Эта сила в святоотеческих творениях имеет несколько синонимичных наименований: рассудительная, мыслительная, словесная, познавательная. Разумная сила – это не ум, хотя они и связаны между собой теснейшим образом. Из современных терминов ближе всего к святоотеческому пониманию рассудка термин «интеллект» или «интеллектуальная способность» как способность к анализу, суждениям и заключениям. Разумная сила души служит целям приспособления к окружающему миру. Она еще называется у святых отцов «естественный» разум, а после грехопадения – «плотской» разум. Он анализирует, рассуждает, мыслит, вступает в диалог, создает понятия и представления, но его суждения в основном ограничены чувственным миром. О сверхчувственном мире рассудок догадывается или получает ведение от ума: « Разум делает заключения об умосозерцаемых вещах, но не сам по себе, а связавшись с умом (νος)» с. 1029]. Согласно святому Дионисию Ареопагиту , рассудок не способен к единому простому цельному знанию. Поскольку после грехопадения естественные силы человека повредились, то повредился и рассудок, поэтому во всех своих самостоятельных построениях он содержит ошибки. В Священном Писании говорится, что здравый рассудок можно потерять: «Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла» ( Втор.32:28 ). Человек может настолько извратить свой рассудок, что может именоваться безрассудным ( Лев.5:4 ; 1Пар.21:8 ; Пс.106:17 ; Мф.7:26 и др.) или сделать свой рассудок лукавым: «Виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше» ( Лук.20:14 ; Мф.21:25–27 ; Мар.8:16–18 ). Здравый рассудок – это сокровище, которое нужно добыть, сохранить здоровым и преумножить: «Сын мой! Храни здравомыслие и рассудительность » ( Прит.3:21 ; Ср.: Прит.1:4 ; Прит.2:11 ). Правильные рассуждения могут приблизить человека к познанию Бога: «Не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» ( Еф.5:17 ; 2Кор.5:14 ). Дар богоугодного рассуждения является одним из высших даров для православного подвижника. Избавиться от ошибочности в рассуждениях человек может лишь тогда, когда имеет внутреннее единение с неповрежденным источником Истины – Христом.

http://azbyka.ru/ponyatiya-um-razum-rass...

Это высшее начало и направление духовного просве- щения избранных угодников Божиих, достигавших высочайшего ведения молитвою и всесторонним усовершенствованием духа, со всею строгостью было выдерживаемо истинными христианами и при научном исследовании веры, и при сближении ее с науками общечеловеческими. Не напрасно вера в христианском учении называется богословскою добродетелью вместе с любовью и надеждою ( 1Кор. 13, 13 ). Вера созерцательная не почерпается разом в полной мере и силе из книг и внешних наставлений. Она сознательно зачинается и развивается в духе человеческом также постепенно, как и всякая другая добродетель; также охраняется от опасности сомнения и неверия, как напр. целомудрие от искушений и порочных помыслов. Зачатки веры размышляющей и ищущей истины мы видим в примерах, представленных нам в Евангелии. Так отец несчастного бесноватого сына, по слухам о чудодейственной силе Иисуса, пришел просить Его об исцелении страждущего, и выразил просьбу свою с сомнением: „если что можешь, сжалься над нами и помоги, нам». Но когда Господь исцеление болящего поставил в зависимость от веры отца его: „если сколько-нибудь можешь веровать, – все возможно верующему»: тот испугавшись опасности потерять надежду исцеления сына, произнес это на веки поучительное для колеблющихся в вере слезное моление: „верую, Господи! помоги моему неверию« ( Мар. 9, 22, 24 ). Сами Апостолы, видя чудные дела своего Учителя, и уже преданные Ему всем сердцем, с недоумением спрашивали: кто есть Сей, яко и ветры, и море послушают Его? (Мат. 8, 27). Так же, удивляясь Его учению, но не понимая его, как бы желалось, они просили: „Господи, приложи нам веру» ( Лук. 17, 5 ). Но мы видим, что при дальнейшем просвещении учением Христовым они не отступают от Господа и тогда, когда маловеры оставляют Его, находя несогласным со своими плотскими понятиями учение Его о тайне Причащения, а на вопрос Спасителя: не хотите ли и вы отойти? – отвечают устами Петра: Господи! к кому идем! Глаголи живота вечного имаши ( Иоан. 6, 68 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

К отрицательной стороне обязанности самосохранения принадлежит, наконец, защищение в случае нападения на нашу жизнь. Образец самозащищения видим в лице Самого Господа Иисуса Христа. Когда враги взяли однажды камни, чтобы побить Его, то Он уклонился и сделался невидим ( Иоан. 8, 59 ). в) Положительная сторона обязанности по отношению к телу. К положительной стороне обязанности по отношению к телесной жизни принадлежит попечение о теле согласно правилам поддержания его сил и укрепления его, с целию сделать его пригодным органом для деятельности души. Ап. Павел прямо посылает Тимофею диэтический советь: ктому не пий воды, но мало вина приемли стомаха ради и частых недулов твоих. (Тим. 5, 23). А в послании к колоссянам он предостерегает христиан от ложного изнурения тела. (Гл. 2, 23). Кроме разумного удовлетворения потребностей телесного питания, укреплению телесных сил содействует правильная смена труда и отдыха. К положительной стороне попечения о теле отнесем и заботы об исцелении тела во время болезни. Почитай врача противу потреб честию его: ибо Господь созда его, говорит Премудрый. Господь созда от земли врачевания и муж мудрый не возшушается ими. ( Сир. 38, 1 ). г) Случаи самопожертвования жизнию. Но обязанность самосохранения не неограниченная. Так как телесная жизнь не есть самое высшее благо, то необходимо в иных случаях жертвовать жизнию ради высших целей и достижения высших благ. Случаи пожертвования жизнию могут иметь место: во первых, при служении Богу. Для примера можно указать на мучеников. Аще кто грядет ко Мне, говорит Господь Спаситель, и не возненавидит отца своего, и матерь, и жену, и чад, и братию, и сестр, еще же и душу свою (т. е. жизнь свою), не может быти Мой ученик. ( Лук. 14, 26 и д.) – И еще: обретый душу свою, погубит ю; а иже погубит душу свою Мене ради, обрящет ю. ( Матф. 10, 39; 16, 25 ; Мар. 8, 35 ; Иоан. 12, 26 ). Во-вторых – при исполнении обязанностей своей должности. Для примера можно указать на воина, врача, священнослужители. Ап. Павел говорит: «я ни на что не взираю, и не дорожу своею жизнию, только бы с радостию совершить поприще свое и служение, которое я принял от Господа Иисуса» ( Деян. 2, 24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Архивы Posts Tagged ‘орехи’ 8 Дек 2012 15:12 2 стакана сухой красной фасоли, 1 крупная луковица, 2-4 зубчика чеснока, 1 стакан грецких орехов, пучок зелени (кинза, петрушка), 2 помидора, специи по вкусу (соль, перец, хмели-сунели, паприка. Читать далее 2 Дек 2011 07:12 1 стакан сахарного песка, 1 стакан воды, 2 столовые ложки мёда, 1 пакетик разрыхлителя (или 1 чайную ложку соды), 2 столовые ложки какао или кофе, 0,5 стакана изюма, 0,5 стакана измельчённых орехов, 0,5 стакана растительного масла, 1,5-2 стакана муки, по щепотке корицы и кориандра. Читать далее 13 Июн 2011 11:06 1 крупная груша, 200 граммов винорада без косточек, 150 граммов сыра с голубой плесенью, маленькая горстка грецких орехов, листовой салат. Для заправки: 1 чайная ложка зернистой горчицы, 3 столовые ложки оливкового масла, 2 чайные ложки винного уксуса. Читать далее 31 Авг 2010 19:08 Кешью — 40 граммов, филе куриное (грудки) — 2 штуки, крахмал — 1 столовая ложка, чеснок — 2 зубчика, имбирь свежий — кусочек с грецкий орех, болгарский перец — 1 штука, мёд — 1 чайная ложка, томатная паста — 1 чайная ложка, вода — примерно 100 мл, соль, перец. Читать далее 29 Авг 2010 15:08 Говядина — 600 граммов, лук репчатый (средний) — 2 штуки, орехи (грецкие, фундук или миндаль) — горсть, вино красное — 100 мл, вода — 150 мл, чеснок — 2 зубчика, пряные травы (любые на ваш вкус: розмарин, орегано, базилик, майоран), масло растительное — 2 столовые ложки, крахмал — 1 чайная ложка, соль, перец — по вкусу. Читать далее 7 мая 2010 08:05 2 стакана овсяных хлопьев, 1,5 стакана воды, 2 столовые ложки мёда, 6 столовых ложек растительного масла, 1/3 стакана сахара, 0,5 стакана крахмала, 2 чайные ложки разрыхлителя, 0,5 стакана измельчённых орехов. Читать далее 14 Мар 2010 17:03 0,5 килограмма сухарей и печенья, 1 пачка растительного маргарина, 0,5 литра кипятка, 6 столовых ложек сахара, 6 столовых ложек какао, 1/3 стакана ореховой крошки, ром (1-2 столовые ложки). Читать далее 16 Фев 2010 04:02 1 небольшая редька, 1 морковь, 1-2 зубчика чеснока, 7-8 грецких орехов, сок половины лимона, немного соли. Читать далее

http://trapeza.pravmir.ru/tag/orexi/

2. Нашего собственного креста. « Чашу, которую Я пью, будете пить », предсказывает Господь Своим ученикам в дневном евангелии. а) Крест наш — вина греха (Осии 9:9). Но почему он так тяжел? (Иоан. 15:8). Он есть наказание Божье (Исаии 28:7; Иер. 2:13 ). б) Крест — любовь и благодеяние Божье. Многие видят благодетеля только в том, если он снимет с них крест. Для таких слова апостола, сказанные в Послании к Евреям (12:6), кажутся сокровенной истиной (Осии 13:14). Однако Бог посылает нам благодеяния, если возлагает на нас крест (Лук. 15:16–17 ; Исаии 28:19; Гал. 6:14; Рим. 6:6 ). Благо тому, кто знает тайну креста. Мы должны знать более других (Мат. 13:11 ). Многие мудрецы не имеют об этом никакого понятия (Мат. 11:25 ). Крестоносцы, замечайте, как Бог любит вас, и чего вы не понимаете сегодня, то узнаете завтра (Псал. 118:71 ). Узкий и скорбный путь к небу « Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься » (ст.39). По поводу просьбы учеников — дать им первые места в царстве небесном, Иисус Христос указывает им на страдания и крест, как единый истинный путь к славе: « чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься » (Матф. 20:23). Широкий путь ведет к погибели (Мат. 7:13). Бог не хочет ничьей погибели, однако же Он представил нам свободный выбор (Иер. 21:8). Обычный человек охотно идет по широкому пути (Псал. 94:10). Тут встречают большое общество. Но исход — худой (Притч. 16:25). Напротив, узкий путь ведет к жизни (Деян. 14:22). 1. Он по истине узок. а) Потому что наш разум его не замечает. Мы замечаем пути звезд небесных, но о нашем собственном пути к небу мы ничего не знаем (1Кор. 2:14; Мат. 16:17 ). Иисус Христос указывает нам на писание (Иоан. 5:39). б) Потому что должны веровать многому, чего не понимают. Много тайн! Тут соблазняется иудей и еллин (1Кор. 1:23). К тому же, многие ложные учители хотят соблазнить, если возможно, и избранных (Мат. 24:24). в) Потому что мы должны делать многое, что нам не нравится. Отвергнуться себя (Мар. 8:34); распять плоть (Гал. 5:24); не сообразоваться с миром (Рим. 12:2); любить врагов (Мат. 5:44). Кто тут не вздохнет и не скажет, как те ученики, о которых говорится у святого апостола Матфея (12:25)?

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Не в следствии своих мыслей о церкви, но вынужденные горьким опытом, приходили к той же мысли о значении соборов и реформаторы 16 века 709 § 310 Необычайные служения в церкви Начальник веры, установив в церкви земное священноначалие, не ограничил тем влиянии церкви на освящение человека. Не случайную, а необходимую принадлежность истинной церкви Христовой составляет явление необычайных даров Духа Св. в избранных к лицах. а) Так показывает понятие об истинной церкви Христовой, как церкви святой (§ 292), где в лучших членах во все времена должны проявляться особенные дары Духа Св. б) Спаситель уверял не ложным Своим словом: аминь. аминь глаголю вам: кто верует в Мя, дела яже творю, и той сотворит и больша сих сотворит, яко Аз ко Отцу гряду ( Иоан. 14, 12 ), В сих словах аа) под делами без сомнения разумеются дела сверхъестественные – чудеса; так называл чудеса свои Спаситель и в других случаях ( Иоан. 9. 3, 4 . Мат. 11, 2. Лук. 24, 19 ); бб) основанием обильного излияния даров поставляется восшествие Иисуса Христа на небо, иначе со стороны неба навсегда открыт поток необычайных дарований; вв) условием со стороны людей для того, чтобы человек был сосудом духовных дарований, поставляется вера; и след. только там, где нет живой и чистой веры, не возможны чудеса, а не в св. церкви. Иначе Спаситель признавал отличием искренно любящих Его то, что им явится Он Сам ( Иоан. 14, 19–21 ). Тоже самое говорил Он ученикам Своим по воскресении Своем ( Мар. 16, 17. 18 ). Апостол писал: единому комуждо дается явление духа на пользу. Овому 60 дается Духом слово премудрости – иному же дарование исцелений… другому действие сил (дар чудес), иному пророчество, другому рассуждения дарований, иному роды языков, другому сказания языков ( 1Кор. 12, 6–8 ). Хотя в этих словах апостол исчисляет те дары Духа Св., которые были в его время: но он ни слова не сказал о том, что все эти дарования ограничиваются временем апостольским; ограничение, какое только могут допустить слова апостола по отношению к дарованиям, должно отнесть к видам дарований, а не к самому существованию дарований.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Убийцы, борющиеся с пьянством по своим убийственным соображениям – никак не союзники тем, кто борется с тем же пьянством ради, напротив, спасения людей. Это простое соображение как-то ускользает от тех, кто либо восклицает «А! Пьянство тебе, значит, не нравится! Все бы вам, игиловцам проклятым, людям головы резать!» либо «А! Резание голов тебе, вишь, не нравится! Продался мировому водочному лобби! Масонам, спаивающим русский народ!» Из того, что мы ради заповеди Божией и подлинного блага людей отвергаем блуд и пьянство, никак не следует, что мы являемся союзниками всем, кто также отвергает блуд и пьянство. Аль-Каида, неонацисты и тому подобная публика тоже (по крайней мере, в теории) отвергают то и другое. И даже готовы решительно бороться за нравственную чистоту общества. Но они нам – не союзники и не могут быть союзниками. Это же относится не только к каким-то организованным движениям, но и к разлитой в воздухе озлобленности, которая готова найти себе мишень хоть в гомосексуалистах, хоть в сектантах, хоть – если не повезет – в православных. Потому что падшие люди склонны ненавидеть своего ближнего – а какой ближний подвернется, это уже во многом случайно. Убийства исходят «извнутрь, из сердца человеческого» (Мар.7:21), и потом уже находят себе мишени во внешнем мире. Может казаться, что эту озлобленность и жажду насилия можно обратить против каких-то плохих и неприятных нам людей и явлений – но это опасная иллюзия. Не нужно призывать сатану для изгнания сатаны. Люди, которые восклицают, что содомитов надо убивать, нам никоим образом не союзники. «Ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лук.9:56). Нынешнее настойчивое продвижение извращений есть несомненное и тяжкое безумие. Общины, которые согласились считать противоестественный блуд чем-то нормальным и приемлемым, увы, мутировали во что-то, что по самым снисходительным меркам уже нельзя назвать Церковью. Если принять принцип «когда нельзя, но очень хочется, то можно» применительно к гомосексуалистам, то не остается никаких оснований что-либо воспрещать «традиционным» гетеросексуальным блудникам. Если сильное влечение служит оправданием для пересмотра заповеди, то с любыми вообще заповедями покончено, потому что не у одних же гомосексуалистов бывают сильные влечения.

http://pravmir.ru/chto-luchshe-blud-ili-...

На эти исключения по необходимости, даже из буквальной строгости ветхозаветного закона о субботнем покое указал Сам Господь фарисеям, говоря: „не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу, и не ведет ли поить“? ( Лук. 13, 15 ). Но в смысле высшего разумения и свободного отношения к обрядовым предписаниям закона Господь представил поучительный пример в лице Давида, который во время гонения на него от Саула, томясь голодом, вошел в Скинию свидения и взяв хлебы предложения, которые могли вкушать только священники, сам ел их и дал бывшим с ним (Мат. 12, 4). „Суббота, говорил Господь, для человека, а не человек для субботы“ ( Мар. 2, 27 ). Подобные исключения без умаления силы общего закона могут быть допускаемы и в делах торговли и в других работах в праздники, под руководством христианской совести. Но так как это высшее разумение нравственного обрядового закона не всем доступно, так как больше людей с темным пониманием закона и с смутною совестью, то остается в силе наставление Апостола, относящееся ко всем лучшим и власть имеющим христианам: „вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых“. Как скоро таким образом разрешится вопрос в думских и земских собраниях, они и от нас, служителей Церкви, в праве будут требовать исполнения нашего долга учить народ неленостно, проповедовать в храмах, занимать его внебогослужебными собеседованиями и пр. Теперь же нам трудно, когда желательно собирать вокруг себя распуганных и распущенных овец Христовых. Мы сказали, что колебания и произвол наших городских и земских собраний в решении вопроса о прекращении торговли по праздникам запутывает совесть нашего народа. Это верно. Мы, служители Церкви, слышим от благочестивых торговцев жалобы на то, как тяготят их это разнообразие и перемены в назначении часов для торговли в праздники; как трудно им выслушивать жалобы от людей, служащих у них, на то, что им нет надлежащей свободы ни для посещения богослужения, ни для отдохновения в своих семействах.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Толкуют, что λαλεν τραις γλσσαις ( Деян. 2:4 ) значит то же, что Мар. 16:17 : γλσσαις καινας, а это то же, что Мф. 10:19, 20, 21 или Лук. 21:15 , то есть: говорить языком воодушевленным, с неодолимой увлекательной силой. При этом предполагают, что между так называемыми Галилеянами были и такие, которые не говорили галилейским наречием; а с другой стороны, что между иностранными языками, какие здесь слышались, не должно искать языков всех тех народов, которые у св. Луки исчисляются, потому что несколько смежных народов могли говорить одним языком: разумели греческий или римский. Наконец прибавляют: когда евангелист замечает удивление слышавших проповедание апостолов, то этим Лука хочет заметить только то, что плотские Иудеи вместо того, чтобы обратить внимание на проповедь благовествователей, дивились только, откуда в Галилеянах такая ученость, что они могут говорить на иностранных языках, а некоторые – еще хуже – издевались над речами апостолов, которых не понимали. Но 1, надлежит заметить, что говорящие все вообще были из учеников Иисуса Христа и притом долговременным обращением с Ним удостоившиеся наименования верующих: а это все были Иудеи палестинские. Только в конце служения Иисуса Христа стали приходить и Еллины ( Иоан. 12:21 ), но эти Еллины не настолько сблизились с Ним, чтобы получить наименование верующих и вступить в число учеников Его. Если так, то, по всей вероятности, ученики могли знать только свой природный язык, некоторые и греческий, другие, может быть, и финикийский, но не более. Между тем удивление разнонародных иноземцев показывает, что несравненно более было слышно при этом случае разнородных языков. То предположение ни на чем не основывается, что « не всех поименованных у Луки народов языки были слышны между апостолами». Напротив, все эти народы слышали « кийждо свой язык» ( Деян. 2:8 ). Слова Марк. 16:17 , не объясняются словами Луки (21:20) или Матфея (10:19–21); это не параллельные места; у Марка Господь говорит об общих знамениях, какие будут сопровождать верующих; у Матфея и Луки о вспомоществовании апостолам в случае их суда пред начальством.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

По ученно откровения, Бог желая спасения человеческого, спасает человека неиначе, как под условием, изволения на то человеческого ( Лук. 10:25–28 , Езек. 18:23, Мар. 16:16 , Мат. 23:37). Этому и должно быть потому самому, что свобода человека есть дело Божие, которого Бог, без противоречия Себе Самому, не захочет разрушить. Потому-то Бог не препятствует человеку делать зло. Благоволение Его к добру выражается и здесь в том, что горькие последствия зла остаются не в воле человека, а в воле Божией, желающей исправить зло горьким врачевством ( Быт. 45:5–8, 50:20 . Мат. 7:7, 27:22. Езек. 33:13–20). В последствиях действий свободы сотворенной, как и в природе физической, воля Божия проявляется безусловно, ничего не предоставляя произволу твари. Весь, совет мой станет и вся, елика совещах, сотворю ( Иер. 27:5 , Ис. 46:10 , Пс. 113:3 , Апок. 4:11 ). Такое различие хотений воли Божией делали и отцыцеркви 142 . В последствии пытливость простиралась слишком далеко и выставила ряды то безплодных, то дерзких, делений воли Божией 143 . Воля Божия, обнаруживаясь в действиях, является свободною, всемогущею, святою, всеблагою и правосудною. Таковы качества воли Божией! § 32. Свобода воли Божией Свобода воли Божией означает то свойство её, по которому она определяется в избрании чего либо только силою своих разумных советов и ни чем посторонним». Иначе это может быть названо самоизволением Божиим ( αυτεξουσια). В откровении уже само откровение говорит о свободном произволении Божием», так как оно есть дело одной благой воли Божией. Откровение же дает видеть всесовершенную свободу Божию: а) в творении мирä вся, елика восхоть Господь, сотвори на небеса и на земли, в морях и во всех безднах ( Псал. 34:6 . Тоже Апок. 4:11 . Псал. 113:11 ). б) в промышлении о мире: и по воле своей творит в силе небесной и в селении земным и несть, аже воспротивится руце Его и речет ему: что сотворил сей? ( Дан. 1:32 . Тоже Иер. 27:5, 6 . Иов. 23:13 , Прит. 21:1 ). в) в деле спасения людей грешных. Апостол, в опровержение самолюбивого мнения иудеев, будто Бог избрал их в народ свой по их заслугам, указывает ( Рим. 9:10, 11 ) например Исаака и Иакова, которых участь, вместе с участью потомков их, решена была прежде рождения, να το Θεο Προθεσις κατ κλογην μενη.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010