Архимандрит Матфей (Мормыль) награжден орденом святителя Макария митрополита Московского II степени 2 мая 2008 г. 13:55 В Патриарших палатах Троице-Сергиевой лавры Святейший Патриарх Алексий вручил церковную награду заслуженному профессору Московской духовной академии архимандриту Матфею (Мормылю). Высокой церковной награды архимандрит Матфей удостоен за многолетние усердные труды и в связи с 70-летием со дня рождения. Архимандрит Матфей — один из старейших и наиболее авторитетных насельников Троице-Сергиевой лавры. В настоящее время он несет послушания старшего регента хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, руководителя объединенного хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Московских духовных академии и семинарии. Член Синодальной Комиссии по богослужению. Архимандрит Матфей (Мормыль) родился 5 марта 1938 года. В 1959 году окончил Ставропольскую духовную семинарию. С 1959 по 1963 гг. обучался в Московской духовной академии. Успешно защитил кандидатскую работу на тему: «Воскресение Христово в изложении русских богословов-апологетов». С 1963 по 1974 гг. — преподаватель МДАиС (Церковный устав, Священное Писание Ветхого и Нового Завета и  Литургика). С 1969 по 1974 гг. — преподаватель Регентского класса. В марте 1984 года удостоен звания доцента. В январе 1988 года утвержден в звании профессора. В 2004 году ему присвоено звание заслуженного профессора МДА. С 1961 года — уставщик и старший регент хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, руководитель объединенного хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Московских духовных академии и семинарии. В 1964 году почтен Патриаршей грамотой; в 1968 году награжден орденом Святого Креста Иерусалимской Церкви и орденом св. кн. Владимира III-й степени; в 1973 году ко дню Святой Пасхи награжден Патриаршей грамотой; в 1976 году удостоен ордена св. кн. Владимира II степени; в 1985 году в связи с 300-летием Московской Духовной академии награжден Патриаршей грамотой. 19 марта 1987 года в связи с 650-летием основания Троице-Сергиевой Лавры награжден орденом преп. Сергия II степени; 9 июня 1988 года в связи с 1000-летием Крещения Руси удостоен права ношения второго креста; 6 марта 1998 года в связи с 60-летием со дня рождения (к многолетнему служению Святой Церкви) награжден орденом св. благоверного князя Даниила Московского III степени. Пресс-служба Московской Патриархии Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/400500.htm...

Архив Пн Скончался заслуженный профессор МДА архимандрит Матфей (Мормыль) 15 сентября 2009 г. 13:11 15 сентября 2009 г. на 72-м году жизни после продолжительной болезни скончался заслуженный профессор Московской духовной академии , старший регент Свято-Троицкой Сергиевой лавры  архимандрит Матфей (Мормыль). Архимандрит Матфей родился 5 марта 1938 г. на Северном Кавказе в станице Архонская бывшей Терской области (ныне Республика Северная Осетия-Алания). В 1959 г. окончил Ставропольскую духовную семинарию. С 1959-го по 1963 г. обучался в МДА. Успешно защитил кандидатскую работу на тему: «Воскресение Христово в изложении русских богословов-апологетов». Пострижен в монашество в декабре 1962 г., рукоположен во иеродиакона 30 марта 1963 г., рукоположен во иеромонаха 29 марта 1964 г. С 1963-го по 1974 г. — преподаватель МДАиС (Церковный устав, Священное Писание Ветхого и Нового Завета и Литургика). Удостоен сана игумена в 1968 г. Удостоен сана архимандрита в 1971 г. С 1969-го по 1974 г. — преподаватель Регентского класса. В марте 1984 г. удостоен звания доцента. В 1988 г. утвержден в звании профессора. В 2004 г. присвоено звание заслуженного профессора МДА. С 1961 г. — уставщик и старший регент хора Свято-Троицкой Сергиевой лавры, руководитель объединенного хора Сергиевой лавры и Московской духовной академии и семинарии. Награжден орденами Святого Креста Иерусалимской Церкви, св. князя Владимира III степени (1968 г.) и II степени (1976 г.), св. князя Даниила Московского III степени (1998 г.), святителя Макария, митрополита Московского, II степени (2008 г.). Отпевание почившего архимандрита Матфея состоится в пятницу, 18 сентября. О месте отпевания будет объявлено позднее. Пресс-служба МДА /Патриархия.ru Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/742167.htm...

Архимандрит Матфей (Мормыль). «На чужом основании никогда ничего не строил» Регентом я не собирался быть. Все получилось как бы само собой. 15 сентября, 2009 Регентом я не собирался быть. Все получилось как бы само собой. 15 сентября 2009 года на 72-м году жизни после продолжительной болезни скончался заслуженный профессор Московской Духовной академии архимандрит Матфей (Мормыль), музыкальная душа Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, ее бессменный регент на протяжении 30 лет. Вечная память дорогому отцу Матфею! Имя о. Матфея (Мормыля) — архимандрита, регента хора Троице-Сергиевой Лавры — хорошо известно не только специалистам по церковной музыке, священникам, светским музыкантам. Для многих людей, как в нашей стране, так и во всем мире, русское церковное пение ассоциируется именно со звучанием хора Троице-Сергиевой Лавры. Более 30 лет о. Матфей руководит пением в обители Святого преподобного Сергия, игумена Земли русской. За это время им была создана своя школа церковного пения, переложено большое число песнопений на распевы, которые принято считать Лаврскими. Сотни учеников Московской Семинарии и Академии пели под его началом. Многие из них, являясь в настоящее время священниками и архиереями, в разных местах страны и мира, продолжают дело своего учителя — несут людям и Богу православное пение. Богатейший опыт регента Троице-Сергиевой Лавры, принципы и методика его многолетней работы с хором, к сожалению, еще не стали объектом серьезного, глубокого изучения и обобщения. Нет и опубликованных свидетельств, из которых мы смогли бы узнать о том, как начинал свою деятельность о. Матфей, кто были его учителя и наставники, как складывалась его судьба регента? Хочется надеяться, что предлагаемая читателю беседа послужит тому началом и подвигнет на сей благой и нужный многим труд исследователей русского церковного пения. К сожалению, в письменном виде речь о. Матфея все же утратила во многом неповторимую — особенную, только ему присущую интонацию и манеру говорить, рассказывать, назидать, как мы ни старались сохранить устный оригинал. Но остались зато высказанные мысли, размышления — думается, важные и многополезные.

http://pravmir.ru/arximandrit-matfej-mor...

Молодой Лев Мормыль. Фото: ok.ru А вот дедов своих и отца Лев Мормыль не застал. Дедушку по отцу, казака Максима Константиновича Мормыля, в тридцатые годы сослали на Беломорско-Балтийский канал, откуда он не вернулся. Близкие молились за него как за исповедника. А мамин отец, Леонтий Григорьевич Троценко, когда-то пел в станичном церковном хоре, потом в знаменитом мужском хоре Михаила Калатилина. Прошел школу Шаляпина, стал оперным певцом и в год 300-летия дома Романовых пел в тифлисской опере Ивана Сусанина в «Жизни за царя» Глинки. А после революции управлял хором армии Деникина в Пятигорске. Его много раз арестовывали. Наконец, отправили в ссылку в Сибирь. А в тридцать седьмом расстреляли. Отец Лёвы, Василий Леонтьевич Мормыль, в Великую Отечественную вместе с тремя своими братьями ушел на фронт. Никто из них не вернулся. И когда Лёва стал прислуживать в храме, бабушки и мать всегда поручали ему подавать в алтаре поминальные записки за своих погибших мужчин. Начало служения Первым храмом, который запомнил Лёва Мормыль, стал домик в станице Архонской — в 1945 году верующие провели там первую службу, и Лёва в ней участвовал. Через пару лет избушка эта стала настоящим молитвенным домом. «В нашем молитвенном доме 1947-го года не топили, — вспоминал отец Матфей. — Помню, на Рождество народищу полно, и вдруг — вода потекла со стен. На улице холодно, стены холодные, конденсат выступил, а бабусеньки тут как тут, сразу тряпочками всё вытирают. Так это приятно!» Ему каким-то чудом удавалось совмещать учебу в обычной советской школе с пением на клиросе и помощью батюшке в алтаре. Настоятель храма отец Иоасаф ласково называл мальчика попиком, а в школе его уже совсем неласково дразнили попом. Как-то после очередной антирелигиозной лекции один из особо рьяных «борцов с религиозным дурманом» подкараулил Лёву за палисадником и хватил его по голове школьной фуражкой, в которую вложил камень. Хорошо, что обошлось просто шишкой. Здание старой школы в станице Архонская. Фото: st-arhonskaya.narod.ru

http://foma.ru/chelovek-kotoryj-pel-bogu...

Лаврентия (Чернова). Золотоноша, 2000. С. 212-214). Задонский распев («Ныне отпущаеши»//Песнопения всенощного бдения/Ред.: Г. Н. Лапаев. Б. м., 1997. С. 32-33) происходит вероятнее всего из Задонского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря . Напев Глинской пустыни обозначен для полиелея, переложения к-рого делали разные авторы («Хвалите имя Господне», «Отче наш»/Перелож.: [П. Тихов]. СПб., 1902; Корчинский В. «Хвалите имя Господне»: Соч. 16. М., 1922; Марков Г. «Хвалите имя Господне». М., [до 1912]. (Духовно-муз. соч. разных авторов. Сер. 6; 218)), «Отче наш» (Песнопения Божественной литургии/Ред.: Г. Лапаев. М., 1998. С. 86-87), ирмосов «Сеченое сечется», прокимна «Сердце его», ирмосов «Яко по суху» и «Волною морскою», прокимна «Воскресни, Господи, помози нам» (Песнопения Страстной седмицы/Сост.: архим. Матфей (Мормыль). Коломна, 2002. С. 100-106, 240, 295-299, 373-378, 395),, стихиры «Августу единоначальствующу» (в гармонизации Кастальского) и ирмоса «Волною морскою» (Рождественский праздничный триптих/Ред.: архим. Матфей (Мормыль). Коломна, 1999. С. 5-7, 15), а также для самоподобнов 1-го гласа «Небесных чинов» и «Всехвальнии мученицы» и 8-го гласа «Что вас наречем, святии» (см: Матфей (Мормыль). 2016. С. 3-4, 26-27). Известная софрониевская херувимская происходит из находящейся недалеко от Глинской пустыни Молченской Софрониевой в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустыни (Путивльский у. Курской губ., ныне Сумская обл., Украина), что следует из ее надписания, напр., в гармонизации Е. С. Азеева : «Напев Софрониевской пустыни» ( Азеев Е. С. Собрание духовно-муз. соч. и перелож. М., 1887. 2). В обработке Кастальского она имеет подзаголовок «По напеву Глинской пустыни» ( Кастальский А. Д. Духовно-муз. соч. и перелож. М., 1898. 13). Др. гармонизации этой херувимской принадлежат свящ. М. И. Георгиевскому, Н. И. Смирнову , В. А. Фатееву (см. ст. Фатеевы ), прот. М. А. Лисицыну , Н. И. Компанейскому , П. Г. Чеснокову , иером. Нафанаилу (Бачкало), Н. С.

http://pravenc.ru/text/2564102.html

Голованову , М. М. Осоргину (см. ст. Осоргины ). Как напев Софрониевой пуст. обозначено песнопение «От юности моея» (Песнопения всенощного бдения/Ред.: Г. Н. Лапаев. Б. м., 1997. С. 52-54), известное также в обработке Яичкова (Всенощное бдение/Ред.: архим. Матфей (Мормыль). Коломна, 1999. С. 363-264). Напев Седмиезерной Богородицкой пустыни использован для песнопения «Достойно есть» на подобен 6-го гласа «Все отложше» («Достойно есть»/Ред. Ю. В. Лавданская. М., 1991. 11; Матфей (Мормыль). 2016. С. 20-21) и для ряда стихир Постной Триоди («Егда хошеши приити суд праведный», «Книги разгнутся», «Возгласят трубы», «Плачу и рыдаю», «Создатель мой Господь», «Одежды боготканныя», «Раю всечестный»//Песнопения Постной Триоди/Ред.: архим. Матфей (Мормыль). Коломна, 2000. С. 73-77, 102-107). На Украине помимо киево-печерского напева известны почаевский напев (Херувимская на подобен «Во всю землю»//Певческо-церковный обиход/Ред.: В. Новиков. Ростов-на Дону, 1997. Вып. 2а. С. 17; «Блажен муж»//Песнопения всенощного бдения/Ред.: игум. Никифор (Кирзин). Серг. П., 1992. С. 19), напев Киево-Фроловского мон-ря («Разбойника благоразумнаго»// Стеценко К. Г. Сб. духовно-муз. произведений/Ред.: П. О. Гопцус. К., 1917. С. 12), выдубицкий напев, вероятно связанный с киевским Выдубицким во имя архангела Михаила мужским монастырем (Просительная ектения: Выдубецкая//Песнопения Божественной литургии/Ред.: Г. Н. Лапаев. М., 1998. С. 63). Напев Яблочинского во имя преподобного Онуфрия Великого мужского монастыря (Холмская епархия, ныне в Польской Православной Церкви) известен для песнопения «Величит душа моя» в обработке М. М. Осоргина (Нотный сборник правосл. церк. пения. Лондон, 1975. Т. 2. Ч. 1. С. 118-119) и для херувимской в гармонизации М. Куликовича (Песнопения Божественной литургии/Ред.: В. Гуляев. Мн., 1998. Ч. 2. С. 157). С. И. Никитин Распев, обозначенный как афонский, связан с Русским великомученика Пантелеимона монастырем на Афоне. С таким определением издан полиелей (см.: Октоих. М.,1981.

http://pravenc.ru/text/2564102.html

поста. Пассии: Для монастырских хоров/Сост.: архим. Матфей (Мормыль). Серг. П.; ПереяславльЗалесский, 2000. С. 14–15, 42–43, 49, 53–59, 67–69, 80–81, 85–86, 96–97, 139–141, 142–143, 147–148, 151–153, 216–217; [Песнопения напева Зосимовой пустыни], «Да молчит всяка плоть»: Киев. расп.//Песнопения Страстной седмицы: Нотн. сб. для монастырских хоров/Сост.: архим. Матфей (Мормыль). [Голутвин], 2000. С. 14–15, 40–41, 49, 51–53, 73–74, 81–83, 96, 106–120, 130, 149–151, 153–158, 171–176, 184–187, 190–192, 232–237, 238–240, 244–246, 248–251, 255–257, 261–266, 395, 408–410, 419–422; «Да возрадуется», «Свыше пророцы»//Архиерейское богослужение: Избр. песнопения/Ред.: Г. Н. Лапаев. М., 2003. С. 36–37, 51–52; «Да исправится молитва моя»: Напев Киево-Печерской лавры//«Да исправится молитва моя»: Великий прокимен на Литургии Преждеосвященных Даров. М., 2003. С. 11–14; «Да исправится»: Греч. расп., «Ныне силы небесныя»//Литургия Преждеосвященных Даров. М., 2006. С. 15–17, 41–42. (Триодь церковного пения: Седмичные службы Великого поста); Прокимны великие: Напева Троице-Сергиевой лавры (2 варианта), «Богородице Дево»//Вечерня в неделю вечера. Утреня. Час 1-й. М., 2007. С. 14–15, 18, 37–38. (Триодь церковного пения: Седмичные службы Великого поста); «Хвалите имя Господне» (2), «Величит душа моя Господа»: Напев Зосимовой пустыни//Песнопения утрени: Для 3-голосного жен. хора/Сост.: О. П. Гончарова, С. Г. Потокина. М., 2008. С. 6–10, 67–69; Предначинательный псалом, Великая ектения, «Ныне отпущаеши»: Напев Киево-Печерской лавры//Песнопения вечерни: Для 3-голосного жен. Хора/Сост.: О. П. Гончарова, С. Г. Потокина. М., 2008. С. 5–6, 18, 74; «Единородный Сыне», Сугубая ектения (2), «Отца и Сына», «Достойно есть»: Напев Зосимовой пустыни: Гласы 2, 8, то же: Иером. Нафанаила, «Помяни, Господи»: Тропарь из заупокойной службы: Напев Зосимовой пустыни//Литургия: Неизменяемые песнопения для монастырских хоров/Сост.: архим. Матфей (Мормыль). [М.], 2009. С. 170–172, 261, 267–268, 366, 458–459, 479–480, 507–509, 567–568; Ектения просительная, «Милость мира» (3, в т.

http://pravenc.ru/text/2564770.html

Матфей (Мормыль). Коломна, 2002. С. 59, 85, 272), архиеп. Ионафана (Елецких) («Ныне силы небесныя»// Ионафан (Елецких), архиеп. Духовно-муз. произв. М., 1997. 1, 2) и др. авторов. Соловецкий распев представлен в изданиях певч. книг (Ирмологий нотного пения древнего распева Соловецкого мон-ря. М., б. г.; Обиход церковных песнопений древнего распева Соловецкого мон-ря. Серг. П., 1912. 3 ч.; Обиход нотного пения по древнему распеву, употребляемому в первоклассном ставропигиальном Соловецком мон-ре. М., 1912. 3 ч.; Обиход церковных песнопений древнего распева Соловецкого монастыря/Ред.: О. А. Бычков; вступ. ст.: Н. Ю. Плотникова. М., 2004), а также в др. сборниках - отдельными песнопениями всенощного бдения (предначинательный псалом, прокимны на вечерне, «От юности моея»), литургии (ектении после чтения Евангелия), Великого поста (тропари по «Ныне отпущаеши», «С нами Бог», «Господи сил, с нами буди», блаженны) и Страстной седмицы («Чертог Твой вижду», «Разделиша ризы Моя себе») (см. изд.: Сборник духовно-муз. песнопений разных авторов/Изд.: П. М. Киреев. Пг., 1914. Вып. 8: На литургии/Ред.: Е. С. Азеев. 20; Песнопения всенощного бдения/Ред.: игум. Никифор (Кирзин). Серг. П., 1992. С. 7; «Благослови, душе моя, Господа»: Песнопения всенощного бдения/Сост.: Л. Боровлева, А. Ратников, И. Соловьев. М., 1995. С. 65-68; Всенощное бдение/Ред.: архим. Матфей (Мормыль). Коломна, 1999. С. 184, 216-217, 372-373; Песнопения Страстной седмицы/Ред.: игум. Никифор (Кирзин). Серг. П., 1992-1993. С. 7, 9, 32, 52; Песнопения Постной Триоди/Ред.: архим. Матфей (Мормыль). Коломна, 2000. С. 160-162, 173-179, 187-190, 218-220; Песнопения Страстной седмицы/Ред.: С. Потокина. М., 1998. Ч. 1. 21; Великий пяток/Ред.: О. А. Бычков. М., 1999. Ч. 2. С. 63). По напеву Троице-Сергиевой лавры (называемому также троицким или лаврским) были изданы одноголосный полный корпус ирмосов (Ирмологий, содержащий ирмосы всего лета, употребляемые при церковных службах во обители Живоначальной Троицы и прп. Сергия с местным напевом, усвоенным давностию употребления/Сост.: иером.

http://pravenc.ru/text/2564102.html

М., 2000. Вып. 1. С. 416-428; Протченко И. В. Партесные гармонизации песнопений литургии в рукописи 1700 г. (ГИМ. Син. певч. 375)//Вестн. ПСТГУ. Сер. 5. 2010. Вып. 2(2). С. 55-60; Герасимова И. В. «Виленские напевы» в рукописях Киевской митрополии и Московского Патриархата посл. трети XVII - нач. XVIII в.: проблемы трансмиссии и адаптации// Latopisy Akademii Supraskiej. Bia ystok, 2013. Vol. 4. P. 187-204; Плотникова Н. Ю. Русское партесное многоголосие кон. XVII - сер. XVIII в.: Источниковедение, история, теория. М., 2015. Н. Ю. Плотникова В изданиях XIX-XX вв. из М. р. наиболее часто встречаются киево-печерский напев , валаамский распев, распев Троице-Сергиевой лавры и соловецкий распев . Киево-печерский напев охватывает практически полный корпус песнопений. Валаамский распев помимо вышедших в 1902 г. одноголосного Обихода и 4-голосного «Сборника церковно-богослужебных песнопений» известен по переложениям М. А. Балакирева , прот. сщмч. Георгия Извекова («Хвалите имя Господне» (полиелей)//Сборник духовно-муз. песнопений разных авторов. СПб., 1916. Сб. 15: Из всенощного бдения. 13), Н. Н. Черепнина ( «От юности моея»//Нотный сборник правосл. церк. пения. Лондон, 1975. Т. 2. Ч. 1: Всенощная. С. 108-109), А. И. Красностовского (Песнопения валаамского распева из всенощной и литургии. Берклей [Беркли] (Калифорния), 1971. (Нотная б-ка правосл. христианина; 165)), архим. Матфея (Мормыля) («Свете тихий», «Хвалите имя Господне», «Помяну имя Твое» (прокимен)//Всенощное бдение/Ред.: архим. Матфей (Мормыль). Коломна, 1999. С. 175-176, 299-301, 381; «Днесь раждается от Девы», «Из чрева прежде денницы»//Рождественский праздничный триптих/Ред.: архим. Матфей (Мормыль). Коломна, 1999. С. 13, 40-41; «Под Твое благоутробие», «Буди имя Господне благословено», «Помилуй нас, Господи, помилуй нас»//Песнопения Постной Триоди/Ред.: архим. Матфей (Мормыль). Коломна, 2000. С. 162-164, 186-187, 234-237; Прокимны на Страстной седмице «Да уповает Израиль на Господа», «Исповедайтеся Богу Небесному», «Суди, Господи, обидящия мя»//Песнопения Страстной седмицы/Сост.: архим.

http://pravenc.ru/text/2564102.html

Матфей (Мормыль Лев Васильевич, род. 1938) – архимандрит, регент Троице-Сергиевой Лавры (с начала 1960-х) Маша (см. Трубачева М.С.) Маша (см. Фаворская М.В.) Машинские – домовладельцы в Сергиевом Посаде (начало XX в.) Маясова Наталия Андреевна (род. 1919) – искусствовед Мезени (см. Александр (Мезени)) Мекк Надежда Филаретовна, фон (18311894) – меценатка П.И. Чайковского Мелик-Пашаев Александр Шамильевич (19051964) – дирижер Мельгунов Юлий Николаевич (18461893) – фольклорист, пианист Мендельсон-Бартольди Феликс (18091847) – немецкий композитор Мережковский Дмитрий Сергеевич (18661941) – писатель, религиозный философ Мериме Проспер (18031870) – французский писатель Метанолов Валентин Д.? – студент МДА, редактор рукописного «Сборника лучших церковных напевов» (1915), регент хора МДА Металлов В.М. (см. Василий (Металлов)) Метнер Николай Карлович (18801951) – композитор, пианист Мерике Эдуард (18041875) – немецкий писатель-романтик Мийо Дариус (18801951) – французский композитор Мика (см. Флоренский М.П.) Микеладзе Евгений Семенович (19031937) – дирижер, педагог Микешин Михаил Осипович (18351896) – скульптор Минин Владимир Николаевич (род. 1929) – хоровой дирижер Минин Козьма (Кузьма Минич Захарьев-Сухорук; ум.1616) – организатор освободительной борьбы русского народа против польско-литовских захватчиков Мироносицкий Порфирий Петрович (род. 1867) – композитор, регент, магистр богословия Мирон (Ржепик Мирон Иванович, конец XIX в.1932?) – протоиерей, житель Сергиева Посада Михаил (Виноградов Михаил Александрович, 18101888) – протоиерей в Рязани, церковный композитор Михаил (Лисицын Михаил, 18721918) – священник, церковный композитор, музыковед) Михаил (Шик Михаил Владимирович, 18871938) – священник, переводчик, сотрудник П.А. Флоренского по музейной работе Михей ( Тимофеев Иван Михайлович, род. 1932) – игумен, звонарь Троице-Сергиевой Лавры Мормыль Л.В. (см. Матфей (Мормыль)) Мотль Феликс (18561911) – австрийский дирижер, композитор Моцарт Вольфганг Амадей (17561791) – австрийский композитор

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010