Закрыть День памяти блаженной Матроны Московской Сегодня мы также вспоминаем историка М.Т.Каченовского, адмирала А.С.Меншикова, историка Церкви П.В.Знаменского, слависта Т.Д.Флоринского, ученых С.В.Лебедева и Г.П.Свищёва 02.05.2024 2 Время на чтение 12 минут Фото: serafim-tambov.ru День памяти преподобного Иоанна Ветхопещерника (VIII). Блж. Матроны Московской (1952). Мчч. Феоны, Христофора и Антонина (303). Свт. Георгия исп., еп. Антиохии Писидийской (IX). Свт. Трифона, патриарха Константинопольского (933). Сщмч. Пафнутия, еп. Иерусалимского. Прп. Никифора игумена. Свт. Виктора исп., еп. Глазовского (1934). Сегодня, 2 мая, мы чтим память блаженной Матроны Московской. Блаженная Матрона (Матрона Димитриевна Никонова) родилась в 1885 году в многодетной семье крестьян села Себино Епифанского уезда Тульской губернии. При той нужде, в которой жили Никоновы, четвертый ребенок, которым и была Матрона, мог стать прежде всего лишним ртом и поэтому еще до его рождения мать решила отдать дитя в приют. Однако, вскоре она была вразумлена Господом в видении и отказалась от этой мысли. Ребенок родился слепой, но мать любила свое «дитя несчастное». При крещении девочка была названа Матроной в честь преподобной Матроны Константинопольской, греческой подвижницы V века. С ранних пор Матрона была отмечена Богом даром духовного рассуждения, прозорливости, чудотворения и исцеления. Близкие стали замечать, что ей ведомы не только человеческие грехи, преступления, но и мысли. Она чувствовала приближение опасности, предвидела стихийные и общественные бедствия. По ее молитве люди получали исцеление от болезней и утешение в скорбях. В отрочестве Матроне представилась возможность попутешествовать. До нас дошло предание о встрече Матронушки со святым праведным Иоанном Кронштадтским, который по окончании службы в Андреевском соборе Кронштадта попросил народ расступиться перед подходящей к солее 14-летней Матроной и во всеуслышание сказал: «Матронушка, иди-иди ко мне. Вот идет моя смена – восьмой столп России». Значения этих слов матушка никому не объяснила, но ее близкие догадывались, что отец Иоанн провидел особое служение Матронушки России и русскому народу во времена гонений на Церковь.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/05/02/de...

Блаженная Матрона: факты биографии на фоне эпохи 7 марта – день обретения мощей Нина Кайшаури Источник: Милосердие.Ru      Больной просит у нее здоровья, девушка – мужа, бедняк - машину. Кто она? Слепая дочь бывшего крепостного, верующая сестра советских активистов, опасная гостья во время репрессий, опора в любой беде. 1881 год: особый ребенок в семье временнообязанного Никонова Село Себино Тульской области, где родилась блаженная Матрона, стоит на реке Мокрая Табола. В XIX оно принадлежало помещикам Яньковым и Новосельцевым. Родители блаженной Матроны – бывшие крепостные крестьяне Дмитрий Иванович Никонов и Наталья Никитична Голикова. В 1869 году их обвенчал в храме Успения Пресвятой Богородицы села Себино священник отец Василий Троицкий. Жениху было 20 лет, а невесте – 18. Дом Никоновых находился рядом с храмом. Приход включал семь деревень, где жили около двух с половиной тысяч человек. В 1869 году себинская сельская община еще не выплатила выкуп помещику за землю, и Дмитрий Никонов числился временнообязанным. Храм Успения Пресвятой Богородицы села Себино, современный вид. Этот храм не был разрушен, но в советское время в нем устроили зернохранилище. В 1990-е храм отремонтировали. Один из его иконостасов сохранился со времен, когда в храм ходила св. Матрона, сохранилась там и купель, в которой крестили блаженную. Фото Павла Смертина      Получив личную свободу в 1861 году, крепостные продолжали платить оброк и работать на барщине до заключения выкупной сделки между землевладельцем и общиной. Закон об обязательном выкупе был принят в 1881 году. Государство рассчитывалось с помещиками за полевые наделы, которыми пользовались общины, а крестьяне должны были возместить ему этот долг с процентами до 1910 года. Так работали и родители св. Матроны. На фото: обмолот хлеба ручными цепами. 1900-е гг. Фотохроника РИА Новости      Согласно житию, блаженная старица Матрона появилась на свет в 1881 году. «Она была шестым ребенком в семье. До нее родились пятеро: Иван, Михаил, Андрей, Устинья, Пелагея. Четверо из них умерли от простуды, холеры и других болезней. Осталась в живых только Пелагея, восемью годами старше Матроны. После Матроны родились еще двое детей – Иван и Михаил», - рассказала заведующая экспозицией Музея Матроны Московской в Себино Тамара Писарева.

http://pravoslavie.ru/129122.html

В день памяти блаженной Матроны тысячи верующих пришли поклониться святой угоднице Москва, 23 ноября 2007 г. Тысячи верующих пришли в четверг 22 ноября с цветами в Покровский женский монастырь столицы, чтобы поклониться блаженной Матроне Московской — одной из самых почитаемых в народе святых — и помолиться у мощей святой в день ее памяти, передает Седмица.Ru. Точная дата рождения святой блаженной Матроны Московской неизвестна. Известно лишь, что родилась она осенью. Русская Православная Церковь отмечает 22 ноября день памяти греческой подвижницы V века Матроны Константинопольской, в честь которой была названа Матрона Московская. Верующие, в числе первых поклонившиеся святой, признаются, что приехали " приложиться к ее мощам " еще затемно. Те, кто подошел позже, стояли в очереди к раке блаженной старицы по несколько часов. Впрочем, очередь не иссякает и в обычные дни. Ежедневно в Покровский монастырь приходят сотни москвичей и паломников из других городов, чтобы помолиться блаженной, которая, по свидетельствам верующих, продолжает творить чудеса. По сложившейся традиции принято приносить Матронушке (как ласково называют старицу в народе) цветы, что поддерживает в монастыре атмосферу нескончаемого светлого праздника. Матрона Никонова родилась в 1885 году в селе Себино Тульской области в бедной семье. От рождения у девочки не было глаз. Но Бог даровал ей духовное зрение. С ранних лет Матроне были ведомы человеческие мысли и грехи. По ее молитвам люди получали исцеление от болезней и утешение в скорбях. В 1925 году блаженная Матрона переселилась в Москву. В день она принимала до 40 человек. Ее помощь людям была бескорыстной. Матрона молилась за страждущих и подчеркивала, что помогает не она сама, а Бог. Блаженная Матрона скончалась 55 лет назад, 2 мая 1952 года. Осенью 2004 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил блаженную Матрону Московскую к лику общецерковных святых. В Христорождественском приходе Екатеринбурга, на территории которого построен храм во имя Святой Блаженной Матроны Московской, день Ангела святой угодницы считают одним из храмовых праздников. Множество людей пришло в храм на торжественную службу, сообщает информационное агентство Екатеринбургской епархии.

http://pravoslavie.ru/24988.html

Сбор средств на икону происходил уже после начала преследований верующих. Храмы закрывали и разрушали, священнослужителей расстреливали. «В пользу голодающих Поволжья» в 1922 году происходило массовое изъятие церковного имущества. Миллионы людей вступали в «Союз воинствующих безбожников» - общественную организацию, занимавшуюся антирелигиозной пропагандой. Между тем брат Матроны Михаил после революции был избран председателем себинского комитета бедноты, второй брат Иван - заместителем председателя Хованского волостного совета. Оба брата были коммунистами, утверждают некоторые авторы воспоминаний, вошедших в сборник «Сказание о житии блаженной старицы, матушки Матроны». Но документов, свидетельствующих о вступлении Ивана и Михаила в партию, не сохранилось. Блаженная Матрона «мешала» братьям, считали некоторые люди, знавшие Никоновых. Как бы то ни было, слепая, наполовину парализованная и немолодая уже женщина в 1925 году навсегда уехала из родного села в Москву. Кто ее сопровождал – неизвестно. Возможно, она поступила, руководствуясь той же логикой, что и впоследствии: покинула дом, чтобы не навлечь беду на близких людей. Первым адресом блаженной Матроны в столице стал дом священника о. Василия Жаворонкова, мужа ее хожалки Пелагеи, на Николоямской (в то время Ульяновской) улице, рядом с храмом Николая Чудотворца на Ямах. В том ли храме служил о. Василий, неизвестно. Дом, в котором жили Жаворонковы, не сохранился. Впоследствии о. Василий был репрессирован, а храм закрыт в 1928 году. (Хожалки – женщины, заботившиеся о блаженной Матроне, поскольку сама она по состоянию здоровья не могла решать бытовые проблемы). 1937 год: «Не боялась за себя, но знала, что могут пострадать другие» Уникальная прижизненная фотография блаженной Матроны. Сделана в промежутке конца 20-х — середины 30-х годов. Св. Матрона - слева от священника, в темном платочке. Фотография хранилась в архиве младшего брата Матроны Ивана Дмитриевича Никонова, уехавшего с семьей в Москву перед войной. Сегодня оригинал находится в собрании музея в Себино     

http://pravoslavie.ru/129122.html

Матронушку часто дразнили дети, даже издевались на ней: девочки стегали крапивой, зная, что она не увидит, кто именно ее обижает. Они сажали ее в яму и с любопытством наблюдали, как она выбиралась оттуда и брела домой. Поэтому она рано перестала играть с детьми и почти всегда сидела дома. С семилетнего возраста у Матронушки открылся дар предсказания и исцеления больных. Дом Никоновых находился поблизости от церкви Успения Божьей Матери. Храм красивый, один на восемь окрестных деревень. Родители Матроны отличались глубоким благочестием и любили вместе бывать на богослужениях. Матронушка буквально выросла в храме, ходила на службы сначала с матерью, потом одна, при любой возможности. Не зная, где дочка, мать обычно находила ее в церкви. У нее было свое привычное место — слева, за входной дверью, у западной стены, где она неподвижно стояла во время службы. Она хорошо знала церковные песнопения и часто подпевала певчим. Видимо, еще в детстве у Матроны проявился дар непрестанной молитвы. Когда мать, жалея ее, говорила Матронушке: — Дитя ты мое несчастное. Она удивлялась: — Ято несчастная? У тебя Ваня несчастный да Миша. Она понимала, что ей дано от Бога гораздо больше, чем другим. Даром прозорливости и исцеления Матрона была отмечена Богом с ранних пор. Близкие стали замечать, что ей ведомы не только человеческие грехи, преступления, но и мысли. Она чувствовала приближение опасности, предвидела стихийные и общественные бедствия. По ее молитве люди получали исцеление от болезней и утешение в скорбях. К ней стали ходить и ездить посетители. К избе Никоновых шли люди, тянулись подводы, телеги с больными из окрестных сел и деревень, со всего уезда, из других уездов и даже губерний. Привозили лежачих больных, которых девочка поднимала на ноги. Желая отблагодарить Матрону, они оставляли ее родителям продукты и подарки. Так девочка, вместо того чтобы стать обузой для семьи, стала ее главной кормилицей. Родители Матроны любили ходить в храм вместе. Однажды в праздник мать Матроны оделась и позвала с собой мужа. Но он отказался и не пошел. Дома он читал молитвы, пел, Матрона тоже была дома. Мать же, находясь в храме, все думала о своем муже: «Вот, не пошел». И все волновалась. Литургия закончилась, Наталия пришла домой, а Матрона ей говорит:

http://azbyka.ru/fiction/deti-nebesnogo-...

В Москве отпраздновали 125-летие со дня рождения блаженной Матроны Московской Москва, 23 ноября 2006 г . 22 ноября в Покровском ставропигиальном женском монастыре столицы отметили день тезоименитства святой праведной Матроны Московской, чьи мощи покоятся в соборном храме обители, сообщает Патриархия.Ru . Божественную литургию в храме Воскресения Словущего возглавил архиепископ Орехово-Зуевский Алексий в сослужении духовенства и клириков храма. За богослужением молилились настоятельница монастыря игумения Феофания (Мискина) с сестрами. После литургии был совершен крестный ход, во время которого владыка Алексий помолился у мощей блаженной старицы Матроны. В своем слове, сказанном после крестного хода, владыка поздравил матушку игумению, сестер и всех присутствующих с праздником иконы Пресвятой Богородицы «Скоропослушница» и с празднованием 125-летия тезоименитства блаженной Матроны. Архиепископ Алексий также передал насельницам обители поздравления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Празднование тезоименитства началось с ранней литургии, которая была совершена в 12 часов ночи. Всю ночь был открыт доступ к мощам блаженной старицы. На улице перед Воскресенским храмом был оборудован большой экран, на котором демонстрировались видеосюжеты, рассказывающие об истории обители. Блаженная старица Матрона (Матрена Дмитриевна Никонова, день ангела — 9/22 ноября) родилась в 1881 году в селе Себине Тульской губернии Епифанского уезда (ныне Кимовский район). Село это расположено километрах в двадцати от Куликова поля. Родители ее, Дмитрий и Наталья, крестьяне, были людьми благочестивыми, честно трудились, жили бедно, печку топили по-черному, соломой, т.к. дров не было. Зимой спали в печке. В семье было четверо детей: двое братьев, Иван и Михаил, и две сестры, Мария и Матрена. Матрена была младшая в семье. Нося Матрону во чреве, мать видела сон-видение, вещее. Девочка родилась слепая, с сомкнутыми веками, с закрытыми глазами — глазницы как бы высохли, и так и прожила всю свою жизнь.

http://pravoslavie.ru/19534.html

Матрона родилась слепой, ее глазные впадины были плотно закрыты веками. 1896 год: подруга для барышни из крестьянской избы Икона Блаженной Матроны в храме Успения Пресвятой Богородицы села Себино. Фото Павла Смертина      В детстве блаженная Матрона большую часть времени проводила дома, молилась по четкам из ста бусин. Любила ходить в храм, подпевала хору, с голоса запоминала тексты службы. В 1896 году (предположительно) Матрону взяли в паломническую поездку, которую совершала барышня, Лидия Александровна Янькова. Девочки посетили Киево-Печерскую лавру, Троице-Сергиеву лавру и Собор святого апостола Андрея Первозванного в Кронштадте. Семья Никоновых была широко известна за пределами Себино, потому что еще в детстве у Матроны открылся дар исцелять людей с помощью молитвы и давать им мудрые советы, предвидя будущие события. «Раньше практически в каждом селе жил человек, к которому приходили лечиться крестьяне из всех окрестных деревень: там костоправ, там травник. Рассказы о них передавались из уст в уста», - объяснила Тамара Писарева. Но блаженная Матрона всегда всем говорила: «Не я помогаю, а Господь». Это отличало ее от деревенских целителей. Братья Матроны ходили в школу: 15-летний Иван к 1900 году окончил 8 классов, а 12-летний Михаил - 6 классов. Слепая девочка, естественно, оставалась неграмотной. 1911 год: Никоновы – «крепкие» хозяева Купель и источник при храме Успения Пресвятой Богородицы села Себино. Фото Павла Смертина      В начале XX века Никоновы жили в ветхой деревянной избе с соломенной крышей, построенной на фундаменте из местного известняка. Об этом известно из материалов подворной переписи, проводившейся в Тульской губернии в 1900 году. Помимо избы семья владела отдельно стоящей горницей (неотапливаемое жилое помещение), плетеным двором для скота и ригой (постройка для обработки зерна). В хозяйстве имелись корова, лошадь и жеребенок. На своем полевом наделе Никоновы выращивали рожь и картошку. C 1906 года в России проходила аграрная реформа, автором которой был председатель Совета министров Петр Столыпин. Ее суть заключалась в предоставлении крестьянам наделов из общинного фонда в частную собственность.

http://pravoslavie.ru/129122.html

Драматична история создания другого памятника блаженной старице, установленного на месте, где, по преданию, стоял дом Никоновых – родителей Матроны. Эта скульптура стала последней работой известного тульского скульптора Игоря Котенева. – Игорь Котенев был моим учеником, я преподавала ему историю искусств в художественной школе города Тулы, – продолжает Марина Николаевна. – Окончил он Пензенское художественное училище по специальности «Скульптура», затем – Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское) по специальности «Монументальная скульптура». Был учеником известного мастера российской скульптуры А. Н. Бурганова. После учебы Игорь Леонидович вернулся в Тулу, преподавал в Тульском политехническом университете, а когда узнал про Себино, захотел, чтобы там был памятник Матронушке. И первое же решение памятника, которое он мне предложил, было, на мой взгляд, очень удачным. Я предложила Игорю искать деньги на реализацию замысла, но внезапная смерть скульптора всех нас потрясла. Помог воплотить замысел Игоря в жизнь меценат Николай Шарапонов. Николай Анатольевич нашел в Москве скульптора Алексея Игнатова, который на основе эскиза Игоря Котенева и создал памятник Матронушке. Анна Ивановна Никулина Рядом с памятником установлен знак с надписью о том, что здесь, по преданию, и жила блаженная старица. – Когда в Себино началось строительство комплекса, была жива еще старейшая жительница села Анна Никулина, ей на тот момент было 93 года, – рассказывает заведующая музеем Матроны Себинской-Московской Тамара Писарева. – Она и показала нам место, где находился дом Никоновых. Но саму Матронушку Анна Ивановна не помнила. Когда Матрона уезжала из Себино, Анне Никулиной было пять лет. А два года назад Анна Ивановна умерла… Сегодня от места, где, вероятно, находился дом Никоновых, к храму ведет аллея. В Себино Матронушкин храм Сведения о храме Успения Пресвятой Богородицы, который посещала блаженная Матрона, удалось отыскать на официальном сайте Свято-Успенского храма села Себино. Я выяснила, что храм был возведен на средства себинской помещицы Евгении Васильевны Яньковой. В 1881-м году трапезная церковь была построена вчерне. Внутренняя отделка храма длилась 6 лет. В марте 1887 года архиепископ Никандр благословил прихожан на устройство в трапезе придельного алтаря во имя Святого благоверного князя Александра Невского. 2 декабря 1892 года новый алтарь был освящен местным благочинным Сергеем Дружининым и приходским священником Василием Троицким ( http://sebino.ru/index.html ).

http://pravoslavie.ru/121023.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Блаженная Матрона: житие без мифов и домыслов 20 мин., 06.03.2019 Биография блаженной Матроны обросла невероятным количеством народных домыслов. Встречалась ли она со Сталиным? Видела ли бесов, влетающих через форточку? Занималась ли она заговариванием водички и прочими колдовскими делами? " Я понимаю тяжесть подвига юродства, но народная гипертрофизация определенных святых, фамильярное их наименование — Ксеньюшка, Матронушка — мне непонятны… Экзальтация православных при почитании блаженной Матроны мне представляется чуждой православию и больше свойственной католической практике». Такое мнение можно встретить, и нередко. Некоторые сведения о блаженной Матроне Московской, «народные жития», апокрифы и ажиотаж вокруг мощей, находящихся в Покровском монастыре в Москве, действительно зачастую выглядят странными, а порой и отталкивающими. Однако блаженная Матрона — это удивительный человек, проживший жизнь веры, и плоды этой жизни очевидны для Церкви, прославившей старицу в лике святых в 2004 году. Наш текст — попытка представить историю блаженной Матроны без мифов и домыслов, которые распространены сегодня и, к сожалению, иногда создают несовместимый с христианством образ святой. Итак, какой же была почитаемая сегодня миллионами старица, чья жизнь пришлась на тяжелые годы гонений и войны? Нежеланный ребенок Юрий Александрович Олсуфьев. Фотография из следственного дела. 1937 В психологии, популярной в наши дни как среди светских людей, так и среди верующих, небезосновательно принято искать корни многих жизненных проблем человека в его детстве и даже во внутриутробном развитии. Согласно такому подходу, маленькая Матрюша должна была бы вырасти с серьезными претензиями и к жизни, и к Богу: ее рождения не хотел никто. Мать Матроны, Наталья Никонова, забеременела ею в зрелом возрасте. В бедной крестьянской семье уже было трое детей: дочка Мария и два сына — Михаил и Иван. Никоновы жили в селе Себино Тульской губернии, недалеко от знаменитого Куликова поля, а на небольшом удалении от них местный помещик, граф Юрий Александрович Олсуфьев, организовал приют для сирот на 40 мест. Туда и было решено отдать еще не родившегося четвертого ребенка — из-за банальной невозможности прокормить малышку…

http://foma.ru/blazhennaya-matrona.html

Обезвредить, изгнать, заключить: страшное «равноправие» Матронушки Дискриминация женщин во все времена выражалась по-разному 8 марта, 2019 Дискриминация женщин во все времена выражалась по-разному «Невольно рождается вопрос: неужели женщина – сосуд немощный и в этом отношении? Неужели женщины по природе – глупы? И что же такое прославила Церковь в лице Матроны?» Как связаны Матрона Московская, Женский день и борьба за права – размышляет инокиня Евгения (Сеньчукова). Матронушка: деревенская «бабка» или святая Инокиня Евгения (Сеньчукова) В ночь на 8 марта 1998 года останки Матроны Дмитриевны Никоновой были перенесены с Даниловского кладбища в Данилов монастырь, а позже – в Покровский женский монастырь. А еще через год состоялось общецерковное прославление святой праведной старицы Матроны Московской – блаженной Матронушки, одной из самых почитаемых в народе святых XX века. «Думающая» часть церковного народа, правда, на это почитание смотрит с недоумением, а то и с осуждением. Понять можно: деревенская «бабка», чем-то похожая на болгарскую Вангу, только что от Церкви не отбивалась, какие-то полуоккультные, полуязыческие советы, заговоренная вода, постоянное сражение с темным миром духов – что-то иррациональное, а оттого неприятное и, конечно, совершенно нецерковное по своей сути во всем этом есть. И, кажется, вместе с Матронушкой канонизировано все то, чему сознательные верующие пытаются сопротивляться (а священники – прямо обличают с амвона). Кто из нас, живущих в России, не знает вполне благочестивых церковных женщин, бегающих заговаривать болезни к бабкам? По селам до сих пор даже самые истовые прихожанки опасаются порчи и сглаза, а в городах – верят в астрологию. Это все очень женские грехи. Невольно рождается вопрос: неужели женщина – сосуд немощный и в этом отношении? Неужели женщины по природе – глупы? И что же такое прославила Церковь в лице Матроны? Неужели основным мотивом канонизации был банальный популизм? Учила молиться и слушать священников Вопросы эти получат очень неожиданные ответы, если посмотреть на блаженную старицу с совершенно другой стороны.

http://pravmir.ru/obezvredit-izgnat-zakl...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010