Могила блаженной Матроны на Даниловском кладбище. 1952 г. Блаженная прожила трудную жизнь и тихо скончалась 2 мая 1952 года. О грядущей смерти она знала и переживала: как правильно сложить ручки в гробу. Когда пришедший исповедать и причастить ее священник, удивившись этому, спросил: «Неужели и вы боитесь смерти?» — «Боюсь», — бесхитростно ответила блаженная. И просила похоронить ее на Даниловском кладбище, близ храма — «чтоб слышать службу». Отпевал ее в церкви Положения Ризы Господней на Донской улице священник Николай Голубцов. 4 мая, на день Жен Мироносиц , при большом стечении народа блаженная была похоронена на Даниловском кладбище, рядом с одним из не­многих действовавших тогда храмов. 1 мая 1998 года, по благословению Патриарха Алексия II, честные останки старицы были перенесены в Покровский ставропигиальный женский монастырь на Таганской улице, где они находятся и по сей день. Блаженная Матрона была причислена к лику местночтимых, московских, святых в 1999 году, а пятью годами позднее состоялась ее общецерковная канонизация. В 2013 году Священный Синод установил дополнительный (помимо 2 мая) день памяти блаженной, в память об обретении ее честных мощей —8 марта (по н. ст.). «Бабьи басни» К сожалению, в сложившемся почитании блаженной Матроны есть вещи, частично или полностью противоречащие православному мировоззрению. Матрона Димитриевна Никонова. Фото 1930-1940 гг. Открыв первое неофициальное житие Матроны — «Сказание о Матроне» Зинаиды Ждановой, — мы услышим режущие слух христианина истории, например, о кощунственном совете, согласно которому рвота после Причастия — это хорошо: бесы, дескать, так выходят, а «проникают они в человека с воздухом при дыхании, живут в крови». О том, что народ просил блаженную «почитать над ними молитвы», «почитать над водой», что перекликается с практикой, используемой колдунами. О том, что блаженная якобы просила закрывать окна и форточки в дни демонстраций, чтобы полчища бесов не проникали в комнату… Наконец, о том, как возвеличивала сама себя, якобы открывая Зинаиде Ждановой, автору жития, во сне, что имеет регалии и награды от Господа.

http://foma.ru/blazhennaya-matrona.html

Вопрос встал ребром: идеологическое противостояние внутри семьи вынуждало Матрону Никонову уехать из родного дома. Девушка безропотно собрала нехитрые пожитки и вместе с подругой отправилась в Москву. Дом в Москве в Староконюшенном переулке, где в семье Ждановых Матрона прожила с 1941 по 1949 год О её скитаниях, о неприкаянности, голоде и холоде, который пришлось пережить святой, написано много. Матрона Никонова меняла адреса, переезжала от знакомых — к родным, от родных — к случайным людям, порой к тем, кто относился к бездомной страннице враждебно… Квартиры, комнаты, домики, подвалы, сараюшки… С жильём в столице было сложно, выбирать не приходилось. Почти везде — без прописки, постоянно под угрозой ареста… Прописывать её боялись: Матрона принимала по сорок человек в день, донести мог любой из них. А не посетители, так соседи пожалуются властям на шум, на беспокойство — и всё равно прихода милиции не избежать. Послушницы-хожалки, которые ухаживали за Матроной, тоже подвергались опасности. Матрона переживала за них и за хозяев, у которых находила временный приют, старалась в меру сил не обременять долго своим присутствием. Вот что вспоминает одна из женщин, у которой Матрона долго жила в Москве: «Я приехала в Сокольники, где матушка часто жила в маленьком фа­нерном домике, отданном ей на время. Была глубокая осень. Я вошла в до­мик, а в домике — густой, сырой и промозглый пар, топится железная печка-буржуйка. Я подошла к матушке, а она лежит на кровати лицом к стене, по­вернуться ко мне не может, волосы примерзли к стене, еле отодрали. Я в ужасе сказала: “Матушка, да как же это? Ведь вы же знаете, что мы живем вдвоем с мамой, брат на фронте, отец в тюрьме и что с ним — неизвестно, а у нас — две комнаты в теплом доме, сорок восемь квадратных метров, от­дельный вход; почему же вы не попросились к нам?” Матушка тяжело вздох­нула и сказала: “Бог не велел, чтобы вы потом не пожалели”» . Фотография блаженной старицы Матроны Но что же братья? Ведь они знали, где Матрона и что с ней — до 1945 года, пока жива была мать, сестра не раз приезжала в Себино, чтобы её проведать. Неужели Иван и Михаил ни разу не поинтересовались судьбой изгнанницы?

http://foma.ru/predatelstvo-i-proshhenie...

«При той нужде, в которой жили Никоновы , четвертый ребенок мог стать прежде всего лишним ртом. Поэтому из-за бедности еще до рождения последнего ребенка мать решила избавиться от него, – повествуется в книге «Житие и чудеса святой праведной блаженной Матроны Московской». – Об убийстве младенца во чреве матери в патриархальной крестьянской семье не могло быть и речи. Зато существовало множество приютов, где незаконнорожденные и необеспеченные дети воспитывались за казенный счет или на средства благотворителей. Мать Матроны решила отдать будущего ребенка в приют князя Голицина в соседнее село Бучалки, но увидела вещий сон. Еще не родившаяся дочь явилась Наталии во сне в виде белой птицы с человеческим лицом и закрытыми глазами и села ей на правую руку. Приняв сон за знамение, богобоязненная женщина отказалась от мысли отдать ребенка в приют. Дочь родилась слепой, но мать любила свое " дитя несчастное " ». (М., 1999. С. 5.) Но как раз это, по мирским понятиям, «несчастное дитя» вскоре стало кормилицей и славой семьи. И именно Матрону, беспомощную калеку, а не кого-то более «полноценного» святой праведный Иоанн Кронштадтский назвал своей сменой, «восьмым столпом России». Поразительна и история Григория Журавлева, который родился в Самаре, как сейчас говорят, «обрубком» – без рук и без ног. Если бы такой плод продиагносцировали на УЗИ, то наверняка рекомендовали бы аборт. И очень многие люди, в том числе православные, поддержали бы такую рекомендацию. Но в конце XIX века УЗИ еще не было, поэтому младенец с таким страшным увечьем появился на свет. А поскольку он был еще и девятым (!) ребенком в семье, естественно, пошли разговоры про лишний рот. Но одна прозорливая старица предсказала родным Григория, что именно этим ртом он и накормит всю семью. Как часто бывает с предсказаниями, смысл проявился не сразу. Кто бы мог подумать, что Григорий станет церковным художником и будет рисовать ртом?! В музее Самарской семинарии хранятся иконы его письма. А в деревне Утеевка он расписал целый храм! Братья держали его на руках, а он держал в зубах кисть.

http://pravoslavie.ru/675.html

Крестьянская хата, начало ХХ века. Фотохроника ТАСС      В 1911 году, согласно новой подворной переписи, Дмитрий Никонов уже был «крестьянином-собственником». За ним числилось три полевых надела, две лошади, два жеребенка, пять овец и корова. На избе появилась металлическая кровля. Некоторые жители Себино за годы аграрной реформы, наоборот, лишились своих наделов. По «крепости» хозяйство родителей Матроны было на седьмом месте в списке из трехсот дворов. 1921 год: засуха, голод и икона «Взыскание погибших» Беженцы покидают голодные губернии. 01.07.1921. Фотохроника РИА Новости      Приблизительно в 1915 году Матрона попросила мать заказать ей икону «Взыскание погибших». Образ явился ей во сне. Написал икону мастер Никита Люличев из села Монастырщино, расположенного в 10 км от Себино. Сейчас она находится в Покровском женском ставропигиальном монастыре (Москва). А в начале 20-х годов (такую дату назвали в себинском музее) блаженная Матрона уговорила знакомых женщин собирать по всем окрестным деревням средства на вторую икону «Взыскание погибших», для храма Успения Пресвятой Богородицы. Работу над новым образом поручили иконописцу из города Богородицк. Встречали икону всем селом, за четыре километра от храма. Матрону тоже привели к месту встречи, держа под руки. Как сказано в житии, при засухе эту икону «Взыскание погибших» выносили в центр села и служили перед ней молебны. (Сейчас она хранится в Новомосковске, в Свято-Успенском мужском монастыре). Как раз в 1921 году многие районы России пострадали от жестокой засухи, ставшей одной из причин массового голода в европейской части страны. Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших», написанная по благословению блаженной старицы Матроны Московской для Свято-Успенского храма села Себино      Отец блаженной не дожил до этих событий, он умер в 1912 году в возрасте 63 лет. Мать, Наталья Никитична, прожила после этого еще 33 года. 1925 год: разлад в семье и отъезд в Москву Первые трактора в советской деревне. Начало эпохи колхозов. 1925 г. Фотохроника РИА Новости     

http://pravoslavie.ru/129122.html

Монастырь закрыли в 1929 году, а до этого, в 1926-м, закрыли храмы и взорвали колокольню. Последним наместником Покровского мужского монастыря был архимандрит Вениамин (Милов) . В 1934 году в западной части территории монастыря, на месте монастырского кладбища, был разбит парк культуры и отдыха Ждановского района (Таганский парк); монастырские стены в этом месте снесены. В самих зданиях монастыря размещались: типография, редакция журнала, спортивный зал, биллиардная, киностудия, управление кинофикации. Покровский монастырь был возвращён Русской Православной церкви только спустя шестьдесят лет. Возрождение [ править править код ] 24 ноября 1994 года Священный Синод принял решение о возобновлении Покровского монастыря в качестве женской монашеской обители. Возрождение обители началось с октября 1995 года, тогда в стенах наполовину разрушенной Покровской церкви была отслужена первая Божественная литургия, на который молились всего пять инокинь. Брат настоятельницы, о. Александр, сделал из фанеры первый иконостас, на котором укрепили бумажные иконы... Через два года постановлением Правительства Москвы обители были переданы сохранившиеся храмы, здания и сооружения, исторически принадлежавшие Покровскому монастырю, а затем и монастырская земля (кроме той, что занимает Таганский парк со стадионом). 4 апреля 1998 года освятили три придела Покровского храма первого этажа. В 1999 был освящён верхний храм Покрова Пресвятой Богородицы. 22 ноября 2001 года, в день 120-й годовщины рождения Матроны Московской, освятили и Воскресенский собор. В 2002 году освящена вновь отстроенная трёхъярусная колокольня, точная копия разрушенной. Восстановлен Святой источник. В настоящее время монастырь содержит приют для сорока девочек. Ежедневно обитель посещают до 3 000 паломников, в воскресные и праздничные дни их число доходит до 25 000, в дни престольных праздников — до 50 тысяч человек. Мощи святой Матроны [ править править код ] 1 мая 1998 года в монастырь были перенесены останки М. Д. Никоновой, в ночь на 8 марта того же года обретённые из могилы на Даниловском кладбище Москвы.

http://azbyka.ru/palomnik/Покровский_жен...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Блаженная Матрона  — старица всей России 5 мин., 05.03.2014 Блаженную Матрону можно по праву назвать старицей всей России. Получив от Бога нелегкий крест, она со смирением пронесла его через всю земную жизнь. При этом людям она всегда дарила свет настоящей веры, Божию милость и утешение. Дитя, отмеченное Богом Блаженная Матрона (Матрона Дмитриевна Никонова) родилась в 1881 году в селе Себине Епифанского уезда (сегодня – Кимовский район) Тульской губернии. Ее родители – Дмитрий и Наталия, простые крестьяне – помимо Матроны имели еще троих детей: Ивана, Михаила и Марию. Известно, что когда Матрона родилась, родители ее были уже немолоды. Из-за крайней бедности ее мать, еще будучи беременной, решила отдать ребенка после родов в приют князя Голицына в соседнее село Бучулаки. В таких приютах, за казенный счет или на средства жертвователей, в то время воспитывались многие необеспеченные дети. Однако намерениям Наталии Никоновой не суждено было сбыться. По преданию, еще не родившаяся дочь явилась ей во сне в виде белой птицы с человеческим лицом и закрытыми глазами и села женщине на правую руку. Наталия приняла сон за знамение свыше и отказалась от желания отдать дитя в приют. Девочка родилась слепой, и мать любя называла ее «дитя несчастное». В крещении дочь была названа Матроной в честь святой V века преподобной Матроны Константинопольской. Преподобная Матрона Константинопольская Матрона была не просто слепа – у нее совсем не было глаз. Глазные впадины девочки были плотно закрыты сомкнутыми веками. Помимо прочего на ее теле был еще один знак – выпуклость в форме креста, то есть своеобразный нерукотворный нательный крестик. С ранних лет блаженная стала приобщаться к вере в Бога. Известно, что еще будучи маленькой, она по ночам пробиралась к углу с иконами, непостижимым образом снимала их с полки и играла с ними на столе. Со своими сверстниками Матрона почти не общалась, а предпочитала всегда быть дома. Связано это было с тем, что дети дразнили ее и даже издевались: стегали крапивой, сажали в яму и смотрели, как она ощупью выбирается оттуда. Духовное взросление

http://foma.ru/blazhennaya-staritsa-vsey...

84 Святая блаженная Домна, Христа ради юродивая, Томская, Сибирская//Жития сибирских святых: Сибирский патерик. Новосибирск: Новониколаевск, 1999. С. 249. 85 Правдолюбов Н., свящ., Правдолюбов В. Житие святой блаженной Матроны Анемнясевской//Шантаев А., свящ. Святые блаженные-калеки в современной житийной литературе. М.: Благо, 2004. С. 94–95. 87 Зимина Н.П. Варвара Скворчихинская [Электронный ресурс]//Православная энциклопедия: [web-caйm]. http://www.pravenc.ru/text/154101.html (27.10.2013) 88 Блаженная Матрона Московская (Никонова)//Собор Московских святых: Сборник житий. М.: Сибирская Благозвонница, 2006. С. 257. 89 Евфросиния Колюпановская [Электронный ресурс]//Православная энциклопедия: [web-caйm]. http://www.pravenc.ru/text/181892.html (27.10.2013) 91 Иванов С. А. Византийское юродство. М.: Международные отношения, 1994; Иванов С.А. Блаженные похабы. Культурная история юродства. М.: Языки славянских культур, 2005. [Электронный ресурс]//Литературный портал «Предание.ру»: [web-caйm]. http://predanie.ru/lib/book/91934/(27.10.2013) 92 Иоанн (Кологривов), иером. Юродивые Христа ради [Электронный ресурс]//Иоанн (Кологривов), иером. Очерки по истории Русской святости. – Брюссель, 1961. С. 241. Электронная библиотека Одинцовского благочиния: [web-caйm]. http://odinblago.ru/rus sviat/2#4 (28.10.2013) 93 Наумов Р.А. «Меня раздело Евангелие»: Внешний облик юродивых Христа ради//Журнал «Духовный Собеседник». 2001. 3(27). С. 113. 96 Блаженная Пелагея Ивановна. Сказания о Христа ради юродивой подвижнице Серафимо-Дивеевского монастыря Пелагее Ивановне Серебрениковой//Серафимо-Дивеевские предания: Житие. Воспоминания. Письма. Церковные торжества. М.: Паломник, 2006. С. 335. 98 Блаженная Пелагея Ивановна. Сказания...//Серафимо-Дивеевские предания... М.: Паломник, 2006. С. 256. 100 Дамаскин (Орловский), иером. Блаженная Мария Ивановна//Серафимо- Дивеевские предания... М.: Паломник, 2006. С. 158. 104 Блаженная Матрона Московская (Никонова)//Собор Московских святых: Сборник житий/Сост. мон. Иулиания (Самсонова). М.: Сибирская Благозвонница, 2006. С. 249.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Матрона была не просто слепая, у нее совсем не было глаз. Глазные впадины закрывались плотно сомкнутыми веками, как у той белой птицы, что видела ее мать во сне. Но Господь дал ей духовное зрение. Еще в младенчестве по ночам, когда родители спали, она пробиралась в святой угол, каким-то непостижимым образом снимала с полки иконы, клала их на стол и в ночной тишине играла с ними. Матронушку часто дразнили дети, даже издевались на нею: девочки стегали крапивой, зная, что она не увидит, кто именно ее обижает. Они сажали ее в яму и с любопытством наблюдали, как она наошупь выбиралась оттуда и брела домой. С семи-восьмилетнего возраста у Матронушки открылся дар предсказания и исцеления больных. Дом Никоновых находился поблизости от церкви Успения Божией Матери. Храм красивый, один на семь-восемь окрестных деревень. Родители Матроны отличались глубоким благочестием и любили вместе бывать на богослужениях. Матронушка буквально выросла в храме, ходила на службы сначала с матерью, потом одна, при всякой возможности. Не зная, где дочка, мать обычно находила ее в церкви. У нее было свое привычное место — слева, за входной дверью, у западной стены, где она неподвижно стояла во время службы. Она хорошо знала церковные песнопения и часто подпевала певчим. Видимо, еще в детстве Матрона стяжала дар непрестанной молитвы. Когда мать, жалея ее, говорила Матронушке: «Дитя ты мое несчастное!» — она удивлялась: «Я-то несчастная? У тебя Ваня несчастный да Миша». Она понимала, что ей дано от Бога гораздо больше, чем другим. Даром духовного рассуждения, прозорливости, чудотворения и исцеления Матрона была отмечена Богом с ранних пор. Близкие стали замечать, что ей ведомы не только человеческие грехи, преступления, но и мысли. Она чувствовала приближение опасности, предвидела стихийные и общественные бедствия. По ее молитве люди получали исцеление от болезней и утешение в скорбях. К ней стали ходить и ездить посетители. К избе Никоновых шли люди, тянулись подводы, телеги с больными из окрестных сел и деревень, со всего уезда, из других уездов и даже губерний. Привозили лежачих больных, которых девочка поднимала на ноги. Желая отблагодарить Матрону, они оставляли ее родителям продукты и подарки. Так девочка, вместо того чтобы стать обузой для семьи, стала ее главной кормилицей.

http://zavet.ru/a/rss_1297090157.html

Архив Пн Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви по докладу Синодальной комиссии по канонизации святых (Москва, 2004 г.) 8 июня 2008 г. 12:38 1. Одобрить доклад Преосвященного Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия , Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, и деятельность комиссии. 2. Считать правильными методологию и критерии исследовательской деятельности Комиссии, а также выразить удовлетворение результатами ее работы в межсоборный период. 3. Причислить к лику общецерковных святых и включить в Месяцеслов Русской Православной Церкви имена:  Преподобного Афанасия Высоцкого, Серпуховского чудотворца (+ 1395, память 12/25 сентября);  Преподобного Феодора Санаксарского (Ушакова; 1719 —1791; память 19 февраля/4 марта и 21 апреля/4 мая);  Праведного воина Феодора (Ушакова; 1745-1817; память 23 июля/5 августа и 2/15 октября);  Преподобного Василиска Сибирского (+ 1824, память 29 декабря/11 января);  Преподобного Зосимы (Верховского; 1768 —1833, память 24 октября/6 ноября);  Блаженного Андрея Симбирского (Огородникова; +1841; память 21 мая/3 июня и 27 ноября/10 декабря);  Преподобного Пимена Угрешского (Мясникова; 1810 —1880; память 17/30 августа);  Преподобной Александры Дивеевской (Мельгуновой; + 1789; память 13/26 июня);  Преподобной Марфы Дивеевской ( Милюковой; 1810 — 1829; память 21 августа/3 сентября);  Преподобной Елены Дивеевской (Мантуровой; 1805 — 1832; память 28 мая/10 июня);  Блаженной Пелагии Дивеевской (Серебренниковой; 1809 — 1884; память 30 января/12 февраля);  Блаженной Параскевы Дивеевской (+1915; 22 сентября/5 октября);  Блаженной Марии Дивеевской (Фединой; +1931; 26 августа/8 сентября);  Блаженной Матроны Московской (Никоновой; 1881 — 1952; память 19 апреля/2 мая). 4. Сообщить имена сих подвижников Предстоятелям Поместных Православных Церквей для включения в их святцы. ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЙ II ЧЛЕНЫ СВЯЩЕННОГО СИНОДА: МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ И ВСЕЯ УКРАИНЫ ВЛАДИМИР МИТРОПОЛИТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ И ЛАДОЖСКИЙ ВЛАДИМИР

http://patriarchia.ru/db/text/418914.htm...

«Годы жизни святой блаженной Матроны в Москве - время жестоких гонений на Церковь и на верующих, - напомнил архимандрит Иов Гумеров. - Блаженная Матрона была старицей и принимала людей, чтобы им помочь. Это быстро становилось известно соседям и властям. Поскольку она была прозорливой, то знала о грозящей опасности. Сама не боялась за себя, но знала, что могут пострадать хозяева, у которых она жила». В 1937-1938 гг. были расстреляны более 100 тысяч священно- и церковнослужителей. Только на Бутовском полигоне похоронены около 1000 человек, казненных за исповедание православной веры. Чтобы не подвергать риску других людей, Матрона часто переезжала с места на место. Среди адресов, по которым она жила, называют Вишняковский переулок, Пятницкую улицу, Загорск (Сергиев Посад), Царицыно, Петровско-Разумовское и др. Заботились о Матроне послушницы, как их называют в Житии, или хожалки, которые жили вместе с ней. Москвичка Елена видела их, когда приходила молиться на могилу блаженной в 1991 году. «Это были худенькие женщины, все в черном, - вспоминает она. - Они были строгие и одновременно благодатные. Описать это трудно. Видимо, Матронушка за них очень сильно молилась». Откуда были эти женщины, почему оказались рядом с Матроной, неизвестно. Сохранилось лишь несколько имен: Пелагея, Даша, Татьяна, Груша. Да еще Поля Ракитинская, которая приехала в Москву со станции Узловая, расположенной примерно в 50 км от села Себино. «Я приехала к Матроне, - вспоминала жительница Себино Александра Гуськова, навещавшая старицу в Москве. - Домик деревянненький был такой. Стучусь. Выходит хожалка. «Вам кого?» «Я приехала к Матронушке». «Я не могу вас пустить, я вас не знаю». Дверь открыта была. Матрюша услышала и говорит оттуда: «Пусти, пусти ее»». В середине 30-х годов Иван и Михаил Никоновы тоже переехали в Москву, об этом их потомки рассказали сотрудникам себинского музея. Известно, что Иван помогал Михаилу строить дом на Воробьевых горах. Достоверных сведений об отношениях братьев с блаженной Матроной не сохранилось. Но на похороны сестры они пришли.

http://pravoslavie.ru/129122.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010