В VIII - нач. IX в. за веру пострадали и впоследствии были прославлены святые Михаил, монах лавры св. Саввы, казненный при халифе Абд аль-Малике, Христофор († 789), также монах лавры св. Саввы, Петр Капитолийский († 743), Антоний-Равах († 799 или 805) и др. Появление Сиро-Палестинских мучеников в эту эпоху в целом не противоречит тезису о веротерпимости властей Халифата. Большинство казненных христиан были либо византийскими военнопленными, не входившими в категорию зиммиев, либо мусульманами, принявшими христианство, что по законам шариата каралось смертью, либо в редких случаях добровольными мучениками, сознательно провоцировавшими мусульман, чтобы обрести мученический венец. Подобные примеры свидетельствуют о религ. сознании ближневост. христиан VII-VIII вв., намеренно шедших на смерть за правосл. веру. Это подтверждается и развитием монашеского движения, которое не многим уступало ранневизант. эпохе. Судя по письменным источникам, в Палестине сохранялось значительное число монастырей (точные данные установить невозможно). Наряду с мон-рями, находившимися в городах и густонаселенных сельских районах (в Лидде, Вифании, Самарии, Кане Галилейской, на горе Фавор, под Вифлеемом (мон-рь Пастырей) и др.), особое внимание паломников и агиографов привлекали удаленные обители Иудейской пустыни и долины Иордана. Центральное место среди них занимала лавра св. Саввы (Мар-Саба). Упоминаются также мон-ри св. Евфимия, св. Феодосия Киновиарха, св. Харитона и др., расположенные в том же горном массиве, между Иерусалимом и Мёртвым м. В долине Иордана известны мон-рь Иоанна Крестителя, где в нач. VIII в. насчитывалось до 20 монахов (The Travel of Willibald. 1969. P. 19), мон-рь св. Герасима, мон-рь Хозива в Вади-Кельт. Значительная часть иноков, в т. ч. группировавшихся вокруг лавры св. Саввы, жила уединенно в пещерах и келлиях и лишь по воскресеньям собиралась в монастырском храме. Основной источник по истории палестинского монашества VIII в.- Житие прп. Стефана Савваита (Старшего, или Чудотворца) (725-794), написанное его учеником Леонтием Савваитом в нач. IX в. Среди упоминаемых им монахов Иудейской пустыни фигурируют выходцы из Палестины, Заиорданья, Египта, Юж. Сирии. Отдельную общину со своим пресвитером в лавре св. Саввы составляли сироязычные монахи. Житие св. Стефана содержит также сведения о конфликтах внутри монашеского сообщества, о выступлении новоначальных монахов против руководства лавры. Несмотря на отдельные нападения бедуинов, жизнь пустынников была относительно безопасна и выгодно отличалась от положения мирян, страдавших от поборов мусульм. властей ( Лопарев. 1912. Т. 19. С. 17-18; Piccirillo. 1995. P. 49). Сир. христиане свободно совершали паломничества в Иерусалим и на Синай, поддерживали торговые и культурные связи с Византией и даже с Зап. Средиземноморьем.

http://pravenc.ru/text/293788.html

Замечательно, что Мертвое море не имеет ни одного истока, между тем как Иордан постоянно вливает в него огромные массы воды. Много было придумано гипотез для объяснения происхождения моря. Ближе к истине, по всей вероятности, те из них, которые построены на фактах, взятых из книги Бытия. Из нее видно, что вся почва Сиддимской долины была обильно пропитана нефтью, подземные пещеры и колодези были, конечно, наполнены ей; самый камень, из которого воздвигнуты были города, был проникнут этим горючим веществом. Когда гнев Божий разразился над отверженными городами, когда эта пропитанная горючим материалом почва заколебалась, грянул гром, и молния, озарившая местность, ударила в землю и воспламенила ее – судьбы нечестивого Пентаполя совершились: всколебавшаяся почва с сокрушившимися городами провалилась в пустоты, наполненные до того времени нефтью и газами, и на месте ее выступило море, ставшее символом смерти… Гумбольдт говорит, что «страшный переворот страны составляет феномен, не имеющий себе подобного на земном шаре». Согласно библейским сказаниям, во время этой катастрофы погибли пять городов: Содом, Гоморра, Адама, Севоим и Сегор. Линч так заключает свой отчет: «Мы прибыли к Мертвому морю с мнениями весьма разнообразными: кто сомневался, кто прямо говорил, что не верит рассказу Моисея. После двадцати двух дней тщательных исследований мы единодушно убедились в истине библейского рассказа: мы думаем, что все, сказанное в Библии относительно этого моря и Иордана, совершенно подтверждено нашими наблюдениями». От Мертвого моря я отправился к монастырю Св. Саввы Освященного, который арабы на зыва ют Мар-Саба. Дорога идет по стра шным кру тизна м; по ней опасно ехать человеку, подверженному головокружениям. Лошадь часто скользит всеми четырьмя ногами по гладкому камню косогора над обрывом в глубокую пропасть; надобно иметь некоторую привычку, чтобы не пугаться в подобных случаях. Монастырь лепится по гребню голых вертикальных утесов, подобно ласточкиным гнездам. В защиту от бедуинов он обнесен высокими стенами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГРИГОРИЙ II АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Григорий II , патриарх Александрийский (1308-1354/55, по Дж. Федальто, 1316?-1354?) В т. н. Дионисиевском каталоге Александрийских патриархов время его патриаршества приходится на 1268-1300 годы , что скорее всего неверно. В. Грюмель и Ж. Насралла датируют его избрание на кафедру 1315 годом. Во время патриаршества Григория II положение православной Церкви в Египте было тяжелым. После своего избрания он отправил послание патриарху Константинопольскому Иоанну XIII Глике . Это послание было опубликовано Ф. Миклошичем и Й. Мюллером вместе с ответным письмом Константинопольского патриарха, пригласившего его приехать в Константинополь . По мнению Насраллы, Григорий, приняв приглашение, остался в Константинополе, однако Халил Самир считает, что Григорий жил в Каире , о чем свидетельствует арабская рукопись Синайского монастыря , переписанная иеродиак. Сабой Ясой в 1320 году в Каире. По мнению Халила Самира, патриарх Григорий II скопировал греко-арабский Евхологий , который подарил церкви Мар-Саба, находившейся в порту Александрии. Особенностью этой рукописи является служба на освящение нильской воды, совершаемая в субботу перед праздником Пятидесятницы . Греческий текст Евхология был издан А. А. Дмитриевским (1901) и М. Блэком (1938), палестино-арамейский - Г. Мерголиутом (1896), арабский текст остается неизданным. Рукопись Sinait. Агав. 258 свидетельствует, что Григорий II хорошо писал как по-арабски, так и по-гречески. Он начал перевод на арабский с греческого Иерусалимского устава, но завершить его не смог (перевод устава завершил некий Абу-ль-Фатх в 1335). Из арабской рукописи 1594-1595 годов (Mar Elias Shuwayya Manuscript 30) известно, что Григория II также назвали Григорием ас-Синаити. Можно предположить, что он был монахом Синайского монастыря , что в свою очередь объясняет находки там его рукописей.

http://drevo-info.ru/articles/13679628.h...

Дальнейшее различие между западной и восточной отлогостями состоит в том, что к западу горы постепенно понижаются, к Мертвому же морю горная отлогость совершенно приметно образует три выступа, причем всякий раз между горной отлогостью и близ лежащим выступом возникает площадь равномерно гладкой земли, во крутизне гор и долин при спуске к глубже лежащему выступу всегда круче. Конечно, эти три горных выступа тянутся не в совершенно прямом направлении, но, благодаря меловым кряжам, за которыми берут начало круто ниспадающие ужасные долины, они легко узнаются. Первый ясно различаемый уступ направляется от Масличной горы на юг к Вифлеему. Второй – начинается около половины пути из Иерусалима к Иорданской долине и тянется не на юг, как первый, а наискось, с северо-востока на юго-запад, именно: начинаясь у гор ниже хан ел-Хасрура, тянется через ел-Мунтар выше Мар-Саба к Фекое. Третий выступ образует горную пологость в долине Иордана и Мертвого моря. Этим трём выступам соответствуют три плоские возвышенности, из которых первая – от Масличной горы к Вифлеему имеет самое незначительное протяжение. 82 Пещеры гор и оврагов Иудейской пустыни являлись естественными жилищами для искавших пустынного уединения; они же были удобным местом для притона предававшихся разбоям. В одной из таких пещер второго горного кряжа и жили разбойники, несправедливо приобретенное имущество которых послужило Св. Харитону к устройству храма и лавры – Фаран. Местоположение первой палестинской лавры, о котором ничего не говорит автор жития, в настоящее время определяется различно. Путеводной нитью при определении местоположения лавры Фаран служат следующие слова биографа Св. Евфимия Кирилла Скифопольского : Евфимий пришел в лавру Фаранскую, лежащую в шести поприщах от Св. града; в 10 поприщах от Фаранского монастыря, к востоку, есть селение, называемое Фаран, от которого получила название и лавра. 83 Основываясь на этих данных, Тоблер предполагает, что место лавры Фаран совпадает с нынешним Умм-Расрас – развалинами, находящимися по правую сторону Иерихонской дороги и представляющими четыреугольное строение с остатками колонн и цистерной.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Ассирийской Церкви Востока ЕВГЕНИЙ [Мар Авгин (Авген, Евген)] († 363), чудотворец, прп. (пам. сиро-яковитская 20/21 апр., 2, 15 нояб., 3 марта; пам. несторианская в 1-ю или 3-ю пятницу Входа (Обновления Церкви)) ЕФРЕМ СИРИН (ок. 306-373), богослов, поэт, самый известный из сирийских отцов Церкви, прп. (пам. 28 янв.; католич.- 9 июня; Сиро-яковитской Церкви - суббота 5-й седмицы поста, 28 янв., 19 февр.; в Маронитской - 27 янв.; в Церкви Востока - пятница 5-й седмицы по Богоявлении (пам. сир. Учителей)) ИОАНН САБА [Иоанн (Йоханнан) Сава, Иоанн Дальятский] (ок. 690 - ок. 780), св. Церкви Востока (пам. в 4-е воскресенье Великого поста), аскетический писатель, один из основных деятелей т. н. несторианского мистического возрождения ИШОСАВРАН [сир. - «Иисус - наша надежда»] († 620/1), мч. Персидский, святой Церкви Востока (пам. в 3-ю пятницу периода Благовещения) МАРИ [Мар Мари] (I-II вв.?), святой Ассирийской Церкви Востока (пам. во 2-ю пятницу лета), почитаемый как ее основатель, один из апостолов от 70 (72) и «апостол Востока», просветитель Месопотамии и Ирана (также почитается в Халдейской католической и Сиро-Малабарской Церквах)

http://pravenc.ru/rubrics/122358.html

И в наше время люди других вер, принимая Православие, становятся ревностными последователями Христа, а рожденные в православных семьях живут хуже язычников. Я был в Индии и наблюдал тамошних язычников: они почитают своих родителей, ведут трезвый образ жизни, преступность там не такая, как у нас. Так было и в древности, так и сейчас! Сходите в Москве на собрания православных татар: вы будете поражены их ревностью о Боге и о Православии! Так что «пришельцы» в истинную религию могут духовно опередить коренных (по происхождению) верующих. Блаженный Иероним Стридонский в этом смысле и толкует эти слова: «Царица южная осудит народ иудейский таким же образом, как ниневитяне осудят неверного Израиля. А это есть та царица Саба [Савская], о которой мы читаем в свитке Царств и Паралипоменон; она, несмотря на столь многие трудности, оставив свой народ и царство, пришла в Иудею, чтобы послушать премудрость Соломона и принесла ему многие подарки. Впрочем, под именем Ниневии и царицы Саба прикровенно предпочитается вера язычников вере народа израильского» . Как такое может быть, что образ жизни язычников и их открытость к проповеди единобожия предпочитается вере народа израильского? Им много было дано, но о многом и спросится. Феофилакт пишет об иудеях: «Осуждены будете, потому, что вы выросли с пророками, видели знамения и чудеса и, несмотря на то, не поверили» . Далее мы переходим к теме, обозначенной нами, как «Возвращение нечистого духа». Сын Божий продолжает Свое наставление верующим. Он говорит: Мф.12:43–44 . «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным». Блаженный Иероним дает такое истолкование: «Нечистый дух вышел из иудеев, когда они приняли закон, и бродил по безводной пустыне, ища себе успокоения, – именно: изгнанный из среды иудеев, он скитался по пустыне народов языческих; когда же последние потом уверовали Господу, он, не находя себе места у других народов, сказал: ″Возвращусь в дом мой, откуда я вышел″. – То есть пойду к иудеям, которых прежде оставил» .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И после этого отправил царь Саба-Ноль одного из своих царедворцев к отцу нашему Евстафию вестником со словами: «слава пришествию твоему, отче честный. Я пришел к тебе, чтобы встретить тебя. Собрался против меня народ неверный и воинства злые, желая уничтожить мою страну. И ради сего я иду, чтобы сразиться с ними. Отче честный, помяни меня в молитве твоей, и помолись ко Господу Богу, да даст мне силу и победу над сими неверными и нечестивыми, которых законы и обычаи гнилы. И если я вернусь благополучно со знамением победы, те кованные рога и железные трубы, обтянутые воловьей кожей, которыми хвалятся эти неверные, отче честный, я дам тебе для омовения рук и ног твоих». И когда выслушал отец наш Евстафий царское послание из уст Wä’äli, удивился вере его и прилежно помолился за него. И отправился царь против неверных, чтобы истребить их. И было число их около четырех тысяч. И вышел царь в битву с войском своим конным и одним человеком, несшим перед лицом царя крест Христа, Спасителя нашего. И окружили царя полчища крепкие справа и слева, с арьергарда и авангарда. И тогда явился царю отец наш Евстафий в пламени между небом и землей, сидя на колеснице светоносной духовной и помогая среди сечи царю Саба-Нолю, ибо тот веровал в молитву его. И когда сказал отец наш Евстафий, возгласив громогласно: «да воскреснет Бог, и расточатся врази его» ( Пс. 67 ), побежали неверные, что к востоку. И опять сказал он: «побори Господи, борющия мя ( Пс. 34 )» и рассыпались те, что стояли к западу. И когда сказал он в третий раз: «спаси мя от враг моих, Господи ( Пс. 58 )», упали те, что были к югу, а когда сказал в четвертый: «кто подобен Тебе ( Исх. 5,11 )», рассыпались стоявшие к северу. И убивал царь врагов своих от утренней зари до заката солнца. И пленил он людей их и угнал скот их. И победил он их силою молитвы его. И посему изумился деянию отца нашего Евстафия сей царь, ибо видел его пылающим на колеснице между небом и землей. О девство отца нашего Евстафия беспорочное! О святость отца нашего Евстафия нескверная! О любовь Божия, пребывавшая на отце нашем Евстафии без порока! Она сделала его носящимся на колеснице светоносной.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Мф.12:39 .  Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный. Превосходное выражение: «прелюбодейный», потому что этот род оставил Мужа и, как говорит Иезекииль, вступил в связь со многими любовниками ( Иез.16 ). Мф.12:40 . [продолжение 39-го и 40-й]:   Ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка ( Ион.2 ) ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. Об этом месте мы более подробно рассуждали в Толкованиях на книгу пророка Ионы, посему и отсылаем прилежного читателя к этому месту; а теперь мы считали достаточным сказать об этом кратко, – именно, что здесь по особому способу речи [который в книгах о красноречии известен под именем «синекдоха»] целое употребляется вместо части: это не то значит, что Господь пробыл в преисподней целых три дня и три ночи, а только то, что Он пробыл часть пятницы и воскресенья и целый день субботний, что и должно быть понимаемо под тремя днями и столькими же ночами. Мф.12:41 .  Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной. [Осудят] не по власти произносить приговор, но по превосходству в сравнении с ними. И вот, здесь больше Ионы. Латинское слово hic понимай в смысле наречия (здесь), а не в значении местоимения. По тексту Семидесяти пророк Иона проповедовал [только] три дня; а Я [проповедую] столь продолжительное время: Иона – перед неверующими ассирийцами, а Я – иудеям, народу Божию; он – чужестранцам, а Я – соотечественникам, он – простой речью, не совершая никаких чудес; а Я, совершающий столь многие чудеса, подвергаюсь ругательствам, как веельзевул. Итак, здесь, то есть в том, что совершается среди вас, более чем Иона. Мф.12:42 .  Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона. Царица южная осудит народ иудейский таким же образом, как ниневитяне осудят неверного Израиля. А это есть та царица Саба [Савская], о которой мы читаем в свитке Царств и Паралипоменон ( 3Цар.10:2 ; 2Пар.9 ); она, несмотря на столь многие трудности, оставив свой народ и царство, пришла в Иудею, чтобы послушать премудрость Соломона, и принесла ему многие подарки. Впрочем, под именем Ниневии и царицы Саба прикровенно предпочитается вера язычников вере народа израильского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Дан.11:40-41. И в предопределенное время сразится с ним царь южный, и придет, как буря, на него царь северный с колесницами и всадниками и многочисленным флотом, и войдет в земли, и разорит их, и пройдет через них. И войдет он в землю славную, и многие падут.   Вместо этого Симмах перевел: «многие тысячи падут», Феодотион: «и многие будут бессильными». Под многими павшими, по Акиле, нужно понимать города или страны и области. Порфирий это также относит к Антиоху, который в одиннадцатый год своего царствованилопять воевал против сына своей сестры, Птолемея Филометора. Услышав о нашествии Антиоха, он собрал многие тысячи людей. Но Антиох, подобно сильной буре, с колесницами, всадниками и многочисленным флотом вошел в очень многие земли и, проходя через них, все опустошил, и пришел в землю славную, то есть в Иудею, что Симмах перевел как землю силы, вместо чего Феодотион поставил самое слово еврейское Сабай или Саба, и укрепил цитадель, воспользовавшись развалинами стен города, и потом продолжил путь в Египет. Наши же, относя и это к Антихристу, говорят, что сначала он будет вести борьбу против царя южного, то есть Египетского, потом победит Ливийцев и Эфиоплян, о которых мы выше читали как о трех сломанных рогах из десяти рогов, и когда он придет в землю Израилеву, то многие города и области будут преданы в руки его. Дан.11:44-45. Но слух с востока и севера встревожит его. И он пойдет с великим множеством, чтобы истреблять и губить многих. И поставит он шатер свой в Апедно, между двумя морями, на горе славной и святой, и дойдет до вершины ее, и никто не поможет ему.   И в этом месте Порфирий высказывает относительно Антиоха бредни вроде следующих. Ведя борьбу, говорит он, против Египтян и проходя через Ливию и Эфиопию, он услышит, что на севере и востоке идут приготовления к войне против него. Возвращаясь назад, он овладеет Арадийцами, оказавшими ему сопротивление, и опустошит всю область на финикийском берегу. Вслед за тем он направит путь к Артаксию, царю Армянскому, который двинется с восточной стороны, и, убив многих из войска его (Артаксия), поставит шатер свой в месте Апедно, находящемся между двумя широчайшими реками, Тигром и Евфратом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

И в предопределенное время сразится с ним царь южный„ и придет, как буря, на него царь неверный с колесницами и всадниками и многочисленным флотом, и войдет в земли, и разорит их, и пройдет через них. И войдет он в землю славную, и многие падут. Вместо этого Симмах перевел: многие тысячи падут, Феодотион: и многие будут бессильными. Под многими павшими, по Акиле, нужно понимать города или страны и области. Порфирий это также относит к Антиоху, который в одиннадцатый год своего царствованилопять воевал против сына своей сестры, Птолемея Филометора. Услышав о нашествии Антиоха, он собрал многие тысячи людей. Но Антиох, подобно сильной буре, с колесницами, всадниками и многочисленным флотом вошел в очень многие земли и, проходя через них, все опустошил, и пришел в землю славную, то есть в Иудею, что Симмах перевел как землю силы, вместо чего Феодотион поставил самое слово еврейское Сабай или Саба, и укрепил цитадель, воспользовавшись развали»нами стен города, и потом продолжил путь в Египет. Наши же, относя и это к Антихристу, говорят, что сначала он будет вести борьбу против царя южного, то есть Египетского, потом победит Ливийцев и Эфиоплян, о которых мы выше читали как о трех сломанных рогах из десяти рогов, и когда он придет в землю Израилеву, то многие города и области будут преданы в руки его. Но слух с востока и севера встревожит его. И он пойдет с великим множеством, чтобы истреблять и губить многих. И поставит он шатер свой в Апедно, между двумя морями, на горе славной и святой, и дойдет до вершины ее, и никто не поможет ему. И в этом месте Порфирий высказывает относительно Антиоха бредни вроде следующих. Ведя борьбу, говорит он, против Египтян и проходя через Ливию и Эфиопию, он услышит, что на севере и востоке идут приготовления к войне против него. Возвращаясь назад, он овладеет Арадийцами, оказавшими ему сопротивление, и опустошит всю область на финикийском берегу. Вслед за тем он направит путь к Артаксгао, царю Армянскому, который двинется с восточной стороны, и, убив многих из войска его (Артаксия), поставит шатер свой в месте Апедно, находящемся между двумя широчайшими реками, Тигром и Евфратом.

http://azbyka.ru/apokalipsis/tolkovanie-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010