Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРСИЛИЙ ПАДУАНСКИЙ [Лат. Marsilius Patavinus, Marsilius de Padua] (80-е гг. XIII в., Падуя - до 10.04.1343, Бавария), средневек. политический мыслитель, автор трактата «Защитник мира» (Defensor pacis), в к-ром представил радикальную для своего времени трактовку взаимоотношений светской и духовной властей: отвергал сложившуюся церковную иерархию и отрицал правомерность наличия у католич. Церкви политической власти. Жизнь Род. в семье Майнардино, представители к-рой в XII-XIV вв. были судьями и нотариусами в Падуе. По окончании фак-та свободных искусств Парижского ун-та в 1313 г. в течение нескольких месяцев исполнял там должность ректора. Затем вернулся в Падую, где стал каноником кафедрального собора. В 1316 и 1318 гг. получил от папы Римского Иоанна XXII 2 церковных бенефиция. В это время подружился с поэтом и историком Альбертино Муссато, также был знаком с врачом и философом Пьетро д " Абано. Падение гвельфского (см. Гвельфы ) правительства в Падуе в 1318 г. и фактическое упразднение там коммуны заставили М. П. бежать из города. Он неожиданно перешел на сторону гибеллинов, противников папы Иоанна XXII,- Кангранде делла Скала, правителя Вероны, и Маттео Висконти, синьора Милана. По их поручению в 1319 г. М. П. отправился к французскому принцу Карлу (впосл. кор. Карл IV) с предложением встать во главе гибеллинской лиги. Потерпев неудачу, вернулся в Парижский ун-т, где получил степень бакалавра медицины. В нач. 20-х гг. XIV в. имел врачебную практику в Париже, одновременно приступил к занятиям на теологическом фак-те. 24 июня 1324 г. М. П. закончил работу над своим главным трудом - трактатом «Защитник мира». Неизвестно, распространялся ли трактат анонимно; под своим именем автор обнародовал его только 2 года спустя. По всей видимости, между 1324 и 1326 гг. М. П. вместе с другом Жаном де Жандёном бежал из Парижа, взяв в долг у университетских магистров крупные суммы, которые впосл.

http://pravenc.ru/text/2562404.html

Брент Аллен Скачать epub pdf 7. Заключение Мы начали свое исследование с характеристики критических исследований наследия Игнатия в контексте Англии XVII столетия и споров Ашера с пуританами. Ключевым вопросом была форма церковного управления, дающая право церкви называться истинной. Также это был вопрос политического устройства общества, по крайней мере до Локка, и он совершенно не касался отделения церкви от государства или оценки законности правительства, которое можно было отделить от религиозных притязаний, даже если бы эти притязания понимались в утилитарных терминах относительно гражданского мира, как у Марсилия Падуанского. Божественное право королей шло рука об руку с божественным правом епископов управлять церковью. В таком контексте подлинность писем средней редакции, написанных Игнатием в конце апостольского периода, была вопросом о законности управления церкви епископами, а также законности гражданского правительства, которое епископы благославляли. Поэтому, отрицая подлинность писем Игнатия, континентальные протестанты и английские пуритане защищали также пресвитерианское управление своих церквей и гражданское правительство, правомочность которого, по их утверждению, следовало установить также, как и правомочность церквей. Совершенно ясно, что мой аргумент в пользу подлинности средней редакции не поддерживает ни одну из сторон тех исторических дебатов. Нарисованный мною потрет Игнатия – это портрет епископамиссионера, входящего в интеллектуальную среду определенной культуры с тем, чтобы полностью преобразить ее, к большому недоумению традиционных сторонников веры, из среды которых он вышел. Игнатий был готов переосмыслить церковное управление в терминах языческих религиозных культов с их сакральными предметами и в терминах их ведущих священнослужителей, изображавших божество и в некотором смысле становившихся божеством в разыгрывавшемся ими религиозном действе. Посланники городов во время Второй софистики, возрождавшие идеалы города-государства IV столетия до P. X., устанавливали между собой соглашения homonoia, в которых признавалось единство автономных городов в пределах греческого идеала. Игнатий наделил функциями этих послов представителей клира, которые как божественные послы и божественные «гонцы» убеждали малоазийские церкви в необходимости единства посредством принятия иерархии, сосредоточенной вокруг единоправного епископа 388 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Antioh...

Б. во главе с чеш. кор. Иоанном Люксембургом (1310-1346) и австр. герц. Леопольдом I Габсбургом (1308-1326), младшим братом герц. Фридриха Красивого. 27 июля 1324 г. к союзу присоединился также франц. кор. Карл IV Красивый (1322-1328). Л. Б. был вынужден пойти на соглашение с находившимся у него в плену Фридрихом Красивым, объявив его своим соправителем (сент. 1325). Это решение не привело к завершению конфликта, поэтому в янв. 1326 г. Л. Б. объявил о готовности отречься от престола, если папа в течение 6 месяцев признает королем Фридриха. Папа Иоанн XXII, делавший ставку на поддержание в Германии политической нестабильности, отказался принять это условие. Смерть австр. герц. Леопольда I (февр. 1326) укрепила положение Л. Б. в Германии. В следующем году он лично участвовал в походе в Италию и 31 мая 1327 г. в Милане был коронован железной короной короля Италии. К тому времени при дворе Л. Б. находились Марсилий Падуанский и его единомышленник Жан из Жандёна (Иоанн Яндунский); они оказывали заметное влияние на политику короля. В нач. 1328 г. Л. Б. вступил в Рим, который с весны 1327 г. находился под контролем горожан, восставших против папского викария кор. Роберта Анжуйского. Хотя, согласно сложившейся традиции, проводить имп. коронацию имел право только папа Римский, 17 янв. 1328 г. сенатор Рима Дж. (Шарра) Колонна (по некоторым источникам, совместно с Джакомо Альберти, еп. Кастелло, отлученным от Церкви папой Иоанном XXII за поддержку Л. Б.) от имени «римского народа» возложил на Л. Б. имп. корону. 18 апр. император объявил о низложении Иоанна XXII, уличив его в еретических взглядах и обвинив в подстрекательстве к войне. 12 мая папой был провозглашен «избранный римским народом» францисканец Пьетро Райнальдуччи из Корваро (см. Николай V , антипапа), к-рый 22 мая совершил повторную имп. коронацию Л. Б. Однако уже в авг. 1328 г. отношения Л. Б. с римлянами испортились и он вынужден был покинуть Рим. К имп. двору прибыли отлученные Иоанном XXII от Церкви бывш. глава ордена францисканцев Михаил из Чезены и его сторонники (в т. ч. Оккам). Под их влиянием Л. Б. вновь обвинил Иоанна XXII в ереси, но к нач. 1330 г. военные неудачи и финансовые затруднения привели к развалу коалиции гибеллинов в Италии. Большинство городов Папской обл. (в т. ч. Рим) объявили о покорности папе Иоанну XXII; летом 1330 г. антипапа Николай V обратился в Авиньон, надеясь получить прощение и отпущение грехов.

http://pravenc.ru/text/2561066.html

В следующую же затем эпоху – с XIV–XVIII в., когда папство, достигшее высоты своего величия в предшествующие века, начало быстро клониться к упадку и когда поэтому и ореол, окружающей папский престол, начал быстро уступать место печальной действительности, количество лиц, ратующих за это истинно-христианское, национальное направление в церкви усилилось на западе до небывалых размеров. Таковы напр. в XIV в. ученые юристы Марсилий Падуанский, Иоанн Яндунский, известный философ- номиналист Вильгельм Оккам, в XV в. – кардинал д’Альи (d’Ailly), Иоанн Жерсон и Николай Клеманжис, в XVI и XVII вв. – ученые Эдмунд Рихер, Петр Дюпюи и известный Боссюэт, в XVIII в. знаменитый канонист Бернард Эспен, трирский епископ Николай Гонтгейм, великий герцог Леопольд Тосканский и многие другие. С наступлением XIX века это направление лучших представителей римско-католической церкви, не смотря на значительное сравнительно с XVIII столетием усиление ультрамонтанства, продолжало существовать и развиваться, особенно в Германии и Швейцарии. В первой еще в двадцатых годах оно заявило себя в том характере, который приняла католическая богословская наука в университетах фрейбургском и тюбингенском и который нашел себе выражение в четырехмесячном (Quartalschrift) журнале, издаваемом тюбингенскими профессорами Дреем, Гербстом, Шригером и Фейльмозером. В журнале этом с одной стороны постоянно высказывалось осуждение все более и более усиливавшегося учения об абсолютной монархической власти и непогрешимости папства, с другой – желание реформ для возрождения и внутреннего обновления римской церкви, в роде введения в богослужение общедоступного, народного языка, распространения Библии среди мирян, уничтожения многих церемоний, вызывавших суеверие в народе и пр. В более позднее время, в 40-х и 50-х годах, это направление нашло себе выражение в движении, поднятом Черским и Ронге и известном под именем «немецкого католицизма». 11 Немецкий католицизм на первых порах его существования совершенно отвергал учение о наместничестве Иисуса Христа на земле, вычеркнув даже самое слово «папа» из своей вероисповедной системы, признавал св. Писание и никейский символ единственными источниками вероучения, принимал семь таинств, в евхаристии видел присутствие истинного тела и крови Христовой, которые приносятся не только за живых, но и за умерших, учение о чистилище заменил учением, что в дому Отца обители многи, что человек по степени своего усовершенствовала мало-помалу доходит до полного созерцания Бога и что поэтому молитвы за умерших полезны и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

Идеи Г. получили развитие в трудах богословов и юристов, связанных со службой королю. Согласно трактату Иоанна Парижского «De potestate regia et papali» (О власти королевской и власти папской, 1302-1303), король получает власть непосредственно от Бога, без посредничества папы, поэтому он абсолютно независим от папы в светских делах. Сутью королевской власти провозглашалось обеспечение общего блага подданных. Идея превращения духовенства в орудие в руках гос-ва нашла выражение в трудах легиста П. Дюбуа. Он отрицал право папы смещать королей или освобождать его подданных от клятвы верности, а в трактате «De recuperatione Terrae Sanctae» (Об отвоевании Святой земли) провозгласил идею верховенства церковного Собора над папой. Парижские теологи Марсилий Падуанский и Жан Жанден впервые обосновали доктрину суверенитета светской власти, ее независимости от власти духовной и принцип подчинения национальной Церкви власти короля. В их трактате «Defensor pacis» (Защитник мира, 1324) католич. Церковь описывалась как общественный институт, зависимый от гос-ва, к-рое в свою очередь было призвано гарантировать одновременно и материальное благополучие, и духовное спасение своих членов. В XIV в. королевская власть напрямую не посягала на привилегии папы, пытаясь лишь ограничить их. В основе королевской политики лежала идея о несоответствии статуса католич. Церкви, требующей финансового и юридического иммунитета, и новых принципов светской власти, где король обладал юрисдикцией над определенной территорией и всеми подданными. Важной вехой на пути усиления королевской власти явился Венсенский Собор (1329), на к-ром были заложены основы вмешательства королевского суда в юрисдикцию католич. Церкви. Результаты Собора сказались на повседневной практике королевского судопроизводства. Отныне в ее основе лежал принцип разделения светской и духовной властей. Король Франции объявлялся защитником Церкви, соединяя в своих действиях обе сферы жизни. Сильным импульсом в формировании идей Г. стало «Авиньонское пленение пап» , отчасти поставившее папство в зависимость от власти франц. королей.

http://pravenc.ru/text/161574.html

III 15). В XIV в. Д. м. т. подверглась критике со стороны ряда авторитетных мыслителей, поднявших новые проблемы взаимоотношения Церкви и гос-ва. Марсилий Падуанский в труде «Defensor pacis» (Защитник мира, 1324) выступил с критикой Д. м. т. (Defensor pacis. II 28) и обосновал принцип народного согласия как основы светского и церковного правления (Ibid. I 3. 4). В XIV-XV вв. Д. м. т. стала реже использоваться в политических и правовых дискуссиях и постепенно утратила свое значение. Лит.: Герье В. И. Расцвет западной теократии. М., 1916; Leclerc J. L " argument des deux glaives (Luc 22. 38) dans les controvèrses politiques du moyen âge: Ses origines et son développement//RechSR. 1931. Vol. 21. P. 299-339; Arquillière H. -X. Origines de la théorie des deux glaives//Studi Gregoriani per la storia di Gregorio VII e della riforma gregoriana. R., 1947. Vol. 1. P. 501-521; Stickler A. M. Il «Gladius» nel registro di Gregorio VII//Ibid. 1948. Vol. 3. P. 89-103; idem. Sacerdotium et regnum nei decretisti et primi decretalisti: Considerazioni metodologiche di ricerca e testi. Torino, 1953; idem. «Imperator vicarius Papae»: Die Lehren der französisch-deutschen Dekretistenschule des 12. und beginnenden 13. Jh. über die Beziehungen zwischen Papst und Kaiser//Mittheilungen des Inst. für Österreichische Geschichtsforschung. Graz, 1954. Bd. 62. S. 165-212; Levison W. Die mittelalterliche Lehre von den beiden Schwertern//DA. 1952. Bd. 9. S. 14-42; Hoffmann H. Die beiden Schwerter im hohen Mittelalter//Ibid. 1964. Bd. 20. S. 78-114; Bischinger M. Die Zwei-Schwerter-Theorie: Exegese-gesch. Untersuch. über die Interpretation von Lk 22. 35-38: Diss. W., 1971; Берман Г. Западная традиция права: Эпоха формирования: Пер. с англ. М., 1994. С. 101-118, 195-217, 263-280. Д. Ю. Полдников Рубрики: Ключевые слова: АДВОКАТ должность, предполагающая осуществление нек-рых властных полномочий и представительство сторон в суде АДМИНИСТРАТОР в структуре католич. Церкви общее название различных должностей управляющих: апостольский администратор, приходской администратор, управляющий церковным имуществом

http://pravenc.ru/text/171523.html

Для каждой сферы он определял категории блага и зла: благо состоит в балансе (баланс элементов в организме - это здоровье; баланс человеческих действий в человеческом обществе - это благая жизнь, т. е. мир), а зло - в отсутствии баланса (в этом также видно влияние средневек. медицины). Две высшие сферы жизни регулируются законами. Человеческие (гражданские) законы (lex humana) устанавливаются людьми как стандарт справедливости для сохранения мира внутри сообществ. Объектом регулирования законов являются, по мнению М. П., только те человеческие действия, которые влияют на других людей. Т. о., по человеческому закону нельзя судить человека за невысказанные им мысли. Под «человеческими законами» М. П. понимал не только записанный законодательный акт, но и обычаи, постановления, всенародные решения и папские декреталии. В каждом человеческом законе установлена санкция за его неисполнение, она всегда носит земной характер, т. е. наказанием за нарушение человеческого закона не могут быть муки ада после смерти. Судья человеческого закона - это всегда человек или коллегия людей. Божественный закон (lex divina) регулирует действия христианина в перспективе вечного спасения или погибели. Он регламентирует все человеческие действия, даже те, к-рые не оказывают влияния на других людей (напр., человек может мысленно прелюбодействовать, это так же нарушает божественный закон, как и открытый разврат). Божественный закон выражен в Свящ. Писании, состоящем из Старого, или Моисеева, закона (ВЗ) и Евангельского закона (НЗ). Старый закон - это лишь часть Евангельского закона, т. е. предписания ВЗ должны исполняться христианином только тогда, когда они соответствуют и не противоречат тексту НЗ (напр., месть, одобряемая Старым законом, запрещена Евангельским и, следов., нарушает божественный закон). М. П. считал единственным верным способом толкования текста Свящ. Писания его букв. понимание; аллегорическое и метафорическое толкование, противоречащее буквальному, является, по его мнению, ложным.

http://pravenc.ru/text/2562404.html

Колонна превозносил роль Римских понтификов в «переносе» (translatio) империи от одного народа к другому. В своем трактате М. П., заимствуя иногда обширные куски из текста Колонны, трактует те же события с противоположной т. зр., подчеркивая неучастие Церкви в этом процессе. Трактат «О юрисдикции императора в брачных делах» (De iurisdictione imperatoris in causis matrimonialibus) - полемический труд, написанный в 1341 г. и посвященный конфликту Людовика Баварского с папой Римским Бенедиктом XII . Император хотел женить старшего сына Людвига на Маргарите Маульташ, дочери герцога Каринтии и графа Тироля. Однако невеста не смогла добиться безупречного с позиций канонического права развода с 1-м мужем, а кроме того, состояла в кровном родстве с женихом. Это стало причиной попыток понтифика воспрепятствовать бракосочетанию, которое все же состоялось в 1342 г. Труд М. П. имел целью доказать независимость императора в брачных вопросах от власти папы. Трактат с аналогичным названием в это же время написал Оккам. Соч. «Младший защитник» (Defensor minor) было создано М. П. незадолго до смерти (в 1341-1343) как своеобразное дополнение к трактату «Защитник мира» и оправдание его. По-видимому, трактат появился как ответ на критику экклезиологии М. П. со стороны его противников, выступавших в защиту Папского престола. Учение М. П. Под влиянием Аристотеля М. П. признавал 4 вида причин (материальные, формальные, целевые и действующие), а также 2 их качественных состояния (первичные и вторичные). Почти все современные ему авторы, писавшие о власти, концентрировались на целевой первичной причине всякого явления (так, для католич. св. Фомы Аквинского целевая причина земной власти - лучшая форма правления), М. П. в своих рассуждениях делал акцент на непосредственной (вторичной) действующей причине (непосредственная действующая причина земной власти - совокупность граждан) (Defensor pacis. I. VI 10). Такой подход в целом был аналогичен стратегии средневек. медицины. Для М. П. существовали 3 четко отделенные друг от друга сферы жизни: естественная, присущая всему живому; гражданская, присущая всем людям; вечная, присущая только христианам.

http://pravenc.ru/text/2562404.html

Имп. Людовик IV Баварский. Рельеф папского дворца в Авиньоне. XIV в. Имп. Людовик IV Баварский. Рельеф папского дворца в Авиньоне. XIV в. В февр. 1330 г. Л. Б. вернулся в Германию, где его положение было достаточно прочным, особенно после смерти соправителя Фридриха Красивого (13 янв. 1330). Император пользовался поддержкой большинства городов, на его стороне была и значительная часть духовенства, хотя до конца жизни он оставался формально отлученным от Церкви. В 1-й пол. 30-х гг. XIV в. Л. Б. пытался достичь соглашения с Габсбургами, Иоанном Люксембургом, папой Иоанном XXII и его преемником Бенедиктом XII (1334-1342). В июле 1337 г. император договорился с англ. кор. Эдуардом III (1327-1377) о совместных военных действиях против Франции, но эти планы не были реализованы. В мае 1338 г. имперский сейм во Франкфурте поддержал Л. Б. как законного правителя, на его стороне было и большинство курфюрстов. 16 июля 1338 г. на встрече в Ренсе (на Рейне) курфюрсты обнародовали соглашение, устанавливавшее правила выборов герм. короля и их полномочия как выборщиков. По этому соглашению апробация выборов папой Римским отменялась. Л. Б. подтвердил этот документ, издав имперский закон «Licet iuris» (6 авг. 1338, Франкфурт), к-рый утверждал, что избранный король одновременно становится императором, получая сан от Бога, а не от папы Римского. За папой сохранялось лишь право провести церемонию коронации. 6 авг. 1338 г. Л. Б. издал имперский мандат «Fidem catholicam» о своей приверженности католич. вере, он отстаивал легитимность своей власти, объявлял папское отлучение недействительным и запрещал повиноваться папскому интердикту. Впосл. эти документы вошли в корпус правовых документов Свящ. Римской империи и использовались курфюрстами и герм. королями для противодействия папским притязаниям. В последние годы правления Л. Б. стремился консолидировать герм. владения и закрепить их за своей семьей. После начала боевых действий между Англией и Францией (осенью 1339) он фактически разорвал союз с англ. кор. Эдуардом III и безуспешно попытался выступить посредником между воевавшими сторонами. Не имели успеха и очередные попытки императора достичь соглашения с папой Бенедиктом XII и его преемником Климентом VI (1342-1352). В 1340 г., после пресечения правившей в Н. Баварии ветви династии Виттельсбахов, Л. Б. унаследовал это герцогство, объединив т. о. под своей властью всю Баварию. Осенью 1341 г. он попытался установить контроль над Тиролем, добившись развода Маргариты, графини Тирольской, с Иоганном Генрихом Люксембургом и выдав ее замуж за своего старшего сына Людовика. Трактаты, обосновывавшие законность развода, написали Марсилий Падуанский (Tractatus de jurisdictione imperatoris in causis matrimonialibus, 1341) и Оккам (Consultatio de causa matrimoniali, 1341), по-прежнему находившиеся под покровительством Л. Б.

http://pravenc.ru/text/2561066.html

Парижские преподаватели, францисканцы Марсилий Падуанский и Жан Жанден, в противовес папскому абсолютизму выдвинули соборный принцип (конциляризм), примат светской (имперской) власти над папством. Марсилий в 1312 году был ректором Парижского университета. Философ Жан Жанден под воздействием аверроистских идей в 1324 году написал произведение «Страж мира» («Defensor pacis»), которое вручил Людвигу Баварскому. В 1326 году, спасаясь от папской инквизиции, он со своими единомышленниками бежал ко двору Людвига. (В частности, Марсилий поступил на службу к Людвигу в качестве врача.) Согласно теории Жана Жандена о государстве, последнее стоит над церковью, а император над папой. Государство и церковь в равной степени опираются на принцип верховенства народа. Папы и короли правят по поручению народа, но, если они злоупотребляют возложенной на них народом властью, народ вправе сместить их. Принцип верховенства народа исключал папский абсолютизм, неограниченное осуществление примата папы внутри церкви, а тем более - вне ее, в светских делах. В этой концепции просматривается переплетение принципа римского права, требующего равную подчиненность подданных, с сословным правом на сопротивление и с принципами городского самоуправления. Идеи Марсилия и Жандена восходят к Фоме Аквинскому. У Фомы Аквинского государство еще включено в божественную объективную систему, в естественное право. Продолжатели его идей уже разработали принцип сословной конституционности. Фома был еще далек от политики, Марсилий и его сторонники своими памфлетами активно участвовали в политике на стороне императора против папского абсолютизма. В соответствии с переданной в 1326 году Людвигу Баварскому в Регенсбурге книгой «Страж мира» стражем мира является император. Папы разрушили естественный мир своими властными устремлениями. Задача императора - восстановление и защита порядка. По их мнению, совершенное общество (societas perfecta) - это государство (а не церковь). Марсилий и его сподвижники распространили идею сословности в качестве реализации принципа верховенства народа и на церковь. Несомненно, однако, что права, касающиеся верховенства народа, ограничивались лишь привилегированными классами, прежде всего сословным собранием, а в церкви - собором, состоящим из представителей высшего духовенства. В соответствии со смыслом этой теории отрицался примат папы, божественное происхождение церковной иерархии. Вселенский собор рассматривался как стоящее над папой высшее, занимающееся исключительно проповеднической и вероучительской деятельностью учреждение. Таким образом, осуществление сословности нашло свое выражение внутри церкви в принципе «собор выше папы» (concilium supra papam).

http://sedmitza.ru/lib/text/441632/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009