Грядущую революцию Матрона предсказала еще задолго как страшное бедствие: «будут грабить, разорять храмы и всех подряд гнать». В 1925 блж. Матрона перебралась в Москву, где прожила до конца своих дней. Опасаясь ареста, без прописки, духом предвидя грядущие неприятности, она спасала от репрессий не только себя, но и приютивших ее хозяев. Много людей приходило к Матроне со своими болезнями и скорбями. Имея предстательство перед Богом, она помогала многим. Ее духовно-молитвенное служение отвращало от гибели доверившихся ей людей и приводило ко спасению. Предвидела блж. Матрона Великую Отечественную войну: «Вот сейчас вы все ругаетесь, делите, а ведь война вот-вот начнется. Народу много погибнет, но наш русский народ победит». Перед смертью матушка Матрона сказала: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам». Ее могилка на Даниловском кладбище стала святым местом православной Москвы. В 1998 честные останки блж. Матроны были перенесены в московский Покровский монастырь, где 2 мая 1999 состоялось церковное прославление угодницы Божией. М.Жукова Мебель в русском быту XVI-XVII вв. В домашнем быту русских людей издавна существовал обычай укрывать и покрывать. В зажиточном доме полы были покрыты коврами, у менее зажиточных – рогожами и войлоками. В сенях у дверей обязательно лежала рогожа или войлок для обтирания ног. Для сидения служили лавки, приделанные к стенам наглухо. Если стены были обиты, то и лавки обивались тем же самым, чем стены; но, сверх того, на них накладывались куски материи, называемые полавочниками; они делались о двух полотнищах, так что одно было длиннее другого; первое закрывало лавку во всю ее длину, а последнее свешивалось до земли, закрывая середину пространства между лавкой и полом. Их длина и ширина были различны, смотря по лавкам, величина которых соразмерялась с пространством покоев. Были, напр., полавочники в 4 м длиной и в 1,5 м шириной. Полавочники переменялись: в будни клались попроще, в праздники и во время приема гостей наряднее.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святые юродивые посещали храм Божий, исповедовались и причащались Святых Христовых Таин, относились к Таинству Евхаристии с чрезвычайным благоговением. Правда, делали они это крайне редко, почитая себя недостойными. Так, св. блж. Евфросиния Колюпановская причащалась один раз в год в Великий Четверг. Св. блж. Домна любила молитвенно уединяться в церкви, когда не было прихожан. Когда же народу в храме было много, то она юродствовала: переходила с места на место, разговаривала, гасила и переставляла свечи, клала их себе в узлы 86 . Св. блж. Варвара Скворчихинская за все долгие годы затвора (с 1930 по примерно 1952 г.) ни разу не была в храме, который в Скворчихе закрыли в конце 1920-х гг., однако, как отмечает жизнеописатель, блж. Варвара никогда не отходила от Церкви, её причащали священники, посещавшие затворницу. Приходившим к ней людям св. Варвара наказывала чаще ходить в храм, особо почитать день памяти своего небесного покровителя 87 . Св. блж. Матрона Московская, исцеляя больных, требовала от них веры в Бога и исправления греховной жизни. Некоторым посетителям она рекомендовала не пропускать ни одной воскресной службы, на каждой исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин. Живущих в гражданском браке она благословляла обязательно венчаться в церкви. Всем наказывала обязательно носить нательный крест 88 . Святые юродивые жены имели духовных наставников, не полагаясь на свою человеческую мудрость. Так, св. блж. Евфросиния духовно окормлялась у служившего в колюпановском Казанском храме священника Павла Просперова (впоследствии принявшего монашеский постриг с именем Павлин) 89 . Святые юродивые юродствовали с целью достижения полнейшего смирения, они почитали себя хуже всех. Св. блж. Евфросиния Колюпановская, Христа ради юродивая, спала полулежа на полу вместе с собаками, а на вопрос, почему она так живет, отвечала: «Я хуже собак» 90 . В этом смысле ни в коем случае нельзя согласиться с так называемым светским, или культурологическим, взглядом на юродство, согласно которому юродство есть величайшая гордыня, скрываемая за безграничным самоуничижением. Именно эта мысль проходит красной нитью в трудах современного византолога С. А. Иванова , пользующихся сегодня большой популярностью 91 . Православный взгляд на юродство как раз прямо противоположен: юродство – это борьба не на жизнь, а на смерть не только с грехом, но и с самым корнем греха – самолюбием, во всех его самых тайных и скрытых проявлениях 92 . Юродивый своим юродством пытается обойти самый опасный подводный камень при стремлении к святости – гордость быть избранным Божьей благодатью.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В житии святой Домны Томской описан случай, когда она вела беседы на иностранном языке: «Родилас Домна Карповна в начале XIX века. Воспитание получила в дворянской семъе, и её благовоспитанност просвечивала даже во дни юродства. Была образованна, что видно из следующего: однажды мимо села, в котором в то время жила Домна Карповна, проезжала одна знатная женщина, и Домна Карповна провела с ней всю ночь, беседуя на иностранном языке» 154 . Случай кратковременного вразумления на французском языке описан и в житии св. блж. Евфросинии Колюпановской, бывшей фрейлины при дворе императрицы Екатерины II: «По преданию, когда в 1812 г. армия Наполеона подошла к Москве, французские войска остановилис близ Владычного монастыря. Офицеры обнаружили домик подвижницы, стали оскорблят ее и издеватъся над ней, но, когда в ответ услышали обличение на чистейшем французском языке, удалилисъ» 155 . К слову сказать, в работе «Меня раздело Евангелие» её автор Р.А. Наумов высказывает мысль, что юродивые женщины в основном были из крестьянского сословия и поэтому были в некотором смысле людьми привычными к босоножию, терпению холода, голода и пр. Однако, если посмотреть на перечень канонизированных святых блаженных и/или юродивых жен, то согласно агиографической литературе из 16 прославленных святых как минимум четверо (то есть четверть) были представительницами знатного сословия (блж. Клеопатра; блж. Ксения Петербургская; блж. Евфросиния Колюпановская – воспитана в Смольном институте, состояла фрейлиной при дворе Екатерины II; блж. Домна Карповна). Св. Варвара Скворчихинская была родом из семьи священника. Из богатой купеческой семьи была родом св. Пелагея Дивеевская. Родом из крестьянского сословия – свв. Паша Саровская, Мария Ивановна Дивеевская, Матрона Анемнясевская, Матрона Московская. 2.3. Типичные асоциальные поступки В целом в жизнеописаниях святых жен, прославленных в чине блаженных и/или юродивых Христа ради, крайне мало представлено случаев, связанных с какими-то поступками, направленными против отдельных людей или сообществ. Мы не знаем, то ли такого рода поступки действительно не были свойственны рассматриваемым подвижницам, то ли жизнеописатели деликатно об этом умалчивают.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Лит.: Кузнецов И. И., свящ. Покровский (Св. Василия Блаженного) собор в Москве: Св. Василий и Иоанн Христа ради Юродивые: Лобное место. М., 1900. С. 19-21, 23. Рис. 17, 19, 23, 27, 28; он же, прот. Св. блаженные Василий и Иоанн, Христа ради Моск. чудотворцы//Зап. Моск. археол. ин-та. М., 1910. Т. 8. С. 10, 11, 20, 22-24, 266, 366, 374-375, 379-387, 395-396; Большакова. Подлинник иконописный. С. 125; Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 374; Маясова Н. А. Кремлевские «светлицы» при Ирине Годуновой//ГмМК: Мат-лы и исслед. М., 1976. Вып. 2. С. 45-46. Илл. 3-4; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. 53, 56, 74, 75, 76, 77, 128, 164, 169, 179; Т. 2. 88. С. 71-72. Рис. 17; Баталов А. Л., Успенская Л. С. Собор Покрова на Рву (храм Василия Блаженного). М., 2002; Преображенский А. С. Инок и юродивый: сопоставление двух типов святости в рус. иконографии позднего средневековья//Иконопись рус. Севера: Сб. ст. (в печати). А. С. Преображенский Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН Власатый, Милостивый, Ростовский(† 1580 ), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 сент., 12 нояб., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ИОАНН (сер. XVI в. (?), Вологда - 3.07.1589, Москва), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Московский, Большой Колпак МАКСИМ († 11.11.1433 (1434?)), блж., Христа ради юродивый, Московский (пам. 11 нояб., 13 авг.- обретения мощей, в Неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) МАТРОНА Дмитриевна Никонова (1881 (по др. сведениям, 1883 или 1885) блж. (пам. 23 февр., 19 апр., в Соборе Московских святых и в Соборе Тульских святых) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) ГЕОРГИЙ блж., Христа ради юродивый, Новгородский (пам. 3 нояб., 23 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/150789.html

Иносказательной речью вразумляла окружающих и св. блж. Параскева Дивеевская. Так, например, при посещении святой подвижницы царской фамилией во время прославления прп. Серафима Саровского в 1903 году в конце встречи она собрала символические гостинцы царю-императору Николаю II и сказала: «Государ, неси сам.., а нам дай денежку, нам надо избушку строитъ» 150 . Под избушкой в данном случае блаженная имела в виду новый собор. Другим посетителям во время беседы она вдруг сказала, обратившись к женщине, которая до этого момента мысленно читала Иисусову молитву, а потом прекратила: «Почему кашу не варишь?». Под кашей имелась в виду прекратившаяся Иисусова молитва . «Пожать траву за кого-то» на языке блаженной означало пойти помолиться за того человека. В целом иносказательная речь св. блж. Параскевы часто бывала тесно связанной с её пророчествами. В молитве св. блж. Параскеве Дивеевской есть такие слова, указывающие на особенность её речи: «...вторая обители дивеевския блаженная старица, заблуждшыя притчами вразумлявшая, яко пророчица.. .» 151 . Св. блж. Варвара Скворчихинская, прекратив работать в школе и приняв на себя подвиг юродства (около 1928–1929 гг.), начала вести затворнический образ жизни, старалась не показываться на люди и ни с кем не разговаривать. Однако, как отмечает жизнеописатель, «с первых же лет пребывания в затворе Господь возложил на неё подвиг старчества – служения людям духовными наставлениями; часто блаженная говорила притчами, иногда давала прямые советы» 152 . К блаженной приходили сотни людей, но к посетителям она не выходила, а разговаривала через дверь. Св. блж. Матрона Московская, как правило, говорила прямым текстом со своими близкими и многочисленными посетителями. Однако в житии описаны и некоторые случаи приточных высказываний. Так, будучи еще совсем юной, однажды, как свидетельствует жизнеописатель, она сказала своей матери: «Мама, готовься, скоро у меня будет свадьба». Через несколько дней к дому потянулись повозки и подводы – люди, прослышав о чудесных дарах Матроны, ехали к ней со своими горестями и бедами. Мать спрашивала её: «Матрошенька, да что же это такое?». А та отвечала: «Я же говорила тебе, что будет свадьба» 153 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С развитием монашества появляется почитание преподобных 44 . Почитание святых подвижников – аскетов, как и святителей, первоначально было местным 45 , и лишь позднее, когда они стали участвовать в решениях Вселенских Соборов, почитание их начало распространяться весьма широко 46 . В монашеской среде, начиная с IV века, возникает и такой вид подвига как юродство – принятие на себя мнимого безумия для терпения ради Христа всевозможных поруганий и обличения общественных язв 47 . Если служение святых состояло в распространении или утверждении веры, их называют равноапостольными (имп. Константин и царица Елена, Кирилл и Мефодий, Нина, просветительница Грузии и др.). К христианским святым относятся также исповедники – претерпевшие за Христа истязания, пытки или заключения, но не пострадавшие до смерти. Особую категорию святых составляют страстотерпцы – пострадавшие не за свою веру, как мученики, а явившиеся жертвами политических убийств. Суть их подвига – в незлобии и терпении, христианской любви к врагам, непротивлении насилию, уподоблении Христу в Его вольном и безвинном страдании. К страстотерпцам относят свв. Бориса и Глеба, великого князя Андрея Боголюбского, Михаила Тверского, Царскую Семью. Святых, живших в миру, называют блаженными (блж. Ксения Петербургская, блж. Матрона Московская). В Древней Руси это наименование прилагалось к юродивым (Василий Блаженный). В XIX веке так стали называть также древних святых, в писаниях которых были некоторые отклонения от чистоты догматического церковного учения (блж. Августин, блж. Иероним Стридонский , блж. Феодорит Кирский ). Бессребренниками (безмездными врачами) называют святых, которые исцеляли недужных не столько своим врачебным искусством, сколько силою благодати Божией. По заповеди Спасителя: «туне при яс те, туне дадите» ( Мф.10:8 ) они не брали за свои труды никакой награды. Избавляя страждущих от телесных болезней, святые бессребренники обращали их ко Христу или укрепляли в вере и благочестии. Подробнее об особенностях различных видов подвига мы будем говорить ниже. 1.5. Канонизация

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Матушка Матронушка МОЛИ БОГА О НАС. р.Б.Наталья 27 марта 2019, 14:43 Дорогая матушка Матронушка, помолись об устроении дел р.Б. Алексея. Об Алексее и непразд. Наталье. Галина 8 марта 2019, 07:33 Святая блаженная Матронушка, умоли Бога о разрешении проблем р.б Галины и р.б.Сергия и о упокоении душ наших усопших родителей. Ты не раз помогала в трудных ситуациях! Слава Богу за все! Людмила 7 марта 2019, 13:56 Помоги Матушка, помоги родненькая! Умолить Господа Бога простить страшный грех аборта! Как смею обращаться, стыдно, страшно. Мне очень стыдно, в каком греховном состоянии была моя душа, даже не задумалась тогда о стыде! Помоги в молитве донести до Господа, Богородице мой плач о возможности забеременеть, выносить и родить здорового дитя! Спаси меня, родненькая Матронушка!Как хочется прижаться своей головой к ножкам твоим! Спаси Господи меня, грешную! Фаина 7 марта 2019, 09:06 Святая Блаженная матушка Матрона! Благодарю за все милости от тебя! Прошу помолись Господу Иисусу Христу Богу нашему, чтобы дочь Галина выучилась, сдала экзамен, благополучно возвратилась домой, чтобы у Николая и Ирины родился здоровый малыш, любви и согласия в молодой семье, обрести свое жилье, чтобы Галина нашла свою православную половину, вышла замуж, здравия мужу Роману. Спаси Господь. Денис 7 марта 2019, 08:52 Дивен Бог во святых своих! Хочу рассказать о чуде, которое случилось со мной по молитвам св. блж. Матроны Московской. Летом 2016 года я улетал на отдых из аэропорта в Москве. Вылет был ранний, по моему недосмотру у меня пропал кошелек с деньгами на отдых и банковскими картами. Сколько я не искал и не спрашивал про него, никто мне помочь не смог. Я полетел на отдых расстроенный из-за пропажи и молился блж. Матроне Московской, чтобы она помогла вернуть пропажу. Прошло несколько месяцев и в октябре того же года мне позвонили из службы забытых вещей этого аэропорта и спросили, когда мне будет удобно забрать мой кошелек, который пропал! Я все получил обратно! Св. блж. Матрона, моли Бога о нас!

http://pravoslavie.ru/68988.html

139) Прп. Леонтий (Стасевич), исп., Ивановский, Михайловский († 9.02.1972, пам. 27 янв.) прославлен 9.02.1999 архиеп. Ивановским и Кинешемским Амвросием (Щуровым). 140–143) Прп. Алексий Голосеевский, Киевский († 11.03.1917); блж. Паисий (Яроцкий), Христа ради юродивый, Киево-Печерский († 17.04.1893); прп. Досифея, затворница Киевская († 25.09.1776); блж. Феофил (Горенковский), Христа ради юродивый, Китаевский, Киевский († 28.10. 1853 или 1852),— прославлены в 1999 г. решением Синода УПЦ. 144) Блж. Матрона Белякова, Христа ради юродивая, Анемнясевская, Касимовская († 29.07.1936, пам. 16 июля), прославлена 22.04.1999 архиеп. Рязанским и Касимовским Симоном. 145) Прав. Матрона Никонова, Христа ради юродивая, Даниловская, Московская († 2.05.1952, пам. 19 апр.), прославлена 2.05.1999 Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. 146) Сщмч. Иларион (Троицкий) , архиеп. Верейский († 28.12.1929, пам. 15 дек., 27 апр.), прославлен 10.05.1999 Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. 147) Прав. Павел Павлович Таганрогский († 10.03.1879) прославлен 20.06.1999 архиеп. Ростовским и Новочеркасским Пантелеимоном (Долгановым). 148) Прп. Феодор Санаксарский († 19.02.1791) прославлен 11.07.1997 как местночтимый святой Тамбовской земли архиеп. Тамбовским и Мичуринским Евгением (Жданом), торжества состоялись в Саранске. 149) Прав. Василий Грязнов Павлово-Посадский († 16.02.1869) прославлен 7.08.1999 митр. Крутицким и Коломенским Ювеналием. 150) Прп. Елена (Девочкина), игум. Смоленского Новодевичьего мон-ря, Московская († 18.11.1547), прославлена (восстановлено церковное почитание) 10.08.1999 Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и митр. Крутицким Ювеналием. 151–157) Сщмч. Григорий Роевский, прот. († 29.09.1937, пам. 16 сент.); сщмч. Димитрий Беневоленский, прот. († 27.11.1937, пам. 14 нояб.); сщмч. Илия Громогласов , прот. († 5.12.1937, пам. 22 нояб.); сщмч. Алексий Бенеманский, прот. († 5.12.1937, пам. 22 нояб.); сщмч. Николай Дмитров, прот. († 8.03.1938, пам. 23 февр.); сщмч. Владимир Мощанский, прот. († 7.09.1938, пам. 25 авг.),— Тверские; прп. Сергий (Сребрянский, в миру прот. Митрофан), архим., Московский, Тверской, исповедник († 5.04.1948, пам. 23 марта),— прославлены 18–19.09.1999 в г. Вышний Волочек архиеп. Тверским и Кашинским Виктором (Олейником);

http://azbyka.ru/kanonizaciya-svyatyx-v-...

Мардарий Севастийский , мч. (13/26 декабря) Марина (Маргарита) Антиохийская , вмц. (17/30 июля) Мария Египетская , прп. (1/14 апреля; в Неделю 5-ю Великого поста) Мария , прав., сестра прав. Лазаря (4/17 июня) Мария Константинопольская , Палестинская, прп. (26 января/8 февраля) Мария Магдалина , равноап., мироносица (22 июля/4 августа; в Неделю св. жен-мироносиц) Мария Радонежская , схимонахиня, мать прп. Сергия Радонежского (18/31 января; 28 сентября/11 октября) Марк Арефусийский , еп., исповедник, мч. (29 марта/11 апреля) Марк евангелист , ап. от 70-ти, еп. Александрийский (4/17 января ап.]; 25 апреля/7 мая) Марк Евгеник , Ефесский, митр. (19 января/1 февраля) Марк Печерский , Гробокопатель, прп., в Ближних (Антониевых) пещерах (29 декабря/11 января; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Марк Псково-Печерский , прп., чудотворец (29 марта/11 апреля) Маркелл Апамейский , прп., игумен обители «Неусыпающих» (29 декабря/11 января) Маркелл Маккавей , мч. (1/14 августа) Маркиан Константинопольский , чтец, мч. (25 октября/7 ноября) Марон Сирийский , пустынник, прп. (14/27 февраля) Мартин Римский , папа, исп. (14/27 апреля) Мартиниан Белоезерский , прп., игумен (12/25 января; 7/20 октября) Мартиниан Ефесский , отрок (4/17 августа; 22 октября/4 ноября) Мартиниан Кесарийский (Палестинский), прп. (13/26 февраля) Мартирий Зеленецкий , прп. (1/14 марта; 11/24 ноября) Мартирий Константинопольский , иподиакон, мч. (25 октября/7 ноября) Мартирий Печерский , прп., диакон, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (28 августа/10 сентября [Печер.]; 25 октября/7 ноября) Марфа , прав., сестра прав. Лазаря (4/17 июня) Марфа Антиохийская , Едесская, прп., мать Симеона Дивногорца (4/17 июля) Марфа Каппадокийская , мать прп. Симеона Столпника (1/14 сентября) Матрона Анемнясевская , Касимовская, блж. (9/22 апреля) Матрона Московская , прав. (19 апреля/2 мая) Матрона Солунская (Фессалоникийская), мц. (27 марта/9 апреля) Матфей (Левий), ап. из 12-ти и евангелист, бывший мытарь, брат ап. Иакова Алфеева (16/29 ноября; 30 июня/13 июля ап.])

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Молитва Молитва к блаженной старице Матроне. 2. О блаженная мати Матроно, душею на небеси пред Престолом Божиим предстоящи, телом же на земли почивающи, и данною ти свыше благодатию различныя чудеса источающи. Призри ныне милостивным твоим оком на ны, грешныя, в скорбех, болезнех и греховных искушениих дни своя иждивающия, утеши ны, отчаянныя, исцели недуги наши лютыя, от Бога нам по грехом нашим попущаемыя, избави нас от многих бед и обстояний, умоли Господа нашего Иисуса Христа простити нам вся наша согрешения, беззакония и грехопадения, имиже мы от юности нашея даже до настоящаго дне и часа согрешихом, да твоими молитвами получивше благодать и велию милость, прославим в Троице Единаго Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Тропарь Матроне, блж., Земли Тульския прозябение,/ града Москвы ангелоподобная воительнице/ блаженная старице Матроно./ От рождения в слепоте телесней до конца своих дней пребывшая./ Но от Бога щедро духовное зрение приявшая,/ прозорливице и молитвеннице./ Наипаче дар исцеления болезней стяжавшая./ Помогай всем с верою к тебе притекающим и просящим в болезнех душевных и телесных,/ радосте наша.     Тропарь Тропарь Матроне блаженной, Московской. Богом умудренную блаженную старицу Матрону, земли Тульския процветение и града Москвы преславное украшение, восхвалим днесь, вернии. Сия бо света дневнаго не познавши, светом Христовым просветися и даром прозрения и исцеления обогатися. Пресельница же и странница на земли бывши, ныне в чертозех небесных Престолу Божию предстоит и молится о душах наших. Комментарии Всего комментариев: 2879 2017/09/18, 12:50:53 Святая Матрона прошу твоей помощи по твоим Святым молитвам выздоровел от туберкулеза раб божий Василий. В нашу семью снова пришла беда у меня обнаружили рак молочной железы Святая Блаженная Матрона прошу твоих Святых молитв перед Господом Иисусом Христе обо мне грешной рабе божьей Надежде о моем выздоровлении. Верую во единого Господа Иисуса Христа в милость его. Во имя Отца и Сына и Святого Духа Аминь!.

http://isihazm.ru/?id=1853&c_pid=10

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010