Но для тебя, пастыря словесных овец, возможно находиться под кровом дома, иметь одр, постель, трапезу, — и вместе с тем пасти и овец Моих. Как же пасти? — Уча их иметь ко Мне (говорит Господь) веру светлую, чистую, не колеблющуюся, и любить Меня от всей души и от всего сердца, как и Я возлюбил их, по любви к ним предав Себя на смерть и умерши за них. Доставляя же им, вместо пажити, животворную пищу Моих заповедей, объясняй им, что оне тогда только будут вкушать животворность сей пищи, когда самым делом исполнять станут заповеди Мои, и побуждай их вкушать от сей пищи каждочасно, чтоб оне были всегда насыщенными от Моих благ. А какия это Мои блага и какими делами они стяжаваются, сие познать научи их из следующих Моих слов: продадите имения ваша, и дадите милостыню, сотворите себе влагалища неветшающа, сокровище неоскудеваемо на небесех (Лук. 12:33). Любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас, и молитеся за творящих вам напасть (Матф. 5:44). Да никтоже (из вас) зла за зло кому воздает (1 Сол. 5:15). Отпущайте, и отпустят вам (Лук. 6:37). Аще ли же вы не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш, Иже есть на небесех, отпустит вам согрешений ваших (Мар. 11:26; Матф. 6:15). Станьте бедны деньгами, да будете богаты благодатию Святаго Духа; презрите земную славу, чтоб получить небесную. Еще говори им и следующее: пред нами находятся два противоположных предела, — живот и смерть, и два мира, настоящий, видимый и привременный, и будущий, невидимый и вечный, — и два противоположных между собою действователя в сих мирах, — Бог и диавол, противостоящий Ему, из которых Бог всегда печется о спасении нашем, призывая нас к жизни и царству вечному, а диавол желает погибели и смерти души нашей, и день и ночь рыщет, ища кого привлечь приманкою временных сластей и поглотить, сделав его повинным вечному мучению. Поелику таким образом пред нами Бог и диавол, то нам, как мыслящим и разумным, надлежит бежать от врага нашего и прибегать под кров Владыки нашего, прося помощи у Него, да не возгосподствует над нами князь тмы, уловив нас в сети и тенета свои, и да не сделаемся мы чрез то рабами ему и греху.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

Арсений: Во всяком случае двема персты, а не треперстно по-никоновски, именно так, якоже предаша нам самовидцы и слуги Божия слова святии апостолы и святии отцы, как по Стоглаву написано. Я: Речь наша о свидетельстве св. Мелетия и Феодорита. Где у них сказано, что Христос молился двуперстно? (Арсений промолчал). Святая истина выше и дороже всего. Ни св. Мелетий, ни Феодорит как никакой клятвы не изрекали на некрестящихся двуперстно, так точно не писали и не учили о том, как Христос молился, как складывал персты и ничего подобного у них найти нельзя. И тут 31 глава Стоглава не справедливо приводит их в свидетели. Если Христос слагал персты так же, как и старообрядцы, то изображал ли он на Себе крестное знамение? Арсений: Изображал. Я: Так же, как и ты и как все старообрядцы? Арсений: Нет. Не Он, как мы, а мы, как Он. Я: Пусть будет по-твоему, дело не в игре слов. Когда ты кончишь изображение на себе крестного знамени, какую молитву проговариваешь? Арсений: Известно какую, какая полагается тут; Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного. Аминь. По малому катехизису. Я: И Христос так же молился? Арсений: Так же и Христос. Я: Вот видишь, какая тут допущена несообразность. По-вашему выходит, что Христос молился самому Себе и называл себя грешным. Подумай, к чему ваше лже-мудрование ведёт Вас? Арсений: Если не так, то как же Христос молился? Я: Св. евангелисты свидетельствуют о том, как Христос молился: Паде на лице своём моляся (Матф. зач. 107), паде на земли, моляшеся (Мар. зач. 64), поклон колена, моляшеся (Лук. зач. 109). Есть и апостольское предание о том, как творить молитву, но никак не о сложении перстов: воздевающе преподобные руки без гнева и размышления (1 посл. к Тим. зач. 282). Да и для чего бы Господь наш И. Христос в молитве Своей к Отцу Своему небесному слагал два перста? Арсений: Во исповедание двух естеств божеского и человеческого. Я: В ком? Арсений: (подумав) В Самом Себе. Я: Страшно подумать, что ты сказал. Вера есть несовершенство знания. Всеведущему Богу приписывать веру – богопротивно. Исповедывать веру в божество и человечество И. Христа приличествует только нам немощным, а не Богу. Далее по 31 гл. Стоглава ты воздаёшь поклонение пречистому образу и животворящему кресту Господа нашего И. Христа и Пречистой Богородице, и небесным силам... Неужели ты по совести своей скажешь, что и Христос также молился, как и мы грешные? (Арсений промолчал). Но подумай, как же мог Христос молиться и поклоняться иконам, которых тогда ещё и не было? Пойми, мог ли кланяться Творец твари? – С чем сообразно этому доверять и такую нелепость защищать? В 31 главе Стоглава несправедливо написано о перстосложении и клятве. Св. Мелетий учил не о перстосложении.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

б) Кто имеет, тому дано будет. Высочайшие блага, приобретаемые добродетелью, сокрыты в небе. Хотя их «ни око не видело, ни ухо не слышало» и т. д., однако же мы знаем много радостного о рае: он привлекателен и славен. Там нет никакой болезни и горя, там только радость и блаженство — настолько превышающие земные радости, насколько небо выше земли. Там созерцают истину, имеют высшее знание, проникаются мировыми планами Божьими. Там легко и охотно исполняют волю Божью и получают круг действий, как ангелы. Там живут только с одними добрыми. Какое счастье — там зреть лицо Божье. Там радость не имеет конца; она продолжается вечно. Здесь всякая радость омрачается мыслью, что она не долго продолжится. Несомненное воздаяние на небе, хотя бы на земле многое осталось без возмездия « Приидет Сын Человеческий во славе Своей » (ст.31, 32; ср. Апок. 22:12). 1. Для благочестивых — какое утешение! В мире остается многое без возмездия (Иов. 12:4–5). Посмотрите теперь на высшего Мздовоздаятеля. а) Он воздает всякому и за все (Мар. 9:44). б) Он хочет воздать во времени и в вечности (Лук. 6:38; 14:14; Мат. 19:27–29 ). 2. Для грешников — какой ужас! Как много зла в мире остается без наказания! (Сир. 23:24–26; Зах. 5:3 ) И здесь Бог есть Мздовоздаятель: а) потому что всякий грех оскорбляет его, как безгрешного. б) грешник должен ожидать себе наказания уже здесь, на земле (Псал. 49:21; Сир. 19:3; Иер. 2:19). в) в вечности будет возмездие еще ужаснее (Апок. 11:8). — Сир. 5:3. 1; Пет. 3:12; Псал. 72:13. 14. Ужасное и вместе с тем отрадное учение евангелия о страшном суде « Приидет Сын Человеческий во славе Своей » и т. д. 1. Для кого оно ужасно. Уже преображение Иисуса Христа на Фаворе привело учеников Его в страх (Мат. 17:6); не тем ли ужаснее будет Его явление во славе, как Судьи вселенной, в особенности: а) Для грешника, имеющего злую совесть. Все его грехи откроются (Гал. 5:19–21; Еккл. 3:17 ). Судья потребует отчета за всякое праздное слово (Мат. 12:36), за всякое зло, им содеянное, за всякое добро, им упущенное. Ужасный день для омраченной грехами совести! (Еккл. 11:9; Прем. 17:10–11 ).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Как не проповедовал Иисус религии без “системы обрядов, символов, догматов”. В Евангелии Он устанавливает по крайней мере два обряда - Крещение (Мар.16:16) и Евхаристию (Лук.22:19,20). Его проповедь носит недвусмысленно догматический характер - он выступает с определенным вероучительным свидетельством о себе как о Боге, Господе, Судии и Спасителе, и ставит веру в него необходимым условием жизни вечной: “если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших” (Иоан.8:24) Конечно, приписывать Господу Иисусу какие-то свои учения начали еще гностики, практически с самого начала, но эту практику трудно признать убедительной - не говоря уже о ее этической неоднозначности. Новый Завет доступен, и всякий желающий может с ним ознакомиться. Другая ошибка - менее важная, но все же достойная внимания - касается восприятия Запада. Она тоже вполне типична и повторяется у многих авторов - разговор о “Западе” как о чем-то  монолитном. Но в реальности не существует единого Запада. Это стоит еще раз подчеркнуть - мировоззренчески и ценностно единого Запада не существует. Есть острый внутризападный конфликт, который (применительно к США) американские обозреватели называют “холодной гражданской войной”. Есть католические госпитали, где монахини ухаживают за больными, есть прогрессивные активисты, которые требуют лишить эти госпитали государственной поддержки, из-за того, что они отказываются делать аборты или операции по “перемене пола”. Это два разных Запада, переводить то восхищение, которое у нас могут вызвать монахини (и иже с ними) на счет активистов (и иже с ними) было бы также странно, как ставить служение православного сестричества милосердия в заслугу большевикам. Более того, прогрессивные силы, выступающие под лозунгами “любви” и “принятия” переходят к энергичным преследованиям своих оппонентов, как только получают такую возможность. Недавно в штате Айова Адольфо Мартинес получил пятнадцать лет за то, что публично сжег флаг ЛГБТ. Не пятнадцать суток - что это мелкое хулиганство вполне заслуживало - а пятнадцать лет.  Возможно, это пока что самое впечатляющее проявление “любви и принятия” - но далеко не первое. Многочисленные случаи, когда людей изгоняли с работы за про-консервативные симпатии, или пытались разорить по суду  за уклонение от обслуживания ЛГБТ-мероприятий тоже трудно оценить как превосходное проявление любви к ближнему. Как, впрочем, и другое. Настойчивая ЛГБТ индоктринация в школах, несмотря на протесты родителей, маленькие мальчики , выступающие за деньги перед взрослыми гомосексулистами или плящущие тверк на гей-парадах - все это может вызвать тревогу даже не с точки зрения христианства, а с точки простого зрения здравого смысла. Знакомить детей с сексуальными девиациями, связанными, в частности, с катастрофически высоким уровнем заражаемости ВИЧ и другими инфекциями, передающимися половым путем - это сложно счесть проявлением любви к ближнему.

http://radonezh.ru/2020/01/27/net-iisus-...

Первая голова – голова быка с тремя лицами на правом рогу: синим, красным, желтым, все страшно гневные, а на левом – белым, серым и черным. Между рогами должен он писать красное страшное, над ним немного разгневанное желтое лицо Манжушри. Правые руки (держат) меч григуг, острое оружие, пестик, меч, громовую стрелу, каменный молоток, кинжал, топор, стрелу, свиток, железный багор, диск, меч, барабан; левые руки держат череп, голову, щит, ногу, аркан, лук, внутренности, колокольчик, руку, веревку с кладбища, человека, болтающегося на копье, печку, кусок черепа, грозящий палец, трезубец с лентами, развеваемое ветром полотно; две руки держат слоновую кожу. Под ногами справа (лежат) человек, бык, слон, осел, верблюд, собака, овца и лиса, под ногами слева – ястреб, сова, ворон, попугай, сокол, павлин, лысуха и лебедь. Так вооруженным должно рисовать Шривачрабхаираву. Под этим должно быть изображено кладбище; там должен быть виден человек, захваченный игрою Мар вместе с Веталами, Кхетрапалами и ракшасами, на которых страшно смотреть; далее должен быть изображен человек, который висит на дереве Ниагрода, человек, который сжигает (труп) и человек, посаженный на острый кол; при этом стаи кричащих хищных птиц: коршунов, собак и шакалов. Садхаков он должен писать смотрящими на Багавана с возвышенного места; они – голы, волосы их распущены, они показывают пять мудр, держат дамару, череп и катвангу и увенчаны черепами; чтобы достигнуть желания, они пришли на кладбище. Это таинственное изображение кладут на определенном месте, приносят ему в жертву махамамсу (курения), бормочут пред ним (молитвы), увенчивая его жемчугом из больших раковин. Изображение заботливо охраняется дарани в полном их составе. Пред незнакомым его не показывают, равным образом не раскладывают его вблизи незнакомца. Если хотят читать, молиться или есть, то произносят славословие. Если желают высочайшей сидди, то жертвуют пред картиною курения вирокану и рудхиру на три времени. Вот способ, как должно изображать по Шримахавачрабхаироватантре картину высочайшей формы Манжушри».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vasilevi...

Оставьте ученую гордость, которую Господь так строго осудил в лице смеявшихся над Ним фарисеев: „что высоко у людей, то мерзость пред Богом“ ( Лук. 16, 15 ). Оставьте праздные мудрования, упростите себя, отдайтесь влечению своего сердца и прямому, честному внушению вашей совести, np и u м ume , по слову Господа, царствие Божие яко отроча ( Мар. 10, 15 ),– и вы почувствуете в душе своей не ту вынужденную холодную веру, или только согласие, какое является иногда в вас вследствие неотразимых доказательств божественного достоинства Спасителя, а тот живой порыв, за который св. Ап. Петр получил высокие обетования: Ты ecu Христос, Сын Бога живаго (Мат. 16, 16). Только эта вера и есть вера спасительная, потому что она объемлет и усвояет себе Христа со всеми благодатными дарованиями, уготованными Им для нашего совершенства и блаженства. Такую только веру Он и приемлет от нас, такой от нас и требует. Вспомните историю слепорожденного, который с тем и родился слепым, чтобы „на нем явились дела Божии“ ( Иоан.9, 3 ). Когда он своим простым здравым смыслом посрамил ученых фарисеев, и исповедал мужественно пред синедрионом благоговение к ненавистному Иудеям своему Исцелителю, как пророку Божию, еще не зная, кто Он, когда, наконец, он, как отлученный, изгнан был из синагоги, – Господь Сам нашел его в толпе народа и спросил его „ты веруешь ли в Сына Божия?“ Готовый на все, что прикажет ему величайший его Благодетель, он только спрашивает: „кто Он, Господи, чтобы я веровал в Него? “ И получив в ответ: „и видел ты Его, и Он говорит с тобою“, воскликну: „верую, Господи! “ и поклонился Ему. Но вдумайтесь и в заключительные слова Христа Спасителя, сказанные по поводу этого события: „на суд Я пришел в мир сей, чтобы не видящие видели, и видящие стали слепы“ ( Иоан. 9, 35–39 ). Но очевидно, что мы должны оставить всякую надежду на возвращение себе живой вере при том глубоком погружении в чувственную жизнь, какое ныне себе позволяем. Мы совершенно отдались в рабство плоти: трудимся до изнеможения не для приобретения необходимого только в жизни, но для умножения удобств, которым нет конца, для роскоши и наслаждений.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

О неизменяемости Божией Бл. Иероним так разсуждает: «тогда, как Сам Он неизменен, изменяется по нашей переменчивости; не в том отношении, как будто подвергается этим смущениям Тот, кто погашает их в нас, но в том, что расположение Божие к нам изучаем мы не иначе, как на нашем языке» 92 . Для подтверждения: неизменяемости в Боге, Иаков выставляет свободу Божию относительно спасения человека: Восхоте бо, т. е., Бог, породи ( πεχησεν – genuit) нас словом истины, во еже быти нам начаток некий созданием Его (ст. 18). Падший человек, как лишившийся света жизни Божией не мог иметь; сам по себе какия-либо заслуги у Бога, который бы возвратили ему свет жизни Божией. И вот Бог безсилие и слабость человека заменяет в этом отношении своею милостию и благостию (Ефес. 2, 4–5). Бог восхотел спасти человека и этого достаточно. Он определяет в предвечном совете своем спасение человеку, и человек искуплен от греха, спасен благодатию: восхотев Бог породи нас. Породи – πεχησεν – значит более, нежели просто роди – γννσε; но возроди, или лучше, дал новую жизнь, которая не получается от плоти и крови, ни от хотения мужа, но от Бога ( Иоан. 1, 13 ), т. е., дал ту жизнь, которая даруется в духовном возрождении – в крещении, и о которой говорится, что если человек не возродится вновь, то не увидит и царствия Божия ( Иоан. 3, 3. 5 ). Это-то новое возрождение и усыновляет человека Богу и благодати, или, как говорится в Евангелии, человеку дается честь быть чадом Божиим ( Иоан. 1, 12 ). И этого духовнаго возрождения Бог сподобил человека посредством слова истины, или слова благовестия, которое для его падшаго впервые роздалось в Галилеи ( Мар. 1, 14 . Лук, 4, 14–15) и вполне совершилось на все веки и роды на Голгофе ( Иоан. 19, 30 ), проповеданное всей твари поднебесной ( Колос. 1, 23 ), да яко же воста Христосе от мертвых славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни ходити начнем ( Рим. 6, 4 ). Таким-то образом слово истины, или слово благовестия, пригвожденное небесным правосудием в устах самой истины ( Иоан. 14, 6 ) на Голгофе, не умерло, но раздалось в поднебесной на все времена ( 1Петр. 1, 23 ), как слово жизни вечной, и положило основание новому царству благодати, во еже нам быти начаток некий созданием Его, т. е. Бога. Яко же бо о Адаме вси умирают; такожде и о Христе вси оживут. Начаток Христос, потом же Христу веровавшии ( 1Кор. 15, 22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/opyt-o...

Притесняют ближних, по Апостолу, богатые; потому что они свою силу и опору полагают в кошельке; почему стесняя свободу человека, иногда и невиннаго влекут в суды с полною уверенностию), что там не будет суд Божий, а человеческий, – и судии, по уважению к богатству и знатности, все сделают, хотя бы и противозаконно, но лишь бы выгодно для богатаго и не оскорбительно для знатнаго 100 . Эти-то жалкие счастливцы мира, как говорит Ап. Иаков, и безславят доброе имя христиан (ст. 7), как в себе самих, что не всегда следуют учению христианскому, не льстящему их страстям, так и в других, потому что средствами, располагаемыми ими, обольщают слабосильных и, доставив случай к падению, насмехаются, или лучше, хвалятся своими непотребствами. Ст. 8. Аще убо закон совершаете царский по писанию: возлюбиши искренняго своего, тоже себе самаго, добре творите. (9) Аще ли на лица зрите ( πρωσοποληποπληπτετε), то грех содеваете, обличаеми от закона, яко же преступницы. Закон царский – закон Вседержителя ( Матф. 5, 43. 22, 39 . Лев. 19, 18 , Рим. 13б 9. Мар. 12, 31 . Гал. 5, 14 ), закон царей земли, в котором полагается прочное основание государства: люби ближняго, как себя. Любить ближних, значит любит не добродетельных только за их добродетель, но и порочных, дабы любовию заставить их отвращаться от порока и презирать его; любить не единоверца только, но и иноверца, как человека. В сем случае Спаситель показал, что человеколюбивый самарянин лучше понимал и исполнил заповедь о любви к ближним, нежели жестокосердый Иудейский священник ( Лук. 10, 30–37 ). Посему христианин если исполняет закон о любви к ближним, то исполняет не только из одного уважения к закону, к человечности; но исполняет для собственнаго же блага. Если же, на оборот, будет кто измерять любовь к ближним отношениями своими к ним и отношениями их к себе, то тот же самый закон обличит его в грехе и осудит; потому что грех познается законом ( Рим. 3, 20 ). Но тяжко быть преступником закона. Господи, дай нам силы исполнять его! Отделение VII

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/opyt-o...

Правда Баур, отстаивая свое мнение, указывает на то, что у Марка о призвании Петра рассказано далеко не с такой обстоятельностью, как у Луки ( Мар. 1, 10. 17 ; ср. Лук. 5, 2 – 10 ), в рассказе же о исповедании Петра совсем опущены слова Господа, сказанные Петру по поводу его исповедания, тогда как Матфей поместил эти слова в своем Евангелии. Но эти опущения не только не дают основания сомневаться в близком отношении устной проповеди ап. Петра к Евангелию Марка, а напротив служат новым доказательством несомненности такого отношения. В самом деле и обыкновенный повествователь, хотя несколько обладающий естественным чувством скромности, никогда не позволит себе выставить на вид свою личность при изложении событий, в которых он принимал непосредственное участие, в которых был одним из главных действующих лиц. Он скорее всего предоставит это другим и если упомянет о себе, то не иначе, как по требованию необходимости, для того, чтобы не сделать существенного пробела в рассказе. Но если так, то возможно ли ожидать, чтобы ап. Петр, во всю жизнь помнивший о своем малодушном отречении от своего Божественного Учителя, и вследствие этого всегда проникнутый чувством глубокого сокрушения, – решился говорить подробно о себе, особенно о своих достоинствах. Напротив естественно и необходимо предположить, что слушатели ап. Петра никогда не слыхали от него подробного изложения тех событий, в которых личность его выступала на вид в особенно благоприятном свете, а затем естественно также предположить, что указанные опущения, сделанные Марком, сделаны им потому, что он был слушателем апостола и его именно проповедь внес в свое Евангелие. 3 Über den Zweck der evangelishcen Geschichte und der Briefe, johannis, 1788. De fontibus evangeliorum Matthaei e Lucae, 1794. 7 Neue Hypothese über die Evangelisyen, als blos menschliche geschichtss shreiber betraehtet, 1778. 8 В своем предисловии к исследованию богословских споров Баумгартена (1762) Землер высказал правильные, вообще говоря, взгялды на синопт.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

б) Обрядовый закон Моисеев отменен Христом Иисусом и заменен особыми уставами. аа) Хотя сам Иисус Христос выполнял законную правду Моисееву, но Он премудро готовил решительную отмену обрядового закона. Он словами и делами показывал, что Он есть Господь и субботе (Мат. 12, 6; Иоан. 15, 17 ). Предсказал жене самарянской – близость повсеместного богослужения ( Иоан. 4, 19 ). Согласно с Его духом ап. Павел чаще и настойчивее прочих проповедовал, что обрядовый закон Моисеев есть закон престающий ( 2Кор. 3, 11 ), и не имеет силы для христианина. Несьмы под законом, но под ·благодатию ( Рим. 6, 14 ). Так он учил в посланиях к римлянам, галатам, ефесеям и евреям, Отменена обрядового закона была необходимым следствием самого свойства христианства и иудейства. Обрядовый закон был связан с храмом Иерусалимским и народным характером евреев (Мат. 5, 32. Гал. 4, 1 – 4 ); а христианство – собственность всех народов. Потому первый терял силу по мере распространения христианства за пределами Палестины – и наконец когда разрушен был Иерусалимский храм, пал и обрядовый закон: «не лепо называть Иисуса Христом и вместе иудействовать», писал св. Игнатий богоносец 123 Точно также другие христианские учители показывали в обрядовом ветхом законе значение временного лекарства приспособленного к известному народу 124 . бб) Иисус Христос дал новые уставы соответствующие обновленному человечеству. Таковы законы: аа) о вере в пришедшего Мессию, – Сына Божия: сие есть дело Божие, да веруете в Того, Его же посла Он ( Иоан. 6, 29 ). Да вси чтут Сына, якоже чтут Отца; иже не чтить Сына, не чтить Отца, пославшаго Его ( Иоан. 5, 23 ). бб) О совершении таинств ( Иоан. 3, 5; 6, 54 , Мат. 28, 19); при этом крещением заменено обрезание ( Кол. 2, 11. 12 ), евхаристиею – приношение агнца ( I Kop. 11. 25 ); браку усвоило значение нерасторжимости Мат. 19, 3–9. Мар. 10, 2–9 ). вв) Установление новой иерархии: той даль есть овы убо апостолы, овы же пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители ( Еф. 4, 11 – 13 . Лук. 6, 13 )..

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010