от Екатеринбургской епархии: иеросхимонаха Иоанна (Кевролетина; 1875–1961); от Московской епархии: схиархимандрита Игнатия (Лебедева; 1884–1938), протоиерея Иоанна Тарасова (1867–1937), протоиерея Николая Крылова (1875–1941), протоиерея Павла Преображенского (1882–1937), протоиерея Константина Пятикрестовского (1877–1938), протоиерея Сергия Голощапова (1882–1937), игумена Евтихия (Качура; 1891–1937), священника Димитрия Крючкова (1874–1952), священника Владимира Красновского (1889–1937), священника Василия Никитского (1889–1938), священника Димитрия Русинова (1871–1937), священника Василия Парийского (1894–1937), священника Константина Немешаева (1879–1937), иеромонаха Аристарха (Заглодина-Кокорева; 1886–1937), диакона Николая Цветкова (1879–1937), диакона Никифора Литвинова (1892–1937), Василия Ефимова (1903– 1937), монахиню Параскеву (Матиешину; 1890–1952); от Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря: иеромонаха Патрикия (Петрова; 1877–1933), иеромонаха Сергия (Гальковского; † 1918), иеродиакона Андроника (Барсукова; † 1917), монаха Тавриона (Толоконцева; 1871–1939); от Рязанской епархии: священника Матфея Рябцева († 1918), протоиерея Николая Динариева († 1918), священника Николая Правдолюбова (1892–1941), священника Александра Орлова (1878–1941), протоиерея Сергия Правдолюбова (1890–1950), Евгения Дмитрева (1913–1937), Павла Парфенова († 1918), Веру Самсонову (1880–1940); от Пензенской епархии: иерея Иоанна Калинина-Оленевского (1854–1951); от Саратовской епархии: священника Дионисия Щеголева (1880–1937); от Тамбовской епархии: архиепископа Тамбовского и Шацкого Вассиана (Пятницкого; 1879–1940); от Ярославской епархии: протоиерея Феодора Поройкова (1875–1938), священника Петра Зефирова (1879–1918), священника Николая Писаревского (1868–1933), священника Василия Крылова (1892–1938), священника Николая Розова (1870–1930), священника Иоанна Рудинского (1867–1930), Георгия Седова (1883–1960). СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, о двустороннем диалоге Русской Православной Церкви с Коптской, Сирийской Православной и Армянской Апостольской (Киликийский Католикосат) Церквами, организуемом в соответствии с решением Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/429478/

2 . Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века имена подвижников, материалы о которых представлены: от Алматинской епархии: протоиерея Иакова Передия (1871–1937), протоиерея Феодора Чичканова (†1937), протоиерея Нестора Панина (†1937), священника Николая Щербакова (1876–1937), священника Константина Черепанова (†1937), священника Виктора Климова (†1937), иеромонаха Галактиона (Новикова; 1870–1937), иеромонаха Герасима (Сухова; 1866–1937), иеромонаха Михаила (Кванина; 1875–1937), священника Сергия Бредникова (1888–1937), священника Иоанна Баранова (1874–1937), протоиерея Александра Дагаева (1862–1920), протоиерея Сергия Феноменова (†1918), протоиерея Димитрия Куклина (1870–1937), Иоанна Сокардина (†1930); от Вологодской епархии: иерея Виктора Усова (1876–1937); от Екатеринбургской епархии: иеросхимонаха Иоанна (Кевролетина; 1875–1961); от Московской епархии: схиархимандрита Игнатия (Лебедева; 1884–1938), протоиерея Иоанна Тарасова (1867–1937), протоиерея Николая Крылова (1875–1941), протоиерея Павла Преображенского (1882–1937), протоиерея Константина Пятикрестовского (1877–1938), протоиерея Сергия Голощапова (1882–1937), игумена Евтихия (Качура; 1891–1937), священника Димитрия Крючкова (1874–1952), священника Владимира Красновского (1889–1937), священника Василия Никитского (1889–1938); священника Димитрия Русинова (1871–1937), священника Василия Парийского (1894–1937), священника Константина Немешаева (1879–1937), иеромонаха Аристарха (Заглодина-Кокорева; 1886–1937), диакона Николая Цветкова (1879–1937), диакона Никифора Литвинова (1892–1937), Василия Ефимова (1903–1937), монахини Параскевы (Матиешиной; 1890–1952); от Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря: иеромонаха Патрикия (Петрова; 1877–1933), иеромонаха Сергия (Гальковского; †1918), иеродиакона Андроника (Барсукова; †1917), монаха Тавриона (Толоконцева; 1871–1939); от Рязанской епархии: священника Матфея Рябцева (†1918), протоиерея Николая Динариева (†1918), священника Николая Правдолюбова (1892–1941), священника Александра Орлова (1878–1941), протоиерея Сергия Правдолюбова (1890–1950), Евгения Дмитриева (1913–1937), Павла Парфенова (†1918), Веры Самсоновой (1880–1940);

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Авель (Матиешин), иеромонах Будущий иеромонах Авель (в миру Архип Акимович Матиешин) родился в с. Песчанка (Песчанское) Балтского уезда Каменец-Подольской губ. в 1890 г. в крестьянской семье. 23 июня 1917 г. поступил послушником в Киево-Печерскую лавру. Решением Духовного собора лавры определен на служение в Зверинецкие пещеры. Здесь в 1918 г. вместе с монахами и послушниками пережил разрушительный взрыв Зверинецких военных складов. Оставшаяся от последствий взрыва и пожара церковная утварь полуразрушенной церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы была перенесена в пещеры. Архип был оставлен сторожем пещер, а затем до 1921 г. служил пономарем. 19 мая 1923 г. принял монашеский постриг с именем Авель. Исполнял послушание в лаврской братской больнице. После хиротонии епископа Вячеслава (Шкурко) в 1932 г. о. Авель в качестве его келейника переехал в Житомир, в 1936 г. вслед за епископом Вячеславом в г. Сумы, а весной 1936 г. в Яранск Кировской обл., по месту службы владыки Вячеслава. В конце 1937 г. о. Авель был арестован НКВД по Кировской обл. и проходил по следственному делу епископа Вячеслава (Шкурко). После освобождения проживал в Яранске. Был вновь арестован. Осужден Кировским облсудом 21 января 1947 г. по ст. 58. Приговорен к 10 годам лишения свободы. В 1955 г. освобожден. Дальнейшая судьба неизвестна 23 . 1. Не позднее 26 января 1955 г. Дорогой мой В[ладыка]. Поздравляю я Вас с прошедшими и наступающими с Богоявленскими праздниками и желаю я Вам, П[реосвященный] В[ладыка], телеснаго здравия и душевнаго спасения и многолетия, хотя и тяжелые они для нас с Вами. Но а все же хочется и еще пожить и с Вами повидаться, а потом и помирать мне. Дорогой В[ладыка], я очень тронут был Вашим сердечным и Отеческим Вашим вниманием ко мне, недостойному Вас, и я очень, В[ладыка], Вас душесердечно благодарю за Вашу милость ко мне, которую Вы мне, недостойному Вас, преподали мне, и я вольно и невольно прослезился над [н]ей и сотворил трижды крестное знамение и возблагодарил Господа Бога за Его посланную милость ко мне через Вашу Блаженную десницу святительскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

214. См.: Там же. - с.137. 215. Виталий (Устинов) первоиерарх РПЦЗ, в 1951 г. рукоположен в Лондоне в епископа Монтевидеосского (Канада), до 2000 г. был Председателем Синода Зарубежной Церкви. 216. Там же. - с.157. 217. См.: Там же. - с.163-226. 218. См.: Православная Русь. 1960. с.3; 1961. с.4. 219. Рей-Лохмач. У подножья Атласа. Касабланка. От нашего корреспондента. -//РМ, 1952, - с.4. 220. В Касабланке (от нашего корреспондента). -//РМ, 1952, - с.7. 221. Там же. 222. В.Б. Марокко. Русские спектакли. -//РМ, 1952, - с.6. 223. Марокко, успехи русской молодежи. -//РМ, 1952, - с.6. 224. Там же. 225. Там же. 226. Там же. 227. Там же. 228. См.: Р.Л. Русские волейболисты в Касабланке. -//РМ, 1952, - с.4. 229. Рей Лохмач. У подножья Атласа. Из русской жизни. -//РМ, 1952, - с.4. 230. Рей-Лохмач. У подножья Атласа. Касабланка. -//РМ, 1952, - с.4. 231. Там же. 232. Рей-Лохмач. У подножья Атласа. " Скетч " в пустыни. -//РМ, 1952, - с.4. 233. Там же. 234. Там же. 235. Историческая записка - ВХРМ. 236. Ярославцев М. Тетради. - ВХРМ. 237. Кончина архимандрита Варсануфия. Некролог. -//ВРЗЕПЭ. - с.26. 238. Зноско-Боровский М. Предисловие. - В кн.: Православие, римо-католичество, протестантизм и сектантство. 2 изд. - Св. Троице-Сергиева лавра, 1992. - с.3. 239. Отзыв на обращение Ук. соч. - ВХРМ. 240. Там же. 241. Церковные дела в Рабате. -//РМ, 1954, (16.02). 242. Архимандрит Хасапис Елпидис упоминается в качестве экзарха Александрийского патриархата, настоятеля Троицкого храма-подворья в Одессе в 1960 г. - См.: Петлюченко Виктор, протоиерей. Двадцати пятилетие Александрийского подворья в Одессе. -//ЖМП, 1981, 38. - с.30. 243. Протокол Приходского собрания от 25.02.1958 г. - ВХРМ. 244. Там же. 245. Письмо Общины РПЦЗ в Касабланке, 1952.29.4. - ВХРМ. 246. Письмо настоятеля Воскресенского православного русского прихода в Рабате, 1952.09.5. - ВХРМ. 247. Гитлер (Шинкльгрубер Адольф) (1889-1945 гг.), фюрер Национал-социалистической партии Германии с 1921 г., глава фашистского немецкого государства, инициатор второй мировой войны. С 1933 г. немецкое правительство принудило русские приходы в Германии перейти из подчинения митрополиту Евлогию (Георгиевскому) в юросдикцию карловацкого Берлинского епископа Тихона (Ляшенко). В 1938 г. правительство оказало помощь в ремонте 19 карловацких храмов в Германии (См.: Ципин Владислав, прот. История Русской Церкви 1917-1997. m.IX. - М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. - с.583.). Тогда же митрополит Анастасий (Грибановский) назвал Гитлера вождем " в мировой борьбе за мир и правду " (Троицкий С.В., проф. О неправде карловацкого раскола. - Париж, 1960.). Зарубежный митрополит Серафим (Лядэ) именовался в Германии " вождем всех православных в III империи " (Поспеловский. Русская Православная Церковь. - М.: Издательство " Республика " , 1995. - 203.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/403/...

Краткие биографические сведения Авель (Матиешин), игумен. Находился в заключении в Дубравлаге вместе с епископом Афанасием и митрополитом Нестором. Агапит (Вознесенский Семен Саввич; 1793–1854), епископ. В 1834 г. хиротонисан во епископа Томского. В 1841 г. уволен на покой. В 1843 г. назначен управляющим Воскресенским Новоиерусалимским монастырем. В 1850 (1851?) г. переведен в Московский Новоспасский монастырь, в 1852 г. в Донской Богородичный монастырь. Александр I Карагеоргиевич (1888–1934), король Югославии. Во время первой мировой войны главнокомандующий сербской армией. В 1914–1921 гг. принц-регент, а с 17 августа 1921 г. король Королевства СХС (с 1929 г. Югославия). Убит сепаратистами. Александра Петровна (в тайном постриге Анастасия; 1838–1900), Великая княгиня, супруга Великого князя Николая Николаевича, брата Императора Александра II. Известная благотворительница. С 1881 г. имела постоянное пребывание в Киеве, где основала Покровский женский общежительный монастырь с хирургической больницей. Здесь, приняв иночество, провела последние годы жизни. Александра Феодоровна (1872–1918), страстотерпица, Императрица. Урожденная принцесса Алиса Гессен-Дармштадтская (полное имя Алиса-Виктория-Елена-Луиза-Беатриса). Супруга Императора Николая П. 8 (21) марта 1917 г. арестована по приказу Временного правительства в г. Царское Село Петроградской губ. вместе с другими членами Царской семьи. С 6 (19) августа 1917 г. под арестом в Тобольске. В ночь на 17 июля 1918 г. расстреляна в Екатеринбурге вместе со всей семьей. Причислена к лику святых на Архиерейском Юбилейном Соборе 2000 г. Алексий (Алексей) Николаевич (1904–1918), страстотерпец, Наследник Цесаревич и Великий князь. Сын страстотерпцев Императора Николая II и Императрицы Александры Феодоровны. Покровитель Православного Камчатского братства во Имя Всемилостивого Спаса. В ночь на 17 июля 1918г. расстрелян со всей семьей в г. Екатеринбурге. Причислен к лику святых на Архиерейском Юбилейном Соборе 2000 г. Алексий (Дородницын Анемподист Яковлевич; 1859–1919), архиепископ. С 1905 г. епископ Чистопольский, викарий Казанской епархии. Ректор КазДА. С 1912 г. епископ Саратовский и Царицынский; с 1914 г. архиепископ Владимирский и Суздальский. Весной 1917 г. по постановлению епархиального съезда духовенства и мирян уволен от управления Владимирской епархией. В 1917 г. возглавил движение украинских автокефалистов. С 1918 г. под запретом. Перед смертью принес покаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

на 1 января 1950 года: 25 священников, 7 диаконов; на 1 января 1951 года: 29 священников, 5 диаконов; на 1 января 1952 года: 30 священников, 6 диаконов; на 1 июля 1952 года: 34 священника, 6 диаконов . Случались случаи извержения из сана за канонические проступки. 12 марта 1952 года священник Василий Волков лишен сана за троеженство: женился в третий раз в возрасте 70 лет, вследствие чего прежние жены подали апелляцию епископу Гавриилу. «За неблаговидное для священнослужителя поведение» лишен сана диакон Казанской церкви города Устюжны Семен Груздев . Положение с духовными кадрами накануне «хрущевской оттепели» было тяжелым. 3 мая 1952 года при посещении уполномоченного епископ Гавриил жаловался, что не укомплектована Казанская церковь в Устюжне (три священника больны). Изверженный из сана священник Василий Волков внес нестроения в Успенской Чернецкой церкви Грязовецкого района, бесхозяйственность, воровство церковных сумм вплоть до того, что нечем было расплачиваться с церковными работниками. Посланный в эту церковь священник Николай Антонов три месяца жалование получал из епархиальной казны. Владыка Гавриил обронил фразу, которая могла бы стать роковой для храма: «Хоть церковь закрывай!» И.М. Игнатов, тем не менее, разгадал намерение мудрого архипастыря – прикрыть количественный рост и «раздувание штатов» в епархии. Он считал, что важнейшей задачей уполномоченного является «добиваться ограничения штатного состава духовенства и энергичного вмешательства при принятии духовных лиц из других областей и в состав вновь посвящаемых». Штат священнослужителей увеличивался и молодел очень медленно. На 1 января 1954 года состояло 22 священника, 5 диаконов (до 40 лет – 1, 41–55 лет – 8, старше 55 лет – 19) . На 1 января 1957 года – 35 священников, 14 диаконов (до 40 лет – 12, 41–55 лет – 7, старше 55 лет – 31) . И.М. Игнатов ездил по церквям области, наблюдая за их финансово-хозяйственной деятельностью, слушая проповеди, внимательно следя за контингентом посещающих богослужения. Много внимания он уделял самому большому приходу епархии – Воскресенскому собору Череповца, открытому 29 декабря 1946 года. На рубеже 1940–1950-х годов в этом городе шло крупное строительство металлургического завода, пущенного в 1955 году. Население города стремительно увеличивалось, на строительстве было задействовано более 20 тыс. рабочих, среди которых могли быть и верующие. В 1952–1953 годах уполномоченный часто посещал этот город и Воскресенский собор. Его интересовал вопрос посещения храма новыми рабочими и проповедническая деятельность настоятеля Михаила Смирнова, с которого не спускало глаз МГБ. В финансовом отношении это была самая доходная община епархии, штат духовенства состоял из трех священников и одного диакона. Имелся постоянный хор с наемным регентом.

http://pravoslavie.ru/31686.html

47 . Василий (Капалин), иеромонах. Преподобный Григорий Синаит – учитель исихазма. – Загорск, 1973. Машинопись. – 103с. 48 . Василий (Кривошеин) , архиепископ. Ангелы и бесы в духовной жизни по учению Восточных отцов./ Василий (Кривошеин) , архиепископ. Богословские труды 1952–1983. Статьи. Доклады. Переводы. – Нижний Новгород: Издательство Братства во имя святого князя Александра Невского, 1996. – С.69–113. 49 . Василий (Кривошеин) , архиепископ. Афон в духовной жизни Православной Церкви./ Василий (Кривошеин) , архиепископ. Богословские труды 1952–1983. Статьи, доклады, переводы. – Нижний Новгород: Издательство Братства во имя святого князя Александра Невского, 1996. – С.39–68. 50 . Василий (Кривошеин) , архиепископ. Православное духовное предание. Дата традиционного текста «Иисусовой молитвы»./ Василий (Кривошеин) , архиепископ. Богословские труды 1952–1983 годов. Статьи, доклады, переводы. – Нижний Новгород: Изд-во Братства во имя святого князя Александра Невского, 1996. – С.7–38. 51 . Василий (Кривошеин) , архиепископ. Аскетическое и богословское учение святого Григория Паламы ./ Василий (Кривошеин) , архиепископ. Богословские труды 1952–1983 годов. Статьи, доклады, переводы. – Нижний Новгород: Изд-во Братства во имя святого князя Александра Невского, 1996. – С.114–208. 52 . Василий (Кривошеин) , архиепископ. Преподобный Симеон Новый Богослов (949–1022). – Нижний Новгород: Изд-во Братства во имя святого князя Александра Невского, 1996. – 446с. 53 . Василий (Кривошеин) , архиепископ. Святой Григорий Палама – личность и учение./ Василий (Кривошеин) , архиепископ. Богословские труды 1952–1983 годов. Статьи, доклады, переводы. – Нижний Новгород: Изд-во Братства во имя святого князя Александра Невского, 1996. – С.209–229. 54 . Васильев А.А. История Византийской империи. От начала Крестовых походов до падения Константинополя./Вступ. статья, примеч., научная ред., пер. с англ. и именной указ. А.Г. Грушевого. – СПб.: Изд-во «Алетейя», 1998. – 583с. 55 . Вениамин (Милов) , архимандрит. Жизнь и учение преподобного Григория Синаита . Б.м., б.г. Машинопись. – 266, 186с.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Sinai...

В сент. 1951 г. патриарх Алексий перевел приходы Москвы под свое управление. Управляющий делами Московской Патриархии протопр. Николай Колчицкий в беседе с Трушиным так объяснил решение патриарха: «Мы с патриархом думаем в ближайшее время дать указание, чтобы наше духовенство [по г. Москве] работало так же, как и все рабочие и служащие, полную неделю и имели бы один выходной. Если в каждой церкви ежедневно будет служить все назначенное духовенство, то оно быстрее и больше будет исполнять требы, а значит, у нас не будет жалоб со стороны верующих на отказ священниками выполнять требы» (Там же. Д. 23. Л. 86). В действительности патриарх стремился максимально укрепить столичные приходы при угрозе их закрытия, к-рая была особенно ощутима в 1951-1952 гг., когда впервые с послевоенного времени был закрыт храм в Московской обл., а у церкви в с. Акулове Кунцевского р-на власти в 1951 г. отняли прицерковный дом. В 1951-1952 гг. в Московской обл. из-за отсутствия священников пустующими являлись 5 церквей, в связи с чем Трушин мог говорить о «безжизненности» этих приходов. Основной способ укрепления приходов состоял в увеличении их штатов. Трушин негативно оценил тот факт, что патриарх стал «лично ведающим назначениями служителей культа к церквам г. Москвы». Уполномоченный констатировал, что начиная с 1952 г. патриарх из года в год увеличивал штаты священников и расширял штатное расписание приходов столицы, благодаря чему в 1952-1958 гг. число священников в Москве увеличилось на 44 чел. (Там же. Д. 50. Л. 9). При попытках Трушина «пресечь такую деятельность» патриарх обращался к Карпову, в итоге угроза закрытия московских храмов отпала. Во время антицерковной кампании 1958-1964 гг. (см. в ст. Хрущёв Н. С.) был закрыт только храм на Преображенской пл., являвшийся кафедральным собором Крутицкого митрополита. К 1952-1954 гг. относятся первые после войны случаи снятия с регистрации православных общин и изъятия храмов для нужд гос-ва под разными предлогами (в частности, из-за строительства рядом с храмами спецобъектов с режимной территорией).

http://pravenc.ru/text/2462071.html

1597 Алтарь не имел нижнего этажа, от алтаря под храмом шел первый этаж, где располагались кухня и келлии (АСЕУ. Донесение епископа Сумского и Ахтырского Евстратия Его Святейшеству Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию от 3 мая 1952 г.). 1599 АУПЦ. Заявление председателю Сумского облисполкома трудящихся от коллектива монашеской общины Глинской пустыни от 8 апреля 1946 г. 1601 АГР. Договор о передаче в пользование мужского монастыря Глинская пустынь зданий и культового имущества 14 мая 1951 г. 1605 Там же. Инвентарная опись имущества, находящегося в ведении монастыря Глинской Рождество-Богородицкой общежительной пустыни Шалыгинского района Сумской области по состоянию на 25 июня 1952 г. 1606 АСЕУ. Донесение епископа Сумского и Ахтырского Евстратия Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию от 3 мая 1952 г. 1608 Там же. Донесение епископа Сумского и Ахтырского Евстратия Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию от 3 мая 1952 г. 1609 До середины 1950-х годов в Глинской пустыни между утреней и литургией был перерыв, во время которого читали правило ко Причащению и проводилась исповедь богомольцев (Там же). 1610 Регентом правого клироса (а также и кузнецом Глинской пустыни) был монах Всеволод (в миру Василий Владимирович Белых). Он родился 15 июля 1888 г. в с. Шерекино Льговского района Курской области, окончил 3 класса начальной школы. С 1916 по 1933 г. Василий работал кузнецом на заводе в г. Льгове; с 1933 по 1936 г. отбывал заключение за религиозные убеждения, затем работал кузнецом в льговском лесничестве. Василий был женат, в 1952 г. овдовел и поступил в Глинскую пустынь. В монашество он был пострижен в 1956 г. В его послужном списке сказано: «Монах Всеволод Белых отличается исключительным смирением, кротостью, послушанием и трудолюбием; обладает хорошим голосом и знаток пения, несет послушание регента». Отец Всеволод подвизался в Глинской пустыни до самого ее закрытия (АСЕУ. Послужной список монаха Всеволода (Белых)). 1611 В 1957 г. часы богослужений были другие: в будние дни вечерня начиналась в 16 часов, затем с 18 до 19 часов длилось повечерие, утреня начиналась в полночь и заканчивалась в 3 часа ночи, с 6 часов утра до 8 служили литургию. По праздникам всенощное бдение начиналось сразу после повечерия в 19 час. и заканчивалось лишь в полночь. Утреннее богослужение продолжалось с 6 до 11 часов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

А. Купрессов. Заочники были со всех епархий. Просуществовал заочный сектор 20 лет, его постепенное закрытие началось в 1962 г. (в ходе так называемых хрущевских гонений) и закончилось в 1968 Летом 1952 г., когда митрополит приехал в Москву на сессию Синода, он описал в дневнике бывшую там ситуацию в Отделе внешних сношений, а также кто и как именно, препятствует открытию подготовленного Учебным комитетом заочного сектора в Московской духовной академии (см. публикацию, 16 июля 1952 г). Ситуацию с заочным сектором подтвердил и митрополит Николай (Ярушевич), а после состоявшегося через несколько дней совместного заседания Хозуправления и Учебного комитета митрополит Григорий уже сам хотел оставить пост его председателя (см.: публикацию 25 и 30 июля 1952 г.). В итоге заочный сектор в Московской духовной академии так и не был открыт при жизни владыки , но в течение года митрополит Григорий добился решения вопроса о достойных оплатах преподавателей обеих – Московской и Ленинградской духовных школ (см.: публикацию, 2 августа 1952 г., 16 октября 1953 г.). Кстати, епископ Борис (Вик) все-таки стал, как того желал, епископом Саратовским и Вольским. Он продолжил начатое владыкой в Саратове дело, и в 1946 г. открыл Богословско-пастырские курсы (с 1947 г. – Саратовская духовная семинария). С владыкой Григорием (судя поего д невниковым записям) они более или менее нормально взаимодействовали в рамках общих дел. В октябре 1951 г. архиепископ Берлинский и Германский Борис был назначен временно управляющим экзархата Московской патриархии в Западной Европе и вернул многих эмигрантов в лоно Русской Православной Церкви (см.: публикацию, 5 сентября 1948 г., 16 июля 1952 г.). Духовная академия в Киеве, разрешенная к открытию в апреле 1946 г.,в те годы так и не была открыта. В конце 1948 г. Г. Г. Карпов, недовольный деятельностью экзарха митрополита Иоанна предлагал митрополиту Григорию все-таки возглавить Украинский экзархат,но он отказался (см. публикацию, 17 ноября 1948 г.). Следует отметить, что владыку Григория любили направлять «туда, где трудно».

http://sedmitza.ru/lib/text/10324924/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010