Вполне последовательно Римский папа св. Григорий Великий (590–604) полагал, что закон и право суть неотъемлемые свойства государства. Церковь , конечно, не может оставаться равнодушной к публичным проступкам своих членов, даже государей, но не должна подменять собой ни божественного, ни человеческого правосудия 53 . И лишь после «Папской революции» XI столетия, после того как столкновение двух центров власти – императорской и папской не дало окончательной победы ни одному из соперников, формируется собственно каноническая система права. Благодаря Грациану (умер в 1150 г.) и его труду «Decretum Gratiani», написанному в 1140 г., а также его преемникам, бесформенная, разрозненная совокупность всевозможных правовых актов была кодифицирована и сведена в систему. Так родилось каноническое право, «corpusjuriscanonici». Канонические акты различного достоинства ввели в систему, списанную с римского права, и нормотворческий процесс, ранее едва заметный, развился до чрезвычайности. Всего за столетие были приняты сотни канонов, а в 1234 г. появился первый официальный свод канонов и декреталий, ставший основным законом Римско-Католической Церкви вплоть до 1917 г. 54 . С другой стороны, масса актов императоров и королей Запада изобилуют ссылками на Священное Писание как источник заложенной в них правовой идеи или даже как прямую норму права, взятую в качестве аналога. Иначе и быть не могло, поскольку государи считали себя в первую очередь защитниками Церкви и ортодоксальной веры, а кроме того, только и исключительно этика Священного Писании могла служить руководящим нравственным ориентиром в законодательной деятельности. Но и позднее, на пике своего могущества, папство имело серьезных противников на идеологическом поприще, категорически не желавших признавать акты понтификов правом или законом. Одним из них был, как известно, Марсилий Падуанский (1270–1343). И хотя его аргументы не лишены пристрастности, обратим внимание на излагаемые в них исторические факты, которые представляются безусловными.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/bozhes...

В борьбе гвельфов и гибелинов Падуя становилась на стороне первых и ратовала против Еццелино, царского наместника, всем страшного. В 1237 году удалось этому наместнику с помощью одной партии в сем городе овладеть им. Тогда он отмстил падуанцам за разрушение прародительского замка его, так что многие благородные семейства пали жертвой его мщения. При помощнике его Ансидио крестоносное войско гвельфов, по распоряжению папы Александра IV, с бою взяло Падую в 1256 году. Еццелино тщетно усиливался отвоевать ее, однако 11000 падуанцев включил в свое войско в Вероне. Когда же он в 1259 году кончил жизнь свою, тогда Падуя опять восстала по совету восьми избранных патриотов, а города Виченца и Бассано приняли от нее правителей (podesta); тогда и университет процвел, и продолжилась постройка церкви во имя св.Антония (†1231), святейшего ученика св.Франциска. С 1260 года владевшая Виченцой Падуя принуждена была уступить сей город гибелинскому кангранду (cangrande), оттого зачалась ожесточенная война с Виченцой и Вероной. Главнокомандующим падуанских полков был Иаков да Каррара, происходивший от древнего рода и во дни Еццелино уже отличавшийся между вождями гвельфов, за что Еццелино обезглавил родственника его, а наследственный замок Карраров разрушил. В 1318 году, 25 июля, он за труды и заслуги свои признан был синьором Падуи. В 1319 году кангранде осаждал сей город и заключил с ним мир под условием отставки Каррара. Но Каррара подчинился немецкому кесарю Фридриху австрийскому, который послал графа Гёрцкого снять осаду, а Ульриха фон-Вальс поставил наместником своим. Во время ссоры сего Фридриха с Людовиком Баварским кангранде опять осадил Падую, но 26 августа 1320 года был отражен Иаковом Каррарой. По смерти сего Иакова в семействе Каррарском произошел разлад; посему Марсилио Каррара в 1328 году передал город кангранду, а этот поставил правителем его могущественного Альберта делла Скала, но не надолго. Власть при тайной поддержке флорентинцев и венециан опять перешла в руки Марсилия. Он после семимесячного управления умер. Преемником его был Убертино с 1338 года по 1345-й. Он был верный союзник флорентинцев и венециан, приобрел города Монтаньяру, Монселице, Бассано, Кастельбалдо, укрепил замок в Эсте, возобновил стены Падуи, построил палаццо де-Принципи, университет сделал цветущим и исправил дороги, мосты и плотины. При его преемнике Иакове кончена была постройка церкви во имя св.Антония Падуанского.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Но в 1314 г. произошел очередной конфликт интересов. После смерти Генриха Люксембургского противоборствующими партиями были избраны одновременно два короля – Людовик Баварский (1314–1348) и Фридрих Красивый. Папа выступил в поддержку Фридриха Красивого, но тот потерпел поражение от соперника в битве под Мюльдорфом в 1322 г., а победитель презрительно отверг все претензии Римской курии. Он решил лишить власти папу, пребывающего в Авиньоне, путем созыва Собора в Риме. Интересно, что многие итальянцы откровенно приветствовали такое решение, видя в новом императоре посланца Божественного провидения. Всевластие и откровенный софизм Римской курии в деле обоснования неограниченных полномочий главы Апостольского престола вызвали ответную реакцию со стороны светских властителей. Им совершенно не хотелось признавать папу источником своей власти, особенно если учесть, что на другом конце земли восседал полновластный Византийский император, для которого такой проблемы не существовало. Кроме того, специалистам была известна древняя практика, когда окончательную точку в спорах ставил не понтифик, а Вселенский Собор и император, утверждавший его определения. И вскоре французские юристы с присущим им темпераментом доказывали, что папа не является главой Церкви, которая соборно должна решать все важные вопросы. Признавалось также, что папа может быть предан анафеме, как и любой другой смертный. Такой прецедент вскоре был создан: Французский король Филипп Красивый созвал Собор, анафематствовавший уже почившего в Бозе к тому времени папу Бонифация VIII. Дальше – больше. В своем «Dialogus» Уильям Оккам не только отверг светскую власть папского престола, но и подверг сомнению действительность основания папского примата Христом. Марсилий Падуанский и Иоанн де Жандон категорично отрицали божественное происхождение папского примата и сильно сомневались в том, что понтифик является преемником апостола Петра, поскольку его пребывание в Риме недоказуемо на основании Священного Писания . Более того, в своих исследованиях они совершенно подчиняли Церковь светской власти, лишая священноначалие всякой самостоятельности 419 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кончина безвольного патриарха Иосифа в 1652 году совершенно неожиданно изменила курс " русской реформации». Ведущий " ревнитель», духовник самого царя Стефан Вонифатьев смиренно отказался от чести стать предстоятелем Русской церкви. И тогда, по личному выбору царя, на патриаршем престоле оказался высокомерный и властолюбивый Никон, архиепископ Новгородский. Теоретически взгляды Никона на роль Церкви в жизни народа немногим отличались от точки зрения боголюбцев. Как и они, Никон хотел усилить Церковь и укрепить ее роль в стране; как и они, был сторонником русской теократической утопии; как и они, одобрял повсеместное распространение церковного благочестия. Но, в отличие от боголюбцев, ставивших целью органичное духовное возрождение России, в которое были бы вовлечены все слои духовенства и общества, Никон сосредоточился на усилении русского патриаршества, чтобы сделать его способным возглавлять православие как в России, так и всем восточно-христианском мире. Он стремился проводить реформу автократически, с позиции растущей силы патриаршего престола. Взгляды Никона во многих отношениях были близки взглядам папы Иннокентия III, считавшего авторитет папы высшим и беспрекословным, и в своих посланиях Никон часто использовал аргументы Иннокентия для защиты своего патриаршего авторитаризма. Никон также явно надеялся, что Россия освободит весь православный христианский мир и от поляков, и от турок, и тогда он, как глава Русской церкви, станет вселенским вождем всего православия. С другой стороны, вполне сопоставимы реформаторские программы протопопов и " неистового доктора» францисканца Уильяма Оккама или Марсилия Падуанского, который уже в XIV столетии учил, что не один папа с епископами, но только целокупная Церковь , как собор всех " истинно верующих», обладает высшим авторитетом во всех церковных делах. Первое столкновение между протопопами-реформаторами и патриархом Никоном возникло, впрочем, не из спора о полномочиях, а на чисто литургической, обрядовой почве. Видя некоторое различие между русскими и современными им греческими обрядами и богослужебными текстами, патриарх, не созывая церковного Собора, и не посоветовавшись ни с одной из русских церковных инстанций, приказал привести русские обряды и книги в соответствие греческим.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

(4 февраля 1442 г.) Декрет для яковитов 214 Этот, еще один, документ о союзе с Восточными Церквами настаивает, со своей стороны, на необходимости для спасения принадлежать к Церкви. (433, 1351) Святая Римская Церковь твердо верит, исповедует и проповедует, что «никто из тех, кто живет вне Церкви, не только язычники» 215 , но также иудеи, еретики и раскольники, не могут иметь жизни вечной и пойдут в огонь вечный, «уготованный диаволу и ангелам его» [ Мф 25, 41 ], но останутся невредимыми, если воссоединятся с Церковью перед концом своей земной жизни; а также, что единство Тела Церкви столь важно, что церковные Таинства служат спасению только тех, кто пребывает в ней; пост, милостыня, другие благочестивые дела и духовные упражнения принесут им вечные награды. «Ни один человек, сколь велика ни была бы его милостыня, даже если он отдал кровь свою за имя Христово, не может быть спасен, если он не пребывает в лоне и единстве кафолической Церкви» 216 . Булла «Exsurge Domine» папы Льва X (15 июня 1520 г.) Заблуждения Мартина Лютера 217 Многие из сорока одного тезиса Лютера касались Церкви, папы и Собора. В них встречаются идеи Марсилия Падуанского, Виклефа и Гуса. Заблуждения: 1475) 25. Римский Понтифик, Преемник Петра, не является наместником Христа, поставленным Самим Христом в лице Петра над всеми Церквами целого мира. 1476) 26. Слово Христа к Петру: «...что свяжешь на земле...» [ Мф 16,19 ] – распространяется только на то, что связал сам Петр. 1477) 27. Несомненно, что не во власти Церкви или папы устанавливать определения веры, и тем более это относится к законам о нравах или добрых делах. 1478) 28. Если папа думал так или иначе совместно с большой частью Церкви, он не ошибся; но при этом нет никакого греха, ни ереси в том, чтобы думать иначе, прежде всего в вопросе, не являющемся необходимым для спасения, вплоть до такого момента, когда Вселенский Собор осудит одно мнение, одобрив другое. Конституция «Auctorem Fidei» папы Пия VI (28 августа 1794 г.) Заблуждения Синода Пистойи

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

—232— Константина Великого он признавал если не подложной, то несправедливой, так как Константин Великий не имел права отчуждать императорского достоинства, а церковь принимать его. Другой средневековый публицист – Марсильо Падуанский решительно отвергал все, что выводилось из этой грамоты в пользу универсального папского владычества. Не упоминая здесь о других писателях того же самого направления, мы изложим в общих чертах положительные определения средневекового публичного права об отношениях между церковью и государством. Повсюду признаны были следующие принципы государственного права: 1) Принадлежность к католической церкви составляет условие всякой правоспособности. Кто отделяется от нее, тот теряет право на самое существование. Ересь, раскол, отступничество составляют, поэтому, уголовные преступления, которые караются с крайней строгостью. 2) Законы церковные обязательны для всех без исключения, так как государство и общество суть только католические. 3) На мирских правительствах лежит обязанность защищать папу, епископов и клир. Верное исполнение этой обязанности со стороны императоров, как представителей христианского правительства, обеспечивается присягой, какую дают они, на верность церкви, при своей коронации. Нарушение этой присяги сопровождается отлучением от церкви, которое de jure влечет за собою потерю короны и власти и освобождает подданных от присяги на верность своему государю. 4) Образ и пределы участия государства в делах церкви и церкви – в делах государства юридически определяются взаимным соглашением между обеими властями в так называемых конкордатах. § 3. Отношение между церковью и государством на западе со времен реформации. Совершенно иные отношения между церковью и государством установились с XVI века, вследствие церковной реформации Лютера. Лютер, отрицая абсолютную власть папства и всей церковной иерархии в делах религиозных, с другой стороны – нуждаясь во внешней поддержке своего учения, необходимо должен был поставить государственную власть во главе основанных им религиозных обществ. Так произошло совершенно чуждое средним векам понятие о государственной или территориальной

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

так и не вернул. М. П. участвовал в т. н. Римском походе Людовика IV Баварского с целью его имп. коронации вопреки воле папы Иоанна XXII. В нач. 1327 г. присутствовал на имперском съезде в Тренто, где было объявлено о начале этой экспедиции. После коронации Людовика железной короной в Милане М. П. было поручено вершить суд над клириками Миланского диоцеза. На следующий год он прибыл в Рим, где стал одним из главных советников императора. В документах папской канцелярии есть сведения о репрессиях, предпринятых М. П. в качестве имп. викария против рим. клириков, к-рые сохраняли верность папе Иоанну XXII. В нач. 1330 г. М. П. вместе с императором покинул Италию и прибыл к баварскому двору. Активное участие автора «Защитника мира» в предприятиях Людовика Баварского привлекло внимание папской курии. В 1327 г. М. П. был объявлен еретиком и вызван в Авиньон на суд. Папа Иоанн XXII буллой «Licet juxta doctrinam» (23 окт. 1327) осудил еретические заблуждения, содержавшиеся в соч. «Защитник мира». До самой смерти М. П. понтифики постоянно требовали от императора выдать его. М. П. сохранял высокое положение при дворе Людовика Баварского, где, по всей видимости, познакомился с Уильямом Оккамом, отлученным от Церкви и бежавшим из Авиньона к императору вместе с др. францисканцами- спиритуалами . Точная дата и место смерти М. П. неизвестны, однако 10 апр. 1343 г. папа Римский Климент VI публично объявил, что М. П. скончался нераскаявшимся. Сочинения Трактат «Защитник мира» (1324) долгое время считался написанным в соавторстве с Жаном де Жандёном ( Valois. 1906); к настоящему времени это предположение опровергнуто ( Gewirth A. John of Jandun and the Defensor Pacis//Speculum. Camb. (Mass.), 1948. Vol. 23. N 2. P. 267-272). Сочинение представляет собой схоластический трактат из 3 частей (diccio). В начале произведения автор заявляет, что наиболее полное исследование человеческого общества было сделано Аристотелем, хотя им так и не была проанализирована одна из главных причин отсутствия мира - притязания Церкви на светскую власть.

http://pravenc.ru/text/2562404.html

Церкви уже давно нарушает божественный закон. Римские епископы, пользуясь своим авторитетом, подчинили др. епископские кафедры и постепенно получили власть назначать на них своих кандидатов. Т. о., сложилась церковная иерархия. Затем Римские епископы, пользуясь слабостью имп. и королевской властей, узурпировали их прерогативы. Свои притязания они облекли в форму декретов и декреталий (т. е. «канонического права») и выразили в доктрине «plenitudo potestatis» (полноты власти). Для реализации своей власти Римские епископы стали использовать церковное отлучение и интердикт . М. П. утверждал, что эти меры даже в случае их справедливого наложения не являются наказаниями по божественному закону, но лишь предупреждениями о загробном наказании. В случае же их произвольного наложения они не влияют на вечную (посмертную) жизнь христианина. Точно так же бесполезны отпущения грехов, купленные нераскаявшимся грешником. Декреты и декреталии Римских понтификов, с т. зр. М. П., являются человеческими законами, которые часто противоречат тексту Свящ. Писания и, следов., по сути вредоносны (Ibid. II. XIX 6-7; II. XXIII 9; II. XXVI 19). М. П. призывал провести Собор с участием клириков и образованных мирян, к-рый должен был привести организацию Церкви в соответствие с божественным законом. В заключении к «Защитнику мира» М. П. заявил, что готов признать себя еретиком только по решению Вселенского Собора (Ibid. III. III). Отдельным вопросом в представлениях М. П. о Церкви является доктрина евангельской бедности. В «Защитнике мира» он доказывал необходимость для священнослужителей подражать Иисусу Христу и апостолам в образе жизни, порицал роскошную жизнь церковных иерархов и требовал возвращения к евангельской бедности. М. П. считал, что Иисус Христос и Его ученики были абсолютно бедны, не имели собственности. На вопрос, как же они питались, приобретали одежду и раздавали милостыню, он отвечал так: существует юридическое владение, т. е. «право на что-то», к-рое можно отстаивать в суде, и простое пользование, не дающее права собственности, что и было актуально для Иисуса Христа и апостолов (Defensor pacis.

http://pravenc.ru/text/2562404.html

пытается переосмыслить как идеальную власть справедливости. Такая идеализация была возможна, поскольку политическая структура всемирной империи представлялась ему в виде равноправного союза независимых городов и царств, во внутренние дела к-рых император не вмешивается, оставаясь верховным стражем законности. Д. не только отстаивает автономию светской власти, но и бережет чистоту духовного авторитета Церкви. Ведь Бог строит Свои отношения с верующими не на силе закона, а на основе веры, даруя людям свободу. Четкое различение духовной и политической власти позволит, как считает Д., уберечься от злоупотреблений. Духовный авторитет открывает содержательный мир истины и путь к спасению, но он не должен воплощать эти идеалы, прибегая к политической власти. Власть политика дает юридические формы действий и силу для их защиты, но не может предписывать выбор моральных ценностей. Утопия Д. резко отличается от теократических учений блж. Августина и Фомы Аквинского; она противостоит теориям франц. юристов, боровшихся за принцип национальной самостоятельности гос-ва и не признававших мировой империи; она, наконец, в отличие от чисто политических концепций разделения светской и духовной власти Оккама и Марсилия Падуанского содержит положительный религ. и моральный идеал, образ мирового монарха. Католич. Церковь отнеслась к соч. «О монархии» намного суровее, чем к «Божественной Комедии»: в 1329 г. оно было осуждено, а в 1554 г.- внесено в Индекс запрещенных книг. Недостаточно традиц. для Церкви и недостаточно новаторская для юристов франц. короля, эта теория была забыта, но в XIX в. оказалась созвучной консервативной мысли. «Комедия» Д. представляет собой грандиозную лит. мистерию, повествующую о странствии автора в 1300 г. по 3 загробным мирам: аду, чистилищу и раю. Д. создает небывалые по художественной детализации и символической насыщенности картины 9 кругов адской воронки, 9 уровней горы чистилища, 9 небесных миров и райской Розы в Эмпирее, откуда Д. созерцает Пресв. Троицу. Ведомый сменяющими друг друга проводниками - Вергилием , Беатриче и Бернардом Клервоским, герой узнает устройство мира, законы посмертного воздаяния, встречается и беседует с многочисленными персонажами истории и современности.

http://pravenc.ru/text/171353.html

престол папа поддержал его противника - Леопольда I Габсбурга, герц. Австрийского (1308-1326). В т. н. Заксенхаузенской (Третьей) апелляции к буд. вселенскому Собору (1324; MGH. Const. T. 5. P. 722-754) Людовик IV объявил папу Иоанна XXII еретиком в связи с его позицией в споре с францисканцами о «евангельской бедности». На стороне герм. короля выступил итал. мыслитель Марсилий Падуанский , опубликовавший трактат «Defensor pacis» (Защитник мира, 1324). В ответ папа еще раз изложил свое учение в булле «Quia quorundam» от 10 нояб. 1324 г. В 1325 г. генеральный капитул призвал орден к послушанию папе. В 1327 г. главу ордена Михаила из Чезены, продолжавшего упорствовать в своих взглядах, вызвали в Авиньон для объяснений; там он был отстранен от должности генерального министра. Несмотря на папское распоряжение, генеральный капитул, собравшийся 22 мая 1328 г. в Болонье, вновь утвердил Михаила из Чезены на его посту. В ответ Иоанн XXII приказал Михаилу пребывать под арестом (вероятно, домашним), но тот ослушался и вместе с Бонаграцией и Уильямом Оккамом († 1347) бежал из Авиньона под защиту императора, за что папа наложил церковное отлучение на всех троих. В это же время кор. Людовик IV вошел в Рим и был провозглашен императором. Несогласного с этим папу Иоанна XXII король объявил еретиком и антихристом. На Папский престол в Риме был избран францисканец-спиритуал Пьетро Райнальдуччи (антипапа Николай V (1328-1330)). В 1329 г. главой ордена францисканцев был избран Джерардо Одони († 1349), ближайший друг папы Иоанна XXII; он способствовал примирению ордена с законным понтификом. В период схизмы в католической Церкви в ордене францисканцев оформилось отдельное течение обсервантов, сторонников строгого соблюдения устава, в т. ч. обета бедности. На Констанцском Соборе (1414-1418) обсерванты получили своего викария, а с 1446 г. викарий обсервантов стал независим от генерального министра ордена. В 1517 г. орден был официально разделен на обсервантов и конвентуалов , причем последние получили диспенсацию от соблюдения обета бедности (буллы «Omnipotens Deus» от 12 июня 1517 и «Licet alias» от 6 дек.

http://pravenc.ru/text/2577745.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010