Б. Резниченко. М., 1991. 10, 11; Песнопения всенощного бдения: В певч. традициях МДАиС/Собр.: игум. Никифор (Кирзин). Серг. П., 1992. С. 29–30, 31, 46, 81, 115, 129; Песнопения Страстной седмицы: Из репертуара хора МДАиС/Сост.: игум. Никифор (Кирзин). Серг. П., 1992/1993. С. 35, 42, 43, 44, 65, 109; Всенощное бдение: Неизменяемые песнопения для монастырских хоров/Сост.: архим. Матфей (Мормыль). Серг. П.; Коломна, 2000. С. 62, 69, 167, 172, 262, 327, 487; Песнопения Постной Триоди/Сост.: архим. Матфей (Мормыль). Серг. П.; Коломна, 2010. С. 13, 15, 17, 41, 46, 47, 50, 52, 71, 81, 93, 108, 110, 114, 122, 133, 134, 136, 137, 146, 150, 216, 229, 232. См. также нотогр. в статьях об авторах гармонизаций. Лит.: Феоктист (Мочульский), архиеп. Руководство к нотному простому церк. пению. СПб., 1813; Разумовский Д., прот. Церковное пение в России: Опыт ист.-техн. изложения. М., 1867-1869. 3 вып.; Потулов Н. М. Руководство к практическому изучению древнего богослужебного пения Правосл. Рос. Церкви. М., 18843; Вознесенский И., прот. Осмогласные распевы трех последних веков Правосл. Рус. Церкви. Вып. 1: Киевский распев и дневные стихирные напевы на «Господи воззвах» (техн. построение). К., 1888. М., 18982; он же. Образцы осмогласия распевов киевскаго, болгарскаго, греческаго с объяснением их техническаго устройства: Прил. к соч. «Осмогласные роспевы трех последних веков Правосл. Рус. Церкви». Рига, 1893; он же. Церковное пение правосл. Юго-Зап. Руси по нотно-линейным Ирмологам XVII и XVIII вв. М., 18982; Лисицын. Обзор; Преображенский А. В. Очерк истории церк. пения в России. СПб., 19102; Biдryku минулого: О. Кошиць в листах до П. Маценка. Bihhiner, 1954; Маценко П. Нариси до icmopiï укр. церк. музики. Роблин; Bihhiner, 1968; он же. Склад та mexhiчha будова мeлoдiй киïвського poзcniby в вид. 1775 р.//Павло Маценко: Музиколог, композитор i громадський дiяч: Зб. на пошану 90-лimmя народин/Упоряд.: В. Верига. Торонто, 1992. С. 127- 238; Скребков С. С. Русская хоровая музыка XVII - нач.

http://pravenc.ru/text/1684569.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Батя говорил: «В день ангела нужно отдавать» Памяти архимандрита Матфея (Мормыля) 27.11.2015 740 Время на чтение 7 минут Накануне дня памяти апостола и евангелиста Матфея мы беседуем с благочинным Высоко-Петровского мужского монастыря Москвы иеромонахом Матфеем (Мунтяну). Отец Матфей в свое время был келейником знаменитого лаврского Бати - регента, профессора Московской духовной академии архимандрита Матфея (Мормыля) , почившего в 2009 году. О духовном родстве и совместных именинах двух Матфеев, о белом парамане и «перелинке», подаренных Батей своему келейнику, о духовных уроках отца Матфея - наш разговор. Архимандрит Матфей (Мормыль). Фото: С.Власов Радость дарения - Отец Матфей, дата 29 ноября для вас особая, причем вдвойне. Как вы обычно отмечаете двойной праздник - день ангела и хиротонии? На ваш взгляд, как в принципе христианин должен проводить день именин? - В праздник апостола Матфея, в день нашего с архимандритом Матфеем ангела, шесть лет назад меня рукоположили в иеромонахи. Мне было 26 лет. К сожалению, двумя месяцами ранее - в сентябре 2009 года - батюшка отошел ко Господу и не увидел моего пострига и хиротонии. Как это всегда делал мой учитель отец Матфей (я пел в его хоре), именины я отмечаю литургически - воздавая молитвенно хвалу Господу. А накануне готовлю подарки. - Готовите подарки? - Вы не ослышались. Батя всегда говорил: «В день своего ангела нужно не столько получать, сколько - отдавать». Поэтому в свой праздник я вручаю гостям книги, молитвословы, иконочки своего ангела и прочее. Помнится, именины отца Матфея мы всегда отмечали ранней Литургией, которую он совершал сам в боковом приделе лаврского Трапезного храма. Потом все шли в спевочную, которая располагалась в колокольне, устраивался небольшой фуршет. Многочисленные студенты, певчие, коллеги и друзья (всего человек 200) поздравляли именинника, преподносили ему, прежде всего, Богородичную просфору, цветы и подарки. Если в этот день в Лавре был владыка Феогност, он тоже присоединялся к поздравлениям. Потом все подходили под благословение к виновнику торжества, и в этот момент отец Матфей каждому дарил что-то от себя.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

Не стало отца Матфея, отца Матфея (Мормыля), великого Архирегента всея Руси. Явления необычайной духовной силы. Человека, излучавшего эту силу, которую чувствовали и слушатели, и прихожане, и слушатели на просветительских концертах… Чувствовали на всех уровнях человеческого восприятия – и на духовном, и на душевном, и на физическом. Духовное музыкальное искусство утратило церковного служителя, сотворившего целую эпоху. И этой эпохой был он сам: отец Матфей (Мормыль). Нет таких эпитетов в русском языке и в других языках, которые могли бы выразить гениальность (если возможно употребить это слово в отношении архимандрита), Божий дар отца Матфея, явление «самозамыкающего». Отец Матфей был великим духовно-певческим наставником, но он не мог, в силу своей ярчайшей особенности своего могучего таланта, оставить равновеликих последователей. Все попытки подражать хоровой манере отца Матфея безуспешны. Ибо невозможно копировать невероятную, но явленную силу русского православного духа, воплощенную в исполняемых песнопениях. Те, кто пытается подражать отцу Матфею, в основном, пытаются следовать ему на внешнем уровне музыкальных оттенков и других средств выразительности. Но невозможно подражать неповторимому. Так уже (теперь – уже) никогда неповторимому! Мне воистину посчастливилось быть знакомым лично с отцом Матфеем: хор Духовных школ принимал участие в Международных фестивалях православной музыки, а также я имел радость и счастье общаться с отцом Матфеем в Германии, когда хор сопровождал визит Святейшего Патриарха Алексия II в Германию. Дар отца Матфея был таковым, что немцы, не знающие церковнославянского языка, постигали сакральную суть богослужебных песнопений. Это была воистину проповедь в звуках! Они постигали суть, раскрываемую пением, непостижимую суть, которую мы именуем русским православным духом. Должен сказать, что те записи, которые оставил отец Матфей, замечательны. Конечно, это школа на века. Но все же эти записи не способны передать тот возвышенный дух, который царил, парил, который входил в нас на богослужениях и на духовно-просветительских концертах. Ну, это можно в какой-то мере сравнить с присутствием на литургии или же прослушивания литургии в воспроизведении на записи: утрачивается то сакральное, необыкновенное, неизъяснимое, но то великое, что и есть Божественное служение, Божественное пение, – то, чему служил отец Матфей.

http://pravoslavie.ru/37805.html

Архимандрит Матфей (Мормыль) Время жизни в Сергиевом Посаде стало для Трубачева периодом расцвета. Его талант, знания, профессионализм, весь опыт предыдущей жизни — все это удивительно раскрылось в служении Церкви. Здесь были установлены творческие связи и сотрудничество с хорами Троице-Сергиевой Лавры и Московских духовных школ, профессиональные и дружеские отношения с легендарным лаврским регентом архимандритом Матфеем (Мормылем). «Как-то Сергей Зосимович решился подойти к отцу Матфею, чтобы обсудить особенности заинтересовавшего его песнопения. Отец Матфей стал приглашать его на спевки, советовался с ним и как-то раз пожаловался на однообразность репертуара. Сергей Зосимович живо откликнулся на желание регента внести в пение новое звучание и выполнил обработку одного из песнопений. Предложенный вариант был принят и стал исполняться. Для Сергея Зосимовича это было счастьем», — рассказывает М. С. Трубачева. Игумен Андроник (Трубачев) поясняет, почему Сергей Зосимович начал писать духовную музыку именно здесь, в Сергиевом Посаде, после того, как вышел на пенсию: «Он всегда считал, что музыка пишется не просто так, а для исполнения конкретным хоровым коллективом. В годы преподавания с людьми, у которых были хора, скажем с В. Н. Мининым, он близок не был: это была среда светская, а он был настоящим церковным человеком. Когда же он сблизился с отцом Матфеем, он писал музыку в основном “под заказ”, в хорошем смысле этого слова. Вот не было, например, музыкального оформления Царских часов — он подготовил. Приходил на спевки, приносил материал. Отец Матфей сначала смотрел, делал какие-то замечания. Потом пробовали пропеть. Певчие, конечно, бывали довольны тем, что материал бывал для них хорошо пропеваемым, удобным. Партия ложилась на голос естественно». Отец Матфей был первым слушателем, рецензентом и исполнителем большинства произведений С. З. Трубачева. В то же время Сергей Зосимович, будучи сам опытным педагогом и дирижером, давал советы регенту и хору. В общении архимандрита Матфея и С. З. Трубачева проявлялись черты соборного церковного творчества, подчеркивает отец Андроник. Именно поэтому это сотрудничество принесло столь обильные плоды, значимые для всей возрождавшейся Русской Церкви.

http://pravoslavie.ru/74678.html

Немало воды утекло с тех пор… И вот совсем недавно мне довелось повторить эту же мысль в интервью в рамках проекта «Лица академии» киностудии МДА «Богослов». Один из комментаторов написал под размещенным на канале киностудии интервью, неверно истолковав посыл, заключенный в моих словах, буквально следующее: «Интересно, что по этому поводу сказал бы отец Матфей (Мормыль), который включал знаменные песнопения в репертуар своего хора. И не только отец Матфей, но и все, кому было дорого отечественное русское наследие». Собственно, этот и еще один комментарий, где отмечается, что говорить о вершине знаменного пения, но считать при этом приемлемым для себя партес — это противоречие и диссонанс, подвигли меня выступить с сообщением на тему «Отношение архимандрита Матфея к древним распевам». Ответ на поставленные вопросы мы попробуем дать как на основе письменных свидетельств, так и на основе личного опыта общения и сотрудничества с отцом Матфеем на регентском поприще. Что касается возможной коронации антихриста под звуки знаменного распева. В своем отзыве на вышеупомянутую диссертацию отец Матфей пишет буквально следующее: «Мысли отца Лазаря не лишены доли истины. Сам Павел заявляет, что " человек греха " , " сын погибели " сядет в храме Божием (2 Фес. 2:4). Если это так, то указанной персоне конечно нужен будет не только храм, но и все его атрибуты, одним из которых является пение. По этому поводу в истории музыки уже был прецедент в революционные годы, когда один из наших корифеев-композиторов московской школы написал музыку к гимну " Интернационал " на базе попевок знаменного распева» 8 . По всей видимости, здесь о. Матфей имеет в виду аранжировку «Интернационала», выполненную не кем иным, как композитором Александром Кастальским, этим выдающимся мастером хорового искусства, вдумчивым исследователем русского церковного и народного творчества, который в свое время выступил одним из первых авторов массовых революционных песен и крупных хоровых сочинений, посвященных героической советской действительности, среди которых «Красная Русь» (для хора и оркестра народных инструментов), «В.И.

http://patriarchia.ru/db/text/6108510.ht...

Эти рассуждения отца Серафима натолкнули меня на мысль, которую я дерзнул высказать в своей кандидатской диссертации «Реформа певческой нотации XVII века (церковно-историческая оценка)», над которой работал в то время, как бы логически завершив цепочку рассуждений отца Серафима, а именно: «Если образ зверя будет написан с соблюдением византийских иконописных традиций, то не исключено, что коронация антихриста в Иерусалимском храме будет под звуки знаменного распева или чего-либо подобного… Так опасно увлечение внешним, если оно не продиктовано внутренним, если оно не продиктовано потребностью духа, а служит лишь самоцелью или очередным увлечением» . Немало воды утекло с тех пор… И вот совсем недавно мне довелось повторить эту же мысль в интервью в рамках проекта «Лица академии» киностудии МДА «Богослов». Один из комментаторов написал под размещенным на канале киностудии интервью, неверно истолковав посыл, заключенный в моих словах, буквально следующее: «Интересно, что по этому поводу сказал бы отец Матфей (Мормыль), который включал знаменные песнопения в репертуар своего хора. И не только отец Матфей, но и все, кому было дорого отечественное русское наследие». Собственно, этот и еще один комментарий, где отмечается, что говорить о вершине знаменного пения, но считать при этом приемлемым для себя партес — это противоречие и диссонанс, подвигли меня выступить с сообщением на тему «Отношение архимандрита Матфея к древним распевам». Ответ на поставленные вопросы мы попробуем дать как на основе письменных свидетельств, так и на основе личного опыта общения и сотрудничества с отцом Матфеем на регентском поприще. Что касается возможной коронации антихриста под звуки знаменного распева. В своем отзыве на вышеупомянутую диссертацию отец Матфей пишет буквально следующее: «Мысли отца Лазаря не лишены доли истины. Сам Павел заявляет, что “человек греха”, “сын погибели” сядет в храме Божием (2 Фес. 2. 4). Если это так, то указанной персоне конечно нужен будет не только храм, но и все его атрибуты, одним из которых является пение. По этому поводу в истории музыки уже был прецедент в революционные годы, когда один из наших корифеев-композиторов московской школы написал музыку к гимну “Интернационал” на базе попевок знаменного распева» .

http://bogoslov.ru/article/6195138

— Существует распев Троице-Сергиевой Лавры. Это тоже Ваше переложение? — Есть распевы, которые зафиксированы о. Нафанаилом. Мне удалось тоже достать некоторые материалы. Иногда приходилось что-то предложить на базе старых распевов. Но это все еще не издано. — О. Матфей, меня, да и не только меня одного, волнует такой вопрос: всегда ли в настоящее время пение отвечает церковности? — Кому Вы этот вопрос направляете? Я бы подходил к нему, не критикуя. У каждого хора, регента много недостатков. Я в свое время познакомился с отцом протодиаконом Федором (Юдиным). Он скончался 28 февраля 1974 года. 33″> Он один из питерских диаконов той, старой синодальной школы. Окончил школу при Придворно-певческой капелле. Из певческой семьи. Мне нравилось его отношение к службе. Он всегда приходил на службу заранее, особенно ко всенощной (к нам его прислал Патриарх Алексий I)… Казалось бы, старший чин — протодиакон, ведущий, а в половине шестого — он был уже на месте. Если есть какой-то батюшка, благословится, оденет стихарь, орарь 33 . Первым долгом приготовит Евангельское чтение — заложит утреннее воскресное Евангелие, какое надо читать за службой, посмотрит прокимен, снимет с престола покрывало, пообщается с пономарем, чтобы кадило было готово, посмотрит — свеча большая на месте ли и… сидит в Алтаре на стульчике. Потом уже постепенно собираются служащие священники. Когда он служил, помню его слова: «Отец Матфей! Для меня не существует ни иеромонахов, ни патриархов, ни наместника, никого. Когда я служу, то никого не различаю, начиная от патриарха до последнего иеромонаха, поставленного в Лавре. Для меня служба «всегда одинакова». Я стараюсь относиться к службе и к патриаршей, и к иеромонашеской — как к патриаршей». Как видите, — задача «не делать различия». У Бога все дни одинаковы. И как говорит св. Игнатий: «У христианина всегда должен быть праздник. Но он никогда не должен быть праздным». И одному оптинскому старцу как-то заметили: «А что Вы все работаете, работаете, Вы же старый?» А тот в ответ: «Если я постарел, значит должен больше работать. Когда я был молоденький, у меня многое не получалось. А теперь получается. Меньше двигаюсь, но стараюсь хоть что-то сделать».

http://pravmir.ru/arximandrit-matfej-mor...

Вечером в Государственном театре оперы и балеты старший регент Успенского кафедрального собора города Лондона Евгений Тугаринов провел мастер-класс для хормейстеров, регентов и студентов музыкальных образовательных учреждений республики. Начиная работу с женским хором Ставропольской духовной семинарии, Евгений Святославович подчеркнул, что он приехал не учить, а поделиться опытом, полученным за 40 лет профессиональной деятельности. «Отец Матфей, поднимаясь на клирос, всегда радовался, исполняясь особой любовью к своему послушанию, — отметил он. — Мы можем петь профессионально, но богослужебное исполнение в первую очередь требует духовности, особого трепета и сердечности». 23 апреля в Свято-Георгиевском соборе Владикавказа прошло сводное выступление участников фестиваля и их награждение правящим архиереем. На закрытии I Международного фестиваля музыки, который прошел в тот же день в Государственном театре оперы и балета, выступил братский хор Свято-Троицкой Сергиевой лавры под руководством архимандрита Глеба (Кожевникова). В программу выступления вошли известные церковные песнопения в аранжировке архимандрита Матфея. В завершение состоялось награждение архиерейскими грамотами тех, кто принял особо активное участие в организации фестиваля, — заместителя министра культуры и массовых коммуникаций РСО-Алания Галины Тебиевой; инициатора форума, настоятеля Свято-Георгиевского храма Беслана протоиерея Сергия Мальцева; епархиального секретаря священника Саввы Гаглоева. Архимандрит Матфей (Мормыль) — выдающийся регент, церковный композитор и педагог, профессор Московской духовной академии , без малого полвека возглавлявший хор Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Родился 5 марта 1938 года в станице Архонская (ныне Пригородный район Республики Северная Осетия-Алания) в верующей казачьей семье. Получив среднее образование в родной станице, поступил в Ставропольскую духовную семинарию, которую окончил в 1959 году, и в тот же год поступил в Московскую духовную академию. В 1961 году был принят в число послушников Лавры и назначен уставщиком и старшим регентом монастырского хора. В декабре 1962 года пострижен в монашество, весной 1963 года — рукоположен во иеромонаха. В 1963 году защитил кандидатскую работу на тему: «Воскресение Христово в изложении русских богословов-апологетов». С 1963-го по 2005 год — преподаватель Московских духовных школ. В 1971-м году был возведен в сан архимандрита. С 1988 года — профессор, в 2004 году удостоен звания заслуженного профессора Московской духовной академии. Скончался в ночь на 15 сентября 2009 года.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

Протокол 502 заседания Богослужебно-календарной комиссии 10–11 февраля 1969 года Заседание 10 февраля, понедельник На заседании присутствовали Преосвященный Питирим, епископ Волоколамский, председатель Издательского отдела Московской Патриархии; Карманов Евгений Алексеевич, секретарь редакции «ЖМП»; Успенский Николай Димитриевич, профессор Ленинградской духовной академии; игумен Матфей (Мормыль), преподаватель Московской духовной академии; протоиерей Сергий Орлов; протоиерей Николай Деснов, преподаватель Одесской духовной семинарии; Уржумцев Павел Васильевич, литературный редактор ЖМП; Просвирнин Анатолий Иванович, литературный редактор ЖМП; священник Александр Сложеникин. Отсутствовал Д.П. Огицкий (по болезни). Перед началом заседания, по прочтении молитвы, епископ Питирим поздравил с возобновлением заседаний Богослужебно-календарной комиссии, ранее возглавлявшейся епископом Афанасием (Сахаровым) , поделился добрыми воспоминаниями о почивших членах комиссии епископе Афанасии и Ольге Андреевне Дашкевич и высказал пожелание отслужить о них заупокойную литию в обеденный перерыв. Секретарем Богослужебно-календарной комиссии был избран священник Александр Сложеникин. Цель заседания Комиссии – решить возникшие в настоящее время вопросы издания календарей, являющиеся предметом особой заботы редакции. Программа: I. Выслушать мнения об издаваемом церковном календаре. ΙΙ. Рассмотреть вопросы, связанные с изданием богослужебных книг. ΙΙΙ. Наметить дальнейшую программу работы. По первому пункту программы было представлено 20 вопросов, которые рассматривались поочередно. 1. Сентябрьская преступка чтений в календарях. Уржумцевым П.В. была дана краткая историческая справка о сентябрьской преступке в календарях Московской Патриархии. Сентябрьская преступка является не нововведением, а существовала на Руси с давних времен, есть она у греков, указания на нее имеются в Богослужебном евангелии. В 1958 году еп. Афанасием был сделан обстоятельный доклад на эту тему и поднят вопрос о внесении сентябрьской преступки в календарь, что и было сделано в 1959 году. Через некоторое время посыпались письменные протесты в Московскую Патриархию. Протопресвитер Н. Колчицкий передал эти письма Святейшему Патриарху Алексию, который положил резолюцию: «восстановить традицию». Сентябрьскую преступку в календарях перестали делать. Спустя несколько лет Преосвященный Никодим (Ротов) снова поднял вопрос о внесении сентябрьской преступки в церковный календарь. В качестве «восстановления традиции» преступка вновь была введена в календарь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Как-то я ездил в паломничество и услышал одну женщину, которая говорила: «Моя мама из Алма-Аты пешком ходила в Киев на поклонение преподобным угодникам...». И действительно, раньше люди со всего мира считали делом чести сходить в Киево-Печерскую лавру и поклониться ее святыням. А ведь мы сегодня имеем эту возможность каждый день! Я преподаю в семинарии и в академии, и распев – этот уникальный язык, если говорить профессиональным языком, – объединяет в себе и Средневековье, и новое время. Он примиряет в себе эти две культурные парадигмы, между которыми, казалось бы, существует водораздел. В своем многоголосии он «воцерковляет» период монодический, как бы примиряет одноголосие и многоголосие, и на все века дает тот уникальный образ пения, славословия Богу, который соединяет в себе гармоническую красоту и тот духовный этос молитвы, внутренней сути, который должен являться в музыке. Главное в нем – уход от аффектации, от внешнего. Пение – всегда через внутреннее содержание! Это очень важно. Уходить от внешнего и думать о внутреннем – У нас в православном храме все имеет значение: и живопись, и музыка, и священнодействие, и образы, и обряды, и даже внешнее изображение храма. Все это имеет сокровенный, глубинный смысл. Музыка же церковная оказывает очень сильное воздействие на человека: это язык молитвы, прообраз ангельского пения. Вы сказали о серьезном духовном багаже, которым должен обладать человек, чтобы правильно воспринимать хорошую музыку, в том числе и духовную. Значит ли это, что человек совершенно неподготовленный (и даже невоцерковленный) способен в своей душе открыть какие-то глубины при звучании тех или иных песнопений, той или иной музыки? Или все-таки необходим тот самый культурный багаж, фундамент (как угодно назовите), чтобы ее воспринимать? В таком случае, как же молились наши бабушки – часто вообще необразованные, – стоя в храме и воспринимая божественные звуки наших хоров, руководимых почившими в настоящее время церковными дирижерами, например, такими, как архимандрит Матфей (Мормыль), В. С. Комаров, Г. Рождественский и другими? Но я более чем уверен, что они воспринимали это пение во всей полноте! Как и те, например, кто обладает настоящим музыкальным образованием... Или я не прав?

http://pravoslavie.ru/132736.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010