Владыка не опускал необходимых по случаю обличений, но, зная духовную немощь некоторых монахинь, при этом писал: «Сестры дорогие, я говорю это вам по любви к вам. Я сам монах и люблю монашество. Монашество – это дорожка, протоптанная святыми подвижниками и подвижницами. И как отрадно идти по ней. Пусть же не будет ничего, что бы отделяло сердце наше от Господа. Ничто не должно стоять в середине: ни отец, ни мать, ни сестра, ни брат... Христос и твое сердце – и больше ничего в мире. Мы жалуемся, что нет у нас молитвы, смирения, нет чистоты, – это значит, что сердце наше не любит Христа больше всего, чем-нибудь посторонним оно занято. Забываем мы, что Христос – Жених душ наших, вся полнота жизни нашей. Любовь Христова такая могучая сила, которую ничто не победит!» 66 В 1921 году епископ Серафим постриг (без изменения имени) в иночество свою духовную дочь послушницу упраздненного Турковицкого монастыря Холмской епархии Параскеву (Матиешину). В числе насельниц обители она приехала в Дмитров во время Первой мировой войны в связи с эвакуацией при занятии немцами Западного края России. Монахинь поселили в помещениях мужского Борисоглебского монастыря. Находившихся там монахов переселили в Николо-Пешношский монастырь. В 1919 году, после окончания войны, монастырь возвратился в Турковичи, а послушницу Параскеву оставили для отправки монастырского имущества вслед за уехавшими. Некоторое время она еще жила в келии Борисолебского монастыря вместе с женской общиной матушки Сергии. Вскоре пришло известие о том, что Турковичский монастырь не смог продолжить прежнюю жизнь, поскольку власти передали его помещения католикам, и в том же 1919 году прекратил свое существование. А имущество, оставленное для пересылки и хранившееся в сарае, сожгли. Так Параскева осталась в Дмитрове. В 1921 году в Борисоглебскую обитель поселили изгнанных большевиками насельниц зарайского Богородицкого монастыря Рязанской епархии вместе с игуменией Софией. Параскева сняла квартиру за городом, в селе Подлипечье, и стала петь в храме Казанской иконы Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

Со временем здоровье матушки вновь пошатнулось. Возобновился абсцесс легкого. Прибавились артрит, фурункулез. Она со смирением старалась лечиться. На время ей стало легче, но болезнь не прошла. В церковь удавалось ходить все реже и реже. Она потеряла квартиру в городе, и пришлось переехать в деревню Бирлово . Больная нуждалась в уходе, который там никто не мог ей обеспечить. С ней случился паралич, и она стала совсем беспомощной. Страдания матушки были очень велики, особенно от нарывов и пролежней. Испытывая большие боли, прикованная к постели, матушка Параскева не только терпеливо сама их переносила, молилась, но ободряла всех ее посещавших и призывала на молитву. Инокиня Параскева скончалась 4 декабря 1953 года и была погребена на кладбище города Дмитрова. Всю свою жизнь она осуществляла то, чему была научена и чему всех постоянно учила: " Будьте смиренны, Христу Спасу подобны " . Причислена к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2000 года. 11 сентября 2001 года были обретены святые мощи преподобноисповедницы Параскевы. 30 сентября состоялось их торжественное перенесение из Борисо-Глебского Дмитровского монастыря в Спасо-Влахернский женский монастырь в селе Деденево Дмитровского района. Молитвословия Тропарь, глас 3 Ангельскому житию поревновавши, славословие Богу на земли приносила еси; красоту мира презревши, веру истинную в гонениих исповедала еси, преподобная мати Параскево. Ныне же, в Небесных кровех Господа воспевающи, поминай нас, любовию чтущих тя. Кондак, глас 4 Заповедь любве в сердце крепко приемши, Богу единому от юности прилепилася еси, скорбьми же и болезньми душу твою очистивши, дарованьми многими обогатилася еси. Темже и Господь возлюби тя и венец жизни вечныя дарова, преподобная мати Параскево. Использованные материалы Редакция текста от: 25.07.2020 11:21:20 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13673982.h...

В 2004 г. во В. м. жили 22 насельницы, настоятельница - мон. София (Колосова). Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. П-33328, Д. П-75419; Метрические книги Спасской ц. Влахернского мон-ря (1909)//ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 780. Д. 3262. Л. 332; Д. 3922. Л. 76 об.; Арх. ЦНЦ. Ист.: [Письма игум. Леониды прп. Илариону (Пономарёву)]//РГБ ОР. Ф. 213-64-11; [Письма мон. Магдалины и мон. Антонии прп. Илариону (Пономарёву)]//Там же. Ф. 213-64-2, 213-64-3, 213-64-12; [Письма прп. Амвросия Оптинского игум. Леониде]//Там же. Ф. 213-55-4; [Письма прп. Иосифа (Литовкина) игум. Леониде]//Там же. Ф. 213-65-23; Извлеч. из отчета обер-прокурора Св. Синода за 1851 г. СПб., 1852. С. 10; Григорович Н. Обзор учреждения в России правосл. мон-рей со времени введения штатов по духовному ведомству (1764-1869). СПб., 1869. С. 150; Пимен [Мясников], архим. Воспоминания//ЧОИДР. 1877. Кн. 1. Отд. 2. С. 299-301; Филарет (Дроздов), свт. Письма к игум. Спасо-Влахернского мон-ря Серафиме и 2 письма к [графам] Головиным/Предисл. прот. И. Г. Виноградова. М., 1900; Амвросий [Гренков], иеросхим. Собр. писем. М., 1997. Ч. 3. С. 102-128; Иларион [Пономарёв], иеросхим. Письма/Изд. Введенской Оптиной пуст. [Козельск], 1998. С. 63-107; Житие преподобноисп. Параскевы (Матиешиной), 1890-1953/Спасо-Влахернский жен. мон-рь. [М.], 2001; Жизнеописание схим. Серафимы и схим. Марии/Спасо-Влахернский мон-рь. [М.], 2002. Лит.: Казанский П. Село Новоспасское, Деденёво тож, и родословная Головиных, владельцев оного. М., 1847; [Посещение митр. Филаретом с. Новоспасского]//Моск. ГВ. 1850. 31. С. 327-330; Освящение храма в с. Новоспасском, Деденево тож...//Там же. 1854. 6. С. 60-63; 7. С. 72-75; 8. С. 84-86; 9. С. 88-95; 10. С. 100-105; 21. С. 213-215; Спасо-Влахернский общежительный жен. мон-рь. М., 1894; Фёдоров С. И. Схим. Серафима и Мария//Мир Божий. 1997. 1. С. 22-29; Соколова И. Икона Богоматерь Влахернская//Там же. 1999. 1(4). С. 20-23; Памятники архитектуры Моск. обл. М., 1999. Вып. 1. С. 164-166; Соловьёв М. В. Дворяне Головины: Новоспасско-Деденёвская, Спасо-Влахернская ветвь. М., 2000; Дмитров: Храмы Дмитровского р-на. М., 2001. С. 73-82; Кириченко О. В. Почитание святынь рус. дворянами (XVIII век)//Правосл. вера и традиции благочестия у русских в XVIII-XX вв.: Этногр. исслед. и мат-лы. М., 2002. С. 12, 13, 26, 27.

http://pravenc.ru/text/155033.html

Арх.: РГИА. Ф. 797. Оп. 86. 1 отд. Д. 127. Л. 37; Ф. 796. Оп. 442. Д. 2676. Лит.: ЖНИР. Май. С. 260-263; Святые новомученики и исповедники, в земле Казахстанской просиявшие/Авт.-сост.: Л. А. Головкова, В. В. Королёва, О. И. Хайлова. М., 2008. С. 182-190. Игум. Дамаскин (Орловский), В. В. Королёва Рубрики: Ключевые слова: ГАВРИИЛ (Игошкин Иван Иванович; 1888-1959), архимандрит, прписп. (пам. 5 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЕОРГИЙ (Лавров Герасим Дмитриевич; 1868-1932), архим., преподобноисп. (пам. 21 июня, 28 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИГНАТИЙ (Бирюков Иван Адрианович; 1865-1932), архим., преподобноисп. (пам. 15 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН (Кевролетин Иван Афанасьевич; 1875-1961), иеросхим., преподобноисп. (пам. 14 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЛЕОНИД Лебедев († 1921), свящ., сщмч. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАТРОНА (Власова Матрена Григорьевна; 1889-1963), мон., преподобноисп. (пам. 25 окт., в Соборе Дивеевских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКОЛАЙ (Клементьев (Бардаков) Николай Федорович; 1875-1937), архиеп. Великоустюжский, сщмч. (пам. 18 дек., в Соборе святых С.-Петербургской митрополии, в Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских и Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ Игнатьевич Гайдай (1876-1937), свящ., сщмч. (пам. 23 авг., в Соборе Одесских святых, Соборе Балтских святых, Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских, Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАРАСКЕВА (Матиешина Параскева Федоровна; 1890 (по др. данным, 1888) - 1953), мон., преподобноисп. (пам. 22 нояб., в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАХОМИЙ (Ионов Петр Матвеевич; 1883-1937), иером., прмч. (пам. 7 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/673841.html

Среди новомучеников и исповедников XX века есть не только священнослужители, но и регенты — дирижеры церковных хоров. Именно регентом и учительницей церковного пения почти всю жизнь была и преподобноисповедница Параскева, мощи которой находятся в Спасо-Влахернском женском монастыре Дмитровского района Московской области. Параскеве было всего около трех лет, когда в храме Великим постом она услышала простое, но необычайно красивое пение «Аллилуиа». Мелодия запомнилась сразу же, и детское впечатление было столь сильным, что с тех пор девочка решила: ее жизнь навсегда связана с Церковью. С годами появилось и стремление стать монахиней. Бабушка была против, даже нашла жениха, но Параскева объяснила, что не сможет быть хорошей женой, и попытки выдать девушку замуж прекратились. А однажды будущая монахиня даже видела во сне сияющую икону Божией Матери, стоящую в неизвестном храме возле иконостаса и украшенную лентой. На ленте была надпись: «В этом монастыре ты будешь жить». В девятнадцать лет Параскева вместе с подругой отправилась в Теолинский Спасо-Преображенский монастырь близ города Гродно и была принята там послушницей. Спустя несколько лет, собираясь навестить родителей, по дороге домой она заехала в Турковичский монастырь и там увидела икону, виденную давным-давно во сне. В 1912 году Параскеву приняли в Турковичскую обитель. Но во время Первой мировой монастырь был эвакуирован в город Дмитров Московской области, и с тех пор инокиня Параскева жила в Дмитрове, а после 1918 года и закрытия монастыря прислуживала в местном храме в честь Казанской иконы Божией Матери. Однажды инокиню попросили научить церковному пению дочь одного крестьянина, затем отдали в обучение еще некоторых девочек, и так хор стал быстро расти. Когда учениц стало уже шестьдесят, группу разделили и получилось два детских хора. В 1924 году мать Параскева впервые столкнулась со злой волей властей. Ей приказали прекратить занятия, но и продолжая руководить хором только за богослужениями, инокиня все равно навлекла на себя новые беды. В 1931 году она была арестована. «Тройка» приговорила инокиню Параскеву (Матиешину) к пяти годам ссылки в Казахстан.

http://foma.ru/datyi-dekabrya.html

С глубокой признательностью вспоминаю почившего выдающегося ученого профессора В.Н. Щелкачева. Владимир Николаевич был близок к кругу духовных детей епископа Серафима, а духовная дочь Владыки исповедница инокиня Параскева (Матиешина) по его благословению стала духовной матерью Владимира Николаевича. Автор готов был без конца слушать рассказы Владимира Николаевича – рассказы очевидца, который, дожив до весьма преклонного возраста (98 лет), сохранил прекрасную память и ясность ума. И.Г. Менькова. «Скажи мне, Господи, путь…» Жизнеописание еп. Серафима (Звездинского) «От Господа стопы человеку исправляются ...» 4 Начало свое Звездинские берут от рода Бонифатьевых, известного в истории своей ревностью к неизменным церковным порядкам, старинным церковным уставам и богослужебным книгам. Реформы патриарха Никона встретили в их лице непоколебимый отпор и непримиримость. В XIX столетии потомки тех адамантов, раскольники­беспоповцы, поборники старины и старой веры, проживали близ города Солигалича Костромской губернии. Илларион, родоначальник, имел сына Гавриила, твердого и умного начетчика, зоркого воспитателя своих сыновей Василия, Александра, Иоанна и дочери Марии. Супруга Гавриила Илларионовича, Екатерина, характера мягкого и сердечного, была нежной и заботливой матерью. Как жили братья Василий и Александр, занимавшиеся портновским ремеслом, неизвестно. Но известно, что младший, Иоанн, всем сердцем стремившийся к просвещению, недоступному под строгим надзором отца, не находил покоя в родном доме. Босой, имея несколько копеек, пешком он отправился в Петербург, где, как он слышал, были единоверные ему земляки. В дальнейшем мы находим его в приходе храма на Волковом кладбище. Этот единоверческий приход был создан при церкви под влиянием митрополита Платона (Левшина) , и многие раскольники присоединились к нему. Имея единую с Православной Российской Церковью иерархию и сохраняя в неприкосновенности богослужебные уставы и книги, какими они были до патриарха Никона , а также свои старинные распевы, старообрядцы находили удовлетворение и успокоение. Среди них и был юный Иван Гаврилович Бонифатьев, изменивший древнему раскольническому настроению предков. Вскоре он подал прошение на Высочайшее имя о своем причислении в единоверие к Российской Православной Церкви и Высочайшим соизволением был принят с новой фамилией. Имея в виду его полное отторжение от раскола, возможно предвидя в нем восходящую звезду, гражданская власть высочайше повелела ему именоваться не Бонифатьевым, но Звездинским. Церковная же власть, присоединив в единоверие, дала ему должность чтеца при храме на Волковом кладбище в Петербурге, где у него обнаружились редкие музыкальные способности и чудный голос.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

«Согласно усиленной просьбе крестьян, в целях укрепления веры и [во славу] имени Божия, инокиня Спасо­Влахернского монастыря Параскева Матиешина за святое послушание вызывается из обители для миссионерской работы в деревне, числясь в то же время в числе сестер Спасо­Влахернского монастыря. Надеюсь и уверен, что матушка игумения и сестры отпустят инокиню Параскеву из обители без тени какого-либо ропота или недовольства и с радостию благословят ее на великое Божие дело, памятуя тяжкое время неверия, ныне переживаемое, памятуя, как преп. Сергий из своей обители отпустил двух иноков на защиту Церкви Святой от нападения вражеского. О сем канцелярия не замедлит поставить в известность игумению с сестрами. Еп. Серафим " 68 . 27 ноября 1921 года инокиня Параскева была посвящена Владыкой по древнему чину в диакониссы, на алтарное служение. С этого времени она стала прислуживать в Казанской церкви села Подлипичье, в которой очень часто служил епископ Серафим и напротив которой он жил. Ведя ее к духовному совершенствованию путем строгим, мудрый наставник считал Параскеву одной из наиболее близких своих духовных дочерей. «Мир тебе, родная дочь моя Параскева», – писал ей Владыка из тюрьмы 17 апреля 1923 года. В дмитровской Борисоглебской обители по завету своего духовного отца Владыка служил молебны князьям­страстотерпцам, почитая их помощниками в нервных болезнях. Обитель переживала тяжелые времена: ни одной монахини, старенькие послушницы и девочки-подростки. Наставлять их игумении было трудно. Достатка никакого, кроме матушкиного имущества. К тому же красноречивый миссионер-проповедник Дмитровского уезда и настоятель церкви при монастыре протоиерей Николай Терновский­Розанов вознамерился подчинить обитель себе. Много скорби перенесла с ним игумения Сергия, терпеливая и великодушная, строгая ревнительница православия... Труды архипастыря не могли остаться незамеченными представителями новых порядков. Совсем не безмятежным было самоотверженное служение Владыки, и не только духовными детьми окружен был епископ Серафим, не только их любовью и почитанием. В уезде, как и по всей России, набирало силу богоборчество. Церковь признавалась главным врагом революции и коммунизма. Разрушение старого мира подразумевало уничтожение Церкви. В газетах печатались

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

На все, конечно, нужны немалые средства. Двухэтажное здание было заброшено, там нет окон, обветшала крыша, отсутствуют полы, которые местные жители сдирали на растопку. Там заново нужно проводить канализацию и электричество. Сейчас мы собираем пожертвования на это благое дело и молимся за всех, кто оказал нам помощь. — Свято-Иннокентьевский монастырь сегодня известен далеко за пределами ЕАО, паломники едут со всей России и не только. Что они могут здесь посмотреть, какие святыни есть в монастыре? ­— В нашем монастыре есть икона святителя Иннокентия Московского с частицей его святых мощей, ковчег с мощами свт. Николая Чудотворца и св. муч. Анастасии Узорешительницы, ковчег с мощами древних мучениц Виктории, Конкордии и Викентии, ковчеги с мощами св. преподобноисповедницы Параскевы (Матиешиной) и св. блаж. Екатерины Пюхтицкой, ковчег с мощами святых благоверных князей Василия и Константина Ярославских. На нашем подворье в храме Мученика Иоанна Воина хранится старинная икона Божией Матери «Достойно есть», написанная на Афоне 120 лет назад, а также икона святых отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 гг. с частицами мощей свщмуч. Владимира, Митрополита Киевского, и священноисповедника Агафангела, митрополита Ярославского и Ростовского. В храме Мученика Иоанна Воина на подворье очень необычный для наших мест иконостас: он сделан из дикого камня и расписан фресками в древнерусском стиле. Одна семья из г. Хабаровска ежегодно в годовщину своей свадьбы специально приезжает в этот храм и читает акафист святому мученику, призывая его молитвенную помощь. Очень часто паломники, один раз побывавшие в нашем монастыре, снова и снова приезжают к нам, часто останавливаясь на несколько дней — потрудиться и помолиться вместе с сестрами. — Расскажите о нуждах обители, как можно помочь? ­— Во время нашего разговора я уже рассказала о нуждах монастыря. И те милосердные христиане, которые пожелают нам помочь, могут это сделать любыми возможными для них способами. Оказать финансовую помощь можно, перечислив средства на карту Сбербанка 4276700013141217, владелец карты игуменья Анастасия (Анна Юрьевна И.), с пометкой «на скит» или «на корпус», либо через форму на нашем сайте: http://sestra.site/pozhertvovanija/

http://pravoslavie.ru/147957.html

Один крестьянин попросил Параскеву обучить свою дочь церковному пению. К ней присоединились другие. Хор девочек стал быстро расти, его численность достигла 60 человек, и стало два хора. Параскева не только преподавала пение, но наставляла учениц в Законе Божием. Она была внешне несколько сурова к своим ученицам, но любила их, как родных дочерей. В 1920 году Параскева познакомилась с Дмитровским епископом Серафимом (Звездинским) и стала его духовной дочерью. Владыка сурово вел ее в духовной жизни, но другим говорил о ней с уважением. Епископ Серафим в 1921 году постриг Параскеву в рясофор, не переменив ей имени, и определил в Спасо-Влахернский монастырь . Вскоре на имя владыки поступило прошение прихожан Казанской церкви села Подлипичье вернуть инокиню Параскеву в Дмитров для продолжения обучения детей их прихода чтению и пению. Они обещали обеспечить ее квартирой и продовольствием. 25 июля 1921 года епископ Серафим вызвал инокиню Параскеву из обители " для миссионерской работы в деревне " , оставляя её в числе сестер Спасо-Влахернского монастыря. 27 ноября 1921 года инокиня Параскева была посвящена владыкой по древнему чину в диакониссы , на алтарное служение. С этого времени она стала прислуживать в Казанской церкви села Подлипичье , в которой очень часто служил епископ Серафим и возле которой он жил. В 1924 году матушка Параскева была вызвана в ОГПУ, где ей приказали прекратить занятия. Но и после этого, не имея возможности учить девушек, она не оставила попечения о них и руководства хором. В 1928 году был закрыт Спасо-Влахернский монастырь . Матушка продолжала прислуживать в Казанской церкви. 27 мая 1931 года инокиня Параскева была арестована. На вопросы следователя она отвечала: " Я лишена избирательных прав как монахиня. В монастырь я поступила в 1912 году в Холмской губернии... Пробыла до 1914 года, потом нас всех монашек перевезли в Москву, где мы и находились до 1918 года. В 1918 году я приехала в Дмитров. Сняла квартиру в Подлипецкой слободе и прислуживала в церкви. Участвовала в хоре, обучала детей церковному пению. В 1924 году меня вызвали в ОГПУ и воспретили обучать девушек церковному пению. С тех пор я кончила занятия с девушками и была хору как руководительница. Себя я в антисоветской деятельности виновной не признаю " .

http://drevo-info.ru/articles/13673982.h...

28 июня 1931 года тройка ОГПУ приговорила инокиню Параскеву к 5 годам ссылки в Казахстан . Параскеву привезли сначала в Алма-Ату , а затем определили на работу неподалеку от города: она была поварихой в большой рабочей артели, состоявшей из ссыльных. За проявляемые ею к рабочим заботу и сострадание они называли ее сестрой. Спустя некоторое время инокиню перевели в Алма-Ату. На государственную работу устраиваться не стала, поскольку за несколько месяцев, проведенных в артели, была истощена – питалась чем придется. В Алма-Ате матушка неожиданно встретилась со своим духовным отцом, епископом Серафимом, направленным туда в ссылку в августе 1932 года. Он прожил в городе три месяца, и матушка могла в это время утешаться совместными молитвами и духовными советами своего аввы. Вскоре ее перевели в город Барабинск . Питалась она большей частью лепешками, которые ссыльные пекли из муки собственного помола, изготовленной из зерен колосков, подобранных в поле после уборки урожая. Ссылка окончилась в 1935 году, и матушка, сильно ослабевшая и больная, поселилась в Астрахани , а затем перебралась в город Кирсанов Тамбовской области. Узнав о болезнях инокини Параскевы, воспитанницы позвали ее в Дмитров , поближе к родным местам. Здесь ее застала война и связанный с нею голод. Матушка заболела абсцессом легких и тяжко страдала. Лекарства не помогали, состояние ее считали безнадежным. Она уже готовилась к смерти, но однажды ночью во второй раз сподобилась видения святых апостолов Петра и Павла. Апостол Петр обещал ей выздоровление и, подавая ключи, бывшие у него в руках, сказал: «Ты еще будешь этими ключами отворять церковные двери в Подлипичье». С этого дня, вопреки ожиданиям врачей, матушка стала поправляться. Окрепнув, она поехала на Украину к родным, которые приняли ее очень радушно. Поправившись, она вернулась в Дмитров, где вновь стала трудиться в Казанской церкви Подлипичья, отпирала ее по утрам, читала, пела и управляла своим хором. Сначала ей нашли комнату недалеко от церкви. Но вскоре пришлось найти другое жилье, дальше от храма. Матушке каждый день приходилось по дороге в церковь подниматься в гору. Со временем это для нее становилось все труднее.

http://drevo-info.ru/articles/13673982.h...

   001   002     003    004    005