Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил Блаженнейшего Патриарха Игнатия IV и митрополита Бейрутского Илию за поддержку русского православного прихода в столице Ливана. Далее Святейший Патриарх Кирилл встретился с представителями ливанской государственной власти и общественности, отмеченными наградами Русской Православной Церкви, и ответил на вопросы. Предстоятель Русской Церкви рассказал о религиозной жизни в России, осветил ситуацию, сложившуюся вокруг преподавания в российских школах основ религиозной культуры, и заявил, что Русская Православная Церковь будет содействовать развитию паломничества к святыням Ливана. В тот же день состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Президентом Ливанской Республики генералом Мишелем Сулейманом. Стороны обсудили во время встречи в Бейруте сложную ситуацию на Ближнем Востоке и сошлись во мнении о необходимости мирных перемен и предотвращения новых проявлений христианофобии. Также Предстоятель Русской Православной Церкви отметил, что для Русской Церкви небезразлична судьба Антиохийской Православной Церкви, каноническая юрисдикция которой распространяется как на Сирию, так и на Ливан. Мишель Сулейман выразил надежду, что насилие в арабских странах прекратится и будут достигнуты демократические преобразования с учетом мнения всех слоев населения. Далее к участникам беседы присоединились иерархи христианских общин в Ливане: Блаженнейший Патриарх великого града Антиохии и всего Востока Игнатий IV; маронитский Патриарх Антиохии и всего Востока Бешара Бутрос ар-Раи, грекокатолический (мелхитский) Патриарх Гpuropuй III Лахам, сирокатолический Патриарх Антиохийский Игнатий Иосиф III Юнан, митрополит Бейрутский Илия (Антиохийская Православная Церковь), папский нунций в Ливане архиепископ Габриэле Джордано Качча. Обращаясь к ним, Святейший Патриарх Кирилл продолжил разговор о значении ливанской модели взаимоотношений общин и пригласил представителей христианских конфессий Ливана к участию в дискуссии о будущем устройстве человеческой цивилизации.

http://e-vestnik.ru/news/patriarh_blizhn...

Сирийское имя «Марон» представляет собой «уменьшительное от мар” – Господь, господин, как греческое Кириллос – от кириос”» . Это имя было распространено в Сирии, и его носили многие монахи. Одним из них был основатель монастыря, преподобный Марон-пустынник, подвижник рубежа IV и V веков, с посланием к которому обращался в свое время святитель Иоанн Златоуст. Он почитается как святой в Православной и Католической церкви. Именно его считает своим основателем Маронитская церковь, состоящая в унии с Римом со времен крестовых походов, ныне диафелитская, а до унии, заключенной в первый раз в 1182 г., а потом, после ее разрыва, возобновленной в 1215 г., – монофелитская. В монофелитский период своей истории марониты усваивали преподобному Марону-пустыннику приверженность учению о единой воле во Христе, но в источниках, относящихся к эпохе до VI Вселенского Собора, нет оснований для подобного утверждения, и современные марониты, по понятным причинам, оспаривают подобную аттестацию. Корни маронитского монофелитства иные, и они, конечно, не восходят к эпохе ранее VII столетия. В списках предстоятелей Антиохийской Церкви Иоанн Марон не значится По словам одного из лучших знатоков церковной истории сирийского Востока В. В. Болотова, «в церковной истории сирийского патриарха Бар-Эврайи есть известие, что при императоре Ираклии враждовали против монофизитов монахи Марона и население Эмесы... По Бар-Эврайе, эти монахи были на стороне Ираклия. Пользуясь благодеяниями греческого императора, эти монахи могли принять экфесис Ираклия, и среди них могли явиться эпигоны монофелитов, как Константин пресвитер апамейский» . Этот Константин был родом из Апамеи, где присутствие монофелитского элемента было значительным, если не сказать преобладающим. Это он отстаивал на VI Вселенском Соборе учение об одной воле во Христе после Голгофы и поэтому был низложен Собором как еретик. «В эпоху VI Вселенского Собора, – продолжает Болотов, – всем простецам воззрения Ираклия казались древним учением, и таким образом марониты могли образовать центр против монофиситов и (вместе) не принять учения VI Вселенского Собора» .

http://pravoslavie.ru/107358.html

Члены ордена, занимающие высокие посты, обеспечивают карьеру других членов ордена. В «Опус Деи» существует разряд так называемых " помощников " , которыми могут быть представители различных христианских конфессий, других религий и даже неверующие. Но членами ордена могут быть только католики - латинского или восточного обряда. 2. Католическая и греко-католическая церкви на Украине На Украине противостояние католиков (в том числе католиков восточного обряда, то есть униатов) и православных приняло жесткий характер, так как религиозная принадлежность увязывается с вопросом этничности, языка и политических предпочтений. Украинские католики осознают себя украинцами, стремятся минимизировать сферу употребления русского языка и выступают за сближение Украины с Европой, включая членство в ЕС и НАТО. Это наиболее прозападная и антироссийская часть украинского общества. При этом численность греко-католиков невелика. Согласно опросам марта 2009 г. , 39% украинских верующих принадлежат к трем основным православным церквям: Московского и Киевского патриархатов и Украинской автокефальной православной церкви, 44% назвали себя православными без принадлежности к определенной церкви, 8% - греко-католиками, чуть более 1% - протестантами. По данным 2002 г., католики латинского обряда составляют около 25 % католического населения Украины . На Украине остро проявляются противоречия между католиками латинского и восточного обрядов. Болезненная тема - предоставление Украинской греко-католической церкви (УГКЦ) статуса патриаршей церкви. Католическая церковь признает за главами ряда восточных католических церквей историческое право называться патриархами, если они признают власть папы. Шесть восточных католических церквей имеют статус патриарших: Армянская, Коптская, Сирийская, Мелхитская, Халдейская и Маронитская. Однако Рим не торопится предоставлять подобный статус УГКЦ. Восточные патриархаты крайне малочисленны, а украинское униатство, напротив, находится в стадии подъема. Возрождение УГКЦ постепенно выходит за рамки, установленные Ватиканом.

http://ruskline.ru/analitika/2010/02/22/...

15 ноября Святейший Патриарх Кирилл встретился в Бейруте с маронитским Патриархом Бешарой Бутросом ар-Раи. Во встрече также участвовали члены проходящего в эти дни в резиденции главы Маронитской Церкви в Бкерке Совета католических Патриархов Востока. В беседе с маронитским Патриархом Предстоятель Русской Церкви отметил, что между Московским Патриархатом и Маронитской Церковью установлены добрые отношения. Маронитская Церковь представляет внутри Католической Церкви древнюю антиохийскую традицию, к которой принадлежали великие отцы Церкви, подвижники, аскеты, церковные мыслители, напомнил Святейший Патриарх Кирилл. «Наше общее святоотеческое, аскетическое наследие может и должно играть важную роль в том числе и в православно-католическом диалоге», — уверен Патриарх. Упомянув о сложных богословских вопросах, которые в настоящее время являются предметом православно-католического диалога, Святейший Патриарх выразил убеждение, что богословский диалог не является единственным проявлением сотрудничества православных и католиков, и отметил важность совместной работы в деле сохранения христианских ценностей в современном мире: «У нас есть очень много тем, по которым мы единомысленны. Это и вопросы, связанные с семьей, с сохранением традиционной нравственности в жизни людей, это и защита окружающей среды, и вопросы социальной справедливости. У нас близкие взгляды на проблему богатства и бедности, на те мировоззренческие вызовы, которые обращены к христианству со стороны современной эпохи». Также Святейший Патриарх Кирилл назвал особенно болезненной проблему христианофобии, для противостояния которой нужны общие усилия христиан. В тот же день в завершение визита в Антиохийский Патриархат Святейший Патриарх Кирилл посетил Успенский Баламандский монастырь и Баламандский университет. После совершения молебна в монастыре и беседы с ректором Эли Салемом Святейший Патриарх встретился с преподавателями и студентами Баламандского университета и представил аудитории свою книгу «Свобода и ответственность».

http://e-vestnik.ru/news/patriarh_blizhn...

В заключение она рассказала о работе сестер Францисканок Марии – их осталось в Сирии всего лишь двенадцать, но они продолжают служить.  Группами по 3-4 сестры они ездят на северо-восток страны для проведения катехизации в селениях. В Дамаске и Алеппо сестры предоставляют жилье студентам университетов, которые приезжают из разных сел Сирии, принимая и мусульман, и христиан разных обрядов. Еще монахини управляют бесплатным детским садом для детей из Судана в Дамаске и школой для детей с ограниченными возможностями в Алеппо; принимают группы детей христиан разных конфессий из регионов, охваченных войной, которые приезжают в Дамаск на экскурсию. В своих домах в Дамаске и Алеппо сестры приютили беженцев (как христиан, так и мусульман), а огромную часовню в Алеппо предоставляют для встреч маронитской общины, чья церковь была разрушена. Но у малой общины сестер Францисканок Марии еще хватает сил на организацию бесплатной культурной программы: конференций и  киноклуба, чтобы «христиане из районов, охваченных войной, имели возможность отвлечься и повысить свой культурный уровень»! Кроме того, сестра Тереза рассказала о деятельности других монашеских конгрегаций и приходов, которые, благодаря поддержке международных христианских организаций, правительственных и неправительственных структур, занимаются многоплановым служением милосердия. Это центры питания и выдачи самых необходимых вещей; проекты восстановления разрушенных домов; центры психологической поддержки; программа бесплатной медицинской помощи, благодаря которой оплачиваются даже серьезные операции. «В особенности мне хотелось бы привести в пример инициативу апостольской нунциатуры в Сирии, под руководством кардинала Марио Дзенари, которая взяла на себя заботу о трех католических госпиталях в Сирии, двух в Дамаске и одном в Алеппо, сделав их доступными для всех, без политических или религиозных различий», – сказала монахиня.  Она выразила надежду на возвращение домой многих христиан, покинувших Сирию во время войны. «Я мечтаю о Сирии, где мы можем жить в мире и справедливости и где можно иметь хорошие отношения с разными национальностями и религиями, где христиане могут выполнять роль миротворцев, свидетелей любви Бога, который любит каждого человека без исключений», – завершила она.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В последующие 2-3 десятилетия произошло становление Мелькитской католической Церкви. Крупнейшим центром араб. униатства был Халеб, жители к-рого изгнали правосл. патриарха Сильвестра, а потом ценой больших выплат Высокой Порте добились изъятия города из его юрисдикции. Автономия униат. Халеба продолжалась с перерывами до сер. 40-х гг. XVIII в. В 1757 г. Сильвестр, отчаявшись сломить сопротивление местных униатов, передал Халебскую епархию под временное управление К-польского престола, который имел более стабильную поддержку османских властей и мог силой подавить католич. оппозицию. В Дамаске и др. городах внутренней Сирии правосл. Церкви удалось при помощи османской администрации сделать униат. движение нелегальным, действующим в подполье. Католич. епископы этих мест, поставленные К., как правило, не рисковали появляться на подведомственной территории, пребывая в ливанских мон-рях. Главным оплотом униатской общины стал Горный Ливан, находившийся вне прямого османского контроля, а со 2-й пол. XVIII в.- и прибрежные города (Бейрут, Тир, Сайда, Акка), управлявшиеся полунезависимыми от Стамбула владетелями. Униаты из внутренних районов Сирии переехали в Ливан и на побережье (1-я униатская церковь в Захле появилась в 1740, в Тире - в 1750), где составили значительную долю населения и образовали этническую торговую сеть, контролировавшую товаропотоки Вост. Средиземноморья. В Горном Ливане сложилось сообщество униатских мон-рей, объединенных в 2 конгрегации василиан : орден св. Иоанна Крестителя (аш-Шувайрия) с центром в мон-ре Мар-Юханна в Эш-Шувайре и орден Св. Спасителя (аль-Мухаллисия) во главе с обителью Дайр-эль-Мухаллис. Мон-ри, существовавшие за счет земельных пожалований друзских и маронитских эмиров, стали главным фактором выживания и развития Мелькитской католической Церкви, центрами лит. творчества и книгопечатания (с 1734 в Эш-Шувайре начала действовать типография, долгое время единственная на араб. Востоке). Здесь готовились кадры проповедников и буд. архиереев. В периоды гонений в обителях находили убежище церковные иерархи. Сильный региональный патриотизм, характерный для сир. христиан, нашел выражение и в монашеском движении - орден аш-Шувайрия пополнялся выходцами из Халеба, уроженцы Дамаска уходили в Дайр-эль-Мухаллис. Эти 2 группировки, возглавлявшиеся соответственно диак. Абдаллахом Захиром и свящ. Юсуфом Бабилой, постоянно боролись за преобладание в Мелькитской католической Церкви, что выразилось, в частности, в долгой полемике конгрегаций о степени строгости монастырских уставов и во взаимных обвинениях в неблагочестии. Периодически возникали трения мелькитов-католиков с маронитами (на почве отношения к культу св. Иоанна Марона ) и францисканцами Св. земли (из-за Аккской епархии).

http://pravenc.ru/text/1840393.html

Епископы США не остались равнодушны к призыву своего нигерийского собрата. Так, епископ Абдалла Элиас Зайдан (Abdallah Elias Zaidan), глава маронитской епархии Богоматери Ливанской в Лос-Анджелесе и председатель Международного комитета за мир и справедливость ( International Justice and Peace Committee ) при Конференции епископов США, выслушал речь Анагбе и заверил, что епископы США весьма обеспокоены нарастающими преследованиями христиан в Нигерии. «Наши епископы постоянно отслеживают ситуацию с гонениями в стране, и нам очень важно слышать достоверную информацию из первых уст, от наших собратьев на местах, — заявил Зайдан в интервью CNA. — Говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, и фотографии в подкрепление историй, которые мы увидели и услышали, раскрыли нам во всем ужасе зверства, тяготы и страшные испытания, которым подвергаются наши тамошние братья и сестры. Церковь в Нигерии определенно нуждается во всевозможной поддержке — не только финансовой и духовной, но и политической, и особенно в нашей могучей солидарности как Церкви». Зайдан заверил, что Католическая служба помощи ( Catholic Relief Services ) не прекращает работы на местах, стремясь облегчить страдания христиан в Нигерии, и при этом собирает свидетельства от Анагбе и других информаторов среди духовенства и мирян, дабы точно оценить ситуацию и найти пути наиболее эффективного выхода из кризиса. «Мы собираем данные с мест, обобщаем их в центре, рассматриваем, изучаем и ищем наилучшие способы преодоления подобных ситуаций, — заверил епископ Зайдан. — Нам повезло жить в этой стране, где свобода вероисповедания уважается заметно выше, чем во многих других странах мира. Однако именно это привычка к уважению оборачиваются нашей слабостью. И потому очень хорошо, что нам, благополучным, открывают глаза, обращают наши сердца и умы к бедам и страданиям наших братьев и сестер по всему миру. Каждый из нас, обращаясь к своему сердцу, разуму и душе, ищет, что еще можно и нужно сделать для наших ближних, ежечасно тревожится о них, поддерживает и молится за них».

http://patriarchia.ru/db/text/6100384.ht...

История Маронитской Церкви может быть разделена на несколько основных периодов. Первый период (IV–VII вв.) рассматривает корни маронитских общин в то время, когда они находились в полном единстве с Антиохийской Православной Церковью, разделяли ее учение и канонические правила. Второй период (VII–XII вв.) относится ко времени монофелитской ереси и откола от полноты Православия ее последователей, образовавших самостоятельную Маронитскую Церковь. Третий период, наиболее продолжительный во времени (XII–XVIII вв.), рассматривает вступление в юрисдикцию Рима и процесс латинизации Маронитской Церкви. Четвертый и последний период (конец XVIII–koheц XX вв.) — жизнь маронитов в новой истории. Жизнь Маронитской Церкви этого этапа в основном сосредоточена на вопросах государственного строительства, защиты интересов христианства в регионе и на диалоге с исламским окружением. 2. Происхождение маронитских общин 2.1. Понятие о маронитах и происхождение термина Практически все компетентные ученые сходятся в описании истории маронитов после XVI века, но в оценке предшествующего периода единодушия не наблюдается. И одним из наиболее принципиальных является кажущийся простым вопрос: кто же такие марониты ? В узком смысле слова марониты представляют собой конфессиональную общину, определяемую специфичностью вероисповедания и обряда, которая, зародившись на Ближнем Востоке (Сирия), распространилась ныне практически по всем континентам. Вместе с тем их религиозная и социально-общественная обособленность вскормили настоящее национальное самосознание. Сами марониты в подавляющем большинстве считают себя самостоятельной нацией, приводя как аналог пример ближневосточных армян. Были созданы целые теории, доказывающие наличие у маронитов неарабских этнических корней. Согласно одной из них (не имеющей, правда, под собой никакой реальной основы), они происходят из древней Финикии. Согласно другой (возможность которой более обоснована), они представляют собой потомство мардаитов — изначально иранского или анатолийского населения, обосновавшегося в Ливане в IV веке. Эта народность поставляла немало солдат армии Византии для борьбы с арабами. Затем, при императоре Юстиниане II, это племя рассеялось — за исключением небольшой своей части, сохранившейся в Ливанских Горах 2 . Разделяет мнение о мардаитских корнях современных маронитов и русский историк А. В. Карташев 3 . Третья теория чаще всего выдвигается маронитскими историками, желающими доказать местные корни своих общин. Она связывает маронитов с потомками арабского племени бедуинов, обосновавшимися в Ливане в дохристианскую эпоху 4 .

http://pravmir.ru/o-maronitskoy-tserkvi/

Община халкидонитов в VIII в. была расколота противостоянием православных и монофелитов ( маронитов ). Антиохийский патриарх Феофилакт бар Канбара в кон. 40-х гг. VIII в., опираясь на силовую поддержку халифа Мервана, пытался привести к покорности монофелитов М., однако долгий конфликт закончился институциональным отделением монофелитской общины, построившей собственную церковь ( Mich. Syr. Chron. T. 2. P. 511). Впосл. маронитская община М. исчезла (точное время неизв.). Правосл. архиереи в М., судя по упоминаниям в различных источниках, сохранялись по меньшей мере до XII в. ( Todt. 1995. S. 181). Среди епископов города наиболее известен Агапий Манбиджский , автор одной из первых арабо-христ. хроник. Появление этого текста (ок. 941) свидетельствует о высокой степени арабизации северосир. мелькитов к сер. X в. В ходе дезинтеграции халифата в кон. IX - сер. X в. М. некоторое время пребывал в сфере влияния егип. династий Тулунидов и Ихшидидов, окрестных бедуинских племен кальб и килаб и, наконец, в 945 г. вошел в состав эмирата Хамданидов, принявшего на себя основной удар визант. «реконкисты». В 962 г. М. был на короткое время захвачен визант. полководцем Никифором Фокой (с 963 имп. Никифор II Фока ), а правитель города Абу Фирас, известный поэт и родственник хамданидского эмира, уведен в плен. В 966 г. Никифор снова подступил к стенам М. и потребовал выдать ему главную городскую святыню - черепицу с ликом Христа; получив реликвию, император отступил, не тронув города ( Eutych. Annales. 1909. Pt. 2. P. 127; эта история с большими искажениями воспроизводится также у Льва Диакона: Лев Диакон. История. М., 1988. С. 40, 186-187). В 974 г. М. был взят визант. войсками имп. Иоанна I Цимисхия , к-рый вывез из города хранившиеся там реликвии - сандалии Христа и волосы св. Иоанна Предтечи (Там же. С. 86, 217). Византийцы и в этот раз недолго удерживали город. На протяжении большей части XI в. М. пребывал под контролем халебской династии Мирдасидов. В кон. 1068 г. им овладел визант. имп. Роман IV Диоген , стремившийся обезопасить коммуникации между Эдессой и Антиохией.

http://pravenc.ru/text/2561810.html

Он рассказал о сотрудничестве РПЦ «с теми силами, которые начинают открывать глаза на Западе»: в первую очередь, это общественные организации, христианские движения (о. Димитрий особо отметил миротворческую деятельность Общины св. Эгидия). Священник сообщил, что РПЦ постоянно поднимает проблему геноцида христиан на международном уровне.  За последнее время Москву посетили главы гонимых восточных Церквей: Сирийской Церкви Востока, Коптской, Маронитской, Сиро-Католической Церквей. Все они, по словам священника,  «ощущают поддержку РПЦ», считают ее и Россию «важнейшим фактором надежды». Кроме того, председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион недавно посетил Великобританию, где он читал в ведущих университетах лекции о положении христиан на Ближнем Востоке, открывая многим глаза на реальное положение дел. На следующей неделе состоится встреча митрополита Илариона с председателем ИППО Сергеем Степашиным, где речь пойдет об углублении и координации сотрудничества в общем деле помощи гонимым ближневосточным братьям-христианам.   Все более тесным становится сотрудничество РПЦ с Римско-Католической Церковью, продолжил представитель ОВЦС. «Мы тесно сотрудничаем по оказанию помощи христианам, ибо большинство страдающих на Ближнем Востоке  христиан являются католиками. Мы солидарны в понимании первостепенной необходимости сохранить христианское присутствие на Ближнем Востоке, способствовать возвращению беженцев. Христиане должны почувствовать, что они не брошены на произвол судьбы, должны почувствовать нашу поддержку», -- сказал о.Димитрий. Отвечая на вопрос одного из журналистов о том, не должна ли Церковь проклясть, предать анафеме тех, кто участвует в злодеяниях на Ближнем Востоке, священник разъяснил, что все церковные прещения могут относиться только к членам Церкви. Что же касается отношения к боевикам, то евангельский пример дают сами христианские мученики, которые погибают от их рук: «Посмотрите на лица коптов, убитых недавно террористами в Ливане . Они не проклинали своих убийц, помня слова распинаемого Христа: «Прости их, Господи, ибо не ведают, что творят». Их глаза полны любви, они верят в Бога – Любовь». По словам о. Димитрия, часто в ряды боевиков попадают совсем юные люди – «это слепые  орудия, к ним нужно относиться как к жертвам идеологии зла, ненависти». «Но когда говорят, что нужны проклятия в их адрес, это противоречит нашим христианским убеждениям, и это будет только на руку тем, кто хочет разжечь войну. Мы гасим зло любовью», -- пояснил священник.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010