На этом основании в Петрограде во всех приходах велось религиозное обучение детей в храмах, или особо отведенных для детских религиозных организаций помещениях или в частных квартирах. Занятия проводились членами причта, иногда при содействии помощниц из прихожан, которые, главным образом, наблюдали за детьми во время занятий и в храме за богослужениями. Организованной и четко выстроенной системы еще не было. Однако, работа в этом направлении велась активно. Так, 31 марта 1919 года благочинный 2-го округа Царскосельского уезда протоиерей Богоявленский доносил Петроградскому епархиальному совету о мерах, принятых Советом Красносельской Троицкой церкви для развития религиозно-нравственного просвещения в подрастающем поколении прихода: «1. При причтовых домах открыты курсы духовно-нравственного просвещения; 2. На курсах преподаются Закон Божий, Церковная История, Церковно-славянское чтение и Духовное пение; 3. Слушатели курсов разделяются на 4 отделения: младшее, среднее, старшее и высшее; 4. На курсы принимаются желающие обоего пола от 8 до 18 лет; 5. Занятия происходят 2 раза в неделю по четвергам и субботам; 6. Участвуют в преподавании все члены причта; 7. Всех обучающихся 337 человек обоего пола» 252 . Одновременно с работой Богословских курсов и кружков в некоторых приходах в 1919–1922 годах (а кое-где и до 1924 года) детям стали преподавать Закон Божий. Особенно хорошо и организованно было поставлено дело при благочинии протоиерея Н. Ф. Платонова на Васильевском острове; во 2-м благочинническом округе (в приходе Св. Екатерины у прот. Матв. Сперанского, где обучалось до 500 детей); в приходе Казанского собора (до 100 детей); в Александро-Невской лавре. С детьми занималось местное духовенство и некоторые прихожане. Пением руководил обыкновенно П. П. Мироносицкий . Временами устраивались общие детские богослужения, где проверялись их познания. «Обыкновенно дети составляли особый «Приходской Детский Союз» и разделялись на группы соответственно их религиозным познаниям, и с каждой группой велись занятия в особые часы или дни. Время занятий обычно – вечерние часы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В феврале 1716 г. истец просит уже в канцелярии Коммисарских дел. – (Ижерской канцелярии конский стол). Вязка 760 Дело 1 1709 г. Наумова крестьянина о бесчестьи на гулящего человека Лопатина. Истец был староста вотчины стольника Наумова, искал сам собою и не видно, чтоб требовалось позволение помещика. Дело 2 Отрывок дела о дворе вдовы Афимии Андр. Кафтыревой. Дело 3 В указе великого государя, каков прислан с Воронежа марта в 3 день (1709 г.) написано: великий государь указал: по именному своему великого государя указу полковника кн. Юрья княж Владимирова сына Долгорукова, князь Петра княж Михайлова Долгорукова ж из домов детей их людей в солдаты не имать; и которые к ним в дома пойдут, – поволить и дать отпускные. Тот великого государя указ за рукою адмирала Федора Матв. Апраксина. На сем основании люди Долгорукова подали в Судный приказ роспись для получения отпускных. 1709 г. марта 11 «роспись людям кн. Юрия Владим. Долгорукова дворовым, которые после смерти его в доме остались и пошли на имя детей его кн. Юрья да кн. Ивана Юрьевичей». В списке 18 человек; против некоторых отмечено – на приказе, против других – болен, против третьих – в вотчине. «А кроме того вышеписанных людей в доме нет и в иные дома никто никуда не послан». Наличные люди дали сказку:.. как им из Судного приказа отпускные будут даны, и им те отпускные подать детям умершего князя. Дана отпускная, по сказке его, что он пошел во двор к детям Долгорукова. Дело 4 1709 г. апреля 16 д. От стольника Шереметева приведен в Судный приказ беглый его крестьянин и расспрашиван. В допросе он сказал, между прочим, что в бегах жил за Милославскими, которые отдали его за крестьян своих в рекруты. По этой причине все дело было передано в Поместный приказ. Дело 5 1709 г. Булгакова об утайке купленного крестьянина. Здесь есть купчая 205 г., по которой одного крестьянина купили два лица разные и чуждые. Дело 6 1709 г. май. Началось в Судном приказе дело о беглой крестьянке между Шереметевым и Зезевитиновой. В 1710 г. передано в приказ Земских дел; в январе 1711 г. решено. Началось с того, что Шереметев просил дать из приказа солдата для поимки беглой крестьянки. Она приведена и расспрошена; потом вызвана ответчица по расспросу.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Николаевской, в Котельниках, свящ. Ник. Феоктист. Черткова – 1 р. – к. – – – Николаевской, в Кузнецкой, свящ. Евл. Вас. Кременского – – – 5 р. 50 к. Николаевской, на Курьих Ножках, свящ. Вас. Дим. Воздвиженского – 5 р. – к. – – – Николаевской, у Москворецкого моста, прот. Петра Ал-еевича Смирнова – 4 р. – к. – – – Николаевской, на Мясницкой, свящ. Сим. Иаков. Уварова – – – 3 р. – к. Николаевской, в Новой Слободе, прот. Петра Вас. Приклонского – 11 р. – к. – – – Николаевской, на Студенце, свящ. Ник. Сим. Недумова – 11 р. – к. – 6 р. 50 к. Николаевской, на Песках, прот. Иоанна Игн. Благоволина – 8 р. – к. – – – Николаевской, в Плотниках, свящ. Ал-дра Феод. Добролюбова – – – 9 р. – к. Николаевской, в Покровском, свящ. Дим. Ник. Беляева – 15 р. – к. – – – Николаевской, на Пупыпиах, прот. Конст. Троф. Остроглазова – 3 р. – к. – – – Николаевской, в Столпах, свящ. Петра Иоан. Пятницкого – – – 2 р. – к. Николаевской, при Странноприемном —33— доме кн. Куракиных, свящ. Петра Ив. Голубева – р. 35 к. – р. 35 к. Николаевской, в Толмачах, свящ. Мих. Павл. Фивейского – 5 р. – к. – – – Николаевской, в Хамовниках, свящ. Ник. Матв. Доброва – 6 р. 50 к. – – – Николаевской, на Щепах, свящ. Ник. Мих. Счастнева – 11 р. 50 к. – – – Николаевской, на Ямах, прот. Иоанна Ал-иев. Смирнова – 3 р. – к. – 1 р. 50 к. Николо-большекрестовской, свящ. Серг. Серг. Смирнова – 6 р. – к. – – – Николокраснозвонской, свящ. Ген. Феод. Виноградова – 9 р. – к. – – – Николострелецкой, у Боровицкого моста, свящ. Серг. Иоанн. Милославина – 5 р. 10 к. – – – Николоявленской, на Арбате, прот. Иоанна Матв. Лебедева – 6 р. – к. – 2 р. – к. Павловской, при больнице Имп. Павла I, свящ. Леон. Андр. Воскресенского – р. 50 к. – – – Панкратиевской, близ Сухаревой башни, свящ. Митр. Ник. Стрельцова – 4 р. – к. – – – Параскевиевской, в Охотном ряду, св. Серг. Мих. Маркова – 11 р. – к. – 4 р. – к. Параскевиевской, на Пятницкой, свящ. Вас. Филар. Сергиевского – 15 р. – к. – 7 р. – к. Петропавловской, на Басманной, прот. Андрея Григорьевича Полотебнова – 18 р. – к. – 3 р. – к.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Преображенской, в Б. Спасской, свящ. Ал-дра Влад. Рождественского – 18 р. – к. – – – Ржевской, на Поварской, Мих. Конст. Миртова – 1 р. – к. – 2 р. – к. Ржевской, близ Пречистенских ворот, свящ. Илии Иаковл. Смирнова – 8 р. – к. – – – Ризположенской, близ Донского монастыря, свящ. Серг. Гавр. Розанова – 4 р. – к. – 3 р. – к. Саввинской, на Саввинской улице, Ник. Ник. Модестова – 5 р. – к. – – – Седьмовселенской, близ Новодевичьего мон-ря, свящ. Петра Терент. Некрасова – 12 р. – к. – 8 р. – к. Сергиевской, на Дмитровке, свящ. Сергия Иоан. Лебедева – 5 р. – к. – – – Сергиевской, в Пушкарях, прот. Петра Ал-др. Соколова – – – 1 р. – к. Сергиевской, в Рогожской слободе, прот. Вас. Феод. Соболева – 37 р. – к. – – – Симеоно-Столпнинской, на Поварской, свящ. Мих. Дим. Успенского – 13 р. – к. – – – Симеоно-Столпнинской, за Яузой, свящ. Влад. Павл. Беневоленского – 3 р. – к. – – – Скорбященской, на Калитниковском кладбище, свящ. Серг. Яковл. Уварова – 6 р. – к. – – – Скорбященской, на Б. Ордынке, свящ. Симеона Серг. Ляпидевского – 3 р. – к. – – – Скорбященской, в Приюте неизлечимобольных женщин, свящ. Феод. Мих. Бажанова – 1 р. 10 к. – – – Скорбященской, в Психиатрическ. больнице, свящ. Изм. Павл. Лепарского – 1 р. – к. – – – Скорбященской, при женском Скорбященском м-ре, свящ. Ив. Павл. Сперанского – 2 р. – к. – – – Скорбященской, в Ямской Коломенской слободке, свящ. Ал-дра Ник. Потапова – 21 р. – к. – 5 р. – к. —36— Смоленской, в Новодевичьем монастыре, прот. Николая Матв. Антушева – 5 р. – к. – 5 р. – к. Сорокосвятской, у Новоспасского мон-ря, свящ. Петра Сергеевича Сергеева – – – 5 р. – к. Софийской, на Лубянке, прот. Дим. Мих. Покровского – 3 р. – к. – 3 р. – к. Софийской, на Миусском кладбище, прот. Ал-др. Павл. Цветкова – 4 р. – к. – – – Софийской, на Набережной, свящ. Георг. Ал-дров. Лебедева – – – 1 р. – к. Сошественской, у Пречистинских вор., свящ. Вас. Серг. Голубева – 5 р. – к. – – – Спасской, при Барыковской богадельне, свящ. Феофана Ал-др. Басова – 11 р. – к. – – –

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

ж.-дор. ст. Бердичева 63 вер., от ближ. приход. с. Вильска 8 вер. и с. Каменки – 5 вёрст. Приход 4-го кл. Церковь во имя святителя Василия Великого . Построена в 1772 г. на средства прихожан. Деревянная на кам. фунд.; в 1869 г. пристроены две боковые части и колокольня. Благодатная икона Богоматери. Копии метрич. книг хранятся с 1800 года. Земли: усад. 3 дес., пахот. в трёх сменах 24 дес. 744 саж. и сенок. 7 дес. 1,351 саж. Церк.-приход. школа существует с 1882 г., 15 учеников. Причт: 1 свящ. с жалов. 300 p., 1 псаломщ. с жалов. 50 p., пономарь – 36 р. и просф. – 16 р. Причтовые дома и хозпостройки ветхи, а для просфорни нет дома. Деревни прихода: Клетищы 7 вер., Вышполь 2 вер., Пещанка 6 вер., Гоголевка – 8 вёрст. Дворов – 251¼, прихожан – 2,062 д. об. п.; р.-кат. 3 д. об. п., иноверцев 200 д. об. п., евреев до 80 д. об. п. Есть винокур. завод. Священник – Иулиан Пантелейм. Кульчицкий (с 1870 г.), псаломщ. – Иосиф Маркианов. Подмышальский (с 1886 г.), поном. – Лука Матв. Марчевский. К этому приходу приписана церковь в с. Каменке в 5 вёрстах. 40. с. Каменка 82 (при р. Каменке) волости Черняховской, от г. Житомира 10 вёрст. Церковь во имя святого великомученика Димитрия. Когда и кем построена – неизвестно. Деревяная, на кам. фунд.; в 1869 г. починена и к ней пристроена новая колокольня на средства прихожан. Земли: усад. 1 дес., пахот. 13 дес. 2,254 саж. и сенок. 18 дес. 323 саж.; ими пользуется причт Зороковской церкви. Из церковн. построек существует только ветхий дом. Приписн. деревня Павшанка 83 (при р. Каменке) в 2 вёрстах от Димитриевской церкви. Дворов – 44¾, прихожан – 344 д. об. п. Церковь эта приписана к предшествующему приходу Зороковской церкви (5 вёрст). 41. с. Ивановичи 84 (при истоке р. Иршы) волости Пулинской, от Житомира 32 версты, от ближ. почт. ст. Черняхова 15 вер., от ближ. ж.-дор. ст. Бердичева 80 вер., от ближ, приход. с. Новополя 8 вер., c. Сколобова 5 вер. и м. Пулин – 7 вёрст. Приход 5-го кл, Церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Построена в 1755 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

В 1582 г. Феодор Туров. В 1591 г. Дим. Ив. Вельяминов. В 1601 г. Вас. Мих. Кузьмин-Кораваев. В 1609 г. бояр. Вас. Петр. Морозов, Богдан Яковл. Бельской. В 1620 г. Бор. Андр. Хилков. В 1630 г. Окольничий Феодор Леонт. Бутурлин. В 1641 г. кн. Михайло Мих. Темкин-Ростовской. В 1651 г. кн. Никита Ив. Одоевской, Борис Ив Троекуров. В 1668 г. кн. Юрий Петр. Трубецкой, Никита Мих. Боборыкин. В 1679 г. кн. Гр. Сем. Куракин. В 1689 г. кн. Мих. Юр. Долгоруков. В 1693 г. кн. Данила Гр. Черкасской. В 1696 г. стольник Мих. Гр. Нарышкин. В 1697 г. кн. Петр Лук. Львов. Губернаторство введено в Казани с конца 1708 г., обнимая и Царство Астраханское, со включением части Уральской области, Вятской губернии, Пензенской, Тамбовской и Рязанской. Первоначальная губерния. Губернаторы. 1 . Ближний боярин Петр Матв. Апраксин 1708–14. 2 . – – Петр Сам. Салтыков 14–19. 3 . – – Алексей Петр. Салтыков 19–25. 4 . Иван Алексеевич фон Менгден 1725. 5 . Артемий Петр. Волынской 1725–1727. 6 . Василий Зотов 27–28. 7 . Волынской (вторично) 1728–32. 8 . Кн. Михаил Влад. Долгорукой 1732. 9 . Гр. Платон Ив. Мусин-Пушкин 1732–5. 10 . Александр Ив. Румянцев 35–36. 11 . Кн. Серг. Дим. Голицын 36–39. Чемодуров, Леонт. Як. Соймонов и Ник. Уманов- 1741 г. 12 . Артемий Гр. Загряжский 1741–8. 13 . Степ. Тим. Греков 48–55. 14 . Гр. Феод. Ив. Головин 55–6о. 15 . Кн. Бор. Тенишев 61–64. 16 . Андрей Ник. Квашнин-Самарин 64–70. 17 . Яков. Лар. фон-Брандт 1770–4. Петр Ив. Панин (во время Пугач, бунта). 18 . Платон Ст. Мещерской 1114–81. По учреждению о губерниях 1775 года здесь были Генерал-Губернаторы под именем Наместников (в соедин. Каз., Симб., Вятск. и Пензен. губ.) и Губернаторы или Правители. Наместники: . Кн. Платон Степанович Мещерской 1781–92. 2 . Савва Ив. Маврин 1796. Вторично Мещерской 1787–8. 3 . Борис Петрович де-Ласси 1798. Правители при наместнике: 1 . Илья Богданович Бибиков 1781–83. 2 . Иван Андр. Татищев 1783–87. 3 . Семен Мих. Баратаев 1787–1799. Военные и гражданские Губернаторы: 4 . Павел Петр. Пущин 1798–1801.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Ислкючительное место в религии Логоса-Христа занимает особый вид делания, формулированный в виде заповеди: «Просите и дастся вам, ищите и обрящете, стучите и отверзется вам» (Матв. 7,7). Что искать, о чем просить и куда стучать? На этот вопрос дается ясный ответ: «Ищите прежде царства Божия и правды Его» (Матв. 6,33). Где искать царства? И на этот вопрос дается ясный ответ: «Царство Божие внутри вас есть» ( Лук. 17,21 ) Говорится о знании тайн царствия небесного, которое дается одаренным и ищущим (Матв. 13,11). Как обрести царство? Ответ ясен из следующего: «Царство небесное силой берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Матв. 11,12). О какой силе и о каком усилии здесь говорится? Это -сила духа, активность духа в молитвенной медитации, это – усилие ума в молитвенной концентрации, это -сила и усилие души, жаждущей покоя и блаженства внутреннего царства, это – усилие и напряжение тела, преодолевающего трудности Христова пути, одним словом это – аскетическое напряжение и усилие всех сил и способностей тримерии во внутренней молитве. Искание царства, как сокровища внутри, в уединенной молитве в запертой клети, стало в древней церкви особым видом делания. Это искание царства силою и усилием в молитвенной интроверзии есть сущность древнецерковной умной Христовой аскезы, есть умное делание, являющееся прообразом всякой длинной религиозной аскезы вообще. Мистико-аскетический характер этого делания подчеркивается еще сильнее словами: «восхищений его» (царство). Здесь говорится о мистико-экстатическом «восхищении», как основном мистическом переживании в умном делании. Субботнее делание первого человека в его райском состоянии заключалось в созерцании Божества с целью уподобления Ему и перехода от естества к сверхъестеству. Внутренняя аскеза включает в себе четыре элемента: 1) внимание, 2) концентрацию, 3) медитацию и 4)молитву. Аскеза отличаются друг от друга по тому положению, какое занимают в них эти отдельные элементы. В христианской древнецерковной аскезе от собранности и концентрации внимания рождается в сердце молитва , ум начинает молиться (Каллист и Игнатий, До-бротолюбие, том 5, стр. 367).

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/l...

Куракиных, свящ. Петр. Ин. Голубева р. 50 к. Николаевской, в Толмачах, свящ. Михаила Павл. Фивейского 6 р. 00 к. Николаевской, в Хамовниках, свящ. Ник. Матв. Доброва 6 р. 00 к. Николаевской, на Щепах, свящ. Николая Мих. Счастнева 10 р. 00 к. Николаевской, на Ямах, прот. Иоанна Ал-еев. Смирнова 4 р. 00 к. Николо-Большекрестовской, свящ. Серг. Серг. Смирнова 7 р. 50 к. Николокраснозвонской, свящ. Ген. Феод. Виноградова 8 р. 00 к. —36— Николострелецкой, у Боровицкого моста, прот. Серг. Иоанн. Милославина 5 р. 00 к. Николоявленской, на Арбате, прот. Иоанна Матв. Лебедева 5 р. 00 к. Панкратиевской, близ Сухаревой башни, свящ. Митр. Ник. Стрельцова 3 р. 00 к. Параскевиевской, в Охотном ряду, свящ. Сергия Мих. Маркова 11 р. 00 к. Параскевиевской, на Пятницкой, свящ. Вас. Филар. Сергиевского 10 р. 00 к. 8 р. 00 к. Павловской, при больнице Императора Павла свящ. Ин. Гавр. Полканова 1 р. 00 к. Петропавловской, на Басманной, прот. Андрея Григорьевича Полотебнова 12 р. 00 к. 5 р. 00 к. Петропавловской, на Б. Якиманке, прот. Иоанна Феод. Мансветова 5 р. 00 к. Петропавловской, в Преображенском, свящ. Серг. Гавр. Соколова 6 р. 00 к. Петропавловской, в Лефортове, свящ. Ив. Дим. Можарова 1 р. 00 к. 2 р. 00 к. Петропавловской, при Сельско-хозяйств. Институте, прот. Ник. Ив. Боголюбского 2 р. 00 к. 2 р. 00 к. Петропавловской, у Яузских ворот, прот. Вас. Ин. Цветкова 2 р. 00 к. Пименовской, в Новых Воротниках, прот. Вас. Мих. Славского 20 р. 00 к. Пименовской, в Старых Воротниках, свящ. Мих. Павлин. Ласточкина 7 р. 00 к. Покровского и Василия Блаженного собора, прот. Конст. Иоанн. Богоявленского 5 р. 00 к. 4 р. 00 к. Покровской, на Варварке, свящ. Ник. Вас. Цветкова 3 р. 00 к. Покровской, на Воронцовом поле, свящ. Ник. Ник. Строгонова 7 р. 00 к. Покровской, в Голиках, свящ. Иоанна Иоанн. Скворцова 3 р. 00 к. Покровской, в Красном селе, свящ. Василия Михайловича Третьякова 55 р. 00 к. —37— Покровской, в Левшине, прот. Ин. Васильевича Розанова 8 р. 00 к. Покровской, при Гурьевской богадельни, свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В. Некрасова 3 р. 00 к. —35— Николаевской, в Плотниках, свящ. Ал-дра Феод. Добролюбова 4 р. 00 к. 4 р. 00 к. Николаевской, на Пупышах священника Мих. Вас. Успенского 2 р. 00 к. Николаевской, в Толмачах, свящ. Михаила Павл. Фивейского 5 р. 00 к. 5 р. 00 к. Николаевской, в Хамовниках, свящ. Ник. Матв. Доброва 8 р. 30 к. Николаевской, на Щепах, свящ. Николая Мих. Счастнева 6 р. 50 к. Николаевской, на Ямах, прот. Иоанна Ал-иев. Смирнова 1 р. 50 к. Николо-Большекрестовской, свящ. Серг. Серг. Смирнова 6 р. 00 к. Николокраснозвонской, свящ. Ген. Феод. Виноградова 8 р. 00 к. Николострелецкой, у Боровицкого моста, прот. Серг. Иоанн. Милославина 1 р. 00 к. Николоявленской, на Арбате, прот. Иоанна Матв. Лебедева 5 р. 00 к. Панкратиевской, близ Сухаревой башни, свящ. Митр. Ник. Стрельцова 3 р. 00 к. Параскевиевской, в Охотном ряду, свящ. Сергия Мих. Маркова 2 р. 50 к. 2 р. 50 к. Параскевиевской, на Пятницкой, свящ. Вас. Филар. Сергиевского 17 р. 00 к. Павловской, при больнице Императора Павла I-ro, свящ. Иоанна Гавр. Полканова р. 50 к. Петропавловской, на Басманной, священника Сергия Макс. Садковского 8 р. 50 к. 5 р. 00 к. Петропавловской, на Калужской улице, прот. Иоанна Феод. Мансветова 3 р. 00 к. Петропавловской, в Мариинской больнице, священника Александра Ильича Померанцева 1 р. 00 к. Петропавловской, в Преображенском, свящ. Серг. Гавр. Соколова 5 р. 00 к. Петропавловской, в Лефортове, свящ. Ив. Дим. Можарова 1 р. 00 к. —36— Петропавловской, у Яузских ворот, прот. Вас. Ин. Цветкова 1 р. 00 к. 1 р. 00 к. Пименовской, в Новых Воротниках, прот. Вас. Мих. Славского 1 р. 00 к. Пименовской, в Старых Воротниках, свящ. Мих. Павлин. Ласточкина 6 р. 00 к. Покровского и Василия Блаженного собора, прот. Конст. Иоанн. Богоявленского 6 р. 00 к. 6 р. 00 к. Покровской, на Варварке, свящ. Ник. Вас. Цветкова 3 р. 00 к. Покровской, на Воронцовом поле, свящ. Ник. Ник. Строганова 6 р. 00 к. 1 р. 00 к. Покровской, в Голиках, свящ. Иоанна Иоанн. Скворцова 3 р. 00 к. Покровской, в Красном селе, протоиерея Димитрия Васильевича Касаткина 50 р.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ак. ист. V, 75 отв. соб. 1-й стр. 110. 208 Известно, напр., что Савва Романов уже в следующем году имел прение с Нижегородским митрополитом по поводу преследований раскольников; да и вообще на соборе 1682 г. раскольники сильно вооружались протиив строгих мер, см. истор. Саввы Романова. 209 Послан. Игнатия Тобольск. стр. 148–149, что Никита пользовался обстоятельствами времени для своего дела, об этом говорит и патр. Иоаким – см. «Слово благодарственное». Вилиоф XV, стр. 254. 212 Мая 18-го 1682 года – провозглашены были царями Иоанн и Петр Алексеевичи, – (чего и добивались стрельцы поднявшие бунт по слуху, будто Нарышкины хотят умертвить царевича Иоанна), в июне назначено было коронование их, а стрельцам в мае же даны были граматы – по проискам царевны Софьи – яко бы за верную службу – см. записки Крекшина изд. 1841 г. стр. 39. Мы впрочем в настоящем сочинении еще будем пространно говорить и об этом бунте стрельцов. 214 Свящ. И. Горский – сравнивая сказания современников о начале мятежа (патр. Иоакима, Медведева, Игнатия, Крекш. Матв. Саввы Ром.) склоняется к той мысли, что главным образом все дело началось от Хованского (стр. 61), но едва ли справедливо – Хованский сам сознавался, что он «конец Божественнаго писания незнает.... измлада навык воинскому чину, а недуховному» (см. ист. Сав. Ром), а потому и сомнительно, чтоб ему принадлежала инициатива в этом деле. Притом же – как сообщает Матвеев – он отличался – «непостоянством и безумною трусостию», так что и царевна Софья, по милости которой он получил силу, «ведала, что его Хованскаго правлению слабому долгосюятельному быть неможно – (см. зап. Матв. стр. 37–38). Всего вероятнее Хованским заправляли товарищи Никиты, а быть может и сам Пустосвят, которого Крекшин прямо называет учителем Хованского (стр. 44), и который находился в интимных отношениях с князем – см. историю Сав. Роман. изд. Тихонрав. стр. 135. 217 Ист. Саввы Роман. – И. Горский (см. его статью в стр. 1864 г. стр. 62–63 1) и Высокопреосвящ. Макарий (см. его истор.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010