и т.д. до слов: «Так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мф. 20:17–28 ). Вместе с ним этот же порядок выдерживает и Марк, говоря о сынах Зеведея, что ими самими, а не матерью их, как говорит Матфей, было высказано пожелание сесть по правую и по левую стороны Его в славе Его. Таким образом, Марк кратко указал, что скорее они сами, чем их мать, высказали это. Сверх того, Матфей и Марк говорят, что Господь отвечал скорее им, чем их матери. А Лука, указав в том же порядке, что Он предсказал ученикам Своим о страдании и воскресении, пропустил то, о чем упоминают эти евангелисты; после этой вставки их повествования встречаются с тем, что поведал Лука, у Иерихона ( Лк. 18:31–35 ). А то, что Матфей и Марк говорят о князьях народов, которые господствуют над подчиненными, и что между учениками Его не будет так, но больший между ними будет слугою других, – то ведь и Лука говорит нечто подобное, но не в том месте ( Лк. 22:24–27 ); причем и сам порядок показывает, что Господом второй раз была высказана та же самая мысль. Глава LXV

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

В обоих случаях эти слова указывают на тот эффект, который происходит от встречи с Иисусом: в человеке восстанавливается внутренний мир, гармония духовных и душевных сил. Женщина-грешница омывала ноги Иисуса слезами: мы можем только догадываться, в каких грехах она раскаивалась и как велико было ее внутреннее смятение. Кровоточивая женщина тоже была в смятении и страхе, когда подходила к Иисусу, хотя причина этих чувств была иная. Иисус возвращает ей тот духовный мир, которым, возможно, она обладала, пока ее не постигла болезнь. Весьма вероятно, впрочем, что Он дарует ей такой внутренний мир, какого она никогда не имела. 7. «Слепые прозревают» В Евангелиях упомянуты многочисленные случаи исцеления от слепоты. Два похожих случая возвращения Иисусом зрения двум слепцам мы встречаем в Евангелии от Матфея ( Мф. 9:27–31 и 20:34). Матфей также упоминает об исцелении бесноватого слепого и немого ( Мф. 12:22 ). Марк рассказывает об исцелениях безымянного слепого в Вифсаиде ( Мк. 8:22–26 ) и Вартимея в Иерихоне ( Мк. 10:46–52 ). То же исцеление в Иерихоне описано у Луки ( Лк. 18:35–43 ). В Евангелии от Иоанна содержится подробный рассказ об исцелении слепорожденного ( Ин. 9:1–7 ). Наконец, и Матфей, и Лука упоминают об исцелении Иисусом многих слепых ( Мф. 15:31; 21:14 ; Лк. 7:21 ). Тема слепоты не играет сколько-нибудь заметной роли в Ветхом Завете, где нет ни одного примера чудесного избавления от слепоты под действием силы Божией. Тем не менее упоминания о слепоте и слепых встречаются неоднократно. Обращаясь к Моисею, Бог говорит: Кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли Господь [Бог]? ( Исх. 4:11 ). В Псалтири говорится о том, что Господь отверзает очи слепым ( Пс. 145:8 ). У пророка Исаии обетование эры Нового Завета, благословенного дня Господня, связано с исцелением от слепоты: И в тот день глухие услышат слова книги, и прозрят из тьмы и мрака глаза слепых ( Ис. 29:18 ); тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся ( Ис. 35:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010