Надп. в евр. тексте (=в халд., в греч. кодд. Ват. и Син., в лат., в толк. Евсевия, в греч. Псалт. 862 г. еп. Порфирия к в Феодорнтовой толковой X в.) имеет одно имя Давида; слав.-русск. перевод с прибавлением пред именем Давида слова «Псалом» соответствует вод. Александр., Библиям Альд. и Компл. и толк. Афанасия и Зигабена. аломъ Двд. а. Сд, Гди, бидщы м, побор борющы м. 1. Вступись, Господи, в тяжбу с тяжущимися со мною, побори борющихся со мною; в. и щитъ и востани въ помощь мою: 2. возьми щит и латы и восстань на помощь мне; г. изсни мечь и заключ сопротивъ гонщихъ м: рцы дш моей: тво азъ. 3. обнажи меч и прегради путь преследующим меня; скажи душе моей: «Я – спасение твое!» 1–3. Возбуждаемый завистью к славе военных подвигов Давида, Саул обвинял его в измене, в злоумышлении на его жизнь и в домогательстве престола ( 1Цар.18:29; 19:17; 20:30–31; 22:7–19; 24:10–12 ) и искал его смерти. Давид с своей стороны за такие несправедливые обвинения и преследования по закону Моисееву имел право отмстить своему врагу тем же самым, чего тот домогался ( Втор.19:19–21 ), то есть смертию; но как пророк, преобразовавший собою Христа Спасителя, возвышаясь от буквы ветхого – к духу нового завета, он, не смотря на разрешение закона, считал мщение лить дозволенным людям по их жестокосердию (ср. Марк. 10:5 ) беззаконием ( 1Цар.24:14 ) и великодушно отказывался от своего права, предоставляя единому праведному Судии всех Богу разобрать его дело с Саулом, защитить невинно гонимого и воздать должное возмездие гонителю. – Да рассудит Господь между мною и тобою и да отметет тебя Господь т меня; но моя рука не будет на тебя. Господь да будет судиею и рассудит между мною и тобою. Он рассмотрит, разберет дело мое и спасет меня от руки твоей ( – ст. 13–16), – так говорил он Саулу после того, как, имея возможность убить его, пощадил его жизнь и тем ясно доказал, что никогда не имел и не имеет против него злого умысла. Излагая молитвенно пред Богом такие мысли и желания во всем псалме, – в 1–3 ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

О богообразности ангелов прямо свидетельствовал прп. Иоанн Дамаскин : «Создатель и Творец ангелов, приведший из не сущего в бытие и создавший их по образу Своему, бестелесными по естеству...» (Точное изложение Православной веры. Кн. 2. Гл. 3). Св. Анастасий Синаит и св. Григорий Палама уточняли, что богообразность ангелов несколько отличается от человеческой, поскольку люди имеют тела, а ангелы бесплотны. 272   Господь сказал Самуилу: Не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце ( 1Цар. 16:7 ); Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной [красоте] кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом ( 1Пет. 3:4 ). 273  Прп. Марк Подвижник : «Если ты грешишь, то не обвиняй ни тело, ни душу, а ум» (PG. 65, 933). Прп. Антоний Великий : «Ум не есть душа, но дар Божий, спасающий душу. Богоугодный ум течёт впереди души и советует ей презреть временное, вещественное и тленное, а возлюбить блага вечные, нетленные и невещественные» (Наставления о доброй нравственности. Гл. 94//Добротолюбие. Т. 1, стр. 69). «Душа есть в мире рожденная, а ум выше мира, не рожденный» (Там же. Гл. 136, стр. 74). 275  Свт. Феофан Затворник : «Душа составляет низшую сторону внутренней жизни, а высшую составляет дух, иже от Бога, богоподобная, равноангельская сила – которая и составляет характеристическую черту человека» (Собрание писем. Вып. 1. M., 1898, стр. 98). 278  Протопресв. Василий Зеньковский полагает, что необходимо в человеческой личности различать два уровня её бытия, изменяемую и неизменную часть, эмпирическую надстройку и богоданный фундамент: «Начало личности непроизводно, невыводимо; если эмпирическое «я» как центр нашего эмпирического самосознания бесспорно питается из социального опыта, то само возникновение эмпирического «я» предполагает более глубокое «я» – данное в непосредственном самосознании до всякого опыта... Необходимо различать это глубокое «я» как лоно самосознания, как центр духовной жизни, как непроизводный фактор самовидения, и эмпирическое «я» (Основы христианской антропологии. http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/38280.php ). 279  В связи с этим у В.Н. Лосского есть такое высказывание: «Понятие личности предполагает свободу по отношению к природе, личность – свободна от своей природы, она своей природой не определяется. Человеческая ипостась может самоосуществляться только в отказе от собственной воли, от того, что нас определяет и порабощает естественной необходимостью» (Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991, стр. 93).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

Ученик, сидя долго, был побеждаем помышлениями потихоньку уйти и лечь спать, но он понудил себя, воспротивился помышлению и остался. После этого сон начал склонять его, но он не ушел. До семи раз повторилось с ним такое колебание, но он с твердостью устоял. По прошествии полуночи старец проснулся и, увидев ученика сидящим близ себя, сказал: “Отчего ты до сих пор не ушел?” Ученик отвечал: “Оттого, отец, что ты не отпустил меня.” – “Почему ты не разбудил меня?” – “Я не осмелился толкнуть тебя, чтобы не беспокоить.” Они встали и начали отправлять утреню. По окончании утрени старец отпустил ученика. Оставшись один, старец пришел в исступление. И вот некто показывает ему прославленное место, в нем трон и над троном семь венцов. Старец спросил того, кто показывал: “Кому все это принадлежит?” Тот отвечал: “Ученику твоему даровал Бог и место это, и трон за его жительство. Эти же семь венцов он заслужил в эту ночь.” Услышав это, старец удивился, позвал ученика и спросил его: “Скажи мне, что сделал ты этой ночью?” Он отвечал: “Прости меня, отец! Я ничего не сделал.” Старец, думая, что он говорит по смирению, сказал: “Поверь, я не успокоюсь, пока не скажешь мне, что сделал или что помышлял ты ночью.” Брат, не зная за собой никакого дела, не находил, что сказать, и потому отвечал старцу: “Прости меня, отец! Я ничего не сделал, разве только то, что до семи раз был склоняем помышлениями уйти и лечь спать, но не пошел, потому что не был отпущен тобой по обычаю.” Старец, услышав это, тотчас понял, что ученик столько раз был увенчан Богом, сколько раз противостал помышлениями. Он ничего из виденного не возвестил брату, чтоб не нанести ему вреда, но поведал это духовным отцам. Уясним, что за победу и над малыми помышлениями Бог венчает нас. Благо человеку понуждать себя ради Бога во всяком деле. Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его ( Мф. 11:12 ). (Еп. Игнатий. Отечник. С. 495. 100). 823. Авва Антоний надеждой будущего мздовоздаяния отгонял бесовские помыслы См.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Мы перед Господом – банкроты, но за смирение Он не отринет нас. Для нас лучше, имея грехи, считать себя великими грешниками, чем, имея какие-либо добрые дела, надмеваться ими, считая себя праведными. Господи, мы так еще не делаем, грешниками себя не считаем, а в праведники так и рвемся. Прости нас, Господи. Мы и молитву мытаря не усвоили, и Иисусову молитву не произносим как великие слова, так как в них заключается смирение, а где смирение, там и вера. Господи, прости нас, что, зная все это, мы не воплощаем закон Твой в жизнь. В первые века христианства жил в Греции замечательный подвижник по имени Марк. Рано он оставил мир, поселился на Фраческой горе, где в уединении и безмолвии подвизался о Господе. От людей он не мог заимствовать примеров, но в законе Господнем поучался день и ночь. Однажды прибыл Антоний, чтобы погребсти его тело, так как Господь призывал уже Марка к Себе. Когда Антоний пришел, Марк встретил его с любовью и завел с ним духовную беседу. – Как теперь живут христиане? По-прежнему ли их преследуют? Ведь я вот уже девяносто лет в пустыне и за это время не видел ни одного человека. – Твоими святыми молитвами, отче, гонения прекратились, всюду открыто совершается христианское богослужение, – ответил Антоний. – Слава Богу! – воскликнул Марк. – А есть между христианами такие, которые скажут горе сей: «Ввергнись в море», и она их послушает? Когда Марк произнес эти слова, то вдруг раздался страшный треск и гора, на которой были подвижники, сдвинулась со своего места и вверглась в море. Марк, обратясь к горе, как к живому существу, сказал: – Стой спокойно, я не тебе говорю. Следовательно, слова Марка имели творческую силу, так как он был творцом закона. Мы, грешные, конечно, не можем творить таких дел, но если, по слову Спасителя, будем иметь веру с зерно горчичное и смиряться, то Господь не отринет нас, а спасет, какими Сам весть судьбами. Господи, мы, грешные, не имеем творческой силы, ибо не умеем быть творцами закона, не имеем веры хотя бы с горчичное зерно, не умеем смиряться. Прости нас, Господи и Тебе известными путями спаси нас. 37. Желание исправления

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

317 Публий Гельвий Пертинакс (1.08.126–28.03.193), император с 1.01.193 г. Был убит во время мятежа преторианской гвардии. 318 Дидий Север Юлиан (133 или 137–193) император в 193 г. (занимал престол 66 дней). Был низложен сенатом и убит рядовым солдатом во время мятежа Септимия Севера. 319 Марк Аврелий Север Антонин Каракалла (4.04.186–8.04.217), император с 4.02.211. После смерти его отца, Септимия Севера, который объявил своими преемниками обоих братьев, бежал в лагерь преторианской гвардии и побудил солдат к мятежу. Преторианцы ворвались во дворец и убили его брата Гету. 322 Марк Аврелий Антонин Гелиогабал (204–11.03.222), император с 8.06.218. Вместе с матерью Юлией Симиамирой был убит преторианцами. 323 Марк Аврелий Север Александр (1.10.208–1819.03.235), император с 10.03.222. Был убит при солдатском бунте в Майнце вместе с матерью Юлией Маммеей. 324 Гай Юлий Вер Максимин (ок.17273–10.05.238), император с марта 235 г. Был убит вместе со своим сыном взбунтовавшимися солдатами при осаде Аквилеи. 325 Здесь имеется в виду Марк Антоний Гордиан III (20.01.225–11.02.244), император с июля-августа 238 г. Был умерщвлен по приказу бывшего префекта претория Филиппа Араба, его преемника. 326 Марк Юлий Павел Филипп Араб (ок. 200-сент. 249 г.) Император с марта 244 г. Погиб в битве с войсками императора Деция под Вероной. 327 Гай Мессий Квант Деций Траян (195–251), император с 249 по 251 г. Погиб в сражении против карпов и готов в сражении у Абрутий в Мезии. 328 Гай Вибий Требониан Галл Август, император в 251–253 гг., вместе со своим сыном и соправителем Волусианом был убит в Интерамне, в походе на очередного претендента на престол Эмилиана. 331 Публий Лициний Валериан (ок.193– после 260), император с сентября 253 по осень 259 г. Попал в плен к персам в сражении при Эдессе и умер в плену. 332 Публий Лициний Эгнаций Галлиен (218– весна 268 г.), император с сентября 253 г. Был убит у Медиолана во время восстания командира конницы Авреола. 333 Марк Аврелий Карин, император с июлля 283 до лета 285 г. Был убит после поражения в сражении при Марге с войсками Диоклетиана.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Sholas...

Фрагмент 17. Коротко об успехах. Гиркана, Антигона, Ирода, Августа, Антония и Клеопатры    Октавий Себаст, или Август, как называют его римляне, приемный сын Гая Юлия Цезаря, по возвращении в Рим из Аполонии, что в Эпире (там он получил образование), добился первого места в правительстве Рима, а Марк Антоний взял под свое господство Азию и прилегающие к ней районы. Тогда же среди иудеев начались протесты против правления Ирода. Но Марк Антоний предал посланцев от противников Ирода смерти и вернул Ироду царство. Впрочем, вскоре после этого Ироду снова пришлось спасаться бегством из Иудеи вместе с первосвященником Гирканом и Фазаэлем, своим братом, и снова искать помощи у Антония. Не имея популярности в народе, Ирод вынужден был мечом возвращать себе царство. В конце концов он одержал победу, и Антигон бежал к парфянам. Там он заручился поддержкой парфянского царя (в этом видную роль сыграл его сын, которому Антигон обещал заплатить в случае победы 1000 талантов золотом). Ироду снова пришлось бежать. Фазаэль же пал в битве, а Гиркан схвачен живым и доставлен к Ангигону. Антигон отрезал ему уши, после чего, по иудейскому закону, Гиркан уже не мог быть первосвященником, и отправил его парфянам (убивать его он не желал, так как Гиркан приходился ему родственником). Ирод же бежал к арабскому царю Малиху. Тот из страха перед парфянами отказал Ироду, и беглец пришел за помощью в Александрию к Клеопатре. Тогда же прошли 185-е Олимпийские игры, и Клеопатра убила своего брата Птолемея, который фиктивно приходился ей мужем. Когда же к Киликии приблизился Антоний, Клеопатра поспешила ему навстречу, дабы обезопасить себя и свою страну. Ирода же она оставила в Александрии, поручив ему следить за Египтом в ее отсутствие. Ирод настоятельно просил ее не оставлять ничего в его владении покамест он не вернет себе свою страну. Клеопатра согласилась и взяла его с собой. Антоний, увидев Клеопатру, без памяти влюбился в нее, и вместе они отослали Ирода в Рим, к Августу, который дал ему в помощь римских солдат в Палестине и Сирии, чтобы те вернули Ирода на иудейский трон. Сделал он это отчасти ради былых заслуг Антипатра, отца Ирода, отчасти — ради самого Ирода, отчасти — из-за помощников Антигона — парфян, которые давно уже представляли угрозу для Рима. Вместе с римлянином Социем Ирод начал войну против Антигона, которая длилась несколько лет. Также в то время умер брат Ирода Иосиф. Ирод же, приходя к Антонию…

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3474...

К частным заповедям, узаконяющим выделение некоторой части из имущества в пользу нуждающихся, причислялись аскетами следующие: всякому просящему у тебя дай и от взимающего твоя не истязуй ( Лк. 6:30 ); хотящему заяти от тебе, не отврати ( Мф. 5:42 ; Марк Подвижник , 1. с. р. 973 D.). Одновременно с выполнением общей заповеди производится и выполнение частных заповедей: «ибо, – говорит Марк Подвижник , – раздавший всё бедным за один раз выполнил все вышереченные (частные) заповеди» (ibid. р. 976 А.). «Потому-то, – продолжает преп. Марк, – боголюбивые и твёрдо верующие понуждают себя на общие заповеди», не отказываются совершать и частные, если представится к тому случай (ibid. р. 976 В.), т. е. если кто-нибудь из нуждающихся обратится за материальным пособием к подвижнику, уже выполнившему общую заповедь, и если этот последний в состоянии будет уделить нищему нечто из своего скудного пропитания, добываемого ежедневным трудом, или оказать ему милость иным способом. «Не можешь благотворить телесной рукой, – благотвори правым произволением», – говорит Марк Подвижник . «Великое дело – имеющему деньги дать бедным; но миловать ближних в согрешениях» ( Лк. 17:3 ) настолько важнее, насколько душа выше тела (De poenit. с. 4. Μ. 1. с. р. 969 D., 972 А.). Пример такого разумения евангельских заповедей касательно употребления имущества показал самым делом св. Антоний Великий . Услышав в церкви слова Спасителя: аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим, и гряди в след Мене.., Антоний отдаёт недвижимую собственность жителям своей деревни, а всё движимое (κινητ) продаёт, вырученные деньги (ργρον) отдаёт бедным (τος πτωχος) и начинает внимать самому себе (Vita S. Anton, с. 2. Μ. XXVI, 841 С.; с. 3, р. 844 А.). Так точно поступил и ученик Антония – палестинский подвижник Иларион Великий. Часть имущества, оставшегося после смерти своих родителей, он уступил своим братьям, а другую раздал бедным, не оставив себе совершенно ничего, опасаясь наказания, постигшего Ананию и Сапфиру ( Деян. 5:1–5 ), и особенно имея в виду слова Господа: иже не отречется всего своего имения, не может быти мой ученик ( Лк. 14:33 ; Hieronim.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

948 Проквестор — квестор в провинции. 949 Т.е. постановление народного собрания. 950 Фаргелион — название месяца в афинском календаре. Соответствует дасию в сирийско-македонском календаре. 951 Сарды — город в Малой Азии (некогда столица Лидийского царства). 952 Кос — остров в Эгейском море. 953 Квинтилий — пятый месяц в древнеримском календаре (год начинался с марта). После смерти Юлия Цезаря был переименован в «юлий» (июль). По реформе календаря, осуществленной Юлием Цезарем, год начинался с 1 января. 954 Лаодикея — город в Малой Азии на реке Лик. 955 один из консулов суффектов 45 г. до н.э., избранный на три последних месяца этого года, так как Юлий Цезарь сложил с себя звание консула. 956 Траллы — город в Малой Азии. 957 Милет — город на юго-западном побережье Малой Азии. 958 Галикарнас — город на юго-западном побережье Малой Азии. В честь правителя Мавсола (371—353 гг. до н.э.) в городе был воздвигнут Мавзолей, считавшийся одним из семи «чудес света». 959 Анфестерион — название месяца в афинском календаре. Соответствовал дистру в сирийско-македонском календаре. 960 На Капитолии находился государственный архив Рима (Табулярий). 961 Это произошло в 46 г. до н.э. 962 Луций Стаций Мурк, прибывший в Сирию с тремя легионами, был наместником этой провинции в 45—43 гг. до н.э. 963 Гай Юлий Цезарь был убит в здании сената 15 марта 44 г. до н.э. Во главе заговора стояли Марк Юний Брут и Гай Кассий Лонгин. Вскоре после этого в Риме началась новая полоса гражданских войн. 964 Гай Кассий Лонгин прибыл в Сирию наместником вопреки решению комиций, которое отменяло прежнее решение Цезаря. Сирия должна была достаться не Кассию (ему была определена Киренаика), а Долабелле, сыгравшему важную роль в установлении порядка в Риме в связи с массовыми выступлениями плебса из-за убийства Цезаря. Но Кассий прибыл в Сирию в конце 44 г., раньше Долабеллы. 965 Иосиф Флавий, очевидно, имеет в виду соперничество за власть между консулом Марком Антонием и молодым (ему было всего 19 лет) Октавианом, усыновленным в свое время Цезарем, сразу после убийства Цезаря. Это соперничество вылилось в военные действия, когда Марк Антоний двинул войска в Галлию, чтобы расправиться с противником Цезаря Децимом Брутом, а против Антония выступили основные силы римской армии во главе с консулами и Октавианом. Антоний был разбит, однако в ноябре 43 г. до н.э. Октавиан, Марк Антоний и наместник Нарбоннской Галлии Эмилий Лепид заключили союз (так называемый второй триумвират).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3445...

156 Под молодым Цезарем здесь подразумевается Октавиан. Гай Октавий приходился внучатым племянником Юлию Цезарю. Рано потерявший отца, Октавий, по завещанию Цезаря, был им усыновлен и принял имя Гай Юлий Цезарь Октавиан. В ноябре 43 г. до н.э. Октавиан, Марк Антоний и Марк Эмилий Лепид заключили второй триумвират. Решением народного собрания им предоставлялась верховная власть на пять лет для наведения порядка в Римском государстве. Брут и Кассий были их противниками. 157 Феликс – римский военачальник, назначенный Кассием командующим римским гарнизоном в Иерусалиме. Ранее же Антипатр отдал управление Иерусалимом своему сыну Фазаелю. Конфликт между ними был неизбежен. 159 Из страха перед Иродом Гиркан обручил с ним эту знаменитую по своей красоте и трагической жизни Мариамму. Брак состоялся позже, когда Ирод уже был назначен царем и осаждал Иерусалим. (Перев.) 160 В двух сражениях при Филиппах (в Македонии), где сошлись в кровавом бою друг против друга два огромных римских войска, Антоний и Октавиан разгромили Брута и Кассия. Кассий погиб, Брут покончил жизнь самоубийством. 164 В 41 г. до н.э. Антоний покинул бурлившие восточные провинции и, увлеченный своим романом с Клеопатрой, отправился за нею в Египет, провел там зиму 4140 г. Летом 40 г. он вернулся в Италию. На Востоке Антоний снова появился только в 38 г. до н.э. 166 Пятидесятница – шебуот (древнеевр.– праздник недель), справляется на 50-й день пасхи. Поначалу был земледельческим праздником жатвы у древних евреев, затем получил иной смысл – праздника в память дарования богом Торы (Пятикнижия) Моисею на горе Синай. 171 Более вероятным выглядит вариант из «Иудейских древностей» (XIV, 13, 10), по которому Антигон приказал отрезать уши Гиркану. 175 После конфликта 41–40 гг. до н.э. между Антонием и Октавианом, выразившемся в войне Луция Антония и Фульвии (брата и жены Марка Антония) против Октавиана, в которой победил последний, в октябре 40 г. произошло примирение Марка Антония с Октавианом на встрече в Брундизий. Триумвиры произвели новый раздел провинций между собой. Антонию достались восточные провинции, Октавиану – западные, Лепиду – северная Африка. Ирод прибыл в Рим вскоре после Брундизийского соглашения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Л. Н. Толстого. Будучи основательно знаком с германской философской литературой, ученый пастырь сразу понял, что Толстой находится под влиянием Германскаго пантеизма и поэтому обличения его были глубоко компетентны и убедительны. Сам Толстой пожелал познакомиться со своим оппонентом и Архимандрит Антоний посетил его в Москве в его доме, проведя с ним известное время в мягкой доброжелательной беседе и заручившись обещанием Толстого посетить его в Троицкой Лавре. Этого обещания Толстой не исполнил, при чем циркулировали слухи, что Толстой заявлял, что он опасается «Антониевскаго магнетизма», разумея под этим тот церковный дух, который господствовал у Архимандрита Антония. Во всяком случае Толстой с доброжелательством отзывался о критических замечаниях Архимандрита Антония и говорил, что «меня понимает только о. Антоний» и высказывал свое удивление его влиянию на студентов. После этого посещения среди студентов распространился слух, что будто бы их ректор получил запрос от своего начальства, на каком основании он посетил явнаго отступника и врага Церкви и что будто бы о. ректор ответил, что «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» ( Марк. 2, 17 ). Любя всех своих студентов. Архимандрит Антоний особенно покровительствовал обучавшимся в академии славянам, грекам и сербам, видя в них представителей тех древних Восточных Церквей, к взаимообщению с которыми он стремился всей своею душой. Кроме того он стремился дать академическое образозание не только установленному штатному числу студентов, но по возможности всем желающим, и для этого он начал широко принимать «вольнослушателей» постепенно переводя их в число штатных студентов. Но самой главной заботой его в отношении студентов это было – склонить их к пострижению в монашество. Внимательно следя за студентами, за их способностями, расположениями, за их нравственной жизнью, Архимандрит Антоний как бы намечал среди них жертвы своей пастырской любви и затем с материнской заботливостью начинал ухаживать за ними, стремясь свободно расположить их сердце к принятию монашества.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010