2954 Cp. Богосл. Вестник 1904, стр. 367–369, где на стр. 368 определяется обрядовое употребление ладана в отличие от утилитарного. 2957 Peregrinatio Silviae (Duchesne, Origines, p. 476). Canons of Athanasius, § 7, 106. Dionys. Areop., Eccl. Hierarch., VII., 3. Liber. Pontif.: ed Duchesne Vol. I, 174, 227, 233. 2966 Peregrinatio Sylviae (Duchesne, Origines, p. 486). Pontifical of Egbert (Surtees Soc), 128, 135. Amalarius De Eccl. Offic. I. 10. 2974 Council of Paris, Mansi, XXII. 682. Honorius III Epit. Mansi XXII. 1100. Lay Folks’ Mass Book (ed. Simmons) p. 38. 2984 Cp. Minutes of Evidence, Vol. II, p. 532, c. 15502 вопрос – Sir George Arthur по поводу этого факта, приведенного в отчете, подсмеивается над мелочностью комиссии что если бы это была старуха и в черном платье (The Nineteenth Century, August. 1906). Но для нас этот факт любопытен, и мы с удовольствием отмечаем его. 2985 Peregrinatio Sylviae. Ordo Romanus t. Sacram, Gelas (ed. Wilson) p. 77, Collier, H.E, Vol. V., p. 138. Burnett, V, 188. Dixon II, 364, 490. 2987 Usher’s «Answer to a Iesuit», ch. VII. Taylor «Dissuasive from Popery " … Bingam XV, III, 15 Scudamore, Notitia Eucharistica, 2 nd Ed., pp. 420–430. 2990 Слово refreshment мы переводим здесь «упокоение» в соответствии с употреблением его у (Мф.11:28): Аз упокою вы – I will refresh you. См. Comfortabl Words, The Communion, Book of Common Prayer. 2991 Это та самая книжка, за употребление которой при богослужении теперешний епископ лондонский поднял судебное преследование против Rev. Н.М.М. Evans’a, принужденного впоследствии оставить место и, кажется, перешедшего в католичество. 3000 Читатель найдет краткую историю этого трибунала, вытекающую из королевской прерогативы суда, Богосл. Вест. 1899, 573–575. 3002 Автор книги, бывший проф. Спб. дух. ак. Дм. Ив. Ростиславов † 18 фев. 1877. Книга издана в 2-х т. в Лейпциге в 1866 г. См. о Рост-ве в хронике жизни яр-го Саввы, т. 3 стр. 658. 3004 Бухарев А. Матв. – в монашестве извест. ар-м. Феодор, в 1863 г., сложил с себя звание монашеское. Ск. в 1871 г. Подроб. сведения о нем см. Богосл. Вестн. 1904 г. Июль и Авг. и Правосл. Собесед. Апрель за 1896 г. и Ист. Каз. ак. Знаменского вып. I 1891 г. стр. 124–136 и выпуск 2-й 1892, стр. 205–291. 388–389. Русск. Стар., 1897, Март, Толкования апокалипсиса (Современный состояния мipa и политические события о. Бух. объяснял по апокалипсису) стоили о. Бухареву многих нравственных страданий. См. Записки Гилярова-Платонова «из пережитого» (II, 290–291).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(там же, 329). Чтение (книг Св. Писания), говорит Бернард, не дает ничего без медитации, а медитация без молитвы (oratio)... Но и в медитации не нужно переходить границ, указанных Св. Отцами, чтобы не впасть в заблуждение (там же, 330). Чтение без медитации сухо (arida), медитация без чтения ошибочна (аггореа), молитва без медитации лишь тепла, не горяча, а медитация без молитвы бесплодна (infructiosa). Бернард предостерегает от безмолитвенного созерцания «Cantamplationis adepti sine oratione, aitrara, aut miracilosa» (там же, 330). Гуго С. Виктор говорит об этих же экзерцициях в их отношению к знанию: «Cogitatio est circa que libet animi occupato. Consideratic est intenta cogitatio. Meditanio est frequens cogitatio, mo-dum et causam et rationem uniu ruisque roiinvestiqans».(Opera 1706, De anima, t. II, lib. II, cos. XIV). О молитве он говорит: «Nihil aliud esto ratio quam mentis d evotio». Он устанавливает три вида молитвы: supplicatio, posmulamio, etinsinvatio Бернард толкует аллегорически новозаветный рассказ о путешествии двух учеников в Эммаус и присоединении к ним Иисуса Христа ( Лук. 24,13–31 ): «De duobus discipulis evnntibus in Emaus... 1st! duo possunt opatio et Meditatio. Per orationem illi-minalur Meditatio, et in meditatione exardecit ara-tio». (Op. cit., Feria secunda paschatis, p. 670). «Где двое собраны во имя Мое, там и Я» (Матв. 18, 20), и эти двое – oratio et meditatio (там же, 677). По Петру Алкантарскому все виды духовных упражнений (являются ступенями друг к другу: ин хоц оратионис ещерцитио, медитатионем иунги дебере цонмеплатионе, цум унум сцала сит аливд.» (Оп. цит. Де медитатион ет оратионе, п. 169). Он же различает медитацию интеллектуальную (intellectualis) и имегинативную (imaginaria) (там же, 136). Последний вид медитации требует полной интенции воображения (фантазии, в смысле древнецерковных писателей), и включает в себе семь утренних и семь вечерних медитаций, по дням недели. К ним относятся медитации: суеты мира, непрочности, непостоянства и изменчивости жизни, ее обманчивости и красоты, болезни и смерти; медитация своих грехов, вечного огня и адских мук.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/l...

Начальствующее в Акаде­мии разыскивали виновника этих заметок и надписей: но почерк был не один и часто намеренно изменен. Впрочем двоих наиболее признали.-Один из них сознался; сделанные им над­писи не содержали в себе особенно укоризненнаго; однако, он был лишен должности старшаго в ком­нате,-Другой, также старший, не сознался. Но когда классический журнал, снова по очереди доставшийся в его руки, снова оказался с дерз­кою надписью, которую впрочем сам он предъявил начальству, как сделанную неизвестно кем, во время стола, в его отсутствие, то за невнимательное хранение вверенной ему книги и за неисправность в исполнении своих обязанностей, лишен должности старшаго и пред­ложено ему свободно уда­литься из Академии. Когда же он не изъявил на это желания, взято от него прошение об увольнении из Академии, которым началь­ство могло бы воспользоваться при первом беспорядке с его стороны. И тот и дру­гой воспитанник принадле­жали к числу студентов наиболее даровитых; потому жалко было, за временное увлечение юности испортить всю их будущность. Первый из них окончил курс в 1 разряде; другой, хотя и удержался в Академии, но мало занимался классически­ми уроками, и потому окон­чили курс во 2 разряде. В заключении нельзя не обратить здесь внимание на образ мыслей автора, кото­рый с насмешкою выражается, что „без целесообразности, философия в Академии не мыслима, и такую философию называт не философиею, а ермолафиею. 2 Автор книги, бывший проф. СПб духовной академии Дм. Ив. Ростиславов † 18 фев. 1877. Книга издана в 2-х томах в Лейпциге в 1866 г. См. о Ростиславов в хронике жизни преподобного Саввы, т. 3 стр. 658. 4 Бухарев А. Матв. в монашестве извест. архимадрит Феодор, в 1863г сложил с себя звание монашеское. Ск. в 1871 г. Подробные сведения о нем см. Богосл. Вестник – 1904 г. июль и август и Православный собеседник – апрель за 1896г. и Ист. Каз. ак. Знаменского, выпуск 1– 1891 г. стр. 124–136 и выпуск 2-й 1892 г. стр. 205–291, 388–389. Русск. Стар. 1897 г., март. Толкование апокалипсиса (Современное состояние мира и политические события о. Бухарев объяснял по апокалипсису) стояли о. Бухареву многих нравственных страданий. См. записки Гилярова-Платонова «из пережитого». (11, 290–291)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Сардинский король Карло-Феличе назначил Джустиниани своим придворным поэтом, но вскоре последний уехал в Турцию оттуда, по приглашению короля Оттона, – в Грецию, затем в Смирну где в 1838 г. женился на Екатерине (в России именовалась Екатериной Ивановной) Фоскини (не смотря на то, что 1-я жена его, Мария, рожд. Линдемайн, была еще жива) и издавал итальянский журнал. Переехав оттуда в Одессу (где снискал покровительство гр. М. С. Воронцова), Джустиниани в 1840 году прибыл в Москву. Здесь он нашел себе покровителя в лице А. Я. Булгакова, московского почт-директора, и в его доме 18-го сентября дал первый сеанс, который привел в восхищение всех присутствовавших, между прочим С. П. Шевырева, поместившего в «Московских Ведомостях» 76) восторженный отзыв о таланте Джустиниани и А. Б. (несомненно самого А. Я. Булгакова), пославшего о нем корреспонденцию в «Северную Пчелу» (она перепечатана была и в 82 «Московских Ведомостей»); такие же отзывы были даны С. П. Шевыревым о втором сеансе, бывшем 13-го октября в доме князя Юсупова на Никитской ул. («Московские Ведомости», 87) и Ф. Н. Глинкою об импровизациях Джустиниани в доме г. П... («Московские Ведомости», 89). Дав последний сеанс 17-го ноября 1840 у А. Я. Булгакова, он зимою 1841 г. переселился в Петербург, где пожинал такие же лавры, что и в Москве. (См., напр., «Северную Пчелу» 1841 г., 13-го декабря, 280, статья Булгакова). Приглашенный давать уроки итальянского языка Соф. Матв. Великопольской, Джустиниани около 1841 года переселился в имение Ив. Ерм . Великопольского, – село Чукавино, в Старицком уезде Тверской губернии, где и прожил лет семь, съездив раза два или три в Италию, для свидания с родными (сообщение Над. Ив. Чаплиной, рожд. Великопольской). Джустиниани в 1851 г. занял кафедру итальянского языка и литературы в С.-Петербургском Университете, в качестве лектора, не переставая время от времени давать свои импровизаторские сеансы, происходившие в доме Мятлева, против Исакиевского Собора и посещавшиеся избранным обществом (сообщение академика А.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

«В мысленной силе души (логикон) рождаются помыслы, в раздражительной (тимос) – зверские страсти, в вожделевательной (эпитимии) – скотские похоти, в уме (нус) – мечтательные воображения, в рассудке (логистикон) – мнения» 1004 . Григорий Синайский различает помыслы простые или естественные, противоестественные и сверхъестественные: «Вещи сами по себе рождают помыслы простые, бесовский же прилог (воздействие) порождает помыслы злые. Естественные помыслы отличаются от противоестественных по сравнению (по степени). Помыслы мгновенно изменяются одни в другие: естественные в противоестественные, и те, кои по существу, в такие, кои выше естества. Бесовские же прилоги ко всему прилипают, даже и к божественным» 1005 . Исаак говорит еще о плотских и срамных помыслах 1006 . Ап. Павел говорит о плотских и духовных помыслах ( Рим. 8, 6–7 ), первые суть смерть, а вторые – жизнь и мир. В Евангелиях говорится о добрых и злых помышлениях сердца (Матв. 15, 18–19). Злой фактор О роли злого фактора, внутреннего и внешнего, в образовании комплексов помысла и страсти говорится с исчерпывающей полнотой в древнецерковной аскетической литературе. Эндогенный фактор (внутренний) – это демон сладострастия, сердечный змей, который, наслаждаясь сам, как бы купается в сладострастной нечисти человека, и в то же время собирает эту нечисть для своего господина, Змея-Дракона. Экзогенные (внешние) помыслы – это навеянные внешним врагом, внешнею демонскою силою, пускающей ядовитые стрелы в страстное человеческое сердце. Григорий Синайский говорит о бесовской силе как причине помыслов и страстей: «… Без бесов ничего тут не творится: ни мечтание не строит образов, ни страсть не действует без скрытой бесовской силы. Впрочем, они берут силу над нами больше по нашей беспечности… Помыслы суть слова бесов и предтечи страстей. Испытание желания есть прилог, прилог же от бесов, коим Промыслом попускается обнаружить, каково наше самовластие» 1007 . Таким образом, самовластие, «своя воля» – это самообман, за ними стоит скрытая демонская сила, нашептывающая как извне, так и изнутри. Психологический процесс прилога и приражения объясняет Нил Синайский так:

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

Дело 18 Кузнецкой слободы Артемьев на сидельца посадского человека, что сбежал у него из лавки, не дожив урочных лет до записи, и на поручиков его. Поручики возражали, что хозяин очень бил его плетью и оттого он сбежал. Осматривали того сидельца; нашли знаки. Решение: доживать урочные годы, а за побег бить батоги. Дело 20 «Канцелярии Корчемных розыскных дел капитан князь Григорий Яковлевич Вяземский с товарищами». Вязка 780 Дело 22 Приводной человек ответчиков в сказке должен был писать: когда его брали, то помещик был ли дома и был ли сведом о взятье? Есть выписи с Каширских писцовых книг 135 г. села Свиного. В 1720 г. на Кашире «судия» Семен Матв. Арсеньев. В 1722 г. решено в московском Надворном суде. Дело 23 1720 г. В канцелярии Земских дел. О записке духовной. Вдова Лисичникова представила завещание мужа. (Пишет «изустную роспись»). Духовная московская, записана в московской конторе Крепостных дел. Выписка из Правильной книги Закона Градского грань 21, гл. 49. Для допроса свидетели были призваны в приказ и писец. Пошлин взято 16 алт. 4 д.; на расход полденьги. Был сделан запрос всем подьячим: нет ли чьего челобитья о сей духовной? Дело 24 В бою и увечье. Ответчик сказал, что бил, только боронясь от себя при ссоре в кабаке, и слался на свидетелей. Но его без свидетелей обвинили по собственному сознанию на основании Уложения X, 136. Дело 25 По иску ответчика Григорий Озеров дал сказку «седмочисленную», что стать ему на срок. Потом два раза пересрочивали. Ответчик бил челом, что ему самому отвечать некогда, а доверяет другому. Из этого могла бы произойти новая медленность, потому что от поверенного снова следовало отбирать седмочисленную сказку; но истец возражал (1720 г.) против этого требования. Состоялась помета: «буде у него, истца, были отсрочки общие с ответчиком велеть быть в допросе самому ответчику, а поверенному отказать, понеже тот его ответчик сам в Москве и для того истцу и ответчику посрочить к суду запискою по указу». О земле – справка с писцовыми книгами в Вотчинной канцелярии; о крестьянах – справка с переписными книгами в Губернской канцелярии.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Ак. ист. V, 75 отв. соб. 1-й стр. 110. 208 Известно, напр., что Савва Романов уже в следующем году имел прение с Нижегородским митрополитом по поводу преследований раскольников; да и вообще на соборе 1682 г. раскольники сильно вооружались протиив строгих мер, см. истор. Саввы Романова. 209 Послан. Игнатия Тобольск. стр. 148–149, что Никита пользовался обстоятельствами времени для своего дела, об этом говорит и патр. Иоаким – см. «Слово благодарственное». Вилиоф XV, стр. 254. 212 Мая 18-го 1682 года – провозглашены были царями Иоанн и Петр Алексеевичи, – (чего и добивались стрельцы поднявшие бунт по слуху, будто Нарышкины хотят умертвить царевича Иоанна), в июне назначено было коронование их, а стрельцам в мае же даны были граматы – по проискам царевны Софьи – яко бы за верную службу – см. записки Крекшина изд. 1841 г. стр. 39. Мы впрочем в настоящем сочинении еще будем пространно говорить и об этом бунте стрельцов. 214 Свящ. И. Горский – сравнивая сказания современников о начале мятежа (патр. Иоакима, Медведева, Игнатия, Крекш. Матв. Саввы Ром.) склоняется к той мысли, что главным образом все дело началось от Хованского (стр. 61), но едва ли справедливо – Хованский сам сознавался, что он «конец Божественнаго писания незнает.... измлада навык воинскому чину, а недуховному» (см. ист. Сав. Ром), а потому и сомнительно, чтоб ему принадлежала инициатива в этом деле. Притом же – как сообщает Матвеев – он отличался – «непостоянством и безумною трусостию», так что и царевна Софья, по милости которой он получил силу, «ведала, что его Хованскаго правлению слабому долгосюятельному быть неможно – (см. зап. Матв. стр. 37–38). Всего вероятнее Хованским заправляли товарищи Никиты, а быть может и сам Пустосвят, которого Крекшин прямо называет учителем Хованского (стр. 44), и который находился в интимных отношениях с князем – см. историю Сав. Роман. изд. Тихонрав. стр. 135. 217 Ист. Саввы Роман. – И. Горский (см. его статью в стр. 1864 г. стр. 62–63 1) и Высокопреосвящ. Макарий (см. его истор.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

Геликопский, Митр. Яковл., прот. Моск. Глаголев, Иос. Ив., учит. Липецк. ц. уч. Годнев, Генн. Вас., протоиер., ректор Нижегор. дух. семин. Голубцов, Ал-др Петр., проф. М. Д. А. Городенский, Мих. Гавр., свящ. Моск. Городенский, Ник. Гавр., доцент М. Д. А. Горбова, София Николаевна Горшанов, Викентий Ив., потом. почётн. гражд. Грановский, Афанасий Андреевич Греченинов, Александр Тихонович —17— Грачева, Елиз. Матв., вдова Инженер-механика Григорий, Епископ, Управляющий Московским Донским монастырём Грингмут, Владимир Андреев., Действ. Ст. Советн. Громогласов, Илья Мих., доцент Моск. Дух. Академии Громковский, Иав. Конд., священник, учитель Липецкого дух. училища Гюбнер, Т-ство Дедюхина, Глафира Иосифовна Димитрий, архимандрит, Настоятель Сретенского Московского монастыря Дионисий, архим., Ректор Благовещ. дух. семин. Дмитревский, Ник. Владим., пом. смотр. Липецкого дух. училища Доброгаев, Мих. Адриан., Смотр. Черниг. Дух. уч. Добролюбов, Ал-др Феод., свящ. Моск. Добронравов, Ник. Павл., свящ. Моск. Драгомирецкий, Вл. Стеф., старший цензор Варшав. Ценз. Ком. Дружинин, А. Н., пот. почёт. граждан. Дядьков, Мих., Смотрит. Новочеркасск. дух. училища Евгений (Зернов), иеромонах, преподав. Черниговск. дух. семинарии Елеонский, Никол. Александр., прот. проф. Моск. Университета Еремеев, Александр Петрович Забавин, Бор. Ив., Моск. свящ. Заозерский, Ник. Ал-др., проф. М. Д. А. Зеведеев, Ал-др Яков., Инсп. Оренбург. дух. семин. Зезевитова Зимин, Николай Гавриилович Зыков, Павел Герасимович —18— Ивановский, Никол. Александр., священ. Московск. Иванцов, Ник. Мих., прот., Сакелларий придворн. Москов. Благовещенского собора Извеков, Пав. Григ., прот., Наст. При-дворн. Москов. Архангельского собора. Иринарх, иером., эконом М. Д. А. Иосиф, архим., инспектор М. Д. А. Кавганкин, Симеон Афанасьев., свящ. Москов. Казаков Л. П. Казанский, Пётр Ив., бывш. проф. М. Д. Академии Калашников, Пётр Мих., пот. поч. гр. Калужский, Неофит Васильевич Каменский, Вас. Иванович Каптерев, Николай Феод., проф. М. Д. А.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В ответ на это писал я от 22-го ч.: «С утешением получил я извещение, что досточтимая инокиня Екатерина сподобилась великого и ангельского образа, с принятием притом имени препод. Евфросинии Полоцкой, столь близкой моему духу по моему служению на Полоцкой епархии и по моему неоднократному священнодействию в основанной ей иноческой обители. Приветствую от всего сердца новоначальную схимонахиню Евфросинию и молю Господа, да подкрепит ее своей всесильной благодатью на новом многотрудном поприще духовного делания! Когда буду в Твери, прошу Вас, матушка, напомнить мне о житии преп. Евфросинии княжны Полоцкой, коего экземпляр я желал бы вручить вашей схимнице. Я зрю уже на путь в богоспасаемую Тверь и помышляю, если Господь благословит, вечером 28-го числа выехать из Петербурга. Между тем, призываю Вам, сестрице вашей и прочим о Христе сестрам мир и Божие благословение». Прибыл в СПб. для присутствования в Св. Синоде, преосвященный Ионафан, архиепископ Ярославский, и помещен на время в Александро-Невской Лавре вместе со своей свитой. 18-го ч. Преосвященный посетил меня. Вместе с ним были у меня: Авг. Матв. Гезен 92 и Евг. Алекс. Кожухов 93 . Первый из этих двух посетителей сообщил мне ученую новость: академик Ягич издал месячную славянскую минею XI века, мной открытую в Московской типографской синодальной библиотеке. А второй, председатель Цензурного Комитета, между прочим сообщил, что бывший Министр Внутр. Дел, граф Лорис-Меликов 94 предполагал упразднить цензуру. 19-го ч. память св. Благоверных Князей Феодора и чад его Давида и Константина – храмовый праздник в церкви Ярославского подворья. Я служил всенощную и литургию. 22-го ч. я прощался с блаженнейшим патриархом Иерусалимским, и при этом случае поднес Его Блаженству свои издания: 1) Указатель для обозрения Моск. Патриаршей Ризницы; 2) Письма митр. Филарета к архиепископу Тверскому Алексию и 3) Воспоминания Коронации Императора Александра II. Патриарх пожелал, чтобы я сделал, хотя на одной из книг, надпись. Разумеется, охотно исполнил это тут же 95 .

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

молитвами вашими да утвердит ее Господь на новом трудном поприще жизни“. —43— 1883 г. В ответ на это писал я от 22-го ч.: „С утешением получил я извещение, что досточтимая инокиня Екатерина сподобилась великого и ангельского образа, с принятием притом имени препод. Евфросинии Полоцкой, столь близкой моему духу по моему служению на Полоцкой епархии и по моему неоднократному священно действию в основанной ею иноческой обители. Приветствую от всего сердца новоначальную схимонахиню Евфросинию и молю Господа, да подкрепит ее своею всесильною благодатию на новом многотрудном поприще духовного делания! Когда буду в Твери, прошу Вас, матушка, напомнить мне о житии преп. Евфросинии княжны Полоцкой, коего экземпляр я желал бы вручить ваше схимнице. Я зрю уже на путь в богоспасаемую Тверь и помышляю, если Господь благословит, вечером 28-го числа выехать из Петербурга. Между тем, призываю Вам, сестрице вашей и прочим o Христе сестрам мир и Божие благословение“. Прибыл в СПб для присутствования в Св. Синоде, пре освященный Ионафан, архиепископ Ярославский, и помещен на время в Александро-Невской Лавре вместе с своею свитою. 18-го ч. Преосвященный посетил меня. Вместе с ним были у меня: Авг. Матв. Гезен 1434 и Евг. Алекс. Кожеухов 1435 . Первый из этих двух посетителей сообщил мне ученую новость: академик Ягич издал месячную славянскую минею XI века, мною открытую в Московской типографской синодальной библиотеке. А второй, председатель Цензурного Комитета, между прочим, сообщил, что бывший Министр Внутр. Дел, граф Лорис-Меликов 1436 предполагал упразднить цензуру. 19-го ч. память св. Благоверных Князей Феодора и чад его Давида и Константина – храмовый праздник в церкви Ярославского подворья. Я служил всенощную и литургию. —44— 1883 г. 22-го ч. я прощался с блаженнейшим патриархом Иерусалимским, и при этом случае поднес Его Блаженству свои издания: 1) Указатель для обозрения Моск. Патриаршей Ризницы; 2) Письма митр. Филарета к архиепископу Тверскому Алексию и 3) Воспоминания Коронаций Императора Александра II.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010