Надо сказать, что Святейший воспринял благосклонно песнопение Постной Триоди с использованием соловецкого и валаамского распевов. А по окончании литургии Преждеосвященных даров сказал: «Ну, отец Матфей, спаси Господи. Вы нас утешаете новыми распевами». Имелось в виду, что это раньше не пелось, а теперь зазвучало. — То есть, Святейший своим одобрением утвердил Ваши нововведения. — Хочу рассказать еще о том, что было по поводу песнопения «Да исправится молитва моя». Когда Патриарх Пимен приехал в Лавру, я подошел к нему, попросил благословения: «Ваше Святейшество! Позвольте пропеть «Да исправится» одному певцу, как в Уставе сказано». Он: «Хорошо. В скиту так пели». Вышло удачно. Однако реакция была самой различной, многие меня осуждали. Обычно ведь в храмах это песнопение исполняет трио. На следующий год Святейший служил литургию Преждеосвященных даров в Елоховском соборе. Трио певцов почему-то не оказалось. И пришлось ему самому пропеть «Да исправится молитва моя», а иподиаконы пели вместо клиросов. Вот Вам и решение вопроса. Уже после этого никто не стал возникать. Авторитет Святейшего! И сейчас у нас, при наместнике о. Феогносте это песнопение поется только одним певцом. И вот когда уже нынешний Патриарх Алексий II приехал Великим постом, я обратился к архидиакону: «О. Архидиакон, о. Андрей. У нас соло поет запев в данном песнопении». Он: «Ну ладно». Я к Святейшему: «Ваше Святейшество. У нас такая традиция сложилась — один поет, не трио. Только на паузах хотелось, чтобы получше слышно было кадило» (ведь в этом песнопении между соло и допеванием хора есть паузы). По лицу Святейшего было видно, что он согласился. И он это сделал. Потом Святейший назвал это «соло кадило». При этом, во время объяснения, спросил меня, перед службой, немного улыбнувшись: «А спевку не надо проводить?» Видите, каким образом утвердилось Уставное определение в отношении песнопения «Да исправится молитва моя» — утвердилось, закрепилось. Так же на протяжении XX века многие другие Уставные вещи возвращаются. «Соло кадило» в песнопении «Да исправится молитва моя» это ведь еще и эстетический штрих. Хочешь, чтобы ради славы Божией служба прошла — проси Господа перенести все искушения. Регент должен быть Архистратигом над этими Ангелами.

http://pravmir.ru/arximandrit-matfej-mor...

Если говорить о церковном пении… Все-таки, в каждой церкви — свое пение. Вместе с тем, то, что сделал св. Иоанн Дамаскин, какие канонические нормы поставил, — все мы и должны отвечать этим нормам настолько, насколько можем. Я считаю, что церковное пение — это богослужение. Если распев принадлежит Церкви (не о. Матфею), икона принадлежит Церкви, композиция иконы принадлежит Церкви — если все это соответствует каноническим нормам. Поэтому и пение должно быть богослужением. — Что для этого нужно? — Поя — служи! Служа — пой! — Выражая искреннюю благодарность Вам, дорогой о. Матфей, за очень интересную беседу, хотелось бы закончить ее пожеланием, чтобы встреча эта, ставшая первой, не была бы последней. Каждое Ваше слово о церковном пении, о работе хора очень нужны нам, музыкантам, дирижерам, всем интересующимся духовной отечественной культурой. Все-таки, несмотря на появившиеся многие ценные исследования по разным проблемам, изучение многих других проблем продолжает находиться пока еще в начальной стадии. Многое утеряно, забыто, где-то прервалась естественная смена поколений. Поэтому Ваш замечательный опыт должен возможно быстрее и шире становиться достоянием всех. Беседу провел Николай Денисов. Троице-Сергиева Лавра. 22 июня 1998 года. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 25 августа, 2020 28 мая, 2020 15 мая, 2020 8 мая, 2020 6 мая, 2020 28 апреля, 2020 29 ноября, 2019 8 октября, 2019 27 июня, 2019 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/arximandrit-matfej-mor...

Со смешанным хором мы поем раннюю литургию в течение всего года и по праздникам и по воскресным дням. Большинство хористок — из местных: с большим интересом, любовью, добросовестностью относятся они к пению в хоре. С 6 до 7.30 минут пропоют до запричастного стиха (включительно), и я отпускаю их на работу (если это рабочий день). — Помимо того, что Вы регент, Вы являетесь еще и автором сочинений. Когда они стали появляться? — В 1961 году, к празднику преп. Сергия мне поручили подготовить стихиры преподобному. У нас, как Вы знаете, служат по-монастырски, то есть ближе к предписаниям монастырских традиций. Значит, надо было пропеть стихиры на подобен «Свыше званный» — именно на подобен, а не просто на напев четвертого гласа. Надо было искать материал, чтобы перекладывать тексты стихир. Я сделал все, что полагалось. Да и мало ли расписано мною стихир, положено на ноты. Хотя я к этому не стремился. Но владыка архиепископ Сергий (Голубцов) 28 , он у нас жил в Лавре на покое и похоронен здесь) не давал мне проходу: «о. Матфей! Когда ты начнешь писать? Тебя надо обязать!» Будучи сам иконописцем, он пел в хоре — любил петь. Я ему: «Владыко, может Вы вторым тенором будете петь?» Все-таки старец он уже был, трудно. Он: «Нет, я только буду первым». Бывало, принесу ноты на спевку. Он вначале внимательно их рассмотрит. Никогда не пел с листа, если что-то новое. Когда все пропоют, тогда уже и он что-то скажет. Для меня, конечно, пробным, что ли, камнем были стихиры из служб русским святым на Великой вечерни, там, где поются «Земле русская», «Русь святая» на подобен «Доме Евфрафов». Напевы этого подобна у меня были разные. Наш местный напев, из Гефсиманского скита, который мы поем, я записал от схиархимандрита Иосии — старца, он был в скиту при последнем скитоначальнике о. Израиле (о. Иосия умер 17 мая 1970 года, через месяц после кончины Патриарха Алексия 1. Был на встрече тела, изрядное время постоял в воротах на сквозняке и получил воспаление легких). Потом мне пришлось взять напев Киево-Печерский, но не в Оптинской редакции, а тот, что попался мне однажды на листочке. Когда я его положил на тексты, это меня заставило на все по-другому смотреть. Так возникла «Русь святая» на новый напев «Доме Евфрафов».

http://pravmir.ru/arximandrit-matfej-mor...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства МАРТКОПИ [Гвтаеба - Спасский], муж. мон-рь во имя Спасителя Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), один из древнейших в Грузии МАРУТА († 2.05. 649), митр. Тагрита (ныне Тикрит, Ирак), 1-й мафриан - глава монофизитской иерархии в Персии, наместник патриарха Сирийской яковитской Церкви МАРФА (Апарина Марфа Петровна, в схиме Маргарита; ок. 1740-1800), схим., прп. (пам. 1 сент., 18 июня и 28 июля - в Соборе Тамбовских святых), основательница кирсановского в честь Тихвинской иконы Божией Матери женского монастыря МАРФО-МАРИИНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ в с. Зимовенька, Белгородская епархия - см. Белгородский во имя святых Марфы и Марии женский монастырь МАРФО-МАРИИНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Марфо-Мариинский женский монастырь (Салаватской и Кумертаусской епархии Башкортостанской митрополии) МАСОНА [Массона] († ок. 606), еп. Эмериты Августы (ныне Мерида), противник арианства, св. (пам. зап. 11 дек.) МАТАНИ (Цхракара), исторический монастырь (до XVII в.) Алавердской епархии Грузинской Православной Церкви МАТВЕЕВ (1687 (или 1688/89) - 1776), духовный наставник старообрядческого Выголексинского общежительства писатель, иконописец МАТЕЙЧЕ [Матеич, Богородица Црногорская], бывш. муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Скопской епархии непризнанной Македонской Православной Церкви МАТЕРН (1-я пол. IV в.), св. (пам. зап. 14 сент.), по преданию, 1-й еп. Колонии (ныне Кёльн, Германия) или 3-й еп. Августы Треверов (ныне Трир, Германия) и еп. Тунгров (ныне Тонгерен, Бельгия) МАТКА жен. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Скопской епархии непризнанной непризнанной правосл. миром Македонской Православной Церкви МАТФЕЙ (Мормыль Лев Васильевич; 1938 - 2009), архим., регент, педагог, автор духовно-муз. сочинений и обработок МАТФЕЙ (Семашко Константин Иосифович; 1894 -1985), архиеп. Аспендский, викарий Фиатирской архиепископии, глава Польской Православной Церкви в юрисдикции К-польского Патриархата МАХЕРАССКИЙ МОНАСТЫРЬ действующий, мужской, ставропигиальный и императорский, общежительный, принадлежит Кипрской Православной Церкви Бернард (ок. 1548 - 1608), кард., архиеп. Гнезно и примас Польши (с 1606), один из организаторов Брестской унии МГВИМЕВИ жен. мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы (в XIX - нач. XX в.- во имя Спасителя) Сачхерско-Чиатурской епархии Грузинской Православной Церкви, памятник культурного наследия Грузии МЕГА-СПИЛЕО мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы, действующий, муж., общежительный; принадлежит Калавритской и Эйялийской митрополии Элладской Православной Церкви

http://pravenc.ru/rubrics/121236_168.htm...

И служил потом так, как будто ничего не случалось. Он необычайно светлый человек. Ошибку делает тот, кто в таких людях ищет чего-то чрезвычайного, например, способности видеть будущее — это неправильно. В них, прежде всего, нужно видеть пример христианской жизни. Это уже много. По меньшей мере, становится стыдно, а по большей — стараешься в себе что-то исправить. И всякое появление отца Кирилла в Лавре об этом свидетельствовало: многие из явных грешников становились на время отчасти праведниками. Его влияние на людей было огромно. У него не было громкого голоса, он не обладал гомилетическими дарованиями. Но он был носителем мирного духа, своей любовью, своим миром он покорял сердца тысяч людей. — Еще один человек, о котором хотелось бы спросить, это архимандрит Матфей (Мормыль). — Отец Матфей — это легенда. Он так же, как и отец Кирилл, был лицом Лавры, ее сердцем. В первую очередь в Лавру ехали к преподобному Сергию, а во вторую очередь — послушать хор отца Матфея. Пение лаврского хора было эталоном. Его невозможно превзойти, несмотря на усилия многих людей, на талантливейшие подражания, несмотря на то, что многие сейчас пытаются воспользоваться методами отца Матфея. С ним ушла его школа. Конечно, остатки ее существуют, и конечно, то семя, которое он посеял, дало плоды в других хорах. В советское время он сохранил певческие традиции многих монастырей. Он поддерживал этот огонь, и потом, вновь открываясь, обители получали сохраненный огонь из его рук. Как он мог это делать один — мне до сих пор непонятно. Конечно, у него была харизма, неземной Божественный дар, который был дан в руки, способные этот дар удержать. Мне говорили, что ему не раз предлагали епископское служение, но он отказывался. Это похоже на правду: я хорошо знал отца Матфея, он не мог без хора, без музыки, это был самый главный его нерв, в ней было его сердце. Я с ним познакомился в 1985 году, когда 15-летним отроком прибыл в Лавру на празднование дня памяти преподобного Сергия Радонежского. Я вошел в Трапезный храм и был сражен звучанием хора.

http://patriarchia.ru/db/text/1638867.ht...

Отпевание архимандрита Матфея (Мормыля) состоится 18 сентября Москва, 17 сентября 2009 г. Отпевание архимандрита Матфея (Мормыля) состоится 18 сентября в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры после ранней Божественной литургии. Литургия начнется в 06.15, сообщает Седмица.Ru . Заслуженный профессор Московской Духовной академии, регент Троице-Сергиевой Лавры, архимандрит Матфей скончался 15-го сентября после тяжелой болезни на 72-м году жизни. Архимандрит Матфей (Мормыль) – это целая эпоха в истории русской церковной музыки. С 1961 года возглавлял он хор Троице-Сергиевой Лавры, создал свой особенный – энергичный, вдохновенный, полиритмичный стиль звучания мужского хора. Как профессор Нового Завета, церковного устава и литургики в Московской Духовной Академии, он воспитал не одно поколение священников. Но более всего он был известен именно как регент – дирижер церковного хора, под руками которого возникало неповторимое по своей палитре, внутреннему пульсу и духовному проникновению звучание хора на всех важнейших службах Русской Церкви в течение нескольких десятилетий, при четырех Патриархах – Алексие I, Пимене, Алексие II и Кирилле. В конце 50-х и 60-е годы он собирал и записывал элементы почти разгромленной в предыдущие десятилетия традиции русского церковного и особенно монашеского пения. Когда же в 90-е годы по всей стране стали открываться сотни храмов и монастырей, разошедшиеся в тысячах экземпляров ксерокопии его аранжировок стали основой репертуара для практически всех мужских хоров на всем пространстве Русской Православной Церкви. «Его творчество было священнодействием, - говорит известный московский регент Алексей Пузаков, руководитель хора Государственной Третьяковской Галереи, - он был очень индивидуален и очень убедителен. Он создал свой стиль - высокий, музыкальный, духовный и одновременно очень лирический, тонкий. Он был музыкант и личность огромного масштаба, равного которому трудно найти. Его можно поставить в один ряд только с самыми выдающимися церковными музыкантами - такими, как Николай Матвеев, а из мастеров ушедшей эпохи - такими, как Николай Данилин или Александр Кастальский. Что-то было пророческое в звучании его хора, да и видом своим он напоминал пророка. Что-то было в этом от танца Царя Давида перед ветхозаветным Ковчегом».

http://pravoslavie.ru/31966.html

Его служение было драгоценным для церкви 02.07.2018 13:17:51 Николай Бульчук Памяти архимандрита Матфея (Мормыля) Я беседую с монахиней Еленой (Хиловской), сотрудницей издательства «Православная энциклопедия». Нашу сегодняшнюю беседу мы посвятили приснопамятному архимандриту Матфею (Мормылю), регенту Объединенного хора Свято-Троице-Сергиевой лавры и Московских духовных школ. Матушка Елена также принимала участие в подготовке и издании недавно вышедшей в свет книги «Рыцарь церковного пения», посвященной отцу Матфею (Мормылю). Отец Матфей отошел ко Господу 15 сентября 2009 года, прошло уже восемь лет... Мы часто с тех пор поднимали в своих интервью тему церковного пения, лаврского хора, говорили о личности отца Матфея в разных ее аспектах, приглашали для этого разговора многих людей, кто знал его лично. Сегодня, я считаю, у нас появился еще один уникальный шанс: поговорить, повспоминать, прикоснуться еще раз мысленно к этому времени церковной жизни – такому, казалось бы, близкому, но, к сожалению, все дальше и дальше уходящему от нас… – Матушка Елена, насколько вы были близко знакомы с отцом Матфеем? – С отцом Матфеем я не была близко знакома. Работая в 1980-е годы в библиотеке Московской духовной академии, я, естественно, была прихожанкой лаврских и академических храмов. Дело в том, что в свое время я профессионально занималась музыкой, поэтому, само собой, не могла быть и равнодушной к тому качеству, с каким исполнялись церковные песнопения. Для меня было важно, и что поют, и как поют. И я сразу отметила для себя, что разница в качестве между семинарским пением и пением лаврских хоров (которые в то время, я считаю, вообще могли быть поставлены на один уровень с профессиональными хорами), конечно, была велика. Другое дело, что в каждом таком опыте прикосновения к музыкальному сопровождению богослужения был какой-то свой, особый смысл и свои положительные моменты. Что касается хоров, которыми руководил непосредственно отец Матфей (Мормыль)… Конечно, нельзя было не поддаться исполнительскому обаянию тех хоров, которыми он руководил! Конечно, это было совершенно другое качество, другой масштаб, другой подбор церковных песнопений!..

http://radonezh.ru/2018/07/02/ego-sluzhe...

Пение было для него молитвой 14.06.2018 12:26:38 Николай Бульчук Моя собеседница – одна из старейших прихожанок Свято-Троице-Сергиевой лавры, Муза Викторовна Лисовская. Я попросил ее поделиться своими воспоминаниями о приснопамятном архимандрите Матфее (Мормыле), регенте лаврского хора, которого она хорошо знала. Муза Викторовна неоднократно приезжала в лавру, многократно слышала пение этого знаменитого хора за богослужениями и лично много общалась с отцом Матфеем. Архим андрит Матфей ( Мормыль) Неожиданное предложение: врач-офтальмолог для отца Марка (Лозинского) Отец Матфей для меня и для всей нашей семьи был самым близким человеком. Познакомил меня с ним мой духовник, игумен Марк (Лозинский), преподаватель Московской духовной академии. Я часто ездила в лавру, но не знала там никого, кроме отца Варнавы – священника, служившего некогда у нас в Тутаеве. Он меня тоже знал. Однажды приезжаю в лавру, подхожу к мощам  преподобного Сергия  и вдруг слышу знакомый голос: «Как хорошо, что вы приехали! Вы нам очень нужны!..» Я искренне удивилась: для чего я нужна? И говорю отцу Варнаве: «Батюшка, а в чем дело?» – «Вы нужны одному нашему молодому иеродиакону. Он сейчас у себя, он – заместитель протоиерея Алексия (Остапова) по церковному музею ( протоиерей Алексий Остапов – крестник Святейшего Патриарха Алексия (Симанского), заведующий Церковно-Археологическим кабинетом Московской духовной академии в ту пору – прим. автора ), я вас сейчас к нему приведу!» И привел меня к какому-то священнику: оказалось, что это и был отец Марк (Лозинский). Он располагался в кабинете, где были собраны личные вещи Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского). Отец Варнава приоткрыл дверь и буквально втолкнул меня внутрь кабинета, сказав: «Батюшка, вот я привел вам того доктора, которого вы хотели видеть!» А сам ушел… Тот меня принял, посадил в кресло. Я спрашиваю: «А что случилось, в чем дело?» Он рассказал, что страдает диабетом, а лечащий врач объяснил, что диабет – очень серьезное заболевание, дающее очень много осложнений на любые органы. В том числе на глаза.

http://radonezh.ru/2018/06/14/penie-bylo...

Архимандрит Матфей (Мормыль) Вчера мы совершили 40 дней со дня кончины главного регента Объединенного хора Свято-Троицкой Сергиевой лавры, заслуженного профессора Московской духовной академии архимандрита Матфея (Мормыля) , нашего дорогого отца Матфея, имя которого ассоциируется неразрывно с именем Свято-Троицкой Сергиевой лавры, Домом Живоначальной Троицы и обителью преподобного Сергия. Много бесед прошло в эфир за эти 40 дней со дня его кончины, я благодарен нашим авторам, которые почтили память отца Матфея своими воспоминаниями, теплыми словами, сказанными о нем. И мы надеемся, что пока существует наша радиостанция, мы будем говорить об отце Матфее, и, самое главное, у нас в передачах будет присутствовать музыка, которую он создал: песнопения духовные в исполнении хора Свято-Троицкой Сергиевой лавры под его управлением. Это главное, что будет объединять нас с той традицией, которую отец Матфей создавал на протяжении почти полувека. Я приветствую своих собеседников: искусствоведа Николая Григорьевича Денисова, протодиакона храма Христа Спасителя отца Николая Филатова и регента хора Подворья Троице-Сергиевой лавры в Москве Владимира Александровича Горбика. Сегодня мы еще раз будем вспоминать отца Матфея. Но вспоминать будем, учитывая создавшуюся ситуацию с церковным пением вообще. Я хотел бы задать нашим гостям вопрос, который волнует многих: дальнейшее развитие и современное состояние церковного пения в России, которое, как правильно отмечали многие наши авторы, определяет состояние богослужения. И сейчас ситуация непростая: мы знаем, как часто меняется сознание людей. А пение, как отмечал еще Святейший Патриарх Алексий I (Симанский), это «служение ангельское», которое настраивает людей на молитву. Если пение не будет отвечать своей главной задаче, то оно, наверное, вообще не будет иметь права на существование, потому что ведь не к концертной деятельности призван хор церковный?! Честно говоря, до сих пор не верится, что отца Матфея нет с нами, но я присоединяюсь к мнениям, которые звучали уже неоднократно в нашем эфире: он все равно с нами! И его принял преподобный Сергий, приняла лавра, так что он будет с нами все время, пока мы живы и пока мы помним его и пение его хора.

http://pravoslavie.ru/124298.html

– В те времена я был еще школьником и только начинал ходить в храм у себя дома. Да, я видел отца Серафима (Амелина). Он иногда приходил в сухумский кафедральный собор, исповедовал народ – возможно, и я у него исповедовался. Совершенно точно помню, что я оказался в храме именно тогда, когда митрополит Илия (впоследствии Святейший Патриарх-Католикос Грузии. – Ред .) его отпевал. Мне было 13 или 14 лет, я не был ни иподиаконом, ни пономарем, поэтому какого-то близкого общения со священнослужителями у меня не было. При этом о пустынниках знали, конечно же, все, кто ходил в церковь. Среди них были не только известные подвижники, но и самые простые рабы Божии. Кто-то жил далеко в горах, кто-то поближе – в местных греческих или армянских селениях или рядом с ними. Пустынников было достаточно много, но в силу своего возраста я ни с кем из них близко не общался. Троице-Сергиева лавра. 1986 г. – Значит, именно Лавра открыла вам мир монашества? – Да, с монашеством я познакомился в Лавре. Обитель преподобного Сергия того времени представляла собой очень интересное, духовно богатое место. Там жили настоящие монахи. Это и отец Кирилл (Павлов) , и отец Наум (Байбородин) , и другие старцы. – С кем из лаврских отцов вы сблизились во время учебы? Может быть, к кому-то чаще ходили на исповедь, за советами? – Я практически всегда исповедовался у отца Кирилла. Он же принимал меня от пострига. Впоследствии, когда батюшка стал немощен и до него в Переделкино стало сложно добираться, меня исповедовал отец Никодим (Деев), в схиме Никон, который совсем недавно отошел ко Господу. Также я исповедовался у старца схиархимандрита Михаила. Я знал их и когда жил в Лавре, и когда возглавлял лаврское подворье в Москве, поскольку как член Духовного собора приезжал в Лавру достаточно часто. Наше подворье вообще было настоящим форпостом обители преподобного Сергия в Москве: лаврская братия у нас и служила, и трудилась, и останавливалась. Архимандрит Матфей (Мормыль) Возвращаясь к разговору о лаврских насельниках того времени, невозможно не сказать об отце Матфее (Мормыле) . Он и основанный им хор – это то, что покорило мое сердце и до самой смерти будет самым большим впечатлением и самым главным воспоминанием о той, старой Лавре. Отец Матфей – человек-вселенная неисчерпаемой глубины.

http://pravoslavie.ru/131585.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010