Б. стало последним важным событием в средневек. борьбе папства и империи. 8 окт. 1323 г. Иоанн XXII объявил Л. Б. узурпатором и потребовал от него не позднее, чем через 3 месяца отказаться от власти в Германии и др. частях империи, а также принести покаяние. Тот отказался и 18 дек. издал в Нюрнберге т. н. Первую апелляцию, обосновывая свои права на престол (MGH. Const. T. 5. P. 616-619, 641-648). Л. Б. поддержали генеральный министр ордена францисканцев Михаил из Чезены и спиритуалы (фратичелли), занимавшие антипапскую позицию в споре о «евангельской бедности» Церкви ( Убертино да Касале , Уильям Оккам и др.). На стороне Л. Б. выступил итал. мыслитель Марсилий Падуанский , опубликовавший трактат «Защитник мира» (Defensor pacis, 1324), в котором отрицал верховенство папы над светскими государями и заявлял о необходимости полного подчинения Церкви светской власти. Имп. Людовик VI Баварский назначает англ. кор. Эдуарда III викарием. Миниатюра из " Хроники " Жана Фруассара. Ок. 1410 г. (Den Haag/Koninklijke Bibliotheek. KB. 72 A 25) Имп. Людовик VI Баварский назначает англ. кор. Эдуарда III викарием. Миниатюра из " Хроники " Жана Фруассара. Ок. 1410 г. (Den Haag/Koninklijke Bibliotheek. KB. 72 A 25) 23 марта 1324 г. папа Иоанн XXII отлучил Л. Б. от Церкви. Это привело к формированию княжеской оппозиции в Германии, где Л. Б. пришлось вести борьбу против Люксембургов и Габсбургов. 22 мая того же года в т. н. Заксенхаузенской (Третьей) аппеляции к буд. вселенскому Собору (MGH. Const. T. 5. P. 722-754) Л. Б. оспорил право папы Римского утверждать кандидатуру избранного герм. курфюрстами короля, а также объявил Иоанна XXII еретиком в связи с его позицией в споре с францисканцами о «евангельской бедности». Лат. и нем. версии Заксенхаузенской апелляции были известны в Германии, но официально в папскую курию текст апелляции доставлен не был. 17 июля 1324 г. папа объявил Л. Б. низложенным, а на всех, кто будут его поддерживать, наложил церковное отлучение и интердикт . Это решение ускорило консолидирование в Германии противников Л.

http://pravenc.ru/text/2561066.html

Оба направились под защиту Людвига Баварского, который в этот период вел острый спор с Иоанном XXII, ибо папа не признал его избрания германским королем и в 1324 г. предал его анафеме. При дворе Людвига находился также другой ученый и юрист — Марсилий Падуанский (ок. 1275—1343), автор труда «Defensor pacis» («Защитник мира»), в котором ставил под сомнение концепцию папы о власти церковной иерархии. Таким образом, укреплялась антипапская оппозиция, которая носила характер не только доктринальный, но и политический. Людвиг Баварский, не признав папской анафемы, совершил поход на Рим, где и состоялась его коронация императорской короной (17 января 1328 г.). При этом Людвиг подчеркнул, что принимает корону по «воле народа», а не папы. Затем он провозгласил детронизацию Иоанна XXII и на его место назначил францисканца-спиритуала, который принял имя Николай V. Изгнанный через два года из Рима населением города, он сдался на милость Иоанна XXII, который заточил его в монастырь. Иоанн XXII неоднократно высказывался по доктринальным вопросам. Конституцией «In agro dominico» от 27 марта 1329 г. папа осудил 26 тезисов известного теолога Иоганна Экхарта (1260—1327), доминиканца, главного представителя западного христианского мистицизма, который противопоставлял «религии закона и бездушного авторитета» «религию сердца и интуиции». В конце жизни Иоанн XXII трижды в своих проповедях провозглашал идею, что после смерти души спасенных христиан не лицезреют бога непосредственно, а находятся sub altare (под мистическим небесным алтарем) в ожидании последнего суда и воскресения. Папские высказывания возмутили многих теологов, которые признали их противоречащими традиционной доктрине католицизма, гласящей, что спасенный человек наслаждается на небе непосредственно лицезрением бога. Под нажимом кардиналов папа за день до смерти признал свои взгляды ошибочными. При Иоанне XXII был утвержден кодекс церковного права, который называли климентинским — по имени папы Климента V, выступившего инициатором его создания.

http://sedmitza.ru/lib/text/442490/

М. П. утверждал, что Церковь представляет собой «корпорацию верующих» (universitas fidelium), членами к-рой являются все верующие, как клирики, так и миряне. Священники обладают двойным статусом. Во-первых, они члены гражданских сообществ (империи, королевства, города), и в этой ипостаси их функции совпадают с задачами языческих жрецов в древнегреч. полисах: они должны сохранять порядок в нравственной сфере, которая не поддается регламентированию человеческими законами. При этом светские власти могут делегировать священникам часть своих полномочий и устанавливать среди них иерархию. Во-вторых, священники - наследники апостолов, таинством Рукоположения они получают власть, даруемую Иисусом Христом. С помощью этой власти священник может направить христианина к спасению и уберечь от вечной погибели. Однако эта власть не является принуждающей, и в ней все священники (от простого каноника до Римского папы) равны: «принципат или принуждающую юрисдикцию над каким-либо клириком или мирянином, даже будь он еретиком, ни один епископ или священник… иметь не может» (Defensor pacis III. II 14). Т. о., М. П. полагал, что совр. церковная иерархия установлена людьми и может быть упразднена (Ibid. II. II). По мнению М. П., Церковь должна сохранять единство в вопросах толкования Свящ. Писания и богослужения, для чего необходимо созывать Вселенские Соборы. В свое время именно Вселенские Соборы установили неравенство священников и епископов для поддержания порядка в общении верующих. Однако соборные решения - лишь рекомендации, к-рые могут стать законами только по воле светских властей (так, исполнением постановлений первых Вселенских Соборов в Римской империи занимались императоры). Но и в этом случае подобные законы будут человеческими (их неисполнение грозит земным наказанием), а не божественными (их неисполнение грозит наказанием после смерти), поскольку божественный закон полностью выражен в тексте Свящ. Писания (Ibid. II. XX). М. П. полагал, что современное ему устройство католич.

http://pravenc.ru/text/2562404.html

Франциск Ассизский собирает кровь Иисуса Христа. 1490–1500 гг. Худож. Карло Кривелли (Галерея Польди-Пеццоли, Милан) К этому времени Людовик Баварский предъявил претензии на владения Свящ. Римской империи в И. и оказал военную поддержку правителю Милана Галеаццо Висконти и др. лидерам гибеллинов. 8 окт. 1323 г. папа Иоанн XXII потребовал от Людовика Баварского отречься от управления империей, а после отказа отлучил его от Церкви. Конфликт папы и герм. короля нашел отражение в ряде полемических сочинений, посвященных проблеме взаимоотношений светской и духовной властей, напр. в трактате итал. мыслителя Марсилия Падуанского «Защитник мира» (Defensor pacis, 1324), где отрицалось верховенство папы над светскими государями и заявлялось о необходимости подчинить Церковь светской власти. В нач. 1327 г. герм. король прибыл в Милан, где он был коронован рим. королем, а в нач. 1328 г. вступил в Рим, к-рый с апр. или мая 1327 г. находился во власти горожан, восставших против кор. Роберта Анжуйского. 17 янв. от имени «римского народа» сенатор Рима Шарра Колонна возложил на Людовика Баварского имп. корону (согласно традиции, проводить имп. коронацию имел право только папа Римский), а 18 апр. собравшимся на площади перед базиликой св. Петра мирянам и римским клирикам он объявил, что папа Иоанн XXII низложен из-за его еретических воззрений. 12 мая папой был провозглашен францисканец Пьетро Райнальдуччи из Корваро (см. Николай V , антипапа). Однако, когда в нач. 1330 г. вследствие военных неудач и развала коалиции гибеллинов Людовик Баварский покинул И., большинство городов Папской области (в т. ч. Рим) объявили о покорности Иоанну XXII, а антипапа обратился в Авиньон за прощением и отпущением грехов. Ситуацией в Сев. Италии, раздираемой противостоянием гвельфов и гибеллинов, воспользовался кор. Богемии Иоанн I Люксембургский. В дек. 1330 г. он оказал помощь жителям Брешии, осажденной сторонниками императора, в следующем году подчинил Бергамо, Павию, Верчелли и Новару и города на границах Папской области - Парму, Реджо и Модену; после переговоров с Папским престолом Иоанн I Люксембургский передал эти города под власть папы, а затем вновь получил их уже как папское держание. Папа Иоанн XXII одобрял проект создания в Ломбардии гвельфского (пропапского) государства под властью Иоанна Люксембургского. Противниками этого плана были кор. Неаполя Роберт Анжуйский и городские коммуны Ломбардии, объединившиеся в т. н. Феррарскую лигу. В 1332 г. Бергамо, а затем и др. города (Брешиа, Модена, Павия) оказались под властью миланских правителей из рода Висконти; Иоанн Люксембургский покинул И. (1333).

http://pravenc.ru/text/2033697.html

В период Раннего Средневековья Запад и Восток Европы остаются еще достаточно близкими в духовной области; это подтверждается, в частности, династическими связями Византии и Киевской Руси с ведущими государствами Европы. Языческому, варварскому отношению к месту человека в этом мире, в биосфере, могло противостоять только истинное христианство, но от него все дальше и дальше отходили западные страны. Происшедшее в 1054 г. отделение римо-католической церкви лишь юридически оформило уже явно обозначившееся размежевание двух мировоззрений - православного, сбалансированного с биосферой, и еретического, потребительского. Это обусловило более быстрый прогресс Запада, то есть количественное и качественное изменение и развитие всех аспектов существования цивилизации, несущее в себе по самой своей природе нестабильность, деградацию и конечную гибель - изначально в духовной, а затем и в физической сферах. Католичество, отделившись от православия, заявляет претензии не только на духовную, но и на светскую власть. Длительный конфликт римских пап и германских императоров хорошо известен в истории. Этот конфликт, а также безнравственное поведение папства и его окружения, подрывает у народов Запада веру в духовную власть. Возникает идея о необходимости повиноваться не папе, а светскому главе государства, поскольку последний является " уполномоченным " народа, осуществляющим его чаяния и стремления. Эта принципиально новая мысль высказывается в трудах Марсилия Падуанского, Уильяма Оккама и Жана Жандена уже в XIV в. Упоминается также о новом суверене, каковым является народ (Марсилий Падуанский, Данте). По иронии судьбы Православную Церковь на Западе называют " ортодоксальной " , тем подтверждая ее неразрывную связь с истинным учением Спасителя. Последующая самоизоляция Руси - прямое следствие этого идеологического размежевания. Весь Запад стал считаться " поганым " и это емкое понятие полностью осмысливается только сейчас. В результате изменения политической ситуации, Московский царь занимает место царя Византии. " В 1561 году, - пишет Вл. Сокольский, - венчавшийся еще в 1547 году на Царство Великий Князь Московский Иоанн IV был утвержден в сане царя соборною грамотою Вселенского Патриарха Иоасафа и духовенства Восточной Церкви. В этой грамоте Царь Московский рассматривается как состоящий в том же отношении к Церкви, в котором состояли прежде Греческие Цари. Замечательно, что Патриарх и Собор называют Иоанна своим царем.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

н. внутреннюю капеллу (capella intrinseca), ведавшую вопросами богослужения при курии, боролся против коррупции и взяточничества среди куриальных служащих. Первые записи решений папского трибунала Rota Romana относятся к его понтификату. Б. вернул кафедральным капитулам и мон-рям право самим избирать настоятелей, существенно ограничил практику получения комменд и диспенсаций , а также т. h.«expecmanmia» - предварительной раздачи бенефициев до того, как они стали вакантными. Папские доходы, к-рые в результате этих мер сократились более чем на треть, Б. предназначал для раздачи милостыни, строительства храмов, покупки литургического облачения, утвари и книг. В понтификат Б. в папской тиаре появилась 3-я корона, и возникло ее толкование как символа тройственных прав папы - верховного первосвященника, судьи и законодателя. Реформа монашества, проводимая Б., затрагивала в первую очередь старые ордена. Комиссия из представителей монашеских орденов и кардиналов подготовила постановления против бродячих монахов, предписав им вернуться в монастыри, и против перехода в др. ордена. Адм. организацию, богослужение и нормы общежития в мон-рях, вопросы судебной юрисдикции и учебы монахов регламентировали указы Б. о реформе отдельных орденов: цистерцианцев (1335), бенедиктинцев (1336), францисканцев (1336) и регулярных каноников (1339). Др. подготовленные им постановления были обнародованы его преемником Климентом VI . Большая часть реформенных преобразований Б. не достигла результата из-за краткости его правления. Ученый теолог, Б. принимал активное участие в богословских спорах. Он выступал против францисканцев- спиритуалов , учений Иоахима Флорского , У. Оккама , Михаила из Чезены, Марсилия Падуанского , Майстера Экхарта, написал неск. трактатов против еретиков. В своем трактате «De statu animarum sanctorum ante generalem judicium» (О состоянии душ святых до Страшного Суда), а затем и в булле «Benedictus Deus» (29 янв. 1336) Б. положил конец полемике о т. н. блаженном видении (visio beatica), определив, что только душам святых на небесах доступно непосредственное интуитивное созерцание Бога, в отличие от опосредованного знания Бога, к-рого человек может достичь в земной жизни.

http://pravenc.ru/text/78048.html

В реальной жизни оба этих института стремились установить свое господство. Каждая из сторон, вырабатывая политические доктрины, предполагала объединить Европу под своей эгидой: Рим под властью папы, светская власть – императора. Эта тенденция четко прослеживается в клюнииском движении и в борьбе пап и императоров за инвеституру. Папская теократия восторжествовала в вв. Но укреплявшая свои позиции светская государственность стремилась высвободиться от диктата Рима. Теоретические обоснования богословско-канонического и политико-юридического характера прав государства и государей на равное и самостоятельное положение рядом с церковью и папой можно обнаружить в трудах французских легистов и итальянских гуманистов, у Данте, Уильяма Оккама, Иоанна Пражского, Эгидия Колонны, Марсилия Падуанского. Мощное антиклерикальное направление общественной мысли, включившее в себя реализм и неортодоксальную мистику, возрождающееся римское право и античную образованность, светские жанры литературы, еретические учения и соборное движение, способствовало кризису доктрины папского полновластия (монархизма) и упадку авторитета церкви. Общественному настроению импонировала идея народного суверенитета, которая применительно к вопросам церковной политики подробно была изложена Марсилием Падуанским 72 , автором трактата «Защитник мира» (1324). Марсилий выступал сторонником разграничения церковной и государственной власти, отдавая приоритет последней. Он полностью исключал участие церкви в делах светского управления, но и ограничивал властные полномочия государей. Марсилий Падуанский развивал принцип народовластия. Он был сторонником выборной монархии (народ избирает и смещает правителя), в которой законы вырабатывают немногие сведующие лица, но утверждает их вся совокупность граждан. Апеллируя к апостольским временам, он истолковывал понятие « церковь » как союз всех верующих – священнослужителей и мирян, тогда как по представлениям того времени под церковью подразумевались папы и их кардиналы.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zapa...

С 14 в. государство, низведенное папской теорией на степень " грубой материи " , стремится отвоевать себе самостоятельное положение рядом с церковью. История этой борьбы связана с именами французских легистов, Данте, Оккама, Эгидия Колонны, Иоанна Парижского и Марсилия Падуанского. Кроме последнего все защитники империи отличаются отсутствием оригинальности. Политическая мысль искала новой почвы для своих построений, но еще боязливо оглядывалась на прошлое. Противопоставляя теории чистой папской теократии дуалистическую теократию и отстаивая принцип immediate a Deo, отвергая учение папистов о двух светилах, поборники империи считают, однако, нужным доказывать, что " луна ничем не уступает солнцу " : она меньше, не имеет " собственного света, но все-таки есть создание Бога, самостоятельно проходит свой небесный путь и освещает темный мрак ночей " (Эгидий, Оккам). Они признают факт Дарения Константина, хотя и скорбят об оплошности императора или, основываясь на Corpus iuris dvilis, отрицают юридическую силу акта. Данте внушает императору покорность по отношению к наместнику Христа, какая подобает первородному сыну по отношению к отцу. Оккам допускает вмешательство папы в светские дела, если это вызывается необходимостью. Несмотря на удар, нанесенный папством авиньонским пленением и фактической невозможностью поддержать свои притязания, идеи буллы Unam sanctam продолжают жить и получают новую формулировку в сочинении Аугустино Триумфо " Summa de potestate papae " ( " Сумма папской власти " ) (1320), долго служившем предметом изучения для богословов и канонистов. Хитросплетенные аргументы его, выхваченные из легенд, Аристотеля и Библии, бойцы католицизма пускали в ход еще в 16 в. против протестантов. 14 век может быть назван поворотным пунктом в истории развития теократических систем на Западе, началом разложения папского цезаризма, началом антиклерикального направления мысли, рационалистического отношения к вопросам религии и политики. Номинализм, отвергнув союз веры с наукой и церкви с миром, нанес решительный удар не только схоластике, но и папство.

http://drevo-info.ru/articles/2606.html

Ватиканский догмат существенно изменил до тех пор – и от ранних времен христианства – державшееся в Церкви, общее и православным и католикам представление о Церкви, как хранительнице откровенной истины. Раз определения Папы, говорящего «с кафедры» не подлежат отмене «сами по себе» ex sese, а не по решению Церкви – et non ex consensu Ecclesiae – (эти разъяснения были внесены по настоянию Пия 9), то значит Церковь , как духовное единство, перестает существовать, поглощается Папой. Меньшинство ватиканского Собора вполне правильно поэтому указывало, что догмат папской непогрешимости уничтожает собою догмат непогрешимости Церкви: за нею, указывали представители меньшинства, остается только «пассивная непогрешимость» (infallibilitas passiva), т.е., скажем прямо, – непогрешимость лишь на словах. Отныне Папа сам, не спрашиваясь Церкви, может вводить новые догматы (и Пий 9, предвосхищая решения подготовленного им Собора, сделал это еще в 1854 г., провозгласив догмат непорочного зачатия Богоматери), толковать старые, распоряжаться волей, разумом и совестью верующих. Церковь , в которую веруют католики, – уже не «единая, святая, соборная», а " ватиканская» (выражение Деллингера) Церковь . Надо сказать, что опасность эта была своевременно замечена. Оппозиция на ватиканском Соборе была представлена очень сильно. Ею руководили такие выдающиеся по положению, учености, дарованиям, моральному авторитету люди, как орлеанский еп. Дюпанлу, парижский архиеп. Дарбуа, пражский Шварцепберг, венский Раушер, уже названный Гефеле и Штросмайер. 8 Последний был прав, когда, быть может вспомнив средневекового защитника «соборной» теории Марсилия Падуанского, говорил, что на Соборах голоса должны не столько считаться, сколько взвешиваться. Защитникам ватиканского догмата до сих пор не удалось доказать, что на Соборе 1870 г. было соблюдено правило, формулированное Винцентом Леринским: «в догмат может быть возведено лишь то, что исповедовалось «всегда». «всеми» и «всюду». Не меньшую оппозицию ватиканское учение встретило и вне церковных кругов католических стран.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ross...

Аргумент этот заключался в отрицании того, что Петр принадлежит только Риму. И не потому только, что он до того, как пришел в столицу империи бывал и в Иерусалиме, и в Антиохии ( Деян. 1:10,15 ), но и потому, что Петр есть образец всякого епископа в его области. Эта раннехристианская мысль была наиболее ясно высказана в III веке свщмч. Киприаном Карфагенским : каждый епископ, предстоя в своей епархии, занимает «кафедру Петра» 203 . Мысль эта повторяется в самых неожиданных контекстах, включая агиографию. Согласно свт. Григорию Нисскому , Христос «через Петра передал епископам ключи почестей небесных» 204 . И даже Псевдо-Дионисий ссылается на образ Петра, описывая церковного «иерарха» 205 . Этот унаследованный от свщмч. Киприана взгляд на служение Петра, принадлежащее всем епископам, как это показывает множество текстов, терпеливо собранных И. Конгаром 206 , преобладал и на Западе. Таким образом, мысль о существовании «петровой» власти, независимой и отдельной от сакраментального преемства епископата, совершенно чужда раннехристианской экклезиологии. Всякий раз, когда византийцы непосредственно обсуждали преемство Петра в Церкви, они подчеркивали вселенскость служения всех апостолов, включая Петра. Особое же, всегда поместное и сакраментальное служение епископов неотделимо от общины каждого из них. Рим не может присваивать одному себе преемство Петра, и такое преемство, будь то в Риме или другом месте, обусловлено исповеданием петровой веры. И, наконец, всякий православный епископ обладает «властью ключей», данной Христом Петру 207 . Интересно отметить, что фактически все эти аргументы используются также Марсилием Падуанским 208 , с той разницей, что Марсилий признает разделение между сакраментальной и юрисдикционной властью и, следовательно, ищет, непосредственно предвосхищая протестантскую реформацию, административную систему, созданную congregatio fidelium. Из вышесказанного ясно, что подлинная богословская встреча между Востоком и Западом в XV веке не привела бы к принятию на Востоке западной соборной теории.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010