Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРТИН Прп. Мартин Туровский. Фрагмент иконы «Собор Белорусских святых». Нач. XXI в. (Покровский кафедральный собор, г. Гродно) Прп. Мартин Туровский. Фрагмент иконы «Собор Белорусских святых». Нач. XXI в. (Покровский кафедральный собор, г. Гродно) (XII в.), прп. (пам. 27 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых), Туровский. «Слово о Мартине мнисе, иже бе в Турове у церкви святую мученику Бориса и Глеба един живый о Бозе» содержится в учительном разделе пространной редакции нестишного Пролога и присутствует во всех списках этого памятника. По мнению исследователей, «Слово...» является произведением 2-й пол. XII в., созданным в Турове ( Poppe. 1968; Галко. 2003; Лосева. 2009. С. 232-233). Текст памятника издавался митр. Макарием (Булгаковым) (по Прологу РГБ. Рум. 321, 2-я пол. XV в.), Д. И. Абрамовичем (текст Пролога ГИМ. Усп. 3 перг., 1410-1425 гг.) и О. В. Лосевой (текст Прилуцкого Пролога 1-й четв. (нач. ?) XV в. с разночтениями по 3 др. спискам 1-й пол. XV в.: ГИМ. Усп. 3 перг., РГБ. Рогож. 511 и РГБ. Больш. 188). В 40-х гг. XVI в. «Слово...» было включено в состав Великих Миней-Четьих свт. Макария под 2 мая, а также опубликовано в печатном Прологе 1643 г. В «Слове...» повествуется о явлении и чудесном исцелении М. святыми князьями-страстотерпцами Борисом и Глебом Владимировичами. М. был поваром Туровских епископов Симеона, Игнатия, Иоакима и Георгия (из них только Иоаким известен по летописям; он был поставлен во епископы в 1144 г., а в 1146 г. принудительно уведен в Киев кн. Изяславом (Пантелеимоном) Мстиславичем - ПСРЛ. Т. 2. Стб. 314; Т. 1. Стб. 314; Т. 25. С. 38). По старости М. был отправлен на покой, принял монашеский постриг и в полном уединении жил в епископском туровском во имя святых Бориса и Глеба мужском монастыре «на болоньи» (т. е. низменном поречье или, вероятно, на о. Болонье, недалеко от Турова на р. Припять). Однажды М. заболел и был не в силах подняться, чтобы напиться. Никто не мог посетить его, т. к. из-за весеннего разлива около монастыря высоко стояла вода. На 3-й день к нему в келью вошли двое молодых людей и напоили старца. М. не узнал святых Бориса и Глеба, приняв их за «детских» - членов младшей дружины пинского кн. Ярослава Георгиевича (упом. в летописях под 1183 г. в качестве участника похода на половцев - ПСРЛ. Т. 2. Стб. 631). Они пожелали старцу здоровья и исчезли, а М. почувствовал, что поправился, и понял, что его исцелили князья-страстотерпцы. Обо всем происшедшем старец рассказал своему духовному отцу. В течение года после этого М. не болел.

http://pravenc.ru/text/2562408.html

Собор Белорусских святых. Агафангел (Преображенский, свт., митрополит Ярославский) Александр (Петровский, еп. Харьковский, сщмч.) Александр (Саульский, иерей, сщмч. ) Алексий Могильницкий, сщмч. Анатолий (Ботвинников, иеромонах, прмч.) Антоний, Иоанн и Евстафий Виленские, мчч. Афанасий (Кислов, иерей, сщмч. ) Афанасий, игум. Брестский, прмч. Борис Туровский, блгв. кн. Валентина Минская, блаж. Гавриил Белостокский мч,. млд. Гавриил, архиеп. Рязанский, свт. Галактион (Урбанович-Новиков, иеромонах, прмч.) Геннадий Могилевский, прп. Георгий, архиеп. Могилевский, свт. Гермоген (Долганов, еп. Тобольский, сщмч.) Димитрий (Власенков, муч.) Дионисий, еп. Полоцкий, свт. Евпраксия Псковская, блгв. кн. Евфросиния, игум. Полоцкая, прп. Елисей Лавришевский, прп. Иоанн Кормянский, прав. Иоанн, архиеп. Рижский, сщмч. Иоанн, еп. Рыльский, сщмч. Иоасаф, еп. Могилевский, сщмч. Иона (Лазарев, еп./Невельский/, сщмч.) Иосиф (Счененович, диакон, сщмч.) Иулиания, кн. Ольшанская, прав. Киприан (Климуц, иерей, сщмч. ) Кирилл, еп. Туровский, свт. Константин, пресвитер Шарковщинский, сщмч., Лаврентий, еп. Туровский, свт., Леонтий, архим. Виленский, прп., Макарий, игум. Пинский, прмч. Макарий, митр. Киевский, сщмч. Манефа Гомельская, преп. Мартин Туровский, прп. Мелетий (Леонтович) свт., архиеп. Харьковский Мина, еп. Полоцкий, свт. Митрофан, архиеп. Астраханский, сщмч. Никифор (Парасхес-Кантакузин, архид., сщмч.) Николай (Гаварин), пресвитер, сщмч. Павлин, архиеп. Могилевский, сщмч. Петр (Полянский, свт., митрополит Крутицкий, сщмч.) Ростислав Смоленский, блгв. кн. Симеон, еп. Полоцкий, свт. София, кн. Слуцкая, прав. Тихон (Белавин, свт., Патриарх Московский и всея Руси) Тихон (Никаноров, архиеп. Воронежский, сщмч.) Феодор, кн. Острожский, прп. Харитина, кн. Литовская, прп. Ярослав (Савицкий, прот. сщмч.) 23 новомученика Минской епархии Александр (Шалай, прот., сщмч.) Валериан (Новицкий, свящ., сщмч.) Владимир (Зубкович, прот., сщмч.) Владимир (Измайлов, прот., сщмч.) Владимир (Пастернацкий, прот., сщмч.)

http://pravicon.com/info-1873

МАРКЕЛЛ (Шаврин Михаил Луппович; 1871-1918), мон., прмч. (пам. 12 авг., в Соборе Пермских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРК МОЛЧАЛЬНИК (Мальцов Михаил Андреевич; 1742 - 1817), схим., прп. Саровский (пам. 4 нояб. и в Соборе Тамбовских святых) МАРК, ФЕОФИЛ И ИОАНН (2-я пол. XI - нач. XII в.), Киево-Печерские, в Ближних пещерах почивающие, преподобные (пам. 29 дек., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших) МАРТИН (XII в.), прп. Туровский (пам. 27 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) МАРТИНИАН (Михаил Стомонахов; ок. 1400 - 1483), игумен, книгописец, прп. (пам. 12 янв., 7 окт.- обретение мощей, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Белозерский МАРТИРИЙ († 24.08.1199), архиеп. Новгородский (1193-1199), свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) МАРТИРИЙ (в миру Мина; † 1.03.1603), прп., Зеленецкий (пам. 1 марта, 11 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых), основатель Зеленецкого во имя Святой Троицы мужского монастыря МАРТИРИЙ (XIII-XVII вв.?), прп., Киево-Печерский (пам. 25 окт., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), диакон, в Дальних пещерах почивающий МАРТИРИЙ (XIII-XVII вв.), прп., Киево-Печерский (пам. 25 окт., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), затворник МАРТИРИЙ (Кириченко Матфей; 1800 (1801 ?) - 1865), мон., прп., Глинский (пам. 5 апр. и 9 сент. в Соборе Глинских святых) МАРФА (Апарина Марфа Петровна, в схиме Маргарита; ок. 1740-1800), схим., прп. (пам. 1 сент., 18 июня и 28 июля - в Соборе Тамбовских святых), основательница кирсановского в честь Тихвинской иконы Божией Матери женского монастыря

http://pravenc.ru/rubrics/122338_33.html

ИОАНН КОРМЯНСКИЙ (Гашкевич Иван Иванович; 1837-1917), прот., св. прав. (пам. 27 авг., 18 мая и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ИОАСАФ (Жевахов; 1874 - 1937), сщмч. (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Белорусских святых, в Соборе Курских святых), кн., еп. Могилёвский. ИУЛИАНИЯ (между 1500 и 1540?), прав. (пам. 6 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих), Киево-Печерская, кнж. Гольшанская (Ольшанская) КОНСТАНТИН Дмитриевич Жданов (22.03.1875 - 29.04. 1919) свящ., сщмч. (пам. 16 апр., в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛАВРЕНТИЙ († после 1183), еп. Туровский, свт. (пам. 29 янв., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ЛЕОНИД Платонович Бирюкович (1864 - 1937), прот., сщмч. (пам. 12 авг., в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Токаревский; 1596 (1605?) - 1678), Овручский, Переяславский , архим., прмч. (пам. 7 сент., 13 мая - перенесение мощей, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых, в Соборе Волынских святых) МАРТИН (XII в.), прп. Туровский (пам. 27 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) МАТФЕЙ Александрович Крицук (1892-1950), прот., сщмч. (пам. в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МЕЛЕТИЙ (Леонтович Михаил Иванович; 1784 - 1784), свт. (пам. 12 февр., 29 (или 28) февр., а также в Соборах С.-Петербургских (3-я Неделя по Пятидесятнице), Сибирских (10 июня) и Белорусских (3-я Неделя по Пятидесятнице) святых), архиепископ Харьковский и Ахтырский

http://pravenc.ru/rubrics/128843.html

Впосл. грань между житийным и учительным разделами Пролога начала стираться и главный персонаж «Слова...», М., стал восприниматься как святой. Канонизация М. подтверждена включением его имени в Собор Белорусских святых, празднование к-рого установлено 3 апр. 1984 г. по инициативе митр. Минского и Белорусского Филарета (Вахромеева) и по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена . В пос. Желудок Щучинского р-на Гродненской обл. Белоруссии (Гродненская епархия) в честь М. был построен храм, освященный 5 сент. 1998 г. Определением Архиерейского Собора РПЦ об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых 3 февр. 2016 г. имя М. было включено в месяцеслов РПЦ для общецерковного почитания. Ист.: Макарий. История РЦ. 1995. Кн. 2. С. 583; Абрамович Д. И. Жития св. мучеников Бориса и Глеба и службы им. Пг., 1916. С. 199; Лосева О. В. Жития рус. святых в составе древнерус. Прологов XII - 1-й трети XV вв. М., 2009. С. 419-420. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 356-357; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 206-207; Poppe A. Pastwo i Kocio na Rusi w XI w. Warsz., 1968. S. 185-186; Галко В. I. Kipылa Typaйcki i яго спадчина//Беларуски ricmapычhы часопис. 1993. 3. С. 29-34; он же. Слово о Мартине, мнихе Туровском// Щапов. Памятники. 2003. С. 207-208; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 353-354. О. В. Лосева Рубрики: Ключевые слова: ГЕННАДИЙ (в миру Григорий; † 1565), прп. (пам. 19 авг., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 3-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ЕВФРОСИНИЯ (Предслава Святославична; ок. 1104 - 23.05 (1173 или 1167?)), Полоцкая, игумения, прп. (пам. 23, 24 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ЕЛИСЕЙ († 23.10.1250), прп. Лавришевский (пам. 23 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/2562408.html

В XII в. в Полоцкой и Туровской землях подвизались святые, позднее канонизированные Русской Церковью. Среди них наиболее известны свт. Кирилл , еп. Туровский († ок. 1182), выдающийся проповедник и духовный писатель, и прп. Евфросиния , основавшая в Полоцке Спасо-Преображенский жен. мон-рь и много потрудившаяся для христ. просвещения Полоцкой земли. Их современниками были святители Мина и Дионисий , епископы Полоцкие, происходившие из числа насельников Киево-Печерского мон-ря, свт. Лаврентий, в 1182 г. сменивший на Туровской кафедре св. Кирилла, прп. Мартин, затворник Туровский († 1150). По преданию, в кон. XII в. под Пинском была обретена Купятицкая икона Божией Матери . От кон. XII в. сохранилось и Полоцкое Евангелие-апракос. В XII в. в Полоцкой и Туровской землях, как и в др. областях Киевской Руси, быстро утвердилось почитание страстотерпцев кн. Бориса и Глеба , в крещении Романа и Давида († 1015). В честь святых были основаны мон-ри в Полоцке (Бельчицкий) и Турове. В Гродно, Новогрудке и ряде др. мест в память св. Бориса и Глеба были построены приходские храмы. Изображения св. страстотерпцев сохранились на фресках в ц. во имя св. Параскевы Пятницы в Бельчицком мон-ре, в Спасо-Преображенской ц. полоцкого Евфросиниева мон-ря. В Минске была найдена вислая печать с вытиснутым на ней обликом св. Глеба, в пос. Копысь обнаружена бронзовая иконка св. Бориса и Глеба, в Мстиславле найден медальон с их изображением. Все эти предметы датируются XII в. Полоцкий кн. Всеслав Брячиславич (1044-1101) назвал в честь св. страстотерпцев 4 своих сыновей: Бориса, Глеба, Романа, Давида. Гродненский кн. Всеволодко Давидович (ум. в 1142) дал в честь св. Бориса и Глеба имена 2 своим сыновьям. Князь, владевший в сер. XIII в. Волковыском, носил имя Глеб. Церковь во имя мучеников кн. Бориса и Глеба в Гродно. 2-я пол. XII в. Фотография. 2000 г. Церковь во имя мучеников кн. Бориса и Глеба в Гродно. 2-я пол. XII в. Фотография. 2000 г. Западнорус. князья поддерживали тесные связи с Киево-Печерским мон-рем: вклады в мон-рь давал полоцкий кн. Всеслав Брячиславич, по повелению минского кн. Глеба Всеславича (1101-1119) в Киево-Печерском мон-ре в 1108 г. была построена трапезная, кн. Глеб дал мон-рю при жизни 600 гривен серебра и 50 гривен золота, после его смерти его супруга кнг. Анастасия пожертвовала 100 гривен серебра и 50 гривен золота. После смерти княгини в 1158 г. по ее завещанию Киево-Печерский мон-рь получил «5 сел с челядью», что положило начало владениям мон-ря в Б.

http://pravenc.ru/text/77856.html

Память его празднуется 21 июня и в 3-ю Педелю по Пятидесятнице вместе с Собором Белорусских святых В городе Турове был монастырь свв. князей Бориса и Глеба. Здесь была и кафедра Туровских епископов, впоследствии Минских. Здесь жил и повар Мартин, он служил поваром при епископах Симеоне, Игнатии, Иоакиме и Георгии. Епископ Георгий уволил Мартина со службы по старости его. Благочестивый старец не хотел расставаться с монастырем, он принял монашество и жил на монастырских землях на выгоне. Живя один, он часто бывал болен, в приступах болезни он не мог служить даже себе самому. Усердно призывал он на помощь свв. угодников Бориса и Глеба. На третий день ему явились святые князья страстотерпцы и исцелили его, напоив водой. Блаженный Мартин выздоровел и славил Господа и его угодников. Прожил после случившегося св. Мартин еще год. Святитель Нифонт, епископ Новгородский (+ 1156) Память его празднуется 8 апр, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Святитель Нифонт,  постриженник Печерского монастыря, был возведен на Новгородскую кафедру в 1130 г. Новгородцы высоко ценили его как храмоздателя и знатока церковных канонов. Он реставрировал Софийский собор и создал в Новгороде и других городах много храмов.  Святитель не признал  неканоничного митрополита Киевского Климента, поставленного на кафедру без участия Патриарха Константинопольского, по воле вел. князя Изяслава II Мстиславича, и благословленного символически «главою св. Климента, Папы Римского». За это он был послан в почетное заточение в Печерский монастырь, пока его не освободил вел. князь Юрий (Георгий) Долгорукий и он не  возвратился в Новгород, к великой радости своей паствы. Константинопольский Патриарх в своем послании сравнивал его с древними святыми отцами, столпами православия.  Когда епископ Нифонт поехал встречать нового канонического митрополита Киевского Константина, присланного из Константинополя, он остановился в Печерском монастыре. Здесь явился ему прп. Феодосий, который сказал: «Хорошо ты сделал, брат и сын Нифонт, что приехал сюда. Отныне ты будешь неотлучно пребывать с нами» В свитке, который он держал в руке, было написано. «Се аз и дети, яже ми даде Бог» 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

1001 Никон. л. 7, 130. По писцовой книге 1687 г., каменный храм, где «лежат Муром­ские чудотворцы кн. Петр и кн. Феврония», строен был царем Иоанном Васильевичем, «образ Муромских чудотворцев на золоте», обложенный серебром и каменьями, – приношение того же царя (Владимирский сборник. Материалы для статистики). 1004 Собр. л. 1, 186. 2, 19. Догадка, будто старец Мартин разумел Пинского князя Ярослава Георгиевича, известного в 1184 г. (Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. II, прим. 415. Т. III, прим. 64) вовсе не «всего естественнее» (Мака­рий (Булгаков), митр. История Русской церкви. Т. 3). Напротив вовсе непримирима со временем епископа Иоакима, тогда как Ярослав Юрьевич с 1148/1149 г. князь Туровский и епископ Иоаким 1144–1147 г. точно современники в Турове. 1005 «Слово о Мартине мнисе», помещенное в прологе Румянцева XV в. 321 под 27 июня, напечатано у преосвящ. Макария ( Макарий (Булгаков) , митр. История Русской Церкви. Т. 3). Здесь в вариантах напечатан и другой текст, из Макариевской минеи; но последний текст во многом переделан против древнего. Русский перевод следует первому тексту. 1006 Повесть о блаж. Мартине из пролога 27 июня перенесена в повествование о чудесах св. князей, помещенное в минее под 2 мая. Так видим ее и в минее св. Ди­митрия под 2 мая. 1007 Сведения о блаж. Серапионе извлеченные из рукописи в статье: «Кожеозерский монастырь», помещенной в «Московских ведомостях» (1852. 83). 1008 О Ельякше см.: Никон. л. 7, 235. Туртасово или Турчасов погост в грамоте 1549 г. (Акты исторические. Т.1) и в грамоте 1536 г. (Акты, собранные Археографи­ческою экспедициею. Т. 1). 1011 Амвросий (Орнатский) , архим. История Российской иерархии. Ч. IV. В 1582 г. в Ксенофонтовой пустыни были два храма, из них один каменный, – в 6 келлиях на­стоятель с 5 братьями, а 8 келлий пустые (Неволин К.А. О пятинах и погостах). По От- енскому списку святцев, «прп. Ксенофонт, ученик прп. Варлаама Хутынского, строи­тель Троицкого монастыря, иже на Робьи реке от Новгорода 16 поприщ, преставился в л. 6770 (1262) июня в 28 день; мощи под спудом; службы нет, тропарь и кондак есть».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

4. И часто перечившим ему крестьянам Мартин так души языческие смягчал, что при свете открывшейся им истины они сами свои святилища разрушали. XVI . 1. И столь могущественен был Мартин в благодати забот своих, что не было почти никого, кто, приходя к нему больным, сразу же не обрел бы исцеления. Это ясно видно хотя бы из следующего примера. 2. Некая девушка из Тревиров была столь сильно разбита параличом, что долгое время тело ее ничего из свойственного человеческому организму исполнять не могло. И она уже почти умерла, и жизнь в ней едва теплилась. 3. Опечаленные родственники давно уже пребывали в ожидании неминуемых похорон. Но вот стало известно, что в город этот пришел Мартин. Когда об этом узнал отец девушки, побежал он просить за полумертвую дочь. 4. А Мартин в это время уже входил в церковь. И вот на глазах у всего народа и многих присутствовавших там епископов старец, рыдая, пал ему в ноги и сказал: " Дочь моя умирает, сраженная страшной болезнью, а это хуже, чем просто смерть. Одним лишь духом живет она, телом же - давно мертва. Прошу тебя, приди к ней и благослови ее, ибо верю я, что через тебя обретет она здоровье " . 5. Мартин, смущенный такими словами, удивился и воспротивился, говоря, что нет у него такой силы, что суждение старца ошибочно, ибо не достоин он, Мартин, того, чтобы посредством него Господь явил знак такой власти. Еще сильнее стал, плача, упорствовать и умолять старик, чтобы посетил он бездыханную. 6. Наконец, побуждаемый окружавшими его епископами, Мартин отправился в дом девушки. Огромная толпа наблюдала у дверей - что же предпримет раб Божий. 7. И прежде всего там были ее домашние, имевшие все необходимое при такого рода случаях. Мартин же простерся на полу в молитве. Затем, пристально глядя на больную, потребовал принести ему масла, ибо, когда благословлял девушку, то силой влил ей в уста освященную жидкость. И тотчас же окружающие издали крик: 8. После первого же прикосновения начали члены ее оживать и вскоре она уже твердо стояла на ногах. XVII . 1. Тогда же раб некоего Тетрадия, мужа проконсульского звания, будучи охваченный бесом, терзался жестокой болью. И вот, когда попросили Мартина возложить на него руку, велел он привести этого раба к себе. Однако нечистый дух не позволил рабу выйти из своей каморки, где он жил, и на всех входящих он бросался с великой яростью. 2. Тогда Тетрадий бросился в ноги блаженному мужу, умоляя самому прийти к дому, в котором жил одержимый бесом. 3. И Мартин, дабы одолеть нечестие язычника, ибо Тетрадий в то время все еще был опутан предрассудками идолопоклонства, согласился прийти в его дом. После этого проконсул поклялся, что если бес из мальчика будет изгнан, то быть ему, Тетрадию, христианином. 4. И вот Мартин, возложив руку на одержимого, обратил в бегство нечистую силу. Увидев это, Тетрадий уверовал в Господа Иисуса Христа и тут же был оглашен , а чуть позже крещен. И всегда почитал он Мартина творцом того чуда и своего спасения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

Память святителя Спиридона Тримифунтского празднуется 25 декабря по новому стилю. В Москве тоже был храм во имя святителя Спиридона Тримифунтского. Находился он недалеко от Садового кольца, и о нем осталась память в виде названия улицы: Спиридоновка . Частица его святых мощей находится в храме Воскресения Словущего, в Брюсовом переулке. Святителя Спиридона почитают как покровителя всех, молящихся о разрешении жилищных неурядиц. Молятся ему и во многих других случаях. Святой имеет особенную благодать помогать искренне кающимся и находящимся в особенно трудных ситуациях. 19. Плащ святого Мартина Турского Для святого плащ — не просто одежда, принадлежность дорожного костюма, это еще и милостивое простодушие, которое скрывает его высокие дары. Плащ — и принадлежность странника, и принадлежность посла, знатного человека. Плащ святого — это его отказ от радостей мира . Выбор в пользу служения Богу, который однажды и навсегда делает святой, окружающим его обычным людям непонятен: зачем лишать себя радостей, если жизнь — одна? Святые окружены любовью, потому что носят любовь к себе, но и внутренняя их жизнь и любовь к ним христианского народа непостижима. Нет ни одного святого на Западе, который был бы так любим, как святой Мартин Турский. Ни один мученик не может сравниться с ним по славе и почитанию в западном христианском мире. Но что может вызвать такую любовь, преодолевающую время, как ни милосердие и сила, обильно действующие в избраннике Христовом. Мартин Турский по праву считается покровителем всех, желающих обучиться истинному христианскому милосердию. Его именем названы больницы, приюты, хосписы. Родился Мартин в Паннонии — одной из провинций Рима, в четвертом столетии по Рождестве Христовом, во время царствования императора Константина Великого . Предположительно, это был 316 год. Отец Мартина был военным, и сына готовили к той же профессии. Между воином Христовым и воином земного царя есть немалое сходство. Юный Мартин довольно скоро почувствовал его. Семья Мартина была нехристианской — тем заметнее настойчивость, с которой юноша следовал своему идеалу. Этим идеалом была монашеская жизнь, о которой Мартин узнал из жития святого Антония Великого . Галлия в то время придерживалась восточных традиций. Мартин имел достаточно возможностей, чтобы ознакомиться с описанием жизни любимого святого. В юности, когда он был офицером римской армии, Мартин совершил действие, достойное настоящего воина Христова. В нем сочетаются порыв юной души и мудрость настоящего старца, презревшего все земное. Во время одного из путешествий Мартин заметил изнемогающего от холода нищего, едва прикрытого лохмотьями одежды, так что казалось, будто он нагой. По преданию, это сам Господь явился Мартину, указывая ему его будущий путь — его судьбу. Мартин разорвал свой плащ и одну половину отдал нищему прохожему.

http://azbyka.ru/fiction/sokrovishha-svy...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010