Писание. Издание «Слово на Пятидесятницу» (стр. 86), но лучшим спискам, принадлежит Клименту епископу Болгарскому; да и по слогу оно не сочинение красноречивого Туровского проповедника. Слово (XI) о премудрости очень не мудрено и простотою своею указывает в сочинителе простого инока. б) Аллегорическое изображение инока и мирянина, представленное в послании к игумену Василию, такое же изображение отношения души к телу (изд. Калайдовичем в Памятн. XII в.), назидательны и любопытны. Еще более важно послание к игумену Василию, с прекрасными наставлениями для инока (изд. в приб. к твор. отц. 1851 г.). И вот все, что имеем доселе из многих назидательных наставлений св. Кирилла, известных древнему биографу его. в) Нельзя не пожалеть, что остается неизданным покаянный канон св. Кирилла (в перг. рукоп. Соф. библ.); он дышит глубоким сокрушением. В рукоп. Волокол. мон. 109, 413), в Синодальном 470), у Толстого (II, 111) читаются дневные молитвы блаженного Кирилла Туровского , на каждый день по 4 молитвы, всего 30 молитв. Из них 22 молитвы напечатаны в Виленском молитвеннике 1596 и 1635 г., в Острожской следов. Псалтыри 1598 г. (Сахарова Библиогр. 102, 108, 319). Писцы вносили свои произволы в эти молитвы; но немногого стоило бы труда отделить дело писцов от сочинения Кириллова, и Калайдович напрасно не принял на себя этого занятия. Вообще издание Калайдовича во многом требует поправок и дополнений. 39. Антоний , архиепископ Новгородский, в мире Добрыня Ядреиковичь, инок Хутынский, с 1212 г. архиепископ Новгородский – жертва своеволия Новгородцев; в 1219 г. изгнан новгородцами и определен он митрополитом на кафедру Перемышльскую; в 1225 г. возвращен в Новгород; но в 1228 г., лишась языка, удалился на покой в Хутынь; в том же году снова принужден был принять управление епархиею; однако в следующем году возвратился в Хутынь, где и скончался в 1238 г. Путешествие его в Царьград, совершенное в 1200 г., известное по списку XV в., весьма любопытно, между прочим и по известию о св. княгине Ольге.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Песнь 4. Ирмос: Провидя духом Амбакум, еже до моея нищеты Твое, Христе, схоженье, укрепляяся смотрьно вопьяше, яростью напрязи на враги лук свой, избавляя от плена рабы своя, немолчно вопьюща: Слава силе Твоей, Господи. В мал час раб Христов нарекохся, во вся же дни и доныне греховный раб сведеся, делатель быв всякаго беззаконья, всеми нечистотами осквернився и всякои муце повинен быв, окаянный. Горе, грешная душе, часто каешися и всегда сгрешаеши — почто не бежиши змье, еяже губительство веси? Како не боишися скоропие, смертное жало имущи? Пролей сльзы преже смерти, да ти угаснет вечный огнь. Яже приях мнасу, и тою купля не творях, но мысльную раскопав землю и леностьным обивь платомь, неверьем душа посыпах. Но Троице Святая! Аще и взя от мене Свое, нъ в кромешнюю тьму связана не посли мене. Явленых и неявленых, ведомых и неведомых, и чресъестьственых безаконий яко Бог прости мя молитвами, Богородица, Яже за вся молиться. Христе многомилостиве! Тоя ради възведи мя из пропасти греховныя» . С первого взгляда очевидно, что слог в каноне святителя Туровского, дошедшем до нас в списке XIII в., сохранил на себе более признаков древности, нежели слог в молитвах, которые известны нам по рукописям уже XVI столетия. Но по составу своему и содержанию как канон, так и молитвы должны быть равно отнесены к лучшим произведениям в том же роде, какие только существуют в православной Церкви, и, без сомнения, не столько своими проповедями и статьями об иночестве, сколько своим каноном и особенно молитвами, находившимися, так сказать, в ежедневном употреблении у народа, святитель мог иметь на этот народ самое обширное и благотворное влияние. Кроме сочинений святого Кирилла Туровского, дошедших до нас и несомненно ему принадлежащих, были еще сочинения его потерянные или, по крайней мере, доселе остающиеся в неизвестности, и есть сочинения сомнительные, приписываемые ему без достаточных оснований. Древний жизнеописатель нашего святителя говорит о нем, что он, еще будучи простым иноком, когда подвизался в столпе, «многа Божественная Писания изложи», а потом, сделавшись епископом, «Феодорца, еретика епископа, за укоризну тако нарицаемаго, от Божественных Писаний ересь обличи...

http://sedmitza.ru/lib/text/435840/

656 Требн., ркп. Кирилло-Белоз. библ. л. 113–114. Молитва эта иногда надписывается еще – «Во гроб кладучи» (См. Служебн., ркп. Соф. библ. л.172). Однако, первое надписание правильнее, потому, что эту самую молитву и с таким же надписанием мы находим и в греческом оригинале. (См. Εχολ., ркп. – библ. Афинск. Унив. (σ. ε».) 112, φ. 109; ркп. библ. Barberini φ. 93–«Εχ τ τφω, νικα βξλ μρον, λαιον σταυροειδς τρτον πνω το λειψαμνου...») По содержанию эта молитва поминовенная. По вре мени происхождения она едва ли относится к особенной древности, если принять во внимание, что в Греческих памятниках она встречается только уже в XVI в. В русских памятниках наблюдается двойственность ее перевода. 657 Обе молитвы помещены в конце «[#Чкиа на разлучеяге д-пш тела#]», как молитвы [#а#] и [#в#]. [#аввы#] Кирилла Туровского «[#во исход д-ши#]» Начало первой: «[#Влд-ко г-ди б-же вседржктелю уче г-да нашего i-ca х-а, иже всем ч-лком хотяи сптися. i в разум. истия нык приитк#]...». Тексг же второй в извлечении таков: «[##] [#вл ко ц-рю и-се х-е б-же мои. молюся ч-лвеколюбнеи твоей бл-гости. милтив бди ми г-и недостонномоу рабоу... i еще... преже конца моего, вся грехи мои пусти. покаянием с вершена чпщена мя ви... и да прпидоут агг-ли твоя светлпи, разгоняща темныа noмpaчehia лица бесов и да не видит д-ша моя мрачнаа тех бразы, но да прпмоут ю агг-ли твои световяднии и покроют тоу сщ-енными своимя крила, преводяща ю мытарства воздоушнаа возно-сяще ю горе поклонится прест-лу твоемоу... Грех юности моея и беззаконнпа не помяни npeблariй г-и.. #]да [#не воздаси мне г-и по делом моим, но по щедротам мл тк твоея#]... и пр. См. ст. И. И. Срезневского «Заметки о творениях Кирилла Туровского ». Извесия 2 отд. Акад. Наук., т. V, стр. 306–309. 659 Нам известно собственно три случая этого – в Номок., ркп. (1662 г.) библ. Афинск. Унив. ϑ».) 41 (заглавие тоже самое); в Εχολ., ркп. той же библ. ε».) 116. (Судя по отношению ее здесь к остальному составу рукописи, она, несомненно, взята сюда из печатного изд.) и в Сборн., ркп. (XV в.) Святогробск. библ. (396).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Некий домовитый человек, устроив виноградник, посадил охранять свои владения слепца и хромца, понадеявшись на то, что эти убогие люди не смогут проникнуть за ограду. За исполнение работы он пообещал им плату, за воровство — наказание. И все же сторожа соблазнились легкой добычей, хромец сел на слепца, они вдвоем вошли в виноградник и обокрали все добро, за что и были наказаны. Кирилл Туровский насыщает эту притчу многочисленными образами. Домовитый человек — это Бог Отец, Его Сын — это Иисус Христос, виноградник — это земля и мир, а то, что внутри виноградника — рай, ограда вокруг виноградника — Закон Божий и заповеди, слуги домовитого человека — ангелы, пища — Слово Божие, незапертые ворота — устроенный Господом порядок и возможность познания " Божия сущьства " . Наконец, образы хромца и слепца. " Хромець есть тело человече, а слепец есть душа " , а вместе они — образ человека. При этом, " тело без душа хромо ест и не наричеться человек, но труп " . В толковании Кирилла, смысл притчи в том, что Господь, создав мир и землю, обещал даровать ее в свое время человеку, но человек, преступив закон Божий, решил сам взять обещанное. Интересно, что в интерпретации Кирилла Туровского инициатором преступления становится слепец (т. е. душа) — именно слепец услышал сладкий запах из виноградника и уговорил хромца обокрасть виноградник, именно он несет на себе хромца. Туровский специально комментирует этот сюжет: " Вижь душевное бремя грехъ " . Однако виновен и хромец, даже, быть может, более виновен, нежели слепец. Ведь это хромец расписывает прелести виноградника и соблазняет ими слепца, перед чем слепец не может устоять. Иначе говоря, тело — это непосильное бремя для души, которая не может устоять перед телесными соблазнами и, тем самым, обрекает человека на преступление перед Господом. " Се помышления суть ищющехъ не о Бозе света сего санов и о телеси токмо пекущихся, не чающихъ ответа о делехъ въздати, но акы суетну пару свою душу в ветръ полагающем " . Но в результате виновны оба — и хромец, и слепец.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Митрополит Минский Вениамин принял участие в торжествах в честь Дня белорусской письменности 4 сентября 2022 г. 17:28 3 сентября 2022 года в городе Добруше Гомельской области Белоруссии состоялись торжества в честь Дня белорусской письменности. В первой половине дня архиепископ Гомельский и Жлобинский Стефан , епископ Туровский и Мозырский Леонид , представители власти, коллективов предприятий, организаций и общественных объединений, ветераны и труженики тыла возложили цветы к братским могилам в мемориальном комплексе «Память». Вниманию гостей праздника на набережной реки Ипуть были предложены военно-историческая реконструкция «Добруш партизанский», интерактивная экспозиция музеев боевой славы учреждений образования «Память поколений», мобильный музей «Дорога памяти» Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны и проект Национального художественного музея «Никогда не забудем». Вечером на центральной площади города состоялась торжественная церемония открытия Дня белорусской письменности, на которой присутствовали Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин , архиепископ Гомельский и Жлобинский Стефан, епископ Туровский и Мозырский Леонид, заместитель премьер-министра Республики Беларусь Игорь Петришенко, министр информации Республики Беларусь Владимир Перцов, председатель Гомельского областного исполнительного комитета Иван Крупко и другие официальные лица. Патриарший экзарх обратился к собравшимся с приветственным словом. Традиция празднования Дня белорусской письменности, который ежегодно отмечается в первое воскресенье сентября, зародилась в 1994 году. День белорусской письменности проводится в городах, которые являются историческими центрами культуры, науки, литературы и книгопечатания. К празднику приурочено проведение XXIX научно-просветительской экспедиции «Дарога да В этом году она проходила через Минскую , Туровскую и Гомельскую епархии. Официальный сайт БПЦ / Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5956585.ht...

«Я как православный христианин, член Русской Православной Церкви считаю, что Санкт-Петербургская епархия должна выступить с протестом против проведения в нашем городе парада извращенцев. Я абсолютно уверен в том, что если провести опрос жителей Петербурга, как они относятся к идее проведения в нашем городе парада извращенцев, то подавляющее большинство петербуржцев скажет резкое «нет» тому, чтобы в нашем святом граде проходили парады содомитов. Наше общество, слава Богу, не так сильно деградировало, как на Западе, чтобы одобрять эти парады. Задача любого нормального человека всеми возможными силами противодействовать проведению подобных шествий. Я предлагаю провести общероссийский референдум о принятии закона, предусматривающего уголовную ответственность за пропаганду гомосексуализма. Я нисколько не сомневаюсь, что подавляющее большинство наших граждан проголосовали бы за принятие такого закона. Я уверен, что никто из родителей не хочет, чтобы их дети стали лесбиянками и геями, никто не хочет, чтобы их род прервался так бесчестно. Кроме того, пропаганда содомизма входит в противоречие с демографической политикой, проводимой Правительством. Содомия - это бесплодная смоковница, которую нужно срубить. К сожалению, это явление существовало, существует и, по всей видимости, будет существовать. Но от нас зависит, насколько распространенным будет это явление, будут ли существовать небольшие группы душевно и психически больных людей, либо оно станет массовой чумой XXI века, которая в конечном итоге приведет к исчезновению человеческого рода. В ближайшее время мы призовем общественность к проведению конференции, на которую пригласим городскую администрацию, господина Козырева, которому выскажем прямо в глаза, что мы думаем о его заявлении», - заключил Борис Туровский. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/02/9/bor...

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 2. Жид правит миром Слава Богу у них кто то против! 1. Re: Борис Туровский: «По сути, закон обязывает священников совершать самоубийство» Согласно сообщениям СМИ: Denmark " s Parliament has approved a law allowing same-sex couples to get married in formal church weddings instead of the short blessing ceremonies that the state " s Lutheran Church currently offers. Принят закон разрешающий полноценные церковные венчания гомосексуальных пар в церквях. В то же время: The law does permit vicars to decline performing wedding ceremonies in their churches. If so, couples will have to find another priest who will marry them. Закон разрешает священникам отказаться проводить венчания в их церквях. В этом случае пара должна искать другого священника. Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2012/06/12/bo...

Древнейшие известия содержатся у Льва Диакона: воины князя Святослава после битвы собрали своих мертвецов и сожгли их, «заколов при этом по обычаю предков множество пленных, мужчин и женщин. Совершив эту кровавую жертву, они задушили нескольких младенцев и петухов, топя их в водах Истра» (1988, с. 78). Совершались жертвоприношения в Киеве на холме вне двора теремного, где стояли кумиры, поставленные при князе Владимире: «…Привожаху сына своя и дщери и жряху бесом, [и] оскверняху землю требами своими. И осквернися кровьми земля Руська и холмовъ» (ПСРЛ, М» 1997, т. 1, стб. 79). То же самое произошло после похода князя Владимира на ятвягов в 983 г.: старцы и бояре выбирали по жребию отрока или девицу «на него же падеть, того зарежем богом», и жребий пал на сына варяга-христианина (ПСРЛ, т. 1, стб. 82). Те же сведения повторены в «Слове о том, како первое погани кланялися идоломъ» (XI в.): «…Приводяху сына и дщери своя, и заколоху пред ними, и бе вся земля осквернена» (Аничков Е.В., 1914, с. 264). Митрополиты Иларион и Кирилл Туровский писали о человеческих жертвах как об оставленном в прошлом обычае: «уже не заколем бесом друг друга» (Иларион); «отселе бе не приемлеть ад требы заколаемых отцы младенець, ни смерть почести: преста бо идолослужение и пагубное бесовское насилие» ( Кирилл Туровский ) (Аничков Е.В., 1914, с. 238). Но сведения о человеческих жертвах продолжают встречаться и позднее. В Суздале во время голода в 1024 г. по инициативе волхвов «избиваху старую чадь по дьяволю наученъю и бесованию, глаголще тако си держать гобино» (ПСРЛ, т. 2, стб. 135). В 1071 г. также при голоде в Ростовской земле волхвы заявили: «ве свеве, кто обилье держить», «ту же нарицаху лучьшие жены глаголаща, тако си жито держить…», «и привожаху к нима сестры своя, матере и жены своя… и оубивашета многы жены» (ПСРЛ, т. 1, стб. 175). Исследователи рассматривают эти действия как жертвоприношения для прекращения бедствий и голода (Рыбаков Б.А., 1987, с. 300; Фроянов И.Я., 1983, с. 22–37; 1986, с. 40; 1988, с. 319–321) или как отправление своих представителей на тот свет для предотвращения неурожая (Белецкая Н.Н., 1978, с. 65–68).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Духовно-образовательный центр Белорусской Православной Церкви Идея создания комплекса принадлежит митрополиту Филарету (Вахромееву), ныне почетному Патриаршему экзарху всея Беларуси. Капсулу в фундамент будущего Духовно-образовательного центра митрополит Филарет заложил в 2006 году. Уже тогда предполагалось, что в стены Центра переместится из Жировичей Минская духовная академия в честь святителя Кирилла Туровского, открытая в 1996 году. Архитектурной доминантой комплекса является храм в честь святителя Кирилла Туровского — святого покровителя Минской духовной академии. Храм призван напомнить минчанам и гостям столицы о том, что в центре Минска с древнейших времен (начиная с XI столетия) находились церкви, теперь утраченные. «Катализатором» строительства Центра стало реформирование в 2013 году Минских духовных академии и семинарии, в результате которого было создано два юридически независимых учебных заведения, из которых второе — Минская духовная академия — обеспечивает образование на уровне магистратуры и аспирантуры. Эксплуатация Академией зданий Центра не будет ограничиваться подготовкой богословских кадров высшей научной квалификации и научными исследованиями. На базе Центра будут действовать: приход академического храма в честь святителя Кирилла Туровского; курсы повышения квалификации для священнослужителей; курсы переподготовки и повышения квалификации для ответственных церковных сотрудников; курсы повышения квалификации для сотрудников учреждений образования; катехизаторско-миссионерские курсы; библиотека; Информационно-аналитический центр по вопросам нетрадиционной современной религиозности; Церковно-исторический музей Белорусской Православной Церкви. Общая жилая площадь зданий Центра составляет 7 723 квадратных метра. Это 2 учебных корпуса, здание ректората, храм святителя Кирилла Туровского, общежитие на 29 жилых комнат, конференц-зал на 180 мест, 2 столовые на 60 человек, библиотека, читальный зал и иные помещения. Первостепенными задачами комплекса являются подготовка священнослужителей, сотрудников церковных учреждений для всей Русской Церкви, а также проведение просветительской работы среди населения Беларуси и осуществление международного сотрудничества.

http://patriarchia.ru/db/text/4126938.ht...

с церковными песнями, от которых он заимствует иногда не только форму, но и целые выражения. Лучшими из проповедей Кирилла Т. считаются слова в неделю новую по Пасхе, слово в неделю — о расслабленном и слово на Вознесение Господне. Первое замечательно своим символическим взглядом на природу, второе поэтическим характером изложения, а третье запечатлено игривою фантазиею и не чуждо произвольных предположений. Все проповеди Кирилла имеют форму слова, заключая в себе след. части: приступ, изложение и заключение, в приступе выражена какая-нибудь общая мысль, не всегда идущая к предмету слова. В изложении рассматривается самый предмет в панегирическом тоне и аллегорическом смысле, а в заключении содержится иногда краткое назидание, а большею частию молитва к Богу или похвала угодникам или молитва к ним… Общий характер проповеди Кирилла преобладание поэтического элемента над дидактизмом. Редко можно встретить в них обдуманное построение и строгость в изложении. Это не столько поучения, сколько свободные излияния благочестивых помыслов — гимны. Вообще о словах святителя туровского можно сказать, что отдельные места в них есть весьма хорошие и даже прекрасные, но целого, вполне выдержанного и совершенного слова, нет ни одного; что в них довольно искусственности и изысканности, как в сочетании мыслей, так и в выражениях, и очень мало нравственных наставлений. Главные отличительные свойства Кирилла Т., как писателя, живое, плодовитое, неистощимое воображение, мягкое, доброе, восприимчивое чувство, легкий, свободный, витиеватый язык. Проповеди Кирилла Т. в древней Руси читались, списывались и помещались в разного рода сборниках в течение пяти веков (с XIII–XVII в.) очень усердно, что доказывается множеством списков, дошедших до нас. Существенным изменениям текст не подвергался; они ограничивались большею частию пропуском или заменою одних выражений и слов другими, а иногда сокращениями. В некоторых поучениях опущены начала — приступ, в других — заключения, в иных — места в средине, так как по объему проповеди довольно обширны. Даже b XVII в., когда началось новое направление, схоластическое, и в литературе вообще, и в церковной проповеди в частности, память о Кирилле Т., как лучшем проповеднике древней Руси, не изгладилась (см. Δθ Петра Могилы , стр. 352). В 1684 г. священник города Орла пермской епархии, при составлении своих проповедей, названных «Статир», пользовался наравне с творениями Златоуста, Григория Б., Феофилакта Болгарского , Федора Студита и др. русскими проповедниками, — между которыми встречаем и  Кирилла Туровского . 1. Слово в неделю Цветную, от сказания Евангельска

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-russ...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010