Не может быть обойден здесь молчанием и Павлин Ноланский , живший в своем маленьком доме вместе с женой и еще при жизни почитавшийся святым. Он был одним из знатных римлян и владел несметным богатством. Блаж. Августин называет его богатейшим из богатых. Мартин Туровский говорит о нем, что это единственный из его современников, исполнявший вполне заповедь о милостыне. По смерти единственного сына у обоих супругов родилось желание отречься от мира и жить по-монастырски. Уже в Испании, куда Павлин прежде всего прибыл с целью благотворительности, он пожертвовал значительную часть имения своего и своей жены на Церкви и бедных; но затем, поселившись в Ноле, он основал монастырь и вместе с женой предался самым строгим подвигам благочестия. По словам ученика его Урания, он открыл свои житницы для бедняков и свои домашние запасы приходящим чужеземцам. Он выкупил многих пленных, освободил из заключения многих должников и такими делами благочестия осушал слезы несчастных и доставлял радость верующим. Целые толпы бедных находили себе приют в Ноле, а когда, по сообщению Григория Великого , после нашествия вандалов на страну, у Павлина истощились все средства для выкупа пленников, то он сам себя отдал в плен за сына одной вдовы и позволил увести себя в Африку. 128 С возникновением монашества, как особого подвижнического состояния в Церкви христианской, 129 монастыри и их обитатели не оставались безучастными к высокому делу благотворительности в пользу бедных. Идею монашества понимают совершенно неправильно, если думают видеть в ней главнейшею стороной чисто-отрицательную, а не строго положительную, то есть лишь простое отречение от мира или лучше от зол мира и установившихся обычаев общественной жизни, а не главным образом возвышение, облагораживание и, так сказать, одухотворение разнообразных связей и условий общечеловеческой жизни. В древних монастырях собиралось все, что только было лучшего в готовившемся к внутреннему, духовному возрождению человечестве; и отсюда именно, т.е. из монастырей, начался процесс проникновения и наполнения общественной жизни народов христианским духом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Petropav...

В 1160 г. против Г. Я. собралась новая, более представительная коалиция князей. Ее возглавил владимиро-волынский кн. Мстислав Изяславич, к к-рому присоединились Ярослав и Ярополк Изяславичи, а также Владимир и Ярополк Андреевичи, Владимир Мачешич. Трехнедельная осада Турова вновь была безрезультатной. В 1161 г. Г. Я. заключил мирный договор с киевским кн. св. Ростиславом (Михаилом) Мстиславичем , чем прекратил покушения на занятое им княжество со стороны потомков киевского кн. св. Мстислава (Феодора) Владимировича. С этого года войска Г. Я. стали участвовать в общерус. делах: в 1161 г. в числе проч. князей он отправил вместе с сыном Святополком свою рать на Слуцк, к-рый захватил его недавний противник кн. Владимир Мачешич. Поддержкой Г. Я. пользовался свт. Кирилл , поставленный, по мнению А. А. Мельникова ( Мельн i С. 26-27, 55-56), в 1159 г. на Туровскую епископскую кафедру «умоленьем князя и людей того града» ( Никольский. С. 63). В годы правления в Турове Г. Я. свт. Кирилл полемизировал с Климентом Смолятичем , переписывался с кн. Андреем Боголюбским, обличал Ростовского еп. Феодора (Феодорца) . Последнее упоминание о Г. Я. относится к нач. 1167 г., когда его сын Иоанн вместе с др. рус. князьями участвовал в походе против половцев. В 1170 г. правителем Турово-Пинской земли летопись уже называет сына Г. Я. Святополка. Г. Я. имел 5 сыновей: Святополка, Иоанна, Глеба, Ярослава, Ярополка и 2 дочерей: Малфриду, в 1166 г. вышедшую замуж за Всеволода, сына луцкого кн. Ярослава Изяславича, и Анну, ставшую 2-й женой киевского кн. Рюрика (Василия) Ростиславича . О высоком авторитете Г. Я. свидетельствует «Слово от жития святого Феодосия Печерского», под 3-м мая включенное во 2-ю редакцию Пролога. В «Слове» киевский кн. Изяслав (Димитрий) Ярославич упоминается как «прадед благовернаго, нищелюбиваго и милостиваго князя Георгия» (ГИМ. Син. 246. Л. 87, 2-я пол. XIV в.). В др. проложном сказании - «Слове о Мартине мнисе, иже бе в Турове» (27 июня) - рассказывается о том, что мон. Мартин принял явившихся ему и облегчивших его страдания св. князей Бориса и Глеба за слуг пинского кн. Ярослава - сына Г. Я. (Прилуцкий Пролог - РНБ. СПбДА. A.I.264. Т. 2. Л. 166, 1-я четв. XV в.). Как старший среди потомков вел. кн. Изяслава Ярославича, Г. Я. являлся ктитором и обладателем прав на киевский во имя вмч. Димитрия Солунского муж. мон-рь , а как единственный наследник (внук) вел. кн. Святополка (Михаила) Изяславича - на Златоверхий киевский во имя арх. Михаила муж. мон-рь , в к-ром были похоронены его дети - туровские князья Святополк (1190) и Глеб (1195). Еще в нач. XVI в. Успенский собор Турова получал подтверждения на владения, данные ему первыми туровскими князьями, в т. ч., по-видимому, Г. Я.

http://pravenc.ru/text/164469.html

Но совсем иначе смотрели на апостольские правила западные церкви. Здесь издавна правила эти начали подвергаться сомнению. Так, в предисловии к собранию церковных правил переведенных (около 500 года) с греческого языка на латинский римским аббатом Дионисием Малым (exiguus), высказан взгляд на эти правила как самого Дионисия, так и взгляд многих других. В этом предисловии Дионисий говорит: " In principio itaque canones qui dicuntur Apostolorum, de graeco transtulimus, quibus quia plurimi consensum non praebuere facilem " ; уже из слов его " canones qui dicuntur Apostolorum " видно, что в то время сам Дионисий не вполне уверен был в действительно апостольском происхождении этих правил, а из следующих слов его: " Plurimi consensum non praebuere facilem " видно, что и многие в его время также сомневались в этом Вскоре потом Дионисий издал вновь собрание правил, в котором совершенно опустил апостольские правила, потому что Папа Римский не принял их в том виде, в каком представил Дионисий в первом своем издании Издание этого нового собрания совпадает именно с тем временем, когда Папа Ормизд в начале VI века признал правила эти апокрифическими Впрочем, апостольские правила в Римской церкви, хотя в числе 50-ти, были принимаемы с уважением и имели силу закона. Так, на соборе Латеранском, бывшем в 769 году при Папе Стефане II, Римская церковь ясно высказала, что " апостольских правил, преданных чрез Климента, не более нужно принимать, как только пятьдесят, которые и принимает святая католическая церковь Божия в Риме " А в 840 году Римская церковь уже пользовалась ими в своих определениях, как это известно из свидетельства Папы Льва IV, который в послании к британским епископам так говорит: " Правила, которыми мы пользуемся в своих определениях церковных, суть правила, известные под именем апостольских " . Такая же сила приписана этим правилам и в так называемом " Декрете Грациана " , изданном в 1151 году но так было только в Римской церкви; что же касается до других западных церквей, то в них апостольские правила не пользовались уже таким авторитетом. Григорий Туровский в половине VI века, хотя и знал о существовании их, но говорит, что они в большей части западных церквей или были неизвестны, или же были совершенно отвергаемы Фульгенций Ферранд, диакон карфагенский, около этого времени не внес их в свое сокращение церковных правил (Breviato canonum), хотя и должен был их знать из дионисиевского сборника также не внес их и Мартин, епископ Брагский (Braccarensis, около 562 г.), в свое Collectio canonum orientalium Их апостольское происхождение отвергает и Гинкмар, архиепископ Реймский, и в его время, т.е. в 870 году, они еще не были внесены в кодекс Галликанской церкви

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/370/...

Кирилле в Прологе (28 апреля). Говоря о Турове следует заметить, что он, будучи значительным городом при св. Владимире, приобрел для всей средней части западной России благодаря своим монастырям и училищу значение просветительного центра в правление Владимира Мономаха . При этом государе построены были здесь «епископский монастырь» с церковью Бориса и Глеба и Варваринский женский монастырь, которые затем были проводниками христианской веры и рассадниками иноческого жития на Литве. На епископской Туровской кафедре, в XII веке, один за другим были два святые епископа: упомянутый Кирилл и преемник его Лаврентий, а несколько ранее их, в том же XII веке, подвизался в Борисоглебском монастыре св. Мартин, затворник Туровский. 19 В XII веке православие значительно укрепилось тоже и в Полоцком княжестве; в это время прославилась внучка владетельного князя Полоцкого Всеслава преп. Евфросиния, княжна Полоцкая, учредившая два многолюдных монастыря (женский и мужской) близ Полоцка и привлекшая к монашеству своих родственниц из княжеского дома. «Яко луча солнечная просветивши землю полотскую» говорится в житии преп. Евфросинии. 20 В Смоленске, в средине XII века, открыта была, как известно, епископская кафедра, и несколько ранее, при Владимире Мономахе , заложена была церковь «св. Богородице, камяну, епископью». В конце того же века подвизался в Смоленске преп. Авраамий, который привлекал к себе множество знатных и простых людей жаждавших слышать его поучения. Благочестивые князья Смоленские: Роман († 1180 г.) 21 и Давид (скончавшийся в 1197 г.) ознаменовали свое княжение постройкой храмов в Смоленске, именно Роман построил церковь св. Иоанна, а Давид 22 – в честь архангела Михаила. 23 Так широко и твердо поставлено было во всей Руси православие, водворявшее повсюду церковное единство, и так ясно на первых же порах обозначились его просветительные задачи. Политический переворот в XII–XIII веках в северо-западной, а затем и в юго-западной России. В то время как православие делало свои мирные завоевания на всем пространстве Руси, в политическом положении всей западной её части в XII веке подготовлялся, а к концу XIII и первой половины XIV века совершился знаменательный переворот.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Христианство внутри было возмущаемо множеством ересей, которые, быв порождены рационализмом, проходя путем утонченных исследований и взаимного противоречия, непрестанно увеличивались и разнообразились; а извне оно должно было выдерживать нападения от язычества, которое, сознавая свое расслабление, собирало последние свои силы, в лице философов и знатных людей, чтоб защитить свои жертвенники, ниспровергнуть христианство и возвратить утраченную власть над миром. В продолжение тридцати лет, со времени Юлиана, оно три раза восходило на трон цесарей. Язычников было еще великое множество; их можно было видеть при дворе, в армии, в городах и в самых бедных селениях. Ямвлих, Ливаний, Максим и префект Симмах сильно сожалели о жалкой участи язычества, защищали жертвенник победы, умоляли императоров о восстановлении жертвоприношений, угрожали империи гневом богов и старались внушить презрение к христианскому богопочтению. Но Бог не оставил своей Церкви; против болезни указал действительное лекарство; восставил людей, сильных словом и делом к защищению христианства. Тогда как Феофил александрийский и святой Мартин, епископ церкви туровской 210 , один в Египте, другой в Галлии, ниспровергали храмы ложных богов, а св. Амвросий и блаженный Августин , один в Италии сопротивлялся злонамеренным действиям Симмахаязычника, а другой в Африке поражал своим словом заблуждения манихеев и пелагиан; св. Златоуст защищал христианство в Азии. Мы здесь не будем говорить о том, как он опровергал заблуждения язычества; но только упомянем о тех доказательствах, которые он употреблял к утверждению божественности христианства. Изъясняя слова Ап. Павла не посла бо мене Христос крестити, но благовестити; не в премудрости слова, да не испразднится крест Христов ( 1Кор. 1, 17 ), выводит заключение, что мудрость человеческая не только не нужна была для распространения слова Божия и утверждения учения о кресте, но и могла вредить. Если мудрость враждебна кресту и противна Евангелию, то следует не хвалиться, а стыдиться ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

протоиерей Олег 22 января 2016г. 00:31 Уважаемый Николай! В этом списке 14 местночтимых святых. Вероятно, на Соборе готовится их общецерковное прославление, для этого и собираются свидетельства об их почитании. Здесь будет очень важно сообщить обо всех случаях почитания - называют ли в честь этих святых храмы, пишут ли их иконы, служат ли им молебны, дают ли их имена в крещении. Говорить о почитании без этой конкретики будет неправильно. Наличие чудес в случае общецерковного прославления местночтимого святого так же необходимо, на Соборе они должны быть представлены, как это было, например, при прославлении преподобного Далмата Исетского в 2013 году. Другие 16 подвижников из этого списка никогда не были канонизированы. Вот их имена: воин схимник Александр Пересвет, воин схимник Андрей Ослябя, преподобная Васса Псково-Печерская, архиепископ Геннадий Новгородский, митрополит Московский и всея Руси Геронтий, преподобный Елисей Лавришевский, иеромонах Иона Псково-Печерский, преподобный Корнилий Переяславский, иеромонах Леонид Устьнедумский, преподобный Марк Псково-Печерский, преподобный Мартин Туровский, епископ Мина Полоцкий, благоверный великий князь Ростислав - Михаил, епископ Тверской Симеон Полоцкий, игумен Симон Сойгинский, княжна София Слуцкая. Для их прославления, во-первых, необходимо подготовить жития. А далее, как уже было сказано в рекомендациях, утвержденных Священным Синодом: «для рассмотрения вопроса о канонизации подвижника, необходимо собрать документы, убедительно свидетельствующие о почитании праведника в наше время, о чудесах и молитвенной помощи по его предстательству; при этом необходимо обратить внимание на то, что все случаи исцелений, по молитвам представляемого к канонизации лица, должны быть убедительным образом документированы». Полагаю, что опрос епархий, который сейчас проводится, имеет целью собрать предварительные материалы об их почитании. Николай Казаков 25 января 2016г. 00:28 Досточтимый о. Олег, благодарю Вас за подробный ответ. Но возникают новые вопросы.

http://bogoslov.ru/article/4814630

бояр-католиков, в т. ч. ставших наместниками в исконно рус. городах (Полоцке, Витебске, Гродно и др.) и оттеснивших прежних местных князей. В 1414 г. между митр. Фотием и Витовтом произошло резкое столкновение из-за конфессиональной политики вел. князя и его собственной конфессиональной беспринципности. Поначалу Витовт исповедовал Православие (в 1384 жертвовал земли трокскому в честь Рождества Богородицы мон-рю), в 1385 г. перешел в католичество, затем, поссорившись с Ягайло, вернулся в Православие, а после примирения с Ягайло в 1392 г. вновь обратился в латинство. Витовт запретил митрополиту посещать ВКЛ, конфисковал принадлежавшие ему земли и передал их в пользование литов. боярам. В документах, исходивших в то время от Ягайло и Витовта, христианами назывались только католики, правосл. храмы именовались синагогами. Витовт запретил строительство новых и ремонт старых правосл. храмов на гос. землях. Однако, по-видимому, этот запрет действовал лишь на территории Литвы (к западу от р. Березины) и в столице ВКЛ Вильно. Вознамерившись возобновить в ВКЛ митрополию, Витовт в 1415 г. собрал в Новогрудке 8 правосл. епископов, управлявших епархиями на подвластных ему территориях, в т. ч. Феодосия Полоцкого и Евфимия Туровского, и потребовал от них избрать независимого от Москвы митрополита. Осудив митр. Фотия за то, что он недостаточно часто, по мнению епископов, посещал епархии ВКЛ, и сославшись на пример поставления в митрополита Климента Смолятича Собором епископов (1147), владыки «возвели» в Киевского митрополита архим. Григория (Цамблака; † 1419), к-рый вскоре был лишен сана К-польским Патриархом. В планы Витовта и Григория входило максимальное расширение пределов Западнорус. митрополии вплоть до объединения под ее властью всех рус. земель. В том же году Григорий по требованию Витовта посетил Констанцский Собор, где среди прочего обсуждалась возможность унии между правосл. и католич. Церквами. В 1418 г. Римский папа Мартин V, планируя экспансию католицизма на восток, назначил Ягайло и Витовта викариями католич.

http://pravenc.ru/text/77856.html

Прииди ныне духом, священный пророче Захарие; дай начаток нашему слову от твоих прорицаний о вознесении на небеса Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Ибо ты не в притче, а ясно показал нам это, говоря: и изыдет Господь и ополчится и все святые Его с Ним, в день он на горе Елеонстей, яже есть прямо Иерусалиму на восток ( Зах.14:3–4 ). Желаем и прочее уведать от тебя, а о брани бывшей на общего врага диавола мы знаем от Исаии, видевшего серафимов ( Ис.63:3, 8 ). Сам Господь наш Иисус Христос один ополчился на все бесовские силы и ниспроверг власти тьмы; «попрал Я их, – сказано, – в ярости Моей и испепелил их в гневе Моем и все ризы Мои окровавил, победил их, и снишел туда, где сокрыты пленники Мои и всех избавил крепкою мышцею Моею, и сказал: не люди ли это Мои и чада Мои?». Все это сказано о страдании Господнем и о сошествии Его во ад. Там Он победил крестом темные силы и извел всероднаго Адама со всеми племенами и народами. Людьми называет Господь всех язычников, за грехи свои сведенных во ад, а чадами – называет тех, которые скончались, будучи под законом. Над всеми воцарился грех и властвовал чрез смерть от Адама даже до Христа; и изведши из сей жизни посадил людей в преисподних ада, окованных нищетою и железом: беззаконий бо ради своих смиришася ( Пс.106:10–17 ). Но Христос, сокрушив врата ада, избавил их от бед, расторг их узы, извел их из тьмы и сени смертной и в течение сорока дней разделил свою радостную добычу: радуйтеся со Мною, – сказал Он, – яко обретох погибшую драхму, то есть души всех человеков, всех племен и народов. И ввел Господь избавленныя души в разные места своих обителей, иных в рай с разбойником, иных с Адамом в Едем сладости, иных с Авраамом в пребывание в вечной жизни, а души всех язычников поселил во свете Своем на водах упокоения ( Пс.22:2 ). Ибо за всех, чрез прелесть змия падших телом, и сам Иисус в том же теле пострадал, и воздаст каждому по делам в последний день, когда придет судить всему миру. Так и сказано было ангелами апостолам на горе Елеонской.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Turovsk...

Уповающий на Господа «достойнее изо всех скорбящих». Как гора Сион, он «не подвигнется вовеки» (инок Фома, 9:309). Пред ним Господь пошлет хранителя – «ангела Своего» (10:385). Христианину не подобает возлагать надежду на серебро и золото, а не «на все дающего Бога» (старец Филофей, 10:437, 439), или просить во что бы то ни стало исполнения его воли, а не Божией, устрояющей все на пользу нам, «ихже мы плотнии не вемы» («Стословец», 3:8). «Лучше уповать на Господа… ведает Господь, как пропитать Свою тварь, как оборонять и спасать бедных» (блаж. Николай Святоша, 22:163). Лучше предать себя в волю Божию, ибо «если Бог кому не благоволит, то не сможет человек исполнить своего замысла» (Хронограф 1512 г. 10:383). Не должно впадать в уныние, а тем более в отчаяние, даже тогда, когда совершен какой-либо грех , ибо милость Господня велика: Он помогает человеку очиститься, стать на путь добра, милует его (св. Кирилл Туровский , 1:119). «Согрешили мы, Господи, совершили перед небом и перед Тобою», – каялись, молились православные люди в день печали, но не теряли надежды: «Ты, Владыка, не хочешь погубить творение рук Твоих и не жаждешь погибели людской, но хочешь, чтобы все спаслись и обратились к истине. Поэтому-то и мы, недостойные, будучи созданием и творением Твоего Божества, не теряем надежды на твое спасение и, уповая на Твое беспредельное милосердие, припадаем к Тебе, и следуем за Тобой, всем сердцем молим и жаждем («ищем») милости Твоей. Пощади, Господи, пощади» (9:247). Преподобный Сергий Радонежский, наставляя братию надеяться на Бога, учил: «Зачем скорбите, братия? Зачем смущаетесь? Уповайте на Бога; ведь написано: «Посмотрите на древние роды и увидите: кто уповал на Бога – был постыжен когда-либо? Или кто верил в Господа – посрамлен был? Или кто пребывал в страхе Его – и оставлен был? Или кто призвал Его – и не был услышан и призрен был Им?» Ведь Господь говорит: «Не Я ли есть податель пищи…» Ни о чем бесполезном не нужно заботиться, но следует уповать и взирать на Бога» («Житие», 8:345, 351; см. также «Поучение Феодора Студита о том, еже не отчаятися своих ради грехов Божия милости», 2:79–80; «Повесть о Тимофее Владимирском» – священнике, впавшем в великий грех , 10:59–67).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Как естественный возраст наш определяется не одними годами, но и пережитыми в эти годы страданиями и заботами, так и мера исполнения возраста Христова достигается духовными подвигами и усвоением добродетелей, умерщвлением плотских, земных пожеланий и покорности тела духу, который, основываясь на правой вере, признает цель временного земного существования в вечной и небесной жизни. Возможная на земле, достижимая людьми во свете Христова учения, праведность является единственным средством для избежания нами опасности обличения за свои грехи духами зла. Станьте, научает нас святой апостол Павел, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности… а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие (Еф. 6: 14, 16–17). Тогда-то, во всеоружии Божией правды, мы скажем, удаляясь необличенными с мытарств: Если Бог за нас, кто против нас? (Рим. 8: 31). Древность и подлинность учения о мытарствах свидетельствуется тем, что еще святой апостол Павел писал христианам Церкви Ефесской: Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но… против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6: 11–12). Указание на существование мытарств можно проследить по письменным памятникам христианской древности, начиная со II века (с Тертуллиана). Но ясно и определенно, с распределением мытарств по различным родам грехов, это учение начинает выражаться с IV века, со святых Ефрема Сирина, Афанасия Александрийского, Макария Египетского, Макария Александрийского, Иоанна Златоуста. С особенной силой выражается оно у святителя Кирилла Александрийского, а затем, в последующее время, вошло оно в религиозное сознание православных христиан в непререкаемой форме из подробного рассказа преподобной Феодоры, ниже приводимого нами, уже в X веке. С тех пор это учение не потерпело никаких изменений и в свое время исповедовалось нашими русскими святыми: Феодосием Печерским, Кириллом Туровским, Димитрием Ростовским.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010