Антиохийской православной архиепископии в Северной Америке дарована автономия Нью-Йорк, 20 июня 2002 г. Антиохийский Патриархат даровал автономию одной из своих церковно-административных областей – Антиохийской православно-христианской архиепископии Северной Америки (АПА). Об этом сообщил один из епископов АПА Василий. Решение о даровании автономии Северо-Американской архиепископии было принято 14 июня в Дамаске Священным Синодом Антиохийского Патриархата чрез 11 месяцев после того, как верующие АПА подавляющим большинством проголосовали за эту автономию. В заседании Синода, рассмотревшего вопрос об автономии, принял участие глава АПА митрополит Филипп (Салиба), а также еще один иерарх Американской архиепископии - епископ Антоний . Председательствовал на Синоде предстоятель Антиохийской Православной Церкви Патриарх Игнатий IV . Как сообщил епископ Василий, Синод предоставил автономию Американской архиепископии " теоретически " - " практические " вопросы осуществления этой автономии будет решать специальный комитет в составе шести митрополитов. Незадолго до синодального решения в интервью американской греческой православной газете " The National Herald " митрополит Филипп выражал пессимизм относительно предоставления автономии его епархии. В том же интервью арабский иерарх сообщил, что если Дамаск не дарует АПА автономию, он будет вынужден начать переговоры о создании новой автокефальной Церкви с архиепископом Димитрием, главой крупнейшей православной церковно-территориальной единицы - Американской греческой архиепископии юрисдикции Константинопольского Патриархата (АГА). Со своей стороны архиепископ Димитрий - уроженец Греции, недавно возглавивший паству в Америке, - заявил, что он " даже не намерен обсуждать " этот вопрос с Филиппом и сохранит верность Константинополю. Обозреватели отмечают, что Антиохийский Патриархат предоставил автономию АПА буквально накануне съезда еще одной православной юрисдикции - Православной Церкви в Америке (ПЦА) , получившей в 1970 году автокефалию от своей Матери-Церкви – Русской . Хотя по количеству приходов и верующих ПЦА значительно уступает АГА, она обладает автокефалией - самым высоким статусом с канонической точки зрения - и не зависит от духовных центров за рубежом .

http://pravoslavie.ru/40144.html

В западной части империи экзархам соответствовали примасы, ибо отцы Карфагенского Собора в 48(39)-м правиле запретили употреблять титул экзарха как несовместимый с идеалом христианского смирения, но на Востоке этот титул сохранился, хотя и приобрел впоследствии иное значение, как об этом писал Вальсамон. 27.3.Патриархаты Экзархаты, или великие области, оказались неустойчивыми эфемерными образованиями. Процесс укрупнения Поместных Церквей на этой стадии не закончился. Исключительным положением Константинополя, «города царя и сената», обусловлено было и его церковное возвышение. Несмотря на возражения со стороны Рима, уже 2 Вселенский Собор постановил: «Константинопольский епископ да имеет преимущество чести по Римском епископе, потому что град оный есть новый Рим» (прав. 3). Халкидонский Собор включил в юрисдикцию Константинопольского епископа, помимо Фракийского, также Асийский и Понтийский диоцезы (прав. 28). В латинской половине империи власть Римского епископа распространилась вначале на Италию, кроме Равеннской, Аквилейской и Миланской Церквей, а затем и на весь Запад с его тремя префектурами. Впоследствии, в эпоху императоров-иконоборцев, восточная часть Иллирика, а также Южная Италия и Сицилия были переведены из юрисдикции Рима в юрисдикцию Константинополя. Римские папы смогли позже восстановить свой контроль в Южной Италии и Сицилии, но не в восточном Иллирике, который на века остался в пределах Константинопольского Патриархата и благодаря этому сохранил свою принадлежность к Вселенской Православной Церкви. Уже 1 Никейский Собор предоставил первенство чести в Палестине епископу Элии-Иерусалима, Матери всех Церквей (прав. 7). Это привело потом к полной самостоятельности, к автокефалии Иерусалимской Церкви. В границах своего диоцеза осталась Александрийская Церковь , включавшая Египет, Сирию и Пентаполь. Ко времени Халкидонского Собора окончательно сложился диптих первых епископов христианской Церкви: Римский, Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский. В таком порядке пять первых престолов перечислены в 36-м правиле Трулльского Собора: «…определяем, да имеет престол Константинопольский равныя преимущества с престолом древняго Рима и, якоже сей, да возвеличивается в делах церковных, будучи вторым по нем: после же онаго да числится престол великаго града Александрии, потом престол Антиохийский, а засим престол града Иерусалима». Епископы этих пяти первенствующих престолов стали титуловаться патриархами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Антиохийская Православная Церковь отметила день памяти своих основателей - свв. первоверховных апостолов Петра и Павла (версия для печати)/Православие.Ru Антиохийская Православная Церковь отметила день памяти своих основателей - свв. первоверховных апостолов Петра и Павла Православие.Ru , 29 июня 2004 г. Дамаск, 29 июня 2004 г. 28 и 29 июня в Антиохийской Православной Церкви состоялось празднование памяти ее основателей - свв. первоверховных апостолов Петра и Павла. Торжества начались с Великой вечерни в монастыре св. апостола Павла (с. Каукаб, 30 км на юг от Дамаска), воздвигнутом на месте чудесного явления апостолу Христа на Дамасской дороге. Вечерня была совершена в присутствии Блаженнейшего Патриарха Великой Антиохии и всего Востока Игнатия IV при огромном стечении духовенства и мирян из Сирии, Ливана, Кувейта и др. стран. Особенно радовало многочисленное присутствие молодежи, которая в скаутских формах фанфарами и барабанным боем приветствовала Предстоятеля Церкви. Праздник продолжался до глубокой ночи и вылился в народное гуляние. Много часов Патриарх Игнатий и духовенство общались с верующим народом. На месте чудесного явления Спасителя св. апостолу Павлу на дамасской дороге в конце октября этого года будет установлен памятник апостолу Павлу. Договоренность об установке монумента достигнута на встрече руководства фонда апостола Павла и представителей православной общественности России с викарием Антиохийского Патриарха епископом Гаттасом Хазимом, который находился в Москве в составе делегации Антиохийской Православной Церкви на юбилейных торжествах Святейшего Патриарха Алексия II. Общая высота архитектурного сооружения составит пять метров. По замыслу авторов проекта, это будет бронзовая фигура на гранитном постаменте, изображающая апостола Павла с книгой " Нового Завета " в руках. Скульптор монумента - Александр Рукавишников, автор известного памятника на могиле Владимира Высоцкого и скульптуры Ф.М.Достоевского, установленной перед зданием Российской государственной библиотеки. Памятник является совместным проектом Русской Православной Церкви, Антиохийского Патриархата и общественного фонда апостола Павла. 29 июня в кафедральном соборе Успения Божией Матери в Дамаске Блаженнейший Патриарх Игнатий совершил Божественную Литургию в сослужении сонма архиереев и духовенства. Празднества завершились официальным приемом в Антиохийской Патриархии. В торжествах принял участие Представитель Патриарха Московского и всея Руси при Антиохийском Патриархе архимандрит Александр (Елисов), который вручил Его Блаженству поздравление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с 25-летием Интронизации, которое исполняется в этом году.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

На Востоке процесс изменения прошел сильнее. Отделившиеся от Церкви общества верующих сохранили свои формы литургии и даже создали новые, надписав их для большей авторитетности именами разных апостолов или святых отцов Церкви. У абиссинцев есть даже " литургия Божией Матери " . В связи с этим и процесс объдинения не произошел решительно и беспрекословно до конца. Восток, вообще, терпимее Запада в отношении национальных черт, языка, обычаев и т.д. Поэтому в границах отдельных исповеданий Восток сохранил большую разнообразность литургических типов. Несколько разных евхаристических молитв уживаются рядом друг с другом, и их место в церковном году урегулировано богослужебным уставом. Так в Православной Церкви вошло в обычай совершать две литургии (святого Иоанна Златоуста и святого Василия Великого). Кроме того, совершается, хотя и не повсеместно, литургия апостола Иакова. Коптская церковь знает несколько форм литургии; Эфиопская их насчитывает до 16 и т.д. Все это побуждает литургиста-исследователя попытаться внести некоторую систему в то великое множество евхаристических типов, которые образовались в процессе истории и которые совершались и совершаются и поныне. Попытки классификации типов литургии по их характерным особенностям делались не раз. Существует несколько схем, из которых главнейшие следующие. Схема протоиерея Мальцева А. Литургии Восточные Александрийские. Месопотамские. Иерусалимско-антиохийские. Б. Литургии Западные Галликанско-мозарабские. Миланская. Римская. Карфагенская. Схема проф А. Катанского А. Литургии Восточные Иерусалимско-антиохийские. Александрийские. Месопотамские. Б. Литургии Западные а) греческого типа: Галльская. Испано-готская. Галликанская. Мозарабская. Миланская. б) западного типа, или missa romana. Схема Л. Дюшена Литургии Сирийские. Литургии Александрийские. Литургия Римская. Литургия Галликанская. Причем Дюшен предлагает и такое упрощение: Западные, включая в них и Александрийскую, как родственную Римской, и Восточные, т.е. Сирийская, Армянская и Кесарийско-Константинопольская.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2413...

Я на прошедшей неделе путешествовал в Нижний, по приглашению купца Зайцева, для служения Литургии и освящения нового дома помянутого лица; съездил благополучно 530 . Побывал и в Москве; служил в церкви лицея 531 в первый день, – и на обратном пути в церкви Антиохийского подворья 532 , возгласив имя вселенского Патриарха Антиохийского Григория. По возвращении в Петербург служил в Ивановском монастыре 533 . Вот у нас в Кронштадте храмовой праздник св Апостола Андрея, день 30 Ноября 534 ; близится и ваш Леушинский в Петербурге придельный праздник св великомученицы Варвары 535 . Дай Бог тебе прибыть в свое подворье – Петербургское твое детище. 6-го Декабря я приглашен градоначальником служить в его домовой церкви, и дал слово 536 . Да исправит Господь стопы твои и мои на путь мирен 537 . Твой молитвенник Протоиерей Иоанн Сергиев. 22-го Ноября 1906 г. Игумении Таисии (Солоповой). 26 ноября 1906. Кронштадт Предорогая и предобрая Матушка Игумения Таисия! Благодать и мир и милость Божия да будут с тобою и с обителью твоею и школою 538 . Здравствовать и благодушествовать тебе желаю, дорогая. Я здоров и благополучен; о злословии борзописцев-жидов и их насмешках небрегу 539 . Господь им отмстит за меня 540 ; ибо касаяйся меня злобно – касается в зеницу ока Божия 541 . – В Варварин день, приходящийся в воскресенье, служить в Леушинском подворье не буду, а буду дома в Кронштадте. В другой день отслужу, по выбору моему. Юбилея 12 Декабря 542 праздновать не буду и поздравлений принимать не стану, – все будет скромно, по нынешним обстоятельствам 543 . Сегодня, 26-го Ноября, служил у тебя на Бассейной; причастил сестер и много народу; говорил Слово на слова Господа: «мир вам» 544 . Обители кланяюсь, тебе и всем сестрам. Прощай. Ваш молитвенник Протоиерей Иоанн Сергиев. 26-го Ноября 1906 г., (преп Алипия Столпника и св великомуч Георгия). Игумении Таисии (Солоповой). 1 января 1907. Кронштадт Достопочтенная о Господе Матушка, Сестра и духовная Дочь Таисия! Приветствую тебя с Новолетием гражданским (церковное было 1-го Сентября) и призываю на тебя, дорогая, благословение Божие и Матери Божией на Новый год и старые труды и на обновление твое духовное. Укрепи тебя в терпении Господь – в твоей тяжкой болезни и в игуменских трудах. Дай Бог всем сестрам мир с любовию к Богу и между собою и восхождение к Небесному Царствию по степеням духовным. Я здоров, насколько можно быть здоровым старцу в мои годы. Дай Бог дождаться весны и опять побывать в Леушине 545 и насладиться Божественною службою и общим свиданьем. Желательно и еще послушать священные песни Великого Четверга: «Сеченное сечется» 546 … и «Преукрашенная Божественною славою» 547 …

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

стали собираться к преподобному Сергию Радонежскому приблизительно в половине XIV века. Скончался преподобный Сергий в 1392 году 25 сентября. Нурма (в Грязовецком уезде Вологодской губернии) — приток реки Обноры, которая протекает по Вологодской в Ярославской губерниям и впадает в реку Кострому. Павел Обнорский преставился в 1429 году 10-го января. (алмаз) — камень, имеющий такую крепость, что чертит и режет прочие камни, не получая от того вреда. Это название в церковной литературе придается многим отцам и учителям Церкви, прославившимся твердостью своей веры и характера. 1-го августа. Павел так уважал преп. Сергия, что провожал его после посещения более, чем на две трети расстояния от своего жительства. Место, до которого обыкновенно доходили святые, ознаменовано устройством часовни. преп. Сергия, отстоявшая в 60 верстах от Вологды (закрыта в 1764 г.), находилась в 4 верстах от Павловской обители, ниже по течению реки Нурмы. мощи преподобного почивают во храме. 1584 года записано было до 80 чудес преподобного. Житие преподобной матери нашей Пелагии Палестинский, находившейся на севере Палестины, в Келесирии, в нынешней Сирийской области Азиатской Турции, в глубокой древности был центральным пунктом для всего языческого востока, но в IV в. стал рассадником христианства и имел своих епископов; впоследствии город этот был постепенно разрушен. Сирийская — один из древних и богатейших городов Сирии, столичный ее город; лежит при р. Оронте, верстах в 10 от впадения ее в Средиземное море, между горными хребтами Ливана и Тавра; основана за 300 лет до Р. Хр. Селевком Никатором и названа так по имени Антиоха, отца его. Для христианской церкви Антиохия имеет особенную важность, как второе после Иерусалима великое средоточие христианства, и как мать христианских церквей из язычников. Знаменитая церковь Антиохийская насаждена первоначально свв. Апп. Павлом и Варнавою, а впоследствии утверждена еще и ап. Петром. В Антиохии было немало замечательных соборов пастырей церкви во время еретических (Арианских и Несторианских) распрей, Церковь Антиохийская издревле пользовалась особенными преимуществами, наравне с церквами: Александрийскою, Иерусалимскою, Константинопольскою и Римскою; настоятели ее имели титул и преимущества патриарха, почему и в настоящем месте жития преп. Пелагии следует разуметь не архиепископа, а патриарха. В настоящее время Антиохия находится под Турецким владычеством и представляет собою небольшой и бедный городок, в котором насчитывается до 10 тысяч жителей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

2818 Итак, на возвращение Иоанна в Антиохию после шестилетнего аскетического подвига нужно смотреть не как на уступку тяжелому физическому недугу, но, как на завершение его многолетнего подвига и последний акт продолжительного и весьма важного периода его жизни – периода подготовления его к великому пастырскому служению и к осуществлению тех высоких задач служителя Божия, какие он носил в ясно сознаваемом им идеале. 2819 —197— По возвращении в Антиохию в конце 380, или в начале 381 г. Иоанн был поставлен в сан диакона Антиохийской Церкви. Посвящение его несомненно было совершено воспитателем его юности Мелетием, который, по смерти Валента в 378 г., по указу Грациана, преемника Валента, возвратился из изгнания в Антиохию. Таково ясное свидетельство об этом достовернейшего биографа Златоуста Палладия. 2820 Поставление во диакона было несомненно не позже февраля 381 г., так 12 числа этого —198— месяца Мелетий отправился в Константинополь для присутствования на втором вселенском соборе, откуда и не возвращался, так как умер в Константинополе во время соборных заседаний. 2821 Давно знавший своего чтеца-отшельника, Мелетий с восторгом принял его в свои архипастырские объятия и, зная его подготовленность к церковному служению, но вместе и его смиренное уклонение от видных церковных должностей, поставил его во диакона Антиохийской Церкви. И мы видим, что Иоанн, прежде долго и упорно отклонявшийся от церковного служения, теперь смиренно принимает сан диакона. Очевидно, продолжительный аскетический искус создал в нём психологическую возможность примирить ясно сознаваемое личное недостоинство с высотою пастырского идеала. Горячая любовь к страждущим ближним, решимость всецело отдать себя священному служению были встречены архипастырским призванием и Иоанн покорился. По возвращении в отечество, говорит Дамаскин, Златоуст принимает степень священства и, как благодарный сын, своею деятельностью отдает награду своей матери-кормилице. 2822 Не долго пришлось служить Иоанну в сане диакона при поставившем его в эту священную степень епископе.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Опять говорю тоже, что и прежде, – запрись дома, займись и потрудись с женою, с детьми и домашними; скажи наперед сам себе: не примусь ни за частные ни за общественные дела, пока не исправлю душу свою» 189 . Обратимся теперь к клятве-присяге. Особенности формы ее в Антиохийской церкви за это время, и сущность ее, и взгляд Златоуста на клятву этого вида, мы в самом тексте беседы опять подчеркнем во избежание необходимости объяснений. «Что ты делаешь, человек?» взывает Златоуст, – «заставляешь клясться пред священною трапезою, и там, где лежит Христос закланный, закалаешь брата своего. Разбойники убивают на дорогах, а ты убиваешь сына пред лицом матери, и совершаешь убийство, преступнее Каинова. Тот умертвил своего брата в пустыне и временною смертью , а ты наносишь смерть среди церкви и смерть вечную. Ужели для того устроена церковь , чтобы клясться? Нет! – для того, чтобы молиться. Ужели для того стоит трапеза, чтобы мы заставляли других клясться? Нет! – для того стоит она, чтобы разрешали мы грехи, а не вязали. Но если ты не стыдишься ничего другого, так постыдись этой самой книги, которую подаешь для клятвы: раскрой евангелие, которое держа в руках, заставляешь клясться, и услышал, что Христос говорит там о клятвах, вострепещи и удержись. Что же Он говорит там о клятвах? – Аз же глаголю вам не клятися всяко ( Мф. 5:34 ). А ты этот закон, запрещающий клятву, делаешь клятвой. О дерзость! О безумие! Ты делаешь то же, как если бы кто самого законодателя, воспрещающего убийство, заставил быть помощником в убийстве. Не так стенаю и плачу я, когда слышу, что иных убивают на дорогах, как стенаю и плачу и содрогаюсь, когда вижу, что кто-нибудь подходит к этой трапезе, полагает на нее руки, прикасается к евангелию и хлопочет на счет денег; ты сомневаешься, скажи мне, и убиваешь душу? Приобретешь ли ты столько, сколько делаешь вреда душе и своей и ближнего? если веришь, что этот человек правдив, не вводи его в неволю клясться; а если знаешь, что он лжив, не заставь его нарушить клятву.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Nikolsk...

Таково ясное свидетельство об этом достовернейшего биографа Златоуста Палладия 150 . Поставление во диакона было несомненно не позже февраля 381 г., так 12 числа этого месяца Мелетий отправился в Константинополь для присутствия на Втором вселенском соборе, откуда и не возвращался, так как умер в Константинополе во время соборных заседаний 151 . Давно знавший своего чтеца-отшельника, Мелетий с восторгом принял его в свои архипастырские объятия и, зная его подготовленность к церковному служению, но вместе и его смиренное уклонение от видных церковных должностей, поставил его во диакона Антиохийской Церкви. И мы видим, что Иоанн, прежде долго и упорно отклонявшийся от церковного служения, теперь смиренно принимает сан диакона. Очевидно, продолжительный аскетический искус создал в нём психологическую возможность примирить ясно сознаваемое личное недостоинство с высотою пастырского идеала. Горячая любовь к страждущим ближним, решимость всецело отдать себя священному служению были встречены архипастырским призванием и Иоанн покорился. По возвращении в отечество, говорит Дамаскин, Златоуст принимает степень священства и, как благодарный сын, своею деятельностью отдает награду своей матери – кормилице 152 . Не долго пришлось служить Иоанну в сане диакона при поставившем его в эту священную степень епископе. Но и Флавиан, достойный преемник Мелетия на Антиохийской кафедре, был настолько же опытный пастырь и настолько же тепло и сердечно относился к Иоанну, как и Мелетий. Ревностно исполнял Иоанн вновь возложенные на него обязанности диакона. Эти обязанности состояли из служения при священнодействии епископа, надзора за благочинием в церковных собраниях и церковной благотворительности. Диакон тогда был при епископе участником всех его распоряжений. Должность диакона была трудная, но зато представляла самое лучше подготовление к должности епископа. Быть опорою бедных, изучать их несчастья, видеть собственными глазами крайность нужд, находить причины тому часто в жадности и жестокости богачей, являться к неимущим и слабым, как бы видимым орудием Церкви, – всё это было особенно приятно св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

В это время он сделал попытку воспользоваться своим положением. Это видно из того, что в IV заседании 3455 , он объявил, что обязанностью Иоанна антиохийского было (χρν) тотчас явиться на вселенский собор ες πολογαν τν παγομνων и оказать повиновение и честь – επακοσαι κα τιμσαι – апостольскому θρνος Рима и εροσολμων γας το θεο κκλησας, так как это μλιστα θος, что τν ντιοχων θρνος ξ ποστολικς κολουθας κα παραδσεως иерусалимской кафедрой управляется и судится – θνεσθαι κα δικζεσθαι. Свой собственный θρνος 3456 Ювеналий обозначает как апостольский, тогда как антиохийской кафедре он отказывает в этом предикате. Это не все. По рангу он ставит себя на первом месте после римского епископа. Вероятно, Ювеналий имел самые широкие горизонты, когда так действовал! Время было удобно для достижения самых честолюбивых намерений 3457 . В IV заседани Кирилл присутствовал. От него не могло укрыться, куда направляются планы Ювеналия. Надо было быть слепым, чтобы содействовать их исполнению: Иерусалим над Антиохией, вернее на месте Антиохии, явится соперником Александрии, значение которой он умалит. Могущественный епископ Иерусалима, «св. града Божия и Христа, матери всех церквей», может оставить в тени папу александрийского также точно, как сделал это в отношении антиохийского иерарха! В виду всего этого Кирилл не замедлил выступить против Ювеналия. В актах ефесского собора о всей этой афере иерусалимского епископа нет ни слова. Однако из одного значительно позднейшего документа, именно послания папы Льва к Максиму антиохийскому 3458 , мы узнаем, что Ювеналий per comentitia scripta пытался на соборе признать законными – firmare – свои insolentes ausus. Кирилл сообщил ему, Льву, что предпринимается quid praedicti cupiditas и поэтому просил его, ut nulla illicitis conatibus praeberetur. Из всего вышеизложенного выступает ничто иное, как то, что Ювеналий уже в Ефесе пытался потребовать Palaestinae provinciae principatum. VII. Константинопольский епископ Прокл и его положение в восточной церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010