Свой вклад в оборону города несли и чтимые святыни северной столицы. Десятки тысяч верующих черпали у них душевные силы для продолжения жизни и борьбы в тяжелейших условиях блокады. Правда, здесь следует отделять реальные события от благочестивых легенд и преданий, не подтверждаемых фактами. В частности, существует широко распространенная легенда, объясняющая сам факт того, что фашистские войска были остановлены под Ленинградом, вмешательством небесных сил. Она неоднократно описывалась в литературе: «Промыслом Божиим для изъявления воли Господней и определения судьбы русского народа был избран Илия… — митрополит Гор Ливанских (Антиохийский Патриархат). После Александра III (Патриарха) Илия… горячо, всем сердцем молился о спасении страны Российской перед иконой Казанской Божией Матери. Три дня без сна, еды и пития. Через трое суток бдения ему явилась Сама Матерь Божия и объявила ему волю Божию: «Успеха в войне не будет, доколе не отворят все закрытые по стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии; не выпустят из тюрем и не возвратят с фронтов священство для богослужения в храмах. Сейчас готовится к сдаче Ленинград. Город Святого Петра не сдавать. Доколе мое изображение находится в нем — ни один враг не пройдет. Пусть вынесут чудотворную икону Казанскую и обнесут ее крестным ходом вокруг города…». " Нужно объяснить, что подобное видение митрополиту Илие (Караму — так правильно звучит его фамилия), по его словам, действительно было. Когда в год начала Великой Отечественной войны Патриарх Антиохийский обратился к христианам всего мира с просьбой о молитвенной и материальной помощи России, горячо любивший русский народ митрополит Илия ушел в затвор и молился в пещерной церкви перед чудотворной иконой Божией Матери о спасении России. По церковному преданию и со слов самого Владыки, на четвертые сутки затвора во время молитвы ему явилась в огненном столпе Божия Матерь и возвестила о том, что он избран, как истинный молитвенник и друг России для того, чтобы передать определение Божие для страны и народа русского. Особо Пресвятой Владычицей был упомянут один из самых чтимых в России ее образов — Казанская икона. Митрополит через Красный Крест связался с представителями Русской Православной Церкви и советского правительства и передал им «Господне определение». Далее же в историю вплетаются полностью легендарные события: «В Ленинграде вынесли из Владимирского собора Казанскую икону Божией Матери и пошли крестным ходом. И произошло удивительное. Гитлер изменил свои планы… Благоприятный момент для врага был упущен. Враг был отброшен. Подтвердилось пророчество святителя Митрофана: город Святого Петра избран Самой Богородицей и пока в нем находится Казанская Ее икона и есть молящиеся, враг не сможет войти в город. После Ленинграда Казанская икона Божией Матери начала свое шествие по России».

http://pravoslavie.ru/70589.html

Когда началась Великая Отечественная война, Патриарх Антиохийский Александр III обратился с посланием к христианам всего мира о молитвенной и материальной помощи России. Очень немного истинных друзей оставалось у нашей страны тогда. Были великие молитвенники и на Руси, такие, как иеросхимонах Серафим Вырицкий. Тысячу дней и ночей стоял он на молитве о спасении страны и народа России в тяжелейшие годы, когда страну терзали враги. Но как и в 1612 г. Промыслом Божиим для изъявления воли Божией и определения судьбы страны и народа России был избран друг и молитвенник за нее из братской Церкви – Митрополит гор Ливанских Илия (Антиохийский Патриархат). Он знал, что значит Россия для мира; знал, и поэтому всегда молился о спасении страны Российской, о просветлении народа. После обращения Александра III Митрополит Илия стал еще горячее всем сердцем молиться за спасение России от погибели, от нашествия вражеского. Он решил затвориться и просить Божию Матерь открыть, чем можно помочь России. Он спустился в каменное подземелье, куда не доносился ни один звук с земли, где не было ничего (кроме иконы Божией Матери. Владыка затворился там, не вкушая пищи, не пил, не спал, а только, стоя на коленях, молился перед иконой Божией Матери с лампадой. Каждое утро владыке приносили сводки с фронта о числе убитых и о том, куда дошел враг. Через трое суток бдения ему явилась в огненном столпе Сама Божия Матерь и объявила, что избран он, истинный молитвенник и друг России, для того, чтобы передать определение Божие для страны и народа Российского. Если все, что определено, не будет выполнено, Россия погибнет. " Должны быть открыты во всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Священники должны быть возвращены с фронтов и тюрем, должны начать служить. Сейчас готовятся к сдаче Ленинграда, – сдавать нельзя. Пусть вынесут, – сказала Она, – чудотворную икону Казанской Божией Матери и обнесут ее крестным ходом вокруг города, тогда ни один враг не ступит на святую его землю. Это избранный город. Перед Казанскою иконою нужно совершить молебен в Москве; затем она должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу нельзя. Казанская икона должна идти с войсками до границ России. Когда война окончится, митрополит Илия должен приехать в Россию и рас-сказать о том, как она была спасена " .

http://isihazm.ru/?id=384&sid=5&iid=827

Архив Пн В храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Жаль Эль Диб прошли торжества по случаю празднования Казанской иконе Божией Матери 5 ноября 2023 г. 15:17 4 ноября 2023 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, по благословению митрополита Гор Ливанских Силуана ( Антиохийский Патриархат ) настоятель подворья Русской Православной Церкви в Бейруте архимандрит Филипп (Васильцев) совершил Божественную литургию в новом храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Жаль Эль Диб (Ливан) в сослужении клирика храма в честь Архистратига Божия Гавриила подворья Антиохийской Православной Церкви в Москве иеромонаха Киприана (Землякова). Иеромонах Киприан прибыл в Сирию по благословению председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Антония для помощи в совершении богослужений в Представительстве Русской Православной Церкви в Дамаске. За Божественной литургией молился и причащался Святых Христовых Тайн представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси митрополит Филиппопольский Нифон . В храме также молились Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Ливане А.Н. Рудаков с супругой и военный атташе Российской Федерации в Ливане Ю.А. Пеньков. В день памяти Казанской иконы Божией Матери в России отмечается государственный праздник День народного единства. После отпуста Литургии было совершено славление Пресвятой Богородице, а также освящен образ Божией Матери, написанный прихожанкой подворья. Проповедь на тему праздника произнес митрополит Филиппопольский Нифон. Владыка тепло приветствовал настоятеля подворья Русской Православной Церкви в Бейруте, господина посла с супругой, прихожан подворья и сердечно поздравил всех присутствующих в храме с днем памяти Казанской иконы Божией Матери и государственным праздником России. Затем митрополит Нифон вручил благодарственную грамоту старосте подворья Дмитрию Андреевичу Зеленину за многолетние труды на благо Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/6074860.ht...

принесена в Рим, на Эсквилин в ц. S. Alfonso dei Liquori, близ Пракседы) и подобные ей Антиохийские (будто бы яв. 5680 г.), Долинская, Новоникитская (5880 г.) и др. Из всех этих икон греко-русского происхождения следует, однако, выделить различные копии и подобия западных Мадонн, появляющиеся у нас с XVII века, с Младенцем, или полулежащим на руках скорбной Матери, или лежащим перед умиленною молодою матерью, под именем «Умилений», «Взыграний» и т. д. Но вполне греческого характера являются: иконы Девпетерувская (1392 г.) и Свенская (в Свенском м-ре Орлов. губ., 1288 г.), последняя подобная Печерской иконе Б. М., сидящей с Младенцем на большом престоле. Своеобразным типом (идущим от византийской стенописи абсид, как древнейшей эпохи VI–VIII столетий, так и второго периода – X – XII веков) является икона Богоматери, сидящей на престоле и держащей Младенца перед собою. Главнейшие чтимые в России иконы этого типа относятся преданием к указанным периодам: Кипрская (392 г.) и Испанская (792 г.), затем: Сицилийская (1092 г.), Киево-Печерская (1085 г.), Псковская и пр. 56. Икона «Страстной Богоматери», снимок Симона Ушакова. Историческим типом является символическая икона Богоматери, известная у нас под именем «Знамения», у Греков (см. ниже) под именем «Панагии», в образе Матери стоящей и держащей на груди обеими руками круглый образ (медальон или щиток) Младенца, или же поднявшей обе руки молитвенно и имеющей у себя на груди изображение Младенца (всегда по грудь). Такова икона Знамения Новгородская (в Новгороде, в Знаменском соборе, 1069 г.), Курская 1295 г., Мирожская 1262 г., особо выделяются Царскосельская, икона ц. Знамения в С.-Петербурге и др. К символическим типам принадлежат: икона Б. М. «Неопалимая Купина» (см. ниже, изображение Божией Матери на артосных Панагиях), почитаемая в Московской церкви этого имени; икона Божией Матери «источника» или «Святого и Живоносного источника» («Пиги»); икона Божией Матери воздевшей руки, с Младенцем в чаше, на престоле, иконы Богоматери с лествицею: Абульская в Испании, Молченская (в Кур.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

В храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Жаль Эль Диб прошли торжества по случаю празднования Казанской иконе Божией Матери 5 ноября 2023 г. 15:17 4 ноября 2023 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, по благословению митрополита Гор Ливанских Силуана ( Антиохийский Патриархат ) настоятель подворья Русской Православной Церкви в Бейруте архимандрит Филипп (Васильцев) совершил Божественную литургию в новом храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Жаль Эль Диб (Ливан) в сослужении клирика храма в честь Архистратига Божия Гавриила подворья Антиохийской Православной Церкви в Москве иеромонаха Киприана (Землякова). Иеромонах Киприан прибыл в Сирию по благословению председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Антония для помощи в совершении богослужений в Представительстве Русской Православной Церкви в Дамаске. За Божественной литургией молился и причащался Святых Христовых Тайн представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси митрополит Филиппопольский Нифон . В храме также молились Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Ливане А.Н. Рудаков с супругой и военный атташе Российской Федерации в Ливане Ю.А. Пеньков. В день памяти Казанской иконы Божией Матери в России отмечается государственный праздник День народного единства. После отпуста Литургии было совершено славление Пресвятой Богородице, а также освящен образ Божией Матери, написанный прихожанкой подворья. Проповедь на тему праздника произнес митрополит Филиппопольский Нифон. Владыка тепло приветствовал настоятеля подворья Русской Православной Церкви в Бейруте, господина посла с супругой, прихожан подворья и сердечно поздравил всех присутствующих в храме с днем памяти Казанской иконы Божией Матери и государственным праздником России. Затем митрополит Нифон вручил благодарственную грамоту старосте подворья Дмитрию Андреевичу Зеленину за многолетние труды на благо Русской Православной Церкви. В ответном слове архимандрит Филипп поблагодарил владыку Нифона за совместную молитву и особо подчеркнул уникальность его служения в качестве представителя Антиохийского Патриарха при Патриархе Московском и всея Руси в течение 46 лет. Отец Филипп также рассказал о возведении на родине иерарха в городе Захле храма в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». Храм возводится в русской архитектурной традиции митрополитом Филиппопольским Нифоном при содействии Русской Православной Церкви. После окончания богослужения в приходском зале при храме Благовещения Пресвятой Богородицы состоялось братское чаепитие, сообщает  сайт  подворья Русской Православной Церкви в Бейруте. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/6074860.ht...

Праздник в честь Смоленской иконы Божией Матери отмечают в селе Кондаково Москва, 10 августа 2004 г. Русская Православная Церковь отмечает 10 августа праздник в честь одной из главных своих святынь - Смоленской иконы Божией Матери, именуемой также " Одигитрией " ( " Путеводительница " ). В селе Кондаково Борисоглебского района Ярославской области стоит большой храм, один из приделов которого освящен в честь Смоленской иконы Божией Матери. Многие годы храм был в запустении. С 1998 года была возобновлена традиция идти многодневным Крестным ходом из Борисо-Глебского монастыря в село Кондаково, на источник преподобного Иринарха затворника. Село Кондаково - родина преподобного, мощи же его находятся под спудом в Борисо-Глебском монастыре. В этом году Крестный ход состоялся 22-25 июля. В последний день, 25 июля в храме села Кондаково состоялась первая после закрытия храма литургия. А сегодня - первая праздничная литургия в честь Смоленской иконы Божией Матери. Возглавил богослужение игумен Борисо-Глебской обители Иоанн (Титов). Наша справка. Христорождественский храм села Кондаково был построен в 1804 году. В зимней холодной церкви два престола. На левой стороне - во имя святителя Николая Чудотворца. На правой стороне прихожане пожелали устроить престол во имя преподобного Иринарха., но архиепископ Ярославский и Ростовский Евгений им в этом отказал. Посему здесь устроен престол во имя Смоленской иконы Божией Матери, освящен 1851 года 9 мая. В праздник Смоленской иконы было принято хождение во все дома с крестом и святой водой . О Смоленской иконе Божией Матери. По преданию, этот образ был написан апостолом и евангелистом Лукой во время земной жизни Богородицы по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда - во Влахернский храм Константинополя. Греческий император Константин IX Мономах (1042-1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну замуж за князя Всеволода Ярославича (сына Ярослава Мудрого), благословил ее в путь этой иконой. Так святыня впервые попала на Русь.

http://pravoslavie.ru/10705.html

19 февраля 2016 года Святейший Патриарх Кирилл встретился с Президентом Федеративной Республики Бразилия Дилмой Русеф, посетил храм Русской Православной Церкви в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» в столице Бразилии городе Бразилиа, а также храм в честь святой мученицы Зинаиды в Рио-де-Жанейро, где совершил молебен. В Посольстве России в Бразилии Его Святейшество встретился с дипломатами и членами их семей. 20 февраля Предстоятель Русской Церкви совершил молебен о гонимых христианах у подножия статуи Христа-Искупителя на вершине горы Корковаду, находящейся в черте города Рио-де-Жанейро. В ходе встречи Святейшего Патриарха с католическим архиепископом Рио-де-Жанейро кардиналом О.Ж. Темпестой были затронуты проблемы преследования христиан на Ближнем Востоке и дехристианизации Европы, отмечена полезность сотрудничества православных и католиков по защите христианского наследия. 21 февраля, в Неделю о мытаре и фарисее, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборе святого Павла Бразильской митрополии Антиохийского Патриархата в Сан-Паулу. Предстоятелю Русской Церкви сослужили иерархи Антиохийского Патриархата — митрополит Сан-Паулу и всей Бразилии Дамаскин, митрополит Мексиканский, Венесуэльский, Карибский и всей Центральной Америки Антоний, митрополит Буэнос-Айресский и Аргентинский Силуан, епископ Эдесский Роман, викарий Бразильской митрополии, архиереи Русской Православной Церкви — митрополит Волоколамский Иларион, митрополит Бориспольский и Броварской Антоний, епископ Кливлендский Петр, епископ Солнечногорский Сергий, епископ Каракасский и Южно-Американский Иоанн, епископ Канберрский Георгий, епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид, епископ Горноалтайский и Чемальский Каллистрат, епископ Манхэттенский Николай, епископ Богородский Антоний, представители духовенства Русской Православной Церкви и священники Бразильской митрополии Антиохийского Патриархата. В честь визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Сан-Паулу был дан торжественный прием от имени Бразильской митрополии.

http://patriarchia.ru/db/text/4434244.ht...

Местное духовенство наконец ответило своим прихожанам, что не собирается вносить изменения в богослужения. Небольшая группа прихожан, возмущенная таким ответом, обвинила приходских священников в нелояльности по отношению к епископу Иосифу. В сентябре 1997 года между противоборствующими сторонами было заключено перемирие, но 6 февраля 1998 года конфликт разгорелся с новой силой. Один из самых любимых прихожанами Бен-Ломондской церкви священников, отец Дэвид Андерсон получил известие о переводе в Антиохийскую миссию в Чикаго. Это назначение было воспринято многими прихожанами как прямое и безжалостное нападение на приход: у отца Давида на приходе была мать-инвалид, о которой он с помощью прихожан заботился. Он обжаловал это назначение, на что услышал (от епископа Антуна), что заботится о своей матери более, чем о служении Богу. Тогда Андерсон попросил освободить его от связи с антиохийцами, чтобы он смог начать служить в Православной Церкви в Америке (ПЦА). 12 февраля 1998 года десять из двенадцати священников и одиннадцать из семнадцати дьяконов Бен-Ломондской церкви отправили гневное письмо митрополиту Филиппу, в котором подробно описали действия епископов Иосифа и Антуна, вынудивших их потерять всякое доверие к церковному руководству юрисдикции. Они также указывали на первопричину, как им казалось, всех разногласий своего прихода с Антиохийской епархией: «В своем внешнем выражении, будь то богослужение, песнопения, социальная жизнь или вопросы управления, мы никогда не стремились буквально воспроизвести какую-либо систему из преобладающих сегодня в Православных Церквях в Северной Америке. В 1987 году нам казалось, что в Антиохийской архиепархии есть место для такого подхода. Мы боимся, что это уже не так. Вот уже несколько лет на наш приход оказывается давление, чтобы мы поменяли наши богослужения в соответствии с преобладающей практикой в Антиохийской Церкви в Америке. А мы в течение многих лет развивали наше богослужение, оно стало сердцем и душой нашего прихода и для многих катализатором для принятия Православия» .

http://bogoslov.ru/article/6024226

Святейший Патриарх Кирилл выступил на открытии Рождественских чтений с докладом . С приветственным словом к собравшимся в Государственном кремлевском дворце обратился Блаженнейший Патриарх Антиохийский Иоанн. Вечером Предстоятели Антиохийской и Русской Православных Церквей посетили Подворье Антиохийской Православной Церкви в Москве. После молебна в храме Подворья состоялось вручение Блаженнейшему Патриарху Иоанну ордена «Вифлеемская звезда» — высшей награды Императорского православного палестинского общества . По окончании молебна был дан праздничный ужин в честь Блаженнейшего Патриарха Антиохийского и всего Востока Иоанна X. 28 января Блаженнейший Владыка побывал в Свято-Троицкой Сергиевой лавре и посетил Московскую духовную академию и семинарию . В тот же день состоялась встреча Патриарха Иоанна с председателем Совета Федерации России. В.И. Матвиенко вручила Предстоятелю Антиохийской Церкви медаль «Совет Федерации. 20 лет». Вечером Блаженнейший Патриарх Антиохийский Иоанн посетил московский храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. На молитвенную память настоятель храма, председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион подарил высокому гостю список образа Царицы Небесной «Всех скорбящих Радость». 29 января Блаженнейший Патриарх Антиохийский Иоанн X посетил Посольство Сирийской Арабской Республики в Москве. В тот же день в Доме приемов Министерства иностранных дел Российской Федерации состоялась встреча министра С.В. Лаврова с Патриархом Великой Антиохии и всего Востока Иоанном Х. 30 января завершился мирный визит Блаженнейшего Патриарха Иоанна в пределы Русской Православной Церкви. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652). Прп. Пуплия Египетского (IV). Прпп. Феоны, Симеона и Форвина (IV). Прп. Марка Афинского, Фраческого (ок. 400). Прп. Платона, исп. Студийского (814). Прп. Феодоры Солунской (892).

http://patriarchia.ru/db/text/3547773.ht...

Мы призваны смотреть на будущее через опыт прошлого, а потом изучать прошлое глазами будущего. И в Антиохии, и в России благочестие играло значимую роль в сохранении веры и ее донесении до нас; и также богословская наука играла важную роль в поддержке и упрочении веры. Набожность, ревность первых христиан в вере вела Православие сквозь века. Вот вам реальный пример из моего опыта. В деревню пришел человек, принадлежащий к одной из христианских общин, и с целью переманить наших простых людей к себе раздавал им календари. Юноша, житель деревни, взял календарь и показал своему дедушке, который был благочестивым и ревностным, жил в любви к Церкви и святым. Дедушка с радостью принял календарь и внимательно его просмотрел, а затем сказал внуку: «Возьми этот календарь, посмотри на него внимательно и скажи мне, в какой день недели будет праздник Крестителя в этом году». Юноша искал, но не нашел указания на этот праздник. Дедушка был поражен и сказал человеку, который принес календарь: «Возьми его, исправь, не забудь про дни памяти святых и не приезжай сюда, если в этом календаре не будет дня Крестителя». Простота в вере и благочестии и любовь к святым была впитана им с молоком матери. Как прекрасно сохранить это благочестие в наши дни, как важно, чтобы наши богословские институты и духовные школы были украшены простотой и ревностью о вере, соединяя любовь к богословской науке и потребность постигать учение Отцов и Священное Писание». Патриарх Иоанн упомянул о значении антиохийской богословской школы и ее ярких представителях, отметив далее: «Богословие нашей Антиохийской Церкви ощущалось и воплощалось в действии, и ее верующие теперь живут этим богословием и верой, которая запечатлена не на страницах книг, а на страницах сердец». Он подчеркнул значение дальнейшего укрепления академических связей между Антиохийской и Русской Церквами. Говоря об испытаниях, которые переживают ныне христиане Антиохии, он напомнил об изгнании верующих с их родной земли, уничтожении храмов, похищениях иерархов, священников, монашествующих и мирян. «Прошу, чтобы вы молились о нашей израненной Церкви, о том, чтобы в страдающую страну вернулись мир и стабильность», — сказал Блаженнейший Патриарх Иоанн.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3545581...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010