170 . Общий вид византийского монастыря в Тебессе (по рисунку A. Ballu). азиатском берегу Босфора Юстиниан устроил приют для неизлечимых 2434 и по примеру государя частные лица старались устраивать и распространять по всей империи общественные благотворительные учреждения. 2435 Все эти заведения, по большей части очень богатые и относительно которых Юстиниан очень заботился, чтобы обеспечить им средства 2436 , управлялись чаще всего монахами причем эти администраторы, очень внимательно выбираемые 2437 , были подчинены власти епископа и патриарха. Главный директор – великий орфанотроф – обыкновенно был из монахов; особое отделение «благочестивых учреждений» управлялось также монахами. 2438 Их же заботами часто совершались те даровые раздачи 2439 , интересные тессеры которых с благотворительными надписями сохраняют память об них и указывают на их деятельность. 2440 Таким образом Церковь приняла на себя обязанность и обеспечивала в силу своих привилегий важную общественную службу, хотя и за счет государства. 2441 171 . Монастырь Мар-Саба.      Раньше мы уже видели какую великую роль играли византийские монахи в деле христианского миссионерства и какое участие они принимали в распространении религии и цивилизации. Этой стороной своей деятельности, своими умственными занятиями и благотворительностью они заслуживали то расположение, которым они пользовались в обществе VI-ro века и до некоторой степени оправдали важное, часто даже чрезмерное и опасное, место, которое они занимали в нем. Именно этим даже и теперь, не смотря на свои недостатки и вред, византийское монашество заслуживает внимания, благодарности и уважения. Глава IV. Константинополь – Византийская торговля в VI веке Во времена Юстиниана, как и в течение всей античной эпохи, главная торговля всегда велась с Востоком. Подобно римлянам, византийцы получали из глубины Азии большую часть драгоценных продуктов для удовлетворения потребностей роскоши. Китай снабжал их шелком, сабуром, гвоздикой, санталом; Индия посылала пряности, перец, мускус, ароматические вещества, слоновую кость, драгоценные камни и жемчуг.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

Лавра Саввы Освященного находится всего в трех часах пути от Иерусалима. Наши богомольцы посещают ее несколько раз во время пребывания в Святом Граде, первоначально, по особому приглашению из лавры, целым караваном. Туда привлекает всех православных поклонников не одна особенность местоположения этой обители, в аскетическом отношении не имеющего себе ничего подобного в целом свете, но и личные достоинства ее нынешнего настоятеля – аввы Иоасафа, достойного по всему преемника преподобного Саввы, Иоанна Дамаскина и других древних отцов ее. Отец Иоасаф – общий духовник всех греческих владык и вообще Греческой Патриархии. Наши соплеменники болгары считают за обязанность побывать у него на духу и глубоко ценят его духовные наставления, проникнутые опытностью в духовной жизни и растворенные любовью и смирением. Дорога в лавру Пр. Саввы одна из удобнейших в окрестностях Иерусалима; выезжая в Вифлеемские ворота, вы огибаете Сионскую гору, спускаетесь в лощину, лежащую между этою горою и гробовыми пещерами села Скудельнича, любуетесь открывающимся у кладезя Иоавля видом Царской долины, зеленью разведенных на ней огородов и садов, составляющих такую разительную противоположность с сумрачным видом горы Соблазна и прильнувшей к ней деревни Силоамской, и начиная от Силоамского источника едете по правую сторону иссохшего ложа Кедронского потока. Дорога на четверть часа езды идет между масличных и смоковничных садов, но наконец растительность исчезает, горы сдвигаясь принимают более грозный и дикий характер. Выбравшись на возвышенность левого берега Кедронского потока и полюбовавшись на Святой Град, видный сквозь ущелья и похожий отсюда более на крепость, едем далее. Дорога скоро опять спускается в долину Кедрона и уже не расстается с ним до самой Плачевной юдоли. На половине пути под скалою глубокая систерна, но вода ее годна лишь для лошадей и лошаков и то если есть чем достать ее; наконец ближе к монастырю, если это зимою, увидите табор бедуинов племени Мар-Саба, т.е. монастрыря Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

«Да они боятся и войти в эту пещеру; посмотрите на наших провожатых, в каком почтительном отдалении они держатся». Через два часа пути, отдохнув у бедуинского кочевья и напившись чаю, мы благополучно возвратились в лавру Пр. Саввы в полдень четвертого числа марта месяца, в среду, благодаря преподобного за покров молитвенный во время пути, а старца о. Иоасафа за внимание и любовь, с которою он нас принял и отпустил в путь. В четверг после Часов (обедницы) я ходил по потоку (юдоли Плачевной), осматривая снизу зияющие на недосягаемой высоте древние пещеры, из которых более известны: пещера аммы Софий, матери преподобного Саввы, с церковкою, на стенах которой еще видны следы фресок; церковка эта обращена окнами на юдоль Плачевную (к востоку), а позади ее небольшая келья, служившая безвыходным жилищем уединившейся здесь подвижницы; 2) пещера Иоанна Молчальника, преподобного Ксенофонта и детей его: Аркадия и Иоанна; 3) пещера преподобного Саввы – основателя лавры и множество других неизвестных, ибо сотни иноков обитали в этой юдоли в цветущие времена пустыни Святого Града. У устья юдоли Плачевной раскинуло на весну свои шатры одно из колен бедуинов племени Мар-Саба (саввинских); мы зашли к ним в гости; они угощали нас кофеем, который тут же при нас был сжарен, столчен и всыпан в кофейник (по требованию их этикета вся эта операция должна происходить в присутствии гостя) и лепешками (опресноками), испеченными в золе; мы, отдарив их за это несколькими монетами, расстались дружелюбно и возвратились в монастырь; в этой прогулке сопровождал нас иеро Харитон. В пятницу сподобил меня Господь по исповеди у старца причаститься (в алтаре) Святых Таин Тела и Крови Христовой, и после ранней трапезы, о которой хлопотал сам старец (принеся вдобавок к ней икры и вина из своего вифлеемского виноградника) мы, поблагодарив его и братию и простившись с гостеприимною обителью, возвратились в Святой Град. 4 Положение этого места ясно указывает наш паломник Даниил, говоря: «от столпа того-ж (Давидова) был дом Уриев: его же Урию уби Давид и поя жену его Вирсавию, виде бо бяше ю мыющуюся в винограде своем, близ бо бе и дом тот, ако довержет муж камениев»... 6 На имя архимандрита Никифора скуплена патриархиею большая часть поземельных участков и домов в городе и вне города. По его же имени называется Никифориею единственное публичное иерусалимское гульбище, расположенное по ту сторону Гигонской долины, против Давидова дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Христиане в своем Проскинитарии говорят, что он трижды восстановливался после неоднократных и разрушительных набегов варваров, а между тем всегда являлся наиболее почитаемым, величественным и достойным удивления среди всех палестинских монастырей. Под названием мар-Саба, древняя лавра Саввы Освященного считается доселе одной из самых достопримечательных Святынь Палестины и привлекает к себе паломников всех вероисповеданий. IV. Феодосий Киновиарх При изложении заслуг Евфимия Великого и Саввы Освященного в деле устройства жизни палестинского монашества, мы неоднократно отмечали параллельное существование двух форм монашеской общины лаврской или келлиотской, и киновиальной. Пустынными подвижниками явное предпочтение отдавалось лавре, как такой форме монашеской жизни, которая совмещала в себе выгоды одиночества и общинного жития. Лавра Фаран, старейшая из обителей иудейской пустыни, служила образцом для других палестинских лавр. Киновия при Евфимии Великом и Савве Освященном не считалась такой же самостоятельной формой монашеской жизни, как и лавра; на её обязанности лежало подготовлять иноков к более совершенной лаврской жизни. Настоятели киновии находились в прямом подчинении аввам лавр. Блаженный Феоктист и Св. Герасим 255 и их преемники (Лонгин) испрашивали совета Св. Евфимия по разным вопросам внутренней жизни киновий. Но в то время, как пустынные отцы стояли на стороне келлиотского жития; обители, расположенные в палестинских городах, были строго общежительными. Иерусалимские монастыри бл. Мелании, вифлеемские обители Иеронима и Павлы были киновиями и имели своих отдельных архимандритов, назначаемых патриархом. Со второй половины V в. во главе палестинских киновий стоял архимандрит Геронтий, смененный аввой Маркианом, тоже киновитом. 256 Естественно, что киновия – дальнейший шаг в развитии монашеской общины – завершение этого развития, должна была со временем проникнуть из городов в пустыни и здесь занять такое же положение, как и лавра. Первым устроителем пустынной киновии, имевшей самостоятельное, вполне независимое от лавры, положение, был Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Муравьев А. В., 2010 b=А. В. Муравьев. Иоанн Саба//Православная энциклопедия. – Том XXIV: «Иоанн Воин – Иоанна Богослова Откровение». – М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2010. С. 601–604. Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных Отцов, 2011=Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. – 2-е изд. – СТСЛ, 2011. – 336 с. Зайцев Д. В., Панфилов Ф. М., 2011=Зайцев Д. В., Панфилов Ф. М. Исаак Сирин //Православная энциклопедия. – Том XXVII: «Исаак Сирин – Исторические книги». – М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2011. С. 8–9. Муравьев А. В., 2011=Муравьев А. В. Исхак Ниневийский в каталоге книг мар Авдишо бар Бриха//Scripta antiqua. Вопросы истории, филологии, искусства и материальной культуры. Альманах. – Т. I. – М., 2011. С. 405–414. Кьяла С., 2011=Кьяла С. Исаак Ниневийский и его учение: между уединением и общением// Церковь и время. – 54. – 2011. С. 247–262. Gorgias Encyclopedic Dictionary of the Syriac Herimagy, 2011=Gorgias Encyclopedic Dictionary of the Syriac Heritage. – Piscataway, NJ: Gorgias Press, 2011. – 539 p. Petersen W. L., 2011=Petersen W. L. Patristic and text-critical studies: The collected essays of William L. Petersen. – Leiden, Boston: Brill, 2011. – 620 p. Zelazny J. W., 2011=Zelazny J. W. The mystery in the community. Isaac of Nineveh and his instructions//Orientalia Christiana Cracoviensia. – 3. – 2011. P. 157–163. Cambraia C. N., 2011=Cambraia C. N. Diálogo entre tradição direta e indireta: variantes da tradução latina da obra de Isaac de Nínive no Tractatus Pauperis de John Pecham//Letras Clássicas. – 15. – 2011. P. 9–37. Kessel G. M., Pinggera K. A., 2011=Kessel G., Pinggera K. A. Bibliography of Syriac Ascetic and Mystical Literature (Eastern Christian studies, 11). – Leuven: Peeters, 2011. – 224 p. Transfiguration Monastery (Boston), 2011=[Transfiguration Monastery]. Translator’s Introduction. A Historical Account of the Life and Writings of Saint Isaac the Syrian//The Ascetical Homilies of Saint Isaac the Syrian. – Boston: Holy Transfiguration Monastery, 2011. P. 51–110.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/zh...

Житие св. Саввы Освященного, 7–10. – Ред. 437 Здесь определенная неточность. Преп. Евфимий стал основателем своего монастыря (Лавра св. Евфимия), а преп. Савва – основателем Великой Лавры (Мар-Саба); последний некоторое время подвизался под началом преп. Феоктиста в его монастыре, а затем под руководством преп. Евфимия Великого до его кончины в 473 г. Поэтому в буквальном смысле слова одного прославленного монастыря, общего для свв. Евфимия и Саввы, не было. – Ред. 451 Данное оглашение – письмо, отправленное монахам, скорее всего, монастыря Саккудион из Студийского монастыря, на что указывают эти слова преп. Феодора, а также заключительные слова этого оглашения о новопостриженниках и о том, что один из них, авва Ефрем, был знаменитым человеком в городе, т. е. в Константинополе. – Ред. 458 Возможно, речь идет о монастыре Саккудион, так как в «Великом оглашении» II, 66 преп. Феодор говорит об уборке хлеба братией этого монастыря. – Ред 462 Данное оглашение, как видно, было сказано в день памяти свт. Николая Мирликийского (6/19 декабря), в то время как память преп. Саввы Освященного совершается днем ранее – 5/18 декабря. – Ред. 492 См.: Древний патерик. Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов 5, 42. – Ред. 495 По своему характеру оглашения 52–74 являются по большей части пастырскими посланиями преп. Феодора малоазийским монастырям его монастырского содружества, находившимся в Вифинии и, вероятно, в районе горы Олимп: Саккудион, св. Христофора, «Трехвратный» и «Чистых», посланными преп. Феодором из Студийского монастыря. См.: TSGC. P. 72–73. Сам преп. Феодор упоминает в 63-м оглашении II части о «беседе через письма». – Ред. 502 Ставракий – логофет дрома, советник императрицы Ирины, евнух, известный государственный деятель, претендовал на власть. Умер 3 июня 800 г. (ODB. P. 1945). – Ред. 509 См.: Преп. Иоанн Синайский (Лествичник). Райская лествица 14, 32. Далее у преп. Иоанна следуют другие слова: «Горькое зелие есть понуждение и терпение поста, а опресноки – ненадмевающееся мудрование».

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Феоктист, сподвижник прп. Евфимия. С кон. 60-х гг. V в. прп. Савва жил в отшельнической келлии; в 70-х гг. поселился на склоне Кедронского ущелья, юго-восточнее Вифлеема. В нач. 80-х гг. рядом с ним сложилась новая община - лавра прп. Саввы Освященного (Дайр-Мар-Саба), впосл. наиболее известная обитель И. п. (см. Саввы Освященного лавра ). Согласно Житию, прп. Савва основал или возобновил в И. п. также мон-ри: Кастеллион (492), Новая лавра (507), Спилеон (508), Иоанна Схолария (509), Гептастом (510), Занна (511), Иеремии (531). 12 дек. 490 г. Иерусалимский патриарх Саллюстий освятил соборный храм мон-ря, а прп. Савву поставил игуменом ( Cyr. Scyth. Vita Sabae. S. 103-104). План мон-ря Хирбат ат-Дайр План мон-ря Хирбат ат-Дайр Прп. Феодосий был родом также из Каппадокии; в 457 г. отправился в паломничество по Сирии и Палестине; неск. лет провел в мон-ре у башни Давида в Иерусалиме и др. обителях. Ок. 479 г. он основал киновийный мон-рь восточнее Вифлеема, на месте, где, по преданию, в пещере ночевали волхвы ( Бейт-Сахур ). Ок. 493 г. патриарх Саллюстий поставил прп. Феодосия архимандритом всех киновийных мон-рей И. п., а прп. Савву - архимандритом лавр и отшельнических келлий (Ibid. S. 115; I dem. Vita Theod. S. 239). К сер. VI в. монастырь прп. Феодосия был крупнейшим в И. п.; в нем подвизались до 400 монахов ( I dem. Vita Theod. S. 235-241). Назначение святых Саввы и Феодосия архимандритами лавр и киновий в И. п. является свидетельством сформировавшейся политики Иерусалимской патриархии по управлению многочисленным монашеством. Учитывая уроки восстания 451-453 гг. и большую роль монашества в жизни Палестины того времени, с кон. V в. Патриархия ИПЦ старалась поддерживать киновийные мон-ри в И. п. и контролировать деятельность монахов. Так, в 80-х гг. V в. лавра прп. Евфимия была преобразована в киновию игум. Фидой при участии патриарха Мартирия ( Idem. Vita Euthym. S. 62-64). В кон. V в. был преобразован в киновию мон-рь Хозива, который находился на пути паломников из Иерусалима к Иордану и посещался множеством людей.

http://pravenc.ru/text/1237767.html

Оригенизм и Ориген А.В.Карташев. Вселенские соборы//Император Юстиниан I Великий (527-565 гг.) и V Вселенский собор. (оглавление) Очень сложные и утонченные христологические споры переплетались в истории с другими богословскими спорами, которые велись не на главном пути догматического развития, не на шоссейном тракте, a как бы на параллельной проселочной дороге. Создавал эту «особность» широко распространившийся институт монашества, жившего обособленными массами. Ориген был богословским героем аскезы, и его крайние суждения ο духе и плоти в стиле спиритуализма еще языческой александрийской философии влекли к себе богословствующих аскетов. Они неотрывно штудировали Оригена. И его полуязыческие гадания ο начале мироздания, ο предсуществовании души, ο душепереселении, об апокатастасисе с увлечением переживались монахами. Наиболее авторитетными и руководящими центрами таких увлечений были палестинские монастыри Мар-Саба (т.е. св. Саввы) и Новая Лавра в Фекое (Текуа) близ Вифлеема. От этих палестинских монахов-оригенистов на соборе Константинопольского патриарха Мины в 536 г. были представителями Домициан и Феодор Аскида. Оба они в столице проявили свою богословскую интеллигентность и были назначены на выдающиеся епископские кафедры: Домициан — на Анкирскую, a Феодор Аскида — на Кесарие-Каппадокийскую. Как полезные помощники по церковному управлению, оба они даже и не были посланы на свои места, a остались в столице. Особым доверием y самого императора Юстиниана пользовался Феодор Аскида. Аскида попал в центр власти в минуту для него исключительно неблагоприятную. Как раз в этот момент темпераментный и увлекающийся Юстиниан был настроен компетентными в церковных вопросах советниками на тο, чтобы укротить заносчивых монахов-оригенистов. Β Палестине они составили богословское большинство, оказывая давление на своего епархиального начальника, епископа Иерусалимского Петра. Петр, не мудрствуя лукаво, послал в Константинополь доклад об оригенистической болезни своих монахов. Тут проездом из Александрии в столицу очутился и очень веский свидетель — апокрисиарий римского папы, диакон Пелагий, в скором будущем ставший папой. Совет Пелагия ускорил реакцию власти. He столько пассивного и монахолюбивого патриарха Мины, сколько самого Юстиниана. Юстиниан со страстью отдавался богословским спорам не по отвлеченным мотивам, a по лежащей на его плечах, как властеносителя великой вселенской империи, обязанности спасти ее единство. Спасти через единство кафолической веры. По причине этого именно имперского интереса, т.е. «чистки сепаратистской заразы на окраинах,» Юстиниан так энергично вспыхнул после доклада Пелагия. И сейчас же, не откладывая, решил использовать полностью свое право христианского василевса нажимать на иерархическую и богословскую среду, склонную поднять опасную волну безысходных и длительных споров.

http://sedmitza.ru/lib/text/435245/

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Саввы монастыря прпп. - житие Монастырь Саввы Освященного, по арабски Мар Саба, православный греческий мужской монастырь в Иудейской пустыне, в долине реки Кедрон. Монастырь основан преподобным Саввой Освященным в конце 5 века новой эры. Недалеко от Иерусалима, в Иудейской пустыне находится замечательное место, являющееся ярким и достойным примером монашеской жизни – это Лавра прп. Саввы Освященного. Строгий устав, аскетическая жизнь монахов, каждодневные службы – все это не менялось с момента основания Лавры. Следует заметить, что именно устав Лавры преп. Саввы Освященного распространился и был взят за основу по всему православному Востоку. Редко какой монастырь в середине V в. мог похвастаться таким количеством иноков как Лавра. Еще при жизни основателя монастыря – прп. Саввы Освященного, в монастыре уже было около 5 тыс. иноков. И сегодня этот монастырь является самым крупным из трех, ныне действующих в Иудейской пустыне (св. Феодосия и св. Георгия Хозевита). Описание, сделанное в начале XII века русским паломником игуменом Даниилом, актуально и по сей день: " Лавра святого Саввы находится в долине Иосафата, в Юдоли плача, которая начинается от Иерусалима: идя от Гефсимании, эта долина проходит сквозь лавру и доходит до Содомского моря. Лавра же святого Саввы устроена Богом чудесно и непередаваемо словами. Тек некогда поток страшный и очень глубокий и обезводел, берега у него были высокие, на тех обрывах и лепятся келии - прилеплены и утверждены от Бога каким-то чудесным и страшным образом. На высоте ведь той стоят келии по обоим берегам потока того страшного и лепятся на скалах, будто звезды на небе утверждены. Церквей же три. Среди же келий тех западнее есть пещера чудесная под скалой каменной, а в той пещере церковь святой Богородицы. " Монастырь неоднократно за свою историю подвергался набегам и разрушениям. При этом христианское служение в нем не прекращалось в течении всех столетий.

http://pravicon.com/info-3312

9. Наверное, все же самым важным событием столь эпохального для церковной истории правления Юстиниана был V Вселенский собор. События, приведшие к его созыву, начались со споров об Оригене. Точные обстоятельства возникновения этих споров неясны. Известно, что в 531 г. великий палестинский подвижник, сыгравший неоценимую роль в победе халкидонского христианства в Палестине, св. Савва, в возрасте 92 лет прибыл в Константинополь просить помощи жертвам самарянского восстания, а также обжаловать беспорядки, чинимые в его лавре, знаменитой Мар-Саба, монахами-оригенистами. Часть их даже отделилась и создала свой монастырь — Новая Лавра. Но визит св. Саввы не привел к запрету деятельности оригенистов. Он даже обнаружил оригениста, Леонтия Византийского, среди монахов, сопровождавших его в столицу! Леонтий Византийский на самом деле был родом из Иерусалима, и его необходимо отличать от его современника — православного богослова Леонтия Иерусалимского, который происходил из Константинополя. После смерти св. Саввы, последовавшей через год после его визита в Константинополь, оригенисты попытались штурмом взять его Лавру. А через Леонтия, оставшегося при дворе и нашедшего там доступ к императору, они приобрели влияние в столице. Самый известный среди них, Феодор Аскида — лидер монахов Новой Лавры — был избран епископом Кесарии Каппадокийской и стал придворным епископом. Оба, Леонтий и Феодор, принимали участие в христологических дебатах (Леонтий, например, был активным участником диспута 532 г.) и даже написали несколько богословских трактатов в защиту Халкидона и, соответственно, против Нестория и монофизитов. Однако оригенистские споры и беспорядки в Палестине продолжились, и в 543 г. после целого ряда событий сам Юстиниан опубликовал трактат против Оригена и оригенистов. Богословие Оригена было спорным при его жизни и осталось таковым. Он попытался выразить содержание библейской веры в терминах, понятных интеллектуалам, возросшим в традициях неоплатонической веры. Без его влияния достижения великих каппадокийцев были бы невозможны. Но такие идеи Оригена, как “вечное творение” Богом мира “интеллектов” или “душ” (nTej); предсуществование душ; конечное всеобщее восстановление (апокатастасис) и многое другое никак не могли сочетаться с православной библейской традицией. Однако эти идеи составляли основу, сердце оригенистской метафизической системы.

http://pravmir.ru/iz-istorii-vselenskix-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010