Столкнувшись со светской жизнью, увидев ее различные стороны, познав всю ложь и пустоту этой жизни, Иоанн решил вступить на путь иночества. Но слезы и просьбы матери не покидать ее до смерти остановили послушного сына. Он продолжил свое духовное совершенствование дома под руководством священных наставников — епископа Мелетия Антиохийского и пресвитеров Флавиана и Диодора. Эти благочестивые учителя, и особенно Диодор, окончательно укрепили его в мысли посвятить себя подвигам учительства и благочестия. Иоанн принял крещение, и епископ Мелетий, совершивший над ним это таинство, возвел его в должность чтеца. После смерти матери в 374 или в 375 году Иоанн удалился в монастырь недалеко от Антиохии и провел здесь четыре года, а потом еще два года подвизался в пустыне. По мнению протоиерея Георгия Флоровского , аскетизм для святителя Иоанна Златоуста означал скорее духовную установку, нежели определенные внешние и бытовые формы. Аскетизм для Златоуста был прежде всего отречением, то есть внутренней свободой и независимостью от мира, от внешней обстановки и условий жизни. В этом смысле аскетом он остался на всю жизнь. (10. 206) В 381 году Иоанн принял диаконское посвящение от Мелетия Антиохийского, а в 386 году — пресвитерское от его преемника Флавиана. К этому времени относится книга “О священстве”, в которой обсуждается в основном смысл епископского служения, но мы видим и отношение Златоуста к его новому призванию. Книга была написана до его пресвитерского рукоположения. Из небольшого вступления к ней мы знаем, что ее написание обусловлено следующими обстоятельствами. В 374 году, когда Иоанн Златоуст жил вместе со своим другом Василием (не путать с Василием Великим ) вдали от мирских дел, собравшиеся в Антиохии епископы вознамерились поставить их обоих епископами, о чем молва дошла и до них. Иоанн, представляя высокую важность пресвитерского и епископского служения и считая себя не подготовленным к надлежащему исполнению обязанностей пастыря Христовой Церкви, скрылся тайно от всех, и даже от своего друга, который был возведен в сан епископа (вероятно, Рафаны Сирийской близ Антиохии). Василий затем вскоре увиделся с Иоанном и высказал ему свои упреки за уклонение от священного сана. Ответом Златоуста стали слова “О священстве”. Таким образом, написание этих слов можно отнести к годам после 374 года, но не позже 386 года, в котором Иоанн Златоуст уже был рукоположен в пресвитера.

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnaya-peda...

ЗЧ: Принимались – да. В том числе и канонические. Но на повестку дня ставились именно вопросы догматические. МИ: Какой догматический вопрос актуален для сегодняшней жизни земной Церкви? ЗЧ: Единственным догматическим вопросом, который современная жизнь ставит перед Церковью, - это то, о чём предупреждал ещё прп. Иустин в 1977-м. Вопрос экуменизма. А вот конкретно вопрос церковно-правового статуса украинских раскольников и степени самостоятельности епархий РПЦ на Украине не должен быть поводом для созыва Всеправославного Собора, тем более, Вселенского. Вот уже более тысячи лет единственным фактором автокефалии является «воля Церкви-матери». Так по воле Цареградской Церкви появились, например, Болгарская, Сербская, Греческая, Румынская Церкви, а по воле Антиохийской – Грузинская. Один Всеправославный Собор мог бы, тем не менее, по примеру Вселенских Соборов, своим решением защитить автокефальность и каноническую власть Русской Церкви так же, как автокефальность Церкви Кипра была защищена на III Вселенском Соборе от неканонических претензий Антиохийской Церкви, а на VI Вселенском Соборе – от претензий Константинопольского Патриархата. ПТ: Ну, так что же плохого, если такой Собор будет сейчас организован и проведён? ЗЧ: Тем не менее, всеправославное подтверждение автокефальности Русской Церкви не имело бы практической пользы и не оправдано с позиций церковного права. Неканоническое вторжение Царьграда на каноническую территорию РПЦ вовсе не является чем-то из ряда вон выходящим, чтобы ради разбора этого инцидента стоило бы организовывать всеправославное подтверждение неприкосновенности юрисдикции РПЦ. Фанар вот уже почти сотню лет промышляет отчуждением в свою пользу епархий, некогда принадлежавших другим Поместным Церквам, особенно – Русской. Тем самым ширится раскол, ослабевает единство Православия. Но этого было им мало. И в 1924 году самовольной реформой календаря произвели ещё один тяжёлый раскол единого Тела Церкви. И на существование связи между неканоническими решениями Царьграда в календарном вопросе и в церковном вопросе на Украине – как источниками расколов в Православии – указал один видный греческий богослов и профессор Богословского факультета Аристотелевского Университета из Салоник протоиерей Теодор Зисис.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/11/29/an...

От имени Предстоятеля Православной Церкви Чешских земель и Словакии Блаженнейшего Митрополита Ростислава и Предстоятеля Православной Церкви в Америке Блаженнейшего Митрополита Тихона владыку Нифона поздравили архимандрит Серафим (Шемятовский) и протоиерей Даниил Андреюк. В ответном слове представитель Патриарха Великой Антиохии и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси сказал: «Христос Воскресе! Дорогие отец Николай, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, отец Серафим, представитель Православной Церкви Чешских земель и Словакии, отец Даниил, представитель Православной Церкви в Америке! За каждым праздником в храмах Архангела Гавриила и Феодора Стратилата я первым делом передаю нашему народу, благословенной пастве Святейшего Патриарха Кирилла, приветствие, благословение и любовь Предстоятеля Русской Православной Церкви. Хочу обратиться ко всем вам со словами благодарности за то, что мы сегодня молились вместе, прославляя чудо, которое совершилось перед иконой Божией Матери " Нечаянная Радость " , с благодарностью к Богу за то, что Он продлил годы нашей жизни. Ведь, отмечая памятные даты, мы прославляем Бога и говорим Ему: " Благодарим Тебя, Господи, что продлил годы нашей жизни, и мы смогли отметить этот день " . 45 лет назад, в День Победы, я приехал в Москву в качестве представителя Антиохийской Православной Церкви, вооруженный любовью моего наставника — приснопамятного митрополита Захлейского Нифона, который очень любил Русскую Церковь. Сегодня я облачен в его одежды. Этому саккосу 97 лет, и я являюсь наследником великого святителя в любви к России и к Русской Церкви. Святители, с кем я служил, с кем беседовал, путешествовал, — это митрополит Крутицкий Николай (Ярушевич) , митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим , митрополит Херсонский и Одесский Борис, митрополит Минский и затем Ленинградский Антоний, владыка Гермоген Ташкентский, митрополит Иоанн Киевский, митрополит Филарет Минский и Слуцкий , митрополит Ювеналий (Поярков) , а также иерархи Антиохийской Церкви — митрополит Эмесский Александр, митрополит Аккарский Епифаний, митрополит Бейрутский Илия, митрополит Захлейский и Илиопольский Нифон. Такие личности рождаются в истории только раз. И я не читал о них в книгах — я с ними жил, служил и приобрел от них знания, опыт, духовность и веру.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5925732...

Мы говорим о единении церквей внешнем, коего впрочем основание также лежало в неразрывности внутреннего. Всегда соблюдаемое любовью в сердце оно обильными плодами разверзалось в делах, как скоро требовали того нужды хотя бы и отдаленных и неведомых братий. В Самарии просвещены веровавшие крещением, но не получали еще Святого Духа: церковь иерусалимская спешит сообщить им участие в высоких дарованиях, послав к ним Петра и Иоанна. Церковь антиохийская избыточествовала в учителях и не умедлила отпустить их от себя, как скоро воззвал их Дух Божий на проповедание у других народов. «По всей земле будет великий голод», сказал Агав, – и христиане антиохийские, каждый по достатку своему, положили послать пособие братиям живущем в Иудее и исполнили. Церковь антиохийская страждет от раздоров, посеваемых лжебратией: церковь иерусалимская полагает конец прениям соборным рассуждением. Подобные в свое время несогласия церкви коринфской примиряет римская. По таким нуждам имели между собой частые сношения и другие церкви соседственные и соплеменные напр. колосская и лаодикийская ( Кол. 4:16 ) или отдаленные церкви малоазийские, в различных странах основанные, упоминаемые в начале послания Петрова (1:1). Далее, по действию сего же единения все верующие с преимущественным уважением относились к церквам, или самими апостолами основанным и их пребыванием отличенным, как напр. церкви антиохийской, ефесской, александрийской, римской, или богатством дарований духовных знаменитым, в особенности до падения Иерусалима – матери всех церквей церкви иерусалимской, Самим Иисусом Христом первоначально собранной и Его здесь обращением, проповедью, страданиями, смертью и вознесением пред прочими прославленной. Наконец сие единение частных церквей еще яснее выражалось в беспрекословном повиновении всех одним общим своим наставникам – апостолам. Впрочем, это не было следствием какого-либо насилия или принуждения, но действием кроткого духа и несомненной уверенности в Божественное назначение их служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Крайне спорным в истории Грузинской Церкви является вопрос об автокефалии. В науке существует множество мнений по поводу точной даты автокефалии. Расхождения объясняются отсутствием необходимых источников, позволивших бы точно указать дату провозглашения независимости Грузинской Церкви. На наш взгляд, более убедительной выглядит мнение о предоставлении Антиохийской кафедрой автокефалии Грузинской Церкви в 457 г. (эта версия отражена в официальных данных Православного Церковного Календаря на 2000 г., изд. Московской Патриархии). Исследователь Н. Д. Тальберг также считает, что автокефалия была дарована в 457 г., но не Антиохийской, а Константинопольской Церковью. Первоначально Предстоятель Грузинской Церкви носил титул «Католикос-архиепископа», а с 1012 г. – «Католикос-Патриарха». Постепенно от иверов христианство распространилось между абхазцами, в результате чего в 541 г. в Питиунте (совр. Пицунда) была учреждена епископская кафедра. Еще в древности Абазгия (Западная Грузия) служила обычно центром ссылки. Во время гонений на христиан при императоре Диоклетиане в Питиунт были сосланы мученик Орентий и его 6 братьев; на пути в Питунт (в Команах – близ совр. Сухуми) в 407 г. скончался свт Иоанн Златоуст . Но в церковном и политическом отношениях Абазгия до конца VIII в. находилась в зависимости от Византии. Официальным языком администрации и Церкви был греческий. Вероятно, лишь на рубеже VIII – IX вв. появилось независимое от Византии Абхазское (Западногрузинское) царство (с центром в Кутаиси). Одновременно с этим начали проявляться тенденции к образованию здесь и независимой Церкви 7.2. Грузинская церковь под арабским и турецким владычеством ( VIII – XVIII вв.). Разделение на Католикосаты Начиная с конца VII в. Северный Кавказ начинает испытывать на себе волну арабских завоеваний. Византийская империя выступила естественным союзником христианских кавказских народов в борьбе против завоевателей-мусульман. Тем не менее в 736 г. арабский полководец Марван ибн Мухаммад (в грузинских источниках – Мурван Глухой) со 120-тысячной армией решил покорить весь Кавказ. В 736 – 738 гг. его войска опустошили Южную и Восточную Грузию (Картлию), где в 740 г. встретили ожесточенное сопротивление со стороны Арагветских князей Давида и Константина. Эти князья были взяты в плен, подверглись жестоким пыткам и были сброшены арабами со скалы в р. Риони. Вслед за этим арабское войско двинулось дальше в Западную Грузию (Абазгию), где под стенами крепости Анакопия они потерпели поражение и были вынуждены покинуть пределы Западной Грузии. По свидетельству историка Джуаншера, победа христианского абхазского войска над арабами объясняется заступничеством Анакопийской иконы Божией Матери – «Никопеи». Однако на территории Западной Грузии был создан Тбилисский эмират, подчиненный арабскому халифу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла верующие Русской Православной Церкви в разных странах молились о своем Предстоятеле 2 февраля 2012 г. 18:40 1 февраля 2012 года Полнота Русской Православной Церкви праздновала третью годовщину Патриаршей интронизации своего Предстоятеля. В этот день в храмах Московского Патриархата на разных континентах возносились сугубые молитвы о Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Кирилле. На подворье Русской Православной Церкви в Дамаске — в храме священномученика Игнатия Богоносца — после Божественной литургии был совершен благодарственный молебен с возглашением уставных многолетий Святейшему Владыке. От лица паствы Русской Православной Церкви, проживающей на канонической территории Антиохийского Патриархата , представитель Патриарха Московского и всея Руси при Антиохийском Патриархе архимандрит Александр (Елисов) направил Святейшему Патриарху Кириллу поздравительный адрес, в котором, в частности, говорится: «С благодарностью вспоминая Ваш Первосвятительский визит в пределы Антиохийского Патриархата, чада Русской Православной Церкви в Сирии и Ливане искренне поздравляют Вас с днем интронизации. Перед образом Угрешской Божией Матери, который Вы оставили как драгоценную память о своем посещении храма при представительстве Вашего Святейшества в Дамаске во имя священномученика Игнатия Богоносца, мы молимся о ниспослании Вашему Святейшеству сил и терпения в несении великого креста Предстоятеля Русской Православной Церкви. Лампада, которая затеплена Вами перед этой святой иконой, согревает наши сердца Вашей отеческой любовью и заботой в трудные дни ближневосточного конфликта, когда иссякает любовь и господствует человеконенавистничество». В приходском зале по окончании богослужения был устроен прием по случаю дня интронизации Святейшего Патриарха Кирилла. В храме Русской духовной миссии в Иерусалиме, освященном во имя святой мученицы Александры, был совершен благодарственный молебен. Богослужение возглавил заместитель начальника Миссии игумен Феофан (Лукьянов). Затем присутствовавшие пропели Святейшему Патриарху Кириллу  многолетие.

http://patriarchia.ru/db/text/1993712.ht...

Блаженнейший Патриарх Антиохийский Иоанн высказал свою радость в связи с присутствием в храме делегации Русской Православной Церкви и попросил передать глубокое уважение и большую любовь Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. По словам Его Блаженства, свидетельством дружбы между двумя Церквами является наличие в Дамаске Представительства Московского Патриархата, такого же Представительства Антиохийского Патриархата в Москве и Подворья Русской Православной Церкви в Бейруте. Блаженнейший Патриарх Иоанн выразил митрополиту Волоколамскому Антонию, послу России в Сирии, представителям российского государства и в их лице — всему российскому народу благодарность за помощь и поддержку, которые непрестанно оказываются Антиохийской Православной Церкви в это сложное время. «Я хочу сказать, что вы всегда в нашем сердце и в сердце народов Сирии и Ливана», — заключил Предстоятель Антиохийской Православной Церкви. После молебна Блаженнейший Патриарх Иоанн, председатель ОВЦС и сопровождавшие их лица ознакомились с деятельностью Центра детской реабилитации и протезирования , действующего при Подворье. На встрече с руководством, персоналом, родителями и юными пациентами Центра присутствовали губернатор Дамаска Мухаммад Кришати и посол Российской Федерации в Сирийской Арабской Республике А.В. Ефимов. Родители детей, которые получили помощь в Центре, отметили, что благодаря деятельности этого учреждения здоровье их детей заметно улучшается. «Нам очень сложно выразить словами, насколько важную роль вы сыграли в жизни наших детей», «Мы не видели других таких лечебных учреждений, и появление этого центра осветило, изменило нашу жизнь в Сирии», «Спасибо вам большое! Мы хотим пожелать вам всех благ и в вашем лице — всей России», — говорили матери детей, получивших во время военных действий минно-взрывные травмы и лишившихся конечностей. Они также высказывали пожелания, чтобы подобные реабилитационные центры открылись не только в Дамаске, но и в других регионах Сирии. Руководитель Центра доктор Наср-Аллах Хассан Фаез поблагодарил всех, кто принял участие в организации этого медицинского учреждения при Представительстве Русской Православной Церкви в Дамаске, кто поддерживает его деятельность. Он подчеркнул, что оказываемая здесь помощь сирийским детям, пострадавшим из-за войны, «приводит к тому, что пострадавшие получают лечение, а следы крови стираются с их лиц». Менее чем за год со времени своего открытия Центр уже смог осуществить лечение более трехсот детей, более шестидесяти из них прошли протезирование. «Многие виды помощи были оказаны по линии нашего центра детям, и мы работаем над расширением деятельности, чтобы все возможные медицинские направления были здесь представлены», — подчеркнул Наср-Аллах Хассан Фаез. В числе недавно появившихся в центре направлений реабилитации — арт-терапия, которая помогает вернуть душевное равновесие детям, получившим тяжкие увечья.

http://patriarchia.ru/db/text/5998135.ht...

По завершении беседы архиереи обменялись памятными подарками. Митрополит Варсонофий пригласил владыку Силуана посетить Киев и Винницкую епархию . На следующий день митрополит Варсонофий принял участие в Божественной литургии в храме святителя Николая Чудотворца в городе Захле. Соборное богослужение возглавил митрополит Захлейский и Баальбекский Антоний. Архипастырю сослужили представитель Патриарха Антиохийского при Патриархе Московском и всея Руси митрополит Филиппопольский Нифон , духовенство храма, а также клирики Винницкой епархии Украинской Православной Церкви. По завершении богослужения иерархи Антиохийского Патриархата выразили митрополиту Варсонофию благодарность в связи с его визитом в Ливан. В память о совместном богослужении митрополит Антоний подарил владыке Варсонофию святую панагию. В свою очередь иерарх Украинской Православной Церкви поблагодарил митрополита Антония и митрополита Нифона за теплый прием и совместную молитву. Митрополиту Антонию владыка Варсонофий подарил икону Божией Матери «Печерская», а митрополиту Нифону — образ преподобного Серафима Саровского. В тот же день состоялась беседа митрополита Винницкого и Барского Варсонофия с иерархами Антиохийской Православной Церкви — митрополитом Захлейским и Баальбекским Антонием и митрополитом Филиппопольским Нифоном . Архиереи обсудили тяжелую ситуацию, которая сложилась в Украине в связи с вмешательством властей в дела Украинской Православной Церкви. Митрополит Варсонофий рассказал о рейдерских захватах храмов как в Винницкой епархии, так и по всей Украине. В свою очередь представители Антиохийской Церкви высказали возмущение антиканоническими действиями, предпринимаемыми Константинопольским Патриархатом на Украине. Митрополит Нифон рассказал о современном положении Православной Церкви в Ливане, а также поделился воспоминаниями о своих визитах в Украину и крепкой дружбе с покойным Блаженнейшим митрополитом Владимиром (Сабоданом) . Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/5717884...

Такое выдающееся значение Константинопольского патриархата объясняется двумя причинами. Во-первых, внешнее положение Константинопольской церкви в сравнении с положением других восточных патриархатов было гораздо более благоприятным для развития церковной жизни: христианское население Константинопольской церкви находилось под властью христианских государей, защитников веры и преимуществ церкви, между тем как население патриархатов Иерусалимского, Антиохийского и Александрийского еще в продолжение предшествовавшего периода в первой половине VII века подпало мусульманскому игу, сначала арабских завоевателей – калифов, потом, со второй половины XI в. турок-сельджуков и, наконец, с половины XIV в. турок-османлисов, разрушивших и самую Византийскую империю. Результатом этого ига было не только стеснение религиозной свободы, свободы богослужения, свободы соборных совещаний, свободы сношений с другими церквами, но даже прямое гонение и прямое истребление христиан, особенно православных (мельхитов), вечно подозревавшихся в измене и непозволительных сношениях с православным Константинополем 1219 . Патриархи Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский часто подолгу оставались в Константинополе, не имея возможности возвратиться к своей пастве. Патриархи Антиохийские одно время не только жили, но и избирались в Константинополе 1220 . Во времена крестовых походов, в течение всего XII столетия, пока крестоносцы не были изгнаны из Сирии и Палестины магометанами, патриархи антиохийские и иерусалимские избирались и поставлялась тоже в Константинополе 1221 . Естественно, что при таком положении дел центром церковной жизни всего Востока сделался Константинополь. Во-вторых, церковь Константинопольская была церковью матерью в отношении к церквам, образовавшимся в начале рассматриваемого периода в варварских странах среди южных и восточных славян, именно: Болгарской, Русской, Сербской, Угро-Валахийской 1222 , которые, в качестве митрополий, находились в зависимом или полунезависимом положении от церкви матери и состояли под юрисдикцией Константинопольского патриарха как потому, что христианство и церковная иерархия этими церквами были получены из Константинополя, так и в силу известного 1223 понимания 28 правила Халкидонского собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Блаженнейшему Мефодию предлагают оставить управление сирийской церковью и жить на покое в Триполи или в другом прибрежном городе Сирии, какой сам он изберёт. Маститый иерарх, хотя нехотя приемлет сие предложение, но условливается провести остаток дней своих или в Константинополе или на острове Кипр. Если добровольное отречение его от престола уже необходимо нужно для предотвращения волнений в сирийской церкви, кои обыкновенно возникают при каждом избрании нового архиерея и патриарха, то ему надобно жить непременно в Сирии, где заслуги и добродетели его всем известны. Ибо в случае великой опасности он может быть возвращён на его престол. Кафедра антиохийского патриарха (с конца XIV века) находится в Дамаске, в церкви Успения Пр. Богородицы. Смежно с нею недавно сооружён храм во имя святителя и чудотворца Николая. О сем храме его блаженство говорил нам (27 ноября) с особенной радостью: «Бог услышал воздыхания христиан, и желание сердца моего исполнил, новосозданный храм пространен, высок и светел, весь постлан мраморными досками, св. образа в иконостасе хорошей живописи, они пожертвованы гр. Анной Орловой; бронзовое паникадило в 30.000 турецких пиастров прислано из Москвы митрополитом илиопольским, грузинская царевна Тамара пожаловала полное облачение архиерейское из золотого глазета, русская княгиня N 107 , в бытность свою в Дамаске, подала 2.000 пиастров. Сооружение храма стоило 28.500 руб. серебром, из коих половина прислана из Москвы, а другая нашлась в Дамаске». В Антиохии есть православная церковь во имя Успения Божией Матери с приделами св. великомученика Георгия и Иоанна Предтечи. Она устроена в скупленных домах. Вожделеется новая церковь более пространная и благолепная в утешение тамошних многострадальных христиан, которых считается 180 семей. В Хауране, где находится до 150 домов православных, разные церкви и монастыри, все развалены. Богослужение совершается в самых убогих приютах среди трещин и обломков. Под священноначалием антиохийского патриарха в минувшем году состояли: А. Митрополиты

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010