378 Из протокола допроса от 21 мая, здесь опущенного, явствует, что, работая на заводе скобяных изделий фельдшером, А.И. Габрияник познакомился с зубным техником Романовым (Тимофеем Михайловичем), происходившим из крестьян Веневского района Тульской обл. (умер в 1942 г.), и приходившей на лечение к нему (Габриянику) Ксенией Гришановой, оказавшейся с ним единомысленно настроенной, и у которой, как выяснилось спустя некоторое время, и жил нелегально архим. Серафим (Битюгов). При содействии упомянутых лиц у о.Алексия и произшла встреча с о. Серафимом в 1940 году, неоднократно повторявшаяся и в 1941 г. 380 Крючков Дм. Ив. (Черниг. губ., 10.09.1874–1952, 9.09, Абакан, р-н), священник. О нем см. в нашей кн. «Московское духовенство в преддверии и начале гонений», М.1999 г., в сб. «За Христа пострадавшие», т. 1-й, с. 654 и в с. 313]. 381 Ольга Иллиодоровна, в монашестве – Серафима, была в Абаканской ссылке вместе с о. Дмитрием Крючковым. 382 Фудель Сергей Осипович (13.01.1900–1977, 07.03.), сын моск. священника, известный духовный писатель. Арестовывался в 1922,1933 и 1946 гг. Жил с женой Верой Матвеевной в г. Покров Владимир, обл. Его дочь Варя одно время жила у о. Николая Голубцова (видимо, когда С.О. Фудель был в заключении в 40-х годах). 383 Иеракс (Бочаров Иван Матв., 1880–1959, 10.02) иеромонах. Родился в Воронеж, губ., ок. дух. и муз. уч-ща, был регентом в Задонском м-ре и в Воронеже. Вероятно, в 1917–1918 гг. стал иноком Т.С. Лавры, рукоположен во иеромонаха. В 1930-х годах служил в ц. Кира и Иоанна в Москве. Арестован 5/6 апр. 1932 г., был выслан в Казахстан. Затем служил и жил нелегально в Болшево у духовной дочери. Арестован 6 ноября 1943 г. по делу «Антисов. церк. подполья» (архиеп. Афанасий Сахаров , прот. Петр Шипков, монахиня Ксения Гришанова и др.), получил 5 лет ИТЛ (тюрьма на Лубянке, лагери под Мариинском). В 1950-х годах проживал в инвалидном доме в Мордовии, с июня 1957 г. – во Владимире, где и скончался. 385 Сельская обшина и христианство //Голубцова ЕС. Идеология и культура сельского населения Малой Азии I–III вв. н.э.; Языческие и христианские мотивы в идеологии сельских жителей Малой Азии//Культура и общественная мысль. М., 1988;

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Князь Трубецкой, женатый два раза, на графине Анастасии Гавриловне Головкиной (ум. 1735 г.) и на Анне Даниловне Херасковой, рожденной княжне Друцкой, имел от обоих браков семь сыновей и три дочери. Из детей фельдмаршала Трубецкого сыновья Юрий и Николай были действительными тайными советниками, а дочь, княжна Елена, вышла за князя Александра Алексеевича Вяземского, знаменитого генерал-прокурора в царствование императрицы Екатерины II. Известный писатель наш Мих. Матв. Херасков был пасынок кн. Н. Ю. Трубецкого. (Словарь достоп. людей русск. земли, Бант.-Каменского, 1836, ч. V. – Росс. родосл. книга, кн. Долгорукого, 1854, ч. I. – Список воен. генер., 1809. – Собр. списков кавалер. орден., 1814. – Дневник Берхгольца, 1858, ч. I и II. – Anecd. intéress. de la cour de Russie. Londres, 1792. – Russische Günstlinge, v. Helbig. 1809, S. 223 etc). 706 Граф Николай Федорович Головин, сын боярина, фельдмаршала, генерал-адмирала и первого андреевского кавалера графа Федора Алексеевича, родился в 1695 г., и по кончине отца, после которого остался 11 лет, помещен Петром I в московскую математико-навигацкую школу, потом отправлен в чужие края, служил в Голландии, ходил на английском военном корабле до Португалии, был в Смирне, Кипре и у берегов египетских и, во время пребывания своего в Лондоне, вместе с постельничим Салтыковым, заказывал и покупал корабли для русского флота, а в 1714 г. там же за долги посажен в тюрьму. Возвратившись в отечество в 1715 г., граф Головин был произведен в лейтенанты (1717 г.), ходил из Ревеля в крейсерство в 1719 г., но вопреки данной ему инструкции не высадился на Аланд, о чем представил законное объяснение, и в том же году послан с открытым письмом к английскому адмиралу Норрису, которого должен был пригласить удалиться от русских берегов, если не желает быть встречен неприязненно. В 1720 г. Головин произведен в капитан-лейтенанты, а в 1721 г. в капитаны 3 ранга «не в очередь». По кончине Петра I в 1725 г., императрица Екатерина I отправила графа Головина посланником в Швецию и назначила ему по 5 тыс.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

19 сентября/2 октября 1908. Пятница. О. Николай Сакураи просит принять на службу Георгия Ногава – в Иванай назначить на проповедь. Ногава два раза уже поступал на катехизаторскую службу, и два раза бросал ее; теперь там очутился в затруднении – не выгорел какой-то его замысел; и опять рассчитывал попользоваться деньгами Миссии. Как бы не так! 20 сентября/3 октября 1908. Суббота. Марья Ал. Горячковская, корреспондент «Нового Времени», была и бранила Дм. Матв. Позднеева, у которого жила и с которым не ужилась; говорит: «завистливый и жадный до денег; заподозрил, что я у него хлеб хочу отбить», и так далее. Кажется, и в самом деле, Дмитрий Матвеевич не из очень доброй муки испечен – недаром многие его не любят. 21 сентября/4 октября 1908. Воскресенье. Преосвященный Сергий служил, и почти все возгласы уже по-японски. После обедни много гостей – между ними американец, миллионер, которого М. А. Горячковская привела к нашей службе в Собор и ко мне потом. Места три в Ирмологии почти отчаялся привести в ясность здесь, придется обратиться в Россию, должно быть, к о. Константину Никольскому , специалисту по Церковному Уставу, с которым познакомился лично, будучи в России в 1870 году. 22 сентября/5 октября 1908. Понедельник. О. Андрей Метоки из Хакодате пишет, что по переговорам с церковными старостами и со всеми христианами дела по займу под залог церковного дома уладились, и Церковь мирна; только Симода христианин и несколько человек с ним не совсем успокоилась. Как же уладились дела? А вот как: долг теперь покроется из собранных им с товарищами (Сенума и Кимура) в Сибири на Церковь в Хакодате – значит, почти вся собранная сумма пойдет на это, а они – христиане в Хакодате – будут считаться должными Церкви эту сумму и просят меня вносить ежемесячно 7% за этот их заем. Чем я, значит, должен откладывать здесь ежемесячно для Хакодатской Церкви из той суммы, которая теперь идет отсюда на содержание хакодатского стана. Это я буду делать. Но долг они собираются выплатить! Что за обман! И ведь сами знают, что обманывают; не хотят ли, чтобы я им поверил? Едва ли и на это рассчитывают, а так себе – японская лживость и изворотливость. В письме о. Метоки излагает расход занятых (без моего ведома, ответивши на вопрос: «Откуда будут дорожные?» – «Христиане дают от себя») под залог церковного хакодатского дома, 1500 ен. Вот эти интересные сведения:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Деревянная, с такою же колокольнею. Метрич. книги хранятся с 1800 года. Земли: усад. 3 дес. 1,762 саж., пахот. 22 дес. 1,873 саж., сенок. с лесом 13 дес. 166 саж.; остальная земля неудобна. Причт: 1 свящ. с. жалов. 300 p., псаломщ. – 50 р. и просф. – 16 р. Причт. постройки ветхи и требуют скорого исправления. Есть одноклассное народное училище Министерства народного просвещения (МНП), существующее с 1871 г., 67 учеников. Ярмарки бывают 1 числа каждого месяца, 9 марта и после Пасхи в четверг 9-й недели. Предметы торговли: хлеба разного рода, хоз. снаряды, лошади и скот. Есть Волостное правление. Деревни приходские Вацлавполь в 7 вер., Чернявка 10 вер. и Корчовка 4 вер. Дворов – 247¼, прихожан – 1,958 д. об. п.; р.-кат. 558 д. об. п., немцев около 600 д. об. п., евр. 468 д. об. п. Есть паровая мельница. Колонии немецкие Адамовка и Лодзяновка в 6 вер. и Каролинка в 15 вер. Свящ. – Пётр Влас. Маличовский (с 1849 г.), псаломщ. – Поликарп Матв. Кузминский (с 1860 г.). К этой церкви приписана церковь святой великомученицы Параскевы в деревне Чернявке, но она, по своей ветхости, внутреннему неустройству и совершенному отсутствию утвари, засчитана часовнею; церковной земли при ней нет. 47. с. Рясна (при р. Уше) волости Барашевской, от г. Житомира 90 вёрст, от ближ, почт. ст. Новоград-Волынска 40 вер., от ж.-дор. ст. Полонное 105 вер., от ближ. прихода Белки 7 вер. и Барашевки – 8 вёрст. Приход 5-го кл. Церковь во имя преподобной Параскевы. Построена в 1771 г. на средства прихожан. Деревянная, при ней и колокольня, построенная в 1867 г. на казённый счёт. В церкви хранятся две иконы: одна – св. Архист. Михаила, а другая – Сошествия Св. Духа на апостолов. Иконы эти крестьяне деревни Яблонца 6 сентября и деревни Неделищ – в Св.-Духов день приносят в свои деревни и там, по их просьбе, священник совершает молебствие с водосвятием. Рясна и Яблонец – имения графини Тышкевич. Церк. земли: усад. 3 дес., пахот. 30 дес. и сенок. 3 дес. На основании эрекции (привилегии), данной бывшим владельцем села Иосифом Богушем 30 сент.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Для верующего в этом заключается поистине глубокий смысл: для него это значит Воскресение из мертвых. Он видит в этом изъяснение тайны рождения, победу над тайной могилы» (Фар. ж. Иис. Хр. 254–255 пер. Матв.). Торжество христианской истины и спасительное воздействие христианской веры на племена и народы не в том только состоит, что учение Иисуса Христа, раскрыв человеку как бы его самого в святилище его духа и в тайне Богоподобной его природы, низвело с неба, так сказать, чистейшую нравственность и сделало ее не мечтой философа, не отдаленной перспективой моралиста, не иллюзией и фантазией поэта, а практической вещью, историческим явлением, народно-бытовой чертой нравов, полным достоянием всякого человека, любящего Бога, – но и в том, что христианство, будучи одним из наиболее умозрительных, догматически нравственных учений, есть в то же время доступнейшее учение всякому смертному, целостно-гармоничное в себе самом и в отношении к человеку, обнимающее собой все его существо, разъясняющее тайну его бытия в Боге, насыщающее и напояющее в нем алчбу и жажду всякой правды ( Мф.5:6 ). В этом последнем значении религия Христова выше всякой цены и дороже всякого сокровища, ибо, найдя именно это сокровище в себе самом – «Царствие Божие внутри себя», человек таит его у себя, как говорит Сам Иисус Христос, и «...от радости о нем идет и продает все, что имеет», дабы оставаться во владении этим сокровищем ( Мф.13:44 ). Вера Христова доставляет человеку наивозможно желательное внутреннее богатство и вполне удовлетворяет сокровенным запросам его души и сердца, делая как бы не существенно нужным всякое другое умственное стяжание ( Мф.13:45 ). В христианстве даровано человеку разрешение трех самых жгучих, важнейших и существеннейших вопросов его мысли: о тайне бытия его в Боге, о смысле его жизни и его верховном благе в последнем основании и конечной причине. Принятие и воплощение в себе учения Иисуса Христа есть рождение в нравственную свободу, есть обретение индивидуально своего сыновства в Боге, есть вхождение в отраду и радость бытия «Премудрости Божией», радость Которой «с сынами человеческими» ( Прит.8:31 ) и которую – «тайную, сокровенную, – как говорит Апостол, – Бог предназначил прежде веков к славе нашей» ( 1Кор.2:7 ); вожделенный мир души и сладостный покой сердца есть плод веры Христовой ( Мф.11:29 ) и неувядаемый цвет искреннего усвоения себе учения Иисуса Христа: нашедший в себе Христа нашел и ощутил в себе Бога ( Ин.14:23 ), и во времени, среди текучей изменяемости вещей, он зрит неизменяемую сущность бытия в Боге, и славу, и радость, и благо вечности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

2) Чрез начальства и служащих в духовных семинариях и училищах: Архангельской дух. семинарии – ректора прот. А-ра Евф. Орлова Бирюченского духовного училища – помощн. смотр. Андрея Павл. Орлова Варшавского духовного училища – смотрителя иеромонаха Дионисия (Сосновского) Вифанской духовной семинарии – ректора Архимандрита Антония Вологодского дух. училища – смотр. прот. Ник. Евграф. Якубова Вологодской дух. семинарии – рект. прот. Иоанн. Арс. Лебедева Волоколамского дух. училища – смотр. Ник. Ник. Былова —32— Вятского дух. Училища – преп. Серг. Семен. Липягова Ефремовского дух. учил. – смотр. Вас. Ив. Прозоровского Костромской дух. семинарии – рект. Архим. Менандра (по трем подп. л.) Могилевского дух. училища – пом. смотр. Евг. Ив. Никольского (ныне Архим. Евсевия) Московской дух. семинарии – рект. Архим. Климента Нижегородской дух. сем. – рект. прот. Генн. Вас. Годнева Павловского дух. училища – пом. смотр. (ныне свящ. г. Воронежа) Вас. Павл. Дикарева Сызранского дух. училища – пом. смотр. Якова Ал-еев Зеленева Тамбовской дух. семинарии – рект. прот. Павла Ильича Соколова Уральского дух. учил. – смотр. Мих. Ив. Беляева Холмского дух. училища – смотр. свящ. Серг. Павл. Косминкова 3) Единовременные пожертвования: 1. От пожизненных членов: Преосвященного Антонина, Епископа Псковского Ректора Академии Архимандрита Антония Прот. Дим. Феод. Касицына Прот. Ник. Яковл. Фортинского Свящ. Вас. Феод. Руднева Екатерины Гавриловны Никольской Проф. Евг. Евс. Голубинского Проф. Ал. Петр. Лебедева Дм. Фед. Самарина Гавр. Матв. Комарова 2. От графа Сергия Владимировича —33— Орлова-Давыдова 3. От лиц, пожелавших остаться неизвестными – чрез о. Ректора Академии Архим. Антония 4. От неизвестного (из Холма) 5. От Московского Епархиальн. Свечн. Завода 6. От Звенигородского Саввино-Сторожевского мн-ря чрез Наместника Архимандрита Феофана 7. От соборной Михаило-Архангельской церкви г. Бронниц чрез Градского Благочинного прот. Ал-ра Дим. Виноградова 8. От Общества для пособия нуждающимся литераторам и ученым, согласно завещанию покойного, Гр. Захар. Елисеева за 1893 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

8-го ч. утром посетили меня Председатель означенной Комиссии И.Д. Делянов и Члены – Помощник Попечителя Киевского Учебного Округа, Генерал-Майор Ив. Петр. Новиков и Член Совета Министерства Народного Просвещения Авг. Матв. Гезен 149 , а в 5 часов пополудни я приглашен был, вместе с этой почтенной Комиссией, к обеденному столу у Попечителя Харьковского учебного Округа Петра Карл. Жерве 150 . 11-го ч. такой же обед был у Начальника губернии, Князя Дим. Никол. Крапоткина, а 13-го я пригласил к себе на вечерний чай как Членов Комиссии, так и Начальника губернии с Попечителем Учебного Округа и Ректором Университета. —215— 1875 г. Входя в собеседования порознь с некоторыми из Членов Ученой Комиссии, я слышал от них разноречивые суждения об одном и том же предмете. От одного из Членов Комиссии, именно, от А. И. Георгиевского (председателя Ученого Комитета Минист. Народ. Просв.), я слышал такой вопрос: «Не было ли бы полезно открыть при Университетах Богословский Факультет?» На такой искусительный вопрос дан был мною, разумеется, отрицательный ответ. Между Членами Комиссии был профессор Московского Университета Н. А. Любимов 151 , возбудивший против себя своими письмами об Университетском вопросе, помещавшимися в «Московских Ведомостях», сильную бурю как в среде ученой Университетской корпорации, так и в журнальной прессе. И этот-то пререкаемый вопрос, изданный в особой книге 152 , предложен был мне в дар ученым автором. 10-го ч. получен был мною, при отношении Председателя Церковно-Археологического Общества при Киевской Духовной Академии, Преосвященного Филарета, Епископа Уманского, от 31-го октября за 161, Диплом на звание Почетного Члена означенного Общества. Вот что изображено в этом дипломе: «Церковно-Археологическое Общество при Киевской Дух. Академии, высоко почитая ученые заслуги в области Церковной Археологии Преосвященнейшего Саввы, Епископа Харьковского и Ахтырского, на основании § 9 своего устава, избрало Его в свои почетные члены. Киев, 1875 г., октября 30 дня. Председатель Общества, Ректор Киевской духовной Академии, Филарет, Епископ Уманский. Секретарь Общества Николай Петров » 153 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

После литургии я возвратился в монастырь и напившись здесь чаю, отправился, в сопровождении Благочинного обозревать городские церкви. Из них преимущественного внимания заслуживают: 1 . Церковь Преображенская. Это – одна из лучших городских церквей по своему благолепию. Настоятель этой церкви, священник Иаков Преображенский за самовольное устройство придела над папертью, совершенно ненужного при трехпрестольном храме и неуместного, присужден, к денежному штрафу со внесением в его послужной список. 2 . Вознесенская – двухэтажная. – При этой церкви существовал до конца прошедшего столетия женский монастырь, основанный в XVI веке, а в половине XVII возобновленный и благоукрашенный игумениею Мариною Исидоровой Лукьяновичевой (ум. 1668 апр. 9 д.) – От этой обители сохранились до настоящего времени оловянные сосуды и напрестольное евангелие 1638 г. По осмотре церквей приехали в дом градского головы, купеческого сына Ив. Матв. Веревкина, где приготовлен был обеденный стол, к которому были приглашены все городские власти и старшее духовенство. – В 5-ти верстах от Старицы вниз по течению Волги, на красивой местности, основана в марте 1879 года вдовою помещицею Мариею Николаевною Шишмаревою женская община. Начальницею этой Общины назначена сама Шишмарева, принявшая пострижение в монашество с именем также Марии. При ней сестер на первый раз было 27. Я посетил после обеда эту Общину и при ней домовую церковь не обширную, но очень благовидную. В Старице существует духовное училище. Оно помещается в стенах монастыря. Предположено устроить для него особое помещение вне монастыря, но скоро ли это предположение осуществится, неизвестно. 22-го ч., после ранней литургии, напившись чаю, я оставил Старицу и отправился обратно в Торжок, куда и прибыль в 12 часов дня. Послеобеденные часы 22-го числа и весь день 23-го числа, употреблены были мною на обозрение многочисленных храмов г.Торжка. Вот что особенного замечено было мною в некоторых из сих храмов. 1) В Вознесенской ближайшей к монастырю церкви все блестит золотом, но библиотека церковная весьма скудна.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

От Генерал-Губернатора, заехавши на Саввинское подворье к преосвященному Алексию и не заставши его дома, поспешил в назначенную мне на время коронационных празднеств квартиру, т. е. в Симонов Монастырь. Преосвящ. Иоанн принял меня, как бывшего его наставника и начальника по академии, радушно. После краткого отдыха, я вошел в церковь . осмотрел монастырскую ризницу очень богатую; обошел затем монастырское кладбище, где погребено много лиц знатных фамилий 944 . В 8 ч. вечера пришел ко мне бывший архим. Симонова м-ря Евстафий 945 , мой предшественник по должности Синодального ризничего. Он часа полтора, без умолку, рассказывал мне об обстоятельствах своей жизни и, между прочим, о каком-то иеромонахе Варнаве, из-за которого он будто бы уволен был от управления монастыррем. Оставаясь в том же монастыре на покое, при 500 р. пенсии, о Евстафий был благодушен и совершенно доволен своим положением 5-го числа утром беседовал я с хозяином своим, преосвященным Иоанном, о его пребывании в С.-Франциско (с 1870–1877 г.). – По его словам, он нашел там одного священника и ни одного диакона; завел школу для приготовления псаломщиков, употребив на это, без разрешения Св. Синода, остаточные суммы, и вследствие сего вызван был в Спб. для представления отчета в издержанной сумме. В 11 часов поехал в город. Был у высокопреосвященного митрополита Исидора, имевшего пребывание в Чудове монастыре. Принят был благосклонно. Владыка сказал «ближе познакомимся», имея конечно в виду вызов мой в СПб., для присутствования в Св. Синоде. От Митрополита проехал в Румянцовский музей, для свидания и переговоров по печатанию моих книг с хранителем рукописей музея А. Е. Викторовым . Здесь встретился неожиданно с старым знакомым Авг. Матв. Гезеном 946 , известным любителем археологии и палеографии. Из музея проехал в Донской монастырь, для свидания с Экзархом Грузии 947 . Тут же постил больного настоятеля м-ря преосвященного Хрисанфа 948 . В 3 часа возвратился в Симонов монастырь. В 6 часов слушал всенощную в монастырском соборе. Служба шла чинно и неспешно, окончилась в 9½ часов; пели довольно стройно; но о пении, заведенном при архимандрите Мельхиседеке (1821–1851 г.) иеромонахом Виктором, нет и помина. Братии до 40 человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

—852— 1883 г. От Генерал-Губернатора, заехавши на Саввинское подворье к преосвященному Алексию и не заставши его дома, поспешил в назначенную мне на время коронационных празднеств квартиру, т. е. в Симонов монастырь. Преосвящ. Иоанн принял меня, как бывшего его наставника и начальника по академии, радушно. После краткого отдыха, я вошел в церковь , осмотрел монастырскую ризницу, очень богатую; обошел затем монастырское кладбище, где погребено много лиц знатных фамилий 280 . В 8 ч. вечера пришел ко мне бывший архим. Симонова м-ря Евстафий 281 , мой предшественник по должности Синодального ризничего. Он часа полтора, без умолку, рассказывал мне об обстоятельствах своей жизни и, между прочим, о каком-то иеромонахе Варнаве, из-за которого он будто бы уволен был от управления монастырем. Оставаясь в том же монастыре на покое, при 500 р. пенсий, о. Евстафий был благодушен и совершенно доволен своим положением. – 5-го числа утром беседовал я с хозяином своих, преосвященным Иоанном, о его пребывании в С.-Франциско (с 1870–1877 г.). – По его словам, он нашел там одного священника и ни одного диакона; завел школу для приготовления псаломщиков, употребив на это, без разрешения Св. Синода, остаточные суммы, и вследствие сего вызван был в Спб. для представления отчета в издержанной сумме.» В 11 часов поехал в город. Быль у высокопреосвященного митрополита Исидора, имевшего пребывание в Чудове монастыре. Принят был благосклонно. Владыка сказал; „ближе познакомимся“, имея конечно в виду вызов мой в Спб., для присутствования в Св. Синоде. От Митрополита проехал в Румянцовский музей, для свидания и переговоров по печатанию моих книг с хранителем рукописей музея А.Е. Викторовым . Здесь встретился неожиданно с старым знакомым Авг. Матв. Гезеном 282 , известным любителем археологии и палеографии. —853— 1883 г. Из музея проехал в Донской монастырь, для свидания с Экзархом Грузии 283 . Тут же посетил больного настоятеля м-ря, преосвященного Хрисанфа 284 . В 3 часа возвратился в Симонов монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010