В кон. V в. новыми лидерами монашества и духовными учителями Палестины стали преподобные Савва Освященный (438/9-532) и Феодосий Великий (Киновиарх; ок. 424-529). Прп. Савва, выходец из Каппадокии, перебрался в Палестину в 456/7 г. и поселился сначала в лавре св. Евфимия Великого, затем в монастыре Сука, где игуменом был прп. Феоктист, сподвижник прп. Евфимия. Мон-рь был тесно связан с лаврой св. Евфимия и считался подготовительной ступенью для тех, кто хотели войти в число ее подвижников. В 474 г. Савва ушел в пустыни Рува и Кутила, в 478 г. поселился в пещере на склоне Кедронского ущелья, юго-восточнее Вифлеема, где к нач. 80-х гг. возле его пещеры сформировалась монашеская община. 12 дек. 490 г. патриарх Саллюстий (486-494) освятил соборный храм мон-ря и поставил игуменом прп. Савву. Образованная т. о. лавра св. Саввы Освященного (араб. Мар-Саба) со временем приобрела славу во всем христ. мире. Уже в ранневизант. период здесь подвизались выходцы из разных христ. стран; среди насельников было много грузин, позже получивших право иметь в обители свой храм. В завещании св. Саввы, а также в Житии прп. Феодосия Великого указано, что грузины в лавре и в мон-ре прп. Феодосия совершали богослужения на родном языке ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 222-223; ЖСв. Янв. Ч. 1. С. 320) (см. Саввы Освященного лавра ). Прп. Феодосий Великий. Фрагмент иконы-таблетки «Преподобные Феодор Студит, Феодосий Великий и Ефрем Сирин». Кон. XV — нач. XVI в. (НГОМЗ) Прп. Феодосий Великий. Фрагмент иконы-таблетки «Преподобные Феодор Студит, Феодосий Великий и Ефрем Сирин». Кон. XV — нач. XVI в. (НГОМЗ) Прп. Феодосий также был родом из Каппадокии и в 457 г. отправился в паломничество по Сирии и Палестине. Под Антиохией он посетил прп. Симеона Столпника и получил благословение на подвижническую жизнь. Неск. лет он провел в мон-ре у башни Давида в Иерусалиме, затем переселился в лавру у пещеры Волхвов близ Вифлеема и, наконец, в мон-рь, основанный учениками прп. Евфимия Великого. Собственный мон-рь он основал ок. 479 г. восточнее Вифлеема, на месте, где, по преданию, в пещере ночевали волхвы (араб. Дейр-Доси). Ко времени кончины прп. Феодосия его мон-рь был крупнейшим в Палестине; в нем подвизалось до 400 монахов ( Cyr. Scyth. Vita Theod. S. 235-241). Ок. 493 г. патриарх Саллюстий поставил прп. Феодосия архимандритом всех киновийных мон-рей Иудейской пустыни, а прп. Савву - архимандритом лавр и отшельнических келлий ( I dem. Vita Sabae. S. 115; I dem. Vita Theod. S. 239).

http://pravenc.ru/text/293788.html

С вечера в монастыре служится вечерня, потом утреня и еще до свету обедня. После литургии в братской трапезе угощают паломников чаем и хлебом, после чего часов в 6–7 утра начинается обратное путешествие каравана в Иерусалим по тому же самому пути. Кавасы опять едут впереди, сзади и с боков каравана; за передовыми спешат конные, а потом подвигаются мало по малу и пешие, не торопясь, впрочем, очень. У кого хороший ослик, «мула» или лошадка, тот поспевает часов через 6–7 в Иерусалим, тогда как остальные члены каравана, особенно пешие, растягиваются по всей дороге от Иерихона до Иерусалима в продолжение целого дня. Большинство приходит домой перед закатом солнца, а слабые и немощные стараются добраться хотя «до Спиридония», где и ночуют, чтобы на заутрии отправиться уже прямо в Иерусалим. Вечером седьмого или утром восьмого Января все члены каравана уже дома. Иорданский поход окончен. Помимо путешествия в большом Крещенском караване паломники отправляются, как я уже сказал, и в чистый понедельник утром, и на шестой неделе, и даже на второй. Партия человек в 300–600 заявляет об этом консульству, которое взимаете «законные» 15–30 коп., смотря по величине партии, и снаряжает караван. Кроме этих больших караванов ходит и маленькими партиями человек в 15–30–50; путь проходится почти тот же самый, но в этом случае обыкновенно посещается монастырь Св. Саввы и Мертвое море, о чем мы теперь и скажем несколько слов, так как все-таки значительное число наших поклонников посещают эти два замечательные пункта. Партия паломников тогда под защитою каваса и турецких всадников выступает из Иерусалима утром или чаще под вечер и направляется прямо мимо Спиридония к Мар-Саба, сворачивая для этого вправо от большой Иерихонской дороги. Так как в маленьких партиях обыкновенно не бывает пеших, то они двигаются быстрее, и часа через 3–4 достигают знаменитой обители Св. Саввы Освященного, приютившейся в дикой дебри на обрыве скал, замыкающих на подобие стен каменистое ложе Кедронского потока, изрытое пещерами, где прежде обитали сотни отшельников, известных своею святостью во всей Палестине. По строгому монастырскому уставу сюда за ограду стен не пускают женщин; им, как и на Афоне, разрешается только издали созерцать строгую обитель. Это не останавливает однако гостеприимства монахов, и они все-таки принимают всех паломников одинаково.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ II патриарх Александрийский (1308-1354/55, по Дж. Федальто, 1316?-1354?). В т. н. Дионисиевском каталоге Александрийских патриархов время его Патриаршества приходится на 1268-1300 гг. ( Порфирий (Успенский). Алекс. патриархия. С. 8. 79), что скорее всего неверно. В. Грюмель и Ж. Насралла датируют его избрание на кафедру 1315 г. Во время Патриаршества Г. положение правосл. Церкви в Египте было тяжелым. После своего избрания он отправил послание патриарху К-польскому Иоанну XIII Глике. Это послание было опубликовано Ф. Миклошичем и Й. Мюллером вместе с ответным письмом К-польского патриарха, пригласившего его приехать в К-поль ( Miklosich, M üller. Vol. 1. P. 20-25). По мнению Насраллы, Г., приняв приглашение, остался в К-поле, однако Халил Самир считает, что Г. жил в Каире, о чем свидетельствует араб. рукопись Синайского мон-ря (Sinait. Агав. 102), переписанная иеродиак. Сабой Ясой в 1320 г. в Каире. По мнению Халила Самира, Г. скопировал греко-араб. Евхологий (Sinait. Агав. 102), к-рый подарил ц. Мар-Саба, находившейся в порту Александрии. Особенностью этой рукописи является служба на освящение нильской воды, совершаемая в субботу перед праздником Пятидесятницы (Fol. 127v - 175v). Греч. текст Евхология был издан А. А. Дмитриевским (1901) и М. Блэком (1938), палестино-арам.- Г. Мерголиутом (1896), араб. текст остается неизданным (см. ст. Водоосвящение). Рукопись Sinait. Агав. 258 свидетельствует, что Г. хорошо писал как по-арабски, так и по-гречески. Он начал перевод на арабский с греческого Иерусалимского устава, но завершить его не смог (перевод устава завершил некий Абу-ль-Фатх в 1335). Из араб. рукописи 1594-1595 гг. (Mar Elias Shuwayya Manuscript 30) известно, что Г. также назвали Григорием ас-Синаити. Можно предположить, что Г. был монахом Синайского мон-ря, что в свою очередь объясняет находки там его рукописей. Под именем Григория, патриарха Александрийского, сохранилось послание (написанное ямбическим стихом) к Феодору, еп. Месопотамии Сирийской, не соблюдавшему Господских и Богородичных праздников, дней памяти апостолов и св. Иоанна Крестителя и употреблявшему мясо по средам и пятницам. Однако неясно, принадлежит ли оно Г. или написано его преемником - Григорием III .

http://pravenc.ru/text/166707.html

3 . Обзор отдельных странствований по Палестине. 1) Путешествие от Яффы до Иерусалима с заездом в Лидду и Рамле от 12 до 36 час.; с ночевкой в Рамле 1–1½ дня, без ночевки 12–14 час. 2) Посещение Иерусалима: при одном обходе – 7 час.; при двух обходах по 3½ час. 3) Путешествие из Иерусалима в Вифлеем, по прямому пути около 2 часов; – Из Вифлиема поездка на гору Франков, пещеры Харейтуна и в Фекою, туда и обратно – 1–1½ дня; из Хеврона (для туристов) – в подземный город Бет Джибримн и обратно – 1½ дня. Оттуда же через Хеврон обратно в Иерусалим – 1 день. 4) Отдельная поездка в Горнюю и в пустыню св. Иоанна с подробным осмотром Крестного монастыря –1 день. 5) Поездка из Иерусалима в Еммаус и обратно 1 – день. 6) Путешествие из Иерусалима на Иордан через Мар -Саба и Мертвое море с посещением горы Сорокадневной и обратно – 3 дня. 7) Путешествие из Иерусалима в Назарет через Рамаллу, Наблус, Севастию и Дженнин – 4 дня. Из Назарета поездка через Капернаум на Тивериадское озеро на Фавор и обратно – 3 дня. Дальнейшая поездка через гору Кармил, Тир и Сидон в Бейрут – 5 дней. Приготовления к путешествию 1. Документы для путешествия. Для русского путешественника при отправлении необходим один только заграничный паспорт, который берется всем известным способом; рекомендуется только брать его прямо на Иерусалим, чтобы избегнуть излишних расходов, сопряженных с выправлением паспорта за границу вообще. (С паломников, отправляющихся прямо в Иерусалим берется паспортный сбор по уменьшенному тарифу.) Лица не служащая и простого званая подают прошения на имя начальника губернии или градоначальника с обозначением времени, какое проситель имеет ввиду для совершения путешествия в Святую Землю; при этом выдается или прямо заграничный паспорт, или только паспорт до Одессы или другого пограничного города. При подаче прошения прикладываются две 80-ти копеечные гербовые марки. Лицами, не имеющими заграничного паспорта, этот последний берется в Одесский у местного градоначальника; необходимо лишь заявить о желании взять паспорт только для посещения Святой Земли; этот паспорт следует брать не менее как на 3–6 месяцев, причем уплачивается гербовый сбор в 20–40 коп., и кроме того 50 коп. за сам паспорт (уменьшенный тариф для паломников). Еще лучше, во избежание задержек в Одессе и возможности опоздать на пароход, взять заграничный паспорт в своей губернии. 4 Заграничный паспорт перед отправлением надо прописать у турецкого консула в Одессе, причем платится 2 руб.; без этого могут быть большие затруднения в пути. Останавливаться в Одессе можно посоветовать на Афонских подворьях (Пантелеймоновском, Андреевском и Ильинском), находящихся близь вокзала; их покажет всякий извозчик. Здесь очень радушно принимают паломников. Монахи усердно и бескорыстно помогают каждому в окончательных сборах и при выправлении паспорта.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Другие группы богомольцев – греков, армян, болгар и русских – сидели там и сям на разостланных коврах и циновках; дети, весело резвясь, полоскались в ручье, который, с шумом протекая вначале на свободе между масличными деревьями, далее терялся в огороженных каменными стенками садах; на одном из возвышений сидел сам иерусалимский губернатор – паша с своею свитою, и когда мы проезжали мимо его, он приветливо раскланялся с нами. Налюбовавшись этим зрелищем, бывающим не каждый год, мы продолжали свой путь, который пролегал по направлению ложа иссохшего Кедрона. Через три часа езды мы были уже у ворот гостеприимной обители Пр. Саввы; по обычаю нас встретили колокольным звоном, а на площадке у часовни, стоящей среди внутреннего двора над гробом преподобного Саввы и его учеников, встретил нас сам настоятель авва Иоасаф и повел в соборную церковь ; приложившись к местным иконам, мы прошли в архондарик (приемную комнату), где нас угостили по обычаю глико (вареньем), рюмкою ликера и чашкою кофе. Я объяснил старцу цель моего посещения, и он обещал завтра же отправить нас в путь, и действительно поутру, после Часов (обедницы) все уже было готово; нас пригласили в трапезу – подкрепиться на дорогу: обед состоял из чечевичной похлебки, маслин, моченых бобов, головки луку и стакана виноградного вина. Старец отпустил с нами двух из своих учеников – монаха Харитона и послушника Герасима – и двух вооруженных бедуинов из племени Мар-Саба (саввинских). Старец сам заботился о малейших подробностях, и мы с благоговейным почтением смотрели на его отеческую заботливость, не смея противоречить ей; между прочим с недоумением взирал я на то, что он отпустил с нами целый мешок маленьких пшеничных хлебцев, которых, казалось, достанет и десяти человекам на много дней, но последствия оправдали его мудрую предусмотрительность. Кроме хлебцев был запас маслин, лука, смокв, кофе и фляга виноградного вина, – словом, все, чем сами савваниты питаются в подобных случаях. Для каждого из нас было по осленку; саввинские же проводники были пешком; весь караван наш состоял из 5-ти человек и двух бедуинов.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Византийская капитель в церкви Сергия и Вакха Византийская капитель в ц. Сергия и Вакха Архитрав в церкви Сергия и Вакха Византийская капитель в церкви св. Димитрия Византийская капитель в церкви св. Димитрия Мозаика V века в церкви Панагия на Кипре Обломок мозаики в церкви Панагия Обломок мозаики VI века в церкви Панагия Ангел из слоновой кости Решетка в церкви св. Аполлинария в Равенне Решетка в церкви св. Аполлинария Миниатюра их эчмиадзинского евангелия VI века Миниатюра из эчмиадзинского евангелия Византийское изделие VI-ro века из слоновой кости Внутренний вид мечети Эль-Акса, в Иерусалиме, бывшей при Юстиниане церковью Сцены из жизни Иосифа (барельеф кафедры Максимиана) Византийская ткань, хранящаяся в Сансе Даниил среди львов (миниатюра) Миниатюра из ватиканского Козмы  Миниатюра из евангелия св. Матфея Мозаика в церкви св. Аполлинария in Classe Крест Юстина II, в церкви св. Петра в Риме Византийский город VI века (Реституция де Вогюэ) Византийский дом VI века Барельеф на обелиске Феодосия на Ипподроме Площадь Атмеидан, бывший Ипподром Развалины Ипподрома 150–151 Диптих консула Ареобинда и диптих VI века Диптих консула Филоксена Представление в цирке. Мозаика из Гафзы Печать или свинцовая булла капитула церкви св. Софии Наружный вид церкви св. Софии в настоящее время Внутренний вид церкви св. Софии в настоящее время План церкви св. Софии Внутренний разрез ц. св. Софии Паперть церкви св. Софии Внутренний вид в церкви св. Софии Верхние галереи в церкви св. Софии Верхние галереи в ц. св. Софии Миниатюра из сирийской библии VI-ro века План монастыря св. Симеона Общий вид монастыря св. Симеона Южный портик церкви св. Симеона Абсид церкви св. Симеона Восьмиугольный двор в монастыре св. Симеона Общий вид византийского монастыря в Тебессе 536–537 Монастырь Мар-Саба Монетная гиря Византийская гиря в один фунт Бегство в Египет. Барельеф на кафедре Максимиана Вхождение Христа в Иерусалим. Барельеф Санский диптих Диптих консула Ареобинда Пилястра сирийской работы в ц. св. Марка в Венеции

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

Феодосий; благодаря ему палестинская киновия впервые приняла правильный и законченный вид. Как величайшая из палестинских лавр мар-Саба обязана своей славой каппадокийцу Савве Освященному, так и первая самостоятельная пустынная киновия Палестины считает своим устроителем жителя Каппадоки Св. Феодосия. Местом рождения сего святого было принадлежавшее к Кесарийской митрополии селение Могариссос, или Гариссос, вблизи г. Коман (Хризополя). Год рождения не указан биографами Св. Феодосия, но ими отмечено время его смерти и число лет, им прожитых: кончина его, говорит Кирилл монах, произошла 11 января в восьмой индиктион, в двадцать второй месяц царствования императора Юстиниана, когда Савве Освященному исполнилось девяносто лет; умирая, Св. Феодосий имел около 105 лет. 257 На основании этих указаний, годом рождения Св. Феодосия можно считать 424 г. 258 Родители его, Проэрезий и Евлогия, были люди, любящие Бога; от отца своего Св. Феодосия наследовал силу воли, от матери благочестивую настроенность сердца и ума. Под непосредственным влиянием благочестивых родителей протекло телесное и душевное воспитание будущего подвижника. Внедренная в него матерью любовь к благочестивой жизни развивалась и укреплялась, благодаря тому обстоятельству, что он, состоя с молодых лет певцом команской церкви, был тщательно воспитан в церковных правилах, изучил псалтырь и прочие книги Св. Писания. В звании чтеца и певца Св. Феодосий стал дорогим для всех, и был назначен изъяснять Священное Писание народу. 259 Стремление к уединению и пустынной жизни были заметны в Св. Феодосии еще в юношестве, но привести в исполнение свои намерения относительно пустынножительства он не мог ранее 461 г., когда ему исполнилось 37 лет. В этом году он направился в Иерусалим, имея в виду поклониться Св. местам, на которых пострадал Спаситель Мира и предаться уединенной пустынной жизни. Проходя вблизи Антиохии Феодосий решил спросить совета относительно своих намерений у подвизавшегося здесь Св. Симеона Столпника. Когда он приблизился к столпу, то Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преп. Феодор пребывал в значительном монастыре (скорее всего в Саккудионе) и приезжал в этот второстепенный монастырь для проповеди или присылал ее письменно (см.: TSGC. Р. 174). – Ред. 53 Нередкое для преп. Феодора слово самоуничижения. См. также: Великое оглашение I, 28; II, 23. £. 163; 64. £. 452 (см.: TSGC. Р. 174). – Ред. 59 Эти слова намекают на отсутствие преп. Феодора в монашеской общине, к которой он обращает оглашение, и на разрастание к данному моменту монастырского содружества преп. Феодора (см.: TSGC. Р. 179). – Ред. 60 Преп. Иларион Великий (около 293–371). Рожденный в семье палестинских язычников в районе Газы, он обратился в христианство , когда отправился учиться в Александрию. Склоняясь к монашеской жизни, преп. Иларион трижды посещал преп. Антония Великого в пустыне и получил от него благословение на принятие монашества. Вернувшись в Палестину после смерти родителей, он оставил свое состояние и стал вести суровую подвижническую жизнь в районе Газы. Прославился многочисленными чудотворениями. Убегая от многолюдства и славы, отправился в Египет, по дороге посетив Сицилию, Далмацию. Остался на Кипре, жил и подвизался в районе Пафоса, где и скончался. Мощи преп. Илариона были перенесены его учеником Исихием в Газу, где их видели до 570 г. (DHGE. T. 24. Col. 471). – Ред. 61 Преп. Пахомий Великий (290–346). Основатель египетского общежительного монашества. Родился в Верхнем Египте от языческих родителей. После службы в армии с 313 г. обратился, крестился и стал подвизаться под руководством подвижника Палемона. Основал свой монастырь в Фиваиде возле Нила около 320 г., а затем и ряд монастырей: всего девять мужских и два женских. 63 Преп. Савва Освященный (439–532). Уроженец Каппадокии. В 478 г. основал Великую Лавру (Мар-Саба) в Палестине возле Иерусалима. В 490 г. против своей воли принял священство, и в 492 г. Иерусалимский патриарх назначил его главным над всеми монахами Палестины. Основал ряд монастырей. Автор его жития Кирилл Скифопольский приводит перечень его монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Порфирий Успенский в 1844 г. описывает 13 монастырей Иерусалима (из стандартного их списка пропадает только монастырь Св. Феодора Стратилата, который Порфирий, возможно, не смог посетить). Все мужские монастыри, кроме патриаршего, оставались, как и раньше, гостиницами, а в пяти женских обителях проживало не менее 60 монахинь. 823 Ту же цифру дает и его современник К.М. Базили: 50–60 монахинь греческого, болгарского и сербского происхождения. 824 Вернемся к отчетам Трифона Коробейникова. Суммируя данные 1594 г. по всем женским монастырям св. Града, мы получаем ту же цифру, что и у авторов первой половины XIX в. – порядка полусотни монахинь. То есть два с половиной века их численность оставалась стабильной. Обратимся к мужским монастырям. При Трифоне во всех грузинских монастырях внутри иерусалимских стен насчитывалось около 20 иноков (через 60 лет – ни одного). Помимо патриаршего монастыря при Трифоне и келаре Иоанникие крупная монашеская община имелась только в Архангельском монастыре, принадлежавшем сербской колонии. Остальные мужские монастыри насчитывали по несколько обитателей. С распадом грузинской и сербской монашеских общин их монастыри опустели. Греки хотя и удержали большинство их под контролем православной церкви, но не были в состоянии снова заселить эти обители. Они превратились в по стоялые дворы для паломников, то есть перестали быть монастырями в полном смысле слова. Таким образом, реальное падение численности палестинского монашества было связано только с уходом из Св. земли сербов (1630-е гг.) и грузин (1650-е гг.). Количество греков оставалось стабильным. Как и структура греческого монашеского сообщества, состоявшего из доминирующего патриаршего монастыря и многочисленных гостиниц для паломников, именуемых монастырями. Лавра св. Саввы Схожие процессы упадка наблюдались и в монастырях за пределами Иерусалима. Из них самой крупной и знаменитой обителью была лавра преп. Саввы Освященного (Мар Саба). Роль этого монастыря в истории Восточно-христианской цивилизации сопоставима с местом Синая и Афона.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Завершает жертвоприношение другой, взрослый «Христос». Последним, чисто христианским реконструктивом служит сверхъестественное появление дерева от горы, а от дерева — агнца (овна). Эта деталь по аналогии с воссозданием поведения Сарры восходит к творениям преподобного Ефрема Сирина. Благодаря возложенным на Исаака дровам и вопросу Исаака к Аврааму: «…вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?», Ефрем Сирин делает вывод, что ни овна, ни дерева на горе не было. Эта идея имеет важное типологическое значение и становится характерной для сирийской традиции: «Гора дала от себя дерево, дерево овна, чтобы овен, повисший на древе и после закланный вместо сына Авраамова, прообразовал собою день Того, Кто, как овча, пригвожден был к древу и вкусил смерть за весь мир» . Известна она и первой мемре, и сугите. В мемре развивается мариологическая линия: земля породила девственное древо, а древо — непорочного агнца. Подобно сугита говорит и о ненасажденном древе, родившем агнца без семени. Причем образ непорочно рожденного агнца проходит через всю сугиту, конечно, являясь символом Христа. После подробного анализа выбранных текстов докладчица делает следующие выводы:   Напомним историю «Тайного Евангелия от Марка». Доктор теологии Гарвардской школы богословия и преподаватель Колумбийского университета Мортон Смит (1915–1991) утверждал, что в 1958 году в монастыре Мар Саба (в православной традиции известен как Лавра Саввы Освященного) он обнаружил фрагмент из ранее неизвестных посланий Климента Александрийского (150–215) к Феодору. В этом фрагменте содержится упоминание некой эзотерической, «более духовной» редакции Евангелия от Марка, которую тот «составил для использования совершенствующимися» в Александрии. Из найденного фрагмента письма следует, что копию «тайного Евангелия» обманом получил Карпократ от безымянного пресвитера «александрийской экклесии», «истолковал по злословному и плотскому своему представлению, а также и осквернил, с незапятнанными и святыми словами смешав бесстыдную ложь».

http://bogoslov.ru/event/6177385

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010