Важная информация об истории Патриархата содержится в османской архивной документации, однако этот блок источников, как и архивы ватиканской Конгрегации пропаганды, курировавшей деятельность католических миссионеров в Сирии, изучены еще далеко не достаточно. Ряд документов из переписки Афанасия Даббаса с Римом и европейскими дипломатами в Стамбуле был опубликован в начале XX в. Антуном Раббатом. Впоследствии к ним обращался митрополит Неофит Эделби, который также использовал в своих изысканиях неизданные исторические записки Германа Фархата (1670–1732 гг.), Маронитского митрополита Халеба, близко знавшего Афанасия В недавней монографии Хасана Чолака рассмотрена переписка Высокой Порты с соперничающими Антиохийскими Патриархами Кириллом аз-За’имом и Афанасием Стоит упомянуть также работы Брюса Мастерса, исследовавшего архивы Халеба XVII–XVIII Отдельные штрихи к теме позволяют добавить колофоны рукописей, генеалогические предания арабов-христиан (см. приложение 1), русские архивные документы. Все вместе эти материалы представляют новый ракурс антиохийской церковной истории, не только в плане событийного ряда, но и в том, что касается понимания ее движущих сил и социально-политических процессов, происходивших в арабо-христианском мире раннего Нового времени. Особого внимания заслуживает тема «трайбализма» в православной среде, родовой и региональной солидарности, которая в значительной степени определяла ход церковной истории, но при этом фактически игнорировалась как авторами источников того времени, так и позднейшими исследователями.   Операция «преемник» Для ближневосточных христиан, живших под мусульманским владычеством, были характерны сильное родовое сознание и земляческая взаимоподдержка, названные некоторыми авторами «ре-трайбализацией». С первых веков халифата складывались квази-аристократические династии христианских управленцев и придворных врачей, представители которых нередко «перетекали» на высшие уровни церковной иерархии. Процесс сращивания светской и церковной элит шел и в государствах византийского культурного круга – таких примеров немало в средневековой Сербии или Грузии.

http://sedmitza.ru/lib/text/6346329/

Постоянным негативным фактором являлись нестабильность религиозно-этнических отношений и междоусобицы, к-рые провоцировала Высокая Порта. Социальная и конфессиональная напряженность усугублялась отменой в 50-х гг. традиц. ограничений христ. культа. С этого времени допускались колокольный звон, установка крестов над церквами, пышные, с т. зр. мусульман, крестные ходы и др. христ. церемонии. Эти противоречия спровоцировали беспрецедентные по масштабам и числу жертв религиозные столкновения - друзско-маронитский конфликт 1841-1860 гг., погромы в Маалуле и Халебе 1850 г., дамасскую резню июля 1860 г. Особенной жестокостью отличалось истребление христиан в Дамаске: было убито неск. тысяч чел., сожжены все церкви в городе, а также патриаршая резиденция и находившаяся в Патриархии б-ка древних рукописей и книг. Среди погибших был крупнейший писатель и проповедник того времени свящ. Юсеф Муханна аль-Хаддад (память жертв дамасской резни АПЦ ежегодно совершает 10 июля). И. не пострадал, т. к. в тот момент находился за пределами Сирии. События вызвали возмущение всей христ. Европы, что дало повод Франции ввести войска в Ливан. В России были осуществлены благотворительные сборы в пользу жертв погромов - в течение месяца от открытия подписки было собрано и отправлено 18 тыс. р. ( Филарет (Дроздов). 1869. Письмо от 18 сент. 1860). Средства поступали в распоряжение созданного при генконсульстве в Бейруте Русского Комитета для оказания материальной помощи пострадавшим (Действия Рус. комитета. 1863. С. 106-109). Османское правительство, не желая давать повод для европ. интервенции, сурово наказало виновных и выплатило христианам значительную денежную компенсацию (65 тыс. тур. лир). Нецелевое использование И. поступивших в церковную казну средств вновь вызвало критику в арабо-правосл. среде. Ситуацию усугубил тот факт, что в 1864 г. правителем Румынии А. Й. Кузой был издан закон о секуляризации монастырских земель с уплатой единовременной компенсации св. местам, в результате чего АПЦ в числе проч.

http://pravenc.ru/text/293750.html

351 Таковы, напр., указания на некоторые исторические примеры Ветхого Завета (см. молитвы: при еп. рукоположения по чину пост. Апостольских, яковитскому и древне-римскому пресвит. рукоп.): ссылка на текст Мф.20:26 (в правосл. чине диакон. рукоположения); упоминание о херувимах и серафимах (в чине маронитском при диак. рук.); точное указание на полномочие пресвитера совершать таинство тела и крови Христовой (в галликанском и армянском, а также и современном римско-католическом чине пресвитерского рукоположения); подробный перечень епископских полномочий (в чине коптском и несторианском) и т. д. – Другие подобные указания см. Boudinhon, р. 557–562. – Кстати заметим, что Будепон приводит текст и сравнивает восемь образцов молитв, а именно: древнеримский, галликанский, греческий, коптский, маронитский, несторианский, армянский и постановлений апостольских, – Canoniste contemporain р. 539–557. 353 Когда Будепон выставил это положение в более резкой форме, т. е. с ясным упоминанием о диаконстве, пресвитерстве и епископстве, ему возразили, что в канонах Ипполита (которых он не имел в виду) о диаконстве молитва не упоминает, после чего он согласился, что его формула нуждается в исправлении и что таким образом нельзя утверждать необходимость упоминания в молитве о том сане, в который возводится рукополагаемый. – Lacey. Supplementum р. 20–21; – Puller. The Bull etc. p. 20–22, – Что касается самих терминов, которыми обозначаются священные степени, то совершенно справедливо замечено, что их точное упоминание в молитве не составляет необходимости. Такого упоминания нет не только в указанной молитве канонов Ипполита, но и в чинопостедованиях галликанском и маронигском. Поправка, нам думается, должна состоять не в том, чтобы совсем устранять положение о необходимости упоминания в молитве того сана, в который возводится рукополагаемый, а только в том, что об этом сане молитва должна упоминать лишь с большей или меньшей ясностью, хотя бы и не прибегая к самим терминам. В этом смысле и каноны Ипполита и формы галликанская и маронитская, ссылаясь на первомученика Стефана, ясно говорят о диаконстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

В 1540 году папа Павел III утвердил орден иезуитов. Члены сего ордена разосланы были всюду для распространения римского вероисповедания. В первой половине XVIII столетия они основали монастыри в Алеппо и на горе Ливанской. Маронитский шех Абу-Нафель, сын Абу-Надира, правителя дел при знаменитом ливанском князе Факр-ел-Дине, первый оказал своё покровительство европейским монахам на Ливане, дал им земли и дозволил завести училища. За это папа сделал его кавалером, а французский король пожаловал ему орден и сделал его своим консулом в Бейруте, тогдашней столице ливанского княжества. С тех пор иезуиты постепенно и терпеливо начали приготовлять унию в Сирии, в недрах церкви православной. Изучая арабский язык, принимая одеяние и обычаи страны, пользуя больных, помогая неимущим, благодетельствуя бедным архиереям, они так ловко вкрались в доверенность православного клира и народа, что даже проповедовали в церквах в Дамаске, Сидоне и Алеппо. Посещая эти города, они обыкновенно останавливались у православного патриарха и у архиереев его и, пользуясь их вниманием и ласками, знакомились с православными семьями и говорили им о величии Франции и о других западных державах и о папе римском, как о некоем покровитель и благодетеле всех церквей, умалчивая о разности догматов. Невежество и бедность сирийского духовенства, частые расколы патриархов и партий в клире и народе, неумение константинопольской церкви помирить и уничтожить эти партии, соседство маронитского сильного племени, которое в 1600 году обновило союз свой с Римом, всё это благоприятствовало иезуитам и их цели. В Алеппо, Бейруте и Сидоне поселились европейские негоцианты и консулы. Многие из туземцев служили в консульствах и конторах переводчиками, факторами, прислужниками, ещё большая часть пользовалась покровительством посольств французского, венецианского и генуэзского на основании прежней торговой системы Турции. Эти посольства снабжали подданных турецких бератами и фирманами, коими представлялись им торговые права европейцев и покровительство консулов. Таким образом, с ведома Порты составлялось в Сирии туземное купечество из христиан, привилегированное от римско-католических держав и следственно к ним признательное. Чувства уважения и благодарности богатых купцов к этим державам, естественно, перешли и к многочисленным бедным семействам, кои жили заказами сих купцов. А в этой-то воде иезуиты и ловили рыбу. Они льстили самолюбию богачей и угождали их страстям, указывая на лучший устав церкви римской, которая разрешает в посты есть рыбу, молоко и масло, дозволяет браки в ближайших степенях родства и на четвёртый брак смотрит, как на законный, а не как на терпимое любодеяние и проч. Богачи и наипаче отлучённые от церкви за четверобрачие полюбили эти обаяния и начали папежствовать, но сначала скрытно. А известно, что от богатых развращаются и бедные. Начало унии в Дамаске

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Премьера фильма «Синод – радость идти вместе». Москва Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости Священник из Алеппо: СМИ распространяют ложную информацию о том, что происходит в городе 19.12.2016 14:14 Версия для печати Алеппо, 15 декабря 2016. Интерьер маронитской церкви Алеппо, 19 декабря, Apic/AsiaNews/Fides/ZENIT/Благовест-инфо. «Сегодня распространяется очень много ложной информации о том, что происходит в Алеппо», -- свидетельствует католический священник Зияд Хилал – консультант Иезуитской службы беженцев и сотрудник фонда «Помощь Церкви в нужде». Эти заявления о. Зияд, находящийся с 1 сентября в Алеппо, сделал после посещения восточной части города, освобожденной на прошлой неделе от оппозиционеров сирийскими войсками. В телефонном интервью журналистке Андреа Крогман, корреспонденту католических агентств KIPA-APIC и KNA в Иерусалиме, священник-иезуит, в частности, прокомментировал слухи о том, что правительственные войска расстреливают мирных жителей. «Я сомневаюсь в этом, -- сказал о. Зияд. – Возможно, и были какие-то отдельные случаи, но здесь об этом никто не говорит. В эти дни было распространено большое количество ложной информации и поддельных фотографий. Организации, работающие на месте, – такие как Красный Крест – до сих пор не сообщали о таких инцидентах. Людям свойственно преувеличивать. Нужно воздерживаться от провокаций, сохранять спокойствие. Задача состоит в том, чтобы помочь людям принять друг друга и встать на путь примирения. Мы разрушили город, потому что до сих пор не научились вести диалог. Мы потеряли нашу цивилизацию и разрушили нашу историю. Ради чего? Это трагедия».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Премьера фильма «Синод – радость идти вместе». Москва Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости Ливанский кардинал: план Кушнера – «пощечина века» 04.07.2019 20:46 Версия для печати Бейрут, 4 июля, AsiaNews/Благовест-инфо. С резкой критикой плана мирного урегулирования на Ближнем Востоке, предложенного Джаредом Кушнером, выступил ливанский кардинал Бешара Бутрос ар-Раи. В своей проповеди глава Маронитской Церкви заявил, что план Кушнера – «не сделка века, а пощечина века». «Так называемая сделка века является, на самом деле, пощечиной века – по отношению как к палестинскому делу, так и к возвращению сирийских беженцев на родину, где бы они смогли продолжить писать свою историю, живя на своей собственной территории, укрепляя свою собственную цивилизацию», – заявил маронитский патриарх в ходе освящения церкви св. Стефана в ливанском селении Герфин. 25 июня Джаред Кушнер, зять и советник Дональда Трампа, представил в Бахрейне план, включающий инвестирование 50 млрд. долларов в экономику палестинских территорий и стран, в которых сегодня находится большое количество беженцев (Ливан, Египет, Иордания), По словам кардинала ар-Раи, этот план является попыткой «натурализации» палестинских беженцев в странах, которые дали им приют, «замаскированной под финансовую помощь». Ранее с критикой плана Кушнера выступили лидеры Палестины.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

«Все более опасные масштабы в преломлении сирийского кризиса принимают противоречия внутри ислама, которым нельзя позволить возобладать», подчеркнул он. Россия, отметил министр, «дорожит своими дружественными отношениями с арабскими и всеми мусульманскими государствами. Она заинтересована, чтобы исламский мир был един и занял свое достойное равноправное место в качестве одной из важнейших опор формирующейся полицентричной системы международных отношений». В преддверии проведения 22 января второй международной конференции по урегулированию ситуации в Сирии Армянский Католикос Великого Дома Киликийского Арам I и глава Тегеранской епархии Армянской Апостольской Церкви архиепископ Сепух Саркисян отбыли в Женеву, где проведут ряд встреч по ситуации вокруг проблемы притеснений христиан Сирии. Католикос Арам I намерен рассказать на женевской конференции о планомерных спецоперациях по уничтожению христианского населения Сирии, убийствах и случаях  насильственной исламизации армянских семей. Арам I уже провел встречи и консультации с  целью формирования общих взглядов и подходов христианских общин Сирии с Патриархом Антиохийской Православной Церкви Иоанном X (аль-Язиджи), маронитским патриархом кардиналом Бешарой Бутросом ар-Раи и сиро-яковитским Антиохийским Патриархом Мар Игнатием Закка I Ивасом.       Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 14 марта, 2023 8 февраля, 2023 29 декабря, 2021 16 февраля, 2021 30 октября, 2020 14 июня, 2020 10 сентября, 2019 20 марта, 2019 31 января, 2019 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/moskovskij-i-antioxijs...

По завершении встречи в присутствии представителей средств массой информации Предстоятель Русской Православной Церкви выступил с заявлением. Выразив удовлетворение, что нынешняя встреча совпала по времени с конференцией, на которой присутствуют главы Восточных Католических Церквей, Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Проходит эта конференция в особое время, судьбоносное для Ближнего Востока и, конечно, для христианского присутствия в этом регионе. И моя озабоченность, как я понимаю, совпадает с озабоченностью участников нашей сегодняшней встречи. Она касается, в первую очередь, положения христиан на Ближнем Востоке, в Северной Африке. Мы сталкиваемся со случаями прямой дискриминации, насилия над христианами в результате дестабилизации положения в ряде стран региона. Перемены, которые происходят, объединяют людей в стремлении построить более справедливое общество. Но вызывает огромную озабоченность тот факт, что эти добрые намерения сопровождаются часто страшным насилием, пролитием крови, дискриминацией и даже гонениями на христиан. Мы не можем оставаться безразличными перед этими явлениями. И мы обращаемся ко всему миру с просьбой обратить внимание на тяжелое положение, которое в ряде стран переживают сегодня христианские Церкви. Дай Бог, чтобы христианское присутствие на Ближнем Востоке в результате происходящих ныне событий не сократилось. Уже и так мы являемся свидетелями оттока христианского населения из этого региона. Ближний Восток не должен потерять своей уникальности, которая состоит в том, что здесь на протяжении более чем тысячи лет христиане и мусульмане жили вместе. В наш просвещенный век, который декларирует свою приверженность правам человека, не должно быть фактов изгнания людей с места их жительства по признаку веры. Вместе с Русской Церковью я молюсь о том, чтобы сохранились святые места, чтобы они никогда не превратились в музеи, чтобы здесь всегда была живая христианская община. И для достижения этой цели мы готовы сотрудничать со всеми христианскими общинами Ближнего Востока.

http://patriarchia.ru/db/text/1675131.ht...

Если принять во внимание самый древний элемент богослужения каждой Церкви, а именно – евхаристическую молитву, или евхаристический канон, можно определить на Востоке две традиции: Антиохийскую и Александрийскую, к которым относятся все остальные восточные традиции. На Западе наблюдаются тоже две главных традиции: Римская и Галло-испанская. Удивительно все-таки, что Римская евхаристическая традиция имеет много общего с Александрийской, между тем, как Галло-испанская традиция относится к Антиохийской. Антиохию, наследницу Иерусалимской церкви, можно справедливо называть «Матерью многочисленных Церквей». Благодаря энергии ее миссионеров антиохийские литургические традиции будут распространяться по всему древнему миру – от Китая до Испании и от Кавказа до Эфиопии. Рим и Александрия сконцентрируют свое проповедническое влияние прежде всего в Средиземноморском регионе, особенно в Северной Африке. Сама византийская традиция будет зависеть вначале от Каппадокии (Малая Азия) и Антиохии, позднее – от Палестины, и, до некоторой степени, – от Рима (например, в литургическом календаре). 3. Схема литургических традиций (обрядов) I. Антиохийская традиция а) Сиро-Западная традиция 1 . Сиро-антиохийский обряд, к которому принадлежат: сирийцы-яковиты (служат на сирийском и на арабском языках); сиро-католики; индийцы-яковиты (на сирийском и малаяламском языках); индийцы и сирийцы-маланкарцы (католики). 2 . Маронитский («антиохийский») обряд (католики Св. Марона в Ливане; служат на сирийском и арабском языках). б) Сиро-Восточная традиция 3 . Халдейский, или Ассирийский, обряд: несториане, католики, индийцы, малабарцы. в) Малоазийская традиция 4 . Византийский обряд: греки, грузины, славяне, арабы («мелхиты»), румыны и другие. Греко-католики. 5 . Армянский обряд (григорианцы и католики). II. Александрийская традиция 6 . Коптский, или египетский, обряд (св. евангелиста Марка). 7 . Эфиопский, или абиссинский, обряд. III. Римская традиция 8 . Римский, или латинский, обряд. 9 . Амвросианский, или медиоланский, обряд (св. Амвросия)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Arhiva Reprezentantul Patriarhului Moscovei i al întregii Rusii pe lâng Patriarhul Antiohiei a luat cuvântul la congresul „Cretinii din Orientul Mijlociu: motenirea i misiunea” desfurat în Liban 25 iulie 2015 19:29 24-25 июля 2015 года в ливанском университете Нотр-Дам, расположенном в пригороде Бейрута Зук, состоялся международный конгресс «Христиане Ближнего Востока: наследие и миссия». Цель конгресса, инициатором проведения которого выступила всемирная Маронитская Лига — определить позицию христиан Ближнего Востока перед современными вызовами, а также, опираясь на общехристианское наследие, обсудить пути развития миссии в той сложной ситуации, в которой сегодня оказались христиане Сирии, Ливана, Ирака, Египта и других стран ближневосточного региона. По благословению председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона в работе форума принял участие представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском и всего Востока игумен Арсений (Соколов) . На открытии конгресса выступили Патриарх Маронитской Церкви кардинал Бешара Бутрос ар-Раи, министр иностранных дел Ливана Джебран Бассил, президент Маронитской Лиги Самир Аби Алламаа, апостольский нунций в Ливане архиепископ Габриэле Качча и представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Великой Антиохии и всего Востока игумен Арсений (Соколов). Приветствовав организаторов и участников конгресса от имени Предстоятеля Русской Церкви, отец Арсений, в частности, сказал: «Инициатива Маронитской Церкви по проведению этого конгресса чрезвычайно важна. Христианство зародилось на Ближнем Востоке, здесь наши корни. Общее христианское наследие является тем фундаментом, на который должно опираться наше свидетельство и наша миссия. Нести слово Божье, провозглашать евангельскую весть о спасении сегодня на Ближнем Востоке трудно. Но наша миссия не труднее той, что была у первых христианских ближневосточных общин — общин, основанных святыми апостолами Христа. Воскресший Христос был с ними и их миссия имела успех: к IV-V векам нашей эры Ближний Восток стал христианским. На нас, христианах XXI века, лежит та же миссия, что и на христианах первых веков. Совместные пути ее реализации мы и собрались сегодня обсудить. Да благословит Бог нашу работу, совершаемую во славу Его. Да будет она успешной, чтобы нам вместе наметить пути межхристианского сотрудничества в свидетельстве о Христе на этой охваченной огнем, но такой дорогой нашему сердцу земле». В работе конгресса приняли участие представители ближневосточных Церквей, многочисленные ученые, христианские общественные и политические деятели, послы иностранных государств, в том числе посол России в Ливане А.С. Засыпкин. Представительство Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/4174420...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010